– Она хороша по замыслу, раз вы хотите, чтобы было одно стадо и один Пастырь. Но посмотрите, сколько гор надо преодолеть для этого между нами и вами! Где у вас Священное Предание? Где у вас семь таинств? Где церковная иерархия? Где почитание Божией Матери, ангелов и угодников Божиих, святых икон и мощей? Где дела ваши? Вы знаете одно: sola fide – спасение только верой! Но возможно ли это? Ведь вера без дел мертва ( Иак.2:20, 26 ). Ничуть не лучше и sola gratia – спасение только благодатью у кальвинистов. Как спастись одной благодатью, если тот же апостол, на которого вы без конца ссылаетесь, говорит: всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор.5:10 )? Но и святое Евангелие требует от нас дел, сообразных с заповедями, ибо сказано: если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди ( Мф.19:17 ). Не бывает веры без дел, как думаете вы, вменяя ни во что труды ради Господа, пост и многое-многое другое. Можно ли, зажмурившись, перескочить через двухтысячелетнюю историю Церкви, которая неопровержима? Я посетил в прошлом году римские катакомбы и видел тамошние настенные изображения. В катакомбах есть росписи и иконы I, II и III веков, ведь византийская иконопись пошла откуда. Кафедральные соборы Равенны и Венеции, Константинополя и других городов, воздвигнутые святыми Константином Великим , Юстинианом и другими императорами, всё это свидетельства из глубины веков! Можете ли вы сказать, что всего этого не было полторы тысячи лет и у вас, до вашего отделения от католиков? И если вы забыли о своих корнях, то неужели и мы должны забыть о них? Но дерево, забывающее о своих корнях, засыхает и гибнет! А древние храмы стоят, словно стражи, доказывая всему миру, что Церковь украшалась иконами с первых веков. Однако зачем вы, ученые люди, которые должны знать всё это сами, пришли ко мне, пастуху? – Мы пришли посмотреть не на ученого человека, а на человека святого. – «Свят Господь Бог наш!» вот что поют в наших храмах. Воистину один Он свят, мы же прах и пепел.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Увидев Иисуса, подобно царю, шествующего в Иерусалим, народ подумал: «Это – обещанный Мессия. Он, верно, идет объявить себя царем в Иерусалиме». И одни начали постилать свои одежды по дороге, другие резали ветви с дерев и держали их в руках или бросали на дорогу, и все громко кричали: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!» По примеру евреев, встречавших Иисуса Христа с ветвями пальмы в руках при торжественном входе Иисуса Христа в Иерусалим, и мы в этот праздник за всенощной держмт вербу в руках, и самый праздник называется у нас Вербным воскресеньем, или неделей ваий, т. е. веток. Вознесение Господне на небо совершилось в сороковой день после Его воскресения. Так обыкновенно и празднуется оно – в четверг на шестой неделе после Пасхи. По воскресении Своем Господь Иисус Христос сороке дней пребывал на земле, являясь ученикам, особенно апостолам, и уча их, как им действовать в деле распространения веры Его на земле после вознесения Его на небо. В сороковой день, когда все апостолы были в Иерусалиме, Иисус Христос явился им в последний раз и сказал: «Вот Я пошлю на вас Духа Святого, вы будьте здесь в Иерусалиме, пока не получите Его». Потом вывел их из Иерусалима и, когда взошли они на гору Елеонскую, или Масличную, поднял Свои руки и благословил учеников. И когда благословлял, то стал подниматься выше и выше к небу. Явилось светлое облако и совершенно скрыло Господа из вида учеников. Он вознесся на небо к Богу Отцу Своему. Апостолы долго смотрели на небо. Наконец явились им ангелы и сказали: «Что вы смотрите? Иисус Христос уже вознесся на небо и по времени Он опять так же, как вы видели Его идущего на небо, сойдет, чтобы произвести суд над родом человеческим». Тогда апостолы поклонились Господу и возвратились в Иерусалим с радостью и стали ждать сошествия Святого Духа на них. Праздник Пятидесятницы, или Троицын день, бывает в восьмое воскресенье, в 50-й день после Пасхи, отчего и называется Пятидесятницей. Господь Иисус Христос, совершив дело спасения рода человеческого Своим учением, страданиями, смертью, воскресением и вознесением, долженствовал закончить оное посланием с неба от Своего Отца Духа Святого, который помогал бы верующим в спасении их душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

" В Великую среду мы вспоминаем двух евангельских персонажей, - отметил правящий архиерей. - Во-первых, грешную женщину, которая приготовила к погребению тело Господа - купила драгоценное миро и возлила на Его ноги. Ученики, особенно Иуда, роптали: зачем она впустую израсходовала столь дорогое миро, когда его можно было продать и раздать деньги нищим! Но Господь остановил их: " Что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала " (Мф. 26:10-13). И действительно, мы каждый год вспоминаем эту женщину. Еще вспоминаем Иуду, который в этот день созрел для того, чтобы предать Учителя. Именно в среду он пошел к первосвященникам, получил от них тридцать сребреников и стал искать место и время, когда предать Христа, чтобы вокруг не было народа и не случилось эксцессов " . " Вот такие события произошли в среду. Осталось еще немного до того времени, когда Христос взойдет на Крест и предаст дух за всех нас. К этому все идет, но потом последует Воскресение. Мы должны в оставшиеся дни еще раз пережить все события, которые были со Спасителем, как бы сами в них участвуя. Будем сопереживать Его страданиям. Мы должны чувствовать, что мы едины с Ним: больно Ему - значит, нам больно. Но Ему больно из-за нас, Он за наши грехи страдал, а не за Свои - у Него не было грехов. Будем в эти дни, даже находясь дома, читать Евангелие, особенно те места, которые связаны с последними днями земной жизни Господа, и, сопереживая, каяться в грехах " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий. Храму было подарено Евангелие. Настоятель поблагодарил правящего архиерея за молитву и подарил ему комплект копий храмовых икон - Владимирской Божией Матери, святых Константина и Елены, святителя Николая. Храм равноапостольных Константина и Елены находится на территории спецпредприятия " Новое поколение " которое уже более пятнадцати лет занимается социальной реабилитацией молодых людей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях. Храм строился в течении лета и осени 2009 года, освящен в том же году 19 декабря, в день памяти святителя Николая. По воскресным дням при храме действуют бесплатные консультации специалистов Общества православных психологов .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

И когда пророк и царь воздели свои руки к Богу, Господь их сразу, сразу и услышал. Ассирийцы приготовились к штурму – Ангел губитель за одну ночь поразил сто восемьдесят пять тысяч воинов его (см. 4Цар. 19:35 ). Посмотрите – 32-я глава, 20-й стих: «И помолился царь Езекия и Исаия, сын Амосов, пророк, и возопили к небу». Вот что это значит помолился? Помолиться можно вальяжно, так это, между делом, так – без внимания, без усердия. А смотрите, ведь написано: И помолился царь и пророк Исаия, и возопили к Небу. – Это был действительно вопль. Это была такая молитва, что она пробила сразу Небо. И Господь их молитву принял: « И послал Господь Ангела, и он истребил всех храбрых и главноначальствующего и начальствующих в войске царя Ассирийского. И возвратился он со стыдом в землю свою Так спас Господь Езекию и жителей Иерусалима от руки Сеннахирима, царя Ассирийского Тогда многие приносили дары Господу в Иерусалим и дорогие вещи Езекии, царю Иудейскому. И он возвеличился после сего в глазах всех народов». Вот эти пожертвования и складывались в сокровищницах Храма: были специальные помещения; поэтому Храмы, помимо всего, они были богаче, я не знаю, дворцов царских. Поэтому все враги в первую очередь стремились грабить храмы. «Товарищи» наши получили от Руси Православной такие храмы, с таким богатством, что они могли бы перманентную эту революцию делать и совершать, я не знаю, столетиями. Потому что всё оказалось в их руках – все монастыри были ограблены. Вот на одной иконе «Знамение Божией Матери», которая у нас в Академическом храме, – посмотрите её фотографию в дореволюционной книге, скажем, той же Снессоревой или Поселянина: «Чудотворные иконы» 20 (вот во второй части даёт ) так не видно ризы! Риза, во-первых, из драгоценностей сделана; и потом, все, кто получал исцеление, жертвовали на икону – кто колье, кто эти , кто драгоценности свои – и всё это вешали, что вот – в знак благодарности. Сколько дарили! А ведь таких икон было тысячи. Французский один журналист говорит: «Вы жемчуг желаете черпать совком, жемчуг? Вот поезжайте в Троице-Сергиеву Лавру, там стоят кадушки, полные жемчуга». Вот осыпается жемчуг – с одежды священнической, его собирают и бросают в эту кадушку. Так это же сокровища были! Это были сокровища. Если Борис Годунов жертвовал кованые потиры – не позолоченные, а кованные из золота, как из железа – потиры, дискосы, лжицы, весь необходимый, понимаете ! Дискос. Так ведь это же ценности были всё. Ценности. И вот, народ-то жил, конечно, тоже бедно. В курных избах жил.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Изображение не должно восприниматься в качестве Бога – это верно. В частности, человек должен помнить, что тот образ Бога, который он имеет в своем уме, не есть Сам Бог . Можно не иметь икон и быть идолопоклонником – ибо кумир будет всажден в сердце человека. Можно спутать реальность текста Писания и реальность Того Бога, о Котором оно говорит. Надо уметь отличать Бога от Его тварных образов. «Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника, а почитали за богов, правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила. Если, пленяясь их красотою, они почитали их за богов, то должны были бы познать, сколько лучше их Господь, ибо Он, Виновник красоты, создал их» ( Прем. 13, 1–3 ). Вот определение язычества. Язычество и идолопоклонство – это забвение Творца за красотой твари. Можно ли сказать, что у протестантов больше «ведения о Боге», чем у православных? Можно ли сказать, что православные забыли Бога и не умеют отличить Бога от иконы? Нам скажут: ваши прихожане не знают того богословия, которое вы нам изложили, и понимают иконы вполне по-язычески. Но во-первых, давайте сравнивать конфессиональные позиции по нашим учениям, а не по грехам тех или иных прихожан. А во-вторых, подойдите в храме к любой бабушке, ставящей свечку у иконы, и спросите ее: от чего она ожидает помощи? От доски, повешенной на стену, или от Того, Чей Лик написан на этой доске? Божией Матери молится эта старушка у иконы, или она просит: «святая икона, помоги мне!»? И даже если удастся найти такую прихожанку, что неверно понимает православные принципы иконопочитания – это все равно не повод для запрета икон. Может, и можно в православном мире встретить людей, которые относятся к иконе как к кумиру – но разве в мире протестантском нет людей, которые Библию превратили в предмет своего профессионального изучения, а Живого Бога забыли? Люди злоупотребляют языком – неужели его нужно вырвать у всех? Значит, не выбрасывать иконы надо, а разъяснять православное богословие, православные принципы отношения к священным изображениям.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/protesta...

Кадили и над алтарем кадильным, находившимся против завесы, на которой были изображены Херувимы ( Исх. 40, 27 ). Мы чествуем святые иконы возжением перед ними свечей и елея. Возжигались светильники и в ветхозаветной церкви. И поставгы (Моисей) светильник в скинии собрания против стола... И поставил лампады (его) перед Господом, как повелел Господь Моисею ( Исх. 40, 24–25 ). И сказал Господь Моисею: говоря: прикажи сынам Израилевым, чтоб они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник. Вне завесы ковчега откровения в скинии собрания Аарон (и сыны, его) должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда: это вечное постановление в роды ваши; на подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда ( Лев. 24, 1–4 ; свящ. Н. Успенский ). Об употреблении и почитании святых икон в Христианской Церкви с первых времен ее говорит Священное Предание Первый образ в Христианской Церкви был Нерукотворный Образ Спасителя. Сам Господь Иисус Христос благоволил изобразить чудесным образом Свой Лик на плате и послал этот образ к Едесскому царю Авгарю. Потом евангелист Лука написал три иконы Божией Матери и святых апостолов Петра и Павла (Чет. Мин., 16 августа, 18 октября). О Нерукотворенном Образе Спасителя Священное Предание рассказывает следующее. Когда Божественная сила чудес Господа Иисуса Христа сделалась известной всем, надежда выздоровления стала привлекать ко Христу бесчисленное множество больных, даже из далеких от Иудеи стран. Так и Авгарь, царь Едесский, изнуренный тяжким недугом, узнав о чудесах Иисуса Христа, смиренно просил Его письмом, чтобы Он пришел к нему в Едессу и исцелил от болезни. Но не вполне уверенный, восхочет ли Господь прийти к нему, послал письмо с искусным живописцем Ананией, которому поручил изобразить на доске Лицо Спасителя, чтобы, по крайней мере, от видения Лица Его иметь отраду в болезни. Анания пришел в Иерусалим в то время, когда Иисус Христос, окруженный множеством народа, преподавал божественное Свое учение.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

Но вот однажды был случай с учениками Спасителя: один отец имел бесноватого сына и приводил его к ним для исцеления, но они не могли его исцелить. Отчего же? По неверию отца этого больного и – учеников Христовых. О род неверный и развращенный! Доколе буду с вами. Доколе буду терпеть вас? сказал Господь этому отцу и предстоящим. Приведите мне его сюда. И воспретил ему Иисус, и бес вышел из него и отрок исцелился в тот час. «Ученики, приступив к Иисусу наедине, спросили Его: почему мы не могли выгнать его? Иисус сказал им: по неверию вашему», и присовокупил: «истинно говорю вам: ежели вы будете иметь веру с зерно горчичное и скажете горе сей: перейди отсюда туда, то она перейдет; и ничего не будет вам невозможного. Сей же род изгоняется только молитвою и постом» 250 . Впрочем, апостолы впадали иногда в искушение неверия только до сошествия Святого Духа на них в день Пятидесятницы; а после сошествия Святого Духа они никогда уже не впадали в неверие, но всегда имели непоколебимую веру и ею творили бесчисленные чудеса: исцеляли всякие болезни, изгоняли словом демонов, воскрешали мертвых. Святые угодники Божии древних и новых времен верою творили множество чудес, как сами вы слыхали и читали. Сколь многие и в наши дни по вере своей получили многочисленные исцеления, дивное избавление от бед и напастей, от мучительства демонов! Сколь многие чудесно исцелялись через причащение животворящих Таин тела и крови Христовой! Сколько исцелений было и бывает от мощей святых угодников Божиих или от чудотворных святых икон, или просто от искренней, с верою в покаянии молитвы Господу и Пречистой Его Матери, или святым угодникам Божиим? Один благочестивый пастырь, знакомый мой, рассказывал мне чистосердечно, что он молитвою веры, в простоте сердца, попросил у Господа и Пречистой Богородицы множество чудесных благодеяний Божиих простым людям, просившим его молитвенной помощи, и, в доказательство, готов был представить мне лично всех тех, которые удостоились милостивого посещения Божия и живым голосом могли засвидетельствовать истину его слов. Я, – говорил он о себе, – обыкновенный смертный, человек многогрешный, не отличаюсь от других людей никакими подвигами: ни пощением, ни всенощными стояниями на молитве, позволяю себе есть и пить дозволенное – у себя и у людей, – но имею только веру в Господа, живу во всегдашнем покаянии, за все благодарю Господа, что ни получаю от Его щедрот: и не остаюсь в стыде. Я каждый день получаю спасение от живоначальной десницы Божией, каждый день Господь окружает меня радостями избавления. Если кто просит меня помолиться с ним о нем, я не отрицаюсь; если только примечаю в просящем искреннюю веру и искреннее желание спасения: и вера и упование не посрамляют.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Но вот однажды был случай с учениками Спасителя: один отец имел бесноватого сына, и приводил его к ним для исцеления, но они не могли его исцелить. Отчего же? По неверию отца этого больного и – учеников Христовых. О род неверный и развращенный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас? – сказал Господь этому отцу и предстоящим. Приведите мне его сюда. И воспретил ему Иисус, и бес вышел из него, и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, спросили Его: почему мы не могли выгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; и присовокупил: говорю вам: ежели вы будете иметь веру с зерно горчичное и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», то она перейдет; и ничего не будет вам невозможного. Сей же род изгоняется только молитвою и постом ( Мф.17:14–21 ). Впрочем, апостолы впадали иногда в искушение неверия только до сошествия Святого Духа на них в день Пятидесятницы; а после сошествия Святого Духа они никогда уже не впадали в неверие, но всегда имели непоколебимую веру и ею творили бесчисленные чудеса: исцеляли всякие болезни, изгоняли словом демонов, воскрешали мертвых. Святые угодники Божии древних и новых времен верою творили множество чудес, как сами вы слыхали и читали. Сколь многие и в наши дни по вере своей получили многочисленные исцеления, дивное избавление от бед и напастей, от мучительства демонов. Сколь многие чудесно исцелялись от причащения Животворящих Тайн Тела и Крови Христовой. Сколько исцелений было и бывает от мощей Святых угодников Божиих, или от чудотворных Святых икон или просто от искренней, с верою в покаянии молитвы Господу и Пречистой Его Матери, или Святым угодникам Божиим? Один благочестивый пастырь, знакомый мой, рассказывал мне чистосердечно, что он молитвою веры, в простоте сердца испросил у Господа и Пречистой Богородицы множество чудесных благодеяний Божиих простым людям, просившим его молитвенной помощи, и, в доказательство, готов был представить мне лично всех тех, которые удостоились милостивого посещения Божия и живым голосом могли засвидетельствовать истину его слов. Я, говорил он о себе, обыкновенный смертный, человек многогрешный, не отличаюсь от других людей никакими подвигами: ни пощением, ни всенощными стояниями на молитве, позволяю себе есть и пить дозволенное – у себя и у людей, – но имею только веру в Господа, живу во всегдашнем покаянии, за все благодарю Господа, что ни получаю от Его щедрот: и не остаюсь в стыде. Я каждый день получаю спасение от живоначальной десницы Божией, каждый день Господь окружает меня радостями избавления. Если кто просит меня помолиться с ним о нем, я не отрицаюсь, если только примечаю в просящем искреннюю веру и искреннее желание спасения: и вера и упование не посрамляют.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Я выделил здесь один маленький кусочек – о молитвенном призывании. Но есть еще история мощей, история икон, которая все это подтверждает. Почитание святых В каких формах происходит почитание святых? Мы строим храмы в честь святого, составляем в их честь молитвословия. Формой этого почитания можно считать каждение, славословия. Как Господь прославил пред людьми того или иного святого, так и мы чтим его. Мы чтим мощи святого, если они остались, посещаем места служения святого. В ветхозаветные времена такое почитание тоже существовало (например, почитание пророка Илии). ( Притч. 10:7 ) – “Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет”. В Новом Завете есть много мест о почитании святых. ( Ин 15:14 , Мф. 10:40–41 ) – “Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника”. ( Евр. 13: 7 ) – “Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их”. ( Лк. 1:48 ) – “...отныне будут ублажать Меня все роды”. Это означает, в частности, и ублажение после кончины, то есть до конца мира будет почитание Божией Матери. Поэтому неправы те, кто утверждает, что надо почитать только Господа Иисуса Христа и ни в коем случае нельзя почитать Божию Матерь и святых. Кстати, протестанты на этой почве упрекают нас в идолопоклонстве, когда речь идет о почитании святых. Но здесь есть разница, и она находит отражение в языке. В русском языке ее уловить труднее, чем, скажем, в греческом, где существуют разные глаголы о Богопочитании (“латрия”) и почитании святых. Когда мы говорим о почитании Бога и почитании святых, то понимаем это в разных смыслах: почитание Бога означает воздание Богу Божественных почестей, Его достойных. Но эти же самые почести нельзя воздавать святым, потому что они являются не более мелкими богами, а нашими сотрудниками, но находящимися в Церкви торжествующей. Мы идем по пути спасения, а они помогают нам на этом пути, т.е. это сотрудничество. Мы чтим святых за те подвиги, которые они совершили, но, конечно, не без “корыстного” для нас намерения – опереться на них ради спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Сегодня мы являемся современниками другого потрясающего чуда –повсеместных знамений от икон, начало которых можно с полной определенностью отнести к 1991 году. Хотя отдельные случаи наблюдались и прежде (например, мироточение от икон Казанской Божией Матери и преподобного Амвросия в Оптиной пустыни 16 ноября 1988 г.), именно с 1991 года сообщения о чудесах от икон начинают поступать одно за другим из самых разных мест России. В последующее десятилетие зафиксированы сотни случаев. Иконы чудесным образом обретаются, обновляются, мироточат – в храмах, монастырях, в домах простых людей. И прежде всего это именно мироточения и плач икон. Сейчас редкий номер церковного журнала или газеты, центральной или областной, не содержит упоминания о новом подобном чуде 6 . Этот период и самый продолжительный: он длится уже десять лет, и пока интенсивность его не уменьшается. Прежде, чем обратиться к духовному смыслу современных чудотворений, обозначим их внешние особенности. Как и в прежние века, знамения от икон чаще всего даются в дни Великого поста – время сугубого покаяния и сокрушения о грехах. Нередко они соотносимы с двунадесятыми праздниками, памятью конкретной Богородичной иконы или святого. Бросается в глаза их чрезвычайное разнообразие. В наши дни благодатная роса или миро часто выступает не на одной, а на нескольких иконах храма, на киотах, распятиях. Бывает, влага появляется и набухает на стекле, покрывающем образ, или выступает на самой иконе под ним. Древность или новизна иконы, ее материал не имеют значения: мироточат изображения на дереве и бумаге, стекле и металле, источают миро фотографии и репродукции икон (в том числе на настенных плакатах, карманных календариках, изображения икон в богослужебных книгах и др.). Вид, цвет и консистенция образующейся жидкости разнообразны: от густой, тягучей смолы до росы, поэтому иногда говорят о «елеоточении» или «росоточении». Она может иметь благовонный аромат, напоминающий запахи цветов (роз, жасмина) или ладана. Форма и размер капель также чрезвычайно различны. Иногда они покрывают все изображение, иногда как бы струятся из определенных точек. Известны случаи, когда миро текло снизу вверх, вопреки закону тяготения. Миро может на какое-то время исчезать, а затем появляться вновь.

http://azbyka.ru/znameniya-ot-ikon-v-kon...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010