Не удалось извлечь искомое из базы (((

Кезмы, по мнению И. А. Зиновьева, подрывает и престиж Иерусалимского консула, так как «предоставление генеральному консульству в Бейруте контроля над деятелъностью г. Кезмы в округе иерусалимского консульства составляет нарушение консульского устава». Ввиду всего этого консул Иерусалимский, обиженный нарушением своих полномочий, порекомендовал также и со своей стороны А. Г. Кезме «не начинать ничего до приезда в Иерусалим патриарха Никодима», а министерство иностранных дел – даже «старательно воздерживаться от всяких попыток к учреждению школ впредь до разъяснения тех пунктов предписанной ему программы, которые, по мнению как посольства в Константинополе, так и министерства иностранных дел, могут неблагоприятно отозваться не только на интересах самого Общества, но и на нашем политическом влиянии в Сирии и Палестине» 156 . Палестинское Общество, отвечая на возбужденный нашим константинопольским посольством вопрос по этому инциденту, обратило внимание на слишком преувеличенное значение, которое Императорское посольство в Константинополе придали А. Г. Кезме, признавая его представителем Православного Палестинского Общества в Святой Земле. Такого значения ни Общество ему не приписывало, ни сам А.Г. Кезма на себя не принимал. До настоящего времени А. Г. Кезма был только корреспондентом, посланным Обществом для собрания необходимых сему последнему статистических сведений, и даже впоследствии, если осуществились бы предположения об устройстве школ в Палестине, он был бы не более, как доверенное лицо, но ни в каком случае не представителем Общества» 157 . В конце же концов Общество дало успокоительное заверение «ничего не предпринимать в пределах Св. Земли иначе, как по благословению Его Блаженства, патриарха иерусалимского, и с разрешения Императорского посольства в Константинополе, и даже официально выработало порядок действий Общества по поддержанию православия в Св. Земле в следующих пунктах: 1) Православное Палестинское Общество действует в Святой Земле не иначе, как через своего уполномоченного и с благословения иерусалимского патрхарха. 2) Утвержденную инструкцию нашему уполномоченному, по одобрению ее министерством иностранных дел, Совет Общества сообщает через сие министерство к сведению нашему послу в Константинополе и подлежащим нашим консулам. 3) Все сведения, добытые уполномоченным Общества, этот последний сообщает нашему консулу, в районе действий коего собирались сведения. Консул препровождает доклад уполномоченного, при своих замечаниях, в министерство иностранных дел, которое препровождает его в Совет Общества. 4) Общество решает, что может оно сделать, и свое по этому решение препровождает уполномоченному через министерство иностранных дел. 5) В пределах России Общество, по мере возможности обучает православных жителей Святой Земли и старается поместить их в семинариях, духовных академиях и иных учебных заведениях». 158

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

149 Списки этих вторых грамот нам неизвестны; но о содержании их узнаем из ответов восточных патриархов, приводивших из царских грамот по местам буквально торжественные выписки; патриархи сообщали, что они получили двойные царские грамоты одновременно с денежною милостынею. 150 Список с этого письма в рукописном сборнике румянцевского музеума из собрания В. Ундольского за 415 л. 415 об. И 416. По этому списку письмо царя издано в «Описании Воскресен. Мон.» (Чт. общ. ист. 1875 кн. III стр. 759), но с пропуском первых важных слов письма. 152 Шушерин на этот счет замечает: «Тело его невредимо отнюдь от вони злосмрадныя, аще и десятидневно пребысть; в толикое бо теплое время нимало повредися, но яко того часа преставися; лице же и плоть его ничем не изменися, но все тело его цело и тлению не причастно бе» (стр. 111). 153 Шушер. стр. 106–110. Описание Воскрес. монаст. в Чтен. общ. ист. 1874 г. кн. III стр. 50–55, кн. IV стр. 197, 198, 216, 314, 317–319, 325. 154 Подлинные разрешительные грамоты восточных патриархов, писанные на греческом языке, сохранились в московской синодальной библиотеке в отделе свитков и грамот: грамота цареградского патриарха Иакова с привесною свинцовою печатью за 27, александрийского Парфения за 25, прежнего антиохийского патриарха Неофита за 23, нового антиохийского патриарха Кирилла за 24, иерусалимского Досифея с вислою печатью в искусной медной оправе за 29. Черновые переводы как этих пяти разрешительных грамот, так и трех частных посланий царю Федору Алексеевичу от патриархов цареградского, александрийского и иерусалимского сохранились в греческих делах московского иностранного архива за 7191 год 2: в черновых и перебеленных переводах разрешительной грамоты александрийского патриарха этот патриарх сначала называется Прохором, но вскоре ошибка переводчика была замечена и вместо Прохора он стал именоваться Парфением. Разрешительные грамоты патриархов в переводе изданы в «Собрании государственных грамот и договоров» ч. IV 136–140. Из частных посланий трех патриархов на имя государя изданы в печати послания только двух патриархов иерусалимского в греческом подлиннике и русском переводе (в «собр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

С.-Петербург 11 октября 1815 г. Копия 1815 года октября 11 дня, по указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод, слушав предложение г-на тайного советника, синодального обер-прокурора и кавалера князя Александра Николаевича Голицына, что главнокомандующий в С.-Петербурге сообщил ему, синодальному г-ну обер-прокурору, от 28 сентября, что черниговский вице-губернатор выдал архимандриту Арсению, возвратившемуся в Россию 204 с двумя следующими из Иерусалима, подорожную для следования в здешнюю столицу, и прошение означенного архимандрита Арсения, что он, по назначению Иерусалимского Патриарха Поликарпа и с дозволения Святейшего Синода, прибыл с двумя монашествующими, иеромонахом Лукою и монахом Дионисием 205 , для пребывания в городе Нежине на Иерусалимском подворье; но как предмет препоручения Патриаршего есть испрошение от православных христиан доброхотного подаяния на совершенное возобновление и украшение погоревшего прежде храма, где Гроб Господень, и на уплату происшедших от того долгов, то он, прибыв по подорожной из Чернигова сюда и являясь, просит о выдаче ему с означенными монашествующими пашпорта для пребывания в России, где надобности укажут, и книгу с позволением повсеместно испрашивать таковое подаяние на время, какое благоугодно будет назначить. И по учиненной справке Приказали: Так как Святейший Синод по особо вступившему в оный от Иерусалимского Патриарха Поликарпа прошению предположил уже испросить от Его Императорского Величества пособия упоминаемому иерусалимскому храму, то и означенному архимандриту Арсению на испрошение от православных христиан доброхотного подаяния для такового же пособия здесь в С.-Петербурге по 1 мая будущего 1816 года, а с того времени в других российских городах, где он, Арсений, пребывание иметь будет два года, Святейший Синод благословляет, во уверение чего и дать ему с упоминаемыми находящимися при нем иеромонахом Лукою и монахом Дионисием пашпорт, с тем, чтобы они священнослужения и никаких треб без позволения местного епархиального архиерея нигде не отправляли; а для записи того подаяния шнурозапечатанную книгу с надписанием на оной и того, чтоб таковые собираемые деньги отсылаемы были по временам в Иерусалим к тамошнему Патриарху.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Твоея святыни оборонитель. XL. Отправление дьякона Мелетия, Порфирия Оловяникова и грека Стефана Юрьева с царскими грамотами к патриархам: константинопольскому, антиохийскому и иерусалимскому. 18 Сентября 1664 г. 1 Общие распоряжения (В начале столбцов сделана помета): По сему письму отпуск учинен в 173 году в Сентябре месяце 18-го ч. дьякону Мелетию и Порфирью Оловяникову и греченину Стефану. Великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея великия и малыя и белыя Росии самодержца грамоты писать ко вселенским патриархам: к Константинопольскому, к Антиохийскому, ко Иерусалимскому. Грамота к Иерусалимскому патриарху, а в ней объявити про приезд к великому государю к Москве дьякона Мелетия грека, и что он его патриархову грамоту, которую к великому государю послал он за тремя печатями с ним Мелетием, великому государю поднес он вцеле. Да в той же грамоте написать благодарение за все его патрхарховы труды, что он против государевых грамот чинил всякое доброхотение и приехал до Молдавской земли. Ему ж объявить, что без вселенского патриарха или без тамошнего экзарха в Московском государстве патриарха ставить отнюдь невозможно, да не токмо для патрхархова поставления вселенский патриарх надобен к Москве, и для иных церковных и царских нужных дел. А что великий государь хотел послать послов своих к Турскому Салтану, чтоб ему патриарху в Московское государство приезд был поволной, и о том к нему патрарху писано наперед сего с гречаны с Василием Ивановым да с Кондратием Дмитриевым. И ныне великий государь послов своих к Турскому Салтану посылать не изволил для того, чтоб для присылки тех послов ему патриарху от турков какова утесненья не было, а изволил ему Стефану промышлять тайно, как возможно; а к нему патриарху ныне отписать и просить его с молением, чтоб он приехал до города Рашкова, что на Днестре, а для того послать греченина Стефана. А от Рашкова до Москвы ему патриарху ехать будет возможно и свободно, как о том ему расскажет вышеимянованной Стефан. А буде патриарх учнет говорить и к великому государю писать, чтоб великий государь изволил об нем к турскому Салтану послати послов своих, и великий государь о тех послах помысля изволит учинить так, как он патриарх к нему великому государю отпишет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

что иерусалимские патриархи не законно усвоили себе власть заживо назначать себе преемников, потому что сия власть принадлежать одному султану; с. что архиепископ фаворский участвовал с покойным патриархом во всех злоупотреблениях по Палестинской церкви и что он есть враг Турции, как человек облагодетельствованный и ласкаемый Россиею; d. что ежели фаворского утвердит патриархом, то Турция будет иметь двух неприятелей в лице двух патриархов: иерусалимского и вселенского, которого недавно поддержала Россия против общего желания сменить его. Наконец, враги подослали к турецкому министру благовидное и вероятное известие, будто архиепископ фаворский обещает ему 200000 пиастров, лишь бы он поддержал его сторону. Министр взбесился и склонился на сторону сильной партии и древний престол иерусалимский утратил бы свою независимость, если бы не спасла его ваша миссия. Наша миссия в свой час, и в час добрый, вступилась за древние права иерусалимского престола: за право независимости и право избрания патриарха из среды святогробского братства. Она поставила на вид турецкому министру, что Иерусалимский патриарх есть патриарх не одной церкви Палестинской, но и всего христианского мира, и потому если дать право константинопольскому синоду избирать сего патриарха, то и российскому синоду надобно будет уступить подобное же право, – тем более, что Иерусалимское патриаршество содержится имениями Молдавии и Валахии, кои находятся под покровительством России. Министр струсил и уверил нашу миссию, что Порта не нарушит древних прав Иерусалимского патриаршества, но присовокупил, что святогробское братство пусть изберет в патриарха из среды своей кого угодно, только не архиепископа фаворского, потому что султан имеет свои резоны, по которым сей архиепископ не может быть утвержден им. Таким образом, одни шаг выиграли, а другой шаг проиграли. Но проигравшие не теряли присутствия духа и действовали сильно; они решились уничтожить архиепископа фаворского и выиграть хотя половину дела ускорением оного.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Когда турки овладели Сирией и Палестиной, то иерусалимский и антиохийский патриархаты также вошли в круг влияния вселенского патриарха, или, правильнее, заправляющих им фанариотов. Провинциальные патриархи были слабы и бедны, между тем как фанариоты находились в весьма близких и тесных отношениях к императорскому правительству. При таких условиях, иерусалимский и антиохийский патриархи не могли избежать подчинения своему константинопольскому собрату и сохранить свою независимость в церковных делах, какую они имели прежде. Фанариоты незаметно, ловко и быстро успели захватить в свои руки эти патриаршие престолы. Иерусалимский патриарх Герман был первым патриархом Святого града не из местных уроженцев. Умирая в 1579 году, п. Герман назначил своим преемником грека и завещал не избирать лиц негреческого происхождения не только в патриархи, но даже и в члены синода и вообще на все видные места и должности иерусалимской патриархии. Обычай этот весьма скоро и прочно привился в иерусалимской церкви. Местному синоду оставалось только исполнять посмертную волю своих патриархов. Первые четыре патриарха после Германа находились в близком родстве между собою. Благодаря ловкой политике вселенского патриарха, или вернее, фанариотов, иерусалимский патриарший престол скоро сделался наследственным по завещанию, в совершенную противность церковным правилам 32 . Сами иерусалимские патриархи переселились в Константинополь и только изредка показывались в Святом граде. Некоторые из них совсем даже не бывали в Иерусалиме в течение всего своего патриаршествования. Фанариоты бесконтрольно распоряжались делами иерусалимской патриархии и выборами патриархов. Устранившись от трудов непосредственного пастырского служения и чуждые своей пастве, фанариотские избранники иерусалимские патриархия заботились об одном только: об умножении доходов патриархии. Такой порядок, разумеется, не мог не отозваться весьма неблагоприятно на состоянии православия в Иерусалиме и Палестине. Святогробское богатое братство, составившееся из пришлых греков, не обращало никакого внимания на свою паству, чуждую ему и по происхождению и по языку, благодаря чему паства эта беспрепятственно делалась добычею ислама или инославной пропаганды.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

Непризнанный своим преемником по игумению на Синае, почившим в 1859 году игуменом-архиепископом Констанцем I (1880–1884), занимавшим и престол св. И. Златоуста и составившим себе известность и учено-литературными трудами, и не получившим хиротонии от иерусалимского патриарха Кирилла II (1846–1872), духовной юрисдикции которого с давних пор подчинялась архиепископия Синайской горы и Раифы, архимандрит Кирилл, путем происков, льстивых обещаний и заискиваний пред отцами Синайской обители, успел не только добиться от них своего избрания, но и убедить синайских иноков в деспотических притязаниях иерусалимского патриарха и в необходимости через египетское правительство и Высокую Порту добиваться хиротонии его у патриарха вселенского. Несмотря на двукратные по этому делу протесты к вселенскому патриарху со стороны патриарха иерусалимского Кирилла, как на незаконное посягательство на прерогативу его трона, избрание архимандрита Кирилла архиепископом Синайской горы было признано правильным, и хиротония его состоялась в Константинополе. Вскоре события, имевшие место в Синайской обители, показали, что иерусалимский патриарх был прав, когда не соглашался на хиротонию архиепископа Кирилла, который постарался, по вступлении на кафедру, всячески ослабить значение монастырского собора, удалить из обители неприятных ему старцев и разослать по отдаленным метохам в качестве управителей наиболее из них влиятельных. Арх. Кирилл начал распоряжаться в Синайской обители деспотично: он произвольно тратил монастырские деньги на свои прихоти, стесняя до крайности жизненные потребности иноков обители, позволял себе даже расхищать сокровища монастырской скевофилакии и т.д. Такая вакханалия арх. Кирилла продолжалась целых пять лет. Когда в 1865 г. к празднику св. великомученицы Екатерины прибыл архиепископ Кирилл на Синай и пожелал кое-чем попользоваться из сокровищ обители, то на сей раз встретил сильный отпор со стороны старцев обители. Отказ озлобил властолюбивого архиепископа, и он подверг почтенных старцев обители всевозможного рода оскорблениям до побоев и голодовки в заключении включительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Сообщая 22 октября того же 1829 года Святейшему Синоду о предпринятых им мерах к упорядочению хозяйства и отчетности его ведения настоятелем Иерусалимского подворья, митрополит Московский к этому присовокупляет, что запись прихода и расхода за первую половину 1829 года, имеющаяся у архимандрита Венедикта, никакой ясности не имеет и в сумме от получателей расписок нет, что квартирующая на подворье княгиня Мавроени за квартиру денег не платит и недоимки за нею состоит уже 3500 руб., что по напоминаниям благочинного архимандрит Венедикт нимало не действует о взыске оной суммы и о замещении квартиры новым жильцом и что прочие квартиры отдаются без публикаций и законных условий» 16 . 6 июля 1831 года митрополит Филарет снова доносил Святейшему Синоду, что при освидетельствовании благочинным московских монастырей приходно-расходных книг Иерусалимского подворья оказалось: а) в приходе 1830 года имелось 4645 руб. 87 коп., в расходе – 3586 руб. 1 коп., затем в остатке к 1831 году 1059 руб. 16 коп.; б) расход за 1830 год писан не ясно и частью без расписок получателей суммы; в) приходно-расходные книги для ревизии в консисторию не представляются; г) расходная книга за скрепою консистории записью окончена по 1 июля 1830 года, и архимандрит Венедикт, не взяв новой книги из консистории, завел свою собственную книгу, в которой и записывает расход с 1 июля 1830 года; д) проживающая на подворье княгиня Мавроени с подворья в прошлом, 1830 году выехала и денег за квартиру не заплатила более 3500 руб. При этом московский митрополит писал, что архимандрит Венедикт 5 июля 1830 года вошел к нему с прошением о том, что 15 апреля им получено от Иерусалимского патриарха письмо, в котором приказано ему, оставив управление Иерусалимским подворьем, отправиться в Одессу, а потом за границу. Его место в Москве займет другое лицо, которое изберет сам патриарх. Что касается управления домами Иерусалимского подворья и всего к ним относящегося, за благонадежное дело архимандрит считает временно поручить почетному греческому купцу, греку Георгию Константинову Хаджикосту.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010