Другие церковные молитвы, кроме ектений, и домашние обыкновенно более общие – следующие: тропарь, кондак, стихиры, антифоны, прокимен, каноны, псалмы, акафисты и т. п. Тропарями называются самые главные из молитв или песнопений праздничных, в которых выражается сущность праздников, т. е. что такое тот или другой праздник, или каковы подвиги празднуемых святых. Таков напр. тропарь Пасхи или Светлого Христова Воскресения: «Христос воскресе из мертвых»... Рождества Христова: «Рождество Твое, Христе Боже наш»... Кондак, это – сокращенный тропарь; в нем или кратко высказывается какая-нибудь одна мысль праздника или указывается какой-нибудь из подвигов святого. Таков напр. кондак Пасхи: «Аще и во гроб снисшел еси, Безсмертне»... Рождества Христова: «Дева днесь Пресущественнаго рождает...» Стихиры, это – песни, по большей части несколько их вместе, в которых прославляются или праздничные события или подвиги св. угодников Божиих. Таковы напр. стихиры Пасхи: «Да воскреснет Бог… Пасха священная нам днесь показася»... и пр. Стихирами называют эти песни, потому что поются вместе с краткими стихами, каков напр. перед стихирою Пасхи: «Пасха священная...» стих: «Да воскреснет Бог , и расточатся врази Его». Прокимен, это – стих краткий, выбранный из пророческих псалмов св. царя и пророка Давида, прилично событию праздника или подвигам святого, который обыкновенно произносится пред чтением напр. Евангелия, Апостола. Таковы напр. прокимен Пасхи: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь»; и святым апостолам: «Во всю землю изыде вещание их»... Канон, по-русски значит: правило. Так называется составленное по особенным правилам собрание священных молений, воспевающих празднуемое событие или подвиги святых. Канон состоит из 9-ти частей, – так называемых 9-ти ирмосов с тропарями, по числу 9-ти ангельских чинов. При пении канона мы слышим припевы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», или: «Пресвятая Богородице, спаси нас» или «Святый, имя его, моли Бога о нас», и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

каноны Обрезания и Богоявления.) Третий глас – плавный, тихий, спокойный, способный укрощать страсти и водворять в душе мир. (На 3-й глас поются напр. каноны Сретения Господня) Четвертый глас – быстрый, торжественный, пробуждающий в душе радость и веселие (На 4-й глас поются напр. каноны Благовещения, Неделя ваий. Вознесения, Пятьдесятницы и Преображения.) Пятый глас – томный, унылый, но растворяемый радостными надеждами. (На 5-й глас напр. поется первый канон Вознесения.) Шестый глас – весьма печальный, располагающий душу к сердечному сокрушению о грехах и наполняющий ее успокоительным умилением. (На 6-й глас напр. поется «великий канон» в великий пост.) Седьмый глас – важный, мужественный, вдыхающий бодрость. мужество и упование (На 7-й глас напр. поется вторый канон Пятьдесятницы.) Восьмый глас – печальный, выражающий глубокую скорбь души. (На 8-й глас напр. поется Аллилуия вместо «Бог Господь» и заупокойные многие песни.) 129 При сем христосовании у нас ведется обыкновение дарить друг друга красными яйцами. Так как яйцо есть символ жизни, то яйцо, окрашенное красною краскою, напоминает нам о нашей новой жизни, приобретенной пречистою кровию Господа нашего Иисуса Христа. 130 Паремии есть церковное чтение из книг Ветхого и Нового завета, приспособленное к празднуемому событию. 131 Лития есть усердное моление, совершаемое в притворе храма, в знак глубокого смирения пред Богом всей церкви, которая, поставляя себя на месте оглашенных, молится вместе с ними. Лития состоит из молитв священнослужащих и многократного пения ликом: «Господи помилуй». 132 Благословение хлебов, пшеницы, вина и елея совершалось прежде для подкрепления сил молящихся, которые после сего должны были приступить к продолжительным молитвам утренним. Ныне оно бывает для испрошения благодати Божией на плодородие земли и умножение земных плодов во всем мире, всякой стране, обитаемом граде и веси. 133 Величанием называется краткое прославление праздничного события или святого, поемое сперва священнослужителями пред праздничною иконою, а потом ликом на клиросах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Сборник гомилий может предваряться листовой миниатюрой с изображением сидящего на скамье перед пюпитром, пишущего Г. Б.: святитель в монашеском облачении, хитоне, мантии, куколе, аналаве (напр., в рукописях XI в. (Hieros. Patr. 14. Fol. 2v), XII в. (Sinait. gr. 339. Fol. 4v) - в правой полусфере триконха - Благословляющий Христос, в барабане - Богоматерь с Младенцем на престоле; XII-XIII вв. (Ath. Pant. 234. Fol. 88b); 2-й пол. XIV в. «16 гомилий Григория Богослова с толкованиями Никиты Ираклийского и Апокалипсис с толкованиями Андрея Критского» из Великой Лавры на Афоне (ГИМ. Влад. 155/Син. греч. 66. Л. 4 об.)), или изображением ктитора, к-рому Г. Б., благословляя, вручает свое творение (Ath. Dionys. 61. Fol. 1b). Ктиторская композиция с образом Г. Б. встречается и в миниатюрах сборника Евфимия Зигабена «Догматическое всеоружие», напр., из мон-ря Ватопед на Афоне (ГИМ. Влад. 224/Син. греч. 387. Л. 5 об., 1-я пол. XII в.) - Г. Б. в крещатой ризе, со свитком в руке, вместе с др. святителями и 2 преподобными в легком 3/4-ном повороте влево, и в сборнике XII в. (Vat. gr. 666. Fol. 1v и 2r) - имп. Алексей I Комнин принимает свиток, Г. Б. вместе с др. святителями и 2 преподобными. Г. Б. представлен в 1-м ряду в композиции «Отцы Церкви» (напр. на заставке в Изборнике Святослава (ГИМ. Син. 1043 (31-д). Л. 123 об., 1073 г.)). Его образ узнается в композициях «Страшный Суд» (в группе святителей, предстоящих Этимасии и идущих за ап. Петром к райским вратам, напр., на мозаике собора в Торчелло, ок. 1200; на иконе, XII в., из мон-ря вмц. Екатерины на Синае; на иконе северных писем, XVI в., ГЭ) и «Неделя всех святых» (напр., на иконе северных писем из собрания Г. О. Чирикова, кон. XVI - нач. XVII в., ГИМ; на иконе из ц. Всех святых в Ростове, 2-я пол. XVI в., ГМЗРК). Иногда образы святителей, в т. ч. Г. Б., включены в процессию апостолов, шествующих к причащению (напр., на миниатюре из греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 35, XV в.) - Г. Б. показан вслед за свт. Василием Великим).

http://pravenc.ru/text/166811.html

I Перед временем преп. Феодора Студита , – но когда именно, с точностью установить нельзя, – произошло разделение единого вначале монашеского состояния па две степени: на схиму первую или схиму малую, и на схиму ангельскую – великую. Факт такого разделения в эпоху незадолго до преп, Феодора Студита засвидетельствован таким древним литургическим памятником, каков Барбериновский Евхологий св. Марка, относимый исследователями к эпохе конца VIII, или к началу IX века. В названном Евхологии мы имеем молитвы из последования το πρτου σχματος или το μικρο σχματος, как двояко названа здесь, на с. 468 и с. 470, первая ступень монашества 540 , и το γγελικο σχματος или просто το σχματος, как названа вторая и важнейшая ступень монашества, см. с. 466 и с. 488 541 . Преп. Феодор Студит выступил с протестом против разделения монашества на степени и внушал настоятелям константинопольских и иных монастырей, прислушивавшихся к авторитетному голосу Великого аскета и поборника православия строго держаться практики одного пострижения в монашество. Но, как показывает история чинов монашеского пострига, убеждения преп. Феодора Студита касательно практики единого монашеского пострига не возымели успеха. Из Схиматология с именем преп. Феодора Студита по ркп. XV в. Афоно-Пантелеимоновского русского монастыря 604, видно, что даже среди самих студийских иноков не могла удержаться защищаемая преп. Феодором Студитом практика единого пострижения. В названном Схиматологии, кроме чина великой и ангельской святой схимы, имеются и предварительные к ней чины: κολουθα ες ασοφρον и κολουθα ες σχμα το μανδυτου 542 . Да и вообще говоря. на всем протяжении времени с VIII–IX в. (время Барбериновского Евхология) по наши дни, в массе греческих евхологиях и схиматологиях, мы неизменно встречаем эти предварительные к великой схиме чины, озаглавливаемые – то как κολουθα το προσχματος τν μοναχν, напр., в Евхологии 213 Парижской Национальной (Coislin) библ., 1027 г. 543 , κολουθα το πρτου σχματος, напр., в Евхологии 474 Московского Румянц. Муз., X–XI в., лл. 141 544 , κολουθα το μικρο σχματος, напр, в Евхологии 343 Московской Синодальной (б. патриаршей) библ., XIII в., л. 15, – то как Εχ π το μλλοντος λαμβνειν μαντον, напр., в Евхологии 213 Парижской Национ. библ. 1027 г. 545 , – то как κολουθα τς πρτης ποκρσεως, γουν το μανδου, напр., в Евхологии 967 Синайской библ., XIII в., л.1 546 , то как κολουθα το ποστολικο, ibid., л. 19 547 , то даже как κολουθα ες ασοφρον μοναχν, напр., в Евхологиях (274) Иерусалимской патриаршей библ., XV в. 548 , и Московской Синодальной (б. патриаршей) библ., XV в., л. 5, и др.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

причащения (л. 51) и о православии греческой церкви (л. 27 об. и 28), а также указание на четвероконечный крест (л. 67 об. и 68) и противосолоние (л. 171 об.). Какие еще книги полезно иметь при беседах с раскольниками? Полезно иметь: а) книги богослужебные, напечатанные при первых 5 патриархах, напр.: Евангелие, Апостол, Служебники, Иноческий Потребник с Номоканоном, Псалтирь и др.; б) писания отцов и учителей церкви в старинных переводах и изданиях, напр.: Беседы св. Иоанна Златоуста на 14 посланий св. ап. Павла, издан. в Киеве в 1623 г., Беседы его же на Деяния св. Апостол, изд. там же в 1624 г., Апокалипсис с толкованием Андрея Кесарийского , изд. там же в 1625 г., Толковый Апостол, издан в Почаеве в 1784 г., Благовестник, т. е. толкование бл. Феофилакта Болгарского на 4 евангелиста, изд. в Москве при п. Иосифе, в 1649 г., Маргарит, изд. в Москве в 1641 г., Соборник Великий, напеч. в Москве, при п. Иосифе, в 1647 г., Златоустник, напеч. в Почаеве или Вильне, Книга Ефрема Сирина , напеч. в Москве при п. Иосифе, в 1652 г., и некоторые другие; в) книги законодательного и учительного содержания, напр., Стоглав, книга Никона Черногорца, Номоканон Четии-Минеи, Пролог и т. д. Как смотрят раскольники на все перечисленные книги? На все эти книги раскольники смотрят как на писание боговдохновенное и утверждают, что в них нельзя делать ни малейшего изменения: «аще кто прибавит или убавит к ним, анафема да будет». Правилен-ли такой взгляд? Нет, не правилен. В числе поименованных книг есть книги, написанные святыми мужами – пророками и апостолами по вдохновению Святаго Духа – это книги Священного Писания, напр.: Евангелие, Апостол; есть книги, написанный св. отцами и учителями Церкви, напр.: Беседы И. Златоуста на 14 посланий св. ап. Павла и на Деяния св. Апостол, Благовестник и т. п.; наконец, есть книги, написанные лицами, не обретающимися в лике святых, напр.: Большой Катехизис, Кириллова книга, Книга о вере и др. Поэтому нужно строго отличать их друг от друга. Книги Священного Писания, внесенные в канон церковный, боговдохновенны и не должны быть изменяемы, остальные же боговдохновенностию не отличаются и могут быть изменяемы.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

был связан в т. ч. с монашескими орденами францисканцев и доминиканцев, принимавшими активное участие в жизни города: в 1-й пол. XIII в. они получили земельные пожалования в городе. Ими построены, напр., доминиканская ц. Санти-Джованни э Паоло (фундаменты XIII в., 1246-1430), крупнейшая из церквей В., место погребения мн. видных деятелей республики, или францисканская ц. Санта-Мария Глориоза деи Фрари (1250, ок. 1330, освящена в 1492). Часто перестраивались и более древние церкви, не имевшие отношения к монашествующим орденам, как, напр., ц. Сан-Джакомо дель Орио (в основе - кон. X в., перестроена полностью в 1-й пол. XIII в., фасады, за исключением апсиды,- XIV-XVII вв.). Церкви XIII в. близки по типу храму на Мурано или повторяют планировку и тип Сан-Марко, с упрощенной конструкцией сводов. Начиная с XIII в. религ. братства строят в В. скуолы (школы), напр. Скуолу ди Сан-Джованни Эванджелиста (1261). Икона Божией Матери Никопеи в соборе Сан-Марко. Кон. XI в. Икона Божией Матери Никопеи в соборе Сан-Марко. Кон. XI в. Памятники художественной культуры В. 2-й пол. XIII в. представляют собой гармоничный синтез визант. и западноевроп. искусства. Напр., визант. черты присутствуют во фресковой росписи из капеллы Распятия в ц. Сан-Джованни Деколлато, с изображением в верх. части композиции св. Елены в архитектурном обрамлении, исполнение к-рого сложным ракурсом и 3-мерным эффектом напоминает древнерим. триумфальную арку. в сравнении с мозаичной композицией «Благовещение» 1277 г. в кивории собора в Паренцо (совр. Пореч, Хорватия), приписываемой мастерам из В., фреска может быть датирована 2-й пол. XIII в. др. памятники того времени могут не иметь ничего общего с классическими традициями, напр. живопись ларца блж. Иулианы из Коллальто (90-е гг. XIV в., музей Коррер, Венеция), деревянного сундука-реликвария, особенно роспись на его внутренней крышке с изображениями св. Власия, св. Катальдуса и коленопреклоненной фигурки св. Иулианы меньшего масштаба. эта живопись зап. происхождения, повторяющая стиль таких произведений, как, напр., миниатюры Большой библии Сан-Марко.

http://pravenc.ru/text/150247.html

Клеймо разделено на 2 части, справа школяры сидят с учебниками на лавке, в то время как их денщик заносит над ними топор; слева свт. Николай Чудотворец воскрешает школяров, вынимая уже целые обнаженные тела из бочки, где после расчленения они были засолены, как мясо. Иконографические параллели к этому изображению есть в зап. памятниках XIII в., хотя там обычно сцена убийства школяров происходит во время их сна. Уникальны детали, схожие с деталями на синайских житийных иконах, прежде всего на иконе кон. XII - нач. XIII в. (при этом в Чуде о стратилатах отсутствует сцена с благодарной молитвой свт. Николаю Чудотворцу, представленная на древнейшей синайской иконе). Напр., в композиции «Возвращение отрока Василия, Агрикова сына, из сарацинского плена» в руках Василия нет пиршественной посуды, кубка или кувшина, надпись воспроизводит синайскую, но содержит ошибки. Возвращение Василия, Агрикова сына, из сарацинского плена. Клеймо иконы «Свт. Николай, с житием». 2-я пол. XIII в. (Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макариоса, Никосия) Возвращение Василия, Агрикова сына, из сарацинского плена. Клеймо иконы «Свт. Николай, с житием». 2-я пол. XIII в. (Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макариоса, Никосия) На еще не устоявшуюся житийную иконографию святителя указывают редкие элементы, присутствующие почти в каждой композиции. В 1-м клейме младенец Николай лежит спеленутым в колыбели подобно Младенцу Христу в сцене «Рождество Христово», нянька-повитуха склоняется над ним так же бережно, как в сцене его успения диакон будет возлагать тело святителя на одр. Изображение детей-учеников в клейме с приведением Николая в учение - также особая примета зап. традиции изображения. Мастер уделил внимание деталям обучения, редким для религигиозного искусства, однако для него они имели в т. ч. сакральный, а не повседневный смысл. Напр., надписи на табличках Николая и его однокашника помимо наглядного подтверждения того, что Николай преуспевал в переписывании Псалтири, могут быть поняты и как уровень духовного совершенства обоих учеников: на табличке буд.

http://pravenc.ru/text/2566148.html

Филарету (Дроздову) , митр. Московскому (СПГИАХМЗ, Шитова Л. А. Рус. иконы в драгоценных окладах: кон. XVII - нач. XX в. Серг. П., 2005. С. 178, 253), на 2 живописных образах и пяднице «Собор всех святых Новгородских угодников» кон. XIX в. (?) из ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде. В подобных произведениях фигура Е. в традиц. облачении расположена, за редким исключением, в 1-м ряду. Один из почитаемых «старинных» образов такого извода с изображением Софии Премудрости Божией находился «в ризнице Черниговской кафедры» ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 134; описание иконы: Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 96-97). Изображения Е. встречаются также в минейных циклах на март, как правило, вместе со свт. Софронием, патриархом Иерусалимским, напр. на гравированных святцах 1714, 1722 гг. Г. П. Тепчегорского - в архиерейской мантии, омофоре и белом клобуке с крестом, в руке жезл; на святцах И. К. Любецкого 1730 г. (раскрашенные экземпляры РГБ: Ермакова М. Е., Хромов О. Р. Рус. гравюра на меди 2-й пол. XVII - 1-й трети XVIII в. (Москва, С.-Петербург). М., 2004. Кат. 33.7, 34.7, 35.6), на иконе нач. XIX в. из частного собрания ( Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 96-97). Клеймо с перенесением мощей Е. (вместо погребения) имеется, напр., на 3-створчатом складне «Минея годовая», написанном после 1872 г. (частное собрание, см.: И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 511-520. Кат. В храмовой декорации изображение Е. известно по фрагменту (ныне в ГИМ) фресковой росписи собора Чудова монастыря в Московском Кремле, к-рую исследователи относят к 1633-1634 гг. ( Сорокатый В. М. О датировке росписи собора Чуда арх. Михаила в Хонех моск. Чудова мон-ря//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1999. Вып. 12: Искусство средневек. Руси. С. 181-198. Ил. 7), где полуфигура Е. вписана в круглый медальон. Седобородый старец, Е. облачен в крещатые ризы, омофор, белый клобук, правая рука - в благословении, в левой - закрытое Евангелие.

http://pravenc.ru/text/187753.html

(Эта вера в православии является общею с католичеством). Иконы имеют своим предметом изображение Христа, а в связи с Ним даже и Св. Троицы (в частности, в виде явления трех ангелов Аврааму при дубе Мамврийском), Богоматери, ангелов и святых. Содержание этих икон не ограничивается простыми изображениями, но может включать и различные события из жизни Христа (иконы праздников), или же выражать иногда очень сложные догматические идеи (напр., различные иконы св. Софии, Премудрости Божией, космические иконы Богоматери и под.). Каково происхождение подобных икон? Отчасти оно определяется прямыми данными Слова Божия, частью же богословскими соображениями (и относится в этом смысле к живописной схоластике), отчасти содержит в себе духовное видение, которое открывается богозрителю, а вместе и иконописцу. И, как таковое, будучи принято Церковию чрез икону, оно становится новым откровением, которое является источником для богословия, — тем самым возникает иконографическое богословие (как напр., в вопросе о Софии, Премудрости Божией). Вообще, икона является особым видом церковного предания, в красках и образах, наряду с устным, письменным, монументальным. Изготовление икон, которым для массового спроса овладело ремесло, в своих истоках является религиозным творчеством, и Церковь прославляет некоторых святых именно как иконописцев (во главе этого ряда предание ставит евангелиста Луку, начертавшего икону Божией Матери). Таковы величайшие русские мастера иконы, два друга: преподобный Андрей Рублев и Дионисий, оба монахи. Впрочем, редким исключением является и то, что оказываются известны их имена, обычно иконы так же безымянны, как и готические соборы на западе. Разумеется, истинные видения, богословские созерцания в иконах представляют собой исключения в ряду массового иконописания, но эти исключения становятся оригиналом для изготовления копий, иконных «подвижников». Религиозное созерцание в иконе дается мастеру облеченным в образы, краски и формы. Это есть откровение в художественных образах, не отвлеченные идеи, но конкретные формы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Со второй половины 1871 года начал Н. П–ч часто простужаться, помещаясь в теплой комнате, и зрение у него сильно притупилось. Вставал по прежнему до звона к утрени, хотя бы целую ночь провел в бессоннице, но стал он отдыхать и днем, чувствуя упадок сил, а прежде не отдыхал; пищу принимал более питательную, напр. бульон, по настоянию врача. Удивительно! повар в первый раз отказался готовить ему (бельцу) скоромный суп, говоря: «не возьму греха на душу», и сам в тот же день напился к вечеру, не считая это грехом. Не о пище тленной старался о. Николай, но о пище, пребывающей в жизнь вечную ( Ин.6:27 ). По немощи не всегда бывая в церкви, он в большие праздники, не исключая и Покрова Божией Матери (в Коломне служил при Покровской церкви), непременно, хотя бы и на дому, причащался после исповеди св. Тайн и потом раб Божий плакал от избытка духовной радости. «Его (так как из духовенства московской епархии он был едва ли не самый старейший по летам, и с этой стороны обращал на себя особенное внимание) можно посвятить во священники», сказал мне митрополита Иннокентий, летом 1872 г., но старец, кажется, уже не в силах был принять этот сан. Вскоре у него открылась болезнь, заключавшаяся в пороке сердца, производившем постоянную одышку и другие болезненные симптомы, напр. опухоль в ногах. Больной говорил: «смерть – необходимый путь всякому», часто исповедовался у казначея иеромонаха Даниила и освящал себя благоговейным принятием тела и крови Христовых. После ранней обедни будучи особорован (в другой раз), 18 сентября 1872 г, он сказал мне: «помолитесь, чтобы Бог послал христианскую кончину». Мирный, кроткий и спокойный старец с редким терпением переносил свой продолжительный недуг и с полным вниманием принимал родных, посещавших его в монастыре и в больничной палате. В городскую больницу он. в присутствии моей старшей сестры и мужа ее – священника, отправился вечером 19 сентября того же года, благословив меня на прощанье. Как говорила его сиделка, он неохотно употреблял внутренние лекарства, как почти никогда не употреблявший их, и вместо пеклеванного попросил себе черного хлеба.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010