В ней также упоминается митрополит Филипп Колычев, из чего исследователи заключают, что «Повесть...» была написана после 1566 г. Сюжет произведения связан с похищением иконы из храма одним из воинов великого князя и ее чудесным возвращением в храм. Один из ратников, боярский сын, забрал с собой Выдропусскую «Одигитрию» и перенес в свою Муромскую вотчину и поставил в местном храме. Но в субботу недели святых Жен Мироносец попросил он священника петь молебен перед новой иконой Пресвятой Богородицы, сказав: «Отпой молебен пленнице». И тут налетел вихрь, поднял икону; она вознеслась над церковью и исчезла. «В тот же день и час, в первом часу дня, когда взошло солнце, и утро было светлым и чистым, некто селянин Фрол, вышел сеять лен. Внезапно раздался около него шум, как будто пронеслось бурное дыхание. И вновь наступило безветрие». Когда же местный пономарь вошел в церковь, он увидел, что похищенная икона лежала в алтаре, а рядом другая икона — Богородицы «Умиление», которой прежде не было. Весть о чудесном возвращении иконы разнеслась по окрестностям. В церковь устремились люди, чтобы поклониться чудотворной иконе. Ратник, укравший икону, раскаялся и вернулся в Выдропужск, чтобы просить прощения у местных жителей, тогда они поведали ему все обстоятельства невероятного возвращения святого образа. Раз в году икона переносилась с крестным ходом в г. Торжок: «... образ Божьей Матери Одигитрии Выдропусской ... 18 числа июня каждый год носим был в город Торжок с крестным ходом и обратно через несколько дней был относим. В бытность сего чудотворного образа в Торжке в Преображенском соборе отправлялась непрестанная в честь его служба, и самый образ был носим по домам усердствующими гражданами». В 1630 г. в Москве был сделан точный список с иконы и крестные ходы в Торжок прекратились. Одновременно в Торжке в Спасо-Преображенском соборе был сооружен придел в честь Богоматери Одигитрии Муромской. Возможно, это обстоятельство и послужило поводом к версии о том, что икона осталась в Торжке: «со временем этот чудотворный образ по какому-то случаю остался навсегда в городе Торжке».

http://sobory.ru/article/?object=02065

Чудесная икона приплыла в столпе огненного света к берегу Афона, и инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин пошел по воде и принял святыню. Сначала икону поставили в храме, но на следующий день она чудесным образом оказалась над вратами обители, и Божия Матерь явила Свою волю иноку Гавриилу во сне: Она не желает быть хранимой иноками, а Сама будет Хранительницей обители. Поэтому святую икону назвали Портаитиссою – Вратарницей – и в акафисте ее славят: «Радуйся, Благая Вратарнице, двери райские верным отверзающая!» По преданию, перед концом света икона уйдет из обители так же таинственно, как и пришла. Но пока святыня в монастыре – есть еще время на покаяние. Когда иноки приехали в Иверон, то зашли в параклис – небольшой храм слева от врат. В параклисе, немного в стороне от иконы, стоял греческий монах и тихо рассказывал двум паломникам о святыне. Иноки подошли к иконе, все пятеро встали на колени и стали читать акафист Божией Матери , каждый по икосу и кондаку по очереди. Они стояли тогда на коленях перед иконой, и такое умиление появилось в сердце, что стало трудно дышать, на глаза сами навернулись слезы. Первый инок начал читать, прочитал пару строк и не смог читать дальше – заплакал. Продолжил молитву второй инок, и через несколько слов у него тоже потекли слезы. Потом заплакал третий, и через несколько минут они, все пятеро, крупные, высокие, бородатые русские монахи, как дети рыдали перед иконой Пречистой. Такие немощные, грешные – и почувствовали Ее Материнство. Каждый тогда осознал: ты Ее сын, грешный, но сын. И Она тебя приняла, не отвергла – и это чудо Божие. Особое состояние, которое трудно передать словами. Невозможно просто так стоять перед Ней: изнемогаешь от Света, от Божией милости и благодати, таешь от благодати. Грек прекратил рассказывать паломникам про икону, на цыпочках, с благоговением, осторожно посматривая на русских, вывел своих из параклиса, чтобы не мешать. И они какое-то время просто стояли на коленях перед образом Пресвятой Богородицы и плакали, не в силах сдержать слез от нахлынувшей благодати, обильно изливаемой святой иконой.

http://pravoslavie.ru/63853.html

Жители уцелевшего от погрома города Рыльска часто ходили сюда на охоту для ловли зверей. Один из охотников зашел однажды на берега реки Тускари, недалеко от разоренного Курска. Высматривая здесь добычу, случайно заметил он лежавшую на земле при корне дерева икону, обращенную ликом вниз к земле. Охотник поднял ее и увидел, что она по изображению подобна Новгородской иконе «Знамения.» При этом явлении иконы совершилось и первое чудо от нее: едва только охотник-зверолов поднял святую икону с земли, как тотчас из того места, на котором она лежала, с силою забил чистый и многоводный источник. Это было 8-го сентября 1295-го года. Зверолов не решался после этого оставить икону в ее прежнем месте. Он построил здесь небольшую деревянную часовню и в ней поставил новоявленный образ Богоматери. Вскоре об этом узнали жители Рыльска и стали посещать место явления для поклонения новой святыне, которая с течением времени все более и более прославлялась чудотворениями. Узнав об этом, Рыльский князь Василий Шемяка приказал перенести ее в Рыльск. Икона была торжественно встречена всеми жителями, вышедшими за город навстречу иконе. Один только князь Шемяка уклонился от этого торжества. За это он в самый день прибытия иконы в Рыльск был наказан слепотою. Князь сознал свою вину, раскаялся и, совершив усердное молебствие пред святою иконою, получил исцеление. Умиленный этим чудом, Шемяка соорудил в Рыльске церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В этом храме была поставлена чудотворная икона, и в день явления ее, 8-го сентября, установлено ежегодное ее празднование. Но икона пребывала здесь недолго: чудотворным образом она исчезла из храма и возвратилась на место своего явления, на берега реки Тускари. Жители Рыльска неоднократно брали ее отсюда и ставили в Рыльске, но всякий раз она непостижимо возвращалась на прежнее место. Тогда они поняли, что Богоматерь благоволит к месту явления своей иконы, и оставили ее здесь в часовне. Многочисленные богомольцы стекались сюда для поклонения святыне, от которой обильно происходили чудеса.

http://pravmir.ru/kurskaya-korennaya-iko...

Исполняя указание свыше относительно молитв «Умилению» Божией Матери, родители горячо начали молиться. Сердце их влеклось прежде всего, конечно, ко храму Божию, где жаждало скорее припасть к названной иконе со слезами молитвенными. Однако, этой жажде тотчас же предстало немалое затруднение. Что это за «Умиление?» Если это икона какая, то где она? С наивною простотою мать сознавалась, что она, простая женщина, даже и не знала, что есть такая икона. «Я думала: это, должно быть, Ватопедская, что в Яковлевском монастыре, потому что владыка за акафистом Ей читает это слово («Господь, узрев Тя в церкви Матерь Свою стоящу и со умилением к Нему молящуюся, рече: «… акаф. Покрову, ик. 8-й)». Не раздумывая долго, мать привела девочку в Яковлевский монастырь и заказала молебен пред Ватопедской иконой Богоматери. Это было 3 Августа, в среду. В этот день девочке как будто было несколько лучше. Но вскоре же недуг начал терзать ее с прежней страшной силой. Вместе с этим, от своей знакомой М. И. Клетовой (Свешниковой), мать девочки узнала, что икона «Умиления это не та, что Ватопедская, а другая, – что пред ней скончался препод. Серафим, и находится она в Сарове, куда им и надо съездить теперь. На этот совет мать девочки отозвалась, что они «люди небогатые. Где нам ехать в Саров? Мы уж хоть здесь поищем такую икону»... И, действительно, стали искать ее повсюду. Кажется, все церкви Ростовские обходили, но нигде не нашли того, что искали. Вспомнив, что в соборе Ростовском есть икона преподобного Серафима, они решили, по крайней мере, отслужить молебен преподобному, особенно когда девочка разглядела написанное на иконе преподобного изображение «Умиления» Богоматери. После молебна девочка опять как будто повеселела. Только когда надо было пойти домой, она вдруг почувствовала какую-то робость: остановилась и нейдет, точно боясь чего-то. Наконец, уговорили ее пойти домой. Придя, она разделась, села в кресла, налили ей чаю. Вдруг с ней опять тихий припадочек... Вошла в себя... выпила чашечку...

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Столь необычное явление иконы, соединенное с чудом, довольно скоро сделалось известным в соседнем городе Рыльске и его окрестностях. Отсюда и устремились для поклонения к новой святыне благочестивые жители в надежде от нее получить исцеление и утешение в своих горестях, которая с течением времени все более и более прославлялась чудотворениями. Узнав об этом, Рыльский князь Василий Шемяка приказал перенести ее в Рыльск. Икона была торжественно встречена всеми жителями, вышедшими за город навстречу иконе. Только один князь Шемяка уклонился от этого торжества. За это он в день прибытия иконы в Рыльск был наказан слепотою. Князь осознал свою вину, раскаялся и, совершив усердное молебствие перед святою иконою, получил исцеление. Умиленный этим чудом, Шемяка построил в Рыльске церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В этом храме была поставлена чудотворная икона, и в день явления – 8 сентября, установлено ежегодное ее празднование. Но икона пребывала здесь недолго: чудотворным образом она перенеслась из храма и возвратилась на место своего явления, на берег реки Тускарь. Жители Рыльска неоднократно брали ее отсюда и ставили в Рыльске, но всякий раз она непостижимо возвращалась на прежнее место. Тогда они поняли, что Богоматерь благоволит к месту явления своей иконы, и оставили ее здесь в часовне. Многочисленные богомольцы стекались сюда для поклонения святыне, от которой обильно происходили чудеса. Молебствия для богомольцев совершал один благочестивый священник по прозванию Боголюб, который добровольно, по особому усердию и благоговению к Богоматери, являлся сюда и жил здесь, особенно в праздник Рождества Богородицы, упражняясь в подвижничестве. В 1383 году Курская земля подверглась новому разграблению со стороны татар. Татары, встретив на своем пути часовню, взяли священника в плен, а часовню решили сжечь. Но часовня, несмотря на все усилия, не загоралась, хотя они обложили ее хворостом. Суеверные варвары накинулись на Боголюба, подозревая его в волшебстве, которым они объясняли свою неудачу. Благочестивый иерей обличил их неразумие и указал на икону Божией матери, находящуюся в часовне. Озлобленные татары схватили святую икону, рассекли ее на две части и бросили их в разные стороны, а часовню сожгли. Иерей Боголюб был отведен в плен.

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/15/...

В результате храм был обезображен перегородками, лишился купола, стала разрушаться ограда. Только двадцать лет назад церковь Сретения Господня вновь стала действующей. И как дружно взялись прихожане за восстановление интерьеров любимого храма! Воссоздать купол с крестом помогла мэрия города. Спустя несколько лет при храме открылась воскресная школа для детей и взрослых. Многое ещё предстоит сделать... " Вы видите, как тусклы сейчас фасады здания, - говорит завхоз храма Николай Шаров. - Думаете, это от старости? Нет. Просто в дни Великой Отечественной войны яркие краснокирпичные стены специально зачернили, чтобы они не служили ориентиром для немецких лётчиков. Посмотрите на колокольню - с её очисткой нам посодействовало городское правительство, так должно выглядеть всё строение. Ещё необходимо заделать трещину в стене, отремонтировать окна, отреставрировать трапезную и бывший крестильный храм. Кроме того, нужны новые колокола. Не хватает рабочих рук и финансов, но с Божией помощью трудности будут, надеемся, преодолены " . Ярославцы считают Сретенскую церковь одной из самых нарядных достопримечательностей города. Одна из основных святынь храма - чтимый образ Божией Матери " Умиление " , написанный по типу Псково-Печёрского. Попал он сюда из затопленного в 1941 году при создании Рыбинского водохранилища Афанасьевского женского монастыря под Мологой. Ещё в январе 1930 года, очнувшись от новогодней гулянки, толпа безбожников заявилась в обитель и сразу после Литургии буквально пинками вытолкала всех верующих из Свято-Духовского и Троицкого храмов. Множество икон и утвари было вдребезги разбито, с колокольни сброшены и расколоты все колокола. Многие иконы были погружены на телеги о отвезены в городской музей, а икона Божией Матери " Умиление " оказалась в фондах Ярославского художественного музея, откуда была передана во вновь открытый Сретенский храм, настоятелем которого с 2012 года является протоирей Павел Рахлин. Из журнала " Православный Паломник " . Выпуск 2 (февраль), 2015 г.

http://sobory.ru/article/?object=00587

По мнению совр. исследователей, иконография М. и., вероятно, имеет столичное происхождение. Не исключено, что образ подобного извода почитали в Москве (позже он мог быть на некоторое время забытым). Появление итал. протографов таких рус. икон, как иконы Божией Матери Муромская, Яхромская, Ярославская, относят к тому времени, когда женой вел. кн. Московского Иоанна III становится София Палеолог (с 1472), племянница последнего визант. имп. Константина XI, итальянка по матери ( Комашко. Подписные иконы. 2003. С. 84, 87; Святые образы. 2006. С. 369; Кочетков. 1994. С. 74). По особенностям иконографии М. и. не вписывается в формальную классификацию основных типов Богородичных образов и не соответствует строго ни одному из них. М. и. причисляют к типу «Одигитрия», с которым ее связывают благословляющий жест Младенца, а также наличие свитка в Его левой руке. Однако по иконографии она сильно отличается от этого торжественного и строгого изображения Божией Матери с Младенцем Христом, Которые обращены взором прямо к зрителю. М. и. относится к тому виду Богородичных образов, где в иконографии отражено «общение» Матери и Дитя. Взгляды Их обращены друг к другу; Мать удерживает лежащего Младенца обеими руками, чуть склонив к Нему голову. Младенец, несколько приподнявшись, смотрит на Нее и касается Ее подбородка (либо шеи) благословляющими перстами правой руки; Его левая рука со свитком откинута вниз. Данными иконографическими особенностями объясняются встречающиеся обозначения М. и. как «Умиление» (Елеуса) и даже «Взыграние». Но с этими иконографическими типами формально она также не вполне соотносится. Ключом к раскрытию символического смысла, заложенного в иконографическом типе М. и., является поза лежащего Младенца, указывающая на Него как на евхаристическую Жертву. Эту мысль подтверждает панагиар монастыря св. вмч. Пантелеимона, характер изображения Божией Матери с Младенцем на котором «недвусмысленно указывает на литургическое осмысление подобных образов» («Пречистому образу Твоему поклоняемся...». 1995. С. 174). М. и. в агиографических источниках муромского круга

http://pravenc.ru/text/2564376.html

Братие христиане! Какое высокое благодарение и прославление должны мы воздавать Господу своему за то, что в нашей епархии имеет пребывание явленная, чудотворная икона Божией Матери! Чрез сию икону Господь подает всем нам Свою благодать и благословение. И Она – Божия Матерь – в своем чудотворном образе пребывает в нашей стране, как чадолюбивая мать со своими чадами и покровительница всех нас. А какая мать милосерднее Матери Господа и Царицы Небесной? Сколько утешения доставляет Она душам христианским? Всякий из вас, если не видел, то слышал о том великом торжестве, когда чудотворная икона Ее, ежегодно, в 9-ю пятницу, после праздника Пасхи, с крестным ходом, переносится из Курска на место явления ее – в Коренную пустынь, и 13-го сентября, когда она из пустыни возвращается в Курск. К тому времени в город Курск и пустынь с разных мест стекаются целые тысячи народа всякого звания, возраста и пола для поклонения и принесения молитв пред чудотворною иконою Знамения Божией Матери, Благодетельницы небесной. И между этими богомольцами сколько бывает одержимых разными скорбями и бедствиями, сколько грешников и грешниц, нуждающихся в помощи небесной? И сколько усердных, покаянных молитв от умиленного сердца изливается пред пречистым образом Царицы Небесной? И Царица Небесная, по вере и усердным молитвам, каждому подает утешение: больным и расслабленным исцеление, скорбящим и унывающим помощь и облегчение, обиженным успокоение, грешникам помилование. Да и когда Пречистая Божия Матерь не изливает нам своих милостей? Всякий день и час Она близка ко всем нам и, где бы мы ни молились Ей, Она всегда слышит наши молитвы и готова подавать нам нужную помощь. И чего не достает у Ней для нас? Ее благодать и сила неистощима и непобедима. Она побеждает и усмиряет врагов видимых. Ее страшатся демоны. Она исцеляет такие болезни, от которых отказывались самые искусные и ученые врачи земные. Сила Ее так велика, что даже, где вовсе нельзя бы человеку ожидать помощи, Она подает там великую помощь. Как любвеобильная мать, Она помогает нам идти в небесное царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

В 1653 году пятнадцатилетний пастух, юродивый Тимофей, на Синичьей горе услышал голос, возвестивший, что на этом месте через шесть лет воссияет Божия благодать. Через шесть лет он пришел на эту гору и увидел в ветвях сосны икону Божией Матери Одигитрии. Жители близлежащего селения Воронич пришли туда крестным ходом со встречальной иконой Умиления . Только Тимофей смог снять икону с ветвей дерева. После этого обе иконы поставили в Георгиевском храме Воронича. Царь Иван Грозный, узнав о явлении чудотворной иконы, повелел поставить там часовню, а гору назвали Святой. Через год, когда часовня сгорела, по указу царя был построен каменный Успенский храм и основан монастырь, получивший название Святогорского (Сказания. 1993. 469-471). Икона Одигитрия Святогорская в XIX веке пользовалась большим почитанием в окрестностях монастыря, и летом ее торжественно носили по близлежащим селам, оставляя ее там на время, служа молебны и читая перед ней акафисты . Празднование иконе бывало два раза в году: 17 июля и 1 октября, на Покров Пресвятой Богородицы. Пушкин знал предания, связанные с явленной иконой, не раз видел ее и встречальную икону Умиление в монастырском храме, был свидетелем крестных ходов . Вероятно, поэтому знакомая поэта П.А. Осипова, помещица из соседнего Тригорского, писала ему: «Сегодня у нас было интересное зрелище: увоз иконы Святогорской Божией Матери. С час тому назад прошел крестный ход при чудной погоде; множество довольно приличной публики в ожидании прибытия иконы расположилось у подошвы нашей горы; 10 или 12 экипажей, стоявших поблизости, дополняли картину». Иконы, иногда древние и прославленные, Пушкин видел в квартирах своих друзей и знакомых, например у княгини Зинаиды Волконской, салон которой он посещал. Как сообщает А.Н. Муравьев, княгиня любила святую равноапостольную Ольгу, «так как и в ее жилах текла кровь Рюрикова, и род Белозерских особенно благоговел пред сею великою просветительницею Руси. (У них в доме даже хранилась древняя ее икона, писанная, по семейному преданию, живописцем императора Константина Багрянородного в то самое время, когда крестилась Ольга в Царьграде.)» (Воспоминания.

http://pravoslavie.ru/46917.html

На лицевой стороне была надпись, повествующая о том, что риза устроена в 1804 году вдовой опочецкого купца Ольгой Викулиной, а звезда – помещицей Прасковьей Хариной. Надпись на обратной стороне киота гласила: «В лето 1426, августа 3, воева[л] Витовт, князь Литовский на Опочку и прострели икону Всемилостивого Спаса, и сотвори Господь чудо: ослепи врагов, и отыдоша Витовт с татарвою от Опочки со стыдом». Еще один чудотворный образ – икона Божией Матери «Умиление». На ней были изображены Пресвятая Богородица, Святой Праведный Симеон Богоприимец и Святой Первомученик и Архидьякон Стефан. Она носила два названия – Опочецкая и Себежская. Последнее название, видимо, связано с тем, что в 1634 году стрельцы-опочане принесли её из Себежа. После частых набегов литовцев и поляков на Россию царь Михаил Федорович заключил мир с польским королем. Себеж, Невель и Красный были уступлены Польше. В Себеже жило немало опочан, которые переселились туда после присоединения города к России. Теперь они собрали свое имущество, святыни и ушли в Опочку. Кому принадлежала чудотворная икона в Себеже, частному лицу или стрелецкой полковой церкви, неизвестно. В 1682 году опочецкий воевода Герасим Федотович Лазарев-Станищев составил службу Опочецкой иконе Божией Матери. Она ежегодно служилась в соборе 14 (27) марта. Причт Себежского собора делал в 1815 году попытку вернуть чудотворный образ, указом Святейшего Синода от 24 октября 1815 года было отказано, поскольку икона принадлежала не городу, а стрельцам, которые вернулись в Россию и имели право пожертвовать ее в выбранную ими церковь. Список этой иконы был в Москве в церкви Святых Бориса и Глеба на Поварской улице (церковь уничтожена в советское время). На иконе в Опочецком соборе была серебряная позолоченная риза, корона Богородицы из стразов, венчик был украшен сеткой из мелкого жемчуга, а убрус (платок) – из крупного жемчуга. Кроме перечисленных икон в соборе были древние иконы Преображения Господня, Святых Апостолов Петра и Павла, Святых Космы и Дамиана.

http://sobory.ru/article/?object=34582

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010