6. Суббота. Попразднство Сретения Господня. Прп. Вукола, еп. Смирнского. Иконы Божией Матери «Елецкой-Харьковской». Служба прп. Вукола, еп. Смирнского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Сретения Господня. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 1-й – 3, и преподобного, глас 6-й – 3. «Слава» – праздника, глас 5-й: «Испытайте Писания…» , «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 5-й: «Ветхий деньми…». По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Отпуст: «Иже во объятиих...». На малом повечерии – поется служба прп. Парфения, еп. Лампсакийского, и прп. Луки Елладского, с 7 февраля (ср.: Типикон, гл. 49-я, 1-е «зри») . На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и преподобного на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобного). По 3-й песни – седален преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 1-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника: «Духом во святилищи...» (см. 2 февраля). «Слава, и ныне» – тот же светилен. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Велие и страшное таинство…». По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Отпуст 1-го часа: «Иже во объятиих...». На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь преподобного. Кондак праздника.

http://patriarchia.ru/bu/2022-02-19/

7. Пятница. Мчч. Сергия и Вакха. Прп. Сергия Обнорского, Вологодского чудотворца. Обретение мощей прп. Мартиниана Белоезерского (службу зри 12 января) . Свт. Ионы, еп. Ханькоуского . Служба мчч. Сергия и Вакха шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха. На вечерне кафизма 15-я (которая не была прочитана на утрене четверга). На «Господи, воззвах» стихиры мучеников, глас 6-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – мучеников, глас 4-й: «Сергий и Вакх...», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Распинаема Христа...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й. «Слава» – мучеников, глас 8-й: «Укрепися Христовых мученик...», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Что зримое видение...». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Крестом Сына Твоего...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь мучеников, глас 5-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Крестом Сына Твоего...». Кафизмы 19-я и 20-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и мучеников на 6. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален мучеников, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос мучеников, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен мучеников, «И ныне» – Крестобогородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры мучеников, глас 1-й и глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – мучеников, глас 3-й: «Коль добро и коль красно...», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Оружие сердце Твое пройде...». «Тебе слава подобает...» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

http://patriarchia.ru/bu/2023-10-20/

Елизавета Феодоровна Романова Преподобномученица Елизавета: тайна свидетельства о Христе до крови Ее осуждали, обличали в тайном протестантизме. Но у Великой княгини, которую злые языки звали «немкой» и «англичанкой» - у любимой внучки королевы Виктории, была русская душа. Санатория Елизаветы Феодоровны в Новороссийске Великая княгиня Елизавета Федоровна лично все продумала до мелочей. И все вещи в Санатории «до последнего гвоздя» были доставлены из Москвы, что в целом составило 450 пудов багажа – более 7 тонн. Разноликие царские дни Закончилась ночная Божественная Литургия в ночь с субботы на воскресенье в Свято-Троицком соборе этого небольшого старинного уральского города, и несколько сотен верующих - большинство из них - женщины, но немало мужчин и детей - выходят в предрассветную мглу, чтобы совершить 12-километровый крестный ход. Игумен Серафим (Кузнецов) «Верный в малом во многом верен будет» Помяните, помолитесь обо мне, я русский, не по своей воле погребенный за пределами родины, игумен Пермской Епархии, тот, кто выполнил христианский долг перед ближними Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна В час тяжелого испытания Елисавета Феодоровна просила помощи и утешения у Бога. На следующий день она причастилась Святых Тайн в храме Чудова монастыря, где стоял гроб супруга. Акафист святой преподобномученице великой княгине Елисавете Кондак 1 Избранная от рода державнаго дщерь Российская, любовию изобильною и милосердием Богу и ближним добре послужившая, за веру во Христа Господа нашего душу свою положившая и венцем славы Христовы украшенная, восхваляем; подвиги и страдания твоя, с любовию воспевающе ти сице: Радуйся, святая преподобномученице Елисавето, красото Церкве Российския, невестою Христовою быти удостоенная. Икос 1 Ангельскою […] Святая преподобномученица Елизавета Федоровна и вопрос о пути русского монашества Е. В. Белякова, Н. А. Белякова В 1884 году Гессенская принцесса Элла вышла замуж за брата государя Александра III, великого князя Сергия Александровича. В Россию она пришла уже с высокими христианскими традициями семьи родителеи — дочери англиискои королевы Виктории Алисы и великого герцога гессенского Людвига. Еще ребенком она вместе со своими родными регулярно посещала больницы. […]

http://pravmir.ru/tag/elizaveta-feodorov...

История праздника Празднование Вознесения восходит к самой глубокой древности. Так, уже Апостольские Постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (кн. 5, гл. 18). Особенно важны в этом отношении свидетельства св. Иоанна Златоуста и блаж. Августина. Первый называет этот праздник важнейшим и великим и относит его к разряду праздников, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, несомненно, установлены Апостолами. Последний, упоминая о повсеместном чествовании праздника по преданию, прямо усвояет ему апостольское установление. Каноны праздника написаны св. Иоанном Дамаскиным и св. Иосифом Песнопевцем. Кондак и икос принадлежат св. Роману Сладкопевцу . Особенности богослужения Праздник Вознесения Господня относится к числу подвижных Господских праздников. Он имеет один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднства. Отдание праздника бывает в пятницу 7-й седмицы по Пасхе. На великой вечерни «Блажен муж...» не поется. По «Ныне отпущаеши...», на «Бог Господь...» и в конце утрени поется тропарь праздника, глас 4-й: «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира». На утрени – полиелей и величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с пречистою Твоею Плотию Божественное Вознесение». Степенна 4-го гласа, 1-й антифон. Прокимен: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». Евангелие от Мф., зач. 71. После Евангелия поется: «Воскресение Христово видевше...» (один раз). Канона два. Ирмосы по дважды. Тропари на 12. Каноны составлены Иоанном Дамаскиным и Иосифом Студитом. Катавасия – св. Пятидесятницы: «Божественным покровен...». «Честнейшую...» не поется, но поются тропари праздника. Первый припев: «Величай, душе моя, вознесшагося от земли на небо Христа Жизнодавца». И хор поет ирмос: «Тя паче ума и словесе Матерь Божию в лето Безлетнаго неизреченно рождшую, вернии, единомудренно величаем». Ко второму канону – свой припев: «Ангели восхождение Владыки зряще, ужасахуся, како со славою взятся от земли на горняя». Во все седмичные дни попразднства до отдания праздника включительно на утреннем каноне поется катавасия – ирмосы Вознесения: «Спасителю Богу...».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Кондак на Зачатие и Рождество Иоанна Предтечи Скачать epub pdf 1. Церковно-славянский текст Минеи, 24 июня/7 июля н.ст. Кондак, глас 3. Подобен: Дева днесь: Прежде неплоды днесь Христова Предтечу раждает,/и той есть исполнение всякаго пророчества:/ егоже бо пророцы проповедаша,/на Сего во Иордане руку положив,/явися Божия Слова пророк, проповедник, вкупе и Предтеча. Икос: Восхвалим ныне Господня Предтечу,/ егоже священнику Елисаветь роди из ложесн неплодных, но не без семене:/Христос бо един вместилище пройде непроходимо без семене./Иоанна неплоды роди, без мужа же сего не роди,/Иисуса же, осенением Отца и Духа Божия, Дева роди Чистая./Но Безсеменному явися от неплодныя пророк и проповедник, вкупе и Предтеча. 2. Русский перевод диак. Владимира Василика Вниманию читателей портала Православие.Ru предлагается кондак в честь святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, посвященный его зачатию и рождеству. Относительно авторства существуют некоторые сомнения. В некоторых рукописях он приписывается неизвестному песнописцу Дометию, в большинстве же рукописей его автором называется преподобный Роман Сладкопевец . Преподобный Роман Сладкопевец (480–560) – современник и, возможно, советник святого императора Юстиниана, защитник православия, автор около 100 кондаков (больших и сложных богословских поэм) – написал несколько гимнов в честь святого Иоанна Предтечи, который горячо почитался в Константинополе. Достаточно сказать, что один из старейших монастырей в царствующем граде – Студион – был посвящен Предтече. Богословие кондака говорит о рождении Иоанна Предтечи как о торжестве жизни над смертью , ее цветения над бесплодием. Вместе с тем рождение святого Предтечи Иоанна от бесплодной матери предзнаменует Рождество Христово от Чистой Девы. Переводчик постарался по возможности точно передать стихотворный размер оригинала, который написан достаточно сложным стихом, подразумевающим как определенное количество слогов не только в каждом стихе, но и его отрезке, так и соответственный порядок ударений.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 11 августа 2024 года 29. Неделя 7я по Пятидесятнице. Глас 6й. Мч. Каллиника. Мц. Серафимы девы. Рождество свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских. Перенесение Великорецкой иконы свт. Николая из Вятки в Москву. Прпп. Константина и Космы Косинских, Старорусских. Прп. Романа Киржачского. Служба мч. Каллиника не имеет праздничного знака, совершается вместе с воскресной службой Октоиха. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 6й – 7, и мученика, глас 8й – 3. «Слава» – мученика, глас тот же: «Благочестия поборника…», «И ныне» – догматик, глас 6й: «Кто Тебе не ублажит…». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 3й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 6го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Множество согрешений…». На стиховне стихиры воскресные, глас 6й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель…». По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 6й (дважды). «Слава» – тропарь мученика, глас 4й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…». Кафизмы 2я и 3я. Малые ектении. Седальны воскресные . Непорочны (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа . Евангелие воскресное 7е. «Воскресение Христово видевше…». По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6й: «Воскрес Иисус от гроба…». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 3, Богородицы на 3 и мученика на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3й песни – кондак мученика, глас 2й; седален мученика, глас 3й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6й песни – кондак и икос воскресные, глас 6й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 7й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 7 октября 2024 года 24. Понедельник. Первомц. равноап. Феклы. Прп. Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца. Прмч. Галактиона Вологодского. Мирожской иконы Божией Матери. Блгв. кн. Владислава Сербского . Служба первомц. Феклы шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры первомученицы, глас 8й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – первомученицы, глас 6й: «Страстотерпческими борении…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Архангельски воспоим…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6й. «Слава» – первомученицы, глас 8й: «Львов стремление попрала еси…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Архангела Гавриила…». По Трисвятом – тропарь первомученицы, глас 4й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Воспитавшейся во храме…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь первомученицы, глас 4й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Воспитавшейся во храме…». Кафизмы 4я, 5я и 6я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50й. Каноны: Октоиха 1й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2й на 4 и первомученицы на 6. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3й, 6й, 8й и 9й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3й песни – ин кондак первомученицы, глас 8й; седален первомученицы, глас тот же (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6й песни – кондак и икос первомученицы, глас 2й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен первомученицы, «И ныне» – Богородичен Минеи. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры первомученицы, глас 2й и глас 4й – 4. «Слава» – первомученицы, глас 1й: «Страдальческий подвиг…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Святейшая святых…». «Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Ж. Ж. Тиссо. Проклятая смоковница Господь Иисус Христос после Своего входа в Иерусалим, проголодавшись, захотел собрать смокв с увиденной Им смоковницы, но дерево оказалось без плодов. Господь проклял дерево, и оно тотчас засохло. Удивленным ученикам Он сказал, что по вере без сомнения они могут получить все, о чем они будут просить. Также в Великий понедельник на Литургии Преждеосвященных Даров читается Евангелие о Втором пришествии Христовом (Мф.24:3-35). Второе Пришествие Христа. В. Васнецов Толкования Сюжет об Иосифе Проданный братьями, затем спасший и язычников-египтян, и их самих, Иосиф является прообразом страдающего Господа Иисуса Христа, преданного учеником, отвергнутого Своим народом и спасающего через Свои страдания и смерть род человеческий. Сюжет о проклятой смоковнице Преподобный Ефрем Сирин , толкуя фрагмент о проклятой смоковнице, напоминает о ветхозаветной заповеди, согласно которой следовало оставлять на смоковнице плоды для сирот и бедных (ср.: Втор.24:19-21). «Господь… проклял ее, чтобы впредь не рождалось на ней плода по закону (естественному), так как она не исполнила закона (Моисеева)». Дионисий. Пафнутьево-Боровский монастырь, фрагмент росписи. Слева «Проклятая смоковница» Как правило, вызывает удивление то, что Господь ждал от смоковницы плодов не по сезону. На это преподобный Ефрем отвечает: «Несвоевременно же [не в то время, когда созрели плоды] искал плода на этой смоковнице для того, чтобы она сделалась образом Того, Который в свое время ослабил и разрешил закон». Преподобный Ефрем предлагает еще одно толкование проклятия смоковницы: в бесплодном дереве Господь обличил Иерусалим, где искал любви, однако жители города проявили ненависть к сотворившим плод покаяния. Наконец, святой предлагает мистическую интерпретацию смоковницы. Согрешив, Адам лишился той славы, которой был облечен, и покрыл свою наготу листьями смоковницы (Быт.3:7). Господь же пришел и потерпел распятие, чтобы исцелить раны и язвы всего человечества, как Адама, и «возвратить наготе его одежду славы». Смоковницу же Он иссушил для того, чтобы показать, что Адам возведен к прежней славе и больше не нуждается ни в листьях, ни в кожаных одеждах. «Итак, отселе человек не имеет надобности в смоковничьем дереве, которое засохло (и) листья коего, пока были зелены, служили одеждой стыда и покрывалом позора». Богослужебные тексты Великого понедельника Икос Великого понедельника

http://pravmir.ru/velikij-ponedelnik-2/

О БОГОСЛУЖЕНИИ В ДЕНЬ СВЕТЛОГО ХРИСТОВА ВОСКРЕСЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ ВОСКРЕСЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА ВЕЛИКИЙ ПОСТ СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА ПАСХА НЕДЕЛЯ АП. ФОМЫ НЕДЕЛЯ СВЯТЫХ ЖЕН-МИРОНОСИЦ НЕДЕЛЯ О РАССЛАБЛЕННОМ НЕДЕЛЯ О САМАРЯНЫНЕ НЕДЕЛЯ О СЛЕПОМ ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ПЯТИДЕСЯТНИЦА О БОГОСЛУЖЕНИИ В ДЕНЬ СВЕТЛОГО ХРИСТОВА ВОСКРЕСЕНИЯ Из " Настольной книги священнослужителя " [ вернуться к оглавлению ] Полунощница, утреня, часы, литургия и вечерня. Полунощницу нужно начинать не позднее 11 часов 20 - 30 минут, чтобы не спеша совершить ее. Так как литургия совершается непосредственно после утрени, то входные молитвы читаются до полунощницы по обычному чину, начиная Трисвятым. Чин полунощницы. При закрытых царских вратах и завесе иерей на солее творит начало " Благословен Бог наш " , " Царю Небесный " не читается, но по возгласе " Аминь " сразу Трисвятое и прочее. Псалом 50-й. Канон " Волною морскою " . Ирмосы по дважды, тропари на 12 и катавасия - тот же ирмос. Канон следует читать одному из священнослужителей пред Плащаницей. По 3-й песни седален и по 6-й кондак и икос Великой субботы. В начале 9-й песни отверзаются царские врата. Совершающий полунощницу иерей с диаконом исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, при пении слов катавасии 9-й песни " Возстану бо и прославлюся " подъемлют Плащаницу и относят в алтарь. Вслед за этим царские врата закрываются. Плащаницу полагают на святой престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи. Так как обычно Плащаницы устраиваются выпуклыми и на них невозможно при совершении литургии поставлять дискос и чашу, то Плащаница, которая износилась в Великую Пятницу, полагается на свое обычное место, а на престоле простирается другая, гладкая, не вышитая, а писанная. По каноне - Трисвятое по " Отче наш " , певцы - " Егда снизшел еси " . Краткая сугубая ектения, как в начале утрени, и отпуст.

http://zavet.ru/pasha04.htm

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010