Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 9.5. Пир Валтасара 9.6. Даниил во рву львином Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 9.5. Пир Валтасара Следующий эпизод, связанный с вавилонским царством, относится уже ко времени Валтасара, внука или даже правнука Навуходоносора. Описывается пир, который этот царь сделал для своих вельмож. Судя по всему, этот пир имел место тогда, когда персы уже подходили к Вавилону. По-видимому, он имел своей целью как-то укрепить и подбодрить вавилонских военачальников. По указанию царя, из хранилища принесены сосуды Иерусалимского храма, которые были некогда его прадедом оттуда вынесены. Из них было приказано пить всем – и мужчинам, и женщинам, всем, кто на этом пире пребывал. Для чего? Для того, чтобы напомнить всем собравшимся о мощи вавилонской державы, для того, чтобы показать, что даже превозносимый Бог иудеев и Тот оказался не в силах противостать державе вавилонской, что сосуды из Его храма здесь сейчас у них на пиру, у людей, которые превыше всех богов. И в этот момент в том месте стены, где висели лампады, появляется рука, которая пишет таинственные письмена, которые никто не может прочитать и разобрать, отчего страх поражает всех собравшихся. Тогда царица, по-видимому, мать Валтасара, велит призвать Даниила, который прочитывает эту надпись и истолковывает ее. Прежде, чем истолковать эту надпись, Даниил, которому были обещаны великие дары и награды за толкование, отказывается от них: «Дары твои пусть останутся у тебя и почести отдай другому, а написанное я прочитаю царю и значение я объясню ему». Сначала, пророк говорит следующее: «Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу. Перед величием, которое Он дал ему все народы, племена и языки трепетали и страшились, кого хотел он убивал, а кого хотел оставлял в живых, кого хотел возвышал, и кого хотел унижал.

http://sedmitza.ru/lib/text/431570/

Проект документа «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» 2 ноября 2011 г. 11:20 С февраля по сентябрь 2011 года Синодальный отдел религиозного образования и катехизации во взаимодействии с комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной миссии разработал проект «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». В октябре 2011 года члены редакционной комиссии Межсоборного присутствия рассмотрели этот документ, который, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, публикуется с целью проведения общественной дискуссии. На официальном сайте Межсоборного присутствия , портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия всем желающие могут оставлять свои комментарии. Христианская вера основана на Божественном Откровении, носителями и провозвестниками которого являются пророки и апостолы. На протяжении всей истории человечества Бог многократно и многообразно (Евр. 1:1) обращается к людям со Своим Словом, чтобы привести их к познанию истины и наставить на путь спасения. Одно из наиболее часто встречающихся в Евангелии обращений ко Христу Спасителю, явившему нам полноту Божественного Откровения — Учитель. Он возвещал приближение Царства Божьего и учил народ как словами, так и делами, подавая личный пример послушания Небесному Отцу и жертвенного служения людям. Своим ученикам и апостолам Спаситель заповедал продолжать Его учительное служение: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (Мф. 28:19-20). Принявшие Крещение в день Пятидесятницы члены иерусалимской церкви постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах (Деян. 2:42). Научение в вере органически связано с общинной, литургической и молитвенной жизнью Церкви, раскрывая ее смысл и исполняясь в ней. В центре этого научения — Слово Божие, которое живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого (Евр. 4:12). А потому, как свидетельствует апостол Павел, и слово моё, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией (1 Кор. 2:4-5). Церковное учительство принципиально шире и глубже интеллектуального процесса передачи и усвоения знаний и информации. Средоточием и смыслом церковного просвещения является благодатное преображение всего естества человека в общении с Богом и Его Церковью.

http://patriarchia.ru/db/text/1663546.ht...

Патриарх Иерусалимский Феофил: сегодня Церковь поднимает голос протеста Рождественское послание Патриарха Иерусалимского « Приидите, видим вернии, где родися Христос : последуем прочее, аможе идет звезда» (седален утрени Рождества). На краях Вселенной Единая, Святая, Соборная и Апостольская Православная Церковь празднует днесь сверхъестественное и восхитительное, чудесное и спасительное событие. Она празднует и отмечает событие крайнего человеколюбия Божиего, Его безмерной и непостижимой любви к человеку. Что это за событие, которому так радуется Церковь? Это то, что Бог в последние времена, в правление римского императора Октавиана Августа Цезаря, посетил так невиданно, неслыханно и неповторимо Свое творение – человека. «Смотря, он увидел бедствия» человека от диавола и греха и, умилосердовавшись, говорил ему не как изревле отцам во пророках, но в Сыне (см.: Евр. 1: 1–2), в Сыне Единородном, превечном, «сущем в недре Отчем» (Ин. 1: 18). Его, «равного Богу» (Флп. 2: 6), «Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал. 4: 4–5). Безначальный, вневременный и бестелесный, Он взял временное начало и воплотился от Святого Духа и чистой крови Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, так как Она приняла это небесное благовещение архангела Гавриила в Назарете (см.: Лк. 1: 38). Бог так узрел, так восхотел, так соблаговолил спасти человека через воплощение Сына. Это сила, а не насильственное вмешательство Божие в жизнь и историю человечества. Как сказал богоносный отец Кирилл Александрийский: «Бог, подразумевается Христос, вошел в этот мир, явившись как человек» (О правой вере//PG. 76. 1177) и «Бог соединяется с человеческой природой, чтобы человек стал частью божественной высоты» (Против человековидцев. Гл. 21//PG. 76. 1152). Проповеданное тайно Приснодеве в Назарете являлось очевиднейшим образом в Вифлееме. В этом городе, в богоявленной пещере Дева, когда «наступило время родить Ей, и родила Сына, Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли» (Лк. 2: 6–7).

http://pravoslavie.ru/50784.html

Закрыть Буря на Тивериаде. О церковных итогах 2019 года 03.01.2020 804 Время на чтение 10 минут Источник: Аналитический центр святителя Василия Великого И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. (Мф. 8:24-27) Прошедший 2019 год был, пожалуй, наиболее трудным и бедственным для вселенского Православия за последние десятилетия. Разрушительные процессы преобладали над созидательными. Так, Константинопольский и Александрийский патриархаты, а также Элладская Церковь ушли в раскол, признав самосвятов из «Православной церкви Украины » (ПЦУ). Тем самым был спровоцирован, возможно, глубочайший кризис во вселенском Православии с момента Флорентийской унии 1439 г. На Украине, несмотря на уход Петра Порошенко с президентского поста, по-прежнему сохраняется напряжённая ситуация и продолжаются, хоть и в меньшем масштабе, нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви. В ряде стран православного мира усилилось давление политических сил на Церковь, особенно в Черногории. Не претендуя на абсолютную правоту и всеохватность, попробуем рассмотреть церковные итоги года в нескольких рубриках. Главное положительное событие года – это воссоединение архиепископии православных русских церквей в Западной Европе с Русской Православной Церковью. Один из редких примеров достижения благословенного единства в эпоху разъединения. На статус главного положительного события претендует и инициатива патриарха Иерусалимского Феофила о проведении всеправославного совещания в Иордании, однако перспектива этого ещё очень туманна. Главные положительные тенденции года: Главные отрицательные события года: Человеком года, на наш взгляд, не следует называть кого-то отдельно. Тем более это не вполне в православном духе. Человек года – это, обобщённо, православный христианин, верный Церкви и святоотеческому Преданию. Будь он архиерей, священник, мирянин, православный журналист и кто угодно где угодно: на Украине, в Черногории, в России, Греции и т. д. Если он – человек Церкви, защищает Церковь, держится святоотеческого Предания и обличает беззаконие – то вот это и есть человек года, причём в любом году.

http://ruskline.ru/opp/2020/01/03/burya_...

Скачать epub pdf Страдание преподобных отцов наших Иоанна, Сергия и Патрикия Память 20 марта Во дни святейшего патриарха иерусалимского Илии, который был вторым патриархом того же имени во святом городе Иерусалиме, уже находившемся тогда во власти агарян (а в Царьграде в то время царствовали Константин и Ирина), возникло у агарян междоусобие, сильно разорявшее страну: варвары, воюя между собою, опустошали не только села, но и города, как Елевферополь, Аскалон, Газу, Скарифию и другие. Нападая врасплох, они, если и не убивали всех людей, однако, грабили всё имущество и умерщвляли тех, кто им сопротивлялся; устраивая засады по дорогам, они схватывали прохожих, били, ранили их и грабили у них всё до последней рубашки; хорошо еще было, если отпускали живым раздетого, избитого и израненного путника. Тогда и святой город Иерусалим находился в большом страхе; туда стекались жители окрестных городов и сел; они охраняли стены и готовились отразить разбойнические набеги варваров. В то время и славная обитель святого Харитона была так сильно разорена, что потом уже не могла оправиться, но пришла в окончательное запустение; и лавра преподобного Саввы также претерпела много горя; в нее из разных мест собрались святые отцы и при игумене Василии преподобном угождали Богу постническим житием. Во время агарянского междоусобия и разбойнических нападений они не выходили никуда из своей обители. Хотя они и могли бы, оставив лавру, спастись от варваров в Иерусалим, но не хотели покинуть того святого места, где первоначально приняли на себя иго Христово; раз умерев для мира, они не страшились смерти, но, положившись на Христа, говорили: – Владыка наш, если захочет, может спасти нас от рук варварских, – если же будет угодно Его праведной воле отдать нас варварам на убиение, то пусть Господь поскорее пошлет нам мучение, полезное для души. Примем – говорили они друг другу, – полезное от руки Владыки нашего, не возвратимся от страха из безмолвной пустыни в суету мирскую, чтобы не осудили нас все, как робких, не соблюдающих повелений Господа нашего, говорящего: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» ( Мф.10:28 ). Хорошо видеть удаляющихся от мира в пустыню и идущих по Христовым стопам; но как плохо видеть, если они, немного пожив в пустыне, бегут оттуда из страха перед людьми и возвращаются в мир; пусть не посмеется над нами общий всех враг диавол, боязнью варваров изгоняющий нас из безмолвной пустыни в город; он много раз был побеждаем нами с помощью Христа, Царя нашего и бежал от нас как пёс, позорно прогнанный. Нам не надо каменных стен для защиты: вместо стены необоримой – защитник наш Христос, Которому мы у святого Давида научились петь: «Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня» ( Псал. 30:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Делаем эту заметку затем, чтоб сказать, что далеко не считаем шестопсалмие вполне обследованным в нашем толковании, а только полагаем тому начало. О св. Писании никогда нельзя сказать, что оно вполне обследовано. Оно во всех своих частях есть неиссякаемый родник св. назидания, которое однакож надобно вырывать из него, как драгоценный металл, из недр земли, трудолюбивым углублением в силу божественных словес. При всем том, однакож, и это толкование не будет оставлено без приложений; только они не будут так обильны, чтоб могли исчертать все и удовлетворить всех. Недостающее восполнять любящие испытывать Писания, веруя, что в них указывается путь к живому вечному, и что только они могут умудрить нас во спасение ( 2Тим. 3:15 ). Предполагая, что у читающих не всегда под руками найдется Псалтирь, помещаем текст каждого псалма по-славянски и по-русски, в переводе с Греческого 70 толковников текста. По местам прилагаются свидетельства знаменитых толковников, как-то: Афанасия Великого , Феодорита блаженного, Василия Великого , св. Златоуста, блаженного Августина , Евфимия Зигабена , Анфима, патриарха Иерусалимского, Иринея архиепископа. Но и все толкование большею частью заимствовано из тех же источников, или составлено по их указанию, хоть это и не везде означается. 1. Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома, сына своего. Псалом Давидов (составленный им), когда он бежал от лица Авессалома, сына своего. 2. Господи, что ся умножиша стужающии ми; мнози востают на мя, Господи, что умножились такую скорбь мне причиняющие? Многие восстают на меня, 3. Мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Боге его. Многие говорят душе моей: нет  спасения ему в Боге его. 4. Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. Но ты, Господи, – заступник мой, слава моя и Ты тот, который возвышает главу мою. 5. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя своея. Гласом моим к Господу воззвал я, и Он услышал меня со святой горы своей. 6. Аз уснух, и спах, востах яко Господь заступит мя.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Встречая Богомладенца Иисуса и Его Мать в Иерусалимском храме, праведный Симеон произносит слова, которые не посмел бы отнести на свой счет ни один великий человек, рассчитывающий на поддержку людей: «Се, лежит Сей Младенец на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий». Можно ли представить политика, который, выдвигая свою кандидатуру, попросил, чтобы о нем было сказано нечто подобное, — что он будет на падение и на восстание многих и окажется предметом пререканий? Уверен: за такого кандидата никто бы не проголосовал. Так почему же слова старца Симеона мы повторяем всякий раз, когда совершается богослужение в праздник Сретения Господня? Потому что в этих словах — величайшее Божественное откровение, а не стремление заручиться поддержкой со стороны. Господь не обещает, что такая поддержка последует автоматически. Никто не может быть уверен, что, став христианином, он непременно будет иметь поддержку. И Господь открывает нам величайшую правду об отношении Бога к человеку. Бог всех нас любит, потому что Он наш Отец. Как отец не может не любить свое дитя, так и Бог не может не любить все Свое творение, особенно человека. Мы знаем, как жестко родители воспитывают порой своих детей и как дети от этого страдают. Но Господь ничего не делает насильно — Он просто протягивает нам Свою руку, и это не подъемный кран, а рука любящего Отца, которая касается нас на трудных путях нашей жизни. Бог не нарушает нашу свободу и не вторгается в нашу жизнь так, как это свойственно некоторым людям. Бог постоянно пребывает рядом с нами, и если мы верим в Его присутствие, открываем свое сердце Господу, то Он совершает с нами то, чего не может совершить ни один, даже самый сильный, человек, ни один выдающийся правитель, ни один великий мудрец, — Он нас спасает. У большинства людей, которые ходят в храм, причащаются Святых Христовых Таин, есть опыт прикосновения к Божественной благодати. Мы знаем, что происходит в наших сердцах, надломленных духовными или физическими болезнями, тяжелыми жизненными обстоятельствами, когда словно нет ни просвета, ни сил. И когда мы касаемся этой Божественной руки, принимая Святые Христовы Тайны, вознося искреннюю сердечную молитву, — сколь многое нам открывается! И это необязательно особые мысли, хотя и такое нередко случается. Главное, вдруг успокаивается душа, и мы начинаем смотреть на стесненные жизненные обстоятельства как бы с высоты птичьего полета, оставляя где-то далеко внизу каждодневные скорби.

http://patriarchia.ru/db/text/4803746.ht...

«Господь шел в Иерусалим, а на самом деле — на Голгофу, — продолжил архипастырь. — И ничто не может отменить Промысла Божия о Нем и о всех нас. Мы помним, как Спаситель рассказал ученикам, что Ему предстоит пострадать, и они стали отговаривать Его (Мф. 16:21-25). Во всех Евангелиях говорится, что Пилат хотел отпустить Его (Мф. 27:15-21; Мк. 15:6-15; Лк. 23:17-25; Ин. 18:39-40), но ничего не получилось: воля Отца Небесного такова, чтобы Господь Иисус Христос шел на страдания и крестную смерть. Это первый урок для нас — мы должны понимать, что у каждого есть свое предназначение. Часто счастливые дни сменяются скорбями, потерями, и все это надо мужественно переносить, потому что такова воля Божия о нас». «Второй урок Господь преподал нам, когда Он вошел в Иерусалим и пошел в Свой дом. А домом для Него был храм. И кого Он увидел там? Торговцев и менял, они заполнили весь храм, и вокруг столов менял было шумно. Тогда Господь, " сделав бич из веревок, выгнал из храма всех " (Ин. 2:15) и сказал: " Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников " (Мф. 21:13). Урок в том, что дом Божий должен оставаться домом Божиим, — подчеркнул владыка Варсонофий. — Господь просил, чтобы приводили к Нему детей (Лк. 18:15-16). Что родители в ребенка вложат, с тем он и будет жить. У детей Израиля воспитывалась вера в грядущего Мессию, дети знали, что Он скоро придет. И когда они пришли встречать Христа, то увидели в Нем Спасителя. Господь благословил детей, Он любил их и понимал, что они не виноваты в том, что их родители ведут неправильную жизнь». «Третий урок — чаша терпения Господа не безгранична. Он много помогал народу иудейскому, охранял и благословлял его. Но после того, как иудеи отвергли Его, стали кощунствовать, наказал их. Мы знаем, что через сорок лет после евангельских событий миллион людей будут замучены в Иерусалиме, а сто тысяч, по словам Иосифа Флавия, будут рассеяны по всему миру. Сам город, который встречал Спасителя, будет разрушен, от него останется только Стена плача, и от Иерусалимского храма ничего не останется. Вот так совершается суд Божий над кощунниками, отступниками, богоборцами. Мы должны делать то, что хочет от нас Господь. Если это храм, в него нужно приходить и молиться в нем. Особенно важно приводить детей, потому что первая ступень спасения для них — когда они переступают порог храма. Детей надо чаще причащать, воспитывать так, чтобы они стояли на твердом камне веры во Христа. Поздравляю родителей и детей, которые сегодня пришли в собор, желаю вам помощи Божией в духовном росте», — сказал в завершение митрополит Варсонофий.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Радуясь духом, вместе с сим Симеоном, с благодарностью воспоем песнопения Отцу света, Который послал истинный свет, разогнал мрак и осветил всех нас. Ибо Богу принадлежит спасение, которое Он уготовал пред лицем всех народов ( Лук. 2:31 ) и явил для славы нас – нового Израиля, и мы чрез него познали себя, поскольку пребывали в оном древнем и темном грехе, как бы в оковах настоящей жизни, но освободились от него, после того как Симеон узрел Христа. Принявши с верою Христа, пришедшего к нам из Вифлеема, мы сделались народом Божиим, узрели Бога во плоти, стали новым Израилем, и Его пребывание среди нас прославляем ежегодными празднествами. Христос же явился из Вифлеема в Иерусалим для того, чтобы исполнить предписание закона Моисеева, по которому всяк младенец мужеска полу, разверзая ложесна, свято Господеви наречется ( Исх. 13:2 ; Лук. 2:23 ), поскольку Он Один только был рожден Девою, не нарушив однако девства Ее. И Симеон взял на руки свои Бога, принявшего плоть. Взявши Его по Божественному вдохновению, он поставил Его пред Отцем, и таким образом, исполнил закон. Благодарными устами он сказал: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром ( Лук. 2:29 ), потому что было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не узрит Христа Господня ( Лук. 2:26 ) и не освободится от уз закона. И оный старец держал Исполнителя закона: яко, говорит, видесте очи мои спасение Твое ( Лук. 2:30 ). Ибо закон Моисеев не был спасением, но этот ветхий, старый и слабый закон возводился от несовершенства во спасение Христом – Спасением Божиим и освобождался Им от присущей ему ветхости посредством обновления, поскольку Христос есть свет, освобождающий от всякой ветхости древнего Израиля и приводящий к Себе народы. Посему Симеон и воскликнул: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком и славу людей Твоих Израиля ( Лук. 2:29–32 ). Он узрел во Христе новый свет, возникший из древнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Потому единственно, что их решения не были признаны за голос Церкви всем церковным народом, тем народом и в той среде, где в вопросах веры нет различия между учеными и невеждою, церковником и мирянином, мужчиною и женщиной, государем и подданным, рабовладельцем и рабом; где, когда это нужно по усмотрению Божию, отрок получает дар видения, младенцу дается слово премудрости, ересь ученого епископа опровергается безграмотным пастухом, дабы все были едины в свободном единстве живой веры, которое есть проявление Духа Божия. Таков догмат, лежащий в глубине идеи церковного Собора». Одно из назначений человека на земле – славить и прославлять Бога, своего Небесного Отца. Это прославление выражается в наиболее величественных формах богослужения Церкви. Поэтому тот христианин, который не хочет принимать в них участия, теряет очень много. В Церкви мы находим полноту и взаимного молитвенного общения, и взаимной молитвенной опоры. Здесь все молятся за каждого и каждый должен молиться за всех. Это дает полноту молитвенного ограждения и необычайную силу молитвам. Как пишет прп. Варсонофий Великий: «Великая сила восходит из места, где произносятся Богу за всех вас молитвы истинных рабов Божиих». Поэтому, если нужна для христианина его личная отдельная молитва, то еще в большей степени важно его участие в общей церковной молитве. Господь сказал: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»( Мф. 18, 19 ). Как мы знаем из Деяний апостольских, сила общей церковной молитвы первой Иерусалимской Церкви была такова, что, «по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго»( Деян. 4, 31 ). И когда была большая нужда или несчастье, Церковь всегда прибегала к общей церковной молитве как особо действенной. Так, например, во времена патриарха Прокла силою общей церковной молитвы – пением «Святый Боже, Святый Крепкий…» – было предотвращено бедствие, грозившее Константинополю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010