Athens, 1987. P. 102; образ Богоматери с Младенцем - XVI в., ГИМ; см.: 1000-летие рус. худож. культуры: Кат. выст. М., 1988. Кат. 101). На белорус. иконе 1-й пол. XVII в. (НХМ; см.: Высоцкая Н. Ф. Темперная живопись Белоруссии кон. XV-XVIII вв. в собр. Гос. худож. музея БССР. Мн., 1986. Кат. 12) Богомладенец держит цветок; кроме того, на головах Богоматери и Христа изображены царские венцы. На появление нехарактерных для правосл. иконописи деталей, таких как цветы и венцы, повлияла зап. иконография, широко использующая различные атрибуты и символы (к древнейшим произведениям такого рода относится скульптурная группа «Богоматерь с Младенцем Христом» (ок. 1300), в к-рой Христос изображен сидящим на усыпанном розами кусте; см.: Bayerisches Nationalmuseum: 120 Meisterwerke. Münch., 1991. S. 22). Если в правосл. иконографии царский венец на голове Марии изображался только в отдельных сюжетах («Царь Царем», «Предста Царица», сформировались не ранее 2-й пол. XIV в.), то в зап. искусстве это распространенный атрибут уже с XIII в. Важную роль в сложении данного сюжета сыграла появившаяся в кон. XIV в. иконография «Похвала Богоматери», в к-рой пророки, воздавая хвалу Пресв. Богородице, протягивают Ей свитки с текстами пророчеств, а рядом с каждым из них изображены прообразовательные символы Божией Матери: закрытые врата, скрижали завета, лествица, процветший жезл, руно, горящая купина, ковчег, клещи, звезда и гора. Нередко изображение «Похвала Богоматери» помещалось в среднике иконы и окружалось клеймами, иллюстрирующими Акафист (см.: «Пречистому образу Твоему поклоняемся...»: Образ Богоматери в произв. из собр. ГРМ. СПб., 1995. С. 58). В укр. изданиях Постной Триоди XVII в. служба Акафиста сопровождалась гравюрой «Похвала Богоматери», в которой вокруг образа Богоматери типа «Умиление» изображались пророки со свитками и с символами (Постная Триодь. Львов. 25.X.1689). В греч. иконописи XVIII в. известны образы Богоматери с Младенцем на престоле, в венцах: Она держит в руке процветший жезл или цветок, а вокруг - пророки с текстами пророчеств на свитках.

http://pravenc.ru/text/2565162.html

В 1-й пол. XIX в. каменное строительство в мон-ре активизировалось: в 1809 г. к западу от собора был возведен двухэтажный настоятельский корпус, в 20-х гг. по проекту губ. архит. М. М. Праве - вост. ряд братских корпусов, примкнувший к надвратной церкви, в 30-40-х гг.- каменная ограда с башнями (каждая завершена круглым барабаном и шпилем) и зап. ряд корпусов с кельями и хозяйственными службами. Одновременно был реконструирован в традициях позднего классицизма Свято-Духов собор, на месте ранее существовавших приделов XVII в. с севера и юга к основному объему были пристроены более просторные новые: в честь Покрова Пресв. Богородицы и во имя св. прор. Илии. На основном объеме были устроены карниз и четырехскатная кровля, изменена фасадная декорация. В 1865-1872 гг. по проекту архит. Г. И. Карпова к северу от собора был построен теплый трапезный храм, освященный в 1872 г. во имя св. Иакова Боровичского, в том же году надвратный храм переосвятили в честь Иверской иконы Божией Матери. Большой вклад в переустройство обители внес игум. Мелхиседек. Монастырский архитектурный ансамбль, сложившийся к сер. XIX в., запечатлен на гравюре 1865 г. (хранится в Боровичском филиале Новгородского музея). В 1871-1881 гг. вместо обветшавшей деревянной часовни на месте явления мощей св. Иакова, к юго-востоку от мон-ря, была воздвигнута каменная ц. в честь иконы Божией Матери «Умиление» (приписная к Б. м.), в к-рой хранилась почитаемая икона св. Иакова с изображением Иверского образа Богоматери и Б. м. (в наст. время в Новгородском гос. музее-заповеднике). С этой иконы в мон-ре изготовлялись многочисленные копии для богомольцев. В особом футляре в часовне хранилась часть деревянной колоды, на к-рой приплыл прав. Иаков. Во вторник Светлой седмицы в память явления мощей св. Иакова в Б. м. совершался крестный ход. Из мон-ря в городской Троицкий собор совершались крестные ходы в праздники Пятидесятницы, Введения во храм Пресв. Богородицы, в день Сошествия Св. Духа на апостолов, в день перенесения мощей св. Иакова Боровичского. В период первой мировой войны в мон-ре был устроен лазарет для раненых. К 1917 г. в Б. м. жили 16 монахов и 10 послушников, мон-рь владел 908 дес. земли.

http://pravenc.ru/text/153209.html

В кои веки Валентина была не рада потенциальному покупателю и даже облегченно вздохнула, когда дама, рассчитавшись за крестик, начала укладывать его в сумку. — Я скоро выйду, — крикнула Валентина ребятишкам и тут же осеклась. Дамочка обратила свой взгляд на полки церковной лавки, где расположились многочисленные разноликие иконы. После неторопливого осмотра последовал вопрос: — Скажите, а у вас икона Девы Марии есть? — Есть… — обреченно ответила Валентина. — А можно посмотреть? — Так смотрите! — сдерживая раздражение, промолвила обреченно Валентина. — Вот Казанская, вот Донская, вот «Всех скорбящих Радость», вот Смоленская. — Это всё Дева Мария? — недоверчиво спросила привередливая покупательница. — Да, все эти и другие, на этой полке стоящие иконы, — образы Божией Матери. — Милочка, я ведь у вас прошу икону Девы Марии, а вы мне Мать Бога предлагаете! — возмутилась дама. — Если нет, так и скажите! Здесь Валентина не выдержала и минут пять втолковывала пришедшей, что Дева Мария и Богородица есть одно и то же. Дама внимательно слушала и даже руками всплескивала, а по окончании катехизаторского спича Валентины выдала удивленный возглас: — Да не может быть! — И, указав на весь Богородичный ряд, в очередной раз задала сакраментальный вопрос: — А можно посмотреть? Валентина уже ничего не ответила; она с невесть откуда взявшимся тоскливым безразличием снимала с полки иконы Божией Матери. Выбор был длительный, с рассматриванием, расспросами, репликами и комментариями. Помощники Валентины куда-то убежали, часы неумолимо доказывали, что времени на визит домой у работника церковной лавки уже не осталось, а храм терпеливо ожидал троицких зеленых украшений. Покупательница, перебрав более дюжины образов, остановила свой выбор на Серафимо-Дивеевской иконе «Умиление». — Вот эту возьму, — протянула она икону Валентине и добавила: — Эта больше всего на Деву похожа. Без ребенка на руках, по крайней мере. Валентина молча отсчитала сдачу, проводила дамочку горестным взглядом и как три часа назад устало присела на старенькую приходскую скамеечку.

http://azbyka.ru/fiction/otec-stefan-i-i...

В первой половине XIX века строятся новые служебные здания обители — в 1820 году братский корпус, в 1821 году колокольня, в 1824 году дом настоятеля, в 1833 году валунная ограда с Анастасьевскими и Святыми воротами, в 1838 году братская трапезная. Обитель сохраняла значение духовного центра. До революции в монастыре находилось несколько особо почитаемых чудотворных икон Божией Матери: Умиление, Феодоровская (по монастырскому преданию написана византийскими мастерами), Успения. Обитель также славилась крестными ходами. В девятую неделю после Пасхи был самый большой крестный ход. После трехдневного молебна в Святогорском монастыре крестный ход направлялся в Псков и Остров. Были крестные ходы в Новоржев и Опочку, пригород Воронич, на слободское озеро Тоболенец на водосвятие. Всего в монастыре было 14 больших и малых крестных ходов. В 1924 году монастырь был закрыт. 17 марта 1922 года постановлением СНК могила Пушкина в Святогорском монастыре была включена в государственный заповедник. С 1936 года ансамбль Святогорского монастыря полностью вошел в Пушкинский музей-заповедник. В Успенском соборе была размещена музейная экспозиция, посвященная истории Святых гор. В годы Великой Отечественной войны богослужения в Успенском соборе Святогорского монастыря были возобновлены духовенством Псковской православной миссии с июля 1942 года.  Во время военных действий Успенский собор, монастырские храмы и другие постройки серьезно пострадали, некоторые были разрушены, а уцелевшие заминированы немцами при отступлении. В 1945 году группа архитекторов под руководством академика А.В. Щусева определила очередность реставрации уцелевших монастырских памятников. К 1949 году реставрационные работы в Святогорском монастыре были в основном завершены, а церковные здания, не представлявшие ценности, разобраны. Монастырский комплекс вновь обрел музейный статус, в частности, в Одигитриевском приделе Успенского собора открылась выставка «Дуэль, смерть и похороны А.С. Пушкина». В 1992 году монастырь был возвращен в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной Церкви. Тогда же в монастырь из Казанского храма в Пушкинских горах была возвращена древняя икона Божией Матери «Одигитрия» Святогорская. 

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Жировицкая икона Божией Матери – самая маленькая из почитаемых Богородичных икон: это овал размером 5,6 х 4,4 см из яшмы с рельефным изображением Богородицы, держащей на руках Младенца. Образ относится к иконографическому типу «Умиление». С него за пять прошедших веков сделано было немало списков. Случилось так, что около 1520 года церковь (она была деревянной) сгорела во время пожара. Икону поначалу не могли найти и решили, что она погибла в огне. Однако образ уцелел. Как повествует предание, игравшие на улице ученики церковной школы увидели на месте сгоревшей церкви Богородицу, Которая сидела на большом валуне и держала икону в руках. Дети убежали, чтобы об увиденном рассказать взрослым. Взрослые пошли к валуну и еще издали заметили зажженную на нем свечу и удивительным образом уцелевшую икону. Этот валун стали почитать как святое место, огородили его, а затем на том месте была построена деревянная церковь Рождества Божией Матери. Немного позже, около 1549 года, началось и строительство монастыря. Причем Жировичский монастырь стал своего рода культурным центром: здесь, как, впрочем, и в других обителях, переписывались церковные книги, была своя богатая библиотека, работала школа, в которой обучали детей грамоте. Монастырь в то время был собственностью рода Солтанов. Известно также, что в 1587 году Ярослав Иванович, приходившийся Александру Солтану правнуком, уступил своему же брату Ивану часть Жировичского имения вместе с половиной монастыря и приписанными к нему крестьянами. В 1596 году в Бресте была заключена уния, большинство православных иерархов (за исключением двух владык) во главе с Киевским митрополитом Михаилом подчинились папе, став, по сути, вероотступниками. Русское население восприняло унию враждебно, считая ее предательством своей веры. Начались брожения казаков, переросшие в открытое восстание Наливайко, чьи «загоны» проникали и глубоко в Белоруссию. Лидер православных Великого княжества Литовского и Русского воевода Константин Острожский так и не решился возглавить православное восстание и даже сдерживал активные действия православных, осуждая Наливайко и его хлопцев; правда, он старался убедить короля Сигизмунда III в ошибочности его курса. Восстание Наливайко потерпело поражение. А после смерти К. Острожского в 1608 году православные и вовсе остались без лидера. Сигизмунд III и его иезуитско-католическое окружение перешли в открытое наступление на Православие, что незамедлительно сказалось и на положении Жировичского монастыря.

http://pravoslavie.ru/56335.html

Из проспекта «Храм святаго великомученика Георгия Победоносца Погоста Камно». Погост Камно церковь Святого Великомученика и Победоносца Георгия По местному преданию, недалеко от Камно находились владения княгини Ольги. Путешествуя по святым местам, здесь любил молиться преподобный Никандр Псковский. В древности здесь нередко были столкновения псковичей с ливонцами. В 1238 году здесь псковичи «избиша Литву на Камне». В 1407 году здесь произошло трагическое «Каменское побоище» псковичей с ливонцами, когда почти все псковские воины погибли. В 1420 году из Камно в Псков была перенесена чудотворная икона Пресвятой Богородицы по случаю бывшего от нее знамения. В 1601-1602 годах владыка, воевода, псковичи встречали здесь Печерские иконы Божией Матери «Умиление» и «Одигитрия». Церковь построена в XY веке. В документах начала XIX века отмечалось, что кровля и глава церкви очень ветхие. В 1879 году церковь расширена внутри за счет уничтожения четырех колонн, вместо каменного был сделан деревянный купол. Церковь построена из плиты; колокольня каменная, в связи с церковью, построена в 1844 году. На ней было пять колоколов. Большой колокол весил 52 п. 26 ф., средний - 12 п. 11 ф., малый - 6 п. 1 ф., два небольших подзвонка не имели обозначения веса. На большом колоколе было изображение Святого великомученика Георгия с шестью ангелами и надпись: «Лета 1873 колокол сей устроен усердием прихожан и старанием церковноприходского попечительства в церковь Святого Великомученика Георгия на Камне, лит на заводе почетного гражданина Андрея Самгина». На среднем колоколе было изображение Божией Матери с надписью: «Мастер Самгин в Москве», на других колоколах обозначено имя мастера. Престолов в церкви два, главный - во имя Святого великомученика и Победоносца Георгия, придельный - во имя Преподобного Никандра пустынножителя Псковского чудотворца. К Георгиевской церкви была приписана Казанская домовая церковь села Булаево. Вокруг церкви находится кладбище, на нем сохранилась часовня-усыпальница Святого Николая чудотворца. Возле церкви сохранились могилы владельца имения Камно поэта и переводчика Александра Николаевича Яхонтова (28 июня 1820 - 12 октября 1890) и его жены Анны Николаевны Яхонтовой (Ильман). По семейному преданию Яхонтовых, в имении Камно бывал Александр Сергеевич Пушкин.

http://sobory.ru/article/?object=00275

Когда, в 1395 году, сильный завоеватель Востока, Тамерлан с многочисленными полчищами татар вторгся в пределы России и приближался к Москве, тогда великий князь Василий Димитрович с воинством и всем народом обратился с молитвою к Богу об избавлении от врагов. Он положил в сердце своём мысль послать во Владимир за чудотворной Владимирской иконой Богоматери, от которой этот город получал неоднократную помощь и избавление от бедствий, и под сенью которой он возвысился и процвёл. Немедленно снаряжено было посольство за иконой. В день самого праздника Успения Богоматери во Владимирском соборе совершено было молебствие пред чудотворным образом Божией Матери. После литургии началось священное шествие. В Москве с нетерпением ожидали Небесную Посетительницу и Покровительницу рода христианского. Когда святая икона приближалась к столице, митрополит со всем духовенством, великокняжеское семейство и бояре – все вышли с крестным ходом за Москву для сретения Владимирской иконы Богоматери. Народ, собравшийся со всех сторон, всех возрастов обоего пола, от мала до велика, – все с великой радостью встретили Царицу Небесную и с умилением взывали: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!». Тамерлан, при вторжении в пределы Русские, когда находился в шатре, задремал, и во время сна ему представилась высокая гора, по которой шли святители, а над ними в лучезарном сиянии явилась, окружённая тьмами воинов, Благолепная Жена, Которая повелевала Тамерлану оставить пределы русские. Когда он проснулся, то спросил своих вельмож: «что значит это видение?». Те отвечали: «Сия Величественная Жена есть Богоматерь, Защитница христиан». После этого Тамерлан сказал: «мы не можем одолеть их», и велел войскам своим идти обратно. Итак, помощью и заступлением Божией матери, Москва сохранилась от нашествия татар. В память сего события, на месте, где встречен был чудотворный образ Богоматери, воздвигнут Сретенский монастырь и установлено каждогодно 26 августа, праздновать сретение сей чудотворной иконы и совершать крестный ход из Успенского собора в этот монастырь,

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Кондак 5 Яко лучезарную звезду, весь мир озаряющую, подавала еси нам, Владычице Мира, честную Твою икону, " Споручницею грешных " именуемую, на нюже взирающе, Самой Тебе, истинней Божией Матери и Деве, поклоняемся, глаголюще: Владычице, приими молитвы раб Твоих и избави ны от всякия нужды и печали, восхваляющих Тя и Богу воспевающих: Аллилуиа. Икос 5 Некий благоговейный муж страхом велиим преисполнися, егда в нощь Светлаго Христова Воскресения виде икону Твою, Споручнице Всеблагая, светом Небесным блистающуюся и, яко дождевныя капли, миро источающую и молниевидныя искры испущающую, познав в сем знамении милости Твоея к людем, со слезами умиления и благодарения радостно воспе Тебе, Преблагословенней Матери Божией: Радуйся, огнь Божественный неопально державшая, имже грехи наша попаляются; Радуйся, Свет неприкосновенный носившая, имже души наша просвещаются. Радуйся, руце Свои в поручение о нас Богу приносящая; Радуйся, вход в Царство Небесное и нам, грешным, отверзающая. Радуйся, яко молния тьму грехов наших разсекающая; Радуйся, яко миро благовонное, сердца наша умягчающая. Радуйся, источники чудес всюду источающая; Радуйся, иконою Твоею вся люди возвеселяющая. Радуйся, грешным Споручнице, всегда о нас руце Свои в поручение Богу приносящая. Кондак 6 Весь мир христианский проповедует милости и чудеса Твоя, Препрославленная Мати Господа, и светлокрасуется многими чудо-творными Твоими иконами, среди коих икона Твоя, " Споручница грешных " именуемая, яко луна полная, лучами милости Твоея и чудес немерцаемо сияет, просвещающи и освещающи души наша светом Божия благодати, подвизающи нас хвалебно Богу взывати: Аллилуиа. Икос 6 Возсия в одну из нощей свет небесный в храме Николо-Ха-мовническом, егда прият образ Твой чудотворный, Споручнице грешным, светильники тогда и лампады невидимою силою в храме сем возжигахуся, света горящая аки в служении незримо кем окрест престола ношашеся. Людие же, вне храма стоявшии и сия вся видевше, дивляхуся, славяще Тя, Мати Божия, и Сына Твоего, мы же, воспоминающе дивное сие видение, с умилением Тебе глаголем: Радуйся, скорби наша в радость претворяющая; Радуйся, нена-деющихся несомненною надеждою возвеселяющая. Радуйся, свеще, у престола Божия присногорящая; Радуйся, лампадо, елеем Божествен-ным светящая. Радуйся, свете лучезарный, пути жизни нам показующий; Радуйся, храме одушевленный, всех нас освещающий. Радуйся, уповающим на Тя непостыдную жизнь дарующая; Радуйся, и по смерти неотступно о них пред Богом ходатайствующая. Радуйся, грешным Споручнице, всегда о нас руце Свои в поручение Богу приносящая.

http://pravicon.com/info-1207

Кондак 5 Яко лучезарную звезду, весь мир озаряющую, показала еси нам, Владычице Мира, честную Твою икону, Споручницею грешных именуемую, на нюже взирающе, Самой Тебе, истинней Божией Матери и Деве, покланяемся, глаголюще: Владычице, приими молитвы Раб Твоих и избави ны от всякия нужды и печали, восхваляющих Тя и Богу воспевающих: Аллилуиа. Икос 5 Некий благоговейный муж страхом велиим преисполнися, егда в нощь Светлаго Христова Воскресения виде икону Твою, Споручнице Всеблагая, светом небесным блистающую и, яко дождевыя капли, миро источающую; познав в сем знамение милости Твоея к людем, со слезами умиления и благодарения радостно воспе Тебе, Преблагословенней Матери Божией: Радуйся, огнь Божественный неопально державшая, имже грехи наша попаляются; радуйся, Свет неприкосновенный носившая, имже души наша просвещаются. Радуйся, руце Свои в поручение о нас Богу приносящая; радуйся, вход в Царство Небесное и нам, грешным, отверзающая. Радуйся, яко молния, тьму грехов наших разсекающая; радуйся, яко миро благовонное, сердца наша умягчающая. Радуйся, источники чудес всюду источающая; радуйся, иконою Твоею вся люди возвеселяющая. Радуйся, грешным Споручнице, всегда о нас руце Свои в поручение Богу приносящая. Кондак 6 Весь мир христианский проповедует милости и чудеса Твоя, Препрославленная Мати Господа, и светло красуется многими чудотворными Твоими иконами, среди коих икона Твоя, Споручница грешных именуемая, яко луна полная, лучами милости Твоея и чудес немерцаемо сияет, просвещающи и освещающи души наша светом Божия благодати, подвизающи нас хвалебно Богу взывати: Аллилуиа. Икос 6 Возсия в одну из нощей свет небесный в храме Николо-Хамовническом, егда прият образ Твой чудотворный «Споручница грешных». Светильники тогда и лампады невидимою силою в храме сем возжигахуся, свеща горящая аки в служении незримо кем окрест престола ношашеся. Людие же, вне храма стоявшии и сия вся видевшии, дивляхуся, славяще Тя, Мати Божия, и Сына Твоего; мы же, воспоминающе дивное сие видение, с умилением Тебе глаголем: Радуйся, скорби наша в радость претворяющая; радуйся, ненадеющихся несумненною надеждою возвеселяющая. Радуйся, свеще, у Престола Божия присно горящая; радуйся, лампадо, елеем Божественным светящая. Радуйся, свете лучезарный, путь жизни нам указующий; радуйся, храме одушевленный, всех нас освящающий. Радуйся, уповающим на Тя не постыдну жизнь дарующая; радуйся, и по смерти неотступно о них пред Богом ходатайствующая. Радуйся, грешным Споручнице, всегда о нас руце Свои в поручение Богу приносящая.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На лицевой стороне иконы — Богоматерь, предстающая в иконографическом типе «Умиления». Изначальный золотой фон полностью утрачен, но лики и одежды Богородицы с Младенцем сохранились хорошо. Вишневого цвета плащ-мафорий Богоматери, рыжевато-коричневая рубашка Христа разукрашены сетью изломанных золотых линий. Золотом были написаны и края мафория Богоматери, звезды на нем — символ Ее тройного девства (до, во время и после рождения Спасителя). Синий чепец Пречистой, клав на хитоне Христа и свиток, перевязанный золотым шнурком, — все это делает цветовую гамму иконы торжественно-сумрачной и исполненной таинственной значимостью. На оборотной стороне изображено «Успение Богоматери». Пережив века, образ дошел до наших дней почти без изменений. Сохранилась и киноварная надпись: «Успение святыни Богородицы». От великого множества греческих и русских икон «Успения» этот образ отличает цельность внутреннего построения: опущены многие дополнительные сюжеты, которые часто используют другие иконописцы (несение апостолов Ангелами, плачущие жены, Ангел, отрубающий руку нечестивому Аффонию, дерзнувшему поколебать гроб Богоматери. В темно-синем ореоле царит фигура Христа с пламенеющим над Ним Херувимом, она вдвое больше фигур апостолов и святителей. В руках Спасителя — крошечная запеленутая фигурка, олицетворение бессмертной души Богородицы. Справа и слева от ложа с телом Богоматери — по шести апостолов и одному святителю (первый из них, вероятно, Иаков, брат Божий, епископ иерусалимский; второй — Иерофей, епископ Афинский). Это очевидцы кончины земной жизни Богоматери во граде Иерусалиме. Одинокая свеча перед смертным ложем Божией Матери, ее трепетное пламя — символы угасания жизни. Обрамляющие центральную группу здания напоминают о кончине Богоматери в «доме». Всякий бывший в Иерусалиме видел это священное для христиан место. Благочестивая традиция приписывает авторство Донской Богоматери выдающемуся иконописцу Феофану Греку. Не один год длится полемика искусствоведов по этому вопросу, но не она важна для нас. Космическая мощь кисти Феофана пережила века и осталась с тем народом, к которому пришел он, принеся с собой великое искусство Константинополя. Кто видел фрески Феофана в Новгородской церкви Спаса на Ильиной улице, уже никогда не забудет их. Заказчиками Феофана были лучшие люди Великого Новгорода, московские князья и митрополиты. Деисус его письма украшает Благовещенский собор Московского Кремля. Там же, в местном ряду, слева от царских врат, была поставлена и чудотворная Донская. Ныне она находится в Третьяковской галерее.

http://pravoslavie.ru/1920.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010