Е.В. Белякова, Н.А. Белякова, Е.Б. Емченко Глава 6. Женские монастыри в России В зарубежной историографии в 60–90-е гг. XX в. тема истории женских монастырей и монашества в различные периоды существования (на материале истории Церкви в Западной Европе) привлекла большое количество исследователей и до сих пор активно разрабатывается 1 . История женских православных монастырей в России как в Средние века, так и в Новое время в течение длительного периода находилась за пределами интересов российских ученых. В историографии XIX в., а также в исследованиях 90-х годов, существует довольно большое число популярных и небольшое количество научных работ, посвященных истории отдельных женских монастырей и общин, а также жизнеописанию наиболее известных представительниц женского монашества. В обобщающих работах, посвященных истории монастырей, Н. Н. Зверинского, И. Смолича , П. Н. Зырянова 2  отмечаются отдельные факты и особенности в развитии женских монастырей и женского монашества в XIX в., а также указывается на настоятельную необходимость исследования этой темы. Книга монахини Таисии «Русское православное женское монашество XVIII-XIX вв…» (издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1992) не может считаться научным изданием. Она представляет собой популярные очерки об истории отдельных монастырей и представительниц женского монашества. В книге нет ни одной ссылки ни на источники, ни на исследования, а также отсутствует библиография. Истории женских монастырей на территории Украины и Белоруссии в XVII-XVIII вв. посвящено исследование Софии Сенек 3 . В последние годы появилось значительное число исследований истории как отдельных монастырей, так и монастырей различных регионов 4 . К сожалению, пока не представляется возможным дать полную картину истории женских монастырей и монашества на протяжении всего периода их существования. Многие проблемы: юридическое и экономическое положение женских монастырей, социальный состав монашествующих, типология монастырей (общежительные и особножительные, аристократические и крестьянские, городские и сельские, миссионерские, молитвенные и благотворительные и т. д.), их духовная жизнь, мотивация ухода женщин в монастырь, причины так называемой «феминизации» монастырей (рост числа женских монастырей и монашествующих женщин) в XIX в., женское старчество – требуют серии исследований по различным периодам, основанных на тщательном изучении архивных фондов, летописного и актового материала, законодательных и статистических документов, эпистолярного наследия, различного рода жизнеописаний, преданий и других источников. В предлагаемом очерке акцент делается на правовом положении женского монашества в России.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХАНГЕЛЬСКИЙ ВО ИМЯ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ основан на мысе Пур-Наволок, в 30 верстах от впадения Сев. Двины в Белое м. (на территории совр. Архангельска), наряду с корельским во имя свт. Николая Чудотворца мон-рем играл важную роль в распространении христианства в Двинской земле. Об основании А. м. сообщает недатированная благословенная грамота Новгородского архиеп. Иоанна (ИРИ. Т. 3. С. 300) - по всей видимости, того из Новгородских архиереев с этим именем, к-рый занимал кафедру в 1389-1415 гг.; предположение основано на описании в грамоте сословий и гражданского устройства Заволочья, характерного для XIV в. (ц. во имя арх. Михаила старше мон-ря, поскольку в грамоте она упоминается как уже существующая). Н. М. Карамзин (История. Т. 2. Прим. 47) и В. В. Крестинин считали, что А. м. основан в XII в. (при еп. Иоанне, 1110-1129, или свт. Илии (в схиме Иоанне ), 1165-1186). Об основании обители в XII в. говорит сохранившаяся копия челобитной игумена А. м. Иеремии от 1695 г. к царям Петру I и Иоанну V Алексеевичам : «А тому, государи, богомолию (А. м.- В. С.) больши 500 лет» (цит. по: Кириллов. Прим. 9). Однако большинство историков (митр. Макарий (Булгаков) , А. А. Шахматов , В. В. Зверинский , В. Ф. Андреев и др.) относили основание А. м. к кон. XIV в. В 1419 г. мон-рь был разорен норвежцами, вскоре возобновлен на прежнем месте. Грамота царя Иоанна IV Васильевича Грозного от 1543 г. игум. Феодосию предписывала местным властям в связи с голодом в Двинской земле содержать игумена и 35 старцев А. м., передавая в мон-рь по 70 четвертей ржи и по 70 четвертей овса из царских житниц; в следующем году царской грамотой А. м. был освобожден от постоя. Однако двинские власти не выдавали мон-рю положенного царской грамотой хлеба, и из-за голода к 1551 г. число братии сократилось до 12 чел. Впосл. число насельников увеличивалось, и в 1587 г. в мон-ре жили 42 старца. В 1550 г. в А. м. существовали шатровый холодный храм во имя арх. Михаила и теплая ц. во имя прор. Илии, в 1587 г. помимо ц. во имя арх. Михаила с приделом мч. Мины в обители была теплая ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. Первоначально А. м., как и большинство сев. обителей, был особножительным, после монастырской реформы в Новгородской епархии архиеп. свт. Макария в 1528 г. все обители, в т. ч. и А. м., приняли общежительный устав.

http://pravenc.ru/text/76444.html

III. Монастыри в Новгородской области и других северных К оглавлению Новгородской области и других северных, ей сопредельных, не коснулась непосредственно буря монгольская. А потому она не имела никакого влияния и на состояние здешних обителей. В самом Новгороде, который и прежде превосходил все русские города числом своих монастырей, число это еще более теперь увеличилось. Местные летописи часто упоминают о прежних монастырях: Юрьевском, Антониевом, Хутыне, Аркаже, Покровском на Зверинце, Николаевском на Липне, Благовещенском, Росткине и других , но еще чаще говорят о монастырях новых или только восстановленных и обновленных. Владыки Новгородские принимали в этом деле большое участие. Архиепископ Давид соорудил в 1313 г. каменную церковь святого Николая в Неревском конце на собственном дворе и совокупил вокруг нее черноризцев: кажется, тут речь идет только о восстановлении Бело-Николаевского монастыря, который существовал и прежде . Архиепископ Моисей основал пять монастырей: Деревяницкий Воскресенский в 1335 г. на реке Деревянице, в четырех верстах от Новгорода; Волотов Успенский в 1352 г. на Волотовом поле, в трех верстах от Новгорода к востоку; Богословский женский — в 1354 г. за городским земляным валом близ Новгорода; Сковородский Михайловский — в 1355 г. в четырех верстах от Новгорода к югу и Радоговицкий Успенский — в 1357 г. за городским земляным валом, в 50 саженях от монастыря Богословского женского. Кроме того, Моисей обновил и украсил церквами монастыри: Десятинский женский — в 1327 г. на Софийской стороне в Новгороде и Свято-Духов в 1357 г. там же . Архиепископ Иоанн в 1407 г. основал два монастыря: Спасо-Преображенский на реке Видогоще, в 23 верстах от Новгорода и Николаевский на реке Веренде, в 25 верстах от Новгорода к югу. Архиепископ Евфимий основал в 1432 г. монастырь святых 12 апостолов на Чудинцевой улице . Кроме архипастырей устрояли монастыри и другие лица, преимущественно монашествующие. Так основаны монастыри: Ксенофонтов, или Ксенофонтова пустынь, в 25 верстах от Новгорода, на реке Робейке, преподобным Ксенофонтом, учеником преподобного Варлаама Хутынского, скончавшимся в 1262 г.; Колмов Успенский в начале XIV в., у ручья Колмова в трех верстах от Новгорода преподобным Макарием, который называется и настоятелем и ктитором, т.е.

http://sedmitza.ru/lib/text/435894/

Воспоминания о старце Ионе Киевском Скачать epub pdf Предисловие В часов 30 минут ночи 9 января 1902 г. тихо и мирно почил о Господе глубокий старец, великий деятель архимандрит Иона, в схиме Петр. Жизнь и дела этого старца, прожившего свыше 100 лет, высокопоучительны и наглядно свидетельствуют, как много может сделать даже один человек, чего может он достигнуть при энергии самоотверженной деятельности и любви к Богу. Архимандрит Иона, в миру Иоанн Мирошниченко, происходил из мещан посада Крюкова Полтавской губернии Кременчугского уезда. Его юные годы протекали в то время, когда на Руси школьное образование доступно было немногим, а потому и Мирошниченко грамоте научился дома. От природы он был одарен Господом высокими и богатыми умственными дарованиями и твердою памятью. С детства он любил чтение книг, особенно религиозно-нравственных, и читал очень много. До 22 лет он жил дома и занимался земледелием. Будучи с детства весьма набожным, Мирошниченко очень часто посещал монастыри и первоначально поселился в качестве послушника у старца Серафима, известного всей России подвижника 19 века, жившего в Саровской пустыни Тамбовской епархии. Умирая, прп. Серафим завещал Иоанну Мирошниченко поступить в Брянскую Белобережскую пустынь, куда, согласно воле старца, он поступил послушником в 1836 г. Через 7 лет, в 1843 г., Мирошниченко принял монашество под именем Ионы и в 1845 г. был рукоположен в сан иеродиакона. Проводя жизнь в обители в суровых подвигах поста и воздержания, в постоянной молитве и Богомыслии, Иона развил в себе высокую степень самоуглубления и самовникания, тщательно следил за своею внутреннею жизнью и духовным развитием. Тут же он удостоился особого видения, повлиявшего на его дальнейшую жизнь, которое он понял, как веление Промысела взять на себя дело устройства на берегах Днепра нового монастыря. Он решил уйти в Киев. В 1851 г. отца Иону встретил Киевский митрополит Филарет, по его воле и желанию в августе того же года иеродиакон Иона был переведен в Киевский Никольский монастырь. Затем в 1858 г. он был рукоположен в сан иеромонаха, и через два года, в 1860 г., переведен в число братии Киево-Выдубецкого монастыря, расположенного на одной из весьма живописных окраин г. Киева, на так называемом Зверинце. Уже в это время иеромонах Иона выделялся своею духовною опытностью и благочестивою жизнью, и многие киевляне искали случая получить совет и наставление у отца Ионы, быть духовными его чадами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Коллектив авторов E. Б. Емченко. Женские монастыри в России В зарубежной историографии в 80–90-е годы история женских монастырей и монашества в различные периоды его существования (на материале истории церкви в Западной Европе) привлекает большое количество исследователей и активно изучается 715 . История женских православных монастырей в России как в средние века, так и в новое время почти не разрабатывалась российскими учеными. В историографии XIX-XX вв., в том числе в исследованиях последнего десятилетия, существует довольно большое число популярных и небольшое количество научных работ, посвященных истории отдельных женских монастырей и общин, а также жизнеописанию наиболее известных представительниц женского монашества, в том числе старчества. В обобщающих работах, посвященных истории монастырей, Н. Н. Зверинского, И. Смолича , П. Н. Зырянова 716 отмечаются отдельные факты и особенности в развитии женских монастырей и женского монашества в XIX в., а также указывается на настоятельную необходимость исследования этой темы. Книга «Русское православное женское монашество XVIII-XIX вв.» (Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992) представляет собой популярные очерки об истории отдельных монастырей и представительниц женского монашества. В книге нет ссылок на источники и на исследования, а также отсутствует библиография. Истории женских монастырей на территории Украины и Белоруссии в XVII-XVIII вв. посвящено исследование Софии Сенек 717 . Пока не представляется возможным дать полную картину истории женских монастырей и монашества на протяжении всего периода их существования. Многие проблемы, такие, как юридическое и экономическое положение женских монастырей, их социальный состав, типология монастырей (общежительные и особножительные, аристократические и крестьянские, городские и сельские, миссионерские, молитвенные и благотворительные и т. д.), их духовная жизнь, мотивация ухода женщин в монастырь, причины так называемой «феминизации» монастырей (рост числа женских монастырей и монашествующих женщин в XIX в.), женское старчество требуют серии исследований по различным периодам, основанных на тщательном изучении архивных фондов, летописного и актового материала, законодательных и статистических документов, эпистолярного наследия, различного рода жизнеописаний, преданий и других источников. В предлагаемом очерке отмечены лишь основные тенденции и особенности развития женских обителей и монашества в России, представлена история наиболее известных монастырей, а также названы имена выдающихся монахинь-подвижниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предлагаемая читателю книга богослова, историка музыки и педагога Д.В. Разумовского (1818–1889) посвящена истории профессионального мужского хора XVII в. певчих государевых дьяков. Для всех интересующихся церковным пением и историей Церкви. Содержание I. Состав хора Государевых певчих дьяков и управлений их II. Содержание Государевых певчих дьяков III. Хоровые достоинства Государевых певчих дьяков IV. Судьба Государевых певчих в конце XVII и в начале XVIII в. V. Список Государевых певчих дьяков XVII в.     Православная Греко-Российская церковь , для исполнения богослужебного пения, всегда имела особых певцов при каждой епископской кафедре, и при каждом соборном или приходском храме. Эти певцы принадлежали к сословию священнослужителей и поставлялись иерархической властью, от которой они, по каноническим правилам, находились в зависимости. Древний обычай православной церкви дозволял петь в храме вместе с клиром народу. На этом основании в русской церкви, с самых первых времен ее, православный народ часто упражнялся в пении, любил его и вместе с клиром участвовал в исполнении при общественном Богослужении. Так в православных храмах образовались певцы-любители, не имевшие никакого иерархического поставления. По любви к церковному пению, по ревности к благолепию в богослужении, певцы любители нередко соединялись между собой в большие или меньшие группы, и приблизительно составляли то, что ныне известно под именем частного или вольного хора. С утверждением русской столицы в Москве, такой отдельный хор церковных певцов встречается в первый раз при дворе великокняжеском, не ранее, впрочем, XV века. Великокняжеские певцы считались в придворной службе – дьяками и пользовались от двора определенным содержанием. Во второй половине XVI века, содержание царских дьяков представляется уже в довольно правильной системе. Царь Иоанн IV отличался особенной любовью к церковному пению 1 и содержал при себе довольно значительное число дьяков. Он часто, за свое царево и великого князя казенное жалованье, награждал своих певчих дьяков данным приставством над монастырями. Таким приставством жалованы были царские певчие дьяки – Гаврилка Афанасьев, Матюшка Адамов, Митька Царев. В 1551 г., последние два певца скончались; царь и великий князь, вместо их, данным приставством наградил певчего дьяка Третьяка Зверинцева 2 . Таже почти система содержания певчих дьяков сохранялась ближайшими державными приемниками Грозного царя. В 1585 г., приставом Пешношского монастыря, как видно в грамоте из Приказа большого дворца, был певчий дьяк Андреев 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

51. О состоящих в клире правила положены безразлично. Оне повелевают определяти падшим единое наказание, извержение от служения, находятся ли они в степени священства, или проходят служение, не имеющее рукоположения священства. 52. Пренебрегшая рожденное на пути, аще пренебрегла, имея возможность сохранити, или думая тем сокрыти грех свой, или последовав совсем звериному и безчеловечному помыслу, да судится за смертоубийство. Аще же не могла соблюсти, и рожденное умерло от пустоты места и от недостатка потребнаго: то матерь достойна снисхождения. 53. Рабыня овдовевшая может быть не много согрешила, согласясь на второй брак, под видом восхищения. Посему отнюдь не подобает обвиняти ее за сие. Ибо не наружные виды судятся, но намерение. Явно же есть, она подлежит епитимии двоебрачия. 54. О невольных убийствах прежде, как памятую, писал к твоему благочестию, по силе моей, и более того ничего рещи не могу. Твоего благоразумия делом будет, по особенности случая, продолжити наказание или облегчити. 55. Разбойников взаимно поражающие, аще не суть в церковном служении, да будут отлучаемые от причастия Святых Тайн: аще же клирики, да низложатся со своей степени. Ибо речено: всяк приемший меч, мечем погибнет (Мф.26,52). 56. Волею убивший, и потом покаявшийся, двадесять лет да будет без причастия Святых Тайн. На сии двадесять лет дастся ему следующее распределение: четыре года должен он плакати, стоя вне дверей молитвеннаго храма, и прося вхоящих в оный верных, сотворити о нем молитву, исповедуя при сем свое преступление. По четырех летах да будет принят в число слушающих Писания, и с ними да исходит в продолжении пяти лет. Седмь лет с припадающими да молится и да не исходит. Четыре лета да стоит токмо с верными, но да не сподобится причастия. По исполнении сих да причастится Святых Тайн. 57. Неволею убивший десять лет да не причастится Святых Тайн. Распределение же десяти лет да будет для него следующее: два лета да плачет, три лета да совершит между слушающими, четыре между припадающими, и год да стоит токмо с верными, и потом приимет святое причастие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/103/...

Повсюду мы слышим слово " мир " , но это ложь. Это гнусное лицемерие. Это одна из звериных гримас современного цивилизованного мира. Вокруг нас идет война, непрекращающаяся и жестокая, где нет перемирия или окончания, где нет победителей и побежденных, а только палачи и их жертвы. Эта война охватила весь мир, но с особой силой те страны, которые гордятся своей цивилизованностью, культурой и прогрессом. Это война - бесчеловечная, методическая бойня, геноцид, не имеющий прецедента или сравнения в истории человечества. Это война родителей против своих же детей. Это война, где льются потоки крови, где убийство сопряжено с пытками. И эта бойня, уносящая ежегодно многие десятки миллионов жертв, с лицемерием, присущим современному человеку, почему-то не называется настоящим именем - побоищем невинных и беззащитных, садизмом, узаконенным правом на убийства и преступления, а скрыто и замаскировано туманным и бессовестно лицемерным термином аборт, т.е. " выбрасывать вон " , как будто дело идет о ненужном хламе, который выбрасывают из дома в мусорную кучу, а не о живом существе, не о ребенке. В бывшем Союзе в год совершалось 7-8 млн. абортов, только зарегистрированных в медицинских учреждениях. Число тайных абортов вообще не подлежит учету. Огромное количество жертв унесла Вторая мировая война, но в среднем, за такое же время, детей, убитых своими родителями, было гораздо больше, чем солдат, убитых на фронте. Эта темная сторона жизни современного человечества явственно доказывает, что цивилизация превратилась в эскалацию жестокости. Мы слышим призывы к миру, но вокруг нас не только продолжается, но и нарастает кровавое побоище, которое по числу своих жертв превзошло нашествие гуннов и монголов, злодеяния Тамерлана и Батыя, в жестокости превосходит тиранов и палачей в концлагерях и застенках. Жертв от этой невидимой войны больше, чем от всех войн, вместе взятых, от всех убийств и казней. Этим преступлением перечеркивается всякое, не только Божественное установление, но и человеческое право. Уже с момента зачатия образуется живой организм, который несет в себе весь потенциал человеческой личности. Экспериментально доказаны сложные и целесообразные реакции плода на окружающую среду. Это существо, испытывающее чувство боли, обладающее желанием жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2008...

Новости 27 сентября, 2013 В иркутской колонии осужденный стал иконописцем-реставратором Осужденный начал писать иконы в 2009 году, после того как прошел специальные курсы. За 4 года он написал около ста икон. 27 сентября, 2013 Священника, стрелявшего в нападавших хулиганов, приговорили к штрафу в 50 тысяч Прихожане храма, в котором служит отец Николай, присутствовавшие при вынесении приговора, заявили, что будут собирать деньги для священника. Дело в том, что доход священника и его супруги составляет не более 15 тысяч рублей в месяц. 27 сентября, 2013 Евангелие от Матфея переведено на один из языков Дагестана - даргинский Ранее на даргинском языке ИПБ выпустил Евангелие от Марка в 2002 году и, после длительной паузы, Евангелие от Луки в 2011 году. 27 сентября, 2013 В Москве пройдет конференция, посвященная фандрайзингу в религиозной и социальной сфере Существующая практика привлечения ресурсов религиозными организациями на социальные проекты пока мало изучена. Большинство благополучателей нуждается в развитии навыков управления, выстраивания долгосрочных отношений с благотворителями и умении использовать получаемые ресурсы. 27 сентября, 2013 Митрополит Пермский Мефодий: Руководство края должно озаботиться переносом зоопарка с Архиерейского кладбища Перми Несмотря на то, что не все жители нашего города – верующие люди, мы все должны понимать, что нахождение зверинца на территории кладбища является недопустимой вещью с точки зрения элементарного здравого смысла. Останки людей, чьи души теперь у Бога, оскверняются на протяжении семидесяти лет. 27 сентября, 2013 На аварийной трассе в Сыктывкаре установили двухметровую икону с изображением новомучеников Святой образ установили по инициативе верующих в районе 11-го километра трассы Сыктывкар-Ухта недалеко от моста через реку Човью. Ранее эту дорогу освятили, после чего число ДТП и погибших в них сократилось, отметили в ГИБДД. 27 сентября, 2013 Жительница мурманского села пожертвовала местной больнице 75 тысяч рублей, накопленных от пенсии

http://pravmir.ru/category/news/page/429...

Протодиакон Владимир Василик «Борьба за спасение русского духа и русского мира» 30.03.2022 17:15:46 Сегодня идёт 35-й день спецоперации России на Украине, подчёркиваю — миротворческой спецоперации. Наши войска несут потери, число их озвучено — это около полутора тысяч. В Россию движутся беженцы. Страна терпит жёсткий санкционный нажим Запада, закрываются фабрики, обнуляются сбережения граждан. Особенно страдают те, кто лишился работы. Со стороны некоторых архиереев Украинской Православной Церкви начинается прекращение поминания Святейшего Патриарха Московского Кирилла. И многие задаются вопросами: Ради чего всё это? Сколько это будет продолжаться? И когда наступит конец этой войне? Украина — второе по размеру государство в Европе с численностью населения до недавнего времени в 40 млн. человек, с третьей армией в Европе. Во время Великой Отечественной войны освобождение Украины заняло более полутора лет, начиная с января 1943 года, с освобождения первых городов Донецкой области – Краснодона и других, и, кончая осенью 1944 года, когда был освобождён Ужгород. Поэтому стоит вспомнить слова Евангелия: «В терпении вашем стяжите души ваши» (Лк. 21:19). Скажут: против нас — не Вермахт. Да. Но против нас — наследники Вермахта. Не хочется никого оскорблять в эти дни Великого поста, но ради справедливости надо спросить: а как назвать тех, кто называет улицы именами Бандеры и Шухевича, кто унаследовал их звериную жестокость, в том числе по отношению к военнопленным. Те военнопленные, которые вернулись в Россию по обмену и оказались в Воронежском госпитале, практически все несут следы жестоких побоев и пыток. Некоторые оказались даже без глаз. В сети Интернет публикуются кадры, на которых бойцы ВСУ простреливает ноги нашим военнопленным, а затем пытают их. Эти кадры уже признаны подлинными. Из этого понятно — за что и против кого мы воюем. Мы воюем за освобождение земли Украины от неонацизма, за её подлинную денацификацию. Бойцы нацбатальонов прикрываются женщинами и детьми, чего в своих городах не делали даже немцы. Но вот что касается пыток военнопленных, то даже видавшие виды военные врачи были потрясены. Такого не было даже во время Первой и Второй чеченских кампаний.

http://radonezh.ru/2022/03/30/protodiako...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010