Многими чудесами прославилась Толгская икона и в последующие времена; многие государи жертвовали на обустройство монастыря вослед за Грозным: Михаил Федорович, Феодор Алексеевич, Иоанн Алексеевич, Петр I, Анна Иоанновна, Павел Петрович. Совершая свою поездку по Волге, Екатерина II, отстояв молебен у чудотворной, гуляла в кедровой роще. Старые путеводители по Волге упоминают о благочестивом обычае: всякий проплывавший по главной дороге России пассажирский пароход непременно делал остановку у монастырской пристани, чтобы путешественники смогли присутствовать на молебне у чудотворной. Мужская обитель просуществовала на Толге до 1926 года. Вскоре в ее стены вселилась колония для малолетних преступников (находилась тут вплоть до 1987 года), а в середине 1930?х неподалеку, у села Норское, силами ГУЛАГа началось было сооружение плотины. Поднятое ею водохранилище затопило бы многие города и села вверх по Волге, включая древний Углич. Однако вскоре от этого проекта отказались и перенесли строительство под Рыбинск, к устьям Шексны и Мологи; только название соседнего с Толгой поселка — Волгострой — напоминает о первоначальном замысле. Чудотворная же была отдана в музей. По своему иконографическому типу она является «Елеусой» или «Умилением». Изображение Пречистой поясное, соприкасающийся с Ней ланитами Спаситель припал к левому плечу Своей Пречистой Матери, шуйцею же обнимает Ее за шею. По композиции Толгская во всем подобна палладиуму соседней Костромы — Федоровской Богородице — но только в зеркальном отражении. С давних пор с Толгской делались списки, особо чтимыми среди них были иконы в девичьей обители в Нежине, в Воскресенской церкви вологодского села Подкубенское, в Петропавловском монастыре Мценска и в местечке Иллуксте Курляндской губернии. Тропарь, глас 4 Днесь светло сияет на Толге образ Твой, Пречистая Дево Богородице, и, яко солнце незаходимое, всегда верным подадеся, егоже видев на воздусе, невидимо Ангелы, яко никим, держима, преосвященный епископ града Ростова Трифон тече ко явленному светящемуся столпу огненну, и по водам, яко по суху, прейде, и моляшеся Ти верно о пастве и о людех. И мы, к Тебе притекающее, зовем: Пресвятая Дево Богородице, верно Тя славящих спасай, страну нашу, архиереев и вся российския народы от всех бед избавлях по велицей Твоей милости.

http://pravoslavie.ru/1913.html

Источник информации: сайт www.pravenc.ru Село Умиленье. На его месте был Заозерский Авраамиев монастырь. Авраамий — современник Дмитрия Донского — был монахом в Троице-Сергиевом монастыре под Москвой. По указанию игумена монастыря Сергия Радонежского Авраамий ушел в галичский край проповедовать христианство. Он основал за озером под Галичем монастырь, который назвали Заозерским. Затем Авраамий ушел под Чухлому и основал там тоже монастырь. Позже Заозерский монастырь, как и другие монастыри, сделался крупным вотчинником. У монастыря в 1764 г. было шестьсот пятьдесят три крепостных. Указом Екатерины II в 1764 г. монастырь был упразднен, и церкви его превращены в приходские. Каменная двухэтажная Успенская церковь в селе построена в 1764 г. Источник Во время княжения князей: в Москве - Димитрия Иоанновича Донского, а в Галиче - Димитрия Федоровича, из обители преподобного Сергия Радонежского прибыл на место сие инок Авраамий, родом из Городца, для пустынного безмолвия, обрел икону Божией Матери, ему явившуюся на дереве, устроил здесь монастырь и пожив немало времени, ища уединения, удалился в пределы Чухломы, где снова построил монастырь и почил в оном. Каменные церкви построены здесь в бытность мужского монастыря, который упразднен, а церкви обращены в приходские. Местная икона Божией Матери, явленная преподобному Авраамию и чудотворная, шестилистовая, именуемая " Умиление " , в серебряной позолоченной ризе с венцом. Из двух деревянных часовен одна находится при Галичском озере, как месте первого пребывания преподобного Авраамия, и другая на месте упраздненной приходской Знаменской церкви в 1763 году. Расстояние от Костромы 120 в., от Галича 6 в. через озеро. Ближайшие церкви: Рождества Божией Матери села Сынкова и Богоотцовская, села Туровского в 5 в., Васильевская в Рыбной Слободе г. Галича в 6 в. через озеро.  В XVII в. монастырь входил в состав Галичского уезда. В 1656 г. упоминается как новоприбылая " церковь Успения Пречистыя Богородицы преподобнаго Аврамия Городецкаго над Галицким озером в Волежской волости " . В августе 1652 г. " запечатана благословенная грамота по челобитью из Галича Успения Пресв. Богородицы Новозаозерскаго монастыря строителя старца Аврамия с братиею на два престола во имя Успения Пресв. Богородицы да Николы чудотворца " .

http://sobory.ru/article/?object=23834

Усердие русского народа к святыням несказанно воодушевляло отца Арсения, и он, не чувствуя усталости, двигался все дальше и дальше. А Господь, богатый на милости, с избытком вознаграждал труды верного раба Своего. От афонских путешествующих святынь благодатью Божией повсюду стал истекать для приближавшихся к ним с верою и теплым молением обильный источник исцелений от душевных и телесных болезней. Эти благодатные явления чудес от них были задокументированы и впоследствии изданы отцом Арсением отдельной книгой. Такая обильная милость Бога, естественно, повсюду возжигала огонь усердия в сердцах людей для умножения добровольных пожертвований на Святой Афон. Отец Арсений, умиленный происходящими чудесами, воскликнул: «Великая милость Божия осеняет нас, Господь, видимо, благоволит к нашим немощным трудам!» Особенно прославились святыни в столице России Москве, когда они находились в Богоявленском монастыре, где все более и более являлось богомольцев и откуда все более и более шло пожертвований на Святой Афон. Это побудило отца Арсения рекомендовать старцам Руссика открыть постоянное подворье в Москве. И вскоре старцами Руссика на Высочайшее имя и в Святейший Синод было подано прошение об устроении в Москве при Богоявленском монастыре часовни во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. При содействии некоторых влиятельных лиц разрешение на строительство часовни у Владимирских ворот Кремля было получено. «Угодник Божий возлюбил Москву, – говорил обрадованный таким решением отец Арсений, – и возжелал не временно пребывать в ней, а постоянно. Слава и благодарение Богу!» Все хлопоты по построению часовни лежали на плечах отца Арсения, и он вполне оправдал доверие к себе старцев. Фасад часовни имел изящный вид, а внутри она была украшена иконами, присланными с Афона. Здесь же была помещена икона Тихвинской Божией Матери, а слева от нее – икона святого великомученика Пантелеимона с частью святых его мощей. Часовня была торжественно открыта и освящена в начале 1873 года епископом Дмитровским Леонидом (Краснопевцовым) в сослужении отца Арсения. «Вот и мы теперь с помощью угодника Божия постоянные жители Москвы, – радостно говорил отец Арсений. – Могли ли мы прежде о том подумать?»

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

В нижнем этаже устроена церковь во имя Всех святых, в верхнем – во имя Небесных Сил бесплотных. По дошедшим до нас воспоминаниям паломников «нижняя церковь теплая; иконостас в ней деревянный, раскрашенный под орех, с дорическими, местами позолоченными колоннами; иконы в нем отличной работы петербургского мастера В.М. Пешехонова. На четырех столбах храма размещены во весь рост живописные изображения светил монашества. За клиросами, в отделанных под орех резных золотом иконостасах находились: на правой стороне – образ Воскресения Господа Иисуса Христа с двунадесятыми праздниками, в серебряной позолоченной ризе – приношение купеческой жены Шатиловой, и на левой – Тихвинская икона Божией Матери, писанная в меру чудотворно-явленной, в серебряной, местами позолоченной ризе, украшенная разными камнями – дар гражданки Одинцовой. Эта невысокая, освященная шестью окнами церковь, с ее скромными украшениями, трогательно говорит о смиренном шествии святых (памяти которых она посвящена) к небу, и располагает к тихой, умиленной молитве. В ней совершается чтение Неусыпаемой Псалтири, за которым поминаются имена живых и усопших братий, благотворителей, усердствующих вписать свои имена для поминовения, вечного или временного». Нижний храм во имя Всех святых был освящен 18 августа 1849 года благочинным монастырей Санкт-Петербургской и Новгородской епархии архимандритом Игнатием (Брянчаниновым) . В 1894 году храм расписали монастырские живописцы под руководством иеромонаха Луки. Деятельное участие в росписи принимал игумен Гавриил, который написал на сводах храма трех серафимов и на полотне Нерукотворенный Образ Спасителя с двумя предстоящими ангелами. Верхняя церковь во имя Небесных Сил бесплотных имела характер Церкви торжествующей, Церкви небесной. Иконостас храма, выполненный трудами валаамской братии, был позолочен; резные Царские врата венчало большое сияние, в центре которого находилась икона Пресвятой Троицы. Все иконы в храме выполнены в иконописной мастерской Пешехонова. В резных позолоченных киотах находились иконы Господа Вседержителя и Тихвинской Богоматери в серебряных ризах, на храмовых столбах – иконы Вселенских иерархов и Всероссийских святителей. В 1887 году монастырские живописцы расписали верхний храм масляными красками: в вершине купола – Господь Саваоф в сонме архангелов, под окнами купола – Господь Иисус Христос и двенадцать апостолов; на четырех арках – святые евангелисты; на западной стене, над дверями, изображены мироносицы, пришедшие ко Гробу Спасителя, по стенам – лики преподобных. Пол церкви выстлан путиловской плитой. 19 июля 1850 года храм во имя Небесных Сил бесплотных освятил митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Никанор.

http://azbyka.ru/palomnik/Всехсвятский_с...

«Меня также поражают на фотографиях лица православных священников-японцев — у них в глазах появляется то же выражение, что и у коренных русаков», — добавил священник. Он рассказал о том, как во время войны под сводами представленного на экспозиции собора «Николай-до» спасалось множество людей, в том числе неправославных: американские летчики не бомбили собор, потому что он служил удобным ориентиром. Отвечая на вопрос, почему масштабным выставочным проектом, посвященным юбилею со дня рождения Николая Японского, занялся именно храм святой мученицы Татьяны, настоятель отметил, что рядом находится не только факультет журналистики, но и Институт стран Азии и Африки, для преподавателей и студентов которого «это интересно и актуально». По его словам, с 24 октября выставку посетили уже около тысячи человек, и она открыта до конца года для всех желающих. Основу экспозиции составили редкие фотографии конца XIX — начала ХХ века. На одном из пожелтевших снимков — первая, деревянная православная церковь Японии, построенная при русском консульстве в 1859 году. На другом фото — большой каменный храм, возвышающийся сегодня на этом месте. Некоторые православные храмы Японии внешним видом напоминают пагоды, а многочисленные прихожане одеты в кимоно. С одного из снимков периода Русско-Японской войны в пространство выставочного зала словно вливается бескрайняя толпа русских военнопленных. В экспозицию вошли православные иконы с иероглифическими подписями, в том числе принадлежащие японским иконописцам, копии самых известных икон святителя Николая, написанные в России и США, а также портреты святителя разных лет. Уникальны икона Богородицы Умиление (Яхромская), вытканная в Киото на парче (дар епископа Сэндайского Серафима Цудзиэ), образ Троицы и Смоленская икона Божией Матери, выполненные на керамике японкой Евгенией Сираиси. На выставке можно увидеть свитки молитв (например, молитву Святому Духу) на японском языке. Представлены японские переводы Евангелия, Апостола, богослужебных книг и молитвословов, жизнеописания святителя Николая на японском языке, а также предметы культа и быта православных японцев, пасхальные яйца и другие дары.

http://patriarchia.ru/db/text/159207.htm...

Первый храм Владычного монастыря, созданный первым настоятелем преподобным Варлаамом, был деревянным. В 1362 году вместо старого деревянного был сооружен каменный храм. Перед своей кончиной преподобный просил святителя Алексия приехать к нему в обитель, освятить новую церковь и предать его тело упокоению. В 1377 году святитель совершил погребение и по завещанию положил тело преподобного в паперти Введенского храма. После смерти святого Варлаама обитель все более расширялась и процветала несмотря на войны и смуты, в которых монастырю пришлось принимать участие. Особенно тяжелыми для обители были времена междуцарствия. В это время монастырь стал настоящей крепостью, окруженной стенами и снабженной боевыми орудиями и припасами. Период упадка для монастыря наступил в начале XVIII b., когда он был приписан к Заиконоспасской обители в Москве. Хотя самостоятельность монастыря вскоре была восстановлена, это не поправило его положения. В 1737 году во всей обители остался только один престарелый иеромонах. К концу XVIII b. Владычный монастырь пришел практически в полное запустение: братия обители разошлась, кельи и храмы обветшали, богослужение прекратилось. Ввиду столь печального положения монастыря Московский иерарх Платон решил обратить Серпуховскую обитель в женский монастырь, что и было сделано в 1806 году. Вскоре монастырь был полностью благоустроен как внешне, так и внутренне. Драгоценной святыней обители, главной целью многочисленных богомольцев, посещающих Владычный монастырь, был гроб ее основателя преподобного Варлаама. Гробница была деревянной, помещалась на каменном надгробии и сверху была покрыта древней иконой преподобного. В подножии стоял также древний образ Введения Пресвятой Девы Марии во храм, а сверху гробницу угодника Божия осенял балдахин на золоченых колоннах. В соборном храме Введения Пресвятой Богородицы во храм хранился также и ковчег с частью мощей другого основателя обители, святителя митрополита Алексия. Кроме этих святынь Введенский собор хранил много других древних и досточтимых святых икон. Особенно чтилась жителями города Серпухова храмовая чудотворная икона Введения Богоматери, написанная в XIV веке и украшенная драгоценным окладом древней работы. В храме находился чудотворный образ святого Иоанна Воина и Владимирская икона Божией Матери, запрестольный образ Богоматери «Умиление» древнего письма, Нерукотворный образ Христа Спасителя, иконы святого Георгия Победоносца, святителя Николая Чудотворца и святого Алексия, митрополита Московского. Не менее привлекали внимание богомольцев и любителей православной древности и три находящихся в соборе старинных складня, один из которых помещался над царскими вратами, два других – на правом и левом столпах храма.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Радуйся, возносимыя к Тебе молитвы от сердец верных приемлющая. Радуйся, истинныя веры Православныя утверждение. Радуйся, многие неверныя образом Сим, к вере приведение. Радуйся, сокровище Божественное иконою Твоею нам преподавшая. Радуйся, души наша на путь истинный наставляющая. Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление. Кондак 5 Богосветлая звезда явися Твоя Касперовская, Пресвятая Дево, егда принесена была еси в церковь Божию. Отселе Твой благодатный Покров сим образом распространися на вся веси и грады Черномория, вси бо вернии приходящии к иконе Твоей, и с верою молящиися получаше исцеления и благодатныя помощи, воспевая Богу: Аллилуйя. Икос 5 Видеша велия чудеса во храме святем от иконы святые бываемыя, Дева Пречистая, бесчисленные народы стекахуся на торжества и прославления Ея. Крестныя ходы совершашеся в честь новоявленныя иконы Твоея, обнося Ея и о спасении и заступлении взывая Тебе со умилением: Радуйся, Заступнице, Царице Небесная, стране нашей отрадо и утешение. Радуйся, Преблагословенная Дева, Покров Свой над нами простирающая. Радуйся, яко от нас, недостойных благоизволила принимати моления. Радуйся, яко и Сама возжелала приносити моление наша ко Престолу Бога Вышнего. Радуйся, яко обретением иконы Твоея, явися чудом велия милости Божия стране нашей. Радуйся, яко образом сим низложися гордыня и шатание языческое. Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление. Кондак 6 Воссия пречудною славою икона святая Касперовская, егда Святейший Синод Церкви воистину призна и засвидетельствова, яко икона сия бысть великая святыня всея земли Черноморския. И отныне всесильное заступничество святыя иконы Касперовския явися благостным Покровом Матери Божией распростертым над нашею землею. Слыша сия благостныя вещания верныя воспеваху Богу: Аллилуйя. Икос 6 Проповедают грады и веси земли Черноморския Истину святыя иконы Твоея Касперовския, Богомати Пречистая, яко благоизволила еси прославити образ Твой святый многочисленными знамениями и чудесы. Многие бо грады и веси восхотеша видети образ Твой святый, просяще доставити для молитв и поклонения ему, и в Радостех встречая сию велию Святыню, воспеваша Тебе Преблагословенней тако:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Рушане (жители Старой Руссы) неоднократно обращались к тихвинцам с просьбой вернуть им святыню, но те не торопились расставаться с чудотворным образом. В конце XVIII столетия для рушан была сделана точная копия Старорусской иконы. Ее поместили в старорусском Спасо-Преображенском монастыре, где она также стала прославляться чудесами. Но жители Старой Руссы по-прежнему стремились вернуть себе подлинник, и в 1805 году началась их тяжба с тихвинцами. Завершилась она лишь в 1888 году, когда с соизволения императора Александра III святыня была возвращена рушанам. Сохранилось подробное описание торжественного крестного хода с чудотворной иконой, который продолжался с 31 августа по 18 сентября (по старому стилю). Перенесение иконы из Тихвина в Руссу сопровождалось многими чудесами, и вот лишь одно из них, записанное иеромонахом Сергием, насельником старорусского Преображенского монастыря. " На этом пути помощью Божией и молитвами Царицы Небесной исцелилось пятнадцать бесноватых кликуш - женщин, которые, идя за иконой, кричали дикими голосами. Сжалившись над ними, несшие икону опустили носилки и, открыв стекло киота, с большим усилием подводили бесноватых к пречистому образу. Приложившись к иконе, каждая по двенадцать раз, они стали на колени и, взирая на нее, с сердечным умилением и со слезами лобызали Пречистую Божию Матерь и ноги предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа; при этом они сами просили о помиловании и исцелении их от злого духа. Весь народ, видя такое чудо, что бесноватые сами со слезами просят помощи у Царицы Небесной, тогда как раньше их можно было только с трудом подвести к чудотворной иконе, немало дивлся этому, радуясь об исцелении бесноватых и прославляя Царицу Небесную " . Чудотворная икона находилась в Спасо-Преображенском монастыре до прихода к власти большевиков, которые " разорили " ее и передали в краеведческий музей. Во время немецкой оккупации, в августе 1941 года, древняя святыня исчезла из Старой Руссы и до сих пор не была обретена. Ныне в старорусском храме святого Георгия Победоносца, построенном в начале XV столетия, пребывает чтимый список чудотворной иконы Божией Матери.

http://ruskline.ru/analitika/2022/05/16/...

Сейчас эта икона находится в храме-музее в честь святителя Николая Чудотворца в Толмачах при Третьяковской галерее. В Константинополе хранились три святыни, связанные с Божией Матерью: Пояс, Риза и образ «Одигитрия». Это, по мнению византийцев, являлось основанием для того, чтобы именовать Царьград городом Богородицы. Согласно Преданию, Пояс и Риза были отданы двум благочестивым женщинам из Иерусалима незадолго до Успения. После этого святыни хранились и передавались из поколения в поколение. Пояс в конце IV столетия был доставлен в Константинополь. Там он пребывал в ларце одного из храмов, посвященных Богородице. Через пять столетий хранилище открыли и обнаружили на святыне золотой хрисовул (золотую двустороннюю печать) императора Аркадия (правил с 395 по 408 г.) и точную дату события — 31 августа. «Вскрытие» было сделано в связи с болезнью жены императора Льва VI Мудрого Зои. Ей было видение о том, что она будет исцелена после того, как приложит к себе Пояс Богоматери. И, действительно, после этого супруга правителя стала здоровой. Сейчас частицы Пояса хранятся на Святой Горе Афон в Ватопедском монастыре и на Кипре. Почему изображения Богородицы настолько разнообразны Один из самых распространенных и нередко затруднительных вопросов для христианина связан с почитанием огромного количества икон с изображением Пресвятой Богородицы. Почти каждый день мы видим в церковном календаре память в честь того или иного образа Божией Матери. История распространения христианства во многих государствах связана с тем, где жила и впоследствии являлась Приснодева. Поэтому Ее почитание всегда только возрастало. Например, даже на Руси первый каменный храм был освящен в честь Успения Божией Матери. В иконографии есть всего четыре типа изображения Богородицы: Оранта (с греч. «молящаяся»), или Знамение, Одигитрия (с греч. «путеводительница»), Елеуса (с греч. «милующая»), или Умиление, и акафистный тип. Именно они стали основанием для написания других почитаемых образов. К ним иконописцы добавляли свои особенности, которые зависели от событий, происходящих в церковной жизни, и были связаны с Богородицей в ту или иную эпоху.

http://blog.predanie.ru/article/bogorodi...

2-го Августа того же года, когда в дому Лепешкиных была принята икона Владимирской Божией Матери из Ростовского собора и после водосвятного молебна девочку покропили св. водой, ей стало вдруг очень тяжело. Видя это, одна из взрослых дочерей Лепешкиной даже упрекнула мать, полагая, что напрасно растревожили девочку. Мать оправдывалась, говоря, что никак не предполагала и не могла предвидеть этого, и, конечно, хотела совсем другого, чего естественнее было ожидать от св. воды, которая для того именно и дается верующим, чтобы пользоваться ею во здравие и освящение души и тела. Неисповедимыми судьбами Божиими в данном случае произошло нечто неожиданное. Девочка забилась очень сильно – «вверх лезла». А ее все мочили св. водой. Хотели бы и напоить, но никак этого было нельзя сделать – из опасения, чтобы она не захлебнулась в страшных конвульсиях. Попеременно – то мать, то отец держали несчастную, оберегая ее от возможного увечья. Неописуемы были горе и скорбь родительского сердца при виде столь ужасных страданий несчастной. Но – близка была уже и милость Божия! Однажды, после долгих ожиданий конца припадка, измученный держанием бившейся девочки, почувствовав прилив горького отчаяния, отец её воскликнул: «Матерь Божия, Владычица! Или возьми ее коль так на Свои Пречистые руки, или нам создай!» Едва замолк этот вопль безысходного отчаяния, как в ту же секунду девочка утихла и, как бы в забытьи, вдруг из её уст, тихим голоском, но совершенно ясно и отчетливо, как бы проговоренные кем-то другим, послышались слова: «Молись Умилению Божией Матери!» Невозможно описать трепет отца, когда до его уха долетели эти слова. – «Мать! Слышала ты?», обратился он к жене, чтобы проверить себя. Та подтвердила слышанное мужем. Велика была в эти минуты радость их, хотя это был лишь её первый луч, за которым наступило немало новых тревожных дней. До полного счастья было еще не близко. Царица Небесная готовила более чудные и славные дела милосердия Своего. Проговорив вышеприведенные слова, девочка встала, но еще все как бы «не своя». Как бы в бреду, она стала шарить и искать что-то кругом себя, приговаривая: «Сняла с меня... сняла с меня...» и другие непонятные слова. Вскоре она, однако, совсем очнулась и спокойно пила чай. Впервые, после этого припадка ей сделалось легко и хорошо.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010