е. в палестинских церквях) было несколько Евхаристических собраний, а в других (т. е. в церквях из язычников) было одно только собрание. Такое различие маловероятно, т. к. Павел следовал первоначальной традиции Иерусалимской церкви. Он устанавливал церкви из язычников, когда основная организация Иерусалимской церкви была уже закончена. Поэтому нам необходимо обратиться к первым временам Иерусалимской церкви. Единственным нашим источником, если не считать самих Павловых посланий, служат первые главы книги Деяний. Если о церквях Павла мы имеем в Павле непосредственного свидетеля, то относительно Луки мы не можем этого сказать. Лука не был очевидцем первых времен Иерусалимской церкви. Он был ее историком, пользовавшимся превосходными источниками. Мы имеем очень много оснований не сомневаться в правильности того, что он излагает. Что же касается терминов, то такой уверенности у нас не может быть. При всей объективности Луки более поздние термины легко могли проскользнуть в описание той эпохи, в которую их еще не существовало. Основной базой защитников множественности Евхаристических собраний в первые времена Иерусалимской церкви является Деян. 2: 46 . «И каждый день единодушно пребывали в храме, преломляя по домам ( κατ’ οκον) хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца». Согласно приведенному русскому переводу, общий смысл этого стиха следующий: первые христиане ежедневно собирались для молитвы в храме, а для чисто христианского общения («преломления хлеба») они собирались по отдельным домам. Такой перевод или, точнее, такое толкование как будто является общепринятым, между тем оно вызывает большие сомнения и недоумения. Не имея в виду дать полную экзегезу этого стиха, мы отметим только то, что имеет непосредственное отношение к нашей задаче. Согласно указаниям Луки, первые христиане, находящиеся в Иерусалиме, имели два рода собраний: с одной стороны (греч. текст «те»), они собирались ежедневно в храме, а с другой стороны (опять «те»), они собирались κατ’ οκον. О первых собраниях, о которых Лука говорит в Деян. 2: 46 , он еще два раза упоминает: «И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов» ( Деян. 3: 11 ) и «Все единодушно пребывали в притворе Соломоновом» ( Деян. 5: 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

В. Как читается место в Деян. 4:32, 34–35 ? О. «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа, и никто ничего из имения своего не называли своим, но всё у них было общее». «Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чём кто имел нужду». В. Являются ли действительно факты, о которых говорится в этих текстах, достаточной аргументацией для социализма? О. Общение имуществ в первой Иерусалимской общине христиан представляет собой явление исключительное для апостольской Церкви и кратковременное даже в жизни самой Иерусалимской общины. В этом смысле один из умеренных сторонников социализма правильно называет его исключительным «праздником христианства», впоследствии не повторявшимся, но и общение это решительно ничего общего с современным социализмом не имело, ибо оно было результатом христианской любви и носило добровольный характер, тогда как будущий социалистический строй носит на себе черты принудительности, которой обусловливается и его возникновение и поддержание. Далее, общение имуществ в Иерусалимской общине распространялось только на потребление, но не на производство. Как естественное выражение высоких внутренних переживаний первых христиан, с их прекращением прекращается и это общение в Иерусалимской Церкви, оставаясь совершенно неизвестным другим апостольским церквам. Это подтверждается всеми священными книгами Нового Завета. В. Какие тексты Нового Завета могут подтвердить отсутствие принудительности такого общения? О. В Деян. 2:35 сказано, что «у множества верующих было одно сердце и одна душа», чем указывается на любовь, двигавшую поступками первых христиан. Далее, когда Анания и Сапфира, продав имение своё, часть утаили от Апостолов, Ап. Пётр прямо сказал: «Анания! для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоё мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? чем ты владел, не твоё ли было, и приобретённое продажей не в твоей ли власти находилось»... ( Деян. 5:3–4 ). Здесь прямо подчёркивается отсутствие принудительного характера в этом общении имуществ: Анания и Сапфира могли отдать своё имение общине, могли и не отдать его; наказание же постигло их за тщеславие и ложь, так как, не желая расставаться со своим имением, они только для виду, не желая отставать от других, а может быть и ради выгоды общения имуществ для них лично, отдали его часть, выдавая её за всё, что имели. Об отсутствии принудительности в имущественном общении первых христиан Иерусалимской Церкви говорит весь дух, каким проникнуты все описания его в Новом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих [делах] Божиих? И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит?» (Деян. 2, 3-12); «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2, 41). Мы видим, что Церковь сразу же заговорила на разных языках и сразу же, в первый день, к ней присоединились в числе трех тысяч «люди набожные, из всякого народа под небом», которые в дальнейшем стали фундаментом поместных Церквей. То есть Новорожденная Церковь была воистину Соборной, как Она была и воистину Едина, воистину Святая, воистину Апостольская (все Апостолы, поставленные Христом, пребывали в ней каждый день). Лишь впоследствии, после первого гонения, последовавшего за убийством Стефана, Церковь стала произрастать в глубину языческого мира: ученики, рассеявшись, подготавливали почву для прихода Апостолов и насаждения поместных Церквей. Когда нет ясности в вопросе о Новорожденной Церкви, тогда помимо Единой Церкви появляется еще и Апостольская (Иерусалимская) община. Куда это «новообразование» отнести? Что это такое – Апостольская (Иерусалимская) община: Новорожденная Вселенская Церковь или ее какое-то структурное ее подразделение? Если это Новорожденная Вселенская Церковь, то словосочетанием «Апостольская (Иерусалимская) община», чтобы не ввести в соблазн неискушенных в богословии людей, нужно пользоваться очень осторожно, непременно давая понять, что речь идет о Новорожденной Церкви. Понятно, когда словосочетание «Апостольская (Иерусалимская) община» используют, скажем, философы, историки, протестантские богословы, большинство из которых являются внешними по отношению к Вселенской Православной Церкви.

http://bogoslov.ru/article/1684219

Первый тезис, выдвинутый «новыми богословами», заключался в том, что никакого коммунизма, обобществления имущества, в Иерусалимской общине не было. А было нечто иное – складчина, некий общественный фонд, состоящий из добровольных пожертвований, на основе которого организовывались агапы. Такую позицию можно найти у ныне канонизированного о. Иоанна Восторгова , который, можно сказать, специализировался на социалистическом вопросе и, критикуя социализм, отрицал наличие коммунизма в Иерусалимской общине. Он писал: “Отрицалась ли первыми христианами собственность при том обще­нии имуществ, которое мы видели в церкви Иерусалимской? Иначе гово­ря, принудительно ли совершалась продажа имений и внесение денег в общую кассу, общежительно ли это было для всех христиан первого вре­мени? Ни то, ни другое, ни третье. В той же книге Деяний читаем, что Мария, мать Иоанна Марка, имела собственный дом в Иерусалиме (12,12). Из слов ап. Петра о Анании: чем ты владел не твое ли было и проч., заключаем, что ничего принудительного в продаже имений не бы­ло, а если Анания с Сапфирой были наказаны, то наказаны не зато, что оставили собственность у себя, а за обман , за ложь с целями тщесла­вия»/12:80/. Аргументы о. Восторгова не раз повторялись. Адепты такого взгляда выдвигают следующие положения: 1) это был не коммунизм, а складчина, «общественная благотворительность» типа «кассы взаимопомощи», в которой участвовали не все члены общины и не все имущество общины (у матери Иоанна-Марка оставался свой дом в Иерусалиме); 2) складчина осуществлялась на добровольных началах. Однако следует заметить, что первое утверждение опровергается самим текстом Деяний. Ведь рассказ об Иерусалимской общине, как нигде в Писании, насыщен, как говорят математики, «кванторами общности» — словами, выражающими всеобщность явления, полный охват им всех членов общины и всего имущества: « Все же верующие были вместе и имели все общее», «И продавали имения и всякую собственность и разделяли ее всем , смотря по нужде каждого », « никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее», «Не было между ними никого нуждающегося, ибо все , которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного», «И каждому давалось, в чем кто имел нужду», «в ежедневном раздаянии потребностей ».

http://azbyka.ru/jekonomicheskie-kategor...

Упрекая членов Иерусалимской церкви за оставление первой любви, Господь вместе с тем хвалит первых христиан за то, что они ненавидят дела николаитов 4 – этих первых еретиков, извратителей учения Христова, причастных разврату и совершивших другие смертные грехи. А всем тем из христиан, кто был Ему верен и побеждал соблазны, Христос обещает первый из даров Своим церквам: «Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» ( Откр.2:7 ). Как известно, впервые в Иерусалимской церкви было установлено великое Таинство Евхаристии. Первому человеку Адаму вкушение от древа жизни давало бессмертие. Точно так же нового Адама – христианина – вкушение Тела и Крови Христовых приобщает к бессмертной жизни во Христе. Чему учит нас эта первая светлая страничка из истории Церкви – истории первой любви человечества к своему Спасителю? Ведь многие из членов Иерусалимской церкви лично видели при жизни Господа, слышали Его поучения, были свидетелями совершаемых Им чудес и Его крестных мук. Поэтому понятно, что как первая любовь эта любовь была вначале горяча. Она всецело захватывала души первых христиан: блекли мирские соблазны, житейское благо не занимало сердца, и в порыве веры и любви все продавали имения и несли деньги к ногам апостолов (см. Деян.4:32 ). Имущество у всех христиан стало общим, что впоследствии в христианском обществе имело место лишь в монастырях. А первый дар Господа церквам – Его животворящие Тело и Кровь – первохристиане принимали ежедневно, собираясь на ночные богослужения. В ответ на эту горячую первую любовь изобильно изливалась благодать на первохристианскую общину: многие из ее членов обладали дарами пророчества, «различения духов», чудотворения, «языков» и так далее (см. 1Кор.12:9 ) 4. Смирнская церковь (Откр 2:8–11) И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское. Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти. ( Откр. 2:8–11 )

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Вновь основанные Церкви апостол мыслит тесно связанными не только между собой, но и преимущественно с древнейшей Церковью Иерусалимской. Если язычники объединились с иудеями в духовном, то должны... послужить им и в телесном ( Рим.15:27 ) 208 . Но особенно замечательны те места посланий апостола Павла, где говорится даже о существовании материальных вспомоществований между христианскими общинами. Такое материальное общение (κοινωνα) было как бы некоторым установлением; вопрос ο κοινωνα возникал при самом основании новых общин, как можно видеть из Послания к Гал.2:9–10 ): Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным, только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнить в точности. И действительно, с фактом благотворения и помощи между Церквами мы встречаемся многократно 209 . У апостола даже находим указания на упорядочение сборов милостыни: он по разным Церквам заводит одни порядки в сборе милостыни 210 . Апостол Павел постоянно желает признания своей миссионерской деятельности со стороны Иерусалимской Церкви 211 и старается собирать для неё на различных местах своего благовествования пожертвования, причём пожертвования в пользу иерусалимской общины со стороны христиан из язычников апостол считает даже как бы долгом (φειλται εσν ατν) 212 . Наконец мы должны отметить, что на самых первых порах христианской жизни имеет место так называемый Апостольский Собор. Павел и Варнава вместе с некоторыми другими идут из Антиохии к апостолам и пресвитерам в Иерусалим для разрешения недоумений, возбужденных некоторыми пришедшими из Иудеи. Апостолы и пресвитеры со всей церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавой, именно: Иуду, прозываемого Варсавой, и Силу, мужей, начальствующих между братиями, написав и вручив им следующее: «Апостолы и пресвитеры и братия – находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников» ( Деян. 15:22–23 ). Как смотреть на этот факт? Имел ли Апостольский Собор какой-нибудь юридический авторитет? Собирался ли он по какому-либо ранее составленному уставу? Очевидно, нет. Однако же Собор решает вопрос, возникший в Антиохии, и отправляет послание к христианам Антиохии, Сирии и Киликии. Отношения между Церквами не регламентированы, но эти отношения были, и в них выражалась идея соборного единства Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Иерусалимский Патриарх отметил, что на протяжении веков Иерусалимский Патриархат трудился ради поддержания нашего православного единства на Святой Земле, часто сталкиваясь с серьезными проблемами. «Милостью Божией нам удалось сохранить многообразие, характерное для культуры и истории разных автокефальных Церквей-сестер, и при этом глубокое и прочное единство в нашей общей вере и в нашей общей Чаше евхаристического собрания. Это единство находит свое величайшее выражение в совместном совершении Божественной литургии в храме Воскресения, где Нетварный Свет, просиявший от Святого Гроба, освещает и сближает наши сердца», - подчеркнул он. «В этом мирном духе священной миссии Иерусалимского Патриархата как хранителя православного единства мы обязаны выразить глубокую обеспокоенность нынешними трудностями, омрачающими жизнь Церкви, и угрозами, нависшими над нами из-за наших печальных разделений. В современном мире, в котором столь многие люди находятся в отчаянном положении, а истина и свет православной веры служат маяком надежды, наше единство как живая мартирия (свидетельство) имеет глубокое значение не только для нас самих, но и для всего человечества», - добавил Патриарх Феофил. Он напомнил, что Господь наш Иисус Христос молился о своих учениках: «Отче… молю…да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне, да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. 17:20-23). «С этими молитвенными чувствами и в мирном духе братской любви и заботы мы обращаемся со следующим приглашением. В нашем доме – Иерусалимском Патриархате — мы хотим принять наших братьев, Предстоятелей Православных Церквей, и в духе кинонии соборно обсудить вопрос сохранения нашего единства в евхаристическом общении. Единство Церкви в вере и жизни является даром Святого Духа, однако на нас — тех, кому вверено служение нашим Церквам как мистическому Телу Христову, лежит Богом данная ответственность за поддержание единства Церкви, даже если это требует жертвы. Мы стоим перед Богом, и у нас нет иного выбора, кроме как приложить все усилия для защиты нашего единства. Пользуясь данной возможностью, объявляем, что мы открываем двери нашего дома в Иорданском Хашимитском Королевстве для проведения " братской встречи в любви " , дабы засвидетельствовать перед Церковью и миром единство Православной Церкви и нашу православную веру», - продолжил Иерусалимский Патриарх.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/21/my...

Изволилось же Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, как этого необходимого воздерживаться от идоложертвования и крови, и удавленины, и блуда, не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы». Собор Иерусалимский. Собор Иерусалимский ясно открывает нам учение, которому следовали тогда по устройству Церкви. Апостолы занимали там, все наравне, первое место; Иаков же Иерусалимский, который хотя не был из числа двенадцати, председательствовал по сану, который сообщили ему все Апостолы вместе. После Апостолов являются Старейшины, среди которых были пророки, как Иуда и Сила, замечательные по исключительным дарам, полученным ими от Святого Духа. Вместе с Апостолами и Старейшинами присутствовали на собрании и верующие, также принимая участие в совещаниях. Затем уже говорили Апостолы, излагая свое мнение. Председательствующий же изложил сущность совещания и предложил решение, принятое всем собранием, изложенное Апостолами и Старейшинами, которые представляют собой Церковь и ей управляют. Следовательно с самого начала учреждение Церкви было синодальное или соборное. Власть принадлежала всем пастырям вместе, Иаков же, пастырь самый возвышенный по сану, никакой личной властно не пользовался, хотя и председательствовал на Соборе. Петр говорил на Соборе только как излагающий свое мнение, точно также, как все те, которые говорили до него, как Павел и Варнава, говорившие после него. Иаков же изложил сущность рассуждений и предложил решение, которое было принято. Посланные от Собора пришли в Антиохию и, собрав верующих, вручили им послание. Они же, прочитав, возрадовались о сем наставлении. Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их. После некоторого времени они с миром отпущены были братьями к пославшими их; однако Силе рассудилось остаться в Антиохии, а Иуда один возвратился в Иерусалим. Павел и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Апостол Павел говорит, что антихрист воссядет в храме Божием, однако, что Божьего, с точки зрения веры православной, будет в том строении, которое возведут иудеи на развалинах второго Храма. Если вдруг случится невероятное? Не будет ли это всего лишь «генеральная синагога имени второго Иерусалимского Храма»? Никакого распоряжения относительно его строительства от Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа не было, нет и не может быть, ибо сказано Им иудеям: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:38). Стало быть, апостол Павел имел в виду совершенно другой храм, поскольку «генеральную синагогу» он не мог назвать храмом Божьим, не говоря уже просто о развалинах Иерусалимского Храма, в которых израильская полиция каждый год вылавливает по несколько десятков «антихристов» и помещает их в жёлтый дом. Да и о каком «соблазне иудеев», уже отвергших Иисуса Христа, может идти речь? Не о соблазне ли христиан мы должны говорить, как об этом пишет преподобный Ефрем Сирин (и не только он)? Но в таком случае христиан может соблазнить лишь тот, кто воссядет «как Бог, выдавая себя за Бога» в Церкви Христовой, а не в «генеральной синагоге». Какое нам дело до того, кто там воссядет? Это, скорее, проблема мусульман, поскольку для «восстановления Храма» необходимо предварительно снести мечеть Купол Скалы (Куббат ас-Сахра), почитаемую ими как святыня. Совершенно очевидно, что здесь имеет место Промысл Божий: снос этой мечети породит мощнейшую геополитическую бурю на Востоке... Установка же на то, что нужно ждать «восстановления Иерусалимского храма» в качестве Божьего и как перст указующий на антихриста, является гибельной: она усыпляет «апокалипсическую бдительность» своей якобы «совершенной очевидностью». Не будем забывать, что о Церкви как Храме Божием учил именно Апостол Павел: «Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6:16). По-гречески в этом стихе слова «храма Божия» — να θεο, а «вы храм Бога живаго» — γρ νας θεο σμεν ζντος. Слово νας («наос») переводится как " жилище (богов), храм " . И это же слово мы видим в греческом тексте, где речь идёт о том, что антихрист «в храме Божием сядет»: ες τν ναν το θεο καθσαι.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/13/an...

«храм Божий» – некоторые считали, что под образом Иерусалимского храма здесь изображается Церковь последних времен. Наименование Церкви, христианского общества «храмом» встречается у апостола Павла: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3, 16) Или же, если толковать в связи с обращением иудеев, то слова могут указывать на появляющуюся в конце времен Церковь из обратившихся иудеев – прежде всего, вероятно, палестинских.  «храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем» – все перечисленное соответствует Святому Святых, двору священников и двору израильтян Иерусалимского храма. Это были те внутренние части, где могли находиться только верные и куда язычникам вход был воспрещен. Следовательно, только истинные чада Церкви принимаются под особое Божие охранение, а отпавшие и язычники исключаются из числа усвояемых Богом. 2 А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца. «исключи и не измеряй его» – во внешний двор Иерусалимского храма был разрешен доступ язычникам, то есть людям чуждым истинной веры, которых Господь не принимает под Свое охранение. «он дан язычникам» – под язычниками здесь должны разуметься все вообще живущие по-язычески людские массы, независимо от их формальной религиозной (или национальной) принадлежности. Эти массы состоят, с одной стороны, из секуляризированных христиан 83 , а с другой, из представителей всех прочих религий. Не входят в эти массы только христиане истинные 84 . При воцарении лжемессии все эти массы (или абсолютное их большинство) признают власть зверя и примут его начертание.  83 Об отступлении от истинного христианства в конце времен святитель Игнатий Брянчанинов говорит следующее: «Согласно Священному Писанию, христиане, подобно ветхозаветным иудеям, начнут оставлять без внимания обновление естества человеческого Богочеловеком, забудут о вечности, все внимание обратят на свою земную жизнь; в этом настроении и направлении займутся развитием своего положения на земле, как бы вечного, и развитием своего падшего естества для удовлетворения всем поврежденным и извращенным требованиям и пожеланиям души и тела». Все это, конечно, является признаками языческой жизни, независимо от того, именуются ли те, о ком говорит святитель, христианами или нет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010