Протоиерей Александр Брюховец: «Мы свидетели того, как в этом храме зародилась духовная жизнь и распространилась на весь город. Из нашей церковной общины вышли священники, монахи и монахини, игумены, которые растеклись по всей нашей Родине. А некоторые несут свое служение и за рубежом, вспоминая добрым словом нашу общину...». Святыни храма: часть камня, на котором молился прп. Серафим Саровский 1000 дней и ночей; часть гроба св. праведного Лазаря Четверодневного – дар епископа Хризостома с острова Кипр; антиминс храма Саровской пустыни во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник»; икона прп. Серафима Саровского; икона Божией Матери «Скоропослушница» - дар Иверского монастыря горы Афон. ПРАВОСЛАВНЫЙ САРОВ Росписи Всехсвятского храма В первую очередь уникален сам сюжет росписей. Обычно под куполом православного храма изображают благословляющего Иисуса Христа в окружении Небесных Сил Бесплотных. Но здесь – сюжет из 4 главы последней книги Библии – «Откровения св. Иоанна Богослова»: «И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы. И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих; и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет…». В восточной части купола изображен Сидящий на престоле, воздвигнутом на облаках. В правой руке Сидящий держит раскрытую книгу, с которой свисают семь печатей. Сверху и снизу престол окружен радугой. Ниже престола – летящий ангел со свитком, перекинутым через левую руку. На свитке надпись: «Сидящему на престоле, и Агнцу, благословение, и честь, и слава, и держава во веки веков». Вся нижняя часть купола с востока покрыта изображением «моря стеклянного, подобного кристаллу». Сидящий окружен четырьмя апокалиптическими животными. По правую руку – животные, подобные орлу и тельцу, а по левую – подобное льву и животное с человеческой головой. Справа от сидящего – Агнец, имеющий семь рогов.

http://sobory.ru/article/?object=05365

Афонские подвижники особо почитают Богородицу. Когда я первый раз посетил Святую Гору, я спрашивал у разных монахов, почему Афон закрыт для женщин. Почти все они связывали эту традицию с любовью к Богородице. Они говорили мне, что смысл запрещения заключается в оказании особой чести Пресвятой Богородице, чьим уделом является Гора Афон. Возможно, некоторые женщины возмущены тем, что их не допускают на Святую Гору, однако нигде так не почитается женщина в лице Матери Божией, как на Афоне. Каждая икона Богородицы имеет свое название, потому что она связана с чудесным явлением или знамением. Когда паломник попадает на Афон, он встречает множество таких икон и видит, с каким великим почтением монахи относятся к Богородице, явившейся завершением домостроительства Ветхого Завета и началом нового творения во Христе. Я назову лишь некоторые из икон: «Достойно есть», «Кукузелисса», «Экономисса», «Ктиторская (Алтарница)», «Отрада, или Утешение», «Закланная», «Елеоточивая», «Вратарница», «Троеручица», «Акафистная Зографская» 532 , «Мировлитиса» (Корень Иессеев), «Всемилостивая Заступница», «Геронтисса (Настоятельница)», «Услышательница», «Скоропослушница», «Одигитрия», «Провозвестительница». Одни эти названия свидетельствуют о великой любви афонских монахов к Богородице, а также об особом покровительстве Матери Божией насельникам Святой Горы. Старые монахи рассказывают о частых явлениях Пресвятой Богородицы. Одни из них уверены, что именно Матерь Божия привела их на Афон; других Она утешила и защитила от различных опасностей, третьи верят, что Она спасет их на Страшном суде, если они пребудут в Ее уделе. Они отчетливо ощущают Ее присутствие и помощь. Святой Силуан Афонский пишет так: «Много чудес и милостей видел я от Господа и Божией Матери, но воздать за эту любовь ничем не могу. Что воздам я Пресвятой Владычице 533 за то, что Она не возгнушалась мною во грехе, но милостиво посетила меня и вразумила? Я не видал Ее, но Дух Святой дал мне познать Ее из слов Ее, исполненных благодати, и радуется дух мой, и влечется душа моя к Ней любовью, так что и одно призывание имени Ее сладко сердцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Торжественное богослужение совершалось на монастырской площади. Под сенью между Никольским собором и настоятельским корпусом с церковью в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужили митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, епископ Илиан (Востряков), епископ Видновский Тихон, настоятель Высоцкого монастыря епископ Серпуховской Роман, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, епископ Балашихинский Николай, епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, епископ Зарайский Константин, духовенство Московской епархии. На богослужении присутствовали губернатор Московской области А.Ю. Воробьев, а также исполняющий обязанности мэра г. Серпухова Д.В. Жариков. По окончании Литургии состоялся крестный ход с чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на центральную площадь Серпухова. Здесь Его Святейшество совершил перед чудотворной иконой молебен. В этот же день Святейший Владыка побывал во Владычнем Введенском женском монастыре, где 1878 году была явлена чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», в Никольском соборе («храм Николы Белого»). Также Святейший Патриарх Кирилл осмотрел мемориальный комплекс «Соборная гора», где близ храма в честь Святой Троицы находится братская могила воинов-серпуховичей, погибших в годы Великой Отечественной войны. Предстоятель Русской Православной Церкви и губернатор Подмосковья А.Ю. Воробьев возложили венки к памятнику Воину-освободителю. Была возглашена «Вечная память вождем и воинам жизнь свою за веру и Отечество положившим». Перед отъездом в Москву Его Святейшество пообщался с ветеранами и поздравил их с 70-летием Великой Победы. 20 мая 2015 год начался Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Симбирскую митрополию. В аэропорту г. Ульяновска Его Святейшество встречали митрополит Симбирский и Новоспасский Феофан, епископ Барышский и Инзенский Филарет, епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе М.В. Бабич, губернатор Ульяновской области С.И. Морозов, духовенство Симбирской митрополии и представители региональных властей.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4158605...

Христо-Рождественский монастырь, 3 класса, в городе Слободске. Основан в XVII веке; в 1764 году упразднен; в 1777 году восстановлен. Здесь находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая «В скорбех и печалех Утешение». Ежегодно 11 мая совершается крестный ход из монастыря по городу. При монастыре две школы — одноклассная и двухклассная, богадельня, больница, свечной завод и мастерские: столярная, иконописная, рукодельная и чулочная. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Монастырь Рождества Христова. Известен в начале XVII в. под именем Спасского. В 1764 году закрыт. В 1823 году возобновлён после перевода в него инокинь Уфимского Христорождественского монастыря. В начале ХХ века в монастыре было 3 храма: двухэтажные: первый - во имя Нерукотворенного Спаса вверху и в честь Смоленской иконы Божией Матери внизу, второй – во имя Митрофания Воронежского вверху и в честь Рождества Христова внизу, а также трапезный в честь иконы Божией Матери Скоропослушницы. Из книги «Православные русские обители, 1910 г. В Слободском, по праву считавшемся носителем русского духа, существовал целый ансамбль, сооружения которого были выстроены в основном в псевдорусском стиле. Ансамбль этот - женский Христорождественский монастырь. И хотя возраст его к концу XIX века приближался к 300 годам, расцвета своего он достиг именно к концу XIX - началу XX века. Вот как описывался этот монастырь в 1905 году: «Если ехать из Вятки в Слободской на пароходе, то монастырь почти не виден, так как он лежит в самом центре города, видна только его высокая тонкая колокольня да купол теплого храма. Гораздо лучше открывается вид на обитель, если подъезжать к городу по почтовому тракту, который выходит на улицу, идущую как раз около монастыря. Площадь, занимаемая обителью, имеет форму квадрата, обнесена кругом высокой каменной стеной и недавно обсажена со всех сторон молодыми деревцами. Все корпуса церкви, монастырская стена - все окрашено в бледно-розовый цвет, что придает всему такой уютный, веселый вид».

http://sobory.ru/article/?object=03204

Шариковы захоронены именно 1 июля, в день празднования Боголюбской иконы Божией матери, поскольку и кладбище именуется Боголюбским самим Михаилом Семеновичем. Над его входом была когда-то расположена икона Боголюбской иконы Божией матери, стояли деревянные врата, на двух гектарах земли было порядка 600 захоронений. Кладбище существовало примерно 40 лет (как удалось установить, с 1892 по 1932 год). Времена не выбирают, в них живут и умирают – На недавней презентации в связи с обретением останков ещё одного священника, отца Сергия, настоятеля Боголюбской церкви с 1907 по 1914 год, Вы поделились планами создать место памяти выдающихся предков и построить храм Святого Духа. – Считаю, что именно на месте бывшего Боголюбского кладбища, варварски разрушенного в начале XX века, была бы уместна реализация того самого проекта, о котором я говорил. Во-первых, потому что там покоится Михаил Семёнович, главный строитель храма Святого Духа, входившего в Боголюбский комплекс; во-вторых, потому что этот погост принадлежал Боголюбскому приходу; в-третьих, традиционно храмы в честь сошествия Святого Духа на апостолов строились на кладбищах. Словом, есть все предпосылки, чтобы построить на этом месте храм. Тем более что планируемая дорога теперь по кладбищу не пройдет – депутат Сергей Гуржин добился этого, и сейчас мы ведём переговоры с Лесным хозяйством Московской области, а по Лесному кодексу на землях Лесфонда разрешается возводить церкви, не меняя статус земель. Есть люди, готовые на начальном этапе вложиться в реализацию этого проекта. – Место для будущего храма уже определили? – Тут всё удачно сложилось. Прямо по границам кладбища лес засох, его сам же Лесной фонд и вырубил, и образовалась поляна. Напомню, что в 2019-м мы будем праздновать 105-летие каменного храма Святого Духа. Он был освящен в 1914 году. Тогда епископ Трифон Туркестанов преподнес Михаилу Шарикову, как строителю храма, икону Божией Матери «Скоропослушница», привезённую с Афона. Эту икону внук Михаила Семёновича Александр Алексеевич Лукьянюк обещает передать вновь сооруженному храму. То есть преемственность здесь будет непосредственная.

http://pravoslavie.ru/114536.html

В 1824-1827 гг. в Горлово было возведено новое кирпичное здание церкви Св. Дмитрия Солунского. Видимо, его строительство на месте сгоревшей деревянной церкви началось с придела в честь Святителя Николая, который был освящен в 1819 г… В 1860 г. был перестроен Никольский придел Дмитриевской церкви в Горлово. В 1862 г. с левой стороны трапезной храма был возведен второй придел во имя Трех святителей. И. В. Добролюбов писал: «Дмитриевкий храм в настоящее время имеет фигуру крестообразную, простирается в длину на 30, а в ширину на 11 саженей (64 и 23.5 м)». С 1860-1870 гг. он стал важным центром народного благочестия. В ночь под 27 октября (8 ноября по новому стилю) 1869 г. на паперти храма неизвестным лицом была оставлена икона Божией Матери Скоропослушницы «вышиною в 1 аршин с четвертью и шириною не более аршина». Икона эта сочтена была в народе «явленною» и привлекала множество молящихся из окрестных селений, вследствие чего в 1871 г. по указу преосвященного Алексия велено было передать икону на хранение в ризницу Скопинского собора, откуда она возвращена была в Дмитриевскую церковь преосвященным Палладием только в 1879 г. С тех пор и до 1920-х гг. образ находился в одном из приделов Дмитриевской церкви, привлекая к себе массы верующих со всей округи. В 1870 г. церковь была окружена кирпичной оградой с железными решетками… В XIX – в начале XX вв. в Дмитриевской церкви в Горлово служили священники: Парфений Андреев (в 1816-1829 гг.), П. Ф. Мизеров (в 1829-1859 гг.), протоиерей И. Стахиев (в 1849-1853 гг.), М. П. Рудинский (в 1853-1880 гг.), Е. М. Назаретов (в 1860-1873 гг.), И. Я. Архангельский (в 1872-1915 гг.), А. Е. Незлобин (в 1881-1905 гг). В 1844 г. священником П. Ф. Мизеровым в селе было открыто первое церковно-приходское училище. В 1866 г. оно размещалось в доме одного из священников Дмитриевского храма, в нем обучалось 73 мальчика. Необходимые средства на его содержание и обучение предоставлялись Палатой государственных имуществ. В 1875 г. в Горлове ревизовало Рязанское губернское земство. В отчете о ревизии сообщалось: «Земская мужская школа, законоучитель Иван Архангельский, учитель прочих предметов – окончивший курс Александровской учительской семинарии, обучается 48 мальчиков». В 1877 г. в селе открылась также школа для девочек.

http://sobory.ru/article/?object=18733

В 1902-1903 гг. к Троицкому храму были пристроены придел в честь святителя Николая и колокольня. В 1917 г. при Троицком храме впервые был создан церковно-приходской совет. В 1918-1922 гг. на него легло решение таких трудных вопросов, как помощь голодающим, изъятие церковных ценностей, угроза закрытия храма. В 1934 г., незадолго до своей мученической кончины, в Удельной поселился находившийся на покое священномученик митрополит Серафим (Чичагов). В одном из дачных домов Владыка снимал две небольшие комнаты. В ноябре 1937 г. он был арестован. Прикованный к постели 82-летний святитель был вынесен из дома на носилках и доставлен в Таганскую тюрьму. 11 декабря его расстреляли на Бутовском полигоне. Храм не закрывался. В 1970-е гг. по проекту архитектора В.Ю.Кеслера на территории Троицкой церкви был построен новый дом причта с крестильным храмом, освященным в 1980 г. в честь святителя Иоанна Крестителя. Летом 1988 г. состоялось освящение скульптуры Христа, выполненной скульптором Ю.П.Колесниковым. Ее установили на постаменте, оставшемся от надгробного памятника Ф.М. Дмитриева (1829-1882) - первого директора Рамен-ской бумагопрядильной и ткацкой фабрики. Федор Михайлович был похоронен у алтаря Троицкой церкви в Рамен-ском. В 1888 г. известным скульптором М. Антокольским был выполнен надгробный памятник в виде сидящей фигуры Христа. В 1935 г. сотрудники Государственного музея архитектуры перевезли скульптуру в Москву. В настоящее время она находится в Донском монастыре. Опустевший постамент впоследствии был перевезен на территорию Троицкой церкви в Удельной, что фактически спасло его от полного уничтожения. В 1988 г. началось строительство нового придела в честь преподобного Серафима Саровского. Проект был выполнен архитектором А.Л. Смышляевым. Строительство придела затянулось, и первое богослужение в нем состоялось 15 января 2001 г. В 1998-2005 г. Троицкий храм являлся подворьем Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря Коломны. Наиболее почитаемыми святынями храма являются Владимирская, Казанская, Почаевская иконы Божией Матери, " Взыскание погибших " , " Скоропослушница " , образ равноапостольного великого князя Владимира с частицами мощей многих святых, икона преподобного Серафима Саровского с частичкой мантии. Особым почитанием прихожан пользуется икона священномучеников Алексия и Симеона Удельнинских. 

http://sobory.ru/article/?object=01248

В 1955 году начались крупные реставрационные работы, в ходе которых живопись и иконостас были обновлены, а помещение увеличено за счёт подколокольного пространства. Художественные работы производились в 1955-56 гг. московскими художниками П. А. Гладковым и В. М. Голубевым, обновил иконостас и заново сделал " Царские врата " московский резчик П. Ф. Чувалов. В 1974 году выполнены наружные росписи с южной и северной сторон. С ноября 1986 года храм стал отапливаться природным газом. В 1998 году Успенский храм получил статус кафедрального собора. А поскольку изначально он всё-таки кладбищенский, в 2002-м при алтаре выстроили заупокойную часовню для панихид. Само церковное здание - добротное однокупольное сооружение, как говорится, ничего лишнего, но и ничего выдающегося, похожих сотни. А вот колокольню можно смело называть уникальной - по крайней мере, в округе ничего подобного вы не встретите. Колокольня венчается фронтоном и полукуполом со шпилем и крестом. Звонница в виде колоннады, состоящей из 4-х групп, в каждой из которых по 3 колонны. Приземистое массивное сооружение с широченным ярусом звона, украшенным по углам рядами колонн, прихотливо сгруппированных по три, да короткий шпиль сверху - это действительно оригинально! Успенский храм - образец классического стиля с ротондой, на которой взметнулась главка на глухом барабане. Церковное здание кирпичное, оштукатуренное. Снаружи по бокам, северному и южному церковь украшена портиками с четырьмя колоннами. Интерьер храма состоит из четырёх арочных помещений, украшенных живописью. Среди чтимых святынь Успенской соборной церкви - храмовая икона с частицей Гробницы Божией Матери, местночтимые " Скоропослушница " и " Казанская " , а также ещё одна Богородичная икона - " О тебе радуется " с частицей мощей тульского святого блаженного Иоанна. Кроме храма и часовни, на кладбище, памятником архитектуры являются так называемые " Печальные ворота " церковной ограды. Они представляют собой трёхчастную арочную конструкцию кирпичной кладки, композиционно связанную с храмом, но по стилю ближе к началу ХХ века. И если церковь с колокольней выполнены в классическом стиле, то ворота больше тяготеют к стилю модерн, повсеместно господствовавший в начале века.

http://sobory.ru/article/?object=00874

В разные годы в храме служили многие замечательные клирики. С 1907 до 1939 г. в нем служили отец Николай Любимов и диакон Феодор Архангельский. В том же году храм был закрыт, разорён и осквернён. Церковные ценности вывезли, многие иконы сожгли. Здание храма превратили в мастерские. В подвале храма временно содержали репрессированных перед отправкой по этапу в места заключения. В годы Великой Отечественной войны в храме размещалось производство верёвок. Храм начал возрождаться в 1947 г. Интерьер был расписан заново. Иконостас был перевезён с севера страны из разорённой церкви. В это же время возобновилось богослужение и приходская жизнь. Святыни храма: икона Пресвятой Троицы, иконы Божией Матери: Казанской, «Скоропослушницы», «Утоли моя печали»; икона великомученика и целителя Пантелеимона. В специальном деревянном ковчежце собраны частицы святых мощей многих угодников Божиих. Храмовый ансамбль является зарегистрированным государственным памятником истории и культуры, его реставрация и регулярные ремонтные работы являются предметом постоянной заботы и внимания священства прихода. В 2006 г. было положено начало возрождению храмовой звонницы. За два года на колокольне появились пять новых колоколов. В 2006 г. отреставрирован и введен в эксплуатацию дом церковного причта, в котором проходят занятия Воскресной школы http://agios.itkm.ru/13606 Через село Братовщина проходит старая дорога в Лавру к преподобному Сергию. Здесь в 1613 г. духовенство и бояре встречали «умоленного на царство» царя Михаила Романова, а в 1653 г. — Патриарха Никона, который «ходил в дом Живоначальной Троицы молиться». В 1923 г. святитель Тихон, Патриарх Всероссийский совершил в Благовещенском храме Божественную литургию на второй день после праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Благовещенский храм был построен в 1815 г. вместо обветшавшего, из камня от фундамента, недостроенного Екатериной II путевого дворца, строительство которого начала еще Елизавета Петровна. Храм имеет два придела: правый — в честь Покрова Пресвятой Богородицы, левый — во имя святителя Николая, в память одноименных церквей, которые здесь стояли еще в XVII в. Храм с колокольней имеет форму корабля. Завершает здание барабан с полусферной главой, на которой водружен крест. С 1907 г. и до закрытия храма в нем служили отец Николай Любимов и диакон Федор Архангельский.

http://sobory.ru/article/?object=05956

В старых церковных описях Соломбальской церкви упомянуто много вкладчиков. В память о себе и своих близких соломбальцы дарили храму иконы и целые иконостасы, оклады, церковную утварь. Среди них были не только купцы, но и солдаты, матросы, крестьяне. Некоторые фамилии вкладчиков, как, например, Телятьевы, можно видеть и сейчас на кладбищенских памятниках и крестах. В 1930-е годы церковное имущество пополнилось: в храм поступили иконы из нескольких закрытых и разрушенных церквей города Архангельска. В том числе несколько икон из Успенской, Боровской и Благовещенской церквей. Среди них - икона «Успение» из одноименной церкви, которая особо почиталась горожанами, как чудотворная. Она была написана в 1704 году мастером из Холмогор, украшена серебряным окладом московской работы начала ХХ века. В настоящее время икона стоит у левого клироса храма святителя Мартина Исповедника. Несомненным преимуществом храма является то, что он, единственный в Архангельске, не прерывал богослужения, не закрывался в советское время и в значительной степени сохранил свое внутреннее убранство. Храм известен несколькими чудотворными иконами, среди которых мироточивый образ Божией Матери «Скоропослушница». Соломбальский храм Святителя Мартина Исповедника до революции именовался морской кладбищенской церковью на Кривой Яме. Датой его закладки является 4 июня 1803 года. При этом предполагалось, что небесным покровителем храма будет праведный Лазарь Четверодневный, в честь которого и хотели освятить престол храма. Однако 4 ноября 1806 года Владыкой Евлампием он был освящён во имя святого священноисповедника Мартина, папы Римского. Это связано с тем, что командиром Соломбальского порта, ходатайствовавшим перед Санкт-Петербургским Адмиралтейством о строительстве этого храма и управлявшим его строительством был адмирал Мартин Петрович фон-Дезин, много сделавший для того, чтобы Соломбала процветала. Мартин Петрович принимал активное участие в финансировании и организации работ по постройке храма, поэтому церковь и получила имя своего покровителя.

http://sobory.ru/article/?object=08627

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010