Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается от служб и требоисправлений и процентов с причтового капитала до 400 руб. в год. Дом для священника церковный, у псаломщика дом собственной на церковной земле. Земли при церкви: усадебной 2 десят., под церковью и кладбищем две десятины, под дорогами и неудобной 4 десят. 1,665 саж., пахотной и сенокосной 46 десят. Кроме сего, в пустоши Телегиной имеется пожертвованной земли 3 десятины 1,500 саж., в пустоши Выставке в чересполосном владении с крестьянами имеется 8 десят. сенокосной земли и мелкого леса; планы и документы на всю землю имеются. Приход состоит из деревень: Зименок (1 верста от церкви), Прудова (2 вер.), Фомина (3 вер.), Анютина (3 вер.), Пестова (4 вер.) и Григорова (5 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 291 душа мужеского пола и 324 женского. При церкви имеется двухклассная церковно-приходская школа; учащихся в 1897 году было 67. Палеховский приход Село Палех на речке Належке находится в 75 верст. от уездного города и в 120 от губернского. Палех в настоящее время довольно большое торговое село. Жители этого села занимаются иконописанием; среди их есть известные иконописцы, которым поручалась реставрация живописи в старинных соборах Владимира и Москвы. – Этот иконописный промысел появился здесь еще в XVII веке. По писцовым книгам Владимирского уезда Боголюбова стана 1628–30 г. Палех значится в вотчине за Иваном Бутурлиным и его детьми, причем одна треть села была дана Бутурлину за Московское осадное сиденье. В селе тогда была церковь во имя св. пророка Илии древяна да два места церковных, что были церкви Воздвижения Креста Господня и св. прор. Илии; при церкви два священника, дьячек, пономарь и просвирница; три кельи бобыльских; пашни церковной середние земли по 30 четв. в поле, сена 20 копен, пустошь Поповка, а в ней пашни 9 четв., лесу 22 четверти, сена 20 копен. – В селе торг, торгуют в среду, тамгу сбирают на государя. – В части Ив. Бутурлина двор вотчинников, 10 дв. крестьянских и 7 бобыльских, а в другой части 26 дв. крестьянских и 14 бобыльских (в настоящее время в Палехе 234 двора).

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Вилламо, Финляндия). В ней поражает воображение смелое сочетание красных, розовых, зеленых, желтых, голубых, фиолетовых, бирюзовых цветов в различных тональностях. Интенсивные краски отнюдь не разрушали гармонической целостности ювелирно отточенных образов среди сказочно великолепных и фантастических архитектурных декораций. Сложная композиция Воскресения и Сошествия во ад дополнена множеством предваряющих и последующих эпизодов. При этом миниатюрность письма сохраняет определенную обстоятельность, не позволяющую ей превратиться в мельтешение деталей. Выразительным образцом палехского иконописания можно назвать икону «Девять мучеников кизических» (конец XVIII в., частное собрание, Москва), в которой акцент поставлен на соединении в единое целое святых, изображенных в исключительно сложных ракурсах с символами своих мучений и стойкости. Палехские мастера не боялись обращаться к разработке редких сюжетов, как это можно видеть на иконе «Св. Киприан Антиохийский и мц. Устиния со сценами жития» (конец XVIII в., Музей икон, Реклингхаузен, Германия). В композиции клейм иконы ведущую роль играет изображение затейливой, пышно декорированной архитектуры, поражающей богатством цветовой гаммы. Необычной особенностью образа стало изображение множества бесов, искушающих святых (М. Красилин). Пророк Илия в пустыне с житием. 1-я пол. XIX в. Палех. 98,5х70,8 см.Из собрания М. де Буара (Елизаветина) Рождество Богоматери. Икона. 1-я пол. XIX в. Палех. 89,7х70,5 см. Из собрания М. де Буара (Елизаветина) Брак в Кане Галилейской. Икона. 1830–1850 гг. Палех. 44х36,7 см. Музей икон в Реклингхаузене. Германия Некоторые палехские иконописцы специализировались на определенных иконографических типах, как, например, мастер-виртуоз В.И. Хохлов, работавший в 1-й трети XIX в. Иконы с изображением «Шестоднева» (Музей палехского искусства), выполненные им и его мастерской – иногда подписанные, иногда датированные 10-ми годами XIX столетия, – можно нередко встретить в музеях, церквах, частных русских и зарубежных собраниях.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Многие из палехских мастеров заводят свои иконописные мастерские в Москве, в Нижнем Новгороде и др. городах. В Петербурге, например, были мастерские Суслова, Соколова, в Москве – Комаровых, Рогожкиных, позднее И.М. Баканова, в Нижнем Новгороде – А.А. Глазунова и Д.А. Салабанова. Собор Киево-Печерских чудотворцев. Икона. 2-я пол. XIX в. Палех. 58х44,5 см. ГРМ Григорий Мятов. Иоанн Предтеча – Ангел пустыни со сценами жития и избранными святыми на полях. Икона. 2-я пол. XIX в. Палех. 26,7х22,2 см. ГРМ К концу XIX и в начале XX в. палешане принимают участие в многочисленных реставрационных работах во Владимире, Ростове, Ярославле, Новгороде и др. городах. Занималась ими, главным образом, мастерская Н.М. Сафонова. Еще в 1880 братья Белоусовы работали в Грановитой палате, затем сафоновские мастера работали в Благовещенском соборе и во Владимире в Успенском соборе, где М.П. Бакановым, отцом И.М. Баканова, были сняты очень хорошие кальки и сделаны копии с фресок Андрея Рублева после их расчистки. Богоматерь «Всех скорбящих Радость». Икона. 2-я треть. XIX в. Владимирские иконописные села. 53,5х34,6 см. Из собрания М. де Буара (Елизаветина) В выполнении заказов на иконостасы и подрядов на стенные росписи палешане не имели серьезной конкуренции. В этой области работали лучшие мастера, о чем свидетельствуют их композиционные рисунки, в которых нередко проявлялось творческое начало. Реставрационная работа палешан, широко охватившая многочисленные художественные памятники различных эпох, оказала огромное влияние на палехское дело, с одной стороны, резко улучшив экономическое положение мастеров, с другой – необычайно расширив их кругозор и обогатив вкус; она способствовала укреплению их традиционных навыков, повышению мастерства. Огромную роль сыграла реставрация Ипатьевского собора в Костроме, произведенная Сафоновым в 1911–1912гг. Здесь палешанами была расписана галерея собора по переводам, снятым с росписи галереи церкви Ильи Пророка в Ярославле. Палех часто и резко судят за его реставрационные работы до революции.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Николай " 16 в., " Деисус " кон. 17 в. Сохранились три деревянные скульптуры " Христос в темнице " (19 в.), а также Евангелие 18 в. с раскрашенными гравюрами В. Иконникова.  Ограда состоит из круглых столбиков на высоком кирпичном оштукатуренном цоколе, прясла которого украшены крупными лежачими филенками. Столбики завершены шарами на квадратных плитах. Между ними - звенья ажурной металлической решетки с центрическим узором в середине. Маленькая часовня в юго-восточном углу ограды — квадратное в плане сооружение со щипцовым покрытием. Углы отмечены массивными лопатками, над дверным проемом — полуциркульная ниша. У южного придела расположены трехпролетные ворота. Спаренные дорические колонны с широким антаблементом, примыкающие к устоям, фланкируют арки проходов. Сооружение завершается ступенчатым аттиком и барочной фигурной кровлей с небольшим шпилем над каждым проемом. Западные ворота однопролетные. Широкая арка прохода опирается на мощные пилоны с простыми капителями и завершается фигурным аттиком с крестом.  Филимонов, 1863, 34—35; Березин, Добронравов, 1898, с. 401; Ушаков, 1908, 40-41, с. 697-703. Отд. оттиск, Владимир, 1908; Бакушинский, 1934, с. 55-84, 247-253; Некрасова, с. 70-72, прим. 17; Зиновьев, 1975, с. 58-64; Шлычков, 1983, с. 138-140. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 682-688 До XVII века, когда Палех впервые был " задокументирован " , ничего достоверного о нём не известно. Предполагается, что до 1580 года он существовал как удел князей Палецких. Затем этот род пресёкся. Наступило Смутное время, а после, в 1620-е годы, царь Михаил Фёдорович пожаловал село Ивану Матвеевичу Бутурлину с сыновьями " за осадное сидение королевичево " . Согласно справочнику " Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии " , издававшемуся в 1890-е годы, " в селе тогда была церковь во имя св. пророка Илии древяна да два места церковных, что были церкви Воздвижения Креста Господня и св. пророка Илии; при церкви два священника, дьячок и просвирница " . Очевидно, Крестовоздвиженский храм запустел в Смутное время, а потом долго не мог быть восстановлен по недостатку средств (хотя к середине XVII столетия Палех уже считался большим селом).

http://sobory.ru/article/?object=04075

Следствие усиленно добивалось от арестованного священника, откуда он получил послание; о. Иоанн настаивал, что получил по почте, но откуда оно было или какой штемпель был на конверте, и где сам конверт — не помнит. Следствие шло три недели, 11 апреля 1922 года всем арестованным вручили обвинительные заключения. 17 апреля прихожане Крестовоздвиженской церкви села Палех послали в Верховный Ревтрибунал прошение:«Свидетельствуем своими подписями о том, что священник нашего храма о. Иоанн Рождественский 19 марта сего года по прочтении Патриаршего воззвания не возбуждал прихожан противиться распоряжениям Советской власти по отбору церковных ценностей, напротив, убеждал спокойно отнестись к распространенному Правительством постановлению, в то же время разъясняя прихожанам, что духовенством села Палех предприняты все возможные меры к сохранению тех церковных предметов, которые имеют особенное археологическое значение». На другой день прихожане Палеха собрали сельский сход и составили еще одно прошение в Верховный Ревтрибунал, которое мы приводим здесь полностью:«Принимая во внимание то, что о. Иоанн Рождественский много поработал как общественный прогрессивный деятель на пользу родного прихода и всего Палехского района и снискал себе всеобщее уважение, мы, собравшиеся, не можем остаться безучастными при обвинении его в агитации в проповеди против Рабоче–Крестьянской власти. Чтобы не быть голословными в утверждении за о. Иоанном репутации прогрессивного общественного деятеля, считаем нужным довести до сведения Ревтрибунала хотя бы то, что благодаря трудам и энергии о. Иоанна в селе Палех в разное время были открыты следующие общественно–полезные учреждения, как–то: 1) Палехское Общество потребителей, 2) Палехская библиотека–читальня, существующая и в настоящее время и 3) Палехское кредитное товарищество. Отец Иоанн много содействовал распространению просвещения среди крестьянства. Палехская школа II ступени, рассадник знания нескольких волостей уезда, обязана своим открытием больше всех — все ему же, о. Иоанну. Таковы его только главнейшие заслуги перед государством и местным крестьянским населением».

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Миниатюра из Чашоца (праздничной Минеи) царя Гетума II. 1286 г. Киликия. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения Пьетро Каваллини. Мозаика апсиды базилики Санта Мария ин Трастевере. 1291 г. Рим, Италия Васильевские врата новгородского собора Св. Софии. 1336 г. Собор Александровского Успенского монастыря. Фрагмент Икона. 70-80-е годы XV в. Новгород. Новгородский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Икона мастерской круга Гурия Никитина. 1680-е г. Кострома. Ярославский художественный музей Икона. Начало XIX в. Палех. Государственный музей палехского искусства, Палех Икона. 1-ая треть XIX века. Палех. Частное собрание Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304—1306 гг. Падуя, Италия Джотто и ученики. Фреска нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи. 1320—1340 гг. Ассизи, Италия Амброджо Лоренцетти. Сретение. 1342 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия Братья Лимбург. Принесение во храм. Миниатюра Великолепного часослова герцога Беррийского. Начало XV в. Музей Конде в Шантийи, Франция Джентиле да Фабриано. Принесение во храм. Из капеллы Строцци в ц. Санта-Тринита во Флоренции.1423 г. Лувр, Париж, Франция Андреа Мантенья. Около 1465—1466 гг. Государственные музеи, Берлин, Германия Рембрандт Харменс ван Рейн. Старец Симеон во храме. 1669 г. Стокгольм. Национальный Музей, Стокгольм, Швеция У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 15 февраля, 2022 14 февраля, 2022 11 октября, 2023 22 сентября, 2023 26 мая, 2023 24 мая, 2023 23 мая, 2023 14 апреля, 2023 8 июня, 2022 15 февраля, 2022 14 февраля, 2022 11 октября, 2023 22 сентября, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/ikonografiya-sreteniya...

Файл 20489.jpg:   Размер: 1024x1291, 1.32 MPix, 352 Kb. Дата: 2013-01-14, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 3 (396) , (11) . Описание: Четырехчастная икона: «Сотворение мира», «Единородный Сыне и Слове Божий», «Девять мучеников Кизических», «Семь отроков Эфесских». Первая половина XIX века. Палех. Дерево, левкас, темпера. 35х29 см. Икона реставрирована. Тонировки. Икона состоит из четырех сложных композиций. «Сотворение мира» («И почи Бог в день седьмый») восходит к Книге Бытия 1,2. Представлены семь сфер — по числу дней творения, внутри каждой помещено изображение Господа Саваофа в виде старца в белых одеждах, созидающего м[...] Файл 20491.jpg:   Размер: 867x1024, 0.89 MPix, 280 Kb. Дата: 2013-01-14, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 5 (459) , (16) . Описание: Шестоднев. Первая четверть XIX века. Палех. Мастерская В. И. Хохлова. Дерево, левкас, темпера. Две доски, две врезные встречные шпонки. 53,2×44,2. КП 4082. Гос. поступление. Реставрация домузейная. Трещины основы и грунта. Механические повреждения поверхности. Тонировки в местах утрат красочного слоя. Потертости живописи и надписей. Средник иконы представляет собой сложную композицию, состоящую из отдельных сюжетов. Вверху в центре шесть сцен Сотворения мира, расположенных в [...] Файл 20492.jpg:   Размер: 1500x1824, 2.74 MPix, 645 Kb. Дата: 2013-01-14, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 3 (513) , (16) . Описание: ШЕСТОДНЕВ XIX. Середина XIX века, Палех. Ковчег, левкас, темпера. 44х37 см. Частное собрание. В средней и нижней части композиции - изображение Субботы Всех святых. Над святыми, стоящими внизу, представлено грехопадение Адама и Евы, со сценами изгнания из рая. Над райским древом - Христос во славе, выше - Господь Саваоф в Силах, им предстоят ангелы и сонмы святых. Выше - шесть дней Творения в сокращенном изображении. Файл 20504.jpg:   Размер: 1160x1443, 1.67 MPix, 367 Kb. Дата: 2013-01-14, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 5 (329) , (12) . Описание: Сотворение мира. Кон. XVIII в., центральная Россия. Дерево, темпера. 34.5 х 28.6 см. Музей изящных искусств «Малый дворец», Авиньон, Франция.

http://pravicon.com/icon-735

Кисти изготавливали пяти сортов: «самые мелкие, средние, средние немного больше, полуполевые, полевые». Кисти были также беличьи, щетинные и хорьковые. О том, как их изготавливали, тот же И. Голышев сообщал: «Берут хвостов сколько нужно, волосы срезают со шкурки и их смачивают водою для того, чтобы отделить волосы прямые от кривых; первые употребляются для мелких и средних, вторые – для полевых и крупных; вставляют в гусиные обрезные трубочки» (ВГВ, 1869, 17). Можно быть уверенным, что так же делали кисти сто, двести или триста лет назад. Однако применение хорьковых кистей и кистей из свиной щетины – знак Нового времени: они использовались только для работы масляной краской, то есть мя писания «фряжского» типа образов, связанного с новообрядческим благочестием. По сведениям В.Т. Георгиевского , «живописные» иконы «для народа» более всего писали в селе Холуй. Дорогие же иконы во «фряжской» манере писали в Палехе, где, по отзыву Н.П. Кондакова , особенно в этом деле вьделялась Белоусовская мастерская. (цв. табл. 45) «Владимирские епархиальные ведомости» 1906 г. сообщали, что «мстерец старается вообще быть верным иконописному преданию и пишет иконы по-дониконовски, холуец – раб фряжской живописи, не сумевший, однако, добиться верности природе и естественности изображений, а палеховец держится середины между двумя этими пошибами» (ВЕВ, 1906, 34). 54. Суббота всех святых, с изобранными святыми на полях. Палех. В.И. Хохлов. 1813. Третьяковская галерея Москва. 55. Да молчит всякая плоть. Пешехоновская мастерская в Петербурге. В. Скопин. 1853. Третьяковская галерея, Москва. 56. Иконописцы Сафоновской мастерской в Палехе. Фотография конца XIX века. Архив Музея палехского искусства, Палех. Не менее интересна эволюция в суздальском иконном деле красок, а также такого важнейшего материала создания иконы, как золото. Разведенные на яйце минеральные краски были основными материалами деревенского иконописца и в XVI в., и в XIX в. Для старинщиков, и особенно для тех из них, кто занимался подделкой старинных икон по рецептам толковых подлинников, они были единственно употребимыми.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Возрождался не только средневековый художественный язык иконы, но и средневековая нравственно-религиозная модель иконописца. Ориентация на Стоглав недвусмысленно прозвучала при открытии школы в Палехе, церемонию которого постарались как можно торжественнее окутать духом старого благочестия. Говоря о высоком призвании иконописца, уполномоченный комитета В.Т. Георгиевский подробно цитировал 43-ю главу Стоглава, с ее известными мотивами сакрализации иконописца, которого должны были почитать «паче простых человек». В его отчете подчеркивалось, что, «согласно учению Стоглава», ученики были «достойно приготовлены к вступлению в учебную мастерскую посредством исполнения христианского долга поста, исповеди и св. таин причастия» (курсив мой. – О.Т.). Само открытие символично происходило 22 июня, в праздник Нерукотворного Спаса, т.е. первой исторической моленной иконы, чудесно оставленной, по преданию, самим Христом. В местном Крестовоздвиженском храме было совершено праздничное богослужение в честь Нерукотворного образа, на котором после полиелия ученики прикладывались к иконе Христа. После литургии от храма до здания школы был совершен крестный ход с иконами, которые «несены были самими детьми». Когда иконы были установлены в помещении школы, местный священник И. Рождественский произнес речь, в которой излагались «огромное значение мя христиан святых икон», история палехской иконописи, а также правительственные заботы по ее возрождению (ИКП, вып. 2, 1903, с. 50–52). 109. Икона-образец «Богоматерь Владимирская и Иоанн Богослов». Палехская учебно-иконописная мастерская. И.А. Варварин. 1903. Музей палехском искусства, Палех. 110. Архангел Михаил. Икона-образец ярославской шкалы XVII века. Палехская учебно-иконописная мастерская. И.М. Баканов. 1912. Музей палехского искусства, Палех. В XVIII-XIX вв. традиция сакрализации иконописца не угасала в старообрядческой среде. То, что она оказалась в поле внимания официальной культурной политики Николая II, вполне отвечало произошедшим переменам и настроениям времени.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

В 1754 г, суздальский протоиерей Анания Федоров писал, что «многия жители Холуя и Палеха отходят со святыми иконами в дальния страны, то есть в Польшу, в Цесарию, в Славонию, в Сербы. Болгары и прочия, и там оныя св. иконы променивали» (цит. по: Леонтьев, 1903, с. 49). В XIX – начале ХХ в. о вывозе «суздальских писем» за границу заверяют уже исследователи. Н.П. Кондаков на основании очевидных данных отмечал, что главные пункты сбыта икон Палеха, Мстеры и Холуя – «южная и восточная Россия, ранее также Румыния и Балканский полуостров» (Кондаков, 1901, с. 32). В 1912 г. это подтверждала газета «Владимирские губернские ведомости», указывавшая, что «Палех с Холуем работают на всю Россию и даже некоторые славянские страны; их изделия можно встретить в большом количестве в Болгарии и Румынии» (ВГВ, 1912, 40). Необыкновенно широкий «веер» торговых путей офеней интересно соотносится с особенностями их торговых механизмов. Зимняя ярмарка в Палехе, на которой, как можно предположить, иконы и иконные Доски – один из основных предметов торговли. Возможно, так выглядели ярмарки в Холуе и Мстере столетием раньше. 79. Ярмарка в Палехе. Фотография начала ХХ века. Архив Музея палехского искусства, Палех. Холуйские местные ярмарки XVII в. – самый нижний уровень иконных обменных операций и хронологические точки отсчета микроистории офеней (см.: ВГВ, 1864, 44. Публикация И. Лядова: «Челобитная царю Алексею Михайловичу шуйской вдовы Любовьки Губиной об убийстве сына ея Кирюшки товарищами его ходебщиками с иконами в 1658 г.»). Вплоть до конца XIX в. на них завязывалась «паутина» офенских странствий. Ярмарки на Руси издавна были приурочены к богомольям и церковным праздникам. По документам начала XVII в. в Холуйской слободе существовало две ярмарки: на Фролов день (18 августа) и на Введение Богородицы (21 ноября). Соответственно при местном Троицком храме действовал придел св. Флора и Лавра и действовала Введенская церковь . Позднее в Холуе возникнут еще две ярмарки – Никольская (б декабря) и Тихвинская (26 июня). Они появятся после постройки в Холуе храма в честь Тихвинской Богоматери и Никольского придела во Введенской церкви. Из года в год именно по этим дням в Холуй стекались офени со всей округи. Они покупали лубочные картинки – «суздальские листы», народные книжки, другой «мелочный товар», но главным предметом торговли, объяснял И.М. Лядов, всегда были иконы, тип которых уже с конца XVII в. стал соотноситься с типами народного благочестия и с географией расселения старообрядцев (Лядов, 1876, с. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010