Там, где есть духовная жизнь, где сердца устремлены Горé, там есть все источники духовных утешений, вся полнота духовной радости, ибо там всегда пребывает Божия Матерь. Православный человек не представляет себе жизни без Божией Матери, без ее св. икон, как зримых свидетелей Ее присутствия. Иконой Божией Матери родители благословляют своих детей в важнейшие моменты их жизни: на брак, на путешествие, а также прощаясь с ними, перед своим отправлением в путь всея земли – перед своей кончиной. Сами названия Ее св. икон говорят о том, что Она есть наша Радость, наше Утешение: «Нечаянная Радость», «Всех скорбящих Радость», «В скорбех и печалех Утешение» ... Если кто унывает, скорбит и в таком состоянии пребывает долго, тот забывает, перестает чувствовать, что с ним пребывает Царица Небесная. Если бы человек всегда помнил, что Она с ним, то печаль бы его быстро обращалась в радость и слезы становились бы слезами утешения. Называя Божью Матерь нашей Радостью, православный христианин обязан и сам быть радостью для других, для ближних – приносить им благодатный мир и утешение делами любви и христианского милосердия. Если же он не может почему-либо принести радость другим делом, то, по крайней мере, он многое может сделать им добрым словом. Ласковое, успокоительное, сердечное слово – это слово ангельское, это архангельский глас. Будем же, дорогие отцы, братья и сёстры, стремиться к тому, чтобы наш разум и наше сердце всегда были исполнены мысли и чувства, что у нас есть Небесная Заступница, наше Утешение и Радость! А стремясь к этому, будем усердно просить Ее, чтобы Она помогла нам быть достойными Ее близости! «Радуйся, Радосте наша!» Аминь. Вторая половина проповеди на тему «Радость», если ее произносить в день явления чудотворной иконы Божией Матери «Знамения» Курской 8/21 сентября. П равославный человек не представляет себе жизни без Божией Матери, без Ее св. икон, как зримых свидетелей Ее присутствия. Иконой Божией Матери родители благословляют своих детей в важнейшие моменты их жизни: на брак, на путешествие, а также, прощаясь с ними, перед своим отправлением в путь всея земли – перед своей кончиной. Сами названия Ее св. икон говорят о том, что Она есть наша Радость, наше Утешение «Нечаянная Радость, «Всех скорбящих Радость», «В скорбех и печалех Утешение» ...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

и. В. и. (размер 134,5 ´ 90 см) была написана на 4 досках (2 центральных кипарисовых и боковых липовых). Судя по фотографиям и графическим воспроизведениям иконы в издании 2-й пол. XIX в., она наиболее близка иконографическому изводу Иерусалимской иконы Божией Матери (в зеркальном варианте - с младенцем на левой руке Божией Матери) и изводам Грузинской и Тихвинской икон Божией Матери . Как и на Тихвинской иконе, на В. и. правая ножка Младенца развернута обнаженной пяткой наружу, левая рука Младенца со свитком лежит на Его коленях, но Его благословляющая правая рука поднята более высоко по сравнению с положением руки на Тихвинской иконе. На протяжении 400-летнего пребывания в Вильно В. и. украшалась многочисленными драгоценными приношениями. В 1677 г. из серебряных табличек-вотивов, поднесенных иконе, была сделана для нее чеканная риза. одежды Богоматери и Младенца были серебряные с вызолоченными цветами и орлами, фон выполнен в технике филиграни. Золотую филигранную корону на главе Божией Матери поддерживали 2 чеканных серебряных позолоченных ангела, на серебряной позолоченной короне младенца было 3 драгоценных камня. Фон иконы укрывали серебряные таблички (в т. ч. вотивные 1758 и 1759), на одной из к-рых было рельефное изображение коленопреклоненной женщины (предположительно вел. кнг. Елены Иоанновны). В архивных документах 1701 и 1781 гг. перечислялось множество драгоценных камней, серебряных и золотых украшений, находившихся на В. и., в т. ч. у шеи Богоматери 55 ниток жемчуга, Богомладенца - 33 нитки бисера. В 1866 г. оклад демонтировали, оставив только басменную серебряную раму на полях иконы. Из снятого с иконы серебра и пожертвованных драгоценностей петербургский ювелир А. Соколов выполнил новый оклад, накладные орнаментированные нимбы с бриллиантами и алмазами и корону на главу Божией Матери; на икону изготовили также новую, бронзовую раму. В том же году худож. В. Васильев провел реставрационную расчистку В. и. С началом первой мировой войны, рус. правительственные и церковные власти организовали эвакуацию наиболее древних и ценных правосл.

http://pravenc.ru/text/158626.html

Алтарь, благодаря такому устройству, довольно просторен. Восточная часть его оканчивается тремя полукружиями; северное (левое) полукружие служить помещением для жертвенника, правое для диаконника. Престол устроен на четырёх дубовых столбах, верхняя дека также дубовая, покрыта холщёвой срачицей. Антиминс на престоле холщёвый, священнодействован преосвященным Сильвестром, Митрополитом Суздальским в 1757 году, октября 31 дня. Жертвенник также дубовый и покрыт холщёвой срачицей. Запрестольный крест с живописным изображением Распятия и образ Тихвинской Божией Матери за жертвенником не древние. К сожалению, в Ризположенской церкви время и пожары уничтожили все древнее, и иконостас и иконы. – Нынешний иконостас, устроенный в 40-х годах, четырёхъярусный с колоннами и крупной резьбой, выкрашенный красной краской и вызолоченный, не представляет из себя ничего стильного, тяжёл, довольно посредственной столярной работы. Иконы в первом ярусе, не древние, писаны не ранее второй половины XVIII ст., несколько раз исправлялись и обновлялись; все они закрыты сплошными серебряными ризами. На иконе Спасителя около царских врат и Положения Ризы Божией Матери серебряные ризы чеканены в 1798 году. Другие две иконы, Боголюбской Божией Матери по правую руку царских дверей с небольшим образом вверху Каменецкой Божией Матери и преподобной Евфросинии Суздальской с деяньем также не древние. Серебряные оклады на иконах позднейшие, даже с пробами. – На Каменецкой Божией Матери венец и риза шиты по белому атласу золотом и серебром – работа нынешнего столетия. На дверях северной и южной написаны ангелы, один с ветвью, другой с крестом. В иконостасе соблюдены обычные позднейшие правила размещения икон, хотя во второй ярус попали праздничные иконы окладные наряду с двунадесятыми праздниками, вытеснив последние. Они, вероятно, в древности составляли целый пояс в особом тябле над местными иконами, как это было обычно в древних церквах 30 , и немногие уцелевшие от пожара 1769 г. иконы этого яруса заняли приблизительно старые места.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

2006. С. 286). Обе иконы являются такими повторениями. Высказанную, хотя и с оговорками, версию, что оригиналом для иконы Семена Хромого мог быть образ, ныне находящийся в ЦМиАР ( Алфёрова. 2008. С. 231), трудно считать убедительной, поскольку обе иконы разнятся в деталях. Так, на иконе из ЦМиАР воспроизведен более редкий для икон Madre della Consolazione вариант изображения левой стопы Богомладенца - она не симметрична правой стопе, а параллельна лузге иконы; линия каймы мафория по правой стороне в 2 местах (на уровне плеча и ближе к застежке) не имеет логичного продолжения, в районе сгиба на левой руке она значительно упрощена, а по нижнему краю словно обрезана; в орнаменте совмещены греч. и слав. буквы. На иконе Семена Хромого обе стопы Младенца обращены вперед, но возникла путаница с пальцами (из-за чего обе ноги анатомически читаются как правые); мастер не смог верно передать продолжение каймы мафория на стыке с прозрачной тканью слева, но справился с ее линией почти по всему объему сложной драпировки, в т. ч. по низу. В то же время общие черты икон могут свидетельствовать о том, что иконописцы имели перед собой рус. протограф, переработанный с итало-критского образца, а возможно, и сверялись с самим образцом. Напр., не имеет аналогов такая уникальная деталь иконографии обеих рус. икон, как направление взгляда Богомладенца - не на молящегося, не на Мать, а в сторону от Нее. Вторым важным моментом является надпись в свитке Христа. На всех известных итало-критских иконах цитируется текст Евангелия от Луки (Лк 4.18): «ΠΝ(ΕΥΜ)Α Κ(ΥΡΙΟ)Υ Ε/ΠΕΜΕ ΟΥ/ΕΝΕΚ(ΕΝ)/ΕΧΡΙΣΕ...» («Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня») (напр., на иконе Николаоса Зафуриса 2-й пол. XV в. (Музей изобразительных искусств, Сплит)). С ним ничего общего не имеет надпись на рус. иконах: «              » - по варианту иконы из ЦМиАР (в 3 строчки) и с ошибкой на иконе С. Хромого (в слове «  »; в 6 строчек); лит. источник надписи не выявлен, близкий по содержанию гимнографический текст встречается в тропарях воскресных, «по непорочных», строки к-рых обращены к Божией Матери: «Жизнодавца рождши, греха, Дево, Адама избавила еси, радость же Еве в печали место подала еси».

http://pravenc.ru/text/2578712.html

1521. К молитве пред иконами или без них нужно приступать всегда с полною надеждою на получение просимого, например избавления от скорби, душевной болезни и грехов, потому что и прежде тысячу раз получаема была явная милость от Господа или Владычицы и не надеяться на получение просимого или сомневаться в слышании молитвы было бы крайним безумием и слепотою. 1522. Если бы вас кто спросил, зачем вы молитесь иконам бездушным, какая вам от них польза? – скажите, что от икон наших мы несравненно более получаем пользы, чем от самого доброго и благотворительного человека; скажите, что от икон приходит всегда благодатная сила и помощь душам вашим, избавляющая вас от грехов, скорбей и болезней, особенно же от икон Спаса и Богоматери; что одно сердечное с верою воззрение на них, как на живых и близ нас находящихся, спасает от лютых скорбей, страстей и мраков душевных; что если прикосновение к ризам Спасителя и платкам Апостолов делало больных здоровыми, то тем более лики Спасителя и Богоматери сильны исцелить верующих от всякой скорби, по вере в Господа и Богоматерь. 1523. Моя душа может вообразить миллионы ликов, например единой и той же Божией Матери, а рука моя художественно начертать сколько угодно Ее ликов, и все они будут досточтимые лики Ее, как Сама Она. Так Единица пресущественная и животворящая измыслила и чрез зиждительное Слово Свое сотворила, а чрез Святого Духа освятила бесчисленное множество умных образов Своих – Сил небесных; так же Отец измыслил, а Сын, Сам живой образ Отца, создал, освятив Духом Святым чувственно-разумный образ Свой – человека и от него единого, на постоянное удивление наше, доныне делает творчески такие образы: и все живые, прекрасные, богоподобные, пребывающие, вечные. Так и я, сколько бы ни изображал икон, все они для меня истинные, досточтимые иконы, которые я буду без сомнения чтить поклонением, только бы они соответствовали действительным, живым, святым образам (иконам) Божиим. Что препятствует нам иметь столько же ликов, например, Спаса Христа, сколько отдельных лиц христианских? Каждый лик Спаса есть досточтимейший Его Лик, сияющий в душе каждого истинного христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

О.В. Губарева Открытия XX века «Образ вида Твоего чту…» 147 К началу XX века в иконах народ в основном видел Богородицу как «милостивую подательницу» и «скорую помощницу». Ей молились в ожидании чуда. Поверье в то, что тот или иной образ Божией Матери подаёт совершенно определенную помощь, поддерживалось выпуском различных дешёвых брошюр. В благочестивых домах знаменитые образы Божией Матери и великих святых развешиваются встык и занимают теперь не только «красный угол», а целые стены. Неудивительно, что на списки с чудотворных икон резко возрастает спрос. Всё это в корне меняет систему иконописного промысла, в котором творчество уже подчиняется законам рынка. Не новые богословские идеи, а вкус закачка и цена нередко определяют теперь облик икон. В народе покупают дешёвые образки простого письма 148 , а в светски образованном обществе предпочитают живописные произведения большого стиля: барокко, рококо, классицизма, модерна и т.д. Уровень иконописного искусства в это время заметно снижается, а иконописание превращается в обыкновенное ремесло. Иконы начинают производить сериями, артельно. Появляются даже «подокладные» образа, на которых писали только видимые в прорезях оклада лики и руки. Распространяются и так называемые иконы «краснушки», выполненные в две-три краски. Но даже в самом примитивном виде такое производство все-таки удерживало внешние признаки канона. Однако и оно в связи с появлением ещё более дешёвой фабричной печатной продукции было обречено на исчезновение. Параллельно с процессом упадка иконописи происходило постепенное воцерковление значительной части образованного общества. Развитие православной философской мысли, серьёзное изучение святоотеческого наследия, восстановление преподобножительства и живая народная вера – всё это служило серьезным основанием для возрождения православной культуры Образа. На фоне общего представления о допетровской Руси как лишённой всякого просвещения, науки и искусства 149 в славянофильской среде возникает интерес к старине. Но в силу объективных причин этот интерес носил историко-археологический характер. Древнерусская иконопись ещё не воспринималась в целостности, ведь она оставалась закрытой: примерно раз в столетие из-за потемнения олифы образы прописывались заново, и к XVIII веку их подлинный лик совершенно забыт. Не существовало и древних описаний икон. Многократно правленная живопись стала откровенно некрасивой, и никто не помышлял о её художественных достоинствах, поэтому даже древние иконы выводили за рамки искусства. Мерилом духовной красоты являлась «Сикстинская Мадонна» Рафаэля.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

В 1936-м г. последнего священника храма Казанской Божией Матери, отца Романа, арестовали, а в 1938 г. храм разорили и превратили в зернохранилище. Верующие смогли спасти несколько наиболее чтимых икон, но храмовый образ Божией Матери богоборцы показательно бросили на землю, и по ней ходил скот и люди. Потом икону, перевернув ликом вверх, бросили вместо половой доски в превращенный в зернохранилище храм, так, чтобы входящие попирали ее ногами. Верующие скорбели о поруганной святыне, но подойти к ней боялись, поскольку богоборцы зорко следили за тем, чтобы икона оставалась на земле и ежедневно принимала поругание. Спасли икону слабые и убогие женщины, известные впоследствии почитаемые праведницы, жительницы с. Коробейниково Ольга Гавриловна Перегудова и Домника Фатеевна Капустина. Об этих подвижницах сохранилось мало сведений. Ольгу Перегудову в народе прозвали «Олюшка Темная», поскольку в детстве она ослепла после перенесенной оспы и всю последующую жизнь пребывала в молитве, которой ее научили старшие сестры. Ольга молилась непрестанно, а ее душевные качества, скромность, простота и незлобие вызывали уважение сельчан. Многие верующие приходили к ней, прося молитв, и относились к ней как к праведному человеку. Ночью во сне Олюшка Темная услышала голос Божией Матери, повелевающий ей взять Ее образ, который топчут люди. Ольга взмолилась Божией Матери, сказав, что она немощная и слепая и не может выполнить повеления. Проснувшись, она долго молилась, а потом призвала племянницу и рассказала ей о повелении. Девушка с испугом ответила, что храм охраняют сторожа. На следующую ночь сон повторился, но Божия Матерь повелела сказать о поручении не родственникам, но чужим людям. Олюшка снова пребывала в молитве, пока в гости не пришла бойкая, деятельная соседка. Услышав про повеление Божией Матери, она с радостью согласилась идти за иконой. Женщины сшили большой мешок и отправились к храму. Там они обнаружили, что сторож отлучился на какое-то время, и успели забрать икону, спрятав ее в принесенный мешок. Вскоре по селу разнесся слух о том, что икону унесли из храма, но, по молитвам Олюшки, расследования не последовало. Принеся икону домой, Ольга услышала повеление: «Наклони меня на левую руку, а правой обмой». Женщины принесли воду, и Ольга отмыла икону, после чего выяснилось, что верхний красочный слой был истерт ногами и раскрошился, лики Богоматери и Младенца Христа сильно повреждены и едва различимы, а посреди иконы образовалась щель толщиной в палец. Неповрежденными остались только очи Богоматери и Богомладенца. Женщины, увидав это, плакали и молились. От иконы же был голос, которые услышали все присутствующие: «Все, все согрешили!» – и из очей Богоматери потекли слезы.

http://pravoslavie.ru/107793.html

И частные лица, и вся российская страна многократно пользовались многоразличными Ее милостями. История не только всей России, но и каждой отдельной области ее весьма ясно свидетельствует об этом. Множество посвященных Ее имени православных храмов и обителей и еще большее множество Ее чтимых, священных и чудотворных икон суть непререкаемое и неумолкающее свидетельство о знамениях Ее милости к нашему отечеству. И в трудную годину испытаний и бедствий, постигавших наше отечество, и в дни брани с врагами, и в дни благоденствия народного Пресвятая Богородица не переставала Своим покровом и заступлением осенять нашу православную страну. Вот и совершаемое ныне всей Россией празднество в честь Ее чудотворной иконы, именуемой Казанской, и в воспоминание избавления России от поляков во времена междуцарствия о чем нам свидетельствует, как не о том, что Россия чрез эту чудотворную икону сподобилась получить от Бога особую милость по молитвам Богоматери? И о какой еще великой милости Богоматери свидетельствует настоящее празднество ? Оно напоминает нам о том, что в 1612 году по молитвам и заступничеству Матери Божией «суд о нашем отечестве преложен на милость» (Акафист в честь Казанской иконы Божьей Матери) в ту пору, как предки наши усердно молились пред этою иконою об избавлении отечества от врагов, уже владевших первопрестольным градом Москвой. Да, братья, Матерь Божия во всех скорбях, напастях и болезнях Своим заступничеством являет милость Свою к нам. Как же нам не прибегать к Ее заступничеству? И мы прибегаем к Ее заступничеству, но когда? К сожалению, большая часть из нас имеет обыкновение обращаться с мольбою к Матери Божией о заступничестве уже тогда, когда не остается у нас уже никакой надежды на избавление от напасти средствами земными, когда сама печаль начинает уже приводить нас в уныние. Разумеется, к Матери Божией никогда не поздно обратиться с мольбою о помощи и заступничестве, но подобает ли православными христианам прибегать к помощи земной прежде, чем мы испросим себе помощи и заступничества у Бога, Его Пречистой Матери и святых угодников? Отнюдь не подобает. Православные христиане постоянно должны помнить, что всякая земная помощь может оказаться спасительною для нас только при помощи небесной. Для того, чтобы земная помощь была для нас спасительна во время постигающих нас напастей, и скорбей, и болезней, мы должны прежде испросить себе помощи от Пречистой Матери Господней.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

По всем этим причинам иконы заменяют для меня самые лица, имена коих они носят. – Лики святых на наших иконах представляют нам близость по духу святых Божиих, которые все живы у Бога и во Святом Духе всегда близки к нам по сердечной нашей вере и молитве к ним. Ибо что может быть отдаленным для Духа Божия, вездесущего и вся исполняющего и «сквозь проходящего все духи разумичные (одаренные разумом), чистые, тончайшие» ( Прем. 7, 23 ). «Радость бывает пред Ангелы Божиими о едином грешнице кающемся» ( Лк. 15, 10 ). Значит, не только Богу, но и Ангелам открыты расположения нашей души. Предстоя пред Тобою и пред страшными и святыми Ангелы Твоими, приношу лукавая моя и беззаконная деяния, являяй сия и обличаяй (Мол. 4 ко причащ.). 153. Если кто вас спросит, зачем вы молитесь иконам бездушным, какая вам от них польза? Скажите, что от икон наших мы несравненно больше получаем пользы, чем от самого доброго и благотворительного человека; скажите, что от икон приходит всегда благодатная сила и помощь душам вашим, избавляющая вас от грехов, скорбей и болезней, особенно же от икон Спаса и Богоматери; что одно сердечное с верою воззрение на них, как на живых и близ нас находящихся, спасает от лютых скорбей, страстей и мраков душевных, что если прикосновение к ризам Спасителя и платкам апостолов делало больных здоровыми, то тем более лики Спасителя и Богоматери сильны исцелить верующих от всякой скорби, по вере в Господа и Богоматерь. 154. Вы смотрите на икону Спасителя и видите, что Он взирает на вас пресветлейшими очами, это взирание и есть образ того, что Он действительно взирает на вас яснейшими солнца очами Своими, слышит все ваши сердечные желания и вздохи. Образ – образ и есть, в чертах и знаках он представляет то, что неначертаемо и неозначаемо, а постижимо только верой. Верьте же, что Спаситель всегда на вас призирает и видит вас всех – со всеми вашими думами, скорбями, воздыханиями, со всеми вашими обстоятельствами, как на ладони. «Се на руках Моих написах стены твоя, и предо Мною еси присно», – говорит Господь ( Ис. 49, 16 ). Как много утешения, жизни в этих словах вседержавного Промыслителя! Итак, молитесь пред иконой Спасителя, как бы пред Ним Самим. Человеколюбец, присущей благодатию Своею и очами, на ней написанными, точно взирает на вас: «на всяком месте очи Его смотряют " ( Притч. 15, 3 ), значит, и на иконе, и слухом, на ней изображенным, слушает вас. Но помните, что очи Его – очи Божеские, и уши Его – уши Бога вездесущего. 155. Как ты видишь на иконе лицо Божией Матери, так Она Пречистая Матерь Недремлющего Ока (Господа) видит всю душу твою, все помышления, чувства, намерения, предприятия, все страсти, слабости, недостатки, конечно и добродетели, все вздохи, слезы, все благоговение, слышит благодарение, славословие, все тайны и явные молитвы. Чудно ведение Ее: ибо Она Матерь Всеведущего и Вездесущего, создавшего сердца наши. XVI. О действиях, сопутствующих молитве

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

На этой же таблице помещаем мы и снимок с иконы Божией Матери „Неопалимая Купина“ издаваемого иконостаса, как одной из потерпевших безжалостную операцию выпрямления и неудачно затем возобновленной в последнюю реставрацию, о чем подробно нами будет сказано ниже при описании этой иконы. Таблица III. Образцы современной реставрации древней иконописи Из всего вышесказанного можно видеть, в каком нежелательном и неприглядном положении обретаются памятники нашего древнего иконописания, как они охраняются, а равно и в каких дебрях должен плутать современный исследователь наших икон, чтобы добыть какие-либо сведения об их первоначальном виде и времени написания. Сведения же эти, по мнению Г. Филимонова , необходимы „как единственная мера достоверного определения времени постановления иконостасов и нарощения в них верхних поясов икон“. В древности, когда наши иконостасы состояли только из одного пояса икон, эти последние не представляли такого сплошного ряда, как это мы видим в современных иконостасах. Иконы эти первоначально приста­влялись к алтарной преграде, которая, следовательно, частью между иконами оставалась открытою. Иконы эти назывались „поклонными“ или „на поклоне“. Впоследствии над ними укреплялись иконы Деисуса, a затем иконы, стоящие на поклоне, были приподняты от земли и вставлены в киоты, сплошной ряд которых получил вид современного пояса местных икон. Проф. Е. Голубинский в своей статье „История иконостаса“ 71 говорит, что „нижний ярус иконостаса, в котором в настоящее время помещаются местные иконы, сначала оставался совершенно пустым, потом в нем явились немногие местные иконы; наконец, с начала XVII (?) века в нем явились многие мстные иконы, так что он был заставлен ими весь; когда случилось это последнее, иконостас получил свой нынешний вид, и этим окончилось его образование“. Все вышесказанное профессор Е. Голубинский основывает, главным образом, на изображениях миниатюр древних русских рукописей, как, например: „Лицевое Житие Сергия Преподобного“, написанное в конц XVI века, лицевая Лаврская псалтирь XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010