Архимандрит Георгий 22.06.1941 — 2.10.1998 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 12 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 2-го октября скончался доцент Московской Духовной Академии, насельник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Георгий. Остановилась активная и плодотворная ученая деятельность. Архимандрит Георгий (в миру Николай Иванович Тертышников) родился в с. Книгино Ипатовского района Ставропольского края 22 июня 1941 года в день памяти русских святых, когда началась Отечественная война. В 1959 году он окончил среднюю школу, в 1962 году окончил с отличием фельдшерское отделение Ставропольского медицинского училища. С 1962 по 1964 годы служил в армии фельдшером в госпитале на территории ГДР. С 1965 года учился в медицинском институте и работал в медпункте железнодорожного техникума. В 1966 году поступил в Московскую Духовную Семинарию и после окончания ее в 1969 году поступил в братство Свято-Троице-Сергиевой Лавры. 26 декабря 1969 года пострижен в монашество наместником Свято-Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Платоном (Лобанковым, впоследствии епископом Воронежским и Липецким; †1975), 14 января 1970 года митрополитом Крутицким и Коломенским Пименом (впоследствии Патриарх Московский и всея Руси; †1990) рукоположен в сан иеродиакона. 14 июня 1970 года ректор Московской Духовной Академии епископ Дмитровский Филарет (ныне митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси) рукоположил его в сан иеромонаха. Советом Академии ему была объявлена благодарность за активное участие в обслуживании работы Поместного Собора 1971 года, на котором был избран Патриарх Пимен. В 1973 году отец Георгий окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, присвоенной за сочинение на тему “Гомилетический элемент в эпистолярном наследии епископа Феофана Затворника”. Можно говорить, что с самого начала его обучения в Семинарии у него имелась особая целеустремленность, смысл которой раскрывает сочинение, написанное им в конце первого года обучения на тему “Как я намереваюсь провести летние каникулы в текущем году”. Родившись на Северном Кавказе, он тянулся к древним православным святыням Грузии. В своем сочинении он писал: “Во время летних каникул я хочу поехать в Грузию и посетить места, где подвизались многочисленные угодники Божии. Жизнь этих святых указывает христианам путь к Царству Небесному”. В конце он пишет: “После приезда из Грузии я хочу подробно познакомиться с трудами епископа Игнатия Брянчанинова”. Несомненно, эти стремления отца Георгия объясняются тем, что святитель Игнатий жил на Северном Кавказе, управляя Ставропольской епархией. Однако в процессе учебы в Духовной школе у отца Георгия откристаллизовалась другая тема — изу­чение богословского наследия святителя Феофана Затворника. Эта тема стала основополагающей в его ученом творчестве, именно ей была посвящена кандидатская работа.

http://pravmir.ru/vechnaya-pamyat-2/

Беседа 8. Заповедь всепрощения: о немилосердном заимодавце Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея. Цикл «Семейная жизнь ветхозаветных патриархов» мы окончим в следующей передаче, так как данный цикл опубликован в виде книги и стали доступными видеокассеты цикла, который читался мною в Троице-Сергиевой Лавре. Спрашивайте книгу и диски в православных магазинах. Завтра в храме Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках возобновляется цикл бесед по Книге Исход, они будут проводится после Божественной Литургии. Также по понедельникам в храме святителя Николая в Котельниках (метро «Таганская», Первый Котельнический переулок, д. 8) мною читается цикл бесед по 1-й Книге Царств, начало лекций – в 19.00. Каждый понедельник до Нового Года в это же время лекции будут проходить в этом же храме и в это же время. Справки по телефону: (495) 915–05–06. Итак, сегодня: Евангелие от Матфея, и тема сегодняшней беседы – Заповедь всепрощения: о немилосердном заимодавце. Мы будем читать 18-ю главу Евангелия от Матфея с 21-го по 35-й стих. И мы читаем 21-й стих: Мф.18:21 . «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?». Падшая природа человека устроена так, что прощение ей не свойственно. Грешник может простить из чувства презрения своего противника, усиливая таким образом собственное чувство презрения, но простить искренне, от всего сердца не способен. Король Франции Луи XII однажды сказал: «Ничто не пахнет так приятно, как мертвое тело твоего врага». Этими словами он выразил позицию многих и многих людей, которые злорадствуют по поводу гибели или падения (неудач) своих, как им кажется, врагов. Однажды я получил по почте анонимку, в которой мой недоброжелатель сообщал мне, что само мое существование портит всё. То есть мой недоброжелатель не только не искал прощения для меня, но видел для себя счастье в моем полном уничтожении. Хотя мы всего-навсего расходились с ним по некоторым богословским вопросам. Тогда я подумал: а что бы он пожелал мне, если бы я нечаянно наступил ему на ногу. Наверное, он захотел бы лично расправиться со мною.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вселенский VI Собор (III Константинопольский) Статья из т. 9 «Православной энциклопедии». Москва, 2005 г. Источники, публикации Почти все экземпляры греч. текста Деяний Собора были уничтожены в правление имп. Филиппика (711-713), согласно его указу, вышедшему в 711 г. (RegImp, N 271). Единственный экземпляр был сохранен архидиак. Агафоном, к-рый лично присутствовал на Соборе в качестве чтеца и нотария. В 713 г. он по указанию имп. Анастасия II (713-715) восстановил акты Собора с нек-рыми уточнениями, к-рые он как очевидец событий внес в имеющийся у него текст. Почти все известные на сегодняшний день свидетельства греч. текста Деяний Собора восходят к этой редакции Агафона. В Рим греч. текст соборных актов был доставлен уже в 682 г., где в период до 701 г. визант. переводчиками был выполнен их перевод, лежащий в основании рукописной традиции лат. текста Деяний. Наиболее существенным различием греч. и лат. традиций текста является отсутствие в греч. версии соборных актов 17-го деяния, состоявшегося, согласно лат. версии, 11 сент. 681 г. Сохранившиеся греч. рукописи содержат только 17 соборных деяний, причем 17-е соответствует 18-му лат. версии. По предположению издателя критического текста соборных Деяний Р. Ридингера, причиной этого различия послужило то, что в греч. текст, доставленный в Рим в 682 г., случайно был включен подготовленный заранее протокол заключительного соборного заседания, намеченного на 11 сент. 681 г., к-рое, однако, по причине отсутствия императора состоялось только 16 сент. и имело собственный протокол. Работавшие в Риме переводчики аккуратно следовали имевшемуся у них тексту, поэтому в их переводе появились 2 деяния - 11 и 16 сент. 681 г.- вместо одного, фактически имевшего место 16 сент. В то же время Агафон, лично принимавший участие в Соборе, имел возможность отредактировать изданный им в 713 г. текст Деяний в соответствии с действительным ходом событий (Riedinger R. Einleitung//ACO II. Vol. 2 (2). P. XVIII-XIX). Сохранившиеся греч. и лат. рукописи соборных Деяний включают помимо протоколов 17 или 18 заседаний Собора 2 сакры имп.

http://sedmitza.ru/text/758858.html

Гавриил, архиепископ Тверской и Кашинский (Розанов Василий Федорович) Родился 26 января 1781 года в семье священника Костромской губернии. Образование получил в Костромской, а затем в Троицкой лаврской духовных семинариях и по окончании назначен учителем пиитики в Костромской духовной семинарии. 15 октября 1811 года пострижен в монашество и назначен префектом Вологодской духовной семинарии, а 24 октября возведен в сан архимандрита Спасо-Каменного монастыря, С 11 сентября 1814 года – ректор Вологодской духовной семинарии и настоятель Спасо-Прилуцкого монастыря. В 1819 году вызван на чреду священнослужения в Санкт-Петербург и определен законоучителем 1-го кадетского корпуса. С 1820 года – настоятель Ярославского Толгского монастыря и ректор духовной семинарии. 18 сентября 1821 года хиротонисан во епископа Орловского. 22 мая 1828 года переведен в Екате- ринославскую епархию. 31 декабря 1832 года возведен в сан архиепископа. 9 мая 1837 года назначен архиепископом Херсонским и Таврическим. 1 марта 1848 года переведен в Тверь. 15 февраля 1857 года уволен на покой с правом управления Калягиным монастырем. 18 марта 1858 года переведен в Тверской Желтиков монастырь. Скончался 8 сентября 1858 года. Погребен в соборной церкви Желтикова монастыря. О преосвященном Гаврииле высказывались различные мнения. Он активно занимался епархиальными делами. Будучи Херсонским архипастырем, преосвященный Гавриил построил в Одессе архиерейский дом с церковью и несколько новых церквей в городе, открыл семинарию, основал женский Михайловский монастырь с епархиальным женским училищем, успешно вел борьбу с расколом. Он всегда был добрым отцом пасомых, и особенно в годы тяжких испытаний. Во время чумы 1837 года преосвященный принял все меры предосторожности, чтобы избежать распространения заразы. Он призвал народ к покаянию. Сам неоднократно посещал карантины. В ответ на эту деятельность преосвященного Гавриила о нем написано немало теплых строк, из которых делаем выдержку: «Одесский Архангело-Михайловский училищный монастырь – это учреждение есть незабвенный памятник пастырской заботливости о сиротах духовного звания, обыкновенно погрязающих в невежестве и грубости.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть Уроки Приамурского Земского Собора Доклад на заседании Союза Православных Братств 18 мая 2008 года Андрей Хвалин   04:00 30.05.2008 414 Время на чтение 18 минут За прошедшие почти двадцать лет, с конца 80-х - начала 90-х годов прошлого века, когда в средствах массовой информации стали появляться первые публикации по истории русских Земских соборов в целом и о Приамурском Земском соборе 1922 года во Владивостоке в частности, комплекс связанных с ними идей прочно вошел в сознание современного российского общества. Тема, представляющая всего два десятилетия назад интерес для ученых специалистов - историков, юристов и т.п., приобрела, как и на рубеже XIX-XX веков, политико-идеологическое звучание. И хотя, вышедшая в 2004 г. в издательстве " Посев " в серии " Белые воины " под редакцией научного редактора серии В.Ж. Цветкова книга о Главе Приамурского Земского края генерале М.К. Дитерихсе характеризуется в рецензиях как " первооткрывательский " " грандиозный труд " , она скорее венчает определенный этап научного осмысления темы, что, впрочем, не помешало ее составителям скромно умолчать об исследованиях предшественников, некоторые из которых получили еще за десять лет до выхода " посевской " книги широкое признание, как в Отечестве, так и за рубежом. Поэтому, думается, в такой подготовленной аудитории нет сегодня нужды детально рассказывать о всех перипетиях подготовки и проведения Приамурского Земского собора во Владивостоке в июле-августе 1922 года. Кратко остановлюсь на его особенностях и итогах, а также на тех непреходящих уроках, которые необходимо усвоить нынешним русским монархистам. Во-первых, имеют неоспоримое сходство некоторые черты политической атмосферы, в которой готовился и проводился Приамурский Земский собор и современное состояние России. Со 2-го марта 1917 года, со дня так называемого " отречения " Государя Императора Николая Второго, единая прежде Самодержавная и Православная Россия разделилась сама в себе. С одной стороны, видимая земная власть в стране оказалась в руках безбожников. С другой, - гонимый этой властью православный народ продолжал исповедовать Христа и христа , как именуются в священных и святоотеческих текстах Помазанники Божии - православные Цари.

http://ruskline.ru/analitika/2008/05/30/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАЛЛАДИЙ (Роговский Федор Семенович) (8.02.1665, Кашинский у.- 23.01.1703, Москва), рус. религ. деятель, ученый-богослов. Род. в вотчинах Макариева Калязинского во имя Святой Троицы мужского монастыря ( Бушлякова. 2002. С. 52). Версия о традиционно указываемом в справочниках и работах о П. годе его рождения (1655) базируется на тексте надписи на его надгробной плите, содержавшем указание на возраст П. на момент смерти (48 лет; см.: ДРВ. Ч. 18. С. 198; Московский некрополь. СПб., 1908. Т. 2. С. 394). Однако эти данные вступают в противоречие с полной датой рождения П., указанной в матрикулярной записи коллегиума св. Афанасия в Риме (Archivio del Collegio Greco. T. 14. F. 41rv.- 42), которая в этом случае представляется более надежным источником. Составивший в 50-х гг. XIX в. жизнеописание П. послушник Саввина Вишерского мужского монастыря Н. Утятин без ссылок на источники утверждал, что в миру П. звали Павел Рогов (Журнал 33-го заседания. 1891. С. 9, 10). Сведения Утятина об имени П. не подтверждаются источниками: согласно данным вышеупомянутой матрикулярной записи, в миру П. звали Федор Семенович. Относительно фамилии Рогов А. А. Митропольский сделал предположение о том, что она произошла от места рождения П., и привел в качестве возможного варианта селение Рог на р. Нерль (ныне дер. Рог Калязинского р-на Тверской обл.) (Там же. С. 10). Однако во вкладной записи в Общей Минее с праздниками, к-рую П. пожертвовал в Макариев Калязинский мон-рь в 7196 (1687/88) г., его фамилия звучит иначе - Рогуша ( Бушлякова. 2002. С. 52; Минея ныне хранится в ТГОМ (КОФ-922)). Впосл., во время обучения в Европе, его фамилия стала писаться как «Роговский». Принял постриг в Саввином Вишерском мон-ре, позднее служил иеродиаконом при 1-м еп. Тамбовском (1682-1684) Леонтии. В 1685 г. поступил в составе группы первых учеников в школу братьев Лихудов в московском Богоявленском мон-ре (см. в ст. Славяно-греко-латинская академия ), в связи с чем был переведен в число братии этого мон-ря (ДРВ. Ч. 18. С. 148; Надеждин. 1840. С. 610). 28 дек. 1687 и 20 апр. 1688 г. в числе проч. преподавателей и учеников академии был на приемах у патриарха Московского и всея Руси Иоакима (Савёлова) ( Забелин. 1884. Стб. 393, 1044). Согласно офиц. заявлению миссионера Товии Тихавского (Тобиаша Тихановского) от 12 дек. 1693 г., служившего в февр.-окт. 1689 г. в Немецкой слободе в Москве ( Андреев. 2017. С. 8, 10), именно он обратил в Москве П. в унию ( Шмурло. 1931. С. 7, 25). Вскоре после этого (до окт. 1689) П. отправился в Европу для продолжения образования. Его отъезд был совершен без ведома гражданских и духовных властей, нелегально, что ставило его в сложное положение как в России, так и на Западе. Все это, однако, он посчитал преодолимым ( Надеждин. 1840. С. 612).

http://pravenc.ru/text/2578741.html

Мелхиседек (Паевский Михаил Львович), архп. Енисейский и Красноярский Родился 15 ноября 1879 года в с. Витулине, Гродненской губ., где отец его был священником. Он был вторым сыном многочисленной семьи – 9 человек детей, которым почти всем, отец, часто отказывая себе в самом необходимом, дал среднее и высшее образование. С малых лет ребенком привык он быть в храме маленькой сельской церковки, на соломенной крыше которой примостилось гнездо аиста. Уже с восьми лет, когда его детские руки еще не в состоянии были держать большой книги, он читал «Апостол”, а книгу перед ним держали «братчики» – солидные прихожане с перевязями на рукаве и большими восковыми свечами в руках по западному обычаю. Унаследовав от матери кроткий и нежный характер и ее живую веру в Бога, он до самой смерти с любовью вспоминал церковную атмосферу, окружавшую его в детстве. Окончив духовное училище, он перешел в духовную семинарию в Петербурге, откуда по слабости легких был переведен в Симферопольскую семинарию, на последнем курсе которой 25 марта в день Благовещения, принял рясофорный постриг, имея 18 лет от роду. Поступив в Казанскую духовную академию, на первом курсе принял пострижение в мантию с именем Мелхиседека, на 22-м году жизни. Будучи студентом 2-го курса академии, он изъявил желание поступить в состав Пекинской духовной миссии. Ввиду этого 18 января 1902 года он был отчислен из состава студентов академии, но по сложившимся обстоятельствам в миссию поехать ему не пришлось и 8 марта того же года он снова был принят в число студентов. В 1904 году окончил Академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем Могилевской духовной семинарии. В 1905 году возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Могилевского Братского монастыря. 1907 год – настоятель Херсонисского монастыря. 1909 год – настоятель Новгород-Северского Преображенского монастыря. 1910 год – смотритель Владикавказского духовного училища. 1914 год – ректор Тифлисской духовной семинарии. В 1916 году был вызван в Петербург. Отъезд его горячо оплакивали духовная семинария, которой он предоставил возможность совершать богослужение на родном грузинском языке, за что немало пришлось ему понести неприятностей со стороны гражданской власти, считавшей, что только на славянском языке может быть совершаемо там богослужение, хотя бы и чужд и непонятен он был ученикам грузинам.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Путешествие в Иерусалим (Четвертое посещение Иерусалима). (Толкование на стих 22) Его же Вполне точного и ясного указания на посещение им Иерусалима в священном тексте нет. Дeяh. XVIII, 22 , где находится указание на посещение Иерусалима, читается так: κα κατελθν εις Καισαραν ναβς και σπασμενος την κκλησαν κατβη εις A­ ντιχειαν. Если взять эти слова вне их связи со стихами 18 и 21 той же главы, то на первый взгляд может показаться, что здесь и речи нет о хождении апостола в Иерусалим, а сообщается только о посещениии и приветствовании им кесарийской церкви и удалении отсюда в Антиохию. Так действительно и полагали некоторые толкователи: они ναβς относят к Кесарии и под την κκλησαν разумеют церковь кесарийскую. А в объяснение употребленного после κατελθων εις Καισαραν – ναβς, указывающее на восхождение из Кесарии куда-то выше, αν, приводят то соображение, что – или самый город Кесария лежал выше, чем расположенные на самом морском берегу гавань и другие портовые постройки, или – если город не возвышался особенно над уровнем моря, т.е. над высотою берега, то, значит, посещенное св. апостолом место общественных собраний христиан было расположено на возвышенности. Правда, если бы раньше не было замечания св. Луки о намерении ап. Павла посетить Иерусалим во время приближающегося праздника и о принятии им обета назорейства, требовавшем срочного посещения св. города, то в таком случае изложенное толкование, хотя не находило бы для себя подтверждений в священном тексте, однако, не могло бы быть оспариваемо на основании его. Но, так как подлинность 21-го стиха в полном его виде, а равно принятие св. апостолом обета назорейства, не подлежат сомнению, то последовательность мыслей в этом отделе (ст. 18–22) не только не дозволяет принимать изложенного толкования но положительно требует, невзирая на краткость священного повествования в этом месте, ναβς και σπασμενος την κκλησαν относить к Иерусалиму. – Но и помимо этого, в самом тексте этого стиха есть несомненные указания, что св.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Состоялись годичный акт и открытие ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского университета 20 ноября, 2010. Редакция " Правмира " 18 ноября 2010 г., в день избрания на Московский Патриарший престол святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, состоялся годичный акт Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и открытие XXI Ежегодной богословской конференции ПСТГУ. 18 ноября 2010 г., в день избрания на Московский Патриарший престол святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, состоялся годичный акт Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и открытие XXI Ежегодной богословской конференции ПСТГУ. В этот день Божественную литургию в университетском храме в честь Живоначальной Троицы в Вишняковском переулке совершили председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений, епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил и председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон в сослужении председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Димитрия Смирнова, ректора вуза протоиерея Владимира Воробьева и клириков храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе при ПСТГУ. Вечером в конференц-зале 1-го Гуманитарного корпуса МГУ им. М.В. Ломоносова состоялся торжественный акт Свято-Тихоновского университета. Протоиерей Владимир Воробьев рассказал о наиболее важных событиях в жизни вуза в 2010 году, одним из которых стало открытие студенческого городка со своей инфраструктурой — часовней, общежитием, учебным корпусом, библиотекой и столовой. Также значимым событием стало создание диссертационного совета на базе ПСТГУ и МГУ им. М.В. Ломоносова. Почетный гость актового дня архиепископ Верейский Евгений огласил приветственное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла участникам торжественных мероприятий. Митрополит Горийский и Самтависский Андрей (Грузинская Православная Церковь) передал приветствие Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II.

http://pravmir.ru/sostoyalis-godichnyj-a...

Царство государя царя Михаила Феодоровича Здесь приведено во свидетельство о двуперстии 18 изображений руки на разных св. иконах, и, кроме того, свидетельство от Великого Катехизиса, от Потребников, напечатанных при патриархах Филарете и Иоасафе первом, от Псалтырей, «выпечатанных до Иосифа патриарха», и Кирилловой книге, напечатанной при Иосифе. Но из 18-ти снимков со святых икон, как они представлены в самых Поморских Ответах, восемь представляют такое же перстосложение, какое на Тихвинской иконе, т. е. не соответствующее двуперстию; четыре представляют благословящую руку, изображённую заднею страною длани, и на них не видно поэтому, какое здесь перстосложение, и только шесть представляют перстосложение двуперстное. Приводя эти свидетельства, Денисов усвояет особенную важность тому обстоятельству, что большая часть их находится в Москве, в кремлёвских соборах, и Новеграде, но при этом он оставил без всякого внимания здесь же обретающиеся святые иконы с изображённым на них перстосложением именословным и троеперстным. Так, в Успенском соборе над царскими вратами вверху стоит икона Господа Саваофа: благословящая рука имеет перстосложение именословное. Там же, несколько ниже, икона Знамения Пресвятой Богородицы: у Предвечного Младенца десница изображена с именословным же перстосложением. Рядом с этой иконой икона пророка Давида: десница с именословным перстосложением. Там же, ещё ниже, икона Спасителя, сидящего на престоле: благословляющая десница сложена именословно. Над северными дверями икона святителя Николая Чудотворца с именословным же благословением. В алтаре, в приделе свв. Апостол Петра и Павла, над ракою святого Феогноста находится древняя XII-ro века икона святителей и чудотворцев ростовских Леонтия, Исайи и Игнатия, предстоящих Божией Матери в молитвенном положении. У святителей Леонтия и Игнатия (у св. Исайи правая рука скрыта за св. Леонтием) молебные десницы изображены с явственным троеперстным сложением. На северной стороне над свечным ящиком находится другая, современная предыдущей икона тех же святых, а в палате над мироварной палатой – третья, и в храме Николы Гостунского под Ивановской колокольней – ещё три иконы (начала 17-го века) тех же ростовских святителей: на всех этих иконах у святителей Леонтия и Игнатия молебные десницы изображены также с явственным троеперстным сложением 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010