архим. Антоний Прогнание лукавых духов. Чудо 10-е Радуйся, мучителя бесчеловечного изметающая от начальства (Икос 5). Один человек, по имени Дамиан, жительством из города Минска (сей город в то время принадлежал к Литовскому княжеству), был одержим бесом, который страшно его мучил. Услышав о чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, что в монастыре Ильинском, пошел он туда, неся с собою свою беду – злого мучителя. На дороге, когда был вблизи церкви во имя Елецкой Божией Матери, стоявшей между Черниговом и монастырем Ильинским (Елецкая церковь тогда находилась в запустении, а посему при ней никого не жило), злой дух поверг его на землю и стал мучить. Тем местом случилось проходить инокам, которые, увидев страшные его мучения, пожалели и, взяв с собою, привели в Ильинский монастырь к образу Пресвятой Богородицы. Здесь, как только ввели они бесноватого в церковь , лукавый дух вышел из него по благодати Пресвятой Богородицы; больной совершенно выздоровел и прожил в монастыре довольно долгое время. Беседа 10-я Не весте, коего духа есте вы ( Лк.9:55 ), сказано было некоторым из учеников Христовых. Но представим, что кто-либо сейчас захотел присмотреться к многоразличным душевным движениям многих людей – духу гордости, духу неправды, духу лукавства духу вражды, духу рвения, духу ярости, духу ненависти, – что бы тогда сказал? То же, думаю, самое – «Не весте, коего духа есте вы», ибо каждый живет своим духом, но не как прежде, когда все жили одною душею, в любви и единомыслии. Ныне все многодушны, ибо живут, друг друга раздражая и один другому завидуя. Иной о душе своей небрежет до того, что можно думать, что он имеет не одну душу, но многие, и как будто погубив одну, имеет в запасе другую, и десятую. Таких людей следует называть бездушными, ибо не хранят души своей для жизни вечной. Сердце их представляет вместо обитания множества духов злобы, о чем вполне истинно Давид говорит в следующих словах – сердце его собра беззаконие себе ( Пс.40:7 ). – Кто же отгонит от нас сих беззаконных духов? Та, на которую Дух Святый найде и сила Вышнего осени ( Лк. 1:35 ), только прибегнем к Ней с сокрушенным и смиренным духом ( Пс. 50:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/o-pochit...

Вторник. 14. Вторник. Ап. от 70-ти Акилы. Мчч. Кирика и Иулитты (с 15 июля). Прп. Никодима Святогорца (службу зри 1 июля). Прп. Стефана Махрищского. Блгвв. кн. Владимира и кн. Агриппины Ржевских (с 15 июля). На этот день с 15 июля переносится служба мчч. Кирика и Иулитты. Служба ап. Акилы и мчч. Кирика и Иулитты шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы прп. Никодима Святогорца (Б). А. На вечерне кафизма 6-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: апостола, глас 1-й – 3, и мучеников, глас 4-й – 3. «Слава» – мучеников, глас 6-й: «Приидите и узрите…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Никтоже притекаяй к Тебе…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 4-й. «Слава» – мучеников, глас 8-й: «Трилетен Троицу проповедаше…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Радуйся, вселенныя похвало…». По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3-й. «Слава» – тропарь мучеников, глас 4-й: «Мученицы Твои, Господи...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «К Богородице прилежно…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостола, глас 3-й (дважды). «Слава» – тропарь мучеников, глас 4-й: «Мученицы Твои, Господи...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «К Богородице прилежно…». Кафизмы 7-я и 8-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), апостола на 4 и мучеников на 4. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мучеников). По 3-й песни – кондак апостола, глас 4-й; седален апостола, глас тот же. «Слава» – седален мучеников, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Примечание. Типикон умалчивает о кондаке мучеников, глас 2-й: «Жертва приятна...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 135 об.) этот кондак также отсутствует. По 6-й песни – кондак и икос мучеников, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую».

http://patriarchia.ru/bu/2021-07-27/

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 20 августа 2024 года 7. Вторник. Попразднство Преображения Господня. Прмч. Дометия. Обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского (службу зри 23 ноября) . Прп. Пимена Многоболезненного, Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Антония Оптинского . Прп. Меркурия Печерского, еп. Смоленского, в Ближних пещерах. Прп. Пимена, постника Печерского, в Дальних пещерах. Служба прмч. Дометия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Преображения (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Митрофана, еп. Воронежского, в соединении со службой попразднства Преображения (Б) . А. На великой вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 4й – 3, и преподобномученика, глас 6й – 3. «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Прообразуя Воскресение Твое…». Вход. Прокимен великий, глас 7й: «Бог наш на Небеси и на земли…», со стихами (по обычаю). Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры праздника, глас 6й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 5й: «Приидите, взыдем на гору…». По Трисвятом – тропарь преподобномученика, глас 4й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 7й. Отпуст (в открытых царских вратах): «Иже на горе Фаворстей…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 7й (дважды). «Слава» – тропарь преподобномученика, глас 4й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 7й. Кафизмы 7я и 8я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50й. Каноны: праздника 1й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и преподобномученика на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия по 3й, 6й, 8й и 9й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобномученика). По 3й песни – кондак преподобномученика, глас 6й; седален преподобномученика, глас 8й. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же. По 6й песни – кондак и икос праздника, глас 7й.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 20 июня 2024 года 7. Четверг 7й седмицы по Пасхе. Попразднство Вознесения. Сщмч. Феодота, еп. Анкирского . Прав. Алексия Московского (с 9 июня) . Сщмчч. Павла и Григория Мокинских . Прав. Павла Таганрогского . Служба сщмч. Феодота, еп. Анкирского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Вознесения (Триоди) (А) . На этот день с субботы, 9 июня, может быть перенесена полиелейная служба прав. Алексия Московского (ср.: Типикон, 25 мая, 2е «зри»), совершаемая в соединении со службой попразднства Вознесения (Триоди) (Б) . А. На вечерне кафизма 12я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Триоди, глас 4й – 3, и священномученика, глас 1й – 3. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 6й: «Взыде Бог в воскликновении…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди, глас 2й. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 1й: «Возшед на Небеса…». По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же. Отпуст: «Иже во славе…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4й (дважды). «Слава» – тропарь священномученика, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же. Кафизмы 13я и 14я. Малые ектении. Седальны Триоди (по дважды). Псалом 50й. Каноны: праздника Вознесения 1й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и священномученика на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия по 3й, 6й, 8й и 9й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3й песни – седален священномученика, глас 1й. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 8й: «Всед на облаки…» (см. в праздник Вознесения, по 3й песни канона). По 6й песни – кондак и икос Вознесения, глас 6й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника: «Учеником зрящим Тя…» (см. в праздник Вознесения). «Слава, и ныне» – тот же светилен. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Триоди, глас 2й. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 7й: «На гору Елеонскую…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Скачать epub pdf Вступление И создал Господь Бог человека из праха земного, И вдунул в лице его дыхание жизни, И стал человек душою живою ( Быт. 2:7 ) О духовной жизни написано и сказано немало, поэтому невольно возникает вопрос: стоит ли говорить о ней вообще и в каком смысле, в частности? Речь у нас пойдёт о духовной жизни христианина, в том числе и монаха. Сама духовная жизнь рассматривается нами, как противостояние царству тьмы (зла) в аспекте аскетическом. Апология монашества и его история в нашу задачу не входят. Сам человек (пол, возраст), его земная жизнь, условия, здоровье, питание и прочее будут рассматриваться постольку, поскольку это имеет прямое отношение к нашей теме. Под «духовной жизнью» люди светские прежде всего понимают занятия наукой, исусством и литературой, культурой в широком смысле этого слова, однако этого далеко недостаточно. По учению Церкви Христовой, духовная жизнь – это всё то, что способствует стяжанию Духа Святого. Не хлебом единым будет жить человек, – говорит Иисус Христос , – но всяким словом, исходящим из уст Божиих ( Мф. 4:4 ). Следовательно, подлинная духовная пища для плодоносной жизни человека – это слово Божее и всё, что основано на нём, включает в себя гораздо больше понятий. Таким образом, духовная жизнь есть такой образ земной жизни человека-христианина, когда дух человека, занимая господствующее положение в отношении души и тела, направляет их деятельность при помощи благодати Божией в сторону жизни вечной, то есть Царствия Божия. Как свидетельствует слово Божие, человеческая природа состоит из трёх частей: духа, души и тела. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранятся без порока в пришествие Господа Нашего Иисуса Христа ( 1Фес. 5:23 ). – говорит апостол Павел. Эта идея прекрасно выражена архиепископом Иннокентием Херсонским в Акафисте Святой Троице «Свят еси Господи Боже Наш, в духе, душе и теле нашем Трехчастную скинию на вселение Свое основати благоволивый и всеконечне грехом разрушится ей в нас не попустивый» (Икос 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

Кондак «Плач Адама» (в неделю сыропустную) Скачать epub pdf 1. Церковно-славянский текст Триоди в неделю сыропустную Кондак, глас 6: Премудрости наставниче, смысла подателю,/немудрых наказателю, и нищих защитителю,/утверди, вразуми сердце мое Владыко./Ты даждь ми слово, Отчее Слово,/се бо устне мои не возбраню,/во еже звати Тебе:/Милостиве, помилуй мя падшаго. Икос 1: Седе Адам тогда и плакася, прямо сладости рая,/рукама бия лице, и глаголаше:/Милостиве, помилуй мя падшаго. Икос 2: Видев Адам ангела изринувша, и затворивша божественнаго сада дверь,/воздохнув вельми, и глагола:/Милостиве, помилуй мя падшаго. Икос 3: Споболи раю стяжателю обнищавшему,/и шумом твоих листвий умоли Содетеля, да не затворит тя:/Милостиве, помилуй мя падшаго. Икос 7: Раю вседобродетельный, всесвятый, всебогатый,/ Адама ради насажденный, и ради Евы заключенный,/умоли Бога о падшем:/Милостиве, помилуй мя падшаго. 2. Полный церковно-славянский текст Кондак самогласен, глас 6: Премудрости Наставниче, смысла подателю, немудрых наказателю и нищих защитителю, утверди, вразуми сердце мое, Владыко. Ты даждь ми слово, Отчее Слово. Се бо устне мои не возбраню во еже звати Ти: Милостиве, помилуй мя падшаго. Икос 1: Седе Адам тогда и плакася, прямо сладости рая, рукама бия лице и глаголаше: Милостиве: Икос 2: Видев Адам ангела изринувша и затворивша Божественнаго сада дверь, возстеня вельми и глаголаше: Милостиве: Икос 3: Споболи раю стяжателю обнищавшему и гласом листвий твоих моли Содетеля, да не затворит тебе:Милостиве: Икос 4: Древа твоя склони, яко одушевленная, и приради ко имущему ключи, да тако пребудеши отверст взывающему: Милостиве: Икос 5: Обоняю доброту Твою и истощаюся поминая, како в сей вселихся о благоухании цветов: Милостиве: Икос 6: Ныне научихся, еже искусих: ныне познах, еже рече ми Бог в раи, яко от Евы прияв скрываешися Мене: Милостиве: Икос 7: Раю вседобродетельне, всесвяте, всебогате, Адама ради насажденный, Евы ради заключенный, како восплачу тебе: Милостиве: Икос 8: Окаляхся, обезобразихся, поработихся рабом моим. Гады бо и зверие, ихже покарях, страхом бегут мене: Милостиве:

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Жировицкой Празднование 7/20 мая Кондак 1 Избранной от всех родов Царице и Владычице похвальныя песни принесем, яко Ходатаице и Заступнице рода христианскаго. Ты же, яко благая Предстательница пред Господом, умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам наследие благ вечных, да радующеся о Тебе взываем: Радуйся, Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление. Икос 1 Архангел Гавриил, с небесе посланный к Тебе, Дево чистая, веща Ти: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Мы же, благодатию Божиею чрез Тебе озареннии, восхвалим Тя песньми сицевыми: Радуйся, Предызбранная прежде веков Советом Божиим; радуйся, Агнице, родившая Агнца Божия, вземлющаго грехи мира. Радуйся, Сокровищнице спасения нашего, превысшая сил ангельских; радуйся, Отроковице Пренепорочная и Мати Света. Радуйся, горо несекомая, источник воды живыя источившая; радуйся, раю цветоносный, Божественное древо жизни произрастивый. Радуйся, богообрадованная Мати, радость неба и земли родившая; радуйся, силою Всевышняго осененная, Божественный клас, Спасителя миру, прозябшая. Радуйся, Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление. Кондак 2 Видящи верная чада Твоя, в бедах житейских унывающая и помощи небесныя от Тебе требующая, Ты, Богомати, надеждо христианом, чудесным явлением на древе святыя Твоея иконы насельником веси Жировицкия исполнила еси радостию и веселием скорбная сердца их, да вси благодарственно вопиют о Тебе Богу: Аллилуиа. Икос 2 Разумом не уразумев тайны чудеснаго явления на древе иконы Твоя, Пречистая Владычице, скры болярин Солтан в ковчежце явленный Тобою пречестный образ Твой. Ты же, Дево Богородице, сугубым явлением на том же древе иконы сея вразумила еси его, да вси познают дар милосердия, людем Тобою низпосылаемый, и в веселии возопиют: Радуйся, кладезю неисчерпаемый радости; радуйся, цвете благоуханный неизреченныя сладости. Радуйся, явлением иконы Твоея на древе, аки древом жизни, верныя духовно услаждающая; радуйся, богатство неведомое всем чтущим ю подающая. Радуйся, благодати Твоея и милости заблуждших не лишающая; радуйся, покровом Твоим всех притекающих к иконе Твоей осеняющая. Радуйся, гласу моления всех скорбящих послушная; радуйся, Мати милосердия неоскудная. Радуйся, Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Утоли моя печали» Празднование 25 января/7 февраля Кондак 1 Взбранное нам и дивное избавление даровася, Твой образ честный, Преблагословенная Дево Владычице Богородице, яко избавльшеся от злых явлением его и к нему взирающе, восписуем Ти благодарственная раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Радосте наша, избави нас от всякаго зла и утоли наша печали. Икос 1 Ангел множество и вся небесная воинства славят Тебе, Царицу всех Богородицу, Ты же исполнила еси радости души наша милостивым явлением нам образа Твоего святаго, Богоизбранная Дево Владычице. К немуже кланяющеся, Тебе умиленная моления возсылаем, милосердому Твоему к нам заступлению со страхом зовуще таковая: Радуйся, Ты Отца Безначальнаго благословение; радуйся, Ты Сына Превечнаго жилище. Радуйся, Ты Духа Святаго пребывание; радуйся, яко Тебе славят многоочитии херувими. Радуйся, яко Тебе похвальная приносят шестокрилатии серафимы; радуйся, яко Тебе вся небесная воинства величают. Радуйся, яко Тебе вся колена земная Матерь Божию исповедуют; радуйся, яко Тобою вся вселенная веселия исполняется. Радуйся, яко Тобою вся болезни наша исцеляются; радуйся, Твоими бо молитвами печали наша утоляются. Радуйся, Твоими бо ходатайствы вся прошения наша исполняются; радуйся, яко Тебе и Сыну Твоему в Твоей честней иконе благодарно покланяемся. Радуйся, Радосте наша, избави нас от всякаго зла и утоли наша печали. Кондак 2 Видят Тя, Богоизбранная Отроковице, вся небесныя силы предстоящу всегда Престолу Славы Небеснаго Царя и за христианы к Сыну и Богу молящуюся, Небесная Царице, мы же, грешнии, на земли зряще Твою святую икону и к ней припадающе, Тебе радостно покланяемся, зовуще Аллилуиа. Икос 2 Разум подаждь нам, Всеусердная Предстательнице наша, Небесная Царице, из уст бо нас, скверных, како мощно пети Твоему имени? Яко благих еси нам Ходатаица, сильна еси вспомоществовати во всякой нами требуемой помощи, да Тебе со умилением зовем сице: Радуйся, молитвы о нас к Сыну и Богу во утешение приносящая; радуйся, Твоими молитвами очи наша от вечнаго рыдания избавляющая. Радуйся, Твоими Матерними молитвами Сына и Бога на милость к нам преклоняющая; радуйся, Твоими молитвами праведный на нас гнев Божий утоляющая. Радуйся, Твоими ходатайствы грехи наша прощающая; радуйся, Твоею помощию страсти наша истребляющая. Радуйся, Твоим предстательством временная наша скорби разрушающая; радуйся, во всяких бедах и нуждах нам помогающая. Радуйся, Тя славящих всегда прославляющая; радуйся, Твоею радостию печали наша утоляющая. Радуйся, непрестанное нам веселие подавающая; радуйся, нам райския двери отверзающая. Радуйся, Радосте наша, избави нас от всякаго зла и утоли наша печали.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Построение акафиста Изложив особенности разных групп русских акафистов со стороны их содержания, переходим к построению акафистов. По внешнему виду русские церковные акафисты составляются по образцу древних, употребляемых Православной Церковью. Каждый акафист заключает в себе 13 кондаков и 12 икосов, следующих друг за другом по очереди, начиная с 1-го кондака и оканчивая 12-м икосом и заключительным 13-м кондаком. Каждый кондак и икос представляет собой изложение каких-либо истин богословского характера, фактов и событий из жизни святых или из истории христианских праздников и обстоятельств, касающихся святынь; иногда они дают только более подробное раскрытие и новое освещение прежде изложенных истин, фактов и событий. Кондак по своему внешнему объему меньше икоса и имеет другое построение, чем икос. Помещаем несколько примеров: Кондак 7 акафиста св. Димитрию, митрополиту Ростовскому: «Хотя достойным образом совершити подвиг, возложенный на тя от Бога, первее укреплял еси свою душу прочитанием жития святых, предполагая себе подражание онех; таже почувствовав пользу из того проистекающую, не обленился еси быти списателем жизни тех, с нимиже ныне в невечернем свете ликуеши воспевая Богу: Аллилуиа»; Кондак 2 акафиста св. Симону, епископу Владимирскому: «Видя и слыша от иных самовидцев равноангельная жития преподобных отец Печерския Лавры, потщался еси, богомудре отче, не точию добре запечатлети я на скрижалех сердца твоего, но и писанием достоверно известити я родом последнейшим, да выну взирающе на скончание жительства угодников Божиих, и подражающе вере их, благочестно воспевают дивному во святых своих Господу: Аллилуиа»; Кондак 8 акафиста свв. учителям словенским Мефодию и Кириллу: «Странно преставление святаго Кирилла всем явися; не о жизни бо временней помышляше, но Господа о новопросвещенных им Церквах моляще, да утвердит я в православии и от треязычныя ереси и прочих напастей и бед да оградит я. Святаго же Мефодия увещаваше глаголя: се, брате, супруга волов бяхове, едину бразду тяжуща, и аз на лесе падаю, течение скончав; ты же любиши Святую гору вельми, не мози убо горы ради оставити учения языков словенских. Темже, толицей ревности святых братии дивящеся, воспоим Богу: Аллилуиа»;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010