Война и начата была за веру, за права церкви. Когда еще двигались к нам враги, в Севастополе полагалось основание храма в честь святого Владимира. Значение этого события тогда же было выяснено знаменитым нашим витиею: «здесь купель нашего крещения, здесь начало нашей священной истории: скорее не останется во всех горах здешних камня на камне, нежели луна заступит здесь место Креста Христова». Новозданные стены с торжественным крестным ходом окроплены были святою водою, и сим умилительным священнодействием выражалось, что вся надежда защиты возлагается на милость и помощь Божию. Идя на свой пост, воин шел прямо на смерть и готовился к ней по христианскому обряду: надевал чистую сорочку, возжигал свечу пред святою иконою. Известно всем, какое живое участие принимал в положении воинов, как ободрял, утешал, благословлял их доблестный архиепископ Иннокентий. Сколько раз на поле битвы, в самые трудные и роковые её минуты, с крестом в руке, являлся служитель алтаря, и сим знаменем победы, и священною песнею «Спаси Господи люди Твоя», вдохновлял усталых и изнемогших. Эта живая и искренняя вера полагала свой особенный – священный отпечаток и на отношения воина к предержащим властям и к отечеству. Во главе всего воин видел Царя, Божьего Помазанника, и отношения Царя к воинам были по всей истине и, можно сказать, во всей художественной красоте – такова всегда истина, – отношениями любящего Отца к покорным и преданным детям. В каких трогательных выражениях с высоты престола изъявлялись им любовь, благодарность и изрекались именем Вышнего благословения! «Никому не унывать, – писал Император Николай Павлович, – надеяться на милосердие Божие. Помнить, что мы, русские, защищаем родимый край и веру нашу, и предаться с покорностию воле Божией... Молитвы мои, душа моя и все мысли с вами» (из письма князю Меншикову). Можно вообразить, как действовали эти слова милости на сердца, столь преданные Царю, как может быть предано Ему только русское сердце. С каким умилением принята была воинами святая икона Богоматери, которую прислала им Царица-Мать в благословение! Наконец, в самую среду: воинов, под ядра и бомбы, являются дети царя, чтобы делить с ними их труды и опасности и лично изрекать им от Державных Отца и Матери слова благословений и знаки милости.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Закрытие в 1927 году монастыря в Понетаевке, утрата святыни и долгое преследование людей за веру растворили в народе память об этом замечательном Образе и о его былой славе, и быстрой помощи молящимся перед ним. Именно эту несправедливость и стремится исправить Валентина Юрьевна, и к этому святому и благословенному делу она призывает всех неравнодушных. В Понетаевку Валентина Салова приехала в 1996 году, когда вернулась в родной Шатковский район из Мурманска. Купила домик напротив обители и добилась открытия молитвенной комнаты в одном из корпусов бывшего монастыря. Договорилась с директором психоневрологического интерната, расположившегося в бывшем монастыре с 1970-х годов, и получила благословение митрополита Николая (Кутепова). В 1998 году в Понетаевку пришли дивеевские сестры, монастырь стал возрождаться как скит. Именно в то время Валентина Юрьевна задумалась о возведении Храма в честь Серафимо-Понетаевской иконы. Но дело продвигалось медленно. Не было даже земли. «В 2004 году по благословению Патриарха Алексия II из Курска в Дивеево шёл крестный ход, он заходил и в Понетаевский скит, — вспоминает Валентина Юрьевна. — Куряне несли иконы Божией Матери «Умиление» Локотскую и Курскую Коренную «Знамение», а также мироточивую икону Царя-Мученика Николая. Проходя мимо этого места духовник крестного хода иеромонах Анастасий (Манин) остановился. Вместе с другим священником он благословил его тремя иконами и сказал: «Здесь будет церковь!». «На чём её строить?» — недоумевала я тогда. Но батюшка сказал: «Придёт время, этот участок вам отдадут». Действительно, вскоре Валентина Юрьевна стала собственником земли, поставила молитвенный дом, а несколько лет назад передала и землю, и домовой храм в собственность Лысковской и Лукояновской епархии. С тех пор особое попечение о понетаевском приходе имеет протоиерей Василий Лютянский, благочинный Шатковского округа. По словам священника, несмотря на возрождение Понетаевского скита, приходской храм здесь нужен, а на вопрос, почему именно в честь Серафимо-Понетаевской иконы, отвечает: «Есть такой обычай: если икона являет чудотворную силу, то ей устраивают особое почитание. Сооружают красивый киот, ризу и ставят храм. Мы видим, что Серафимо-Понетаевской иконе до сих пор нет храма».

http://ruskline.ru/opp/2020/11/21/wit_i_...

Знаменательно, что, как минимум, дважды Мурановскую церковь посетила великая княгиня Елизавета Фёдоровна, сестра последней императрицы, ныне преподобномученица. Она приезжала сюда в 1909 г. почтить память скончавшегося в этом же году строителя церкви И.Ф. Тютчева, а также на крестины его племянника Николая в 1916г. После революции последнее богослужение в храме совершалось на Пасху в конце 1920-х годов. В 1930-е годы храм был разорен и передан колхозу, который использовал его под свои нужды. В 1950-х годах здание церкви возвращено музею и служило фондохранилищем. В 1998 г. директор музея-усадьбы " Мураново " В.В. Пацюков обратился к митрополиту Московской области с просьбой возобновить богослужения в храме. Распоряжением Владыки храм был сделан приписным к церкви в честь Страстной иконы Божией Матери в деревне Артёмово. С июня 1998 г. перед храмом стали совершаться молебны. Первая Божественная Литургия была совершена в Мурановском храме на престольный Праздник Спаса Нерукотворного 29 августа 1998 г. Сразу же начались ремонтно-восстановительные работы. На сегодняшний день внутренний интерьер церкви почти полностью воссоздан. Проделаны значительные работы по налаживанию гидроизоляции и устройству дренажных систем. К числу храмовых святынь относится чтимая икона «Умиление Пресвятой Богородицы», которая когда-то пребывала в Серафимо-Дивеевской обители - одна из первых копий с чудотворной иконы, перед которой молился старец Серафим. В храме также хранятся частицы мощей многих Святых Угодников. Некоторые иконы, когда-то находившиеся в храме, были возвращены. В частности, краеведческий музей города Пушкино передал образ Спаса Нерукотворного, который ранее пребывал в храме Мурановской усадьбы. Осенью 1999 г. командующий Главным штабом ВВ РФ генерал-полковник Б.Н. Мансин передал в дар храму образ «Спаса Нерукотворного» - икону, которая на протяжении 10-ти лет не раз спасала его во время боевых действий в горячих точках нашей страны и за её пределами. К 2000-летию Рождества Христова в Мурановской усадьбе рядом с храмом была полностью воссоздана утраченная в 1920-е годы колокольня. Осталось только три фотографии старой звонницы, однако стараниями опытных специалистов был создан проект, и колокольня обрела своё второе рождение. Сейчас её украшают девять колоколов, отлитых на Урале. В общине храма есть профессионально обученные дипломированные звонари.

http://sobory.ru/article/?object=00652

История основания монастыря такова: в XIX веке омывшись в источнике бьющего здесь родника, исцелился один из греческих архиереев. В благодарность он воздвиг на этом месте монастырь. Здесь, в обители, мы поклонились ее святыням и отслужили молебен нашему покровителю сщмч. Константину Богородскому. Во время нашей поездки мы не только узнавали о греческом Православии, но и сами старались познакомить греков с подвигом сщмч. Константина Богородского. Поэтому с собой мы везли его житие, переведенное на греческий язык, и иконы, которые дарили в каждом храме и монастыре, где удалось побывать. Еще одна православная святыня ждала нас в местечке Плама на побережье полуострова Пелопоннес. Здесь, высоко в горах расположен женский монастырь Успения Пресвятой Богородицы, где находится чудотворная икона Божией Матери «Елеусы» («Умиление»). К ней притекает множество паломников. Мы побывали на одном из близлежащих островков, где совсем нет людей, дорог и домов, только первозданная природа. Здесь создан заповедник. Гуляют павлины и олени. Нам он показался образом райского сада, случайно оказавшегося на грешной земле. Только небольшой пролив отделяет этот заповедник от легендарного острова Эгина. Здесь в женском монастыре почивают мощи Нектария Эгинского. Настоятельница монастыря игумения Ирина разрешила нам служить Божественную литургию на церковно-славянском языке. Наши ребята пели на клиросе вместо монастырского хора. Было удивительно слышать в греческом монастыре, за тысячу километров от России русские песнопения. Все ребята причастились Святых Христовых Таин. Здесь в обители мы тоже оставили в дар иконы и житие сщмч. Константина. Погода не всегда нас баловала. На третий день поднялся сильный ветер. Он срывал парус, и шкипер сказал, что сила ветра достигала восьми метров в секунду. Так ребята познакомились с настоящей качкой. Яхту кренило так, что все плохо закрепленные предметы летали по каютам. Труднее всего в такую погоду приходилось дежурным по камбузу, у которых почти готовый обед вместе с котелком мог оказаться на палубе. Хотя, надо отметить, что аппетит был далеко не у всех. Яхту подкидывало на волнах, и экипаж мужественно переносил качку.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

По окончании Литургии настоятельница Дивеевской обители поблагодарила председателя ОВЦС митрополита Илариона, главу Нижегородской митрополии митрополита Георгия, других архипастырей и пастырей за совершенное богослужение. «Пусть Господь молитвами Царицы Небесной — нашей верховной игумении — и преподобного Серафима укрепляет вас в несении архипастырских трудов на благо Церкви Христовой и Отечества нашего», — сказала игумения Сергия. В память о торжестве в обители владыке Илариону была преподнесена Серафимо-Дивеевская икона Божией Матери «Умиление». В архипастырском слове митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий напомнил, что 15 января отмечается день земной кончины преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. Церковь Христова именует кончину рождением в жизнь вечную, и мы сейчас имеем на небесах великого молитвенника и ходатая перед Господом — преподобный Серафим и сегодня нас наставляет, благословляет и утешает, укрепляет наши силы, чтобы люди жили по заповедям Божиим и хранили любовь и мир между собой, отметил иерарх. Управляющий Нижегородской епархией поблагодарил митрополита Волоколамского Илариона за то, что он по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прибыл в Дивеевскую обитель и возглавил праздничное богослужение. «Мы знаем, какое непростое служение Вы несете, как много забот ложится на Ваши плечи. И дай Вам Господь сил душевных и телесных с усердием и далее нести это послушание», — сказал митрополит Георгий. Он подарил председателю ОВЦС образ преподобного Серафима с частицей его святых мощей. Нижегородский архипастырь попросил владыку Илариона передать другую икону Саровского чудотворца Святейшему Патриарху Кириллу в знак благодарности за Первосвятительскую заботу, чтобы Господь молитвами преподобного укреплял Предстоятеля Русской Православной Церкви в его служении. Затем к архипастырям, священнослужителям, монашествующим и мирянам обратился митрополит Иларион. «Всем вам хотел бы передать благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, по благословению которого и по приглашению владыки митрополита Георгия я прибыл в эту святую обитель для того, чтобы принять участие в торжествах в день памяти преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца», — сказал председатель ОВЦС.

http://patriarchia.ru/db/text/5354597.ht...

«Подле того образа 5) образ осьмилистовой Пречистой Богородицы на престоле со Превечным Младенцем, пречуден, лица у Богородицы и у Спаса, и ризы, и престола чеканены по золоту, и средина, и поля, и киот меньшой обложены золотом, и чеканены Архангелы и Апостолы, и украшен каменьем и яхонты червчатыми и лазоревыми и жемчуги, и писано по золоту мусиею (т. е. эмалью византийскою, перегородчатою); а большой киот, в чем тот образ поставлен, и тот киот затворы обложены весь серебром, в чекань позолочен, и вычеканены по киоту и по затвором Господские праздники и Святые, да у того же Богородицына образа позади во цке ее сделаны пятьдесят семь ковчежцев; а в них мощи пророческие и мученические и преподобных многих Святых, в мелочи, укреплены в ладону». «Подле того 6) образ осьмилистовой же Пречистой Богородицы Умиления, стоящей со Превечным Младенцем, строение и оклад, и средней киот, и Святые, и дробницы, и большой киот, и затворы устроены так же, что и выше сего образ Богородицы слово в слово». «В алтарным северным дверем против митрополитова места и левого крылоса 7) образ Пречистой Богородицы поясной молящейся, как пишется на Деисусе, воздав руку ко Господу»… и пр. оследует описание Хахульской иконы Божией Матери (см. ниже). «А сказывал (Толочанову) Митрополит Захарей: образ Пречистой Богородицы, письмо Луки Евангелиста и два образа Богородииыных, и крест принесла с собою из Цареграда благочестивого царя Константина дочь Ирина, которую он выдал замуж за Милитийского Царя Давыда». «Надъ Царскими дверьми 8) Деисус поясной большой Спасов образ и Пречистой Богородицы лица писаны, обложены серебром, ризы и венцы, и поля чеканены, позолочены, поверх Деисуса 9) крест в полсажени, обложен серебром в чекан, распятие Господне вычеканено и позолочено». «Да на правой же стороне 10) образ Георгия Страстотерпца осьми листов, обложен серебром, не золочен, Мученик Георгий и конь под ним и змей в ногах вычеканен; и сказывал Митрополит про тот Георгиев образ вычеканен на том серебре, как Господа нашего Иисуса Христа предал жидам Иуда Искариотский, и та икона чудна делом; да иные иконы многие обложены поля и венцы золотом, и писаны по полям Святые и дробницы мусиею, а лица и ризы выпали все, не знать ничего, и стоять просто по церковному помосту».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Радуйся, кораблю спасения плавающих в пучине житейских страстей; Радуйся, Всемощная покровительнице, покровом Своея благости нас осеняющая; Радуйся, анкир спасения и тихое пристанище всем притекающим к Тебе; Радуйся,  Росо Небесная, милостию небесною от стези неправедныя избавляющая; Радуйся, мосте Божественный, приводящий к Животу; Радуйся, Светоносный облаче, благодатию Святаго Духа исполненный; Радуйся, тихая Заступнице усердно молящихся Тебе. Радуйся, Благословенная Владычице,/мир и благоденствие верным подающая.  Кондак 3  Сила изыде благодатная от образа Твоего, о Богомати, егда дошедши до места Тобою избраннаго и не хотяше далее идти рекла еси, Пречистая, к путь творящему старцу Дорофею: «Почто порываеши с места сего икону Мою? Место сие избранно  и угодно Мне. Зде будет икона сия, и благодать Моя с нею во веки». Видяще сие попечение Царицы Небесныя о роде человечестем прослави Бога: Аллилуия.  Икос 3  Имея преподобный помышление в себе несумненное прославити образ Пресвятыя Девы Одигитрии на Юге чудотворениями явленный, сотвори Дом Божий в славу и честь Твою, да видят вси приходящии с верою чудеса преславная от Твоего Пречистаго образа и восхвалят Тя: Радуйся, певаемая от ангел и прославляемая от Серафим; Радуйся, лики Небесныя и земныя сочетавшая; Радуйся, моления наша приемлющая; Радуйся, Помоще всех притекающих к Тебе; Радуйся, Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим; Радуйся, Архангельскую песнь приимшая; Радуйся, на спасение мира Богомладенца родившая; Радуйся, Мати Живота и  Надеждо спасения вечнаго. Радуйся, Благословенная Владычице,/мир и благоденствие верным подающая.  Кондак 4  Бурю внутрь имея помышлений сумнительных, крестьянин некий злым духом одержим бываше и притекше к Тебе со умилением и слезами об избавлении от демонскаго мучения моляшеся, и внезапу исцеление получи, воспе Христу Богу: Аллилуия. Икос 4  Слышавше о чудесех от Югскаго образа Твоего, Царице Небесная, вси окрест живущии с верою и любовию прибегаше к Пречистому образу Твоему, и прияв от него исцеления от всех недугов душевных и телесных, возгласи Тебе:

http://pravicon.com/info-3835

Слава милосердию Твоему, Господи наш, дивный во святых Своих! До конца сотвори милость Твою с нами, и да не в суд и во осуждение будут сии милости Твои к нам, грешным!.. Святые Божии видят нас с высоты небесной и всегда готовы нам на помощь, лишь бы мы не забывали их. И это должно сказать не об одних только уже прославленных Богом праведниках, но и о тех, коим еще не пришел час их прославления, с которыми мы имеем общение в молитве, не столько обращенной к ним, сколько приносимой еще за них. Вот трогательный рассказ, слышанный мною от отца архимандрита Нафанаила в Задонске. Приходит в обитель один торговый человек из Ельца и просит показать ему могилу великого подвижника Антония Алексеевича, юродствовавшего Христа ради. Когда его привели в усыпальницу и показали могилу, он, взглянув на висящий тут же портрет праведника, с умилением склонил колена и в чувстве благодарного сердца поведал, что именно сей старец явился ему во сне и исцелил его от тяжкой болезни. «Я предавался пьянству, – сказал он, – и заболел наконец воспалением мочевого пузыря. Но сего праведника я помнил всегда и поминал его на своей грешной молитве вместе со своими родными. И вот он является мне и с свойственною ему при жизни простотою говорит: «А ты все жрешь еще водку? Смотри, вот ведь до чего ты дошел!» Говорит это, а сам как бы разглаживает мне живот. Я проснулся и почувствовал себя совсем здоровым. Теперь я бросил совсем водку пить». Видите, как Господь не остается в долгу, воздавая и за одну чашу студеной воды, поданной во имя Его, так и святые угодники Божии не остаются в долгу пред теми, кто не только призывает их в молитве, но пока они еще не прославлены Церковью, молится за них. Ну что уж, казалось бы, за молитва несчастного пьяницы за праведника, а вот смотрите: и она слышится на небе, и за нее воздает сторицею угодник Божий и вразумлением, и от болезни исцелением. Как близко к нам небо, и как непростительно мы забываем это! Этот рассказ напомнил мне чудо Матери Божией, описанное в «Руне Орошенном» у святителя Димитрия Ростовского . Там повествуется, как один грешник, каждый раз, как собирался на грех , становился пред иконою Богоматери и произносил Ей архангельское приветствие: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» И вот однажды он видит, что икона как бы ожила и из язв на руках и ногах Богомладенца течет кровь. В ужасе воскликнул он: «Кто это сделал, Владычица?!» – « Ты и подобные тебе грешники, – отвечала Матерь Божия: – Вы каждый раз распинаете Сына Моего, когда согрешаете». И в покаянном чувстве стал грешник умолять Владычицу походатайствовать за него пред Сыном и Богом Ея, и Матерь милосердия стала просить Господа и трижды умоляла Его за грешника и испросила ему прощение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Со слезами умиления епископ начал молиться: «Владычице, Ты призираешь на детей Твоих и не забываешь достояния Твоего! Что воздадим, какие дары принесем Тебе?» Изнемогши же, вернулся тем же дивным огненным мостом в свой шатер и до утра заснул. Когда же настало время трогаться в путь, владыка понял, что забыл свой святительский посох на противоположном берегу. И тогда, поведав своим ничего не подозревавшим спутникам о ночном бдении, переправился с ними в заречный лес и узрел стоящую уже на земле икону с лежащим перед нею посохом. Убедившись, что все случившееся в полночь не было сонным видением, архипастырь пал перед явленным образом, а затем взял в руки топор и принялся рубить лес. И пока владыка со своими служителями не выстроили на месте явления Пречистой деревянный храм, в город они не возвращались. Прослышавшие о чуде ярославцы толпами устремлялись на Толгу, чтобы присоединиться к строителям, так что к полудню церковь была готова, а к вечеру освящена во имя Введения. Прошло более полувека. Вокруг церкви давно уже образовался мужской монастырь, куда стекались благочестивые иноки и прослышавшие о чудесах от иконы богомольцы. 16 сентября 1392 года игумен Герман возгласил за утреней обычные слова из богослужебного чина: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим», и вдруг в тот самый миг из десницы Пречистой начало истекать миро, чье благоухание распространилось по всему собору. Когда же пораженные иноки начали служить молебен по случаю нового чуда, то при пении слов «Владычице, прими молитвы раб Твоих» миро появилось и на левой ножке Младенца. Богомольцы собирали его и разносили по окрестным городам и весям, и всюду толгское миро приносило исцеление больным и скорбным. Однако вскоре деревянные постройки обители погибли в пламени пожара, не устоял от огня и соборный храм. Икону тогда сочли погибшей, и каково же было удивление иноков, когда они узрели невредимую чудотворную, стоящую в ветвях одного из монастырских кедров. Вскоре обитель восстановили. В 1553 году царь Иван Васильевич Грозный проездом посетил Толгу и получил неожиданное исцеление от мучивших его болей в ногах. В знак благодарности государь выстроил в обители каменный собор.

http://pravoslavie.ru/1913.html

Через неск. лет, когда число братии сильно увеличилось, А. С. отправил в Москву своих учеников Исаию и Александра, к-рые получили от вел. кн. Василия III Иоанновича жалованную грамоту на земли и угодья (РГБ. Троиц. 694. Л. 29 об.- 30), Василий Иоаннович просил святого молиться о «чадородии» вел. княгини. В обители был выстроен деревянный храм в честь Пресв. Троицы, местный храмовый образ для к-рого был написан неизвестным иконописцем при помощи А. С. Житие сообщает, что сам преподобный хотя и учился в юности писать иконы, «но препросто иконописательство его бысть», недостаток мастерства он возмещал постом и молитвой. Случившийся вскоре пожар уничтожил церковь, оставив невредимой лишь икону Св. Троицы, к-рую нашли посреди мон-ря. После этого был построен новый Троицкий храм и еще 2 церкви: теплая - с трапезной в честь Благовещения Пресв. Богородицы и надвратная - во имя прп. Сергия Радонежского . Чудесно спасенный образ Св. Троицы стал местной святыней. В житии сообщается, что у иконы получили исцеление бесноватый Василий - слуга двинского наместника кн. Дмитрия Жижемского, Силуан - слуга боярина Василия Воронцова, страдавший «падучей» болезнью, и мн. др. Сохранились упоминания об иконах письма А. С.: в Троицком храме Сийского мон-ря, Благовещенской Ямецкой пуст. и др. ( Кольцова. С. 36-37), в монастырской кормовой книге XVII в. упомянут образ свт. Николая «чюдотворцева письма» (Архангельский патерик. С. 209. Прим. 30). Сохранилась икона Божией Матери «Умиление» (АОКМ), по преданию написанная А. С.; об этом свидетельствует надпись на обороте, сделанная, очевидно, при поновлении иконы в 1882 г. В иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. сообщается, что А. С. был «иконописец преизряден, написа же образ Живоначальныя Троицы, от него же множество чудес бысть, и инех много икон» ( Филимонов. С. 208). В 1543 г. А. С. получил грамоту царя Иоанна Грозного, по к-рой двинский сотский Василий Бачурин должен был отмежевать Сийскому мон-рю пожалованные леса и угодья (Грамоты коллегии экономии. Т. 1. 97. Стб. 98-100). Через 2 года царь пожаловал мон-рю соляной ключ на Исаковой горе с освобождением от уплаты пошлин за разработку промысла на 5 лет. В житии А. С. (в редакции царевича Иоанна) имеются сведения о том, что А. С. лично посещал Москву (видимо, между 1547 и 1555) и был принят царем Иоанном Грозным и царицей Анастасией Романовной .

http://pravenc.ru/text/116108.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010