2989x2555, 4806 Kb 2018-08-30 • Разное (Господь) • Деисис. Складень-триптих.; Греция; XVI в.; местонахождение: Франция. Париж. Музей Лувр (фр. Musée du Louvre); техника: темпера яичная 2730x3533, 628 Kb 2018-08-30 • Разное (Господь) • Распятие. Крест. В клеймах: Архангел Михаил, Богоматерь, Св. Иоанн Богослов; Италия. Венеция; XIV в.; местонахождение: Италия. Венеция. Музей Греческого института византийских и поствизантийских исследований; 191 x 244 см.; техника: темпера яичная 2613x2578, 1089 Kb 2018-08-30 Рождество Христово Рождество Христово; XV в.; мастер: Критская школа; местонахождение: Италия. Венеция. Музей Греческого института византийских и поствизантийских исследований; 78 x 96 см.; 2203x1199, 1934 Kb 2018-08-30 2199x2818, 5171 Kb 2018-08-30 • Разное (Святые) • Архангелы Михаил и Гавриил,апостолы Петр, Павел, Матфей и Лука, Георгий Победоносец, Димитрий Солунский и Прокопий, св. вмч. (складень); Греция. Афон; XVI в. 838x1000, 215 Kb 2018-08-30 830x1000, 208 Kb 2018-08-30 929x1000, 302 Kb 2018-08-30 Спас Оплечный Спас Оплечный (в окладе), в раме с 33 клеймами Господских и апостольских страстей (икона XVIII век, рама - Палех XIX век) 840x1000, 225 Kb 2018-08-30 855x1000, 398 Kb 2018-08-30 • Разное (Господь) • Исцеление кровоточивой жены, с Ангелом-Хранителем и тремя святыми на полях (XIX век) (Мстера) 800x1076, 804 Kb 2018-08-30 Тучная Гора из книги " Икона Божией матери, находящейся в Тверской Смоленской кладбищенской церкви " Коллекции Президентской библиотеки http://www.prlib.ru/item/465499?mode=rusmarc 700x978, 381 Kb 2018-08-30 533x800, 72 Kb 2018-08-30 Илья Фесфитянин, прор. Литография. Икона " Святой Илия Пророк с деяниями " Автор: Неизвестный литограф Литография с изображением иконы " Святой Пророк Илия с деяниями " , построенной по композиции житийной иконы. В среднике на фоне гор и неба представлена фигура Святого Илии Пророка в рост со свитком в руке и надписью по сторонам - " бразъ Св. Славн. - пророка Uлiu. " В шестнадцати клеймах изображения на сюжеты жития: в верхнем ряду - Рождества с надписью - Рждество стаго пророка Uлiu " ; Пророк сидит на камне и протягивает руку ворону, надпись " Св.

http://pravicon.com/waitingimages.html

185 . Воскресение и Сошествие во ад, с Минеей и страстями. Палех. М.И. Зиновьев, В.А. Маркичев. 1890-е годы. 52,8х44,1. ГМПИ. 186 . Распятие с праздниками, избранными святыми и богородичными образами. Петр Шитников, 1873. 76х61,5. Частное собрание, Москва. 187 . Иоанн Предтеча с житием. Палех. Конец XVIII-haчaлo XIX века. Из Успенского собора в Ярославле. 198х143. ГТГ. 188 . Иоанн Предтеча с житием. Палех. Конец XVIII-haчaлo XIX века. 31х29. ГТГ, собрание П.Д. Корина. 189 . Иоанн Предтеча Ангел Пустыни. Палех. Конец XVIII-haчaлo XIX века. 31х26. ГТГ, собрание П.Д. Корина. 190 . Отечество. XIX век. 32х28. ГММК. 191 . Фрагмент иконы «Вход в Иерусалим». Вторая половина XIX – начало ХХ века. ГМЗК (цв. табл. 43). 192 . «Четырехчастная» (Вход в Иерусалим, Троица Ветхозаветная, Воздвижение Креста и Сретение иконы Владимирской Богоматери), со святыми на полях. Палех. Вторая половина XVIII века. 36х31. ГТГ, собрание П.Д. Корина. 193 . Николай Чудотворец. Палех. В.А. Хохлов. Начало ХХ века. 44,5х37. ГМПИ. 194 . Богоматерь «Всех Скорбящих Радосм». Палех. Конец XVIII-haчaлo XIX века. 106х87. ГМПИ. 195 . Спас. Перевод. Палех. 1840. Архив Л. Бажанова, Палех. 196 . Господь Вседержитель. Палех. XIX век. ГМПИ 197 . Богоматерь «Дево, радуйся...». Литография. Типография И.А. Голышева в Мстере. 1887. Отдел ИЗО РГБ. 198 . Иллюстрация греческого Менология. Типография Прохорова. Вторая половина XIX века. Архив Л. Баканова, Палех. 199 . Фрагмент иконы «Господь Вседержитель». «Суздальские» письма. Конец XVII – начало XVIII века. Частное собрание, Москва (илл. 30). 200 . Огненное восхождение пророка Илии. Захарий Цанов. 1854. Фрагмент болгарской иконы «Огненное восхождение пророка Илии и святые воины Георгий, Феодор, Евстафий и Димитрий, побивающие силы зла». Из книги: Божков, 1984, илл. 225. 201 . Богоматерь Страстная. Холуй или Мстера. XIX век. Из каталога: VI, 1989, Илл. на с. 74. 202 . Н. Гончарова. Богоматерь. 1905–1907. Из книги: Грэй. 1962, илл. 62. 203 . Мужичок-плясунок. Народная картинка. XIX век. Театральный музей им. А. Бахрутина, Москва.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

121 . Вороны кормят Илию. Гравюра из той же Библии, с. 129. 122 . Огненное восхождение пророка Илии. Палех. В.А. Хохлов. Начало ХХ века. Собрание семьи Хохловых, Палех. 123 . Великие князья Владимирские чудотворцы Глеб, Георгий, Александр Невский, Андрей Боголюбский и мученик Авраамий. Холуй. И. Афанасьев. 1814. 34 х 27. ГРМ. 124 . Спас. Москва. Середина XVI века. 32,5х26. ГТГ, собрание П.Д. Корина. 125 . Спас Нерукотворный. Школа Симона Ушакова. Последняя четверть XVШШ века. 52,5х42,5. ГТГ, собрание П.Д. Корина. 126 . Иоанн Богослов в молчании. Палех. И.П. Сафонов, М. И. Нефедов. Начало ХХ века. 31х26,8. ГМПИ 127 . Св. Евдокия. Фрагмент иконы конца XVIII века. ГМЗК (илл. 135). 128 . Прокопий Устюжский. Фрагмент иконы XVIII века. ГМЗК (илл. 133:176). 129 . Тихон Луховской. Палех. Начало ХХ века. 31х25. ГМПИ. 130 . Вход в Иерусалим. Тверская школа. Конец XV века. 35,5х30,5. ГТГ, собрание П.Д. Корина. 131 . «Богоматерь Боголюбская» с предстоящими Зосимой и Савватием Соловецкими и сценами их жития. Середина XVII века. 210х167. ГМЗК. 132 . Псково-Печерская обитель. Конец XVII века. 42х35. ГМЗК. 133 . Фрагмент иконы «Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый». XVIII век. ГМЗК (илл. 128:176). 134 . Фрагмент иконы «Богоматерь Черниговская-Ильинская». 1696. ГМИР (илл. 158). 135 . Фрагмент иконы «Св. Евдокия». Конец XVIII века. ГМЗК (илл. 127), 136 . Фрагмент иконы «Чудо от иконы «Знамение » («Вид древнего Новгорода»). XIX век. 57х93. ГМЗК. 137 . Иоанн Предтеча в пустыне. Палех. Вторая половина XVIII века. 31 х 27. ГМПИ. 138 . Иоанн Богослов на Патмосе. Палех. Вторая половина XVIII века. 45х37. ГМПИ. 139 . Иоанн Предтеча в пустыне. Палех. А.Л. Хохлов. Начало ХХ века. 36х31. Собрание семьи Хохловых, Палех. 140 . Ты еси иерей. Вторая половина XIX века. 54,7 х43. Частное собрание, Москва. 141 . Воскресение Христово. Переяславль-Залесский. Алексей Логинов. 1721. 43х34. ГМИР (илл. 142:143). 142 . Фрагмент той же иконы (илл. 141). 143 . Фрагмент той же иконы (илл. 141:142). 144 . Фрагмент иконы «Лабиринт». XVIII век. ГМИР (цв. табл. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

60 . Сошествие во ад. Припорох. Палех, И. Карпенков. Первая половина XIX века. 24,5х22. Архив Л. Баканова, Палех. 61 . Господь Вседержитель. Перевод. Палех. XVIII век. 36,5х24. Архив Л. Баканова, Палех. 62 . Паспорт иконописца П.Д. Баранова. 1873. Архив MXI, д. 5, ед. хр. 78. 63 . Иконописцы села Холуй. Фотография конца XIX -начала ХХ века. Архив MXI, инв. 64 . Счет-реклама иконописной мастерской В. П. Гурьянова в Москве. 1914. Архив ГММК, ф. 5, ед. хр. 77. 65 . Иоанн Лесгвичник, Елизавета и Похвала Пресвятой Богородицы. Икона В.П. Гурьянова. Москва. 1913. 48Х31. Собрание Е.Б. Шереметевой, Москва. 66 . Надпись на обороте той же иконы. 67 . Московские святители Петр, Алексий, Иона, Филипп и великий князь Владимир. Москва. О.С. Чириков. 1890. 35х31. ГИМ. 68 . Счет-реклама мастерской О.С. Чирикова в Москве. 1 895. Архив ГММК, ф. 5. 69 . В мастерской Чириковых в Москве. Фотография начала ХХ века. Архив Г.И. Вздорнова, Москва. 70 . Антоний Печерский. Москва. М. И. Дикарев. Начало ХХ века. 31 х 25,8. ГЭ. 71 . Счет мастерской В.П. Гурьянова. 1913. Собрание Е.Л. Шереметевой, Москва. 72 .Реклама-штамп мастерской М.И. Дикарева в Москве. ЦГАЛИ, ф. 822, оп. 1, ед. хр. 408. 73 . Штамп мастерской И.И. Парилова в Палехе. Конец XIX-haчaлo ХХ века. С иконы из собрания Н.И. и ЮН. Голиковых. Палех. 74 . Штамп мастерской Н.М. Сафонова. Конец XIX-haчaлo ХХ века. С фотографии-образца из архива Л. Баканова, Палех. 75 . Иоанн Богослов обучает гусаря иконному делу. Клеймо иконы «Иоанн Богослов с деяниями». Кострома. 1680-е годы. Костромской историко-культурный музей-заповедник «Ипатьевский монастырь». 76 . Монах, торгующий иконами. Литография. XIX век. ГМИР. 77 . Карта торговой географии офеней-иконщиков XVIII-XIX веков. 78 . Офеня-картинщик. Фрагмент печатного лубка «Московский сбитенщик и ходебщик». РЛ, 1962, илл. 61. 79 . Зимняя ярмарка в Палехе. Фотография начала ХХ века. Архив ГМПИ. 80 . Книжная лавочка. Копия Г. Захарова с картины В. Васнецова. 1938. ГМИР. 81 . «Чернец в коптыре». Гравюра из книги Андрея Иоаннова «Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках, так называемых старообрядцах, о их учении, делах и разногласиях». Изд. 4-е. СПб., 1831. с. 248.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

2133 Слово «представители» в применении к иерархии употребляется не только в смысле «образцов». M. Н. 2134 Орденское начало внесло искажение в древний, вселенский тип монашества. Вместо того, чтобы духовно устроить цельную личность христианина, возводя ее к обожению, оно, по принципу «разделения труда», стало фабриковать специалистов в монашеском деле. Вместе с этим духовным вывихом монашествующие ордена закрепили на Западе искажение древнецерковного, соборного, канонического устройства, содействуя торжеству папизма и крайнему умалению епископата. См. об этом в книге Януса (Дёллингера) «Папа и собор» (Берлин. 1870 г.), а также в сочинении Генриха Чарльса Ли «История инквизиции в Средние века». Т. I. 2135 Речь идет о книге «Провозвестие Рама-Кришны» (СПб., 1911), изображающей личность и учение индусского святого XIX в. – Рама-Кришны. Смысл не совсем ясных рассуждений кн. Д.А. Хилкова, по-видимому, таков: Рама-Кришна упрекает Церковь за такое учение, которое, на самом деле, она также осуждает. Следовательно, в данном вопросе Рама-Кришна считает себя противником Церкви лишь по недоразумению. Теперь, спрашивается, каково же отношение Рама-Кришны к Церкви по существу дела? Было бы поспешно думать, что устранение указанного недоразумения само по себе устанавливает, в существе дела, и церковный уклон учения Рама-Кришны. Ведь, согласие учений не определяет еще того или другого понимания Самого Христа; и Рама-Кришна или сознает Господа Иисуса Христа исключительным (и тогда сам он – в лучшем случае – святой человек и, стало быть, не против Церкви), или же не считает Его лицом исключительным и имеет самосознание своей, более чем человеческой, миссии (и тогда, в известном смысле, уподобляет себя Христу, являясь Его противником и, стало быть, противником Церкви). – Нас несколько удивляют колебания Д. А-ча в решении вопроса об отношении Рама-Кришны к Церкви. Достаточно прочитать несколько строк из «Провозвестия», чтобы усомниться в «христианстве» Рама-Кришны: «Перепробовав все религии, я убедился, что Бог это –Все, а я – Его часть, что Он – Господин, а я – Его слуга; и опять, – я убедился, что Он, это – я, а я, это – Он» (стр. 21). О том же свидетельствуют слова его ученика Абедананды, который говорит о своем учителе: «Он принадлежит одновременно ко всем религиям, вероисповеданиям и сектам мира». (Там же, с. 10). Странным представляется нам и поставление рядом прп. Серафима с Франциском. Темь более, что сам Д.А. Хилков, ссылаясь на одобряемую им книгу г. Лодыженского «Свет незримый», признает существенную разницу в духовном устроении названных личностей (См. Богословский Вестник. Июнь, с. 280). M. Н.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

103 . Господь Вседержитель. Палехская учебно-иконописная мастерская. А.В. Хохлов. 1911. ГМПИ. 104 . Икона-образец «Апостолы Петр и Павел». Учебно-иконописная мастерская в Холуе. Ф. Грязнов. 1915. 35х28. ГМИР. 105 . Икона-образец «Святой Пантелеймон». Учебно-иконописная мастерская в Холуе. П.В. Пурецкий. 1915. 31х26. MXI. 106 . Иконный штамп Холуйской учебно-иконописной мастерской Комитета попечительства о русской иконописи. С иконы-образца «Положение во гроб» (цв. табл. 59). 107 . Групповой портрет иконописцев и преподавателей учебно-иконописной мастерской в Холуе. Фотография 1908 года. Архив MXI, инв. (31). 108 . Икона-образец и подготовительный рисунок «Спас Великий Архиерей» (Царь царем или «Предста царица»). Палехская учебно-иконописная мастерская. И.М. Баканов. 1912. 31х26.5. Архив Л. Баканова, Палех. 109 . Икона-образец «Богоматерь Владимирская и Иоанн Богослов». Палехская учебно-иконописная мастерская. И. А. Варварин. 1 903. ГМПИ 110 . Архангел Михаил, Икона-образец ярославской школы XVII века. Палехская учебно-иконописная мастерская. И.М. Баканов. 1912. ГМПИ. 111 .. Икона-образец «Покров». Палехская учебно-иконописная мастерская. И.М. Баканов. 1912. ГМПИ. 112 .. Иоанн Богослов. Палех. В. Хохлов. 1901. 31,4х27. ГМПИ. 113 . Христос и Фома. Ч. Конельяно. Фотография-образец из иконописной мастерской ГА. Сафонова в Палехе. Архив Л. Баканова, Палех. 114 . Покров св. Вероники. Ф. Иттенбах. Фотография-образец из той же мастерской. Архив Л. Баканова, Палех. 115 . Преображение. П. М. Соколов . 1900. Фотография из архива Белоусовской мастерской в Палехе. Архив автора, Москва. 116 . Ш. Пульцоне. Богоматерь «Иммакулата», ангелы, святые и донатор. Последняя четверть XVI века. Из книги: Дзери, 1 957, илл. 14. 117 . Богоматерь «Всех Скорбящих Радости». Москва. Иван Михайлов. 1801. 90х73. ГМИР (цв. табл. 18). 118 . Тайная вечеря. Палех. XIX век. 40х56. ГМПИ. 119 . Снятие с креста. Палех. XIX век. ГМПИ. 120 . Вознесение Илии. 1860. Гравюра из книги: Библия в иллюстрациях Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда. Изд. «Свет на Востоке». 1991, с. 124.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

165 . Основатели и настоятели Выговского старообрядческого общежительства: иноки Корнилий и Виталий, Петр Прокофьев. Данила Викулин, Андрей и Семен Денисовы. Рисованная религиозная картинка. Конец XVIII-nepbaя половина XIX века. ГМИР. А —4591—IV. 166 . Портрет А.Л. Ордина-Нащокина. Конец XVII- начало XVIII века. ГИМ. 167 . Димитрий Ростовский . Вторая половина XVIII века. ГМИР (цв. табл. 12). 168 . Надпись на обороте иконы «Чудо Георгия о змие». XVII век. Из каталога: Косцова, Побединская, РИ, 1990, илл. на с. 89, кат. 13. 169 . Богоматерь Взыскание погибших. Конец XVIII века. 24х18. ГММК. 170 . Рождество Богоматери. XVIII век. ГММК 171 . Нил Столбенский, 30-е годы XIX века. 44х31,5. ГМЗК. 172 . Богоявление. Фрагмент иконы «Нил Столбенский». XVIII век. ГМЗК. 173 . Тихон Филатьев. Троица Ветхозаветная из Успенского собора Московского Кремля. 1700. гммк. 174 . Св. Екатерина. Крит. Виктор Критянин. XVII век. 120х85. Из альбома: МВД, 1970, с. 55. илл. 1. 175 . Фрагмент иконы Тихона Филатьева «Иоанн Богослов», 1691. 118х83. ГТГ. 176 . Иоанн Воин. Последняя четверть XVII века. ГММК. 177 . Прокопий Устюжский, XVIII век. 37х29. ГМЗК. 178 . Великие князья Владимирские чудотворцы Андрей Боголюбский, Георгий и Глеб. Фрагмент иконы конца XIX-haчaлa ХХ века. Палех. М.И. Парилов. Собрание З.И. Холиной, Палех. 179 . М. Радоуш. Эпитафия Солимены Кобоневой с Распятием, сценой Воскресения и ангелом-хранителем. Из церкви св. Михаила в г. Хрудим. Восточная Чехия. 1582. Фотография из архива Я. Вацковой, Прага. 180 . Распятие с ангелом-хранителем и избранными святыми. Палех. Конец XVIII века. 32х23. ГТГ, собрание П.Д, Корина. 181 . Зосима и Савватий Соловецкие с избранными святыми. XIX век. Частное собрание, Москва. 182 . «Четырехчастная» икона из Благовещенского собора Московского Кремля. 1547–1551. ГММК 183 . О прении живота и смерти. Печатный лубок. XVIII век. Из книги: Ровинский, 1900, илл. 239. 184 . Богоматерь Неопалимая купина с богородичными образами. XIX век. 141х95. Собрание ГНИИР.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

33 . Воскресение и Сошествие во ад, со страстями и праздниками. Холуй. XIX век. 89х69. MXI. 34 . Николай Чудотворец с житием. Холуй. Вторая половина XIX века. 88х71. MXI. 35 . Покров. Холуй. XIX век. 34х29. MXI. 36 . Воскресение и Сошествие во ад, со страстями и праздниками. Мстера. XIX век. 62 х 43. Частное собрание, Москва. 37 . Всевидящее око Божие. XIX век. ГМИР. 38 . Архангел Михаил, святые Сесиний и Фотиния и двенадцать трясовиц. Мстера (?). XIX век. 32,2х27,5. ГМИР. 39 . Фрагмент той же иконы. 40 . Образ-сказание, каким святым каковые благодати-исцеления от Бога даны. Вторая половина XIX века. ГМИР. 41 . Гурий, Самон и Авив. Мстера (?). Вторая половина XIX века. ГМИР. 42 . Спас. Москва. Нестер Климов. 1862. 31х27. ГИМ. 43 . Вход в Иерусалим, Москва (?). Вторая половина XIX-haчaлo ХХ века. 62х48. ГМЗК. 44 . Богоматерь Умиление с архангелами, избранными апостолами, святыми и сценой Коронования Богоматери. Палех (?). 1860-е годы. Копия с иконы Симона Ушакова, выполненная по заказу Г.Д. Филимонова . 31х25.5. ГИМ. 45 . Богоматерь Владимирская. Палех. Белоусовская мастерская. Последняя четверть XIX века. 31х27. Собрание Н.М. и Ю.Н. Голиковых, Палех. 46 . Господь Вседержитель. XIX век. 32х27. ГМИР. 47 . Собор Архангела Михаила с избранными святыми. 1885. 35,5х30. MXI. 48 . Ангел-хранитель с избранными святыми. Москва. Мастерская М.О. и Г.О. Чириковых. Конец XIX-haчaлo ХХ века. 36,5х31. Частное собрание, Москва. 49 . Параскева. Мстера. И. Панкрышев. 1889. 32х26. ГМИР. 50 . Князь Василий. Москва. ММ. Дикарев. Конец XIX-haчaлo ХХ века. 32х26. ГМИР. 51 . Богоматерь Иверская. Москва. В.П. Гурьянов. 1898. 31,5х26. Частное собрание, Москва. 52 . Покров. Москва. В.П. Гурьянов. 1902. 32х27. ГМИР. 53 . Икона Феодоровской Богоматери с тезоименитыми императорскому дому святыми Николаем Чудотворцем, царицей Александрой, митрополитом Алексием и Михаилом Малеином. Москва. В.П. Гурьянов. 1913. На обороте надпись: «Написана сия икона в храм св. Троицы, в память 300-летия благословенного царствования Дома Романовых, усердием иконописца В. П. Гурьянова. 1913 г.». ГМИР.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Франциски не вносили разъединения, ибо оставались послушными церкви. Лютер же внес разъединение, и его дело ныне трещит по всем швам и порождает дробление до бесконечности. Ордена и общины всякие естественны и полезны 2134 . Но только при условии безусловного подчинения Церкви. Я не могу верить в пришествие великого учителя, потому что исповедую, что этот Единый Учитель уже пришел и есть, и живет среди людей. И, стоя на этой точке зрения, могу принять слова Спасителя (в известном смысле), что приходящие до Него и после Него – воры и разбойники. Вы говорите, что «Общество Звезды» верит в пришествие Великого Учителя. И я верю. И я думаю, и знаю, что приидет еврейский мессия. Но только для меня это – не Мессия, а кто-то другой: ибо —454— Мессия уже приходил – и с тех пор уже живет среди людей в теле естества человеческого. Книга «Провозвестие Рама-Кришны» мне очень по душе. Только я подивился, откуда это Рама-Кришна взял, что Церковь говорит только о «грехе»! Ведь учение Церкви о грехе совсем не то, каким себе представлял это учение Рама-Кришна. Из книги Вы увидите, что Рама-Кришна, говоря о грехе по учению Церкви, обвиняет это учение, главным образом, в том, что оно порождает в человеке «уныние» и чувство «безнадежности». А между тем Церковь и Отцы Церкви смотрели на «уныние» и «безнадежность», как на величайшую ошибку, на состояние, которое в корне противно Христианству. О чем же говорит Рама-Кришна и против кого спорит? Ведь его позиция и точка зрения в этом деле именно церковные, а не антицерковные. Прочитав книгу Рама-Кришны, я никак не могу ответить на вопрос: кто такой Р. Кришна: церковник или антицерковник по существу? Чтобы это узнать, я должен был бы услышать от Рама-Кришны ответ на простой и ясный вопрос, затрагивающий дело по существу: допускает ли он, что Иисус Христос есть Начаток, Источник и Глава нового сверхъестественного Богочеловеческого Организма, наделенного жизнью нового порядка по существу, наделенного не одним только существованием, но и Бытием? И, только после выслушания ответа, я мог бы решить, одинаково ли мы смотрим на дело Христа, или же смотрим различно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Этот пейзаж «с натуры» включал и жанровые сцены, вроде раздачи монастырского хлеба или осады и защиты монастыря от врагов христианства (Дмитриевский, 1890, с. 112–113). Развитие национальной «русской идеи» и актуализация топоса «Святой Руси» в конце XIX – начале ХХ в. значительно идеологизируют конкретно-исторический пейзаж на иконах суздальских мастеров. Реалистическая символика по-иному выражает идею покровительства небесных сил Российской империи, чем то было, например, в конце XVII – начале XVIII в. Декларированное культурой XIX в. жизнеподобие наполняет реалистический символ тяжеловесной убедительностью и конкретным заданием – представить наглядную осуществленность официальной мифологемы. Поскольку символ «есть действительная жизнь самой идеи» (Жирмунский, 1914, с. 36), особую распространенность получают реалистические виды Московского Кремля как главного центра святости Московского царства, центра «Святой Руси». Ориентация официального благочестия эпохи Николая II на модель Московской Руси XVIII в. находит свое конкретное отражение в пейзажном фоне иконы. Примером может служить икона Феодоровской Богоматери со святыми, тезоименитыми императорскому дому, написанная В.П. Гурьяновым в 1913 г. в честь 300-летия дома Романовых. Через этот же пейзаж выражалась идея покровительства небесных сил Российской империи в иконе В.П. Гурьянова 1912 г. «Ангел-хранитель»: фигура ангела представлена с крестом и мечом именно на фоне стен Московского Кремля (цв. табл. 43; илл. 99). 137. Иоанн Предтеча в пустыне. Палех. Вторая половина XVIII века. Музей палехского искусства, Палех. 138. Иоанн Богослов на Патмосе. Палех. Вторая половина XVIII века. Музей палехского искусства, Палех. На иконе «Параскева» И. Панкрышева (около 1890 г.), мастерская которого в Мстере, по словам В.Т. Георгиевского , «писала лишь по заказам и во всех стилях» (Георгиевский, 1895, март, с. 194), фигура святой также написана на фоне архитектуры Московского Кремля. Образ посвящался графине П.С. Уваровой, и его пейзаж должен был отразить идею покровительства тезоименитой святой 25-летней деятельности Императорского Московского археологического общества.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010