Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог . Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу. ( 2Кор.9:6–11 ) Святые апостолы по отшествии Господа на небо, проповедуя Евангелие сперва в Иудее, потом среди других народов, твердо помнили заповедь Господа о любви как главном признаке последования Христу: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ( Ин.13:35 ). Апостолы, эту заповедь Господа твердо сохраняя между собой, старались внушать ее всем уверовавшим во Христа через их проповедь. Первым проявлением этой любви было единение духа и единение имуществ. Для служения бедным были избраны апостолами семь диаконов ( Деян.6:5 ). Тогда никто не называл ничего своим, но все было общее ( Деян.4:32 ). Так было сперва у матери ЦерквейИерусалимской Церкви. Так потом и в других Церквах. Отпуская святого Павла на проповедь среди язычников, апостолы просили его, чтобы он не забывал иерусалимских братий христиан, бедствовавших по причине притеснений со стороны неверующих иудеев и от голода, постигшего их страну. Апостол Павел старался тщательно исполнять завет Господа Иисуса Христа. Среди апостольских трудов своих он сам принял на себя обязанность собирателя милостыни. Возвращаясь в Иерусалим, он приглашал обращенных им к вере, между другими и коринфских христиан, чтобы они позаботились до его прибытия собрать милостыню для иерусалимских братий и, когда он придет, отправить собранное с ним. В своем послании к Коринфянам, сегодня читанном, Апостол дает им наставление, как творить милостыню, чтобы она была приятна Богу, для творящих милостыню плодотворна, а в приемлющих ее возбуждала бы чувство благодарения к Богу. Милостыню и вообще благотворительность, как дела любви христианской, Апостол сравнивает с посевом семян и говорит: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро пожнет ( 2Кор.9:6 ). Это значит: кто подает милостыню, пусть делает это без скупости, щедро, зная, что чем больше подаст, тем больше получит, как и земледелец – чем больше посеет, тем больше пожнет, а кто мало посеет, тот мало и пожнет.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

“Черна я, но красива, дщери Иерусалимские”. И ты, член Церкви, обрати речь свою к дщерям Иерусалимским и скажи: меня более любит Жених и более почитает, чем вас, многочисленные дщери Иерусалимские; вы стоите снаружи и видите, как Невеста входит в покои. [Несомненно, мы, хоть и зовемся черными, станем черными, но красивыми, если познаем Бога, если воспоем Песнь песней, если от границ Эфиопии, от края земли придем поучаться мудрости праведного Соломона.] 68 И когда ты слышишь громкий голос Спасителя: “Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона” 69 , вслушайся в тайну, заключенную в этих словах. “Царица Южная, пришедшая от пределов земли”, — Церковь, а “род сей”, с которым она вступает в суд — иудеи, предавшиеся плоти и крови. “Приходила от пределов земли послушать мудрости” не самого Соломона, о котором речь в Ветхом Завете, но Того, Кто, по Евангелию, “больше Соломона”. “Черна я, но красива, дщери Иерусалимские, черна, как шатры Кидарские, красива, как завесы Соломоновы”. Сами эти слова подходят к красоте Невесты. “Кидар” означает по-еврейски “темные”. Итак, “черна я, как шатры Кидарские”, как эфиопы, как палатки эфиопские, “красива, как завесы Соломоновы”, сделанные для украшения скинии в то время, когда с огромным трудом и усердием строился Храм. Ибо богат был Соломон, и в мудрости его никто не превзошел его 70 . “Черна я, но красива, дщери Иерусалимские, как шатры Кидарские, как завесы Соломоновы. Не смотрите на меня, что я смугла”. Невеста просит прощения за свою черноту и, раскаявшись и изменившись к лучшему, возвещает о себе дщерям Иерусалимским, что черна, но красива — это мы уже объяснили — и говорит: “Не смотрите на меня, что я смугла”. Не удивляйтесь этому отвратительному цвету, говорит она: “Солнце опалило меня”. Лучом Своим, исполненным света, опалило меня Солнце, и от зноя я почернела, ибо не так, как подобало и как требовало достоинство Солнца, приняла я на себя Его свет. “От их падения спасение язычникам” 71 , и далее: “От неверия язычников придет знание к Израилю” 72 . То и другое найдешь у апостола.

http://pravmir.ru/gomilii-na-pesn-pesnej...

Нельзя отрицать того, что первые христиане Иерусалима сложили свои имения в одно общее имущество. Но каков был характер этой коммуны? Была ли она добровольная или принудительная? Рассматривалась ли она как учреждение, которое необходимо вызывалось самою сущностью христианства? Не была ли она результатом временного и исключительного положения вещей? Вот, существенно важные вопросы, на которые необходимо ответить, чтобы узнать истинное значение «коммуны» первых христиан Иерусалима. «Эта коммуна была чисто добровольная и рассматривалась, как учреждение временное». Остановимся на словах ап. Петра, с которыми он обратился к Анании, упрекая его в сокрытии части из проданного своего имущества. «Анания, для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоё мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твоё ли было и приобретённое продажей не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоём, ты солгал не человекам, а Богу» ( Деян.5:3–4 ). Как видно из приведённых слов, ап. Пётр не обвиняет Ананию в том, что он забыл закон Бога, что он нарушил заповедь христианскую; он не упрекает Ананию в том, что тот совершил кражу в ущерб интересам коммуны. Единственная вина, которую вменяет ап. Пётр Анании, это то, что он оказался лицемером и лжецом. Из приведённых слов ап. Петра с ясностью следует, что Анания имел полное право не продавать своего имущества, а продав его, вырученные деньги удержать у себя. Итак, какое же социалисты имеют основание утверждать, что Апостолы изгнали из Иерусалимской общины христиан частную собственность и сделали обязательным коммунизм? Никакого. Для того чтобы сделаться членом Иерусалимской Церкви, не нужно было лишаться своего имущества, достаточно было принять крещение и исполнять заповеди Евангелия. Когда Иудеи, слыша проповедь ап. Петра в день Пятидесятницы, спросили его и других Апостолов: «что нам делать, мужи и братья», апостол Пётр отвечал: «покайтеся и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получите дар Святого Духа».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

   Но кающиеся пусть послушают, как должны приносить покаяние, с каким усердием, намерением, сокрушением сердца и обращением духа. Воззри, Господи, ибо мне тесно, волнуется во мне внутренность, сердце мое перевернулось во мне.    Теперь познал ты намерение, познай веру и состояние тела. Сидят, говорит, на земле безмолвно старцы дщери Сионовой, посыпали пеплом свои головы, препоясались вретищем; опустили к земле головы свои девы Иерусалимские. Истощились от слез глаза мои, волнуется во мне внутренность моя, изливается на землю печень моя.    Плакал и народ ниневийский и через то избежал погибели, возвещенной всему городу; ибо покаяние — это настолько сильное средство, что, кажется, сам Бог переменяет для него свое определение. Итак, в твой воле состоит получить прощение. Господь хочет, чтобы Его просили и надеялись на Него. Ты, будучи человеком, хочешь быть упрашиваемым о прощении, а помышляешь, что Бог простит тебе не просящему.    Сам Господь плакал об Иерусалиме, чтобы он прощен был ради слез Его, когда сам плакать не хотел. Сам Он хочет, чтобы мы плакали для избавления нашего, как написано в Евангелии: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе.    Плакал Давид, и через то испросил, чтобы Божеское милосердие отвратило смерть народа погибающего; когда предложены были ему три казни, тогда избрал он из них такую, в которой бы мог испытать большее милосердие Господне. Почему стыдишься оплакивать свои грехи, когда Бог повелевает самим пророкам плакать за народы?    Приказано было плакать Иезекилю об Иерусалиме, почему принял книгу, в начале которой написано: плач, и стон, и горе. В этом случае две вещи печальны, а одна радостна; ибо в будущем веке спасен будет тот, кто в этом много изливает слез, ибо сердце мудрых — в доме плача, а сердце глупых — в доме веселья, и сам Господь говорит: Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Глава 7. Взывает к оплакиванию и исповеданию грехов, уверяя, что Христос слезами грешника и Церкви побуждается к прощению, что доказывает примером воскресшего Лазаря    Поистине, плачем на время, да возрадуемся на веки. Да боимся Господа, да предупреждаем Его исповеданием грехов наших; станем исправлять наши погрешности, чтобы и о нас не было сказано: Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Сочинения христианских подвижников показывают, что чем выше нравственно поднимается человек, тем острее он чувствует свою ответственность перед Богом. Но одновременно с этим крепнет в нем надежда на милость Божию и любовь к Нему. Царство славы С преобразованием мира в мир новый, лучший, откроется вечное Царство Божие, Царство славы. Тогда закончится «царство благодати» – бытие Церкви воинствующей на земле, а Церковь небесная войдет в Царство славы и сольется с ним. Тогда царствовать будет Сын Божий со Отцом и Святым Духом, и «царству Его не будет конца», как благовествовал ангел Деве Марии ( Лк. 1:33 ). «Ибо, – как объясняет св. Кирилл Иерусалимский , – Тот, Который царствовал прежде, нежели низложил врагов, не будет ли тем более царствовать после того, как победит их?» ( Кирилл Иерусалимский , «Огласит. слова»). Смерть потеряет свою силу: «Последний же враг упразднится – смерть... Тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою». «И времени уже не будет» – прекратится ощущение его течения ( 1Кор. 15, 54 ). Образно представлена вечная блаженная жизнь в Откровении, глава 21-ая: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» ( Откр. 21 ). В Царстве славы все будет одухотворено, бессмертно и свято. Главное же то, что достигшие будущей блаженной жизни и ставшие «причастниками Божественного естества» ( 2Петр. 1:4 ), станут участниками той совершенной жизни, источник которой в Боге. В частности, члены Царства Божия, подобно ангелам, удостоятся видеть Бога ( Мф. 5:8 ). Будут созерцать Его славу не как сквозь тусклое стекло, не гадательно, но лицом к лицу, – и не только созерцать, но и сами участвовать в ней, сияя, как солнце, в Царстве Отца Своего ( Мф. 13:43 ), будучи «сонаследниками Христовыми», восседая со Христом на престоле и разделяя с Ним Его царское величие ( Откр. 3:21 ; 2Тим. 2:11–12 ). «Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной; ибо Агнец, Который посреди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод, и отрет Бог всякую слезу с очей их» ( Откр. 7:16–17 ). Как говорит пророк Исаия: «Не видел того глаз, и не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( Ис. 64:4 ; 1Кор. 2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской (2 Кор. 11: 24-25). Много сил требовала и борьба с теми, кого апостол Павел называл  лжеапостолами, лукавыми делателями, принимающими вид Апостолов Христовых (2 Кор. 11: 13). С этой проблемой он по-настоящему столкнулся, когда вернулся из второго путешествия обратно в Сирию. Но на обратном пути он с учениками еще отпраздновал Пасху в Иерусалиме, наверняка обратив внимание на изменившиеся в общине настроения. Многие иерусалимские братья уже открыто высказывали недовольство по поводу обращения язычников, не соблюдавших в полной мере закона Моиссева, и говорили, что решения Апостольского собора следует пересмотреть. Главой Иерусалимской Церкви в то время был Иаков, брат Господень, — строжайший аскет и молитвенник. Про него говорили, что он никогда не пил вина, не ел мяса, не носил шерстяной одежды и столько времени проводил на молитве в храме, что на коленях у него были верблюжьи мозоли. Апостол Иаков строго соблюдал Моисеевы законы и даже носил на себе петалон — золотую дощечку, которую имели право надевать только первосвященники. Примерно такого же склада были и люди из его ближайшего окружения — с той только разницей, что религиозный пыл они направляли еще и на активную борьбу с инакомыслием. Они были убеждены, что каждый иноплеменник, принимающий христианство, сначала должен стать иудеем — то есть совершить обрезание и в строгости соблюдать все предписанные Моисеем законы. Сейчас такая постановка вопроса кажется даже странной, но тогда она удивляла в основном апостола Павла и его сторонников. Большинство в Иерусалиме разделяли мнение тех, кого теперь принято называть «иудеохристианами», или «иудействующими», — а в те времена это были просто иерусалимские христиане, убежденные в своем превосходстве над остальными. Можно представить, как раздражал их апостол Павел, который свободно признавался: ...для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых  (1 Кор. 9: 20-22).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

В день Пятидесятницы святой Павел решил идти в Иерусалим, чтобы собственноручно передать иерусалимским христианам собранные для них деньги. Иудеи снова составили заговор против него, и он хотел отплыть в Сирию. Но Дух велел ему вернуться через Македонию. Апостол прибыл в Троаду и там после Евхаристии всю ночь наставлял братьев. В это время один юноша, по имени Евтих, заснул, сидя на окне, и упал с третьего этажа. Его подняли мертвым, но святой Павел воскресил его. Затем апостол пешком пошел в Асс и в Миры, откуда поплыл в Милет. Здесь к нему пришли пресвитеры ефесской общины. Он рассказал им, что Святой Дух предвозвестил ему о том, что в Иерусалиме его ждут узы и скорби, и добавил: «Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершать поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» (Деян. 20: 24). Затем он напомнил им о трудах, понесенных им ради создания их Церкви, и просил жертвовать собой для укрепления верующих. Они вместе совершили коленопреклоненную молитву, и ефесцы с рыданиями бросились на шею Павлу, прощаясь с ним. Апостол посетил Кос, Родос и Патары, затем задержался в Тире, чтобы и здесь наставлять верующих, и пошел пешком через Птолемаиду в Кесарию Палестинскую, где был принят в доме святого Филиппа диакона (память 11 октября). Невзирая на предупреждения пророка Агава, он добровольно пошел дальше к Иерусалиму, сказав спутникам, что готов не только быть узником, но и умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса. В Святом Городе братья с радостью встретили святого Павла. Пресвитеры собрались в доме апостола Иакова. Святой Павел подробно рассказал им обо всем, что сотворил у язычников, и передал деньги, собранные новыми общинами в помощь иерусалимским беднякам. Святого Павла предостерегли, что иудеи не преминут обвинить его в несоблюдении Закона. Тогда он присоединился к нескольким людям, которые собирались принести в Храм жертву по обету. Когда оканчивались семь дней очищения, асийские иудеи, увидев святого Павла в Храме, стали возмущать толпу и схватили его, обвиняя в том, что он повсюду учит народ против Храма и предписаний иудейского Закона. Апостола вывели из Храма и хотели убить, но тут вмешались воины, взяли его и донесли до лестницы, ведущей к крепости Антония.

http://pravoslavie.ru/54792.html

Зовется и лоном Авраамовым, как написано: Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово ( Лк. 16, 22 ). И Царством Небесным, по слову Господа: Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф. 8, 11). Поэтому, если мы назовем это место одним из тех на· званий, которые мы перечислили выше, то это не будет ошибкой. Главное понимать, что души находятся в Божией благодати, и в Царствии Небесном, и (как поется в церковных песнях) на Небесах». До этого места книга «Точное изложение Православной веры», получившая одобрение, как сказано в предисловии, Святейшими Патриархами, Иерусалимским Нектарием, Константинопольским Парфением, Александрийским Иоаникикием, Антиохийским Макарием, и снова Иерусалимским Паисием, и всем соборным священноначалием иерархов. ОТВЕЧАЮ, во-вторых, в частности, по поводу каждого из приведенных здесь текстов Писания. НА ПЕРВЫЙ; Царство небесное есть рай. Смотрите об этом в первой части этой книги, в главе 1, доказательство 5. Об этом поется и в церковной песне: «Прехвальные мученики, вас не утаила земля, но приняло Небо, и отверзлись вам райские двери». Подумайте над тем, какие райские двери отверзлись им, когда их приняло Небо. Сделайте вывод о том, что святая церковь считает небо, райские двери и рай одним и тем же явлением. НА ВТОРОЙ: Царство небесное есть лоно или недро Авраамово. Читайте толкование Феофилакта на главу 16 Евангелия от Луки, где он говорит следующее: «Недром Авраамовым называется ограждение благих, пристанище праведных, обретших вместо земных бурь Небесную тишину; недром моря обычно называются тихие места со спокойным течением». Смотри Феофилакта, лист 141, толкование Евангелия от Луки. СПРОСИТЕ: Откуда такое название и почему мы молимся об умерших, чтобы они попали в недро Авраамово? ОТВЕЧАЮ: Лоно, или недро Авраамово, называется так потому, что сыновья сладко почивают на лоне своих родителей. Все верные и святые – сыны Авраама, который явился первым и наиболее просиявшим в вере и святости, и ему было обещано благословение и блаженство, а в нем – всем верным, о чем написано в Книге Бытия, в главе 22: И благословятся (говорит Бог) в семени ( Быт. 22 , 18). Поэтому и Павел пишет к Галатам: Познайте же? что верующие суть сыны Авраама ( Гал. 3, 7 ). И ниже: Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники ( Гал. 3, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Знал Иеремия, что покаяние есть великое врачевание и для того в Плаче своем говорит об Иерусалиме кающемся: Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его. Нет у него утешителя из всех, любивших его. И далее прибавил: око мое изливает воды; ибо далеко от меня утешитель. Из этого видим мы, что Иеремия считал за несносное зло то, когда нет утешающего в скорби. Итак, для чего вы отнимаете утешение, когда не хотите ослаблять покаяния? Но кающиеся пусть послушают, как должны приносить покаяние, с каким усердием, намерением, сокрушением сердца и обращением духа. Воззри, Господи, ибо мне тесно, волнуется во мне внутренность, сердце мое перевернулось во мне. Теперь познал ты намерение, познай веру и состояние тела. Сидят, говорит, на земле безмолвно старцы дщери Сионовой, посыпали пеплом свои головы, препоясались вретищем; опустили к земле головы свои девы Иерусалимские. Истощились от слез глаза мои, волнуется во мне внутренность моя, изливается на землю печень моя. Плакал и народ ниневийский и через то избежал погибели, возвещенной всему городу; ибо покаяние — это настолько сильное средство, что, кажется, сам Бог переменяет для него свое определение. Итак, в твой воле состоит получить прощение. Господь хочет, чтобы Его просили и надеялись на Него. Ты, будучи человеком, хочешь быть упрашиваемым о прощении, а помышляешь, что Бог простит тебе не просящему. Сам Господь плакал об Иерусалиме, чтобы он прощен был ради слез Его, когда сам плакать не хотел. Сам Он хочет, чтобы мы плакали для избавления нашего, как написано в Евангелии: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе. Плакал Давид, и через то испросил, чтобы Божеское милосердие отвратило смерть народа погибающего; когда предложены были ему три казни, тогда избрал он из них такую, в которой бы мог испытать большее милосердие Господне. Почему стыдишься оплакивать свои грехи, когда Бог повелевает самим пророкам плакать за народы? Приказано было плакать Иезекилю об Иерусалиме, почему принял книгу, в начале которой написано: плач, и стон, и горе. В этом случае две вещи печальны, а одна радостна; ибо в будущем веке спасен будет тот, кто в этом много изливает слез, ибо сердце мудрых — в доме плача, а сердце глупых — в доме веселья, и сам Господь говорит: Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. ГЛАВА 7 Взывает к оплакиванию и исповеданию грехов, уверяя, что Христос слезами грешника и Церкви побуждается к прощению, что доказывает примером воскресшего Лазаря

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Слух о лютости гонения иерусалимского, причем главным лицом был Савл, дошел уже в Дамаск; его принесли туда или путешествовавшие туда на праздники иудеи, или рассеявшиеся вследствие этого гонения христиане иерусалимские, во всяком случае слух был верный и распространенный (от многих слышал). – Святым Твоим: т.е. христианам, которые так называются по особенному освящению их во Христе и Церкви. – И здесь имеет власть и пр.: откуда Анания получил сведения о полномочиях Савла от синедриона (от первосвященников, – см. прим. к Мф.2:4 ), с какими он шел в Дамаск, не видно из повествования. Легко может быть, что иерусалимские христиане, которые могли получить сведения о предпринимаемом Савлом путешествии, его полномочиях и целях, дали знать о сем христианам дамасским письменно или через вестников о предстоящей им опасности, чтобы они были осторожнее. Так как это был уже третий день по прибытии Савла в Дамаск, то подобные известия, во всяком случае, уже могли быть получены там, и очень может быть, что под влиянием новости или свежести этих известий Анания так живо и решился выразить пред Господом свои опасения и недоумения. 15. Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами и царями и сынами Израилевыми. 16. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое. На выраженные Ананией опасения Господь отвечает повторением своего повеления – иди, и успокаивает его указанием на будущее великое предназначение Савла. – Мною избранный сосуд и пр.: Мной самим выбранный сосуд, как добрый, прекрасный сосуд. В этот сосуд Господь положит имя свое и в нем оно пронесено будет по вселенной, – речь очевидно не собственная, а образная, которой смысл таков: Савл будет проповедником в мире Моего имени, т.е. как Мессии, проповедником учения о Христе Иисусе или вообще Евангелия и христианства, проповедником избранным, добрым, прекрасным. – Пред народами и царями и сынами Израилевыми: под народами, по строению выражения, разумеются собственно язычники, в противоположность сынам израилевым, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010