121 . Вороны кормят Илию. Гравюра из той же Библии, с. 129. 122 . Огненное восхождение пророка Илии. Палех. В.А. Хохлов. Начало ХХ века. Собрание семьи Хохловых, Палех. 123 . Великие князья Владимирские чудотворцы Глеб, Георгий, Александр Невский, Андрей Боголюбский и мученик Авраамий. Холуй. И. Афанасьев. 1814. 34 х 27. ГРМ. 124 . Спас. Москва. Середина XVI века. 32,5х26. ГТГ, собрание П.Д. Корина. 125 . Спас Нерукотворный. Школа Симона Ушакова. Последняя четверть XVШШ века. 52,5х42,5. ГТГ, собрание П.Д. Корина. 126 . Иоанн Богослов в молчании. Палех. И.П. Сафонов, М. И. Нефедов. Начало ХХ века. 31х26,8. ГМПИ 127 . Св. Евдокия. Фрагмент иконы конца XVIII века. ГМЗК (илл. 135). 128 . Прокопий Устюжский. Фрагмент иконы XVIII века. ГМЗК (илл. 133:176). 129 . Тихон Луховской. Палех. Начало ХХ века. 31х25. ГМПИ. 130 . Вход в Иерусалим. Тверская школа. Конец XV века. 35,5х30,5. ГТГ, собрание П.Д. Корина. 131 . «Богоматерь Боголюбская» с предстоящими Зосимой и Савватием Соловецкими и сценами их жития. Середина XVII века. 210х167. ГМЗК. 132 . Псково-Печерская обитель. Конец XVII века. 42х35. ГМЗК. 133 . Фрагмент иконы «Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый». XVIII век. ГМЗК (илл. 128:176). 134 . Фрагмент иконы «Богоматерь Черниговская-Ильинская». 1696. ГМИР (илл. 158). 135 . Фрагмент иконы «Св. Евдокия». Конец XVIII века. ГМЗК (илл. 127), 136 . Фрагмент иконы «Чудо от иконы «Знамение » («Вид древнего Новгорода»). XIX век. 57х93. ГМЗК. 137 . Иоанн Предтеча в пустыне. Палех. Вторая половина XVIII века. 31 х 27. ГМПИ. 138 . Иоанн Богослов на Патмосе. Палех. Вторая половина XVIII века. 45х37. ГМПИ. 139 . Иоанн Предтеча в пустыне. Палех. А.Л. Хохлов. Начало ХХ века. 36х31. Собрание семьи Хохловых, Палех. 140 . Ты еси иерей. Вторая половина XIX века. 54,7 х43. Частное собрание, Москва. 141 . Воскресение Христово. Переяславль-Залесский. Алексей Логинов. 1721. 43х34. ГМИР (илл. 142:143). 142 . Фрагмент той же иконы (илл. 141). 143 . Фрагмент той же иконы (илл. 141:142). 144 . Фрагмент иконы «Лабиринт». XVIII век. ГМИР (цв. табл. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вид Палеха. Название Палех относится предположительно к гидрониму из финно-угорских (меря) языков IX века либо ранее. Предположительно, с XIII (в составе Стародубского княжества ) по XV век село принадлежало князьям Палецким из рода князей Стародубских. Было центром удельного Палецкого княжества. Первое упоминание о Палехе относится к первой половине XVII века (писцовая книга 1645 года). Данные свидетельствуют, что по тем временам Палех уже был довольно большим селом. В XV веке село Палех входило в состав владимиро-суздальских земель. В 1572 году царь Иоанн IV составил духовное завещание, по которому село Палех стало поместным владением его сына Иоанна. В 1616 году Палех принадлежал Василию Ивановичу Острогубову и вдове Юрия Ивановича Острогубова. В 1628 году Палех был пожалован Ивану Матвеевичу Бутурлину " за московское осадное сидение королевичево " . Село принадлежало роду Бутурлиных до 1861 года. В 1762 - 1774 годах в центре Палеха был построен Крестовоздвиженский храм , расписанный и богато украшенный палехскими мастерами. С XVIII века Палех - центр иконописи в традициях русской живописи XV-XVII веков. В конце XIX столетия основным занятием населения в посёлке было иконописание, достигшее своего расцвета еще в начале века, и промыслы: резьба по дереву, льняное ткачество, вышивка и выделывание овчины. Взяв за основу традиции новгородской и строгановской иконописи, художники Палеха создали свой неповторимый стиль. Артелям палехских иконописцев поручали самые ответственные заказы: роспись стен Грановитой палаты, реставрация фресок соборов Московского Кремля , Новодевичьего монастыря , соборов Троице-Сергиевой лавры , храмов и церквей древнего Пскова и многих других городов. В 1918 году в посёлке организована декоративно-художественная артель. В 1920-х годах в Москве, в доме А. А. Глазунова, художником И. И. Голиковым была написана первая лаковая миниатюра «Адам в Раю» в уникальном стиле, который впоследствии получил название «Палехского».

http://drevo-info.ru/articles/13677290.h...

103 . Господь Вседержитель. Палехская учебно-иконописная мастерская. А.В. Хохлов. 1911. ГМПИ. 104 . Икона-образец «Апостолы Петр и Павел». Учебно-иконописная мастерская в Холуе. Ф. Грязнов. 1915. 35х28. ГМИР. 105 . Икона-образец «Святой Пантелеймон». Учебно-иконописная мастерская в Холуе. П.В. Пурецкий. 1915. 31х26. MXI. 106 . Иконный штамп Холуйской учебно-иконописной мастерской Комитета попечительства о русской иконописи. С иконы-образца «Положение во гроб» (цв. табл. 59). 107 . Групповой портрет иконописцев и преподавателей учебно-иконописной мастерской в Холуе. Фотография 1908 года. Архив MXI, инв. (31). 108 . Икона-образец и подготовительный рисунок «Спас Великий Архиерей» (Царь царем или «Предста царица»). Палехская учебно-иконописная мастерская. И.М. Баканов. 1912. 31х26.5. Архив Л. Баканова, Палех. 109 . Икона-образец «Богоматерь Владимирская и Иоанн Богослов». Палехская учебно-иконописная мастерская. И. А. Варварин. 1 903. ГМПИ 110 . Архангел Михаил, Икона-образец ярославской школы XVII века. Палехская учебно-иконописная мастерская. И.М. Баканов. 1912. ГМПИ. 111 .. Икона-образец «Покров». Палехская учебно-иконописная мастерская. И.М. Баканов. 1912. ГМПИ. 112 .. Иоанн Богослов. Палех. В. Хохлов. 1901. 31,4х27. ГМПИ. 113 . Христос и Фома. Ч. Конельяно. Фотография-образец из иконописной мастерской ГА. Сафонова в Палехе. Архив Л. Баканова, Палех. 114 . Покров св. Вероники. Ф. Иттенбах. Фотография-образец из той же мастерской. Архив Л. Баканова, Палех. 115 . Преображение. П. М. Соколов . 1900. Фотография из архива Белоусовской мастерской в Палехе. Архив автора, Москва. 116 . Ш. Пульцоне. Богоматерь «Иммакулата», ангелы, святые и донатор. Последняя четверть XVI века. Из книги: Дзери, 1 957, илл. 14. 117 . Богоматерь «Всех Скорбящих Радости». Москва. Иван Михайлов. 1801. 90х73. ГМИР (цв. табл. 18). 118 . Тайная вечеря. Палех. XIX век. 40х56. ГМПИ. 119 . Снятие с креста. Палех. XIX век. ГМПИ. 120 . Вознесение Илии. 1860. Гравюра из книги: Библия в иллюстрациях Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда. Изд. «Свет на Востоке». 1991, с. 124.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

60 . Сошествие во ад. Припорох. Палех, И. Карпенков. Первая половина XIX века. 24,5х22. Архив Л. Баканова, Палех. 61 . Господь Вседержитель. Перевод. Палех. XVIII век. 36,5х24. Архив Л. Баканова, Палех. 62 . Паспорт иконописца П.Д. Баранова. 1873. Архив MXI, д. 5, ед. хр. 78. 63 . Иконописцы села Холуй. Фотография конца XIX -начала ХХ века. Архив MXI, инв. 64 . Счет-реклама иконописной мастерской В. П. Гурьянова в Москве. 1914. Архив ГММК, ф. 5, ед. хр. 77. 65 . Иоанн Лесгвичник, Елизавета и Похвала Пресвятой Богородицы. Икона В.П. Гурьянова. Москва. 1913. 48Х31. Собрание Е.Б. Шереметевой, Москва. 66 . Надпись на обороте той же иконы. 67 . Московские святители Петр, Алексий, Иона, Филипп и великий князь Владимир. Москва. О.С. Чириков. 1890. 35х31. ГИМ. 68 . Счет-реклама мастерской О.С. Чирикова в Москве. 1 895. Архив ГММК, ф. 5. 69 . В мастерской Чириковых в Москве. Фотография начала ХХ века. Архив Г.И. Вздорнова, Москва. 70 . Антоний Печерский. Москва. М. И. Дикарев. Начало ХХ века. 31 х 25,8. ГЭ. 71 . Счет мастерской В.П. Гурьянова. 1913. Собрание Е.Л. Шереметевой, Москва. 72 .Реклама-штамп мастерской М.И. Дикарева в Москве. ЦГАЛИ, ф. 822, оп. 1, ед. хр. 408. 73 . Штамп мастерской И.И. Парилова в Палехе. Конец XIX-haчaлo ХХ века. С иконы из собрания Н.И. и ЮН. Голиковых. Палех. 74 . Штамп мастерской Н.М. Сафонова. Конец XIX-haчaлo ХХ века. С фотографии-образца из архива Л. Баканова, Палех. 75 . Иоанн Богослов обучает гусаря иконному делу. Клеймо иконы «Иоанн Богослов с деяниями». Кострома. 1680-е годы. Костромской историко-культурный музей-заповедник «Ипатьевский монастырь». 76 . Монах, торгующий иконами. Литография. XIX век. ГМИР. 77 . Карта торговой географии офеней-иконщиков XVIII-XIX веков. 78 . Офеня-картинщик. Фрагмент печатного лубка «Московский сбитенщик и ходебщик». РЛ, 1962, илл. 61. 79 . Зимняя ярмарка в Палехе. Фотография начала ХХ века. Архив ГМПИ. 80 . Книжная лавочка. Копия Г. Захарова с картины В. Васнецова. 1938. ГМИР. 81 . «Чернец в коптыре». Гравюра из книги Андрея Иоаннова «Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках, так называемых старообрядцах, о их учении, делах и разногласиях». Изд. 4-е. СПб., 1831. с. 248.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Иерей Николай Костров: «Икона должна располагать к молитве» Такая служба. Крестовоздвиженский кафедральный собор Палеха (+ВИДЕО) Михаил и Екатерина П. Палех – старинное село, один из центров древнерусского искусства. По преданию, в леса на берегу речки Палешки бежали от татаро-монгольского нашествия иконописцы из Владимира и Суздаля. Через село проходил оживленный торговый путь – Балахнинский тракт – из Шуи в Нижний Новгород. Начиная с XVII века Палех – один из центров иконописи в традициях русской живописи, где под влиянием различных школ (в их числе: ростово-суздальская, новгородская, строгановская и другие) сложился особый неповторимый палехский стиль иконописания. Палехские иконописцы работали при росписях таких известных зданий, как Грановитая палата Московского Кремля, Троице-Сергиевая лавра и Новодевичий монастырь в Москве. Значение Палеха как общероссийского иконописного центра стремительно возросло в XVII –XVIII веках. В XIX веке палехские мастерские производили 1,5 –2 млн икон в год. Кафедральный собор Воздвижения Креста Господня, один из немногих сохранившихся памятников древнерусской религиозной живописной традиции, был построен в 1774 году на средства жителей Палеха и окрестных деревень мастером Егором Дубовым. В советское время более полувека Крестовоздвиженский храм существовал как музей. Здание с его «художественным наполнением» вследствие этого не пострадало, но церковной жизни не было. Передали Церкви палехский храм в 1992 году. О Палехе и его иконописцахПалех всегда славился своими иконописцами. Чем сейчас живет ваш город? – Палех, как и в древние времена, живет иконописью, лаковой миниатюрой. Много мастерских, которые занимаются этим. Есть художники, сохранившие традиции. Здесь особый дух. Раньше Палех назывался село Академия. Тут уникальное наследие. И не только в масштабах какого-то одного поселка, а в масштабах, пусть и громко сказано, мирового искусства. Палешане внесли в него свою лепту. – Есть ли какие-то наиболее знаменитые палехские иконы?

http://pravoslavie.ru/150872.html

Это наглядно видно на примере иконы палехского мастера В.А. Хохлова «Огненное восхождение пророка Илии» конца XIX – начала ХХ в. За основу здесь взята иллюстрация Библии в картинках Юлиуса Шнорра (1860) под названием «Вороны кормят Илию». (илл. 121) (илл. 122) Используя ее отдельные композиционные решения и формы, мастер строит примитивизированный вариант своего образа. Он сохраняет положение фигуры св. Илии и его жестикуляцию, общие контуры горы и камней, на которых сидит пророк, используя при этом дополнительные детали и хорошо ему известные приемы. Сложный перспективный план с разработанным пейзажем упрощается им до обычных, с опенком «иконности», горок на правой стороне потока Хараф, буйная растительность передается скромными травами и ветками. Не справляясь с академическим рисунком складок одежды, Иконник их неуклюже упрощает, одновременно довольно твердо прописывая лик пророка во «фряжской» манере со светотеневой моделировкой, что выдает в нем мастера-личника. При всем том в соответствии с требованиями православной иконографии в моленный образ вводится отсутствующая у Ю. Шнорра фигура Елисея, а также уносящая пророка на небо колесница: они заимствуются из другой гравюры той же Библии – «Вознесение Илии». (илл. 120) 119. Снятие с креста. Палех. XIX век. Музей палехского искусства, Палех. Народно-ремесленное искусство – сфера активных иконографических перемещений. Использование в православной иконописи западных образцов. 120. Вознесение Илии. Гравюра из Библии с иллюстрациями Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда. 1860. 121. Вороны кормят Илию. Гравюра из той же Библии. 122. Огненное восхождение пророка Илии. Палех. В.А.. Хохлов. Начало ХХ века. Частное собрание, Палех 123. Великие князья Владимирские чудотворцы Глеб, Георгии, Александр Невский, Андрей Боголюбский и мученик Авраамий. Холуй. Иван Афанасьев. 1814. Русский музей, Петербург. «В мастерских живописцев средней руки вместо лицевого иконописного подлинника постоянно находятся рисунки Шнорра и Овербека», – писал в 1882 г. «Изограф» и, как видно, был совершенно прав. Так работал механизм «упрощения» и «обобщения» в начале ХХ в., но так же он работал с определенными оговорками в XVII, XVIII и XIX вв. Известная палехская икона Ильи Балякина «Не рыдай мене мати» 1769 г, (ГМПИ), выполненная с гравюры Лебрена, отличается более высоким уровнем мастерства и более точным знанием барочных форм, но в ее основе лежат те же универсальные нормы поэтики, о которых на свой лад писала в первой половине XIX в. владимирская газета: «Имея перед глазами довольно образцов хорошего новейшего искусства, мастера смягчают старинный характер своего письма и допускают в работу нововведения по крайнему своему разумению» (ВГВ, 1843, 21).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Этот пейзаж «с натуры» включал и жанровые сцены, вроде раздачи монастырского хлеба или осады и защиты монастыря от врагов христианства (Дмитриевский, 1890, с. 112–113). Развитие национальной «русской идеи» и актуализация топоса «Святой Руси» в конце XIX – начале ХХ в. значительно идеологизируют конкретно-исторический пейзаж на иконах суздальских мастеров. Реалистическая символика по-иному выражает идею покровительства небесных сил Российской империи, чем то было, например, в конце XVII – начале XVIII в. Декларированное культурой XIX в. жизнеподобие наполняет реалистический символ тяжеловесной убедительностью и конкретным заданием – представить наглядную осуществленность официальной мифологемы. Поскольку символ «есть действительная жизнь самой идеи» (Жирмунский, 1914, с. 36), особую распространенность получают реалистические виды Московского Кремля как главного центра святости Московского царства, центра «Святой Руси». Ориентация официального благочестия эпохи Николая II на модель Московской Руси XVIII в. находит свое конкретное отражение в пейзажном фоне иконы. Примером может служить икона Феодоровской Богоматери со святыми, тезоименитыми императорскому дому, написанная В.П. Гурьяновым в 1913 г. в честь 300-летия дома Романовых. Через этот же пейзаж выражалась идея покровительства небесных сил Российской империи в иконе В.П. Гурьянова 1912 г. «Ангел-хранитель»: фигура ангела представлена с крестом и мечом именно на фоне стен Московского Кремля (цв. табл. 43; илл. 99). 137. Иоанн Предтеча в пустыне. Палех. Вторая половина XVIII века. Музей палехского искусства, Палех. 138. Иоанн Богослов на Патмосе. Палех. Вторая половина XVIII века. Музей палехского искусства, Палех. На иконе «Параскева» И. Панкрышева (около 1890 г.), мастерская которого в Мстере, по словам В.Т. Георгиевского , «писала лишь по заказам и во всех стилях» (Георгиевский, 1895, март, с. 194), фигура святой также написана на фоне архитектуры Московского Кремля. Образ посвящался графине П.С. Уваровой, и его пейзаж должен был отразить идею покровительства тезоименитой святой 25-летней деятельности Императорского Московского археологического общества.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛОУСОВЫ семья палехских иконописцев. Имя Евграфа Б., основателя династии (кон. XVIII в.), встречается на прорисях палехских мастеров XVIII - нач. XIX в. (до кон. XIX в. хранились в с. Палех). Его сыновья Василий Евграфович (1825-1890), Иван Евграфович (1827-1893) и Владимир Евграфович (1831?-1896) считались одними из лучших иконописцев артели Н. М. Сафонова . Сохранилась часть фрески наружной стены Благовещенского собора Московского Кремля с надписью на оборотной стороне: «Сие изображение святого Благоверного князя Бориса есть часть штукатурки, снятой во время реставрации, проводимой Сафоновым, с наружной стены Московского Благовещенского собора, что в Кремле. Написано оное изображение в 1868 г., трудов Василия Евграфовича Белоусова села Палеха Владимирской губернии» (МПИ). В 80-е гг. XIX в. Б. организовали собственную мастерскую «Братья Белоусовы», к-рая работала в стиле «фрязь», возникшем в результате сближения живописных и иконописных приемов. Иван Васильевич (1852, с. Палех - 23.01.1914, Самара), Фёдор Иванович (1852-1885), Михаил Владимирович (1858-1920) - следующее поколение Б., работавших в мастерской. В 1882 г. по рекомендации археолога и историка искусства Г. Д. Филимонова Б. получили заказ на роспись Грановитой палаты Московского Кремля. Иконописцы располагали словесным описанием сюжетов и композиций, сделанным Симоном Ушаковым в 1672 г., по к-рому составили первоначальные эскизы, поданные на утверждение имп. Александру II. За выполнение этой работы (окончание в 1882) Б. были отмечены высокими наградами: Василий Евграфович - золотой медалью на широкой аннинской ленте, Иван Васильевич - золотой медалью на станиславской ленте, Фёдор Иванович - серебряной медалью на аннинской ленте. Надпись, сохранившаяся на стене Грановитой палаты, сообщает о том, что роспись была сделана мастерами-крестьянами Б. из с. Палех. Следующей работой мастерской была роспись ц. Трех святителей в Москве, в 1885 г. выполняли заказ на изготовление икон для трехъярусного иконостаса и др. храмовых икон церкви при Шуйском духовном уч-ще. В 1898 г. Иван Васильевич вместе с братьями Василием Васильевичем и Михаилом Васильевичем открывают иконописную и иконостасную мастерскую в Самаре, участвуют в росписи кафедрального Воскресенского, Казанского соборов, храмов Иверского жен. мон-ря, Ильинской ц., церквей в селах Екатериновка, Семёновка, Б. Глушица, Берёзовый Яр. Были написаны иконостасы соборного храма в самарском Николаевском муж. мон-ре, шестиярусный иконостас ц. в честь Воздвижения Креста Господня в с. Палех и иконы для Свято-Троицкого жен. мон-ря Бузулукского у. Самарской губ.

http://pravenc.ru/text/77954.html

195. Спас. Перевод. Палех. 1840. Подписан: «Сей оригинал греческих писем: снят в городе Крестцах в лето 1840 года июня 25. Письмо Рублева». Частное собрание, Палех. 196. Господь Вседержитель. Икона «Под греческое письмо». Палех. XIX век. Музей палехского искусства, Палех. Одновременно народное сознание стало приписывать иконам Андрея Рублева «греческое происхождение» намного активнее, чем раньше. Это подтверждают рисунки и переводы икон Спаса Вседержителя, обнаруженные нами в Палехе. Один из переводов относится ко времени Николая и содержит подпись: «Сей оригинал греческих писем: снят в городе Крестцах в лето 1840 года (им. 195) июня 25. Писмо Рублева». (илл. 195) По аналогии с иконописным подлинником мастер написал подробную «цветовую раскладку» образа: «зеленцом власы», «тенины лиц из красного темного», «пробела из зелени с красным» и т.д. Рисунок начала ХХ в. нарисован по клеткам (судя по всему – для класса традиционного иконописания в палехской учебной мастерской Комитета попечительства о русской иконописи). Представленный на нем «рублевский» Спас подписан: «По преданию писмо Андрея Рублева». По этим и многим другим рисункам и переводам в Палехе и Мстере в XIX – начале ХХ в. тиражировали огромное количество икон Господа Вседержителя, в которых интересно обнаруживаются наслоения стереотипных представлений о «рублевских» и древних «греческих» письмах. Так, в случае заказа иконы «под греческое» иконографическая схема «рублевского» Спаса наполнялась стереотипными приема ми, которые связывались с работой «древних» греческих иконописцев, Типичным примером служит палехская икона XIX в. «Господь Вседержитель». (илл. 196) Спаситель изображен на ней в традиционном трехчетвертном повороте, с двуеперстным благословением, левой рукой он поддерживает раскрытое Евангелие. По своей иконографии это «рублевский Спас». По книге заказов палехской мастерской Н.Л. Сафонова, этот стиль получил также наименования «греческого приема», «греческой работы» и «византийской работы» (ОР ГМПИ, Н.Л. Сафонов, д. 10, л. 2:31). по одноцветной раскраске полей и фона, а также надписям твореным золотом в иконе выдержано стереотипное для суздальских ремесленников представление о строгановских письмах. Однако в соответствии со вкусами старовера-заказчика мастер постарался придать ту «мрачность и таинственность», которая требовалась от «греческого письма». Сухой и темный колорит этика подчеркивает его суровость. Резкие высветления на лике и руках отдаленно напоминают моделировки на критских иконах XVII–XVIII вв. Хитон Спасителя разделан простыми темно-бордовыми линиями, неуклюже передающими складки. В них ощущается не недостаток мастерства ремесленника. а его стремление подчеркнуть «архаичность» образа. Темно-коричневый цвет полей и фона иконы придает ей еще бльшую мрачность.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Народная художественная культура со всем своеобразием своих черт была удивительно устойчива в Палехе благодаря наследственной преемственности и глубокому патриотизму. Каждый палешанин был необычайно верен своему селу. Где бы и как бы долго он ни находился, он всегда возвращался в него. Женился, как правило, только здесь, создавая и дом, и семью в крепких родовых традициях и передавая свое потомственное мастерство детям. И.М. Хренов. Спас Нерукотворный с историей образа. Икона. 1824г. Палех. 127х96,5 см. Из собрания М. де Буара (Елизаветина) В период расцвета Палех, его лучшие мастера ориентируются преимущественно на иконы XVII в., выполненные в духе строгановских писем. Им был свойственен интерес к композиционному усложнению иконографических схем, исполненных мастерским миниатюрным письмом. В тщательно разработанной иконе «Акафист Спасителю» И.И. Балякина и Н.М. Буторина (конец XVIII в., Музей палехского искусства) привлекают внимание изумительные миниатюрные композиции клейм. Мастера с особой тщательностью разрабатывают все составные элементы изображенных сцен – от утонченно-удлиненных фигур до изощренно-изобретательных и затейливых по своим формам храмов и теремов. Важная роль в создании той или иной композиции отведена изображению природы, несомненно соотнесенной с изображениями «дикой пустыни» в иконах одного из ведущих последних мастеров Оружейной палаты, Тихона Филатьева. Девять мучеников Кизических. Икона. 1-я треть XIX в. Палех. 36х31 см. Из собрания М. де Буара (Елизаветина) Иоанн Предтеча – Ангел пустыни с житием. Икона. 1-я пол. XIX в. Палех. 35,1х30,3 см. Из собрания М. де Буара (Елизаветина) Конец XVIII – начало XIX в. в палехском искусстве может быть охарактеризован усвоением изобразительного языка И.И. Балякина и Н.М. Буторина в сочетании с осветлением палитры праздничной приподнятостью цвета. Тщательная разработка сюжета в деталях, внимание к архитектурным декорациям, повышение роли «пейзажа» были уравновешены широкими светло-охристыми полями. Эти черты наиболее ярко были воплощены в иконе «Воскресение Христово» (конец XVIII в., собрание Х.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010