Закрыть itemscope itemtype="" > Важный шаг к примирению «белых» и «красных» К десятилетию воссоединения Русской Православной Церкви за границей с Русской Православной Церковью Московского Патриархата 18.05.2017 688 Время на чтение 4 минуты Более, чем тысячелетняя история русского народа наполнена великими и драматическими событиями. У любого думающего человека не могут не вызывать изумления такие события, как разгром Хазарского каганата молодым великим князем Святославом (10-й век), знаменитая победа Александра Невского над крестоносцами в Ледовом побоище (13-й век), великая победа Дмитрия Донского на Куликовом поле над Мамаевым войском (14-й век), чудесное избавление молодого Московского государства от нашествия непобедимого Тамерлана (15-й век), преодоление Великой Смуты в начале 17-го века, разгром Карла XII Петром Великим под Полтавой (18-й век), грандиозные победы над покорителями мира Наполеоном и Гитлером (19-й и 20-й века) и, наконец, неожиданное возрождение России после гибели СССР (начало 21-го века). Каждое из этих событий само по себе кажется маловероятным, но их тысячелетняя последовательность выглядит практически невозможной с точки зрения теории вероятностей. Главный урок, который можно извлечь из анализа ключевых событий истории русского народа заключается в том, что отнюдь не слепые силы «объективных закономерностей» автоматически управляют историей. В ней царствует Промысл Божий. В недавно изданной в качестве учебного пособия книге «Уроки русской истории» предпринята попытка показать, что общий вектор движения русской истории направлен по линии восхождения от «дольнего» к «горнему» (А.И.Болоздыня. Уроки русской истории: Учебное пособие. Издание 3-е исправленное и дополненное. М.: НИЯУ МИФИ, 2017; 1-е издание книги доступно в электронном виде здесь и здесь ). Смысл нашей истории − это стремление к заведомо недостижимому идеалу − Царству Правды, где главный закон в отношениях между людьми – любовь к ближнему, как к самому себе. Даже то, что на первый взгляд кажется противоречащим этой цели − различные трагические события, бедствия и войны − в конце концов, служит той же цели. Подобно тому, как жизнь отдельного человека сопровождается страданиями, начиная с момента его появления на свет, страдания народов сопровождают ход истории человечества. В силу греховности человеческой природы болезненные процессы неизбежны, и поэтому даже конечное торжество добра достигается через временные испытания. Нет такого победоносного войска, которое бы одерживало победы, не искупая их муками и гибелью отдельных своих воинов. И если, несмотря на все испытания, высшая цель всё-таки приближается, то это показывает, как дивно устроен великий град Божий.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/05/18/va...

Плотниково. Церковь Прокопия Устюжского. Карта и ближайшие объекты Построена в 1903-1904 гг. Была приписана к церкви с. Асово. Закрыта 3.02.1938 г. Вновь открыта 22.03.1944 г. Шумилов Е. Н. Православные и единоверческие храмы Пермского края: краткий исторический справочник. Пермь, 2003 Эта церковь родилась скромной православной часовней немногим больше ста лет назад – в 1903 г., незадолго до кончины Российской империи, за четырнадцать лет до смутного, беспощадного к ней времени. Пережила многое – и нашествие хулителей и рушителей веры, раздор, надругательство, забвение. В 1944 г., на третьем году Великой Отечественной войны, единственная на березовской земле вернулась к жизни, к Богу. В Плотниковский приход вновь потянулся простой люд. С той поры прошло более шестидесяти лет, а она до сих пор светит на нашей березовской земле. Пока в деревне Плотниково храма не было, прихожане относились к соседней – Асовской церкви. Добираться с плотниковских краев до Асово непросто, все-таки расстояние приличное – в пределах 12 верст, а транспорт не у каждого. Тогда и решено было заиметь у себя молитвенный дом. В одном из документов нашел такую запись: " Церковь строило население деревень Плотниково и Верхних Ковалей, состоящее из 100 дворов. Церковь деревянная, одноэтажная, длина 20 метров, ширина 10 метров”. Вначале это была часовня. В январе 1904 г. последовал Указ Пермской Духовной Консистории по обращению ее в церковь. 18 марта 1904 г. прошло ее освящение. Выписка из Клировой ведомости 2-го Благочинного округа Кунгурского уезда за 1916 г. (Архив г. Кунгура, дело 17. Опись I. Фонд 497. Стр. 243.): «Церковь построена тщанием (усердием) прихожан, обращена в церковь по Указу Пермской Духовной Консистории от 28 января 1904 г. за номером 939. Здание деревянное с такой же колокольнею, на каменном фундаменте. Престолов в ней один в честь Св. Великомученика Прокопия 18 июля, освящена 18 марта 1904 г. По штату при ней положен священник и псаломщик. Жалование положено казною 400 рублей в год. От прихожан 120 рублей на притч. Кружечных доходов за 1916 г. получено 300 рублей 20 копеек. Другие источники содержания членов причта в качестве дохода добровольных сборов. Земли при церкви состоит усадебной вместе с погостом церковным до 600 квадратных сажен. Прихожане приговором от 6 марта 1912 г. отказали в передаче причту.

http://sobory.ru/article/?object=16668

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней 18 января вспоминаем игумена Илиана (Сорокина) 18 января вспоминаем игумена Илиана (Сорокина)   В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре почтили память 8-го игумена обители схиархимандрита Илиана (Сорокина), преставившегося 18 января 1971 года. Историческая заслуга о. Илиана состоит в том, что именно его усилиями впервые с момента богоборческой революции 1917 г. Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне стал пополняться насельниками из России, благодаря чему удалось сохранить как сам монастырь, так и русское святогорское братство на Афоне. Схиархимандрит Илиан (в миру Иван Михайлович Сорокин) родился в 1885 году в семье мещан города Романо-Борисоглебска Ярославской губернии. Его мать звали Анной. Иван получил хорошее начальное образование, поэтому родители планировали, чтобы он продолжил свое обучение. Но по неизвестным нам обстоятельствам в 16-летнем возрасте он поступает в Глинскую пустынь, где был пострижен в рясофор с именем Иоанн. Глинская пустынь, основанная последователями и сподвижниками прп. Паисия Величковского, была в то время одним из известных духовных центров православного старчества, а в самой обители действовал строгий афонский устав. Под влиянием своих духовных наставников, а также прочитав письма иеросхим. Сергия Святогорца, отец Иоанн мечтает попасть на Святую Гору Афон и там продолжить свою подвижническую жизнь. 25 августа 1905 года Иоанн действительно ступил на Афонскую землю и был принят в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, где 7 марта 1908 года был пострижен в мантию с именем Илиан. Послушание отец Илиан проходил в архондарике, канцелярии, в 1911-1914 годах на подворье монастыря в Константинополе, затем в обители уставщиком и ризничим. 25 ноября 1922 года отец Илиан был пострижен в схиму. 2 февраля 1926 года он был рукоположен в иеродиакона. В 1932-1933 годах отца Илиана отправили в Сербию для сбора пожертвований, где митрополитом Антонием (Храповицким) он 12 декабря 1932 года был рукоположен в иеромонаха.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=281...

Закрыть itemscope itemtype="" > Приобщение Божественной благодати По словам богослова Алексея Осипова, при освящении вода не изменяет свои физические и химические свойства 09.02.2013 3000 Как сообщалось , 18 января на сайте ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» было опубликовано сообщение «Петербургский Водоканал вместе с городом отмечает один из важнейших христианских праздников - Крещение». «В Сочельник, 18 января, на Главной водопроводной станции города прошел обряд освящения воды. Этот обряд проводится на протяжении уже нескольких лет, и, как отмечают работники станции, вода, прошедшая через него, действительно приобретает особые свойства. Если набрать ее в отдельный сосуд, то она остается чистой и прозрачной в течение всего года», - говорится в тексте. Это информационное сообщение двухнедельной давности неожиданно вызвало общественный резонанс . Как сообщает «Фонтанка.ру», заведующие лабораториями физфака СПбГУ Михаил Архипов и Сергей Белов написали и отправили письмо главе ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Феликсу Кармазинову. Ученые попросили документальных подтверждений необычных свойств воды, о которых 18 января сообщали сотрудники пресс-службы предприятия. Своим мнением по поднятой проблеме делится в интервью «Русской народной линии» доктор богословия, профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов : «При совершении таинств и освящении воды, хлеба, вина, масла и др. происходит не материальное изменение вещества, но его особое в каждом случае приобщение Божественной благодати. Даже в Евхаристии происходит не превращение (так называемое «пресуществление») хлеба и вина в натуральные тело и кровь - в «невареное мясо», как записано в одном документе 17-го века, но их соединение с Божеством Христа. Об этом пишут, например: свт. Григорий Нисский: " Хлеб... освящен вселением Слова " , свт. Григорий Палама: " Сей хлеб является как бы некоей завесой скрытого внутри Божества " , преп. Иоанн Дамаскин: " Исаия увидел угль, но уголь - не простое дерево, а соединенное с огнем, так и хлеб общения - не простой хлеб, но соединенный с Божеством; тело же, соединенное с Божеством, не одно естество, но одно, конечно, принадлежит телу, другое же - соединенному с ним Божеству. Поэтому то и другое вместе - не одно естество, но два " .

http://ruskline.ru/news_rl/2013/02/09/pr...

Шадринский уезд Шадринск . Свято-Троицкая церковь . Единоверческий приход г. Шадринска образовался из переселившихся из разных мест в этот город единоверцев, которые до 1839-го года обращались за удовлетворением христианских нужд своих сначала в единоверческую церковь г. Екатеринбурга, потом в с. Сосновское, а с 1839-го года образовали самостоятельный приход. В настоящее время, кроме единоверцев, живущих в г. Шадринске, к приходу принадлежат также жители сёл: Красномысского, Могильского и деревень: Тюриковой, Деулиной, Коврижской, Воробьёвой, Хлызовой и Больше-Погорельской, отстоящих от города в 2–12 верстах. Всех прихожан числится за последнее время 413 д. м. п. и 447 ж. п. Свято-Троицкий каменный храм устроен на средства Шадринского купца Зотика Черепанова в 1839 году. Он был перестроен из небольшого здания, устроенного Черепановым на своей усадьбе для выделки восковых свеч. К первоначальному каменному зданию была пристроена деревянная колокольня и надстроен купол. Освящена церковь 18 декабря 1839 г. Как внутреннее, так и наружное устройство её со времени основания существенным переменам не подвергалось: только иконостас был позолочен в 1870 году, да царские врата были устроены новые. В 1888 г. была устроена на церковном погосте каменная часовня с иконою Нерукотворённого образа Христа Спасителя, в память события 17 октября. К этой часовне 17 октября совершается крестный ход и отправляется молебствие. При храме на церковной земле выстроены полукаменный двухэтажный дом для священника и деревянный дом для церковника, при которых имеются также и все необходимые надворные постройки. Богословское село (Памылово тож) . Иоанно–Богословская церковь . Село Богословское, расположенное на правом берегу речки Яутлы, основано переселенцами из Беляковской волости Камышловского уезда Феодором Тениным и Костерей Прохоровым во второй половине XVIII ст. Первый из них носил прозвище Помалушка, и по имени его селение называлось первоначально Помалово, или Памылово. До начала XIX ст. все жители были ревностные раскольники-нетовцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ (Поспелов Леонид Николаевич; 20.03.1876, с. Можаровка Городищенского у. Пензенской губ.- 18.12.1953, Пенза), архиеп. Пензенский и Саранский. Из семьи псаломщика. Лишился отца в возрасте 5 лет. Окончил начальную школу в с. Селищи Краснослободского у., затем Пензенское ДУ. В 1898 г. окончил Пензенскую ДС. Согласно автобиографическим сведениям, до революции учился на юридическом фак-те Саратовского ун-та, но не окончил его (ГАРФ. Оп. 6991. Оп. 7. Д. 68. Л. 4). Во время выпускных экзаменов в семинарии привлек внимание бакинского прот. Александра Юницкого редким баритональным басом, и тот предложил ему место диакона в соборе г. Баку. 1 окт. 1898 г. рукоположен во диакона к этому собору, а также назначен законоучителем бакинского 5-классного городского Михайловского уч-ща. В 1901 г. рукоположен во иерея. Служил сначала на сверхштатной должности, с 1906 г. в штате уч-ща. Одновременно был законоучителем 2-й бакинской жен. гимназии и благочинным 2-го округа церквей Бакинской губ. Просил о переводе для служения в более мягком климате из-за болезни жены, ездил на прием к обер-прокурору Синода В. К. Саблеру . Обер-прокурор предложил место настоятеля кронштадтского Андреевского собора. Из смирения он отказался и был назначен в Саратов. Успешное завершение поездки к обер-прокурору о. Леонид приписывал молитвам блж. Ксении Петербургской ( Тимаков. 2000. 3(25). С. 301-303). 10 дек. 1913 г. назначен служить в кафедральный Александро-Невский собор г. Саратова, одновременно с янв. стал законоучителем в 1-й саратовской жен. гимназии. Был ключарем саратовского кафедрального собора. Награжден набедренником (1904), скуфьей (1907), камилавкой (1915), в 1916 г. «по обстоятельствам военного времени награжден наперсным крестом, выдаваемым Святейшим Синодом». Возведен в сан протоиерея. В 1916 г. духовенством был избран, а затем назначен благочинным 1-го округа церквей г. Саратова, награжден митрой. В 1919 г. инициировал открытие при Александро-Невском кафедральном соборе «Общества милосердия» для оказания помощи семьям и сиротам лиц духовного звания, служивших при соборе.

http://pravenc.ru/text/1840341.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Страх перед Истиной - боязнь Гнева Господня Царица доказательств Царского Дела - экспертиза исторических документов 09.07.2018 2563 Время на чтение 12 минут «Внезапу Судия приидет, и коегождо деяния обнажатся…» (из утренней молитвы) Ожидание общественностью исторической экспертизы по документам Царского Дела и его главной на сегодня актуальной темы – «Екатеринбургские останки», может оказаться напрасным. Причина в том, что «биологические экспертизы», несмотря на то, что они, по словам профессора истории, заведующего кафедрой истории России конца 19-го - начала 20-го века МГУ, бывшего (c 1992) директора, а с 2016 г. научного руководителя ГАРФ С.В. Мироненко, сказанным им на лекции в МГУ 26 мая с. г. - «дали исчерпывающий результат», не подтверждены историческими документами [«Убийство царской семьи по новым материалам российских и зарубежных архивов»/ краткое изложение ]. Текст лекции до сего дня оказался недоступен, что говорит не в пользу «аргументов» её автора. Пошаговое рассмотрение основных эпизодов событий, происходящих в те дни 17, 18 и 19 июля 1918 года, свидетельствует о преднамеренном сокрытии замыслов теми «людьми», с позволения, которые задумали и совершили невиданное до сей поры злодеяние. Вот эти противоречия, вплетенные в вязь событий тех трех июльских дней. 1. Если изначально существовал план сожжения останков Царской Семьи, а в документах следствия «белых» это находит подтверждение в заказе большого количества бензина еще до прихода Фиата Люханова к Ипатьевскому дому в ночь на 17 июля 1918 года, то зачем было сделано захоронение под «мостиком из шпал» в Поросенковом логу? Сожжением останков, как точно рассчитали «устроители злодеяния», были уничтожены доказательства совершенного преступления, что до сегодняшнего дня остается главным препятствием в установлении истины. Распространяемые агентами большевиков слухи о «спасении» части Царской семьи подтверждали ложь телеграфного сообщения в Москву президиума Уральского облсовета о том, что «семья Романова… эвакуирована из города». Необходимость в сожжении останков объясняется также и тем страхом организаторов «всего этого дела», который они испытывали перед угрозой народного почитания «святых царских мощей», обвинения большевиков и помощи «белому движению». Свидетельства уральских чекистов подтверждают эти, вполне обоснованные, опасения.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/07/09/st...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ (Анисимов Николай Васильевич; 21.11.1861, с. Мещеряково Елабужского у. Вятской губ.- 17.02.1947, г. Молотовск (до 1940 и с 1957 Нолинск) Кировской обл.), еп. бывш. Вологодский и Тотемский. Из семьи священника. В 1882 г. со званием студента окончил Вятскую ДС. С 12 янв. 1883 г. служил учителем в ДУ в родном селе, затем в различных сельских народных уч-щах. Из преподавателей Белышевского начального народного уч-ща определен в 1885 г. настоятелем к церкви в с. Костееневе Елабужского у., 8 февр. рукоположен во диакона, 2 марта - во священника. Вскоре переведен в церковь в с. Можга, где с июня 1885 г. выполнял обязанности катехизатора в церковноприходской школе. В 1885-1914 гг. преподавал Закон Божий в различных церковноприходских школах, в 1894-1911 гг. являлся зав. законоучителем церковноприходских школ. С 15 авг. по 26 сент. 1889 г. исполнял обязанности благочинного 3-го округа Елабужского у. 22 апр. 1898 г. по предложению Сарапульского еп. Никодима (Бокова) переведен в г. Сарапул в ц. Покрова Пресв. Богородицы. 15 дек. того же года утвержден духовным следователем по городу. С 1893 г. входил в сарапульское Вознесенское братство, с 1908 г.- в миссионерское братство свт. Николая Чудотворца и в Иоанно-Богословское братство при Вятской ДС. Был депутатом съездов духовенства Вятской епархии в 1902, 1909, 1911-1913 гг. 1 мая 1914 г. причислен к причту сарапульской Троицкой ц., к 1916 г. был ее настоятелем и членом Сарапульского духовного правления. С 18 окт. 1913 по 4 июля 1914 г. являлся благочинным 2-го округа Сарапульского уезда. 14 мая 1914 г. награжден орденом св. Анны 3-й степени, 26 мая возведен в сан протоиерея. В 1918-1921 гг. прот. Николай Анисимов потерял жену, 2 сыновей и дочь. 23 дек. 1921 г. по представлению Сарапульского и Елабужского еп. Алексия (Кузнецова) вышел указ Свящ. Синода о назначении прот. Николая после пострижения в монашество епископом Елабужским, викарием Сарапульской епархии.

http://pravenc.ru/text/164251.html

По Высочайшему указу 22-го апреля 1828 года, которым, вместо прежних четырех униатских епархий, учреждалось две – Литовская и Белорусская, к Белорусской епархии, кроме церквей Витебской и Могилевской губерний, составлявших до этого времени Полоцкую униатскую епархию, были отнесены церкви в уездах: Минской губернии: Дисненском, Борисовском, Игуменском, Бобруйском, Речицком и Мозырском; Волынской губернии: Житомирском и Овручском; Киевской – Радомысльском, Сквирском и Махновском: Курляндской – в Зельбургском 18 . К ней же причислены были четыре прихода Херсонской губернии. Центром епархиальной жизни был оставлен кафедральный Полоцкой епархии город Полоцк, а архипастырем – Полоцкий униатский епископ Иаков Окелло-Мартусевич. Таким образом, новая Белорусская епархия представляла прежнюю Полоцкую епархию, расширенную частями прочих трех, существовавших до 1828 года, униатских епархий: Литовской, Луцкой и Брестской 19 . Размер новой епархии был совсем необычный: при сравнительно незначительной ширине, она тянулась в длину от граничащих с Псковской и Смоленской губерниями северных уездов Витебской губернии почти до самого Черного моря. Такое разграничение епархии могло бы показаться весьма странным, если бы оно не было намеренным. Сокращая число епархий, правительство имело в виду задуманное им дело воссоединения униатов, в частности же преследовало две цели: 1) оградить униатскую иерархию и вообще духовенство от католического влияния и 2) поставить униатов в более выгодные условия для сближения их с православием . Так объясняли дело еп.Семашко в своей записке от 25-го апреля 1834 года 20 и министр Блудов 21 в своей «записке для предварительного прочтения членам Секретного Комитета». «Прежде имелось четыре униатских епархии; две из них Виленская и Луцкая, по местопребыванию епархиального начальства, слишком подвержены были влиянию римлян, да кроме сего, последняя состояла только из 120 тысяч униатов в трех губерниях, между православными разбросанных, и большую часть своего духовенства отдавала в распоряжение римлян для их костелов; ныне обе сии епархии упразднены, чем не только униаты в половину ослаблены, но и доставлена удобность заместить благонадежными людьми важнейшие должности. По управлению остальными двумя епархиям», – писал И.Семашко в 1834 году. А Блудов в 1835 г. добавлял: «Униаты, составляющие 2 нынешние епархии, рассеяны по 10 губерниям, из коих в семи имеются епархии греко-российские. Можно будет еще и при существовании Греко-униатской коллегии подчинить постепенно греко-униатские церкви сим семи епархиям, оставив только сначала на волю духовенства относиться к униатским архиереям в нуждах совершенно духовных, именно: за великим миром и посвящением в духовный сан. Отдаленность, ласковое обхождение православных духовных начальств и другие, с сими совокупно действующие, преобразовательные меры заставят униатских священников вскоре отказаться от этого права. Таким образом, отойдут в ведение греко-российских архиереев».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

9. О путях Русской Церкви Судьбы русского Православия не являются только «русским вопросом». Так же как русская Революция определяет не только судьбу России, но и историческое направление всего двадцатого века, так и судьба Русской Церкви неизбежно повлияет на будущее христианства вообще. Никогда еще, в истории, не было такого продолжительного натиска на христианство, как то, которое было начато в 1918 году и еще продолжается и сейчас. Главным объектом этого натиска была Русская Православная Церковь , а поэтому, тот факт, что она еще не только жива, в лице миллионов традиционно-верующих людей, но и привлекает выдающихся представителей молодежи и интеллигенции, лучших писателей и ученых, есть поистине удивительное чудо, имеющее значение для всей дальнейшей истории христианства. До недавнего времени – фактически, до начала шестидесятых годов, – за границей мало знали о внутренней жизни Русской Церкви. Официальные издания Патриархии, заявления ее представителей, давали версию внешнего благополучия, а иностранные посетители свидетельствовали о толпах молящегося народа в церквах. Мы теперь более точно знаем что стояло за этим внешним «благополучием»: своеобразный «конкордат» с Церковью, заключенный Сталиным во время войны. Согласно этому «конкордату» открытые во время войны храмы уже не закрывались. Антирелигиозная пропаганда приостановилась. Но, при этом, миллионы русских людей (включая тысячи представителей духовенства) сидели в лагерях и, главное, всякое свободное обсуждение каких-либо вопросов, связанных с религией и Церковью, было совершенно исключено. Страшные сталинские годы были для многих (но не для всех) годами физического и духовного страдания. Но все же Сталин, до самой своей смерти, не возобновлял прямых гонений на Церковь , оставаясь парадоксально верным своему «договору» с митрополитами Сергием, Алексием и Николаем, заключенному на их единственном и историческом свидании 4-го сентября 1944 г., после которого, 8-го сентября, на спех собранные из лагерей и ссылок 18 архиереев избрали митрополита Сергия патриархом. Молчанием или прямым сотрудничеством с международной политикой Сталина, или – что еще хуже – отрицанием гонений на религию и Церковь , Московская Патриархия исполняла свою сторону договора. Сталин исполнял свою: десятки тысяч храмов были открыты, более двух тысяч молодых людей училось в двух Академиях и восьми семинариях. А после смерти Сталина (1953), во время «оттепели», сотни церковников вышли из лагерей. У многих появилась надежда на еще большую свободу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010