Нам прискорбно опровергать подобную клевету, но, чтобы не показаться безответными, мы принуждены войти в некоторые подробности и касательно этого пред­мета. И во-первых, утверждая, будто имя Иисус есть имя антихриста, рас­кольники не только не имеют для такой лжи никакого основания, напротив, решительно противоречат и Слову Божию, и святым отцам Церкви, и даже самим себе. Не имеют никакого основания, потому что ни в Свя­щенном Писании, ни в учении Церкви нет даже ни малейшего намека на то лжеучение, какое проповедуют раскольники касательно имени Иисус, и сами раскольники не представляют и не могут представить никаких свидетельств в пользу своей клеветы. Противоречат слову Божию и свя­тым отцам, потому что в Откровении, хотя не указано прямо имя анти­христа, но ясно и определенно сказано, что в имени его будет заключаться число 666, и, кроме того, замечено, что тайна имени человека беззакония недоступна никому, потому что в ней заключается мудрость. «Никтоже возможет ни купити, ни продати, токмо кто имать начертание, или имя зверя, или число имене его. Зде мудрость есть, иже имат ум, да почтет чис­ло зверино бо человеческо есть, и число его шестьсот шестьдесят шесть» (Апок. 13:17—18). А святые отцы и учители Церкви, рассуждая об антихристе, хотя вме­сте с тем гадали и об имени его и указывали многие слова, из букв которых составляется число 666, но в то же время, исчисляя эти имена, они заме­чали, что подлинное имя антихриста неизвестно, что оно скрыто Богом от людей по премудрым целям, и на каком будет языке, также неизвест­но. «Печати его (антихриста), — говорит св.Ипполит, — иже на челе и десней руце есть число шестьсот, и шестьдесят, и шесть; еже непщую, не бо опасно совсем сего писания, многа бо имена в числе сем обретаются, суть же сия: злый вождь, агнец неправедный, древле завистник, потрясет велми, титан, еже преисподний бес, и отрицаюся, еже паче должно есть глаголати понеже бо и прежде слуг ради своих сопостат враг, сиречь идо­лослужители, мучеником Христовым повелит глаголя, отрецитеся Распя­таго, и идолом поклонитеся; таково нечто и при добру ненавистнице будет, отрицаюся глаголюще печати Творца небу и земли, отрицаюся крещения, отрицаюся службы моея, и тебе прилагаюся и верую».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Как человек, антихрист, конечно, будет иметь определенное собственное имя, но это имя не открыто и неизвестно, «потому что оно, по замечанью св. Иринея, недостойно быть возвещенным от Духа Святого» 682 . В Апокалипсисе указано только число имени зверя, т. е. антихриста, которое поэтому и называется числом звериным: здесь мудрость; кто имеет ум, говорить тайнозритель, тот сочтет число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсоть шестьдесят шесть (13, 18). Апокалипсис написан на греческом языке, в котором, как и в славянском, буквы алфавита означают и числа. Предполагают поэтому, что имя антихриста будет состоять из таких букв, сумма чисел которых будет равна 666. Уже древние находили немало таких имен, находят такие имена и позднейшие богословы, но все это, конечно, лишь одни гадания и бесплодные усилия. «Посему вернее и безопаснее, справедливо говорите св. Ириней, ожидать исполнения пророчества, нежели предполагать и предрекать какие-либо имена, ибо может найтись много имен, заключающих в себе вышеозначенное число, и все таки этот вопрос останется нерешенным» 683 . Обе отношении антихриста к диаволу некоторыми высказывалось мнение, будто антихристом будет диавол воплотившийся, или будто он произойдет от смешения злого духа с женщиною, но оно не имеет никаких оснований. Верно лишь, что близка будет его связь ее диаволом, он будет, орудием диавола, но он родится, как рождаются и все люди, только от преступной связи. «Кто же он будете?» спрашивает И. Златоуст об антихристе. «Ужели сатана?» и отвечает: «нет, – но человек некий, который воспримет всю его силу (νργειαν)» 684 . «Не сам диавол сделается человеком, говорить И. Дамаскин, – подобно тому, как вочеловечился Господь, – да не будет! но родится человек от блудодеяния и приимет на себя все действование сатаны. Ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу поселиться в нем» 685 . По мысли св. Кирилла Иерусалимского , «сатана воспользуетси этим самым орудием, действуя чрез него сам собою 686 , а по словам блаж. Феодорита, «диавол,... с антихристом сам соединившись всецело, покажет в нем всевозможные ухищрения лукавства» 687 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Эта аллегория выражает мысль общей запуганности властью зверя – абсолютизмом государства, которую мы наблюдаем в разные времена истории вплоть и до наших дней, когда количественное меньшинство партии силою своей сплоченности и беспощадности насилует жизнь народов: таковы большевизм, расизм, фашизм. При этом имеется в виду не только фактическое насилие власти, вооружённой всеми средствами внешнего принуждения, но и гипноз её чисто духовный. Поэтому он и приписывается действию лжепророка, который побуждает живущих на земле к духовному идолопоклонству, «сделать образ зверя», а затем «вложить дух в образ зверя». Во всём этом выражается окончательное торжество деспотизма вместе с жестокостью духовной и внешней тирании. Далее следует ещё черта того же порабощения личности государству, которая ещё не находила для себя полного осуществления в древности, но получает поистине пророчественное подтверждение теперь. Это есть порабощение экономического характера, через карточную и тикетную систему распределения хозяйтвенных благ для удовлетворения насущнейших потребностей «и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (17). Всем, сохраняющим и утверждающим свободу от деспотии зверя, объявляется хозяйственный бойкот, лишение «продовольственных карт» со всеми его страшными последствиями – угроза голода. «Начертание, или имя зверя, или число имени его» в данном случае есть одно и то же – выражает знак подданства и верноподданнических чувств в отношении к зверю. Такова эта пророчественная и ужасающая картина будущего, которая осуществляется на наших глазах и в наши дни, и никто не может сказать, есть ли это уже конец и вершина, или же только начало бедственного порабощения зверю и лжепророку, организованному антихристианству. И вся эта картина запечатлевается неким мистическим шифром, обозначающим имя зверя через число этого имени. Он предваряется особым подчеркиванием его значения: «здесь мудрость» (даже с членом: σοφα). Здесь разумеется, конечно, не высшая божественная премудрость, но определённая, конкретная мысль, как бы некоторый мистический секрет. Эта земная мудрость не предполагает для себя вдохновения высшей премудрости, но лишь ум: «кто имеет ум» ( χων νον) практический (а не теоретический, созерцательный, «чистый» разум), здравый смысл, хитрость и лукавство, как это и соответствует низменному предмету этого разумения. Речь идёт теперь о том, чтобы «сосчитать», т. е. узнать, подглядеть, определить «число зверя». Это возможно и доступно для человека, потому что звериное число есть всё-таки человеческое, и антихрист – личный или соборный – в данном случае это все равно – есть всё-таки человек, хотя и одержимый антихристианским человекобожием.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

На востоке они отменены гораздо раньше, и только звериные травли ещё продолжали там своё существование. Но около 469 года уже надлежащим образом сознана была безнравственность и жестокость всех подобных плачевных зрелищ, и императорский эдикт отменил их безвозвратно. Правда, император Юстиниан в 536 году, ради вступления своего в звание консула, назначил ещё звериные травли; но они были теперь уже далеко не так кровавы и жестоки – по крайней мере, люди, сражавшиеся в них, лучше защищались против свирепых своих противников, так что они постепенно, всё более и более становились похожими на испанские воловьи травли и на наше новейшее искусство укрощения зверей. Глава IV. Христианские мученики на арене амфитеатра Прежде чем христианство успело оказать в области зрелищ своё нравственно-облагораживающее влияние, именно христианам приходилось испытывать на себе все ужасы звероборства и гладиаторских игр. Мы уже сказали, что римское правительство очень часто приговаривало к амфитеатру преступников, а на христиан оно смотрело не иначе как на преступников. Вот почему это столь хорошо знакомое нам восклицание: ad bestias! (к зверям!) – было одним из самых обыкновенных кличей, одним из самых обыкновенных приговоров, обращённых к христианам. И если подлежит сомнению то обстоятельство, что многие из обвиняемых приговаривались к арене безвинно или за самую незначительную вину, чтобы только увеличить число гладиаторов и звероборцев, то тем более несомненно, что такому приговору подлежали невинные христиане, не хотевшие отказаться от своего Господа Иисуса и принести жертву мнимым богам. Таким образом, по справедливости можно сказать, что римский амфитеатр (как Колизей в Риме, так и многие другие амфитеатры Римской империи), будучи увеселительными местами для язычников, был в то же время местом страданий для христиан, и песчаная почва этого амфитеатра поистине напоена была кровью многих сотен и тысяч христиан и орошена слезами бесчисленного множества их во Христе собратий. И не для одной только борьбы со зверями и гладиаторами приводились христиане на арену, но и для освещения бойцов и зрителей в амфитеатре и других местах гнусных и безнравственнейших увеселений.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Если бы войти в подробное рассмотрение сего сочинения: то сие произвело бы труд продолжительный, но такой, к которому не призывает особенная нужда, и который не обещает особенной пользы. Вопрос, на который нужно здесь ответствовать, кажется должен быть следующий: до какой степени надлежит дать веру тому, что содержится в сем сочинении? Дабы проложить путь к разрешению сего вопроса, довольно будет заметить некоторые черты сего сочинения. 1) Один из главных ключей, которыми должны быть отперты сокровища Апокалипсиса, есть число 666. Тайновидец Сам вызывает способных взять сей ключ, и отпереть то, что им заключено. Зде мудрость есть: иже имать ум, да почтет число зверино; число бо человеческо есть, и число его 666 ( Апок. 13:18 ). Посмотрим, как пользуется сим ключом сочинитель толкования. Моаметис, Олосманес, Отманес, Латеинос, Венедиктос, вот имена, в которых он находит число 666. Оно подлинно в них есть: но сим ничего доказать или объяснить нельзя. Никто не говорит и не пишет: Моаметис, Олосманес, Отманес, Латеинос. А если написать, как обыкновенно говорят и пишут: Магомед или Моамеф Осман, Оттоман, Латионос или Латин, то не окажется в сих именах числа 666. Имя Венедиктос точно так пишется на греческом языке: но кто такой Венедикт, которого разумеет толкователь? Сего не объясняет ни сам он, ни догадкою объяснить, с вероятностью, способа не видно. Известно, что давно прилагали сие к Папе Венедикту IX. Но сего ни с Апокалипсисом, ни с изъяснениями нашего толкователя согласить способа также не видно. 2) Толкователь говорит: ты, Царю, еси ключ Давидов, отверзаяй, и никто же затворит, затворяяй, и никто же отверзет ( Апок. 3:7 ). Во-первых усматривается здесь, что толкователь отторгнул часть изречения Апокалипсического с повреждением смысла оного: ибо в Апокалипсисе слова: отверзая затворяяй, относятся не к ключу, но к имеющему ключ. Во-вторых, внимательному читателю Апокалипсиса не трудно усмотреть, что Святый Истинный, имеяй ключ Давидов, отверзаяй, и никто же затворит, затворяяй, и никто же отверзет, ведающий дела Ангела Филадельфийской церкви есть не то лицо, к которому приложил сии слова наш толкователь, но Сам Иисус Христос .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Характерно в этом отношении историческое известие об оракуле Аполлона Дафнийского при Юлиане отступнике. Хотя этот оракул и онемел было от соседства мощей священномученика Вавилы; но по удалении сих мощей, по приказанию отступника Юлиана, демон снова начал давать свои прорицания. Вообще прорицания языческих оракулов в своем роде тоже имели характер чудесности. Какое грубое и позорное распоряжение сделано будет относительно чтителей антихриста? Откр. 13:16, 17 . То, что всем им положено будет начертание на правую руку, или на чело их, подобно тому, как в древности рабы носили некогда выжженные знаки своей зависимости на лбу, а солдаты на руках; или как некогда это добровольно делали в знак особого усердия читатели языческих божеств. Некоторые хотят понять это наложение антихристовых знаков – как метафору, вероятно затрудняясь понять и представить, чтобы вся масса тогдашних людей, несмотря на потерю своего нравственного достоинства, могла беспрепятственно подвергнуться позору клеймления. Сии толкователи начертание на челе разумеют, как «признак полной потери совести, а начертание на руках, как практическое отступление от Христа». Но слова Апокалипсиса мало благоприятствуют такому толкованию; напротив дают разуметь, что наложение звериного начертания будет чем-то насильственным и совне приходящим, ибо произведено будет «у всех, и малых и великих, и богатых и нищих, и свободных и рабов», и при том, «что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание». И нечего сему удивляться; ибо в пору деспотического владычества антихристова не удивительны будут никакие насилия над его жалкими и презренными подданными. Наконец, что нужно приметить об имени и числе зверя-антихриста? Откр. 13:18 . Сие имя или число едва ли не больше всего содержит в себе темноты и таинственности относительно личности антихристовой. Сам тайновидец примечает: «здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочтет число зверя; ибо это число человеческое. Число его шесть сот шестьдесят шесть».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

В настоящее время для предупреждения побегов употребляются главным образом репрессивные меры. Эти меры уменьшают число побегов, но только до известного предела, и репрессия, доведенная до своего идеального совершенства, все-таки не исключала бы возможности побегов. Есть предел, дальше которого репрессивные меры уже перестают быть действительными. Как известно, каторжный продолжает бежать даже в то время, когда в него прицеливается часовой; его не удерживает от побега также ни шторм, ни уверенность, что он утонет. И есть предел, перейдя который, репрессивные меры уже сами становятся причиною побегов. Так, например, устрашающее наказание за побеги, состоящее из прибавки нескольких лет каторги к старому сроку, увеличивает число бессрочных и долгосрочных, и тем самым увеличивает и число побегов. Вообще говоря, репрессивные меры в борьбе с побегами не имеют будущности, они сильно расходятся с идеалами нашего законодательства, которое в наказании видит прежде всего средство к исправлению. Когда вся энергия и изобретательность тюремщика изо дня в день уходит только на то, чтобы поставить арестанта в такие сложные физические условия, которые сделали бы невозможным побег, то тут уже не до исправления, и может быть разговор только о превращении арестанта в зверя, а тюрьмы – в зверинец. Да и непрактичны эти меры: во-первых, они всегда ложатся гнетом на население, неповинное в бегах, и, во-вторых, заключение в крепко устроенной тюрьме, кандалы, всякого рода карцеры, темные и тачки делают человека неспособным к работе. Так называемые гуманные меры, всякое улучшение в жизни арестанта, будет ли то лишний кусок хлеба или надежда на лучшее будущее, тоже значительно понижают число побегов. Приведу пример: в 1885 г. бежало 25 поселенцев, а в 1887 г., после урожая 1886 г., только 7. Поселенцы бегают гораздо реже, чем каторжные, а крестьяне из ссыльных почти совсем не бегают. Меньше всего бегают из Корсаковского округа, потому что здесь урожаи лучше, преобладают среди арестантов краткосрочные, климат мягче и легче получить крестьянские права, чем на Северном Сахалине, а по отбытии каторги, чтобы добыть себе кусок хлеба, нет надобности возвращаться в рудник. Чем легче живется арестанту, тем меньше опасности, что он убежит, и в этом отношении можно признать очень надежными такие меры, как улучшение тюремных порядков, постройка церквей, учреждение школ и больниц, обеспечение семейств ссыльных, заработки и т. п.

http://azbyka.ru/fiction/ostrov-saxalin-...

- В МФЦ ничего сделать не могут - Молочная кухня отказывается выдать питание по бумажному рецепту, если ты не можешь предъявить электронный " куар-код " для получения питания. Итог: за год на одного из детей так и не удалось больше получить питание на молочной кухне. Опять же: Нет больше человека, кто отвечает за предоставление питания. Везде ответ один: у нас всё в порядке, мы всё внесли в систему, проблема не у нас. Ну а ребёнок остается без питания :-( Вот такая " цифровизация " и пугает и настораживает. Когда никто ни за что больше не отвечает. И хотя у вас на руках есть все подтверждающие бумажные документы, но если компьютер сказал, что вас нет, значит вас нет ¯_()_/¯ 4. " Будет ли цифровой паспорт работать на нас? Зависит от его использования. Цифровой паспорт, бумажный паспорт, автомат Калашникова, динамит, ядерное оружие. Всё зависит от использования… " ... Как будто автор-иеромонах не знает,КАК будет использована цифра вообще и паспорт в частности). Как будто не понимает,что православные не боятся паспорта,но видят " шествие цифры " и не хотят участвовать в этом,хотя понимают неизбежность. Я думаю,знает и понимает что то,но не чувствует ничего... 3. От Цифрового до реального концлагеря один шаг.Второе,что уже без концлагерной идентичности невозможно жить? 2. Ответ на 1, Сергей: Ни покупать, ни продавать... Технология должна работать на нас, а не против нас. Будет ли цифровой паспорт работать на нас? Зависит от его использования. Цифровой паспорт, бумажный паспорт, автомат Калашникова, динамит, ядерное оружие. Всё зависит от использования… Верно. Как сказано у свв. отцов, «нет вещей дурных по своей природе - есть вещи, дурные по своему употреблению». И все-таки не следует забывать пророчество из Апокалипсиса св. Иоанна Богослова: " Кто имеет ум тот сочти и осмысли число зверя 666 - здесь мудрость. Ибо это число человеческое и что это число есть число 666 " . Еще раз просматривая труды уважаемого Валерия Павловича Филимонова — русского писателя, публициста, общественного деятеля, недавно ушедшего от нас, соглашусь с ним в том, что за этим электронным паспортом будут стоять и так же владеть им (паспортом) лица, нам совершенно не ведомые. И кто из-вас может дать мне гарантию, что у этих лиц не будет звериного оскала? С НАМИ БОГ! (Ис.8)

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/28/ne...

И отверзе уста своя в хуление к Богу, хулити Имя Его, и селение Его, и живущия на небеси. И дано бысть ему брань творити со святыми, и победити я; – что и Даниил предрек сице: словеса на Вышняго возглаголет, и святых Вышняго смирит, и помыслит пременити закон, и дастся в руку его даже до времене, и времен, и полувремене 1237 . И всех тех, которые, по нечестию своему будучи не написаны в книгах животных Агнца заколеннаго от сложения мира, поклонятся сему адскому зверю, поклонятся яко Богу, – всех тех, говорю запечатает своею адскою печатию; как то свидетельствует тайник Божий, сице глаголя: и сотворит вся малыя и великия, богатыя и убогия, свободныя и работныя, да даст им начертание на десный руце их или на челах их, да ни ктоже возможет ни купити ни продати, токмо кто имать нечертание, или имя зверя, или число имене его. Зде мудрость есть! Иже имать ум, да почтет число зверино: число бо человеческо есть, и число его шесть сот шестьдесят шесть 1238 . Всех тех запечатает печатию звериного имени своего, или числом своим, которое означает как существенное сопротивление его Богу, вечному Единству, сопротивление многочисленностию своею, разделением духа своего от Духа Божия, так и самое окончание сопротивления своего: всякое бо числимое нечислимым Единством испразднится; всякая многочисленность единою Вечностию победится. Всех воли его покорившихся запечатает печатию своею; «начертание пагубного имене отступнича и прелестнича на всех наложити потщится; на десных убо руках, да десных и благих дел отсечет действо; на челех же, да научит в лести и тме прельщенные дрежати». Так подтверждает Андрей Кесарийский ! 1239 А напротив все те, иже не поклонятся образу звериному, иже не отдадут Богоподобного почтения антихристу, иже не исполнят злой воли его, все те весьма жестоко будут мучимы и убиваемы 1240 ; что Сам Спаситель наш предрек, тако глаголя: тогда предаст брат брата на смерть, и отец чадо; и востанут чада на родители, и убиют их; и будете ненавидими всеми Имене Моего ради.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

И егда скончается тысяща лет, разрешен будет сатана от темницы своея, и изыдет прельстити языки сущия на четырех углех земли. Тысяча лет исполнилась, совершились уже и льщения разрешенного сатаны, но совершились еще не до конца, ибо не исполнилось число лет, предреченное в том же Откровении. Зде мудрость есть: иже имать ум, да почтет число зверино, число бо человеческо есть, и число его шестьсот шестьдесят шесть. По сему числу Писание предупреждает о новом отступлении от веры и уже последнем. Так как два Рима – оплота православия, ветхий Рим и Рим – Константинополь пали, то опасение иметь подобает уже третьему Риму – Москве, последней хранительнице православия и до скончания века, ибо четвертому Риму не быть. Внимаем же числу лет и событиям времени. Близко 7166 года, т. е. всего лишь за шесть лет до исполнения числа зверя 666, на патриарший престол третьего Рима вступил Никон, и произвел перемены в московском благочестии. Он выдал новые богослужебные книги и отменил старые обряды. И все это он брал из книг, печатанных хоть и греческим языком, но в латинских городах. И по этому источнику Никоновых исправлений, и по числу лет, когда произведены они, – ясно, что и в Москве уже началось то дело древнего змия, которое некогда впервые открылось в первом Риме. И так как Москва есть Рим последний, то, значит, близко уже время, когда явится лицо, которое восприимет все действо этого змия, т. е. антихрист. В виду этого всякому ищущему небесного града подобает стать под знамя последнего града земного, т. е. Москвы». Вот то основание, тот фундамент, на котором был укреплен и построен протест, приведший к расколу. Все эти мысли у противников Никоновских исправлений излагались пространно и получили широкую аргументацию, но и по краткому их изложению легко убедиться, что протест возник исключительно на религиозной почве, без всякой примеси каких-либо сторонних элементов, чуждых области веры и церкви. 1. Видим, прежде всего, что все мысли противников Никона, все их рассуждения вращались исключительно около вопроса о церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010