Храм был заложен 26 мая (8 июня) 1891 г. После кончины А.А. Смирновой строительство соборного храма было продолжено ее душеприказчиком, купцом г. Сергиев Посад Иваном Ефимовичем Ефимовым. В 1893 г. по проекту И.Т. Владимирова были сооружены ограда и врата монастыря (остатки сохранились), часовня-усыпальница над могилой монахини Рафаилы (А.А. Смирновой). Сооружение храма было закончено в 1894 г., место умершего архитектора И.Т. Владимирова было замещено архитектором Петром Алексеевичем Виноградовым. Главный престол во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста был освящен 25 октября (7 ноября) 1894 г. митрополитом Московским Сергием (Ляпидевским). Правый придел во имя иконы Божией Матери «Скоропослушница» освящен 6 (19) ноября 1894 г. Левый придел во имя Двенадцати апостолов освящен 12 (25) декабря 1894 г. Одной из главных святынь храма была икона Божией Матери «Скоропослушница», которую доставили из Афонского Свято-Пантелеймонова монастыря 21 апреля 1894 г. 20 апреля 1900 г. освящен храм во имя Архангела Рафаила (по проекту И.Т. Владимирова) митрополитом Московским священномучеником Владимиром (Богоявленским); Трехсвятительский храм на монастырском кладбище сооружен в 1894-1910 гг. по проекту П.А. Виноградова; Храм-усыпальница купцов Обуховых во имя иконы Божией Матери «Тихвинская» сооружен в 1901 году по проекту архитектора Николая Дмитриевича Струкова. В 1909 г. после кончины первой игумении Евпраксии была назначена игумения Нина (Волкова). При ней уже в 1910 г. было сооружено здание и открыто женское восьмиклассное училище, которое стало основой для созданного в 1914 г. первого в России женского высшего Богословского учебного заведения - института, а в 1909-1911 гг. по проекту архитектора Сергея Михайловича Ильинского был построен не сохранившийся по сей день «Рукодельный корпус» (корпус келий и мастерских). История монастыря и Храма Всемилостивого Спаса связана с именами ряда выдающихся людей, составляющих славу России и ее Церкви. В 1909 - 1917 гг. здесь неоднократно бывала преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна, здесь она причащалась.

http://sobory.ru/article/?object=24185

Во второй половине 1930-х годов власти сделали все возможное, чтобы закрыть храм; в 1937 году было закрыто для захоронений кладбище; в 1938 году закрылся верхний " обновленческий " храм, т.к. не стало прихожан: люди за обновленцами не пошли. Был открыт архив НКВД. В 1937 году в одну ночь НКВД арестовал всех вологодских священников. Избежали этой участи лишь о.Александр Беляев (его не было в ту ночь в городе) и о.Николай Добряков, который страдал тромбофлебитом ног. Почти целый год, превозмогая боль, он один продолжал служить в храме. Это было настоящим подвигом! В 1939 году во время службы с ним случился приступ. Прямо из храма о.Николая увезли в больницу, где он и скончался. Власти вновь поставили вопрос о закрытии нижнего храма, но православная община выстояла. Через три месяца найден новый священник - о. Анатолий Городецкий. В годы войны и первые годы после нее многие вернулись к Церкви. Власти вынуждены были вновь открыть ряд храмов. Был поставлен вопрос об открытии Воскресенского кафедрального собора. Особенно остро он ставился в 1947 году, накануне 800-летия города. В эти годы лихорадачно подыскивался " хозяин " собору: вначале областной музей, затем клуб, и наконец - картинная галерея. И все-таки чиновники были вынуждены пойти на компромисс: вместо Воскресенского собора они возвратили верующим верхний храм Богородицкой церкви, который и стал кафедральным собором. 18 августа 1992 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную Литургию в Рождество-Богородицком кафедральном соборе. Святыни: мощи прп. Иосафа Каменского, список иконы Божией Матери " Скоропослушница " , список иконы Спасителя " Обыденная " из Всеградского собора, икона княгини Анны Кашинской с частицей мощей. Особо чтимые праздники: 21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы. В этот день после литургии совершается праздничный молебен и Крестный ход вокруг храма. 31 октября - Всемилостивого Спаса. Этот праздник установлен в память об избавлении г. Вологды от моровой язвы в 1652 году. Накануне совершается всенощное бдение с акафистом Спасителю. После литургии совершается молебен особым чином (в конце молебна поминаются почившие во время эпидемии). 27 мая - иконы Божией Матери «Скоропослушница» - в память о принесении иконы в г. Вологду.

http://sobory.ru/article/?object=08247

Своды над приделами усеяны золотыми звездами на синем фоне. Все эти украшения принадлежат кисти художника Жозефа Бенцони из Лугано. На фреске центрального свода изображен на золотом фоне окруженный серафимами Господь Вседержитель, сложивший пальцы правой руки для благословения, а в левой руке держащий земной шар. На четырех углах парусов свода находятся изображениячетырех евангелистов, сопровождаемые их символами из видения пророка Иезекииля: орлом, быком, львом и ангелом. Образы Спасителя, серафимов и евангелистов принадлежат кисти профессора Джакомо Донати из Лугано. Две самые большие иконы иконостаса, по правую и левую сторону Царских врат, изображающие Христа и Богородицу, принадлжат кисти Николая Андреевича Кошелева, известного художника, члена Императорской Ахадемии Художеств в Санкт-Петербурге. В обрамлениях из белого мрамора с богатой скульптурной обработкой находятся: справа икона Богородицы Скоропослушницы, а слева – великомученика Пантелеймона; обе эти иконы были пожертвованы Женевскому храму русскими монахами с Афона. Стены и колонны храма украшены многочисленными, иногда древними и очень красивыми, иконами. Перечислим для примера только некоторые их них: икона Тихвинской Божией Матери в дивно украшенном окладе с разноцветными блестками (начало XVII в.); около заупокойного столика находится большая икона Божией Матери со сценами ее жизни и текстом начала Акафиста Пресвятой Богородице (XVIII в.); красивой работы икона Спаса Нерукотворного (XVI в.); Новгородская икона Пресвятой Богородицы «Знамение», окруженная четырьмя святыми, в искуснейшем серебряном окладе (XVII в.). С правой стороны притвора находится гробница двух архиереев, Преосвященного Леонтия, епископа Женевского, который управлял Швейцарским викариатством с 1950 по 1956 гг., а также его брата, Преосвященнейшего Антония, архиепископа Женевского и Западно-Европейского с 1957 по 1993 гг. Русская церковь в Женеве – старейшая и главнейшая из православных храмов Швейцарии. Ее золотые, горящие на солнце купола, далеко смотрятся с Женевского озера, а ее живописный вид часто изображается в туристических проспектах.

http://sobory.ru/article/?object=12221

Таковы, например, бронзовая с хрустальным набором люстра, освещаемая в нарочитые праздники, по палестинскому обычаю, не свечами, а елеем в лампадах, расположенных в два ряда; спускная хрустальная же лампада в форме свечи пред цельбоносной иконой Знамения Божией Матери, что над царскими вратами (давно, впрочем, замененная обыкновенною лампадой). Над царскими же вратами помещена была икона, изображающая лежащую на блюде усеченную главу св. Иоанна Предтечи Господня, прекрасной работы италианской школы, в венце и окладе на полях сребропозлащенных. Икона эта, по случаю вновь устроенных царских врат, перенесена в придельную церковь во имя Преподобного Макария Египетского , духовного патрона старца Макария. Бисерные чехлы на поставные свечи в поликандилах (давно замененных подсвечниками) пред местными иконами. Венки из искусственных цветов, возложенные на венцы местных икон. Наборные финифтяные иконы в рамах в виде параллелограмма, в средине коих вставлены: в одной – круглый небольшой киот с частицами св. мощей разных угодников Божиих, пожертвованный временно проживавшим в Оптиной Пустыни отставным штаб-ротмистром С.К.Нарышкиным из его наследственной, по бывшему родству с Царствующим домом, святыни; в другой раме – сребропозлащенный крест, тоже со св. мощами. Рамы эти находились на северной и южной сторонах храма за клиросами; а в настоящее время хранятся в ризнице. На месте же их поставлены большие иконы в приличных киотах: с южной стороны икона Божией Матери «Скоропослушницы», а с северной – св. великомученика и целителя Пантелеимона. Последняя взята из келлии старца Амвросия после его кончины. В алтаре на горнем месте поставлена в киоте большая Тихвинская икона Божией Матери в богатой сребропозлащенной ризе, напоминающая об усердии к скитской церкви первого великого Оптинского старца, иеромонаха Леонида, в схиме Льва; а по сторонам, соразмерно ее величине, размещены так называемые штилистовые образа. Пред этими иконами во время праздничных служб возжигаются особые свечи, что, усиливая вместе с запрестольным трехсвещником освещение алтаря, приятно действует на зрение и чувство.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Греция кон. XIII века 19 августа, в день Преображения Господня Чудотворная икона «Всемилостивая Заступница». В алтаре в замечательно украшенных ковчегах хранится около 200 частей мощей 70 святых. 23226 (Кутлумуш) Греция 1363 г. 19 августа, в день Преображения Господня Чудотворная икона Богородицы «Геронтисса», что зна­чит «Ста­ри­ца» или «На­сто­я­тель­ни­ца». Мощи вмч. Феодора Стратилата, часть щита вмч. Меркурия, иконы XIV века. 23880 (Пантократор); 23404 (Ильинский скит) Греция 22 марта, в день Сорока мучеников Севастийских 27 сентября, в день Воздвижения Креста Болгария 6 мая, в день св. Георгия Победоносца Чудотворные иконы Богородицы «Акафистная» и «Услышательница. Две переносные иконы вмч. Георгия. Греция 21 ноября, в день Архистратига Михаила 14 октября, в честь иконы Божией Матери Скоропослушницы В специально устроенной часовне находится чудотворная икона Богородицы «Скоропослушница» ( X в.). Греция кон. X века 12 июля, в день апп. Петра и Павла Честная глава апостола Варфоломея. Греция 7 апреля, в день Благовещения 6 сентября в день преп. Козьмы Этолийского Чудотворная икона Богородицы « Сладкое Лобзание» . Нетленная благословляющая десница Иоанна Златоуста, стопа вмч. и целителя Пантелеимона, мощи вмц. Марины. Греция 1257 г. 7 января, в день Рождества Христова 4 августа, в день св. Марии Магдалины Часть мощей (левая рука) св. Марии Магдалины, части мощей вмц. Варвары и прмц. Евдокии. Греция 15 февраля, в день Сретенья 10 августа, в день св. Павла Ксиропотамского Дары волхвов, частицы мощей св. Григория Богослова, Максима Исповедника, прмч. Калиника, Василия Великого, глава Феодоры Александрийской. 23741 (монастырь св. Павла); 23736 (Лаккоскити); 23629 (Новый Скит) Греция 1541 г. 19 декабря, в день свт. Николая Чудотворца Мозаичная икона Николая Чудотворца, обретённая в море, частицы мощей св. Василия Великого, Иоанна Златоуста , Григория Богослова , архидиакона Стефана, 40 Севастийских мучеников, Феодора Стратилата, Амвросия Медиоланского, Иоанна Предтечи.

http://azbyka.ru/palomnik/Афон

Святитель Алексий даровал братии возрожденной обители образ Корсунской Божией Матери византийской работы, привезенный им из Москвы. По преданию, эта икона была списком, написанным в 993 году греческим иеромонахом Симеоном с древнего образа Богородицы, сотворенного в Корсуни самим святым апостолом и евангелистом Лукой. Именно эта икона почиталась главной святыней Благовещенского монастыря, пребывая в Алексиевской церкви (храм этот, известный с конца XVII b., впоследствии перестраивался и освящался на ином месте в стенах обители). Образ пропал в годы Советской власти. Монастырь начал расти и процветать. Великие князья Суздальские и Нижегородские даровали ему земельные владения, снабжали насельников всем необходимым. Многие светские и духовные лица жертвовали на устроение этой иноческой обители, становясь ее покровителями, защитниками и благотворителями. Со времени возобновления монастыря он стал принадлежать к Дому митрополитов Московских, а с учреждением патриаршества (1589 году) именоваться «домовым Патриаршего дома монастырем», то есть ставропигиальным. Большой урон монастырю наносили пожары, случались оползни и обвал горы, в уступе которой обустроились и обитель, и Благовещенская слобода (поврежденные отчасти постройки удавалось успешно восстанавливать). Являясь своеобразным центром распространения церковной культуры и просвещения, к концу XIX b. Благовещенский монастырь имел обширную библиотеку, в которой сохранялись рукописные и старопечатные книги XVI–XIX bb. Среди уникальных творений в этом собрании современники отмечали следующие: переплетенный сборник с подлинной черновой рукописью патриарха Гермогена, напрестольное Евангелие 1575 года, Церковный Устав, писанный в 1607 году, Апостол, печатанный в 1694 году, а также уникальная нотная книга на пергаменте – Кондарь (Кондакарь) конца XI b., с песнопениями, положенными на азбучно-крюковые ноты. В храмах монастыря находились подлинные святыни. Наряду с древней иконой Корсунской Божией Матери были: образ Богородицы «Скоропослушница», который считался единственным из сохранившихся в России списков, также написанных евангелистом Лукой; икона святого Алексия Митрополита (с частью его мощей), датируемая концом XV b.; образы Иверской и Смоленской Божией Матери; икона святого Иоанна Лествичника с изображением святого Иоанна, указующего братии лестницу на небо, где одни представлены восходящими по ней (праведники), а другие – низверженными с нее.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

До 2005 года монастырь пребывал в запустении и разрухе. 26 декабря 2006 года, ходатайством Архиепископа Рязанского и Касимовского Павла, Священный Синод под председательством Патриарха Алексия II  принимает решение об открытии Казанского женского монастыря г.Рязани. В настоящее время обитель возрождается. В 2006 году по ходатайству архиепископа Рязанского и Касимовского Павла на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было благословлено возрождение монашеской жизни Казанского женского монастыря в городе Рязани.  6 января 2007 года по благословению архиепископа Павла игуменом Игнатием (Депутатовым) было совершено малое освящение алтаря в Казанском соборе. 7 января 2007 в праздник Рождества Христова была совершена первая Божествення Литургия. 20 июля 2007 года и 17 декабря 2007 года купола Казанского собора вновь были увенчаны крестами, которые освятил архиепископ Рязанский и Касимовский Павел. В октябре 2007 года по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Павла в стенах Казанского женского монастыря открылось Рязанское Женское Епархиальное Духовное училище. Здание, где раньше располагалось Рязанское Научное Реставрационное Управление, было передано Рязанской Епархии в безвозмездное пользование. 8 августа 2008 Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел передал обители чудотворный образ великомученика и целителя Пантелеимона. Икона была написана и освящена в XIX веке на святой горе Афон. После закрытия и разорения монастыря её хранили благочестивые прихожане. В настоящее время в Казанском храме монастыря ежедневно проходят богослужения. Продолжаются ремонтно-реставрационные работы. Святыни:   Частицы мощей: св. ап. Симона Канонита, св. блгв. кн. Петра и Февронии Муромских, блаж. Василия Кадомского. «Казанская» икона Божией Матери (чтимый образ), икона Божией Матери «Скоропослушница», образ великомученика и целителя Пантелеимона (афонский). http://www.ryazeparh.ru/ Монастырь в честь иконы Казанской Божией Матери был основан в XVI веке и располагался недалеко от Спасского монастыря, к югу. Во второй половине XVII столетия, при митрополите Авраамии, построена каменная Казанская церковь, на месте или около существовавшей здесь деревянной. До секуляризации монастырских земель в 1764 году монастырь пользовался хлебной и денежной ругой.

http://sobory.ru/article/?object=11703

Первыми строителями монастыря были вольские мещане Александр Алексеевич (†1858) и Евдокия Титовна (†1863) Леонтьевы, выстроившие к осени 1858 года большой деревянный дом, ставший первым жилищем сестер. После смерти мужа Евдокия Титовна поселилась в монастыре и была назначена настоятельницей обители; в этой должности она оставалась до самой своей смерти. Она построила еще четыре поместительных деревянных дома, купила 11 десятин превосходного фруктового сада, приобрела 50 десятин пахотной земли в Новоузенском уезде. В монастыре установилось ежедневное келейное правило, чтение псалтири по умершим. После смерти Евдокии Титовны обителью управляла до 1867 года вольская мещанка Агафья Евдокимовна Ермолина. В это время число сестер увеличилось до пятидесяти, по благословению Саратовского епископа святителя Иоанникия II были выстроены Успенская Церковь, больница и богадельня для престарелых. 10 октября 1865 года Преосвященный Иоанникий освятил храм, а 19 октября 1866 года обитель получила статус общины. Начальницей ее была назначена монахиня Саратовского Крестовоздвиженского монастыря Еванфия. Она настоятельствовала в монастыре двадцать два года. Ее стараниями был выстроен обширный, теплый и светлый храм в честь Владимирской иконы Божией Матери, который Преосвященный Иоанникий освятил 9 июня 1872 года. В 1875 году был устроен придел к нему во имя св. Николая Чудотворца. 13 июня 1892 года община была возведена в степень женского общежительного монастыря, и в его стенах на праздник Воздвижения впервые был совершен монашеский постриг сестер. 25 июля 1899 года Саратовским епископом Иоанном (Кратировым) была освящена трапезная церковь во имя святителя Афанасия Александрийского и Св. праведной Елисаветы. В годы Первой Мировой войны насельницы монастыря не оставались в стороне от широко развернувшейся благотворительной деятельности вольских церквей. Помимо денежной помощи семьям воинов, призванных в действующую армию, монастырь принял на воспитание 5 девочек-сирот. Чтимыми святынями обители была мироточивая Иверская икона Божией Матери, по молитвам перед которой город миновала холера и икона Божией Матери, называемая «Скоропослушница». Сохранилась другая чтимая в монастыре Иверская икона Богородицы. Лишенная драгоценного оклада, потемневшая от времени она находится сейчас в Вольской Благовещенской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=32248

Цитата из книги Л.В. Кригер, Г.А. Чесноков " Архитектура исторических городов Воронежской области " Собор в г. Новохоперске пятиглавый, величественной архитектуры, в нем три престола. Правый придел был посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы, а недавно переименован в честь иконы Божией Матери, именуемой Скоропослушницею, с левой – в честь св. апостолов Петра и Павла. Первоначальная постройка собора, вероятно, относится ко времени основания самого города. Новохоперск или «хоперская крепость» построен в начале XVIII ст. в 1710 г., по некоторым данным – в 1716 г. Прежде на местности, занимаемом Новохоперском, находились казачьи городки: Пристанский, Беляевский и Григорьевский, они были уничтожены в 1708 г. при усмирении Булавинского бунта. На место означенных городков по приказанию Петра I была основана Хоперская крепость, название заимствовано от реки Хопра, на правом берегу которого расположен Новохоперск… Первоначальное население этой крепости состояло из казаков, купцов и разночинцев из ближних городов. Крепость была земляная, регулярная с бастионами, окруженная рвами, на валах ее было 20 пушек. Повыше крепости на Хопре устроены были верфь, магазины для материалов и припасов, госпиталь. В этой же крепости был свой магистрат и в ней жил комендант. В 60-х гг. XIX ст. остатки крепостного вала были срыты и через то образовалась обширная и ровная площадь. В 1779 г. Новохоперск сделан был уездным городом Тамбовского наместничества, в 1782 г. отошел к Саратовскому, в 1802 г. поступил в состав Воронежской губернии. Воскресенский собор возобновлен в 1861 г. усердием новохоперского гражданина церковного старосты Василия Михайловича Степанова. Благотворитель не жалел средств для благолепия собора; один иконостас в нем стоит 20 000 руб. серебром. Возобновленный собор был освящен высокопреосвящ. Серафимом, архиепископом Воронежским, 10 октября 1865 г. Замечательна в этом соборе свято чтимая, с Афона принесенная в 1863 г., вышеупомянутая икона Божией Матери-Скоропослушницы. Придел иконы Божией Матери Скоропослушницы в Воскресенском соборе до 1881 г. был издревле посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы, но так как в соборе находится с 1863 г. свято чтимая икона Божией Матери Скоропослушницы, на поклонение которой стекаются богомольцы из отдаленных мест, то по желанию причта и прихожан Рождество-Богородицкий придел был переименован в честь сей иконы.

http://sobory.ru/article/?object=09128

В XVIII в. село принадлежало графам Фёдору и Ивану Андреевичам Остерманам. Их отец Андрей Иванович Остерман определял внешнюю политику России. Он был женат на Марфе Ивановне Стрешневой. После переворота, совершённого дочерью Петра I, Елизаветой Петровной, он был сослан в Сибирь, где и умер. Его сыновья Фёдор (1727-1804), генерал-поручик, действительный тайный советник, сенатор, и Иван (1725-1811), вице-канцлер и президент Коллегии иностранных дел, не имели детей. В XIX в. последней помещицей села была Тютчева. Церковь в честь Святителя и чудотворца Николая в селе существует издавна: она упоминается деревянной в окладных книгах патриаршего приказа в 1628 и 1654 г.г. В 1826 г. вместо обветшавшей деревянной церкви усердием прихожан построенная каменная церковь с каменной же колокольней. В храме первоначально было два престола: главный Святителя и чудотворца Николая и в тёплой трапезной – в честь святых и праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны; в 1883 г. трапезная была расширена, в ней освящён ещё один престол, Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В этом виде церковь существует и поныне. Главные святыни храма – 5 больших чудотворных икон Божией Матери. Из них одна, Иверская, - местная, остальные (два образа «Всех Скорбящих Радость», «Скоропослушница» и «Боголюбская») были принесены из других храмов при их закрытии во времена гонений. Под Иверской иконой Божией Матери установлена памятная доска с описанием чуда, происшедшего после крестного хода с этой иконой и молебна на окрестных полях: «В память избавления от червей, посланных Господом Богом на поля хлеба в июле месяце 1888 года. По молитвам же Царицы Небесной 21 июля птицы небесные сих насекомых поели. В благодарность оказанной милости установлено празднество сей Божией Матери 13 октября каждогоднее и тщанием прихожан в то же время положена новая риза позлащенная стоимостью во сто руб. серебром». Икона «Всех Скорбящих Радость», на которой Богородица изображена стоящей в полный рост, со скорбно-задумчивым ликом, обращенным влево, как при Кресте Господнем, принесена из с. Некоморно. Оно было в 2-х километрах на юго-восток от с. Новое и теперь уничтожено, земля распахана (сохранились лишь фундамент храма и несколько могил с кладбища). С появлением этой иконы в с. Некоморно связано чудо: слепой девочке было трёхкратное явление Богородицы с обещанием исцеления ,повелевающей найти Её икону, обмыть и этой водой вымыть глаза. Девочка рассказала сон матери и священнику. Стали искать и с большим трудом нашли в мастерской доску, с виду напоминающую икону. Изображение почти пропало, доску использовали как скамейку, на ней курили, ямка, прожжённая пеплом, до сих пор видна на шее образа Богоматери. Когда икону обмыли и этой водой умыли слепую девочку, она прозрела, а икона обновилась. Благодарные родители сделали на неё оклад.

http://sobory.ru/article/?object=00204

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010