Я заметил, что моя спутница несколько смущена. Она попросила меня немного погулять на улице или в саду, так как хотя ее знакомая и говорила о намерении подарить икону Патриарху, но навряд ли ждет нас сегодня, и что с иконой этой ей расстаться будет не совсем легко, ибо образ этот, намоленный столетиями, одно время был драгоценной семейной реликвией каких-то дворян и перед ним обязательно совершались службы и молебны с акафистом. В настоящий момент это одна из любимых икон этой женщины. «Ее надо подготовить к вашему приходу», — сказала моя спутница. Признаюсь, я был настроен в этот момент далеко не скромно. «Выполняю личную просьбу Патриарха, — зудило у меня в голове, — а здесь еще может и не отдадут икону, зря беспокоили, будет неприятность в патриархии». Но с другой стороны, я был даже рад подольше задержаться здесь и насладиться красотой дачного Подмосковья. Я, конечно, вежливо согласился и пошел гулять по саду, увешанному спелыми яблоками и имеющему особый аромат от поздних цветов, которых было великое множество. В саду был беспорядок: валялся старый велосипед, корыто с прогнившим дном, какие-то доски попадались под ноги, а в углу сада выскочила из конуры и залилась на меня лаем дворняжка. Но она была на цепи, это позволило мне спокойно прогуливаться. Правда, я заметил, что на лай обратили внимание жильцы и в окнах дома, а их было около шести с одной стороны, стали появляться любопытные лица. Они явно с великой любознательностью рассматривали незваного гостя, приехавшего на черной «Волге» с московским номером и изучающего их приусадебный участок. Так продолжалось минут двадцать. Позже я понял, что этот большой дом принадлежит нескольким хозяевам, чем и можно было объяснить беспорядок на дворе. Двор не был разделен, а был общим, что и позволяло потихоньку захламлять его старыми вещами. К той двери в противоположном конце дома, куда скрылась моя провожатая, вела узенькая, заросшая зеленью, неровная тропинка. Я еще немного подождал и уж было направился к той самой двери незваным гостем, как она открылась, и моя спутница дала мне знак войти. Я вошел по скрипевшей старой лестнице в совершенно темный коридорчик, где пахло керосином и сыростью, а оттуда попал в узенькую комнатку с одним окном. Здесь тоже было не очень-то светло — окно было засижено мухами, а на подоконнике стояло много каких-то предметов, которые загораживали свет. Когда я огляделся, то увидел, что комната очень маленькая. Слева от окна стоял стол, а на нем и над ним находилось множество икон. Они были самые различные, но все довольно простые и обветшалые. И лишь только в центре стола стоял большой образ Казанской Божией Матери. Его невозможно было не заметить, а потому я сразу же обратил на него внимание, даже забыв поздороваться с хозяйкой.

http://pravmir.ru/ikona-presvyatoj-bogor...

Совсем другое дело – союз, который мы наблюдаем ныне. Протестант Вильгельм называл папу Льву ХШ своим другом и сверху образа Ченстоховской Божией Матери приказал поместить изображение папы и свое. Здесь можно растеряться. Почитание икон с точки зрения протестантской есть суеверие. Признание непогрешимости папы с их точки зрения есть кощунство. В какую же компанию попал протестантский император? В компанию, поощряющую суеверия и кощунство. Но это еще только цветочки. По благодетельному приказу христианского императора мусульмане должны объявить священную войну (газават) христианам. Что же это за христианский император, объявляющий себя главою протестантизма? Мошенник, готовый эксплуатировать ислам и католичество в своих корыстных целях, или сумасшедший, в представлении которого смешиваются и отождествляются папа и Магомет, изображение полумесяца и образ Божией Матери. Имеем ли мы здесь дело с потемнением ума или потемнением совести, мы одинаково не желаем и не можем желать успеха этому преступному начинанию и уверены, что этого успеха не будет. Когда у Рима не стало легионов, папы стали посылать в мир новые догматы . Вместо мечей они стали посылать идеи. Наоборот, в Германии, когда не стало философии – а она сейчас влачит там жалкое существование, – Германия послала миру пушки, бомбы, подводные лодки и цеппелины. Рим начал с кулака, а кончил идеями. Германия начала с идей, а кончила кулаком. На попытке Германии, поднявшей меч на весь мир, оправдаются слова Христа „все взявшие меч, мечом погибнут“ ( Мф.26:52 ; Откр.13:10 ). Но в той же Германии, как и во всех странах мира, есть люди, мечтающие о создании всеобщего мира и благополучия как будто и без войны. Говорю: как будто, потому что образ их действий, которым они хотят реализовать свои идеалы, никак нельзя назвать мирным. Я разумею социалистов. Они хотят дать всем людям обла- —475— дание истиной и свободой и установить между всеми братство и равенство. Прекрасная цель! Она как будто является осуществлением завета Христа: „Познаете истину, и истина сделает вас свободными“ ( Ин.8:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Товарищ Н.А. Семашко в своем приветствии отметил, что коллективом клиники проявлена героическая способность и преданность к работе. «Мы празднуем,- сказал товарищ Семашко, — научную масленицу». Товарищ Ружейников сказал, что его поражает самоотверженная деятельность и энергия профессуры 2-го МГУ, он жалеет, что среди гостей нет представи­телей западной науки. Оборудование этих клиник послужило бы самой лучшей агитацией к научной работе в крестьянской России. Выступали представители от профессуры, врачей и студенты». Итак, с 1922 года больница становится клинической, а в 1924 году ей присваивается название, которое оно сохраняла почти 30 лет — 5-я Советская клиническая больница. Для духовной жизни больницы это время было непростым. Еще в октябре 1918 года персонал Медведниковской больницы, желая сохранить действующими обе церкви — Козельщанской и Тихвинской икон Божией Матери, организовали приходскую общину. К тому же, по результатам обследования храмов, проведенного искусствоведами в ноябре 1920 года, было отмечено, что оба храма, как продуманное воплощение плодов изучения древнерусского творчества, представляют оригинальное художественное целое как со стороны архитектуры, так и внутреннего убранства, поэтому подлежат принятию их на учет и охрану со стороны Комиссии по охране памятников искусства и старины». Несмотря на это заявление специалистов и сопротивление новой общины, Козельщанский храм был закрыт, а в апреле 1923 года, официально опечатан ревизором Моссовета. Тогда же в фонд Мосфинотдела были вывезены серебряная утварь церкви и священные сосуды. В рамках очередной антирелигиозной кампании, проводимой богоборческой властью, в 1923 году в газете «Известия» было опубликовано постановление о ликвидации больничных церквей, по кото­рому и Тихвинский храм был закрыт. Оба храма были превращены в лечебные отделения больницы и учебную аудиторию. В работе клиники использовались все новейшие методы диагностики и лечения: широко применялось переливание крови, антибиотики, новые оперативные приемы. Постепенно в клинике стала развиваться экстренная хирургия. Известны блестяще проведенные операции при бронхиальной астме, резекции кардии при раке желудка (B.C. Левит).

http://pravmir.ru/sto-let-dobrodelaniya/

Мы не даем себе труда попытаться чуть-чуть заглянуть за горизонт, где открывается иная перспектива, счастливейшая, блаженнейшая. Мы не видим дальше своего носа. А надо всматриваться, стараться думать духовным умом. Может быть, Христос нам Свою волю не навязывает, а пытается уберечь нас от бесконечной череды ошибок? Видя, как мы разбегаемся, чтобы врезаться лбом в стену, Он говорит нам: «Ты подожди разбегаться, сейчас будет стена». А мы говорим: «Нет никакой стены, мы знаем, куда бежать». Дело хозяйское, конечно. Но тогда не надо Господа обвинять в разрушении наших лбов. Мы праздник Покрова празднуем как воспоминание о Той, Которая слово Божие слышала и хранила его. Для Нее хранение заповедей Божиих и следование им было не чем-то внешним и мучительным, а внутренней потребностью, как дыхание. Человек говорит: «Я забыл помолиться». Звучит нонсенсом для христианина, как если бы: «Я забыл подышать». Это же естественно должно быть. И мы празднуем день Покрова как день Той, Кто учит нас защитить собственную жизнь, жизнь близких не через бесконечное стремление к внешней безопасности: обезопасить жилище, активы, обезопасить неясным способом родных, — а самой высшей безопасностью, Покровом Небесным. В этот день, я думаю, как в линзе собираются и дни памяти различных икон Божией Матери, в которых Она Себя являет, чтобы нас уберечь. Все будет упираться в одно. Ты веришь в то, что они — Царица Небесная и святые угодники — могут тебя защитить? Или ты на всякий случай поставишь еще две железные двери, сигнализацию, договоришься с полицией? Тот, кто верит, что Покров Божией Матери его убережет, может жить в доме, стены которого сделаны из газеты, и ничего не случится. Из книги «Жаждущий пусть придет. Беседы на воскресные и праздничные евангельские чтения», вышедшей в издательстве «Никея» Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/pokrov-nebesnyiy-samay...

В середине XIX в среде русского монашества происходят события, которые до сих пор не только не поняты, не оценены по достоинству, но даже и просто не замечены в церковной историографии. В XIX веке Российская империя оказывает постоянное давление на своего соседа и извечного соперника Османскую Империю, которая захватила несколько православных государств: Грецию, Сербию, Болгарию, Румынию. В результате турки вынуждены были пойти на ряд уступок. Постепенно было значительно облегчено паломничество на Святую Землю и Афон. Последствием Крымской войны была организация в 1856 году Российского Общества Пароходства и Торговли. Это привело к регулярному пароходному сообщению со Святой Горой Афон. Немалую роль сыграл и учрежденный в этом же году Палестинский комитет, ставший впоследствии Императорским Православным Палестинским обществом. Русский человек получил возможность прикоснуться к святыням Востока. Причем цены на проезд до Святой земли сделали возможным паломничество даже для самых низших слоев населения Российской Империи. 1913 г.      И русский человек, несколько стесненный в духовной жизни в петровскую эпоху, буквально устремился на Афон и Святую землю. Паломники, осмотревшись на Афоне, частенько оставались на Святой Горе, находили для себя обитель и принимали монашество. При том это приняло настолько массовый характер, что вызвало панику не только в националистически настроенных кругах Эллады и Константинополя, но и у антироссийски настроенных политиков Англии и других европейских стран. Эти люди, неспособные понять духовное устремление русского народа, видели в этом наплыве паломников захватнические замыслы Российского Царствующего Дома. И вот появляются нелепые слухи о переодетых солдатах, которые едут на Афон, чтобы в нужный момент скинуть рясы и прибрать к рукам Афон. Что же, были среди афонских монахов и паломников не только офицеры и, но и генералы. Но все же основную массу составляло крестьянство и мелкое купечество. Что же привлекало простого человека на Святую Гору? Во-первых, святыни. Конечно, в России не было такого количества святых икон и мощей как на Афоне. Во-вторых, вера, что Афон это Вертоград Божией Матери, о насельниках которого Она имеет особое попечение. Поэтому вполне очевидном было стремление вступить в войско Божией Матери. В-третьих, относительная свобода и отсутствие государственной опеки, которая была, так скажем, несколько навязчивой в русской духовной жизни. И наконец, в-четвертых, древние духовные монашеские традиции, которые если и не сохранили в первозданности древнее монашество, но были продуктом свободного и естественного развития.

http://pravoslavie.ru/94314.html

Если исследование строится на методе, полагаемом в основу истории искусства, оно не может отрывать избранный тип от той художественной среды, в которой он дается, а в этом положении всякая среда представляет почву, прежде всего переданную предыдущим периодом, а затем переработанную в настоящем. Старое никогда не уходит целиком, новое укладывается рядом со старым, и очень важно заметить, насколько избранный тип затронут новым художественным движением, или же он сохранил старый пошиб и уцелел в этом виде в известных обособившихся сферах. Как известно, современная научная постановка истории христианского искусства имеет своей задачей по существу историю искусства европейского, точнее – западного или западной Европы, хотя и следит в древнейшую эпоху за началами этого искусства на греческом Востоке и в Византии. Историческая наука обходит пока молчанием многовековое, но разрозненное и невидное переживание древнего искусства, и в эпоху Возрождения и после нее еще совершавшееся в восточной Европе, и предпочитает подводить искусство Грузии и Армении, Греции и Балканского полуострова и даже русскую иконопись под рубрику ветвей византийского древа, хотя бы эти отделы имели свою особую историческую жизнь, сами влияли на образование и ход искусства эпохи Возрождения и, в свою очередь, получали от него новые, живые образцы. Если путем исполнения «Исторической Иконографии Богоматери» нам удастся на живом примере подобранных памятников показать, что и в истории восточной Европы искусство не умирало, но продолжало жить самостоятельно по форме и по содержанию, развивая по своему и мысль и ее выражение, наша задача окажется исполненной в пределах современной постановки. Наконец, независимо от внутренних требований самой исторической задачи, настоящее сочинение должно удовлетворять и потребностям той литературы, в среде которой оно появляется. Сопоставляя перечисляемую ниже популярную русскую литературу по иконографии Божией Матери, ограниченную доселе или местными церковными брошюрами или лубочными обзорами чудотворных икон Божией Матери, с обширными иконографическими работами, отражающими силы научного одушевления, мы, естественно, должны требовать хотя некоторого восполнения в настоящем пробеле. Русский народ доселе нуждается в художественном просвещении, и не меньше, чем в историческом, и было бы желательно, чтобы русская литература работала самостоятельно и пользовалась западными образцами. Должно помнить, что западная культура воспитала свои народы веками высокого художественного творчества, а потому и русскому искусству, дабы быть серьезным делом в народной жизни, должно основаться на всем европейском историческом опыте.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

А прямо из коридора была маленькая четырехугольная комнатка с дивной, очень древней Тихвинской иконой Божией Матери, со множеством икон, поучительных картин, портретов, видов... В этой же комнатке стоял шкаф с книгами, лавочки и старенькое кресло у Тихвинской иконы Божией Матери. В этой комнатке в то время Батюшка принимал посетителей. Из Тихвинской вели налево две двери – одна к келейнику, другая на мужскую сторону. Вышел келейник, брат Никита, очень юный, с необыкновенно ясным, одухотворенным лицом и длинными кудрявыми волосами. Спросил, откуда мы, и попросил подождать. Ждали минут двадцать. Первым к Тихвинской стоял Серафим, потом я, потом мама и дальше еще человек семь. Было мучительно тяжело, все замерли в ожидании, и вдруг... сокровище наше, радость наша духовная, вышел. Я остолбенела, никогда и в голову не приходило, что удостоит Господь увидеть такого подвижника, и не только увидеть, а и сделаться одной из любимых его дочерей. Роста высокого, беленький, пряменький, с дивными, темными глазами в очках. Посмотрел сразу на весь народ и подошел к первому, то есть к Серафиму. – Как твое святое имя? – Серафим. – Вот какое хорошее имя! – взял его за голову. – Ну, желаю тебе ангелом быть и в будущем. Благословил меня. – Как твое святое имя? – Мария. – Как ваше святое имя? – обратился он к маме. «Евгения», – и пошел Батюшка дальше благословлять народ. У меня от одной Ди веевской монахини был фунт чаю и письмо для передачи батюшке Варсонофию. Я решилась их передать, когда Батюшка пойдет назад, так и сделала. – Батюшка, вот одна дивеевская монахиня просила передать вам чай и письмо. Батюшка остановился, а я подумала – небось Батюшка рад чайку... – Как ее зовут? – Не знаю, Батюшка, мне это другая монахиня передала. – Спаси ее, Господи; только чай ведь не мне, а на святую обитель... Да, на святую обитель. От этих слов подкосились у меня ноги, – я увидела прозорливость Старца. Взял Батюшка у меня из рук чай и ушел в мужскую половину. Вышел снова брат Никита и сказал: «Батюшка ушел исповедовать братию, выйдет часа через полтора, потрудитесь подождать»...»

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Пресвятая Богородица никогда не отступала от благочестивого правила ходить каждый год в Иерусалим на праздник Пасхи и нередко следовала за Сыном Своим, окружённая верующими женщинами, которые служили Ему. Во время странствований Иисуса Христа для проповеди из Иудеи в Галилею Он обходил многие веси и города. Постоянно окружаемый народом, Он бесконечно благодетельствовал ему, учил, обличал, наставлял его и творил великие чудеса милосердия. По Его слову слепорождённые видели, хромые ходили, прокажённые исцелялись, глухие слышали, мёртвые восставали, нищие благовествовали, демоны изгонялись. Всякому просящему по вере его милость давалась. Спаситель плакал об окаменелых сердцах, не видевших своей погибели, и не оставался равнодушен к слезам бедной вдовы, много плакавшей об умершем сыне своём единородном. «Не плачи», – сказало Всесильное Милосердие и, прикоснувшись к мёртвому юноше, воскресило его и отдало матери. И всем, и всегда Господь творил только добро, но сила адская свирепствовала в озлобленных врагах добра, и они искали убить Его. «Многа добра дела явих вам от Отца Моего, за кое их дело камение мещете на Мя?» – вразумлял Он; но они не внимали Ему. Ненависть их достигла высшей степени. Приближалось время страданий Христа Спасителя, и начинались страдания Его Пречистой Матери. Жестокая внутренняя борьба пронзала Её сердце: по любви к Божественному Сыну, Она страшилась видеть Его страдания; но повиновение воле Божией, любовь к грешникам, для искупления которых от вечной смерти приносил себя Её Сын и Бог в жертву умилостивления, побуждали Её принимать безропотно всё, что предопределено было Советом Божиим от начала века. Иисус Христос, как Сын Человеческий, скорбел скорбью Своей Матери, а как Бог , дал Ей силу для перенесения этого тяжкого испытания. Страдала Мать при виде возлюбленного Сына, окружённого поруганиями и бесчестием, но, как Мать Богочеловека, желала Ему сподобиться в перенесении этих сверхъестественных страданий, и, во всем положившись на Него, Она с твёрдостью ожидала этого часа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Тему неканонической иконографии применительно к получившим в последнее время хождение изображениям Богоматери продолжил в своем выступлении член московской епархиальной комиссии по искусствоведению священник Борис Михайлов . Отец Борис начал свое выступление с того, что раскрыл церковное учение об иконе Богоматери, призванной отразить в зримом образе тайну Ее непорочного зачатия и Богочеловечества Христа. Он продемонстрировал собравшимся классические образцы византийских и русских икон, многие века почитавшихся Церковью. Отец Борис указал, что умаление богословского содержания в русской иконе можно проследить уже в XVIII в. Тогда появились изображения, не столько раскрывающие содержание церковных догматов, сколько связывающие образ Божией Матери с государственной символикой Российского государства и с атрибутами земного владычества (в качестве примеров были названы Азовская и Державная иконы). В наше время это явление получило широкое распространение. Известно несколько изображений иконного типа, на которых образ Богоматери (обычно в виде Оранты) соединен с государственным гербом Российской империи — двуглавым орлом. На этих изображениях крылья и лапы орла с символами императорской власти как бы вырастают из-за спины Богоматери. Культы, связанные с этими иконами, строятся на своеобразной, не церковной по своей сути эсхатологии. По мнению почитателей этих изображений, после отречения последнего императора полноту земной власти в Российском государстве приняла на Себя Сама Божия Матерь. Она хранит святую Русь до явления нового царя, в котором угадываются мессианские черты. Так, например, в молитве перед иконой Божией Матери “Воскре­шающая Русь”, написанной в 1998 г. в Пятигорске, прямо говорится об ускорении пришествия “грядущего царя”, который должен покарать грешников и возвеличить праведников. Отец Борис специально отметил такие чуждые церковному почитанию Богоматери черты новых культов, как карающий характер Приснодевы Марии, Которая выступает в них как судия и истребитель грешников, а не как предстательница за человеческий род; их псевдо-мессианский характер, поскольку Богоматерь играет роль провозвестницы грядущего царя-“мессии”. Именно среди адептов этих культов распространены почитание Ивана Грозного и Григория Распутина, а также ярко выражены антииерархические настроения.

http://pravmir.ru/hronika-sektsii-pravos...

Все остальные акафисты – в подражание написаны. А уж потом пошли сочинять. И когда стал Снод пересматривать эти акафисты – столько пришлось запретить, столько пришлось ревизии такой произвести, потому что это творчество народное, оно – фольклор простой, и прямо в ереси ударялось. И, знаете, есть предел. Истощили всё своё воображение. И вот перетекают уравнения из акафиста в акафист; и вот мне один – не буду говорить кто – получил заказ написать акафист одной из икон Божией Матери. Я говорю: – Ведь это же надо обладать даром таким. А он говорит: – Да полно, это просто делается. Вот нужно раскрыть эти тлены – десятка полтора акафистов Божьей Матери, и выбрать, и сделать что-то среднее. Вот. Ну это, конечно, не творчество . А вот акафист Божьей Матери «Взбранной Воеводе победительная», акафист «Иисусу Сладчайшему», действительно, эти акафисты, да-а, прекрасные: Спасе нашъ, спаси насъ]. Чтобы вы шли и приносили плод и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, – Он дал вам. Сие заповедую вам, да любите друг друга [Вот то, что трудно осуществить, – то Господь неоднократно и повторяет. Почему такое? Это не тавтология. Это нужно всё время внедрять в своё сознание, понуждать силой. Но, вы знаете, неестественно человеку любить врагов, неестественно отвечать каким-то – на оскорбление, явно несправедливое, – оскорблением. В каждом из нас сидит это чувство справедливости, и человек огорчается, когда его несправедливо обвиняют или ещё что-нибудь. Но вот внедрять надо всегда. Когда будем решать вопрос: кто прав, кто виноват, надо определиться с долей вины. Мы все виновны, один перед другим. Мы виновны. Это всеобщая вина. Все виновны. Нет правых. Виновны все. И вот, зная это, вот, Он и повторяет: Заповедую вам: да любите друг друга. Если вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас выгнали из него. А вот не вписываются в Писание этого никак не вписываются. Вот сейчас Рождественский пост. Как вписаться в эту предновогоднюю – никак не получается. Никак не получается! Вот мы, следовательно, не вписываемся] .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010