Первый монастырский храм сгорел в пожаре 1717 года. Этот пожар уничтожил практически всю обитель. Тогдашний игумен Иоасаф при помощи пожертвований смог вновь отстроить монастырь и возобновить Предтеченскую церковь, ставшую двухэтажной. Просуществовала она до 1753 года, когда за ветхостью была продана на снос, а вместо нее построена деревянная Введенская церковь. В 1790 году вместо обветшавшего Введенского храма заложили каменную церковь, которую назвали впоследствии в честь Рождества Иоанна Предтечи. Ее строительство продолжилось до 1808 года. В 1789 году перестроены братские кельи и трапезная, вновь построили настоятельский корпус, в 1790х годах – два каменных флигеля, а в 1795 году монастырь обнесли каменной стеной. Введение штатов монастыря позволило упрочить пошатнувшуюся было дисциплину и удалить из обители всех, кто искал здесь легкой жизни. Управлял монастырем настоятель в сане архимандрита. Нередко вместе с настоятельской должностью трегуляевские архимандриты выполняли и обязанности ректоров Тамбовской семинарии, и членов духовной консистории. Трегуляевский монастырь привлекал паломников и своим местоположением, и духовным устроением. Нередко в обитель приезжали миряне и жили подолгу в монастырской гостинице. Со временем сложилось правило у многих жителей Тамбова и окружающих Трегуляй селений в Великий пост приезжать в монастырь для говения и причастия. Монастырь был известен в России: тысячи верующих со всей страны совершали паломничество в Трегуляй. В начале ХХ в. в Трегуляевском монастыре проводятся обширные строительно-ремонтные работы. В 1902 году завершилось строительство храма Спаса Нерукотворного. К 1903 году достроен новый пятиглавый Предтеченский соборный храм. В соборном храме во имя Рождества Крестителя Господня Иоанна чтимыми являлись: икона складень Неопалимой Купины, с мощами апостола Андрея Первозванного и других угодников Божиих и частью от Гроба Господня; крест со святыми мощами Иоанна Предтечи; особо чтимая чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница» (принесена из Афонской обители в 1867 году).

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Часовне этой, освященной 9 мая 1879 года, посему и было присвоено наименование Александро-Николаевской. В 1875 году по ходатайству тогдашнего русского посла в Константинополе графа Н. П. Игнатьева, делаявшего мечту – восстановить Сионский храм в Мирах Ликийских, где был погребен Святитель и чудотворец архиепископ Николай и где почивали его мироточивые мощи до перенесения их в 1087 году в Италию в город Бари, – прибыли в Петербург, с разрешения Святейшего Синода, два иеромонаха русского Пантелеймоновского монастыря на Афоне – Афанасий и Варсонофий для сбора милостыни на восстановление вышеназваннаго храма. Одновременно ими принесены были сюда следующие святыни: часть Животворящего Древа Господня, частицы мощей св. великомученика и целителя Пантелеймона, св. Николая, архиепископа Мирликийского, и друг., икона Божией Матери Скоропослушницы – список с чудотворной иконы того же имени, хранящейся в Афоно-Дохиарском монастыре, и икона ев. Николая, архиепископа Мирликийского. Прибывшим афонскими инокам-сборщикам удалось легко снискать себе благосклонность и доверие торговцев Александровского рынка и убедить их сооружаемую ими Александро-Николаевскую часовню приписать к Сионскому храму, находящемуся в Мирах Ликийских (в Малой Азии), с тем, чтобы доходы ее шли на восстановление этого храма. Торговцы Старо-Александровского рынка дали единодушное свое согласие, а Святейший Синод, с высочайшего соизволения, исполнил волю строителей, подчинив часовню ведению местного епархиального начальства. Афонские иеромонахи Афанасий и Варсонофий водворили в этой часовне привезенные ими святыни и стали совершать в ней молебны и панихиды для обывателей Петербурга. Начавшаяся вскоре русско-турецкая война помешала их дальнейшей деятельности в Петербурге, и монахи были отозваны на Афон, передав в хозяйственное управление при Св. Синоде собранные ими 3605 руб. Средства эти непрерывно пополнялись доходами часовни и к 1885 году достигли свыше 70 тыс. рублей, переданных в Православное Палестинское Общество, которому в Боге почивший Августейший председатель его, великий князь СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ получив наследственные права на мирликийский участок от его владетельницы: княгини А.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

  - Нил! Услышана твоя молитва, ты прощен, и зрение снова дается очам твоим. Когда полу­чишь ты эту милость от Меня, возвести братии, что Я ихпокров, промышление и защита их оби­тели, посвященной Архангелам. Пусть каждый обращается ко Мне в нуждах, и Я не оставлю никого: всем буду предстательство, и молитвы всех будут исполняемы Сыном и Богом Моим ради Моего ходатайства пред Ним, так что с этой поры будет именоваться сия Моя икона Скоропослушницею (Горуоитгтрсоод), потому что скорую всем, притекающим к ней, буду являть милость и исполнение прошений;   Вслед за этими словами Нил прозрел. Слух о таком чудесном событии быстро разнесся по Святой Горе, и монашествующие начали с тех пор стекаться, и стекаются поныне, в эту обитель для поклонения чудотворному образу Божией Матери и для испрошения от Нее всякого блага. Между тем, по общему совету, братия тогда же заключили вход в трапезу, и, великолепно укра­сивши сию святую икону, с правой ее стороны устроили прекрасный храм во имя Пресвятой Богородицы Скоропослушницы.     С тем вместе избрали и поныне избирают одного из иеромо­нахов в так называемого просмонария, то есть бессменного, который более других отцов бла­гочестив и опытен, с тем, дабы, пребывая там в служении этой чудодействующей иконе, каждый день возносил умилительные песни пред нею. В вечер же среды и пятка по окончании вечерни он постоянно творит обычное благословение внут­ри великого и главного святого храма, с великим благочинием после того исходят все отцы и бра­тия с настоятелем к святой иконе и поют пред нею умилительный канон - параклис Божией Матери, с молитвою за всех православных христиан и о мире всего мира.   А по окончании канона отцы благоговейно поклоняются чудот­ворному образу и с любовию прикладываются к нему. На этом же просмонарии лежит обя­занность наблюдать за чистотою этого святого храма Богоматери, в каждую неделю дважды совершать в нем Божественную литургию и неусыпно смотреть за неугасимыми лампадами, висящими пред святой иконою чудодействую­щей Скоропослушницы. Всех неугасимых пред нею лампад есть до двадцати, и все они прило­жены некоторыми из христиан в память чудот-ворений, которых были или прежде удостоены, или ныне удостоиваются получить благодатию Божиею и ходатайством Царицы Небесной, Скоропослушной молитвенницы о нас». Такова история Дохиарской Богоматерней иконы!..

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=5&iid=24...

Не прошло и двух лет, как икона Божией Матери «Скоропослушница» была торжественно перенесена в монастырскую церковь, получившую то же имя. Здесь сразу поселились тридцать монахинь. Обитель стала жить по установлениям святых отцов, которые ввел здесь святой Анфим. Он сам провел остаток дней именно в этом монастыре. Вскоре обитель насчитывала восемьдесят монахинь и быстро сделалась лучшим женским монастырем в Греции. Святой был духовным отцом, утешителем и заступником всего населения Хиоса. Ни одного посетителя, больного или кающегося он не оставлял без утешения: кого лечил духовным наставлением, кого — целебными травами, но прежде всего — слезной молитвой перед иконой Божией Матери. Иногда за день до шестидесяти-семидесяти больных приходили в монастырь просить помощи святого и Пресвятой Богородицы. Более тридцати лет святой Анфим служил спасению душ и исцелению телес. Когда подвижник стал слишком стар, чтобы заниматься ручным трудом, он затворился в келье и умолял Господа даровать ему возможность помогать ближнему любым способом до последних мгновений жизни. Дав общине полные божественной мудрости наставления, он отошел ко Господу 15 февраля 1960 г. в возрасте девяноста одного года. Весь остров оплакивал святого. Прп. Анфим и теперь пребывает c верующими, изливая на тех, кто прибегает к его заступничеству, Небесное утешение и исцеляя от болезней. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 28 февраля 2012 г. Рейтинг: 9.8 Голосов: 76 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Его почитание было признано Константинопольским Патриархатом в 1992 г. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена. В это время происходил так называемый обмен населением между Грецией и Турцией после преследований греков в Малой Азии. Огромное количество переселенцев необходимо было устроить. Именно на этом фоне больших практических забот попечение о духовном, т. е. строительство монастыря, могло казаться несвоевременным. — Прим. ред.

http://pravoslavie.ru/51858.html

Община была образована в 1890 году. Её настоятельницей стала монахиня московского Алексеевского монастыря Евтихия (Анна Васильевна Миловидова), отличавшаяся благочестием и проведшая в иноческих подвигах 40 лет. При содействии архимандрита Иосифо-Волоцкого монастыря Сергия был сооружен небольшой деревянный храм Святой Троицы (заложен 30 августа 1890г.), в который в 1891 году были привезены из Афонского Пантелеимонова монастыря икона Божией Матери «Скоропослушница» и образ святого великомученика Пантелеимона, ставшие главными святынями обители. В 1898 году община получила статус монастыря. В 1902-1904 годы здесь был возведен 5-главый собор во имя святого благоверного князя Александра Невского, в художественном отношении наиболее значительное сооружение монастырского ансамбля. Архитектор Иван Павлович Машков (1867-1945). Немного позднее был сооружен северный придел. Своей архитектурой храм имитирует зодчество 17 века. В 1905 году выстроен каменный Никольский храм с приделом Иверской иконы Божией Матери. К 1917 году при игум. Анатолии в монастыре подвизались около 150 сестер. У монастыря была каменная ограда с башнями (1893г.), два каменных двухэтажных жилых корпуса, святые ворота, службы, три деревянных гостиницы и деревянные кельи для сестер (разрушены), странноприимный дом и кирпичный завод. В 1925 году монастырь был закрыт, но игум. Олимпиаде (Ивановой) и сестрам удалось организовать сельскохозяйственную артель, закрытую властями в 1828 году. Службы в храме продолжались до 1933 года. В 1938 году пострадали за веру (расстреляны) послушницы обители: Екатерина Черкасова (1892-1938, прмц., память 5 февраля) и Анастасия Бобкова (1890-1938, прмц., память 5 апреля). В 1937 году было сфабриковано дело священников и монахинь бывшего Акатовского монастыря. Сестер О.П. и П.П. Сафоновых, А.П. Шишкову и ещё четырёх насельниц Троицкого Александро-Невского монастыря арестовали. Сестры Сафоновы и Шишкова были расстреляны в Бутово 19 и 21 сентября 1937 года, остальные были приговорены к 10 годам лагерей. В обители разместили дом отдыха и склады НКВД, с 1960-х гг. – пионерский лагерь. Сруб храма Святой Троицы был перевезен на территорию дома отдыха «Высокое», затем уничтожен. В обезображенном храме, который лишился глав и яруса закомар, а алтарь позднее обстроили верандой, устроили столовую и кухню. Сохранились также два жилых корпуса и передняя линия ограды с башнями, святыми воротами и примыкающими к ограде службами. По материалам: Справочник-путеводитель по монастырям и святыням Подмосковья. Северное направление. 4 выпуск. Твердислов. Москва. 2005г.  О. Пэнэжко. Город Клин и храмы Клинского района. Владимир. 2003г. нештатный общежительный монастырь, близъ сельца Акатова, въ 25 в. отъ Николаевской жел. дор.„Подсолнечная " , въ 30 вер. отъ уезд. гор. Клина. Учрежденъ въ виде женской общины Клинскимъ купцомъ Феодоромъ Осиповичемъ Захаровымъ, пожертвовавшимъ 50,000 руб. и 268 десятинъ земли; открытъ въ 1890 г.; переименованъ въ монастырь въ 1898 г.

http://sobory.ru/article/?object=08561

По благословению Святейшего Патриарха Пимена и заботами правящего архиерея в 1975 году был проведен капитальный ремонт главного Вознесенского храма, который имеет форму в плане креста. Храм по-монашески прост, не имеет привычных архитектурных украшений. Тем не менее силует его четок, а после ремонта приобрел некоторую выразительность, благодаря обновленным куполам и венчающим их православным восьмиконечным крестам. Для обновленного храма устроен новый деревянный иконостас с позолотой. Иконы для иконостаса приобретены стараниями игумении Наталии (Ильчук), настоятельницы Корецкого монастыря. В обители также есть домовая церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и часовня во имя пророка Божия Илии. По внешнему виду храм обители подобен многим русским храмам, внутри же имеет свои национальные особенности: иконы украшены украинскими рушниками, расшитыми вручную крестиками, цветами и традиционными церковными орнаментами. Все хоругви - из различных тканей с иконами по обеим сторонам. Чумалевская обитель - общежительная. Уединенностью своей, скромностью деревянных построек, простотой и строгостью иноческой жизни она напоминает скит. Устав заимствован из различных монастырских уставов, с учетом местных условий иноческой жизни. После освобождения Закарпатья в 1944 году и воссоединения Мукачевской епархии c Матерью - Русской Православной Церковью обитель стали посещать и русские паломники. Благодаря им сестры обители стали знакомится с сочинениями русских церковных композиторов. Первоначально Богослужения совершались исключительно по Минеям, а после воссоединения в монастыре совершались службы чтимым иконам и святым по богослужебным книгам на церковнославянском языке. В монастырь на богомолье приезжают верующие многих национальностей: русские, украинцы, молдаване, румыны, венгры, словаки и другие. Особо чтимые святыни монастыря: четыре иконы Божией Матери " Сладкое лобзание " или " Гликофилусса " , " Ченстоховская " , " Скоропослушница " и " Иверская " . Икона Божией Матери " Сладкое лобзание " входит в список чудотворных икон, находящихся на Святой Горе Афон Филофеевского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=28316

Через всю свою жизнь пронёс старец память про этот великий и исторический день, призывая всех православных Луганщины никогда не забывать этой Пасхальной радости, заключённой в чудном явлении и словах Преблагословенной Владычицы. " Чтите этот день,как Пасху " - говорил он. Случилось это событие в 1905г. 13 июня по новому стилю. В келии у старца всю жизнь находилась Луганская икона Божией Матери. После революции в короткий период все храмы в городе были закрыты,большинство из них взорваны. Священство сослано. Единственным действующим храмом был Свято-Вознесенский в посёлке Александровка. Сюда-то и ходил старец из города пешком на молитву. В один из дней, в 1930-е годы лютейшего гонения, спешил Филипп с группой близких ему людей на праздник в храм. Проходя по бывшему графскому парку возле храма, старец был встречен группой местных комсомольцев, которые преградили ему путь. Они издевательски смеялись над ним, ставили под сомнения основы веры и, как род лукавый, требовали чуда. - Ну ты, раб Божий! Докажи нам, что есть твой Бог! И не словом, а делом докажи! Рядом с Филиппом лежал обрубок дерева, с одной стороны он сохранил на себе отпечатки топора, а с другой - был трухлявый от времени. Старец Филипп стал на колени, поднял руки к небу и воззвал к Богу. После молитвы старец ударил посохом по стволу дерева трижды и произнёс: " Дуб сей да обратится в камень в воспоминание моё и во свидетельство чудес Божих, а для тех, кто не будет верить сказанному обо мне, камень этот будет видимым свидетельством жизни моей. Камень же этот будет лежать до Второго Пришествия, укрепляя немощных в вере. " - Помолчав, добавил: " Пока не расцветёт. " И произошло чудо. Хулители и окружавший народ были немало поражены случившимся на их глазах. Камень этот сохранился и до настоящего времени, и сейчас служит местом благоговейного почитания верующих, помнящих и хранящих память о старце - диаконе Филиппе. (Ныне камень этот находится около часовни на могиле старца) Сразу после окончания Великой Отечественной войны, Преосвященный Никон, Епископ Донецкий и Ворошиловградский, рукоположил Филиппа во диаконский сан.

http://sobory.ru/article/?object=26475

29 июня 2009 года Священный Синод Белорусской Православной Церкви учредил в д. Великая Кракотка мужской монастырь в память святых преподобных Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия – Свято-Зосимо-Савватиевский Велико-Кракотский мужской монастырь Новогрудской епархии. 24 марта 2010 года в обитель в храм Рождества Пресвятой Богородицы была доставлена икона Божией Матери «Скоропослушница», написанная с одноименной иконы монахами Дохиарского монастыря на Святой горе Афон специально для монастыря в д. Великая Кракотка. Каждый день перед иконой совершается чтение Акафиста и служится молебен. Современное состояние [ править править код ] В комплекс монастыря сегодня входят 2 храма, надвратная часовня с арочным проходом, трапезная для паломников, жилой монастырский комплекс, столярная мастерская, хозяйственные постройки, дом паломника, огород, пасека, пруд. Как архитектурный ансамбль обитель представляет живописную объемно-пространственную композицию. Центр композиции жилой корпус с домовой церковью в память преподобных Соловецких чудотворцев. В восточной части территории монастырского комплекса находятся столярная мастерская, хозяйственные постройки, пасека, пруд. В западной части на самом высоком месте возвышается церковь Рождества Пресвятой Богородицы, являющаяся доминатной ансамбля. Подсобное хозяйство Свято-Зосимо-Савватиевского Велико-Кракотского мужского монастыря находится в стадии развития и по состоянию на 2015 год включает участок пахотной земли (общей площадью 0,8 га), прудовое хозяйство (площадь бассейна 1,2 га), пчелиную пасеку (50 пчело-семей), домашнюю птицу (50 кур) и крупный рогатый скот (2 коровы). На территории нашего монастыря действует столярная мастерская. Здесь делают не только аналои, скарбонки, киоты, иконостасы и прочую храмовую утварь, но и изделия для дома (домашние иконостасы,полки для икон и лампадок и др.), которые делают мастерски, с любовью. Вся резьба по дереву в мастерской выполняется вручную. Мастерская принимает заказы для церквей и приходов по всей Беларуси.

http://azbyka.ru/palomnik/Зосимо-Саввати...

В 1922 году власти закрыли лаврскую школу. Миша продолжал прислуживать в алтаре, читать и петь на клиросе в петроградских храмах: в Николо-Александровской Барградской церкви в Песках, где пребывала афонская икона Божией Матери «Скоропослушница», а затем в подворье староафонского Андреевского скита. Родители позаботились об образовании мальчика. До 12 лет он учился дома — его старались как можно дольше не отдавать в школьную среду, пропитанную советской идеологией. К тому времени, когда Миша поступил в шестой класс, он самостоятельно изучал латынь, прекрасно музицировал (одновременно со школой он закончил музыкальный техникум). Игра на фортепьяно была любимым увлечением владыки Михаила в течение всей его жизни. А скрипку он принялся осваивать, когда ему было уже за 70, и добился успехов. Окончив в 1933 году Высшие государственные курсы иностранных языков, он получил диплом преподавателя немецкого. Этим языком владыка владел в совершенстве; кроме того, он прекрасно знал латынь и французский, владел английским, польским, а также финским и древнегреческим языками. Вскоре после окончания школы 17-летний Михаил был арестован за руководство религиозным кружком. К тому времени советская власть уже запретила преподавание религии несовершеннолетним. Михаил и его друзья собирали и учили Священному Писанию подростков из христианских семей — православных, протестантских, католических. Тогда не знали вошедшего в употребление много позднее слова «экуменизм» (которого владыка, кстати сказать, никогда не любил), но несомненно, что уже юношеские годы Михаил Мудьюгин был приверженцем единения христиан, нужда в котором и святителю Тихону, и многим новомученикам послереволюционной эпохи представлялась такой очевидной перед лицом общей угрозы в лице воинствующего атеизма. Девять месяцев провел Михаил в тюремной камере, где было размещено еще 20 заключенных. Спать приходилось временами то на полу, то на столе. Приговор несовершеннолетнему преподавателю Закона Божия оказался сравнительно мягким: три года ссылки условно. В советские годы — по понятной осторожности, а позднее — скорее всего, по своей скромности владыка мало рассказывал об этом времени своей жизни. Однако одним воспоминанием делился неоднократно. Долгое время ни у кого из обитателей камеры не было Евангелия, и Михаил истосковался по слову Божию. Наконец долгожданную книгу как-то удалось получить с воли. Предвкушая радость любимого чтения, юноша улегся с нею на тюремные нары. Прежде чем успел углубиться в глаголы вечной жизни, он услышал голос соседа по камере, пожилого католического священника: «Молодой человек! Эту книгу надо читать, стоя на коленях…»

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2307178...

В Александро-Невской  лавре маленький Михаил и получил свое первоначальное религиозное образование: в возрасте 9-10 лет он учился здесь в церковной школе. С Лаврой было связано множество детских воспоминаний владыки. Позднее он не раз делился ими с провожавшими его после лекций студентами Духовной академии; казалось, о каждом здании, о каждом дереве в лаврском саду у него найдётся какая-нибудь памятная история… В 1922 году власти закрыли лаврскую школу. Миша продолжал прислуживать в алтаре, читать и петь на клиросе в петроградских храмах – в церкви святителя Николая на Песках, где находилась чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница», Андреевском староафонском подворье. Вера Николаевна хорошо позаботилась и об общем образовании  мальчика. До 12 лет он учился дома – родители хотели как можно дольше не отдавать его в советскую школьную среду. К тому времени, когда Миша поступил все-таки в шестой класс, он самостоятельно изучал латынь, прекрасно музицировал (одновременно со школой он закончил музыкальный техникум). Игра на фортепьяно была любимым увлечением владыки Михаила в течение всей его жизни. А скрипку он принялся осваивать, когда ему было уже за семьдесят – и добился вполне убедительных успехов. Окончив в 1933 году Высшие государственные курсы иностранных языков, он получил диплом преподавателя немецкого. Этим языком владыка владел в совершенстве; кроме того, он прекрасно знал латынь и французский, несколько более ограниченным было его владение английским, польским, а также финским и древнегреческим языками. Арестован за руководство религиозным кружком Вскоре после  окончания школы  семнадцатилетний Михаил был арестован за руководство религиозным кружком. К тому времени советская власть уже запретила преподавание религии несовершеннолетним. Михаил и его друзья собирали подростков и учили их Священному Писанию. Дети эти были из разных семей – православных, протестантских, католических. Тогда не знали вошедшего позднее в моду слова «экуменизм» (которого владыка, кстати сказать, никогда не любил), но несомненно, что уже в те юношеские годы Михаил Мудьюгин был приверженцем единения христиан, нужда в котором и святителю Тихону, и многим новомученикам послереволюционной эпохи представлялось такой очевидной перед лицом общей для всех угрозы в лице воинствующего атеизма.

http://pravmir.ru/knyaz-cerkvi-bylyx-vre...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010