Мастер настолько набивал руку на одной работе, что владел ею необычайно свободно. Мастерство становилось само по себе «искусством». С детства наблюдая работу старших, обучаясь затем в иконописных мастерских в течение 6–8 лет, мастер-иконописец до тонкости усваивал все подробности иконописного изображения фигуры, и это позволяло ему свободно распоряжаться не только позой, но и подробностями одежды, движением, жестами, а копируя иконы старых образцов, он вырабатывал верное чувство композиции. Писали иконы все, начиная с ребенка, растирающего краски, и кончая самым старым членом семьи. «Здесь пишут образа во всех домах, и не пишет их только мельник и то потому, что сделался мельником; ремесел помимо иконописи не знают никаких, нет у них ни кузнеца, ни швеца, ни сапожника», – отмечает в своих путевых записках известный писатель-этнограф С. Максимов. Наряду с иконописными мастерскими, где работали вначале все одинаково, и хозяин и мастера, некоторые из палешан держали еще ямщину, как, например, известный мастер Н.И. Корин. Такое сочетание родового иконописного мастерства с другими занятиями – с ямщиной, бурлачеством, хлебопашеством – накладывало определенное своеобразие на весь быт палешан. Воспоминания, фотографии и отзывы в различных путевых записках того времени дают возможность судить о палешанах как о людях сильных, необычайно колоритных, сочетавших в себе наследственное художественное мастерство, общую внутреннюю культуру, складывавшуюся веками, определенную широту знаний и интересов – с неграмотностью простых крестьян и со всеми особенностями крестьянского быта и устного народного творчества. Г. Филимонов , посетивший Палех в 1863г., писал: «Вместо жалких крестьян-ремесленников я совершенно неожиданно встретился здесь с народом развитым, исполненным светлых убеждений, знающим свою историю и насчитывающим в числе своих предков людей, занимающихся не одним только иконописным ремеслом, но и науками». Свт. Николай Чудотворец. Икона (без полей). 1-я четв. XIX в. Палех.35,8х30,5 см. Из собрания М. де Буара (Елизаветина)

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Весь сложный процесс, связанный с изготовлением иконы в Палехе, был основан на древних традициях, передававшихся по наследству. Большой искусности требовала работа прозрачными слоями – плавями, которые в старину наводили жидко много раз, достигая дивной нежности, особенного внутреннего свечения красок. Про иконы Андрея Рублева говорили: «дымом написаны», имея в виду не только их тонкое колористическое звучание, но и то, как были положены краски – тонкими и легкими прозрачными слоями. Умение писать плавью сохранялось в Палехе как поэтическое предание старины. Рождество Христово. Икона (без полей). Нач. XIX в. Палех. 30,6х27,2 см.Музей икон в Реклингхаузене. Германия К середине XVIII столетия относятся дошедшие до нас имена мастеров-иконописцев Малахова, Рябова, Мосакова, Петра Корина, Никифора Буторина, Брюхова, Ильи Болякина и Беляева, а на рубеже XVIII–XIX вв. известны мастера Иван Болякин, Никита Буторин, Илларион Корин, Хренов, Волков, Казаков, Сафонов, Василий Наговицын, Хохлов и Комаров, Григорий Удалов, Дыдыкин, Никита Вакуров, Михаил Турин. Эти имена можно встретить на сохранившихся палехских рисунках. Из последних мастеров-иконописцев славился своей тонкостью мастерства И.М. Баканов, впоследствии художник лаковой миниатюры. Преемственность определяла высокую культуру технического мастерства. В 1814г. И.В. Гете, заинтересовавшись суздальскими иконописцами, выразил желание получить о них сведения. В посланных ему данных, собранных владимирским губернатором, было отмечено, что среди иконописных сел выделяется своим искусством помещичье село Палех. В нем иконописанием занимаются 600 душ, а особым мастерством миниатюрного письма отличаются крестьяне Андрей и Иван Александровы Каурцевы. Иконы «Двунадесятые праздники» и «Богоматерь», написанные этими мастерами, были отосланы Гете. Сохранившиеся палехские рисунки этого времени дают представление о сложных миниатюрных композициях, сделанных порой для перевода на доску тончайшим наколом. Много таких рисунков принадлежит Григорию Удалову. Интересный рисунок-перевод с многосюжетной композицией «Брак в Кане» подписан Вакуровым в 1831г.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Откровенную героизацию образа святого в «античном» стиле мы видим на иконе XVIII в. Прокопия Устюжского. (илл. 177) Завернутая в римский плащ полуобнаженная фигура известного русского юродивого представлена с молитвенно сложенными на западный манер руками. Ее общий силуэт и позу иконописец явно подсмотрел на какой-то картине XVIII в., написанной на мифологический сюжет. Со времен Петра I, как ты уже не раз отмечали, официальная религиозность все больше стала проникаться идейным комплексом императорского Рима. Отсюда как портреты русских царей и вельмож, так и образы святых героизировались с помощью как бы «вторично мифологизированной» античности, которая продолжала служить неисчерпаемым строительным материалом для сложной символики. Еще В. Тэрнер заметил, что на уровне чувственного восприятия сложная форма символа (в отличие от простой – креста, круга и т.п.) «уже проведена через множество контрастов, и это сужает и ограничивает ее миссию» (Тэрнер, 1983, с. 39). Античные «припухлые» амуры, заместившие на иконах средневековых «бесплотных» ангелов, позы и жесты, детали одежды, «римские развалины» и античный военный антураж – все это было наделено вполне определенной и действительно довольно «ограниченной» функцией глорификации христианских персонажей в аспекте государственно-религиозной мифологии своего времени. Известно, что каждый тип культуры давал античной символике свое «задание», с которым она начинала уже новую жизнь. 178. Великие князья Владимирские чудотворцы Андреи Боголюбский, Георгий и Глеб. Палех. М.И. Парилов. Конец XIX – начало ХХ века. Частное собрание, Палех. Не столь важно, знал или нет иконописец из Холуя Иван Афанасьев старую легенду о «римском» происхождении князей Владимирских. Образы этих князей на его иконе, героизированные согласно вкусам времени, сами по себе говорят о трансформированных и «затаившихся» государственно-мифологических представлениях. В этом плане низовая культура всегда была способна как удерживать, так и «оголять» важные смыслы историко-культурных эпох.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Развивая художественные приемы эпохи барокко, поздняя ремесленная иконопись вносила в опыт религиозные настроения давно минувших времен. 126. Иоанн Богослов в молчании. Палех. И.П. Сафонов, М.И. Нефедов. Начало ХХ века. Музей палехского искусства, Палех. Иконописцы Оружейной палаты во главе с Симоном Ушаковым выступили, по сути, с принципиально новой концепцией святости человека. В их требовании «различения персон святых» скрывалось новое отношение эпохи барокко к человеческой личности, а также иное осмысление мирского и ценности земной жизни на пути в небесное царство. «Вомни, господине, и разумей, како могут темни быти образы святых, кои по стопам заповедей Христовых ходили», – убеждал Иосиф Владимиров сторонников старого канона. Истинная святость все более стала ассоциироваться со «светопадением», озарением плоти, радостью и весельем, несмотря на изнурение плоти при жизни святого: «Аще и в житиях о мнозех святых повествуется, яко смиряли себе постом и низулеганием и не умовением лица ходили, по смерти ж от светлых мест и блаженнаго покоя не могут ли просветитися и преложитися от таковых скорбей в радость и веселие неизглаголанное?» Лики святых стали все более приобретать индивидуальные черты, согласно представлению, что человеческий род «не в единое обличие создан». Как бы отвечая на обвинение протестантов, что иконопочитатели своих святых пишут одинаковыми, Иосиф Владимиров говорил, что святые, как и люди, в жизни должны различаться, обладать «своим подобием». «И по сем, – писал он, – киждо от святых яков же убо бяше, тако и образ его искуснии изуграфии написоваху, яко же видим во святых церквах свое коемуждо подобие: яков Предтеча, якови апостолы и прочии святии, такови их и образы благоумными изутрафы тогда в Иеросалиме, и в Риме, и во Грецех, и в Болгарех, и в Сербех, последи ж и в Русех, написовахуся» (Овчинникова, 1964, с. 31). Отсюда просветленный лик, написанный на грани человеческого лица, становился убедительным свидетельством многообразия жизни божественного творения, а средневековый канон («единое обличие») стал ассоциироваться с отсутствием у человека «своего подобия» и невежеством: понимание «личности» на грани Нового времени существенно меняется и переосмысляется. Средние века трактовали слово «личность» онтологически. Любой человек представлял собой «личность», поскольку в потенции он носил в себе образ Божий: Иисус Христос – «божественная личность о двух природах», божественной и человеческой. В Новое время слово «личность» начинает трактоваться уже не онтологически, а психологически, «личность» все более осознается как духовная индивидуальность; под «личностью» в первую очередь начинают подразумевать не «образ» Божий, а именно, по словам Иосифа Владимирова, «свое подобие», то есть самосознание, тот образ или то представление о себе, которое индивидуум может извлечь из собственной истории, точнее – судьбы.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Эпистилий темплона. 2-ая половина XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент Мозаическая икона. Византия. 1-ая половина XII в. Лувр, Франция Икона из Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. Круг Феофана Грека. Ок.1403г. ГТГ, Москва Фреска Успенского собора во Владимире. 1408 г. Икона из празднич. чина Благовещенского собора Моск. Кремля. Haч.XV в. Москва Икона последователя А.Рублева. 1425 г. ГТГ, Москва Икона из празднич. чина Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Ок.1497 г. Кирилло-Белозерский музей-заповедник Икона из иконостаса ц. Преображения Кирилло-Белозерского монастыря. 1595 г. Кирилло-Белозерский музей-заповедник Палехская икона. Cepeд.XVIII в. Гос.музей палехского искусства. Палех Икона. Koh.XVIII — haч.XIX вв. Рыбинский государственный музей-заповедник Нижегородская икона. XIX в. Частая коллекция Палехская икона. Haч.XIX в. Гос.музей палехского искусства. Палех Джованни Беллини. Преображение. Ок. 1455г. Музей Коррер, Венеция Рафаэль Санти. 1519-1520 гг. Пинакотека Ватикана Андрей Иванович Иванов. Преображение. Между 1807 и 1809 гг. РМ, Спб. Александр Андреевич Иванов. Эскиз. Кон.1840 — нач.1850-х гг. ГТГ, Москва У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 24 мая, 2023 23 мая, 2023 10 марта, 2024 9 февраля, 2024 21 января, 2024 3 ноября, 2023 11 октября, 2023 22 сентября, 2023 26 мая, 2023 24 мая, 2023 23 мая, 2023 10 марта, 2024 9 февраля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/preobrazhenie-gospodne...

44 . Богоматерь. Миниатюра из книги Павла Любопытного «Каталог или библиотека старообрядческой церкви». Около 1829 года. ОР РГБ, ф. 17, ед. хр. 397, л. 1 об. 45 . Никон разбивает св. иконы о плиты церковного пола. Миниатюра из «Повести о ерархе нашем Никоне». Начало ХХ века. ОР БАН, ф. 67. ед. хр. 49, л. 88 об. 46 . Орудия мучений. Гравюра. Рим. Конец XVI -начало XVII века. Из книги: Дзери, 1957, илл. 96. 47 . Страшная казнь капитана Василия Левина за крестное знамение и древнее предание, Рисованная религиозная картинка. Начало ХХ века. ор ВАН, ф. 67, хр. 49, л. 92. 48 . Карта иконописного промысла Владимиро-Суздальской области в середине XVII-XVIII веке. 49 . Список иконописцев села Холуй. 1725. ВОГА, ф. 560, оп. 1, ед. хр. 108, л. 43–43 об. 50 . Иконописец-старинщик. Мстера. Фотография конца XIX-haчaлa ХХ века. Архив ВСМЗ, в-10342. 51 . Богоматерь Казанская, Никола. Чудо Георгия о змие, святые Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст . Мстера. XIX век. 31,5х26. Частное собрание, Москва. 52 . Богоматерь Казанская, Воскресение Христово, Никола, святые Власий, Самон, Василий Великий , Иоанн Златоуст , Авив, Чудо Георгия о змиев святые Евдокия и Никита. Мстера. XIX век. 31 х 26. Частное собрание, Москва. 53 . Иконописцы Белоусовской мастерской в Палехе. Фотография 1880–90-х годов. Собрание З.И. Холиной, Палех. 54 . Суббота всех святых, с избранными святыми на полях. Палех. В. И. Хохлов. 1813. 39х32. ГГГ, собрание П.Д. Корина. 55 . «Да молчит всякая плоть». Пешехоновская мастерская в Петербурге. В. Скопин. 1853. ГТГ, собрание П.Д. Корина. 56 . Иконописцы Сафоновской мастерской в Палехе. Фотография конца XIX века. Архив гмпи. 57 . Богоматерь Ахтырская. Мстера или Холуй. Икона-«краснушка». XIX век. 22,5х18. Частное собрание, Москва. 58 . Ризочеканная мастерская в Мстере. Фотография конца XIX-haчaлa ХХ века. Архив всмз. 59 . Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст . Икона в окладе. Мстера. Вторая половина XIX века. 31х26. Собрание В.В. Бормотова, Холуй.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

На другой день, 30 числа, в 6 ч. утра мы с племянником отправились в село Палех – мою отчизну, отстоящий от Шуи в 30 верстах и находящийся в пределах Вязниковского уезда. Подъезжая к Палеху, я не испытал уже тех живых, радостных чувств, какие пережил, приближаясь к Горицам. И это очень естественно: в Палехе моя отчизна, а в Горицах – родина. Мой родитель Михаил Сергеевич с самых юных (12-ти) лет был при Крестовоздвиженской церкви села Палеха причетником и скончался 25 января 1819 г., за два почти месяца до моего рождения. Моя мать, Стефанида Ивановна, проживши, после его смерти, несколько недель в Палехе, переселилась с тремя малолетними дочерьми на свою родину, в село Горицы, где оставалась еще в живых ее мать Анна Васильевна, вдовая диаконица, и где брат ее Петр Иванович был диаконом. И здесь-то, 15­ марта, я появился на свет, здесь проходили детские годы моей жизни, здесь я получил первые живые впечатления от окружающей меня среды. В Палехе я ни разу не был до окончания семинарского курса в 1840 году, когда мне был уже 21 год. Посетивши тогда в первый раз свою отчизну, я не нашел уже там никого из близких родных. После того я был еще раз в Палехе в 1847 г. в сане уже священника. Теперь, прибывши на свою родину в сане архиерея, я почел священным долгом посетить еще раз и, конечно, уже в последний, свою отчизну и помолиться на могиле своего родителя. Приехавши около 9­ часов в Палех, я велел подвезти себя к дому младшего священника о. Николая Петров . Чихачева 429 , который заранее изъявил готовность принять меня у себя в доме. Лишь только подъехал я к дому о. Николая, как он поспешил войти на крыльцо и, держа в руках небольшой складень с изображениями святых, тезоименитых мне и моим родителям, приветствовал меня в следующих выражениях: «Милостивый Архипастырь! В родное село прибыли Вы, но не в родной дом вступаете. И какого родства искать здесь сироте до рождения своего? – Но Вы, благодетель мой, осчастливили некогда милостивым вниманием своим подобного себе сироту, которому ныне Господь и приводит встретить Вас с благоговейною радостию в сердце и святою иконою в руках. Благоволите, Владыко святый, принять сию св. икону на память о родном Палехе, благословите меня и семью мою».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Моление О Чаше Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Время: Начало ХХ в. Место Мстёра, мастерская И.С.Чирикова. Сохранность:без реставрации. Слабые осыпи по вертикальной трещине. Основная живопись в прекрасной сохранности. Материалы, техника: дерево, левкас, сусальное золото, темпера. Размер: 91Х83. Файл 24492.jpg:   Размер: 1500x1568, 2.35 MPix, 1337 Kb. Дата: 2014-11-10, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (184) , (5) . Описание: Моление О Чаше. Россия, Палех, кон. XIX в. Дерево, левкас, темпера, сусальное и творёное золото. Оклад серебро 84 пробы, чеканка, гравировка, золочение, Москва, 1896 г. Размер 44,2 х 36,7 см. Вес оклада 938 г. Частное собрание. Файл 29564.jpg:   Размер: 1514x1758, 2.66 MPix, 1128 Kb. Дата: 2017-08-31, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (86) , (1) . Описание: Моление О Чаше. Россия, Палех, кон. XIX в. Дерево, левкас, темпера, сусальное и творёное золото. Оклад серебро 84 пробы, чеканка, гравировка, золочение, Москва, 1896 г. Размер 44,2 х 36,7 см. Вес оклада 938 г. Частное собрание. Файл 29565.jpg:   Размер: 1380x1646, 2.27 MPix, 688 Kb. Дата: 2017-08-31, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (107) , (0) . Описание: Моление О Чаше. Частное собрание. A PAIR OF RUSSIAN ICONS, 19TH CENTURY. Comprising an interesting depiction of the Prayer of the Cup, and a large and colorful rendering of the Old Testament Trinity, the upper corners with the Apostle Prochor and Matrona. 45 x 37 cm. Файл 29566.jpg:   Размер: 1361x1685, 2.29 MPix, 871 Kb. Дата: 2017-08-31, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (104) , (1) . Описание: Моление О Чаше. Пикалёвский краеведческий музей (Музеи Ленинградской области). Кон. XIX - нач. ХХ в. Дерево, левкас, масло, позолота. 35.4x30.5 см Файл 29567.jpg:   Размер: 701x813, 0.57 MPix, 176 Kb. Дата: 2017-08-31, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (109) , (0) . Описание: Моление О Чаше. Нач. XX в. Россия. Дерево, левкас, масляные краски, резьба по левкасу, холодные эмали. 54x44,5 см. Частное собрание. Файл 29569.jpg:   Размер: 1128x1373, 1.55 MPix, 677 Kb. Дата: 2017-08-31, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (106) , (0) .

http://pravicon.com/icon-407-photo

Блаженные Прокопий и Иоанн Устюжские. Фрагмент иконы «Шестоднев, с избранными святыми». 1-я треть XIX в. Палех (ГИМ) Блаженные Прокопий и Иоанн Устюжские. Фрагмент иконы «Шестоднев, с избранными святыми». 1-я треть XIX в. Палех (ГИМ) В XIX в. И. довольно часто изображался вместе с др. юродивыми. Вместе с блж. Прокопием (симметрично блаженным Василию и Максиму Московским) он представлен на нижнем поле нек-рых икон «Шестоднев», входящих в большую группу произведений на этот сюжет работы палехских мастеров (напр., икона 1-й трети XIX в. в ГИМ; см.: Москва православная. 1996. С. 528); впрочем, в таких случаях блж. Прокопий гораздо чаще изображался в паре с блаженными Иоанном Большой Колпак или Исидором Ростовским. Образы блаженных Прокопия и И. встречаются на иконах «Собор российских чудотворцев», бытовавших в старообрядческой среде (напр., икона из дер. М. Горка Виноградовского р-на Архангельской обл.; икона, написанная в 1814 П. Тимофеевым, обе в ГРМ; см.: Образы и символы старой веры. 2008. Кат. 62, 70): устюжские святые включены в расширенную группу праведных и юродивых в верхней части композиции; их фигуры помещены среди святых сев. происхождения, причем И. изображен над соименным московским юродивым Иоанном Большой Колпак. Существуют близкие по времени примеры появления образа И. в сложных многофигурных композициях, создававшихся по заказу старообрядцев (складень с образом «О Тебе радуется», икона образов Божией Матери, праздников и избранных святых кон. XVIII в., ГРМ; см.: Там же. Кат. 176, 180). Особое место среди памятников XIX в. занимает образ московской работы 1852 г. (ВУИАХМЗ), имеющий условное название «Христос - Св. Евхаристия», где блаженные Андрей, Симеон, Василий, Максим, Прокопий и И. представлены в коленопреклоненном молении дискосу с сердцем, в к-рое вписан образ Христа с орудиями страстей ( Сорокатый. 2003. С. 148-149). Эта аллегорическая композиция прославляет юродивых Христа ради как святых, особо возлюбивших Спасителя. Фронтальное изображение И. в рост (в коричневом рубище) входит в число миниатюрных икон рус. юродивых, к-рые вставлены в резные киотцы иконостаса, выполненного в 1895 г. для придела св. Василия Блаженного московского собора Покрова на Рву (проект А. М. Павлинова, иконы написаны артелью под рук. О. С. Чирикова). Икона И. вместе с изображениями прп. Михаила Клопского и блж. Николая Кочанова находится над юж. вратами иконостаса.

http://pravenc.ru/text/469408.html

Палех. Часовня Александра Невского. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Часовня в честь св. благоверного князя Александра Невского в центре п. Палех у памятника Неизвестному Солдату. Восстановлена в 2006 г. на средства частных предпринимателей и жителей п. Палех, преимущественно прихожан Ильинского храма на месте древней часовни, стоявшей там и имевшей такое же наименование и сходную архитектуру. Освящена 16 июля 2008 г. Преосвященнейшим Иосифом, епископом Иваново-Вознесенским и Кинешемским. Часовня является приписной к Ильинскому приходу п. Палех.  Сайт Палехского благочиния Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Часовня Александра Невского. Построена на месте той, (копия), что была до революции. А та построена на месте остановки то ли императора, то ли мощей Александра Невского. 31 марта 2009. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=07326

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010