Наконец, в третьем сюжете мы видим принесение икон в Москву и встречу их Предстоятелем Церкви и главой государства. Очевидно, первое описание данных фресок принадлежит А. И. Успенскому . Он говорит о третьем сюжете: «Дальше на следующей фреске, направо, около города с башнями и стенами, – старец и молодой князь в княжеских одеждах. Епископ в саккосе и омофоре в правой руке держит кадило, а в левой – Евангелие. К князьям и архиерею направляются толпа людей и два пресвитера с иконами. Сзади – горы, оживленные по местам растительностью» 15 . Е. А. Федорычева пишет о третьем сюжете: «Чудесно спасенные ругодивские иконы были перенесены в Москву и торжественно встречены в Кремле царем и Патриархом» 16 . В летописи говорится об этом: «...а на Москве царь и Митрополит со всем Священным Собором и с боляры и всенародное множество... стретоша за градом» 17 . Слева с оплечной иконой Божией Матери изображен архимандрит Новгородского Юрьева монастыря Варфоломей и двое других духовных лиц, которые держат икону со святыми угодниками. Они изображены на фоне горок. Справа – их встречает святитель, исходящий из града. Правее его – государь с сыном-отроком, а сзади – множество народа. Митрополит Макарий в кресчатом зеленом саккосе, белом омофоре с крестами и красном подризнике. На голове у него древнерусская «шапка», в левой руке он держит Евангелие, а правой совершает каждение подносимой иконы 18 . Митрополит Макарий особо чтил Святителя Николая 19 . При нем в Москву в 1555 году был принесен Великорецкий образ Святителя, который он «поновлял, бе бо иконному писанию навычен» 20 . В заложенном в Москве в память взятия Казани многопридельном храме Покрова на рву (храм Василия Блаженного) был устроен придел в честь Великорецкого образа. О принесении в Москву икон из Нарвы известно меньше. Данное историческое событие нашло отражение в литургической жизни Русской Церкви. «Празднование перенесения икон из Ругодива не нашло отражения в Чиновнике столичного храма, но известно по письменным памятникам, происходящим из Иосифо-Волоколамского монастыря. Богослужебный сборник XVI века, в котором последние страницы содержат службу “пренесению Пречистыя образа из немецкаго града Ругодива в царствующий град Москву”, свидетельствует о местном праздновании чудотворных ругодивских икон. В нем сохраняется связь с пребыванием икон в Москве, так как служба предназначена для 9 августа – день принесения ругодивских икон в Москву из Новгорода в 1558 году» 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Какие иконы иметь дома? Обязательно – икону Спасителя и икону Божией Матери. Изображения Господа Иисуса Христа, как свидетельство Боговоплощения и Спасения рода человеческого, и Богородицы, как самой совершенной из земных людей, удостоившейся полного обожения и почитаемой как «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим», необходимы для православного христианина. Из иконографии Спасителя для домашней молитвы обычно выбирается поясное изображение Господа Вседержителя, а из Богородичной иконографиииконы типа «Умиление» или «Одигитрия». Конечно, если памятной датой для семьи являются дни чествования каких-либо икон, например, Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа или иконы Божией Матери «Знамение», то целесообразно иметь в доме именно эти иконы, так же, как и образы святых, имена которых носят члены семьи. Тем, у кого есть возможность иметь в доме большее количество икон, можно дополнить свой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно, великих святых земли Российской. В традициях русского Православия укрепилось и особое почитание святителя Николая, иконы которого имеются почти в каждом православном доме. Среди изображений пророков можно выделить Илию, среди апостолов – первоверховных апостолов Петра и Павла. Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика Георгия Победоносца, а также святого великомученика и целителя Пантелеимона. Для полноты и завершенности домашнего иконостаса желательно иметь изображения святых евангелистов, святого Иоанна Предтечи, Архангелов Гавриила и Михаила и иконы праздников. Выбор икон для дома всегда индивидуален и зависит от многих условий, как внешних, так и внутренних. И лучшим помощником здесь является священник – духовник семьи, и именно к нему или любому другому священнослужителю стоит обратиться за консультацией. Теперь по поводу репродукций икон и цветных фотографий с них. Иногда разумнее иметь хорошую репродукцию, чем икону писаную, но плохого качества. Отношение иконописца к своему труду должно быть крайне требовательным. Как священник не имеет права совершать литургию без должной подготовки, так и иконописец должен со всей полнотой ответственности подходить к своему служению. К сожалению, и в прошлом, и сейчас нередко можно встретить вульгарные поделки, которые не имеют ничего общего с иконой. Поэтому, если изображение не вызывает чувства внутреннего благоговения и ощущения соприкосновения со святыней, если оно сомнительно по богословскому содержанию и непрофессионально по технике выполнения, то лучше воздержаться от такого приобретения. А репродукции канонических икон, наклеенные на твердую основу и освященные в церкви, займут достойное место в домашнем иконостасе.

http://azbyka.ru/semya/domashnij-ikonost...

Чудотворные иконы — это те, через которые явным для многих людей образом были даны видимые знаки и знамения Божией благодати, когда опыт молитвы и милость Господа по этой молитве перед какой-то иконой стали духовным достоянием не только одного какого-то человека, а всей церковной общины, епархии, самой Церкви, иной раз даже Вселенской Церкви. И мы все знаем и чтим такие чудотворные образы, с которых делаются списки. Но это вовсе не значит, что молитва перед самой скромной иконой, даже типографским способом напечатанной, даже бесконечно далекой по своим художественным качествам от «Троицы» Рублева, Владимирской Божией Матери или древневизантийских икон, бессмысленна и бесплодна. Да нет же! Церковь знает случаи, когда чудеса творятся от фотографии иконы, напечатанной в газете. Одна из таких икон, недавно множеством чудес прославленная, – Божией Матери Акафистная — хранится в Святой Земле на горе Преображения. Огромное количество людей видело, как мироточат фотографические или иными типографскими способами сделанные изображения икон, например Иверская икона Божией Матери, икона царственных мучеников (когда ее привезли на Афон, она начала светиться изнутри). Есть и всякие другие совершенно особенные явления, связанные с иконами, которые могут каноническим строгим меркам и не соответствовать. Более того, мы знаем, что есть иконы явно чудотворные, давно прославленные, как, скажем, «Спорительница хлебов», которую так чтил преподобный старец Амвросий Оптинский , или «Нечаянная Радость» – одна из святынь нашей первопрестольной столицы, находящаяся в храме пророка Илии Обыденного, или икона «Умиления» Божией Матери, перед которой молился преподобный Серафим Саровский , но все они с точки зрения строгих канонов XVI или XVII веков иконы неправильные, живоподобно написанные, то есть так, как нас сегодня иные призывают икон не писать и в храмах и домах своих подобных не иметь. И это еще и еще раз нам напоминает о том, что нет ничего формального в жизни Церкви. И эту реальную жизнь, которая там жительствует, нельзя втиснуть в какие бы то ни было рамки. Так что перед всяким законно освященным образом православный христианин может спокойно молиться. Что значит освящение иконы?

http://azbyka.ru/voprosy-o-chudesax

Вскоре от священника было получено письмо с указанием, как проехать в село, копия была препровождена А.М. Васнецову, который изъявил согласие произвести осмотр иконостаса. Однако впоследствии А.М. Васнецов не смог заняться этим вопросом, и осмотр иконостаса провел 8 сентября 1906 года С.Д. Милорадович, оставивший после осмотра такие сведения: «Храм деревянный, внутри оштукатурен, построен в 1600 году; иконостас уже заменён новым, работы местных кустарей. Из икон остались: местная икона Смоленской Божией Матери тонкого письма, в серебряной ризе XVII в. И жемчужный убрус; старые царские врата прописаны масляной краской; две старых рамы: одна с деревянной иконой Спасителя, другая – с житием Божией Матери, в средину коего была вложена Смоленская икона Божией Матери; северная и южная двери с хорошо сохранившейся иконописью; иконы 2-го и 3-го яруса целы, пройдены масляной краской, вероятно в 1886 году; за левым клиросом икона Божией Матери 16х22 вершка в шитом шелками убрусе». Видимо, доглое ожидание представителя комиссии побудило священника церкви на установку нового иконостаса. Часть же икон было отправлено на реставрацию в Моску, о чем свидетельствует письмо из Московского археологического общества: «Запросить священника села Дупли… о причине неприсылки своевременно Обществу накладной и просить возместить расход за хранение присланных икон на станции железной дороги». Старый иконостас уцелел и его судьбу можно проследить в документах за 1915 год. 23 декабря 1915 года и 16 мая 1916 года в духовную консисторию было доложено, с просьбой уведомить, не встречается ли препятствий к продаже гофмейстеру П.Д. Ахлестышеву, для вновь построенной им в своем имении Федино, старых икон и царских врат, оставшихся после переделки в Одигитриевской церкви села Дупли и совершенно не нужных. По выражению священника о.Николая Преображенского, иконостас «в случае требования начальства может быть продан». Начальство разрешило перенос иконостаса под наблюдением известнейшего архитектора В.В. Суслова, руководившего постройкой церкви в имении Федино. Ныне церковь в Федино находится в плачевном состоянии, от иконостаса из Дуплей не осталось и следа.

http://sobory.ru/article/?object=38179

Многообразие образов Пресвятой Богородицы - А существует ли вообще ответ на вопрос: сколько в настоящее время насчитывается различных икон Богоматери? - Множество икон Пресвятой Богородицы прославилось к настоящему времени в разных местах земли. На данный момент насчитывается около 700 различных икон Божией Матери. Особо чтимых чудотворных образов в мире сейчас около 350. Но при всем многообразии эти священных изображений можно условно выделить несколько иконографических типов образов Пресвятой Девы. - Если можно, расскажите об этом немного подробнее. - Первый тип - это Богоматерь Одигитрия, или Путеводительница. На иконах этого типа изображается Божия Матерь с Младенцем на руках, при этом Пречистая Дева указывает рукой на Своего Божественного Сына. Сам Господь Иисус Христос сказал о себе, что он есть Путь, и Истина, и Жизнь (Ин 14. 6). И поэтому Пресвятая Богородица является нашей путеводительницей ко Христу, путеводительницей нашего спасения, отсюда и появилось название данного типа священных изображений Девы Марии. К этому иконографическому типу относятся Смоленская, Иверская, Казанская иконы Матери Божией. Второй иконографический тип - Богоматерь Елеуса, или Милующая. На иконах этого типа изображено взаимное ласкание Божией Матери и Ее Божественного Сына. Эти иконы иллюстрируют нежное человеческое чувство, материнскую любовь Богородицы к Своему Сыну и Богу, молчаливую печаль о грядущих Его страданиях, смиренное принятие их неизбежности. Владимирская, Донская, Волоколамская иконы относятся именно к этому иконографическому типу. Третий тип - Богоматерь Оранта, или Молящаяся. На иконах этого типа Заступница рода христианского изображается с воздетыми к Небу руками, как молящаяся за всех людей. Иногда на иконах этого типа изображается Богомладенец, находящийся во чреве Пресвятой Девы, окруженный сиянием. Такой тип иконографии Божией Матери называется " Воплощение " и изображает момент воплощения Господа Иисуса Христа во чреве Богородицы. Следующий тип икон Богоматери - деисусный, представленный изображениями, находящимися в соответствующем ряду иконостаса. На этом типе иконы Пресвятая Владычица запечатлена в полный рост. Она предстоит в молитве к Своему Божественному Сыну. Об этом говорит то, что фигурка, лик, очи Пречистой Девы направлены в сторону Господа Иисуса Христа. Существует также и такой иконографический тип, как Всецарица. На ней Божия Матерь изображена с Богомладенцем, сидящая на престоле.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Один святогорский старец на одной встрече мне сказал, что не случайно было то, что Божия Матерь попросила Святую Гору Афон Себе в жребий, т.е. в место для жизни монахов. Потому что Сама Она знала опытно этот путь и жила Божественной благодатью. Ей нравится, когда люди посвящают себя Её Сыну и хранят Его заповеди. В чуде претворения воды в вино в Кане Галилейской (которое совершилось по инициативе Богородицы, а не Христа), именно Она сказала приближённым жениха: «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. Поэтому Божия Матерь является для нас Опорой, нашей Радостью и нашим Желанием. Она желает, чтобы люди хранили Её заповеди, и окружает таковых особой заботой, особым попечительством. Преподобному Петру Афонскому Божия Матерь сказала при Своём явлении: «Я – Целительница афонских монахов, Я – Питательница, Я – Домоправительница, Я – Игумения монахов». Это подтверждалось много раз. Божия Матерь испытывает большую радость, что монахи вырастают духовно и умножаются численно. Поэтому явление Божией Матери преп. Сергию и его ученику преп. Михею означает благоволение Её монахам и является выражением постоянной поддержки Божией Матери монахам. У нас на Святой Горе Афон происходило бесчисленное количество случаев, когда Божия Матерь являлась монахам: воодушевляла их, наставляла, учила, делала какие-то замечания, что-то запрещала им, наказывала, и всё это объясняется Её чистой материнской любовью. У нас существует очень много чудотворных икон Божией Матери. Наш Ватопедский монастырь обладает особым благословением, он имеет семь чудотворных икон Божией Матери, и Её Честный Пояс . Поэтому с благоговением обратимся к Божией Матери, будем взирать на Неё как на нашу истинную Мать, которая всегда нас слушает. У нас в Ватопедском монастыре есть особая икона Божией Матери «Слышащая». На этой иконе изображена Божия Матерь, прикладывающая Руку Свою к Своему Уху, Она хочет выслушать все просьбы христиан, чтобы потом передать их Своему Сыну. Как вы знаете, все просьбы Божией Матери удовлетворяются, и поэтому в молитве к Ней мы говорим: «Спаси нас», а не просто: «Молись о нас» (как всем святым).

http://pravmir.ru/besedy-arximandrita-ef...

Итак, место для икон определено, подобраны и сами иконы. Как их разместить? В какой последовательности? Есть ли на этот счет строгие устные требования? В церкви – да. Для домашней же божницы можно ограничиться лишь некоторыми основными правилами. Так, например, если иконы развешаны бессистемно, несимметрично, без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувство неудовлетворенности их размещением, желание все изменить, что отвлекает от молитвы. Также необходимо помнить и о принципе иерархии: не помещать, к примеру, икону местночтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, апостолов. Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, а Божией Матери – слева, как в классическом иконостасе. Если в семье есть особо почитаемая, передающаяся по наследству икона, то ее можно сделать центром домашнего иконостаса или, если позволяет место, поместить на аналое под божницей. При подборе икон следите за тем, чтобы они были единообразны по художественной манере исполнения, старайтесь не допускать многообразия стилей. Верх домашнего иконостаса желательно увенчать крестом; кресты также помещают на косяках дверей. Во время молитвы перед иконами должна возжигаться лампадка, а в праздники и воскресенья она может гореть и в течение дня. В многокомнатных городских квартирах иконостас для общей семейной молитвы размещается, как правило, в большей из комнат, в других же необходимо поместить хотя бы одну икону. А так как православная семья молится перед едой, то икона нужна и на кухне. И последнее. Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации? Такую икону, особенно освященную, ни в коем случае нельзя просто выбрасывать. К святыне, пусть даже потерявшей свой изначальный вид, всегда нужно относиться с благоговением. Икону необходимо отнести в церковь, где ее сожгут в церковной печи. И следует знать: если порча иконы произошла из-за небрежного ее хранения – это грех, который нужно исповедовать. Лики, смотрящие на нас с икон, принадлежат вечности; глядя на них, вознося им молитву, испрашивая их заступничества, мы – жители мира дольнего – всегда должны помнить о нашем Творце и Спасителе; о Его вечном призыве к покаянию, к самосовершенствованию и обожению каждой души человеческой. Глазами святых Своих взирает на нас Господь с икон, свидетельствуя, что все возможно для человека, ходящего путями Его.

http://azbyka.ru/semya/domashnij-ikonost...

Господь оставил  Церкви, а значит и нам, великий дар – Свою Пречистую Матерь. Первые главы Евангелия от Луки – это рассказ Божией Матери о Рождестве и детстве Христа. Но о Самой Деве Марии в Евангелии сказано немного. Священное Писание хранит о Ней молчание, потому, что жизнь Божией Матери – тайна. Больше всего молитв, составленных и произнесенных, — к Богородице. Больше всего просьб высказанных и  слез пролитых людьми — пред Ее Пречистым Ликом. Больше всего чудотворных иконикон Пресвятой Богородицы. Это видимый знак Ее невидимого присутствия среди нас. На иконе «Умиление» Ее лицо девственно-чисто, почти детское. На иконе «Кипрская» Она царственно прекрасна. На иконе «Семистрельная» Дева Мария изображена с семью клинками, пронзающими Ее грудь, на лице Ее – покорность воли Божией. На иконе «Огневидная» Она погружена в молитву, Ее окружает пламя благодати. Как ребенок называет свою мать самыми ласковыми именами, так христиане выразили свою любовь к Божией Матери названиями икон: «Всех скорбящих Радость», «Утоли моя печали», «Споручница грешных», «Умягчение злых сердец», «Утешение», «Избавительница», «Помощница в родах», «Нерушимая стена», «Неувядаемый цвет». В Деве Марии христиане обрели Небесную Мать. Ее сердце, расширенное страданиями, объяло своей любовью все человечество. Тайна Божией Матери – это тайна любви. Божия Матерь с нами. Она не покидает нас. Читайте также: Удел Богородицы и Царство не от мира сего Священник Константин Камышанов Я купил избу. Вошел в курятник и увидел икону Богородицы прибитой к столбу. Огромный гвоздь пробил изображению сердце. Я спросили соседа: — Зачем ты ее повесили тут? — Чтоб курей охраняла. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/chetyre-rasskaza-o-bog...

Прав. Артемий Веркольский, ап. Лука и вмч. Артемий. Икона. 1910 г. Иконописец Н. С. Емельянов (ГМИР) Как и др. известные мастера того времени, Е. выполнял не только самостоятельные композиции, но и копии древних икон. Из Феодоровского собора в Царском Селе происходит икона «Покров Пресвятой Богородицы» - список новгородской иконы нач. XVI в. из собрания Н. П. Лихачёва (ГРМ, см.: Из коллекций акад. Н. П. Лихачева: Кат. выст./ГРМ. СПб., 1993. С. 176-178. Кат. 392); справа внизу на лузге текст: «Копировалъ Н. Емельяновъ 1915 г.» (ГМИР). Подписной образ мучеников Кирика и Иулитты нач. XX в. (частное собрание) восходит к иконе этих святых с сюжетами жития 80-х гг. XVII в. предположительно работы Гурия Никитина из ц. во имя прор. Илии в Ярославле (Шесть веков рус. иконы: Новые открытия. М., 2007. С. 106, 190. Кат. 89). Икона прп. Серафима Саровского на фоне пустыньки в лесу, предположительно написанная Е. ок. 1910 г. на металлической пластине (частное собрание; подпись: «Пис. [Н.?] Емельянов»), отличается живописной манерой письма, вставлена в серебряный оклад-ковчег фирмы Хлебникова с углублениями для реликвий. Владельческая надпись связывает бытование памятника с семьей офицера Д. Н. Ломана, старосты Феодоровского собора в Царском Селе. Вместе с московскими мастерами, выходцами из Мстёры, поставщиком двора Его Императорского Величества В. П. Гурьяновым , братьями М. О. и Г. О. Чириковыми , М. И. Дикарёвым и его сыновьями, Е. участвовал в создании иконописного убранства собора Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых у Николаевского вокзала в С.-Петербурге (1910-1914; архит. С. С. Кричинский ). Иконографическая программа убранства верхнего храма принадлежала проф. Н. В. Покровскому , проект 5-ярусного резного иконостаса был сделан Кричинским (образцом для верхних рядов послужил иконостас ц. в честь Грузинской иконы Божией Матери на Варварке в Москве, для нижнего - иконостасы ярославских храмов, см.: Зодчий. 1914. 11. С. 122-123), осуществлен И. М. Дикарёвым, позолоченная серебряная и латунная басма для икон и иконостаса выполнена товариществом «П. И. Оловянишникова сыновья». Е. написал в 5-й, праотеческий ряд главного иконостаса 12 икон праотцов Адама, Авеля, Еноха, Сифа, Мафусаила, Ноя, Сима, Авраама, Мелхиседека, Исаака, Иакова, Иосифа и, по-видимому, центральный образ Саваофа (все в собрании ГМИР). Его кисти принадлежит также 12 фронтальных изображений архангелов Рафаила (с Товией), Иегудиила, Селафиила, Варахиила, Уриила, ангела-хранителя, 2 ангелов Господних, ангелов начала Господня, власти, господства, престола (ГМИР), созданных для последнего, 5-го яруса придельных иконостасов (по 6 образов в каждом). Возможно, Е. также является автором икон для царских врат этих иконостасов (ЦГИА СПб. Ф. 714. Оп. 2. Ед. хр. 2. Л. 6). Однако в др. документах есть упоминания, что врата в левый придел писал М. И. Дикарёв, а в правый - братья Чириковы (Там же. Ф. 826. Оп. 1. Ед. хр. 45. Л. 7-7 об.).

http://pravenc.ru/text/189927.html

Если ложные изображения были мертвостью перед Богом, то истинные, священные несли в себе Его силу и благодать, и через них совершались чудеса: перед кивотом расступились воды Иордана ( Нав.3:14–16 ); когда ковчег Божий был поставлен филистимлянами в храме Дагона, этот идол был низвергнут, а сами филистимляне наказаны болезнью ( 1Цар.5:1–6 ); Оза умер, дотронувшись до ковчега ( 2Цар.6:6–7 ); старейшины Израиля брали ковчег с собой на войну, говоря: «он пойдет среди нас и спасет нас от руки врагов наших» ( 1Цар.4:3 ). Ковчег был местом особого присутствия Божия: здесь Господь принимал молитвы израильтян и отсюда возвещал Свою волю; он был подножием ног Божиих, поэтому иудеи поклонялись ковчегу, кадили ему, зажигали светильники и лампады, воздавая через него почести Самому Богу ( Чис.10:35–36 ; Нав. 6:5–7 ). Как говорилось выше, святыня Соломонова храма не была отвергнута ни Спасителем, Который назвал его «домом молитвы», ни Его учениками –апостолами. В Священном Писании нет прямого указания о почитании икон, но из всей ветхозаветной истории совершенно ясно: все, что служит к славе Божией, угодно Богу. Для чего служат в Православной Церкви иконы? Во-первых, для напоминания нам о Боге, о Его великих делах, о священных событиях, о Его земной жизни, о Матери Божией и святых угодниках; затем, для возбуждения религиозного чувства, для веры, любви к Богу: для молитвы и, наконец, для прославления Бога искусством, как это делается и в пении. Иконы служат благому делу, и потому не могут быть неугодны Богу. Протестанты отрицают иконы, они считают почитание икон идолопоклонством, ссылаясь на Священное Писание: «Мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого» ( Деян.17:29 ). Протестанты обвиняют православных христиан в том, что они воздают иконам поклонение и почести: молятся перед ними, встают на колени, зажигают лампады, свечи, кадят, украшают их. Протестанты называют это идолопоклонством, считая, что почитание икон и поклонение идолам – одно и то же. Действительно, всякое идолопоклонство противно Богу. Но идолопоклонство ли почитание святых икон? Идолы и кумиры изображают несуществующих богов, происшедших от вымысла человеческого; иконы же изображают истинного, действительно существующего Бога; поклонение идолам – это поклонение бесам ( 1Кор.10:19–20 ; Откр.9:20 ); поклонение священным изображениям – это поклонение Единому Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010