3 . Совершенно напрасно искать в учении ап. Павла противоречие со словами Христа: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф 18:20 ). Как показывает контекст всего отрывка, эти слова Христа не относятся ко всякому собранию, а только к церковному, точнее, собранию внутри Церкви, а не за ее гранями. Прежде всего надо отметить, что под упомянутым в ст. 15 «братом» следует понимать ученика Христа – члена Его Церкви. Увещание согрешившего брата, хотя происходит в частном порядке, происходит внутри общины. На это указывает и ст. 17: «Если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». Также следующий стих 18 говорит о Церкви: власть вязать и разрешать дана апостолам в Церкви и для Церкви. Стих 19 не меняет тему: «Истинно также говорю вам ( πλιν μν λγω μν)», но объясняет природу Церкви. Суд Церкви является окончательным, но какой церкви? Согласно ветхозаветному сознанию, местом присутствия Бога служит Иерусалим, и Церковь как собрание ветхозаветного народа с Богом – по преимуществу в Иерусалиме. Правда, позднейшее иудейское сознание признавало присутствие славы Божией среди двоих, занятых изучением Торы 20 , но это было результатом разрушения Иерусалимского храма. В противоположность ветхозаветному сознанию, Церковь  – не только в Иерусалиме, но на всяком месте, так как Христос присутствует среди двоих или троих собранных ( συνηγμνοι) во имя Его. Вместе с тем эти слова показывают, что кафоличность – присутствие Христа – не есть количественный, а качественный предмет. 4 . Полнота и целостность церковной природы каждой общины обуславливает ее самостоятельность. Каждая община, как полнота Церкви, имеет в себе самой все необходимое для своей жизни и не зависит в этом отношении от другой общины. Говоря теоретически, существование других общин не является предпосылкой для полноты бытия любой общины, как бы она ни была незначительна. В силу этого одна община не зависит от другой общины, иначе говоря, в апостольское время не существует никакой правовой власти над общиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

9 . Что благодать Божия не только пребывает, но и будет пребывать в Церкви до скончания века, что отрицают некоторые лжеучители и раскольники, это видно из следующих слов Самого Иисуса Христа и Его Апостола. Я создам Церковь Мою, и врата ада, т. е. вся сила диавола, не одолеют ее ( Мф.16:18 ). Я с вами во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ). Тому (Богу Отцу) слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века (вечно) ( Еф.3:21 ). 10 . К Церкви принадлежат не одни верующие, живущие на земле, но и святые Ангелы и все люди, скончавшиеся в истинной вере и святости. 11 . Об этом так говорится в Священном Писании. Вы, пишет святой Апостол к уверовавшим во Христа, приступили к небесному Иерусалиму, ко тьмам Ангелов, к торжествующему собору (собранию) и Церкви первенцев (т. е. первых святых из людей, и пр. ( Евр.12:22–24 ). 12 . Церковь земная называется воинствующею, так как она ведет брань с врагами спасения, а Церковь небесная – торжествующею, так как она уже кончила эту брань и наслаждается блаженством на небе. 13 . Церковь есть едина , потому что она есть одно духовное тело, т. е. общество верующих, имеет одну главу – Христа и одушевляется одним Духом Божиим. 14 . О единстве Церкви так пишет святой Апостол. Побуждая уверовавших во Христа пребывать в единении друг с другом, он говорит, что они должны представлять собою одно тело и один дух…, потому что один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех ( Еф.4:4–6 ). 15 . Единством Церкви, по словам Апостола, налагается на ее членов обязанность сохранять единение духа в союзе мира, т. е. полное согласие в учении веры и любовь между собою ( Еф.4:3 ). 16 . Есть церкви отдельные и самостоятельные, как-то: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская и Российская. Но этим не нарушается единство Церкви, так как это не разные церкви, а части единой Вселенской Церкви, и только имеют отдельное видимое устройство. Единство между сими Церквами выражается в том, что они имеют одинаковое исповедание веры ( Символ веры ) и общение в молитвах и Таинствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Все верующие составляют одно тело Христово, а порознь – члены ( 1Кор. 12:27 ). «Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» ( 1Кор. 12:26 ). Следовательно, никто не имеет права говорить: Синод согрешил, или: «Архиереи согрешили, а мы причём? Мы не виноваты». Если бы какой член Церкви согрешил грехом не к смерти, скажем, личным грехом, как и все мы согрешаем, то хотя Церковь как общее тело и страдает, ибо св. ап. Павел говорит: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!» ( 1Кор. 6:15 ); но за свои личные грехи каждый из нас сам даст ответ Богу. Но совсем иное дело с грехом касательно веры или догматов. Здесь совсем иной расклад ответственности. Если какой член Церкви уклонился в ересь и эта ересь не пресекается окружающими еретика другими членами Церкви, которые своим молчанием и греховным равнодушием (богопротивной «обоморенностью») дают ей разрастаться по телу церковному, заражать других членов Церкви, тогда заболевает всё тело церковное и грех ереси падает как на еретика, так и на тех, кто мог бы предотвратить распространение ереси, отсечь от тела церковного еретика, как гнилой член, но не сделал это. Подобным образом, если один архиерей уклонился в ересь и, пребывая неисправимым, заражает ересью окормляемую им паству, то он заражает ересью всё тело Церкви. Власть церковная, данным ей от Бога правом, должна отсечь от тела церковного архиерея-еретика. Если она не отлучит от Церкви еретика, то грех ереси падает как на самую главу – власть церковную, так и на всё тело Церкви, на всю окормляемую им паству. В истории Православной Церкви бывали случаи, когда в ересь впадали сами Патриархи со всей иерархией. Однажды во времена прп. Максима Исповедника оказались в монофелитской (единовольческой) ереси восточные Патриархи: Византийский, Александрийский, Иерусалимский. Преп. Максим Исповедник , ради сохранения в чистоте веры Православной, не общался ни с одним из этих патриархов, отделился от видимо-господствующей Церкви еретической, а за ним пошла часть народа.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Здесь, в этом отрывке из книги св. Иоанна Кассиана, мы видим: в целях домостроительства Божия свобода от строгости этого правила — икономия — была позволена членам Церкви из бывших язычников «по их невежеству в вере и застарелым обычаям языческим». Однако призывом к щедрой милостыне, благотворительности Церковь всегда направляла своих членов к тому установлению, что имело место в Новорожденной Церкви: «разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2, 45); «каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян. 4, 35). Этот момент подчеркивает и Апостол Павел: «Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку. Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет. Не [требуется], чтобы другим [было] облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в [восполнение] их недостатка; а после их избыток в [восполнение] вашего недостатка, чтобы была равномерность, как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка» (2 Кор. 8, 11-15). Но в Древней Церкви продолжала существовать и общность имущества, о чем свидетельствует в конце второго века Тертуллиан: «Мы братья по имуществу, которое у вас почти уничтожает братство... Мы, соединяясь духовно, имеем общее имущество. У нас все нераздельно, кроме жен. В этом только мы не допускаем общности, в чем одном другие только и имеют общность» [vi] . Правда, нужно заметить, что некоторые исследователи высказывали сомнение относительно этого свидетельства, поскольку-де Тертуллиан здесь же, в «Апологии», чуть выше писал: «Если и есть у нас некоторое подобие денежного ящика, то он набирается не из почетных сумм, как бы из сумм религии, взятой на откуп. В наш ящик каждый в первый день месяца или когда хочет и если только может, делает небольшое подаяние. Ибо к этому никто не принуждает, но каждый приносит добровольно. Это есть как бы залог любви. Ибо деньги, собранные в этот ящик, тратятся не на пиры, не на попойки и не на неблагодарные харчевни, но на питание и погребение бедных, на мальчиков и девочек, лишившихся имущества и родителей, и на стариков уже домашних, также на потерпевших кораблекрушение и, если кто-либо находится в рудниках, или на островах, или под стражею, то и он делается воспитанником своего исповедания» [vii] . Казалось бы, явное противоречие, но это противоречие живой жизни: в те времена христианство существовало в условиях враждебного окружения, и открытая жизнь общины значительно упрощала действия гонителей, что ставило под угрозу само существование Церкви. Наружность Церкви ничем не отличалась от языческого окружения: большинство христиан жило раздельно, имея внешне изолированную собственность. Но внутри Церкви любовью эти перегородки снимались. Хотя, порою и «вредное насаждение» [viii] , происходящее от Анании и Сапфиры, давало свои ростки и в Древней Церкви.

http://bogoslov.ru/article/1684219

Таким образом, Господь только тем, которых Сам избрал из среды верующих, т.е. апостолам, дал право научать все народы Его учению, установил, как и другие, таинство крещения для вновь вступающих в общество верующих в Него и, наконец, завещал им учить других соблюдать все, что Он повелел им. «Слушающий вас, Меня слушает, сказал Господь, и отвергающий вас, Меня отвергается; а отвергающийся Меня – отвергается пославшего Меня» ( Лк.10:16 ). И этим указал, что Церкви Его есть те, которых должно слушаться, как Самого Господа, – и есть те, которые должны слушаться, т.е. пастыри и пасомые. В течение 40 дней Господь являлся ученикам Своим и беседовал с ними об устроении царствия Божия на земле ( Деян.1:3 ). А потому все, что передали нам Апостолы, есть несомненно то, что говорил им и о чем дал повеление Сам Господь Иисус Христос. Поэтому то так и сказал ап. Павел христианам: «если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, анафема да будет» ( Гал.1:8 ). Так строго Апостолы относились к благовествованию и заповедям Божиим. Облеченные силою свыше, апостолы со многими знамениями, с помощью Божией, проповедовали Слово Божие ( Мк.16:20 ), основали многие церкви ( 1Кор.1:2 ) и заповедали верующим не оставлять собрания своего под опасением отлучения от Церкви и вечной погибели ( Евр.10:25 ). Данную же им от Господа власть – учить, священнодействовать и управлять они передали своим преемникам – епископам, из которых известны: Климент, епископ Римской Церкви, Марки, епископ Александрийской Церкви, Симеон – еп. Иерусалимской Церкви, Тит – Критской и Тимофей – Ефесский. Таким образом составленное и так устроенное общество верующих во Христа и составляет ту Церковь Божию, о которой Господь Иисус Христос сказал: созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ее ( Мф.16:18 ). Этой именно Церкви Он дал власть суда над всеми согрешающими членами ее: если брат твой не слушает тебя или других двух, или трех свидетелей, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф.18:15–17 ), т.е. прекрати с ним всякое общение. Ясно, что Господь представляет нам Церковь Свою уже существующею и действующею. Такого же характера устройство Своей Церкви Иисус Христос изобразил нам и в притче о добром Пастыре. Я есмь Пастырь добрый, говорил Он, и знаю Моих, и Мои знают Меня. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привесть: и они услышать глас Мой, и будет одно стадо и один Пастырь ( Ин.10:14–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Чуть ниже читаем: «Особая внутренняя близость семьи и Церкви видна уже из того, что в Священном Писании Христос говорит о Себе как о женихе (Мф. 9. 15; 25. 1-13; Лк. 12. 35-36), а Церковь изображается в качестве Его жены и невесты (Еф. 5. 24; Откр. 21. 9). ...Святитель Иоанн Златоуст именует семью " малой церковью " . " Скажу еще и то, — пишет святой отец, — что брак есть таинственное изображение Церкви " » [xi] . Мы видим, что брак — это единение мужчины и женщины в союзе любви, благословленное Господом для продолжения человеческого рода. Есть ли у Церкви что-то общее с такого рода брачным союзом? Конечно. И в выше цитированных словах из Основ Социальной Концепции Русской православной Церкви мы видим, что и Архиерейский Собор РПЦ находит «особую внутреннюю близость семьи и Церкви», то есть уподобление, аналогию.Имеются и сходные существенные признаки, которые допускают такого рода аналогию. Во-первых, Церковь — это невеста Христа, «жена Агнца»: «Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5, 29-32). Во-вторых (другой признак), сама Церковь есть единение любящих сердец, стремящихся к вечной жизни в Брачном Союзе с Богом. В-третьих, Церковь и Христос – «двое одна плоть». В четвертых, Христос, как и муж, есть Глава этого Союза. Таким образом, мы видим полную аналогию с браком мужа и жены в Союзе Любви Христа и Церкви. Но каково отношение к собственности брачного союза, единого тела, в котором «два одна плоть»? У них, мужа и жены, собственность раздельная (в том числе поделенная на собственность руки, ноги, головы, туловища?) или же традиционно в христианском обществе она является общей? Известно, что всюду в христианском мире, поскольку муж и жена становятся одним телом, собственность у них общая. Конечно, есть и исключения из этого правила, особенно в наше апостасийное время. Но, заключая брачный союз, христиане, как правило, объединяют свое имущество, которое принадлежит им по праву, и делают его общим. И пользуются им сообща.

http://bogoslov.ru/article/1684219

Однако, и в апостольское время некоторые вопросы, которые могли бы послужить причиной разногласия между церквами, требовали свидетельства других церквей. «Потом через четырнадцать лет опять я ходил в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою Тита. Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался, ( Гал. 2, 1–2 ). Ап. Павел ходил в Иерусалим «по откровению», которое было дано в Антиохийской церкви, а, следовательно с ее согласия. Поэтому это было некоторой миссией, возложенной из ап. Павла Антиохийской церковью 54 . Ап. Павел предложил Иерусалимской церкви «евангелие», которое он возвещал язычникам Это была просьба, обращенная к Иерусалимской церкви, о свидетельствовании, что миссия ап. Павла действительно имеет церковный характер. Иерусалимская церковь приняла благовестие ап. Павла. «И узнав о благодати, длиной мне Иаков и Кифа, и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным» ( Гал. 2, 9 ). В послеапостольское время «рецепция» стала гораздо чаще принимать открытый характер так как число вопросов, которые не могли быть разрешаемы одной местной церковью, увеличилось Рецепция получила огромное значение в жизни церквей После смерти апостолов, она была свидетельством о кафолической природе каждой местной Церкви. Каждая местная церковь , выявляя Церковь Божью во Христе, абсолютно равноценна другой церкви. Это была равноценность Церкви самой себе, так как она едина и полностью пребывает в Евхаристическом собрании каждой местной церкви. Поэтому в любовном согласии, которое образуют кафолические церкви, одна не стояла выше другой и не имела власти над другой. В апостольское время не существовало идеи власти одной церкви над другой. Тем не менее, с самого начала внутри любовного согласия местных церквей существовала иерархия церквей, основанная не на власти, а на авторитете. Как вступление в Церковь не уничтожает личности человека, но охраняет эту личность, так и местная церковь сохраняет свою «личность».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Забота Церкви в поставлении епископов заключалась в том, что она избирала на это служение тех, кто был предназначен Богом; она испрашивала дары Духа в молитве и в возложении рук на того, кому испрашивались дары, и она свидетельствовала о том, что дары Духа ниспосланы Богом на того, кто поставляется. Таковы три момента таинства поставления. Мы их находим с самого начала существования Церкви 2 . Из апостольского времени мы не имеем описания поставления, но тем не менее некоторые указания, которые мы находим в письменности того времени, достаточно ясно свидетельствуют об этих моментах поставления. «И угодно было это предложение (т. е. предложение Петра) всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа, и Филиппа… их поставили пред апостолами; и сии, помолившись, возложили на них руки " ( Деян. 6, 5–6 ). Если не считать избрания Матфия на место Иуды, то это первое поставление в Церкви. «Семь» были поставлены с согласия собрания апостолами, которые возложили на них руки с молитвой. Так действовали апостолы не только в Иерусалимской церкви. Так действовал и Павел в основанных им церквах. «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они (т. е. Варнава и Павел) помолились с постом и предали их Господу, в которого уверовали» ( Деян. 14, 23 ). К этим свидетельствам надо прибавить указание Климента Римского . По его словам, апостолы, поставляя епископов, заповедовали, чтобы после смерти поставленных ими, другие вступили на их место с благоволения всей церкви (συνευδοκησσης τς κκλησς) 3 . Это благоволение может означать как то, что они избирались всей церковью, так и то что, церковь свидетельствовала о том, что Бог даровал им дары Духа для их служения. Прежде чем перейти к исследованию трех моментов таинства, необходимо установить значение терминов, которыми обозначалось таинство поставления и его разные моменты. Этот вопрос имеет тем большее значение, что мы наследовали ряд терминов, которые в настоящее время не вполне имеют то значение, которое они имели в Древней Церкви. Это вполне естественный процесс, но о нем. не следует забывать, а особенно не следует переносить в прошлое того, чего в нем не было. Кроме того, надо иметь в виду, что на Западе, когда сформировался клир, появляется некоторое различие между поставлением епископов, пресвитеров и прочих клириков, что оказало влияние на практику Восточной Церкви. Глава 2. Хиротония и хирофесия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Ветхозаветное священство было поставлено на служение в храме как целый отдельный род. В Новом Завете священство принадлежит всей Церкви. Христиане призываются к служению в ней каждый в отдельности, ибо никто не может приступить к крещению не будучи призван самим Богом. «Все мы одним Духом крестились в одно тело, иудеи или еллины, рабы или свободные; и все напоены одним Духом» ( 1Кор. 12, 13 ). Каждый член Церкви призван Богом, Им поставлен как член Церкви через сообщение дара Духа. Следовательно, каждый член Церкви призван к жизни, к действованию, к деланию, к служению в Церкви, так как Дух есть принцип жизни и активности в Церкви 7 . «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы но Духа, потому что буква убивает, а Дух животворит ( 2Кор. 3, 6 ). Каждый поставляется для служения царственного священства, но служат, как священники Бога и Отца, все вместе. Ветхозаветное священство стало общим служением, левитское – лаическим, так как Церковь есть народ Божий. 2 . Первохристианство было лаическим движением. Происходя из рода царя Давида, Христос не принадлежал Левиину колену 8 . Апостолы не имели никакого особого отношения к Иерусалимскому храму, так как и они не принадлежали левитскому священству. Не имели служения в храме и первые христиане. Если позднее в их числе были священники ( Деян. 6,7 )», то их участие в жизни Иерусалимской церкви не могло изменить лаического характера первохристианства. Мы знаем, что в синагогальной жизни участвовали священники, но они не имели в ней руководящего значения, не исполняя в ней своих основных священнических функций. Для иудейского сознания священство было тесным 9 образом связано с храмом и без храма оно не могло существовать, а потому с разрушением храма прекратилось. Если учение о царственном священстве христиан возникло, то и оно должно было быть связано с храмом. Где есть священство, там есть и храм, и обратно, где есть храм, там должно быть и священство. Этим храмом не мог быть иерусалимский храм, пока он стоял, во всяком случае для христиан из язычников, а тем более он не мог им быть, когда он был разрушен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Свят. Кирилл Иерусалимский говорит, что Церковью называется собрание, поскольку она созывает и собирает всех 1172 . Возможно ли дать определение понятию « Церковь »? Скорее всего, нет: все предпринимавшиеся до сих пор попытки дать всеобъемлющее определение были не вполне удачными. Например, А. С. Хомяков, известный русский писатель и богослов, определял Церковь как «единство Божией благодати, обитающей во множестве разумных творений» 1173 . Очевидно, что эта формула содержит в себе тавтологию, поскольку Божественная благодать, по определению, едина. Острые богословские споры в Русской Церкви вызвала в конце XIX в. магистерская работа доцента Евгения Аквилонова (впоследствии протоиерея), посвященная святоотеческому определению Церкви 1174 . В основание своей работы Аквилонов положил апостольское учение о Церкви как о Теле Христовом. Святейший Синод не утвердил Аквилонова в степени магистра богословия, и ему пришлось в значительной степени переделать работу. Тем не менее высказанные в его сочинении мысли распространились достаточно широко, и в современной богословской литературе выражение « Церковь есть Тело Христово» встречается очень часто. Обычно это определение связывается с учением о Боговоплощении, а также о таинстве Евхаристии, рассматриваемом как способ участия человека в жизни тела Церкви. Однако при использовании апостольского образа Церкви как Тела Христова в качестве «формального» определения возникают некоторые трудности. Например, согласно 9-й главе «Пространного катехизиса» (о 9-м члене Символа веры ), к Церкви принадлежат не только «все православные христиане, живущие на земле», но также и «все, скончавшиеся в истинной вере и святости» 1175 . Кроме того, к Церкви принадлежат не только люди, но и ангелы. На этот счет есть ясные свидетельства Писания: Бог положил... все небесное и земное соединить под главою Христом ( Еф.1:10 ). Он есть глава тела Церкви, Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство: ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное ( Кол.1:18–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010