Далее под священными изображениями подразумеваются изображения священного: иконы (в т. ч. живописного исполнения), Крест, православные храмы и часовни. 2.1. Следует отказаться от производства, продажи и любых иных способов распространения, а также приобретения предметов, на которые нанесены священные изображения, если эти предметы предназначены для бытового использования. Одноразовые наклейки для пасхальных яиц со св. иконами 2.2. Не следует производить, продавать (распространять) и приобретать предметы (например, декоративного характера: ювелирные изделия, сувениры и др.), выполненные в виде священных изображений или те, на которые они нанесены, если характер использования таких священных изображений не соответствует норме и условиям иконопочитания и благочестивого отношения к священным изображениям. Перстень с изображением вмц. Ирины 2.3. Недопустимо размещать священные изображения на упаковке товаров. Такие действия являются кощунством производителя упаковки. Ладан в жестяной коробке с изображением Афонской иконы Божией Матери 2.4. Не следует производить, продавать (распространять) и приобретать предметы, выполненные в виде священных изображений или те, на которые они нанесены, если они являются произведениями низкого (вульгарного) художественного качества или грубо искажают иконописный канон. Фигурки «ангелов» в церковной лавке рядом с православными иконами 2.5. Не соответствует правилам благоговейного иконопочитания практика размещения икон на обложках книг, журналов, серийных изданий, первых и последних полосах газет, на обложках аудио- и видео- дисков. Полки православного книжного магазина похожи на хаотичный «иконостас», в котором святые образы стоят и лежат в произвольном порядке 2.6. Публикация священных изображений в периодических изданиях (журналах, газетах, еженедельниках и т.п.) не соответствует норме иконопочитания. Журнал «Божий мир» 2016 г. Журнал «Mipъ Бoжiй», 1898 г. Православная народная газета «Русь Державная» (бумажная версия). На снимке хорошо видно, как складка от сложения газеты искажает образ Божией Матери. Кроме того, на сгибе листа священное изображение истирается и пачкается. Края газетного листа обтрепаны и порваны, в результате чего святой образ оказывается в оскверняющей его профанирующей среде

http://pravoslavie.ru/133133.html

II. Таким чудесным изображением пречистого лица Своего на убрусе Иисус Христос благословил быть иконам. Известно также, что евангелист Лука был живописец и написал несколько икон Божией Матери, которые вскоре и сделались предметом поклонения. Как только стали строиться христианские храмы, иконы явились необходимым их украшением. а) Почитать иконы и с благоговением к ним обращаться есть потребность нашей души. Кому не случалось слышать, или примечать, какое для людей, в разлуке находящихся, имеют значение изображения лиц чтимых и любимых, с которыми разлучены? Дочь, пораженная горем, устремляется к изображению своей милой и дорогой матери и пред бездушным веществом, на котором вид ее отпечатлен, изливает свои слезы и печали, просит ее благословения и молитв. Муж, лишившийся любимой супруги, делившей с ним и скорби, и радости жизни, не отводит очей от ее изображения, поведает ей, как живой, тяжесть своего одиночества, переносится воображением и желанием в страну неизвестную, туда, где она. б) Если так естественна и так сильна в сердце человека потребность видеть пред собою художеством отпечатленные лица близких и родных, то эта потребность принимает высшее, священное значение, как скоро приближает душу верующую к миру небожителей. По мере, как узнаем их жизнь благочестивую, их учение и силу чудотворную, воображаем их участь блаженную, мы естественно располагаемся к любопытству: каков был их наружный вид. Этому доброму желанию и удовлетворяет иконопочитание. С другой стороны, видя лики святых, припоминаем их добрыя дела, в пример для подражания; и веруя в общение их с нами, в их предстательство пред Богом, мы побуждаемся и чествовать их, и призывать на молитву. в) Если иногда и появлялось иконоборство, то от внешних причин, а отнюдь не из сущности христианства. Полагают, что первоначально гонение на иконы воздвигнуто было мусульманами, которые по изуверству смешивали иконопочитание с идолопоклонством. И ныне, от чего пренебрежение к иконам, их изгнание из христианских домов? От легкомысленнаго, идолопоклоннического порабощения духу времени. Им увлекаясь, иные украшают обильно стены своих жилищ картинами и светописными изображениями; а то место оставляют пустым, где следует быть иконам, суемудренно рассуждая, что поклонение Богу должно быть духовное. Правда, Христос сказал, что истинные поклонницы поклонятся Богу духом ( Иоан. 4, 23 ); но Сам же оставил нам Свой нерукотворенный образ и Сам употреблял коленопреклонную молитву. Отсюда надлежит только то заключить, что поклонение иконам должно быть духовное, а не суеверное.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Акафист Божией Матери В оны дни, измученный страданьем, Изможденный бременем невзгод, К Богоматери стекался с упованьем Православный, страждущий народ И, толпясь у чудотворной сени, Пред Заступницей склонялся на колени, Чуждый мира и его забот. Из далеких дебрей и селений Нес он к ней с дырявою сумой Тихий шепот пламенных молений, Плач души, истерзанной судьбой, Боль недужных вековых страданий, Недоступную для мудрых врачеваний, Непосильную для немощи людской. И пред этой кротостью покорной, Умилявшей верой небеса, Совершались силой чудотворной Небывалые на свете чудеса – Из пучин земного произвола Доходили до Предвечного Престола Немудреные, простые голоса. Исцеленные любовью неизменной, В умиленьи упадая ниц, Богомольцы ризой драгоценной Облекли Царицу всех цариц, И венец безценный и лучистый На челе Владычицы Пречистой Засиял блистательней зарниц. Шли века. Сменялись поколенья. Враг смущал мятущихся людей; Но не молкли жаркие моленья, Не слабела вера прошлых дней. Темный люд заглохшими тропами Брел, согбенный, с скорбью и мольбами Под покров Защитницы своей. Шли года. Бесовские усилья Вновь сулили лютый, смертный бой, И склонились царственные крылья Перед смутой, распрей и враждой. Мономахова Державная Корона Покатилась по ступеням Трона, Сорванная вражеской рукой. Но врагу, казалось, было мало Униженья Белого Царя: Красный змей, вздымая дерзко жало, Двинул чернь к Святыням Алтаря – И венец с иконы чудотворной Наглый тать с насмешкою позорной Снял, безчестье страшное творя. Жребий брошен! Самозванцы-воры, Как давно когда-то у Креста, Позабыв проклятья и раздоры, Делят ризы Матери Христа. Совершив открыто святотатство, В злом, слепом неистовстве злорадства, Богохульствуют их наглые уста. На глазах безмолвного народа Страшный грех пред Богом совершен. Пир кровавый празднует свобода В мрачный день печальных похорон. Брат Иуды с сердцем дерзновенным Отдает купцам иноплеменным Драгоценности с ограбленных икон. Порождая радости восторга, Погостивший за морем купец Продает с общественного торга

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Всячески оберегай все члены его тела, как органы души, чтобы они не сделались орудиями греха для служения сатане, но чаще освящай их, чтобы они стали орудиями правды, для служения Христу. Пусть глаза дитяти освящаются зрением священных изображений, чаще подноси его к св. иконам Спасителя или Божией Матери. Скажи кто это, и произноси чаще святейшие имена изображенных здесь, доколе и ребенок не узнает Иисуса Христа и не научится именовать Его и Пречистую Матерь Его, как узнает и произносит имена отца и матери своей. Пусть глаза его видят возжженные пред иконами лампаду или свечи и молящихся пред ними родителей или других членов семейства. Но не допускайте, чтобы он видел в доме вашем писанные или живые картины пляшущих скоморохов или такие изображения, на которые воспрещает взирать стыдливость. Как только начнет младенец владеть руками своими, ты, мать, приучай его изображать перстами Св. Троицу и таковым перстосложением изображать на себе истово крестное знамение. Не говори: ребенок мал, еще ничего не понимает. Нет, дети, как бы не понимая, учатся в это время многому. Они изучают, например, язык, которым говорит семейство; они стараются подражать всему, что делают старшие; если не видят добрых примеров, то перенимают дурные. Чаще носите или водите их в храм Божий. Пусть рука отрока приучается ставить свечу пред иконою, подавать милостыню, голова, спина и ноги молитвенно преклоняться, и сгибаться для поклонов. Пусть уши его слышат священные песни, пусть они узнают здесь служителей Божиих, как своих духовных отцов и пастырей, пусть освящаются и органы их обоняния благоуханием священного ладана. Освящайте и уста их целованием св.Евангелия и св.икон. Чаще подводите их к священническому благословению и приучайте их целовать благословляющую руку его. Не давайте уснуть ребенку без целования креста, который всегда должен быть на нем, как знамение спасения. И ты, мать, когда кладешь младенца в колыбель, ограждай его крестным знамением, чтобы сон его был спокоен и чтобы пребывал с ним Ангел-хранитель его, усыпляй его напеванием какой-либо священной песни. Все это делай не наружно только, а от сердца, искренно, чтобы сделанное от сердца передалось и детскому сердцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Благодарю Тя, Господи Боже мой, яко помиловал еси мя по молитве моей и от лукавства, скупости спасл еси душу мою, и от тесноты, и уничижения, и посрамления, и омрачения. Благодарю Тя, яко сподобил еси совершите литургию непреткновенно и люди Твоя причастити непосрамленным лицем. 4 марта 1866 г. С благоговением целуй руку родительницы, а в уста считай себя недостойным целовать ее. Господи! Благодарю Тебя, вразумляющего меня, и очищающего, и спасающего. Материнская рука. Эта рука пеленала меня, грудью кормила, молоко мне готовила, берегла меня, носила меня, кормила меня. Как мне не целовать ее с великим почтением и нелицемерною любовию? А эти уста с любовию меня убаюкивали, ласкали, разжевывали мне пищу. Как мне их с любовию не целовать? Как не ласкаться сыну к матери? Теленок, жеребенок, ягненок – и те ласкаются к своим матерям. В простоте сердца, не задумываясь надо чтить ее сыну или дочери. Смиряться всегда надо пред нею, ибо она посредница между Богом и ее чадами в величайшем, бесконечно великом даре Божием – даре жизни: чрез нее дарована жизнь, и она сохранила эту жизнь: да, она была орудием Промысла и в сохранении ее. Итак, да отбросят дети прочь самолюбие и гордость пред своими родителями и да чтут их по заповеди Божией как величайших после Господа Бога благодетелей своих. А нынче что бывает? По псалмопевцу, отдоенное 46 часто восстает на матерь свою [ Пс. 130, 2 ] если не явно, то тайно, не словом и делом, так в сердце. О, растление сердец, о, растление нравов! О, забвение Божиих благодеяний! Дети смеют иногда не слушаться родителей, грубить, делать им дерзости, ругаться, ссориться! Господь о муравьях промышляет, их питает, бережет. Меня ли, нас ли забудет? Нас ли не пропитает до конца жизни? Он нас создал – Он и бережет, Он и промышляет, питает, одевает, согревает, просвещает, очищает, покоит, веселит. Ему сами себя, друг друга и весь живот свой предадим. О многом заботиться не станем, малым довольны будем. Почему нет здесь образа Творца мира и Спасителя рода человеческого? Почему нет образа Пречистой Его Матери, Царицы небеси и земли? (О доме, где нет икон.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

II. Таким чудесным изображением пречистого лица Своего на убрусе Иисус Христос благословил быть иконам. Известно также, что евангелист Лука был живописец и написал несколько икон Божией Матери, которые вскоре и сделались предметом поклонения. Как только стали строиться христианские храмы, иконы явились необходимым их украшением. а)  Почитать иконы и с благоговением к ним обращаться есть потребность нашей души. Кому не случалось слышать или примечать, какое для людей, в разлуке находящихся, имеют значение изображения лиц чтимых и любимых, с которыми разлучены? Дочь, пораженная горем, устремляется к изображению своей милой и дорогой матери и пред бездушным веществом, на котором вид ее отпечатлен, изливает свои слезы и печали, просит ее благословения и молитв. Муж, лишившийся любимой супруги, делившей с ним и скорби, и радости жизни, не отводит очей от ее изображения, поведает ей, как живой, тяжесть своего одиночества, переносится воображением и желанием в страну неизвестную, туда, где она. б)  Если так естественна и так сильна в сердце человека потребность видеть пред собой художеством отпечатленные лица близких и родных, то эта потребность принимает высшее священное значение, как скоро приближает душу верующую к миру небожителей. По мере, как узнаем их жизнь благочестивую, их учение и силу чудотворную, воображаем их участь блаженную, мы естественно располагаемся к любопытству: каков был их наружный вид? Этому доброму желанию и удовлетворяет иконопочитание. С другой стороны, видя лики святых, припоминаем их добрые дела, в пример для подражания; и веруя в общение их с нами, в их предстательство пред Богом, мы побуждаемся и чествовать их, и призывать на молитву. в)  Если иногда и появлялось иконоборство, то от внешних причин, а отнюдь не из сущности христианства. Полагают, что первоначально гонение на иконы воздвигнуто было мусульманами, которые по изуверству смешивали иконопочитание с идолопоклонством. И ныне отчего пренебрежение к иконам, их изгнание из христианских домов? От легкомысленного, идолопоклоннического порабощения духу времени. Им увлекаясь, иные украшают обильно стены своих жилищ картинами и светописными изображениями; а то место оставляют пустым, где следует быть иконам, суемудренно рассуждая, что поклонение Богу должно быть духовное. Правда, Христос сказал, что истинные поклонницы поклонятся духом, (Ин. 4, 23), но Сам же оставил нам Свой нерукотворенный образ и Сам употреблял коленопреклонную молитву. Отсюда надлежит только то заключить, что поклонение иконам должно быть духовное, а не суеверное .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Владимира Ештокина Как построить урок на примере темы «Чудо в жизни христианина» 8 мин., 01.10.2014 Каждому учителю ОПК приходится самостоятельно составлять планы уроков по той или иной теме программы. Конечно, приходится учитывать текущую ситуацию, уровень знаний учеников, отношения в классе и так далее. Тем не менее методические разработки вполне могут пригодиться, главное не воспринимать их некритически. В качестве примера такой разработки мы публикуем (в отредактированном под журнальный формат варианте) конспект урока на тему «Чудо в жизни христианина». Это часть разработанного группой православных педагогов Москвы и Санкт-Петербурга методического обеспечения к учебнику протодиакона Андрея Кураева (исполняет функции иностранного агента). (Этот методический комплекс можно найти на сайте — Ред.) Ключевые понятия:  чудо, доброделание, добродетель. Задачи урока: Обучающая: познакомиться с христианским пониманием чуда как изменения Богом установленных законов природы; понять, что причиной доброделания христиан может быть вера в чудо как проявление всемогущества Божьего. Развивающая: уяснить, в чем состоит внутренняя связь трех христианских добродетелей — веры, надежды и любви. Воспитывающая: осознать, что для верующего в Бога человека доброделание есть норма его жизни и следствие доброго внутреннего настроя человека. Что потребуется для урока: мультимедиа-проектор, бумага для письма, бумага для рисования, цветные карандаши, фломастеры. Что должно быть заранее написано на доске: Бог — чудесная помощь. Человек — доброделание. Иллюстративный материал: Репродукции икон Владимирской Божией Матери и Божией Матери «Живоносный источник». Ход урока I. Подготовка учащихся к восприятию материала урока Возможны два варианта начала урока: Вариант 1 Учитель должен донести до детей: учащимся 5-го класса из уроков литературы уже известно и понятно, что всё, что происходит в произведении, происходит по воле его автора. Именно на этой основе происходит осмысление замысла автора, идеи художественного произведения, и пятиклассник уже приближается к пониманию того, что изменение одного хода в сюжете ведет к изменению замысла в целом.

http://foma.ru/kak-postroit-urok-na-prim...

Происходило ли что-либо подобное в иконописи первой эмиграции? Увы, ответ будет отрицательным. Ещё в 60-е годы архимандрит Киприан отмечал это. Вот как определил он главное отличие русского иконописания от эмигрантского: в русском иконописании, «...как и в каждом деле, - одни были высшей квалификации, другие - низшей, но всегда была ремесленная выучка, отличающая любую икону, написанную в России, от работы, практикуемой за И далее: «...заграничная Русь... не смогла подняться до уровня ремесленности. Подражающие древнему письму, то есть те, кто пишет в «старинном стиле», не поняв главного достоинства его – умения выражать духовную сущность изображаемого, но обратив главное внимание на «неправильности», то есть на особенности, противоречащие реалистическому пониманию, приняли это как главное и в своих ложно-старинных произведениях усилили то, что можно было бы Подводя итоги нашему обзору иконописной школы и традиции в эмиграции, мы должны заключить, что: а) Даже наиболее выдающиеся, профессиональные или полупрофессиональные иконописцы первой эмиграции вовсе не принадлежали к традициионной иконописной школе. Творчество любого из них, в какой-то мере выражая православную идею обоженного человека, оставалось тем не менее единичным, изолированным, в сущности, тупиковым явлением в сакральном искусстве. Те очень немногие иконописцы высокого уровня, которые работают в Западной Европе сейчас, обязаны своим художественным профессионализмом прямым контактам с Россией, большим распространением информации о классической иконе, а вовсе не «традиции» Круга или Рейтлингер, и уж никак не «богословию» Л. Успенского. б) Вне этой группы (просим прощения, даже не группы, а нескольких работавших и развивавшихся порознь, совершенно различных по стилю, пониманию смысла иконы, по судьбе и образу жизни художников), вне этого ряда «маститых» иконописание первой русской эмиграции в Западной Европе носило характер не высокого искусства, даже не художественного ремесла, а попросту любительства, домашнего рукоделия. Любительства не только на уровне художественного мастерства, но, увы, и на уровне знания канонической иконографии, на уровне элементарного богословского чутья и вкуса. Чего стоят хотя бы попытки пользоваться картинами М. Врубеля как образцами для икон. Или новоизобретенный извод иконы Божией Матери с небольшим распятием в руках, на котором представлен, в соответствующем масштабе, живой Христос, да к тому же не взрослый, а Отсюда недалеко и до совсем уж кощунственных измышлений, вроде изображения (разумеется, никуда не годного в художественном отношении) совместной трапезы Софии Премудрости Божией с группой недавно канонизированных парижских мучеников.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=5&iid=1610

Акафист Божией Матери В оны дни, измученный страданьем, Изможденный бременем невзгод, К Богоматери стекался с упованьем Православный, страждущий народ И, толпясь у чудотворной сени, Пред Заступницей склонялся на колени, Чуждый мира и его забот. Из далеких дебрей и селений Нес он к ней с дырявою сумой Тихий шепот пламенных молений, Плач души, истерзанной судьбой, Боль недужных вековых страданий, Недоступную для мудрых врачеваний, Непосильную для немощи людской. И пред этой кротостью покорной, Умилявшей верой небеса, Совершались силой чудотворной Небывалые на свете чудеса – Из пучин земного произвола Доходили до Предвечного Престола Немудреные, простые голоса. Исцеленные любовью неизменной, В умиленьи упадая ниц, Богомольцы ризой драгоценной Облекли Царицу всех цариц, И венец безценный и лучистый На челе Владычицы Пречистой Засиял блистательней зарниц. Шли века. Сменялись поколенья. Враг смущал мятущихся людей; Но не молкли жаркие моленья, Не слабела вера прошлых дней. Темный люд заглохшими тропами Брел, согбенный, с скорбью и мольбами Под покров Защитницы своей. Шли года. Бесовские усилья Вновь сулили лютый, смертный бой, И склонились царственные крылья Перед смутой, распрей и враждой. Мономахова Державная Корона Покатилась по ступеням Трона, Сорванная вражеской рукой. Но врагу, казалось, было мало Униженья Белого Царя: Красный змей, вздымая дерзко жало, Двинул чернь к Святыням Алтаря – И венец с иконы чудотворной Наглый тать с насмешкою позорной Снял, безчестье страшное творя. Жребий брошен! Самозванцы-воры, Как давно когда-то у Креста, Позабыв проклятья и раздоры, Делят ризы Матери Христа. Совершив открыто святотатство, В злом, слепом неистовстве злорадства, Богохульствуют их наглые уста. На глазах безмолвного народа Страшный грех пред Богом совершен. Пир кровавый празднует свобода В мрачный день печальных похорон. Брат Иуды с сердцем дерзновенным Отдает купцам иноплеменным Драгоценности с ограбленных икон. Порождая радости восторга, Погостивший за морем купец Продает с общественного торга

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

4, 19]; или вселитися Христу верою в сердца ваша [Ефес. 3, 17], но как воображу я в сердце Христа, когда наперед не изображу Его себе чувственно и не представлю Его пред своими глазами? - И вот у нас образа Спасителя, Божией Матери и друг. Любовь к ним христиан, желающая всегда носить образы их в мыслях и в сердце, самая природа наша чувственно-духовная, вызвала необходимость изображать их иконным писанием, ставить в почетнейшем месте дома, как в сердцах наших, или в домах душ наших, давать им самое почетное место и чтить их поклонением прежде сердечным, а потом и телесным. - И как согласно с намерением Божиим наше почитание икон! - Небо отвечает нам в иконах, как с очистилища древле Господь в еврейской скинии; множество из них сияет чудесами. Записи 1525-1534 Се стою при дверех и толку [Апок. 3, 20]. Это значит, что Господь постоянно стоит при дверях нашего сердца, запертого или запираемого для Него грехами или разными пристрастиями. Вот стою. Вы молитесь, а Он у самого сердца вашего стоит и внимает каждому вашему сердечному движению и чувству. Запись 1526 Господи! даруй мне сердце простое, незлобивое, открытое, верующее, любящее, щедрое. Запись 1527 Говоря с каким-либо человеком, мы уверены, что он слышит нас, несмотря на расстояние, нас разделяющее, иногда очень значительное; - уверены потому, что получаем от него соответствующие ответы, и слова мои производят в его сердце те же понятия и расположения, как во мне. Или мы говорим во многочисленном собрании и уверены, что все собрание разом нас слышит, и если наши слова идут от сердца, то они падают также на сердца слушателей и производят в них благие мысли и расположения души. Так, беседуя в молитве с Богом или со святыми, мы должны быть без малейшего сомнения уверены, что наши речи, от сердца произносимые, бывают слышимы (не говорю о Боге, Который везде и все знает, и самое сердце наше) не только так же, как живыми людьми слышатся наши слова, но и гораздо удобнее, по причине простоты мира духовного, и ответы на наши молитвы подаются также с большим удобством и более мудрые и полезные, чем ответы земных лиц на наши просьбы, по той же простоте и богопросвещенности небожителей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010