Высокопреосвященный Макарий не только не пытается дать богословское решение этого вопроса, но, по-сути, не ставит самого вопроса. Похожая картина и в других русских догматических системах XIX века. Максим Рихтер 01 февраля 2011г. 16:02 Руслан, Волгоград. //Границами Церкви Христовой являются Её каноны и догматы.Кто действует вне этих границ, тот и не принадлежит к Церкви// Очередная ерунда! Сколько можно повторять?! Константин, Чернигов 01 февраля 2011г. 22:54 Руслану. а границами человека являются его трусы с рубашкой и пределы его картиры + правила дорожного движения??? может хватит схоластики , которую вы с успехом могли почерпнуть у преосв.Макария.! когда это правило, которое никого животворить не может -стало границей тела Христова, коей является Церковь?????? восточное святоотеческое богословие насвозь апофатично, оно в основной массе примеров лишь говорит о том " чем не может быть то или другое явление " . но за редким исключением это же богословие не может рассказать о том- Чем (или Кем) является Бог а также многие другие вещи. Вы - не тополь,растущий возле Вашего дома. и это - истина!! а дальше что?)))))))))) какое отношение этот тополь имеет к Вашему телу)))?? Руслан Черномашенцев, Волгоград 02 февраля 2011г. 16:48 Миф о схоластичности митр.Макария мне известен. Вот только вразумительных доказательств этого мнения я не встречал. (((восточное святоотеческое богословие насвозь апофатично, оно в основной массе примеров лишь говорит о том " чем не может быть то или другое явление " . но за редким исключением это же богословие не может рассказать о том- Чем (или Кем) является Бог а также многие другие вещи.))) Это опять всего лишь мнение, но не понятно что оно значит. Складывется впечатление, что Вы предполагаете узнать о Боге больше того, что Он  о Сам о Себе открыл.  Я же веду речь о Церкви не исключительно как мистическом  Теле, но как о видимом собрании " где двое и трое " . Я веду речь о Церкви как о Богочеловеческом организме и о том как определить (согласно 9-му члену СВ): где среди множества юрисдикций  находится та единственная, которая  и является Телом Христовым? Здесь этот вопрос соприкасается с вопросом   о спасительной благодати , которая усвояется при наличии двух условий : православное вероисповедание и (добрые) дела, согласно  этому исповеданию. Первое условие можно соблюсти зная догматы , второе - зная  каноны .

http://bogoslov.ru/article/1391715

Протоиерей Иоанн Восторгов. Прижизненный фотопортрет ЖМП 10 октябрь 2018 /  Пастырь во дни войны и великой смуты К 100-ЛЕТИЮ ПОДВИГА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ПРОТОИЕРЕЯ ИОАННА ВОСТОРГОВА Читая жития святых или подвижников благочестия, мы традиционно ожидаем рассказа о их чудесах и добродетелях. В немногочисленных случаях встречаются указания на человеческие слабости, переживания. Жития святых новомучеников в этом общем ряду, как правило, выделяются скупостью сведений. Редким исключением и прекрасной возможностью для ознакомления с внутренним миром священномученика протоиерея Иоанна Восторгова стали его сохранившиеся проповеди и статьи, воспоминания современников об этом выдающемся пастыре. Естественным видится рассмотреть в данной статье то, что относится к последним годам жизни и служения святого, его мученической кончины сто лет тому назад. PDF-bepcuя Февраль 1917-го: «А что если мы ошибались?» Неудачи на фронте в конце 1914 года не могли не огорчать пастыря, но в них он видел действие Премудрого Промысла Божия и в этом находил утешение и себе, и пастве. Редким людям дано проникать вглубь и открывать сокровенный смысл тех или иных событий, самое существо жизни. Огромное большинство не может определить и наметить живую связь между всеми явлениями человеческой истории и человеческой деятельности. И вот отцу Иоанну надлежало послужить таким людям своим талантом глубокого проникновения в смысл происходящих событий, своими проповедническими способностями. Во время скорби от неудач на войне он утешал паству тем, что это попущено Богом за грехи народа, за происшедшую десять лет тому назад междоусобную брань, за разделение в народе на партии, течения. Сейчас же попущена скорбь для покаяния народа и единения на почве веры православной. Помимо событий, происходящих на фронте, предметом постоянных переживаний пастыря-проповедника было внутреннее состояние в стране. Когда в середине 1915-го после неудач на фронте начались немецкие погромы в Москве, протоиерей И. Восторгов был очень встревожен. В происшедшем он увидел опасность зарождения междоусобной брани. «И в толпе, предавшейся погромам, мы слышали призывы: " Идите! Теперь мы делаем дело святое " ... В этом одном слове " теперь " сколько сокрыто смысла! А что же это не " теперь " ?.. А прежде, десять лет назад, это были бесчинства, беспорядки... грабежи, оправдываемые не наказанием наших врагов немцев, как это видим теперь, а требованием якобы справедливости...» 1 В грубой и своевольной расправе с немцами, самоуправстве и беззаконии пастырь видит не русское свойство, не христианское дело, а проявление идей социализма, провокацию.

http://e-vestnik.ru/analytics/ioann_vost...

– Традиция поститься три дня или неделю перед Причастием – это тоже местный русский обычай. Если мы обратимся к канонам или определениям Вселенских соборов, то не найдем такого требования. Каноны говорят о посте по средам и пятницам, о четырех многодневных постах в течение года, кроме того, в богослужебных книгах мы встречаем указание еще на несколько постных дней, например, день Усекновения главы Иоанна Предтечи или праздник Воздвижения Креста Господня. Но в канонах ничего не сказано о необходимости поститься три дня или целую неделю перед причастием. Мне кажется, что требования исповедоваться перед каждым причащением и поститься неделю или три дня возникли тогда, когда Причастие стало очень редким: один или три-четыре раза в год. Я считаю это упадком. В древней Церкви христиане обычно причащались каждое воскресенье. Я думаю, что в тех Церквах, где причастие стало редким, было бы неправильно резко менять традицию и требовать непременно причащаться каждое воскресенье. Но я уверен, что причащаться три-четыре раза в год недостаточно. На практике очень хорошо приступать ко Причастию каждое воскресенье. Поэтому я скажу так: соблюдайте пост по средам и пятницам, воздерживайтесь также в субботу вечером, исповедуйтесь хотя бы раз в месяц, но причащайтесь по возможности чаще. Такую практику я рекомендую людям, которых готовлю ко вступлению в Православную Церковь . Если же человек причащается раз в месяц или реже, я говорю, что это слишком редко. Если мы посмотрим на практику древней Церкви и учение святых отцов, то увидим, что они свидетельствуют о частом причащении. Не только ранние, но и более поздние отцы, такие как святой Симеон Новый Богослов или живший в XVIII веке преподобный Никодим Святогорец , составитель «Добротолюбия», говорят в пользу частого причащения. И я считаю, что движение в Греческой Церкви за частое причастие – это хорошее явление. Я приветствую, когда люди часто причащаются. Думаю, что правила в отношении исповеди и поста перед причащением могут быть изменены. Но эти вопросы, как мне кажется, находятся в компетенции местных Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/mi...

" Конкретный ныне рухнувший памятник отличает оригинальная форма завершений основного объема и звонницы - для Тверского региона не характерные. Возможно, заказчик или плотники имели украинские корни " , - отмечает Павел Лабутин. По словам специалиста, в Тверской области осталось около 40 церквей дореволюционной постройки и ни одна из них не похожа на обрушившуюся. 11 ноября сообщалось об обрушении уникального деревянного храма в селе Ранцево Селижаровского района Тверской области, а ранее - еще нескольких храмов. РПЦ МП, которая получает гигантское финансирование из государственного и региональных бюджетов, а также из внебюджетных фондов, на реставрацию памятников церковной архитектуры, не прилагала каких-либо усилий для сохранения этих храмов. http://credo.press/227831/Опубликовано: 27.11.2019 Комментарии и обсуждение Спасибо за фотографии!! Моё детство прошло в деревне Холщебинка. Там жили мои бабушка и дедушка. Это было в 1970-1980 годах. Тогда эта церковь тоже была заброшенной. Мы там с ребятами прятались от грозы. Я помню. что бабушка что-то говорила про эту церковь и помню, что название было её длинное, не из одного слова. Ещё знаю, что за кладбищем смотрели сёсты или сестра Льва Николаевича Толстого, она там рядом жила с монашками, может тоже была монашкой. Она много рассказывала про свою жизнь, а мне потом мама рассказывала по её рассказам, как они до революции ездили за границу и оттуда привозили много запрещённых чулков на ногах, которые нельзя было так провозить. Когда родилась моя мама в 1936 году в деревне Холщебинка, моя бабушка захотела её назвать редким именем и пошла к сестре Льва Николаевича Толстого и она посоветовала назвать её Мирой. Так моя мать и прожила всю свою жизнь с этим именем, оно действительно было редким. Часто её за еврейку принимали, но это ей только помогало по жизни. А ещё могу сказать,что в деревне Холщебинка была ещё одна церковь. Я думаю, что пророка Илии, потому что первопрестольным праздником в этой деревне считался Ильин день, мы его даже праздновали в 80 годах. Ещё мне мама говорила, что раньше до Холщебинки это место называлось Александровским, или что-то в этом роде. Интересно отмечали там Троицу. В деревню приезжали очень много народу и все ходили на огромное кладбище, засаженное огромными елями. Кладбище это стоит и сейчас на горе, там и сфотографированная церковь, и видно из далека. Оно всегда навевало печаль, ёлки придавали ему такой вид. Кладбище это стоит посередине между несколькими деревнями и там хоронили людей из разных деревень. Покоятся там и мои предки. Царствие им небесное. Если захотите выйти на меня. то мой электронный адрес Katerina.Averian@yandex.ru  или noaver@mail.ru

http://sobory.ru/article/?object=20460

А.В. обладал редким, почти исключительным, характером: власть не только не испортила его, напротив сделала выше и чище. Раньше он непрочь был подсмеяться за глаза и в глаза – это была потребность его живой критической мысли – сказать острое словечко о тех, кто его возмущал или смешил. Сделавшись начальником академии, он никогда не позволял себе этого. Даже больше того. Он стал сдержаннее, ласковее и деликатнее. Никогда никто из профессоров не слыхал от него выговоров или замечаний. Если необходимо было дать понять человеку его провинность, А.В. скажет о своем неудовольствии ему осторожно через другого, или только погорюет сам с собой. У него не было врагов и недоброжелателей: напротив, было немало сердечно преданных ему людей. С ними он был откровеннее, во многое посвящал их, чего не говорил другим. Но и эти другие, дальше стоявшие от него, признавали его власть, которая имела основание в бесспорном духовном превосходстве А.В-ча. В профессорских семействах А.В. был желанным, хотя очень редким гостем. Здесь он был другом и любимцем детей, которых сам очень любил и ласкал, и теперь рассказывают, как этот серьезный человек, впрочем еще будучи светским, играл иногда с детьми «в дурачки». Единство и согласие в профессорском кругу – вот чего больше хотелось А.В-чу. В последние годы А.В-ча в академической корпорации произошли некоторые неудовольствия, которые, говорилось после, убавили его жизни. И отношение к студентам и отношение к профессорам покоились у А.В-ча на том возвышенном взгляде, какого он держался на академию. Он видел в ней духовно-ученое братство, опору церкви, источник богословского —437— ведения для православного общества. Вступительную лекцию по истории церкви, он начинал раз прошением великой ектении – «о святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся»; при чем под святым храмом разумел храм богословской науки; веры, благоговения и страха Божия, как настроений, он требовал от служителя науки богословской, иными словами, от служителя Христовой церкви в звании ученого богослова.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но так как на практике добровольное желание (у евреев напр.) возникает иногда из причин совершенно посторонних вере, и след. хоть есть на лицо, но благодати все-таки не сообщается; так как опять добровольное желанье (правильное) есть одно из непременных требований от крещаемого, и след. должно быть показано в ответе именно; поэтому, предупреждая, что благодать крещения дается отнюдь не всякому крещенному – это было бы очень уж просто и делало бы членом тела Христова прямо не желающего быть и принимающего крещение для житейской лишь выгоды, мы спрашиваем: что же требуется от крещаемого; и самым правильным ответом находили бы такой: вера, производящая покаяние. Толкование тогда должно показать, что под верою разумеется такое живейшее сочувствие всем истинам православно-хр. веры, благодаря которому человек, не из чего-либо, а именно из этого внутренняя сочувствия, живо желает вступить в число исповедников её; и не только желает, но применяя учение веры к себе, чувствует всю свою греховную беспомощность, и видит, что не дела и заслуги, а только искреннее покаяние есть то, что единственно в силах сделать для своего причастия хр. вере – возьмите напр. ап. Павла, о котором я вам рассказывал, и который живее всех может быть перечувствовал: Господь помог ему остановиться и спросить себя: то ли на самом деле он Савл делает, что нужно делать; рассуждение привело к христианству и вызвало такое живое внутреннее согласие с учением Христа, которое может быть названо из редких редким (помните напр.: и теперь живу уже не я..); но заслуживал ли прежними своими делами иметь главою Христа? Дела оказываются иными – гонения и мучения христиан; естественно является раскаяние и надежда лишь на то, что Бог ведает, как оно искренне и глубоко. В конце сведение: требуется вера; но такая, в которой лежит семя и желания и раскаяния. 1-е изречение может быть хорошо известно ученикам из последней н.-заветной истории. 295 . Так. обр. по двум причинам; и первую из них можно пожалуй формулировать и так: дабы они исполнили за крещаемого то, что требуется самым таинством; и затем рассказать: требуется, чтобы он во 1-х отрекся от сатаны и всех дел его, и выразил это видимым знаком – таким-то; во 2-х исповедал, что сочетавается со Христом; в 3-х показал, что верует право и разделяет Символ.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

напев (напр., «Иисус Христе Господь мой» на мелодию «Jesu Chryste, Panie miy»; см.: Buckaya. 2003. P. 109). Последняя гармонизация (нач. XVIII в.) имеет и другую особенность - 4-голосный склад (середина диапазона кантовой фактуры «заполняется» тенором), что говорит о влиянии хорового пения и возникновении оригинального «кантового четырехголосия», в к-ром отсутствуют типичные признаки классического голосоведения. Такая фактура близка к киево-печерскому напеву и применена в К., возможно, под укр. влиянием. Кардинальная переработка польск. напева в верхнем голосе вела к тому, что переводной К. становился фактически самостоятельным сочинением, ср.: «W dzie Boego narodzenia» и «В день Христова рождения» ( Зосим. 2009. Вып. 2(5). С. 63). Здесь почти полная замена польск. напева дала возможность сохранить терцовую фактуру на всем протяжении К. Эта и др. особенности могут говорить об укр. происхождении этой переработки. Более редким случаем было размещение польского напева в среднем голосе К., что делало его гармонизацию частным случаем европейских многоголосных композиций на cantus firmus. При этом «подгонка» голосов под нормы кантовой фактуры неминуемо усложнялась, возникали временные перекрещивания голосов, в результате чего средний голос «становился» верхним (напр., в К. «Крыжу свенты» - РНБ. Собр. Ф. И. Буслаева. Q. XIV. 25. Л. 72 об.; см.: Зосим. духовна nichя. 2009. С. 89). Если на польск. тексты создавался новый К. (напр., торжественный «Kto si w opieke poda Panu swemu» на текст стихотворного переложения Пс 91, выполненного польским поэтом Я. Кохановским; см.: Buckaya. 2003. P. 109), это давало возможность сочинить целостное в муз. отношении произведение, удачно сочетая яркую мелодию с терцовым параллелизмом. Мелодия с опорой на звуки трезвучия и с четким ритмом марша напоминает польск. песни, что свидетельствует об удачной стилизации или об использовании принципа контрафактуры. В кон. XVII - нач. XVIII в. количество песен на польском языке в песенниках уменьшается ( Позднеев.

http://pravenc.ru/text/1470271.html

В кон. 1239 - нач. 1240 г. монг. войска под командованием царевичей Мункэ и Гуюка разорили мн. аланские и черкесские города с правосл. населением. Осенью 1240 г., после окончательного военного поражения половцев, Батый пришел с войсками в Правобережное Приднепровье и начал захват киевских пригородов. 6 дек. после 3-месячной осады пал Киев, во время штурма и разорения к-рого погибла древнейшая на Руси Десятинная церковь . При этом захватчики разграбили киевские соборы и мон-ри, нек-рые из них (напр. киевский Зверинецкий мон-рь) больше не восстанавливались. Неизвестна судьба митр. Иосифа, прибывшего в Киев в 1237 г. По примеру захваченных городов в Центр. Азии монголами в Киеве был оставлен наместник, а в подчиненных городах Юж. Руси проведен 1-й набор воинов для похода на страны Вост. Европы. В дек. 1240 г., захватив по пути на запад города Турово-Пинского Полесья (напр., Туров, Пинск, Клецк, Давид-Городок и др.), войска царевича Батыя вышли с нескольких сторон к границам Галицко-Волынского княжества, города которого, за редким исключением (напр., Кременец и Холм), были также захвачены и разорены. Зимой 1240/41 - летом 1242 г. монг. войска предприняли серию военных походов на страны Вост. Европы, привлекая на свою сторону людей разного вероисповедания. Основной удар войск Батыя пришелся на венг. и хорват. владения кор. Белы IV Арпада, разгромленного в битве при Мухи (на р. Шайо) в 1241 г. Несмотря на поддержку Папского престола и его буллы, соседние католич. правители не спешили оказывать королю Венгрии военную поддержку, а чеш. и польск. князья занимались борьбой с захватчиками только на своей территории. Весной 1242 г., узнав о смерти великого хана Угэдэя, из станов войск Батыя увели свои тумены в Монголию неск. царевичей, к-рые во время походов нередко с ним конфликтовали. Из-за ожесточенного сопротивления местного населения, дефицита военных сил (в результате военных потерь и ухода части войск) Чингисиды были вынуждены прекратить поход и вернуться в южнорус. степи. Здесь, в низовьях Волги, Батый, первоначально планировавший сделать свою новую ставку в Венгрии, основал ее в О., к-рая стала столицей Джучиева улуса. В разное время в состав О. входили народы и земли современных Азербайджана, Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Казахстана, Киргизии, Литвы, Молдавии, Польши, России, Румынии, Узбекистана и Украины.

http://pravenc.ru/text/2581481.html

порфира (плащ), обычно прикрывающая одно плечо, на ногах - сафьяновые сапоги, на голове - корона, под к-рой белый плат, причем если у имп. Елены плат нередко опускается на плечи, оставляя открытой шею, то у О. он иногда закрывает шею, плечи и частично грудь (напр., в росписи ц. Св. Троицы в Б. Вязёмах, 1598-1600). Изображения короны различались: это могла быть и византийская корона-камилавка (напр., в росписи Благовещенского собора Московского Кремля, ок. 1547-1551), чаще городчатый венец с концами (с 7, 5 или 3) в виде лучей (напр., на иконах «Походная церковь», 70-е гг. или 3-я четв. XVI в., ТОКГ; «Равноап. кнг. Ольга и вмч. Георгий», нач. XVIII в., ГИМ)) или в виде лепестков (напр., на миниатюре в Степенной книге списка 1670 г.- РГБ. Ф. 178. 4288. Л. 10 об.; на иконе «Древо Киево-Печерских святых» 60-х гг. XVII в., УИХМ), в т. ч. 3-частных (напр., в росписи «Родословное древо Рюриковичей» на своде юж. галереи Преображенского собора Новоспасского мон-ря, 1689). В Строгановском лицевом подлиннике (1-я четв. XVII в.; возможно, является списком кон. XVIII в. с подлинника кон. XVI - нач. XVII в.) О. изображена в городчатом венце поверх плата и в шубе с длинными рукавами поверх далматики с оплечьем. Изображение О. в шубе встречается в монументальной живописи Ярославля XVII в. (росписи ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Надеина), 1640, Крестовоздвиженского собора в Романове (ныне Тутаев), ок. 1676). Со 2-й пол. XVIII в. одежды и головной убор О. меняются: почти на всех иконах далматика становится короткой, появляется больше вариантов короны, иногда ее заменяет кокошник (большой или в виде диадемы), на к-рый нередко накинут белый плат (напр., на иконах кон. XIX в. с единоличным изображением О. в молении к Спасителю - 2 иконы в частном собрании). Вопрос о наиболее ранних изображениях О. остается дискуссионным. К таковым С. А. Высоцкий относил сцены в росписи лестничных башен собора Св. Софии в Киеве. Их сквозной темой он считал изображение пребывания княгини в К-поле и считал, что «фрески башен выполнялись теми же мастерами, которые расписывали центральную часть собора» ( Высоцкий.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

Что касается до средств самосохранения, то Церковь – в своей внутренней жизни держится главным образом не человеческими силами и средствами. Дух Божий, по обетованию Христову, вечно пребывающий в Церкви, сам своей Божественной силой, ненарушимо блюдёт её внутреннюю целость. Он сам наставляет Церковь на всякую истину, сохраняет в ней силу таинств, управляет благодатным преемством священноначалия. Но в связи этой внутренней жизни Церкви с внешней, а во внешней особенно – и человеческие средства и пособия представляются полезными и нужными для Церкви, как напр. для развитая церковного учения полезно научное просвещение пастырей; для священнодействия необходимо благоустроение и обеспечение храмов и священнослужителей и пр. Так как Церковь через своих членов, принадлежащих также гражданскому обществу, входит в это общество и с ним в своей жизни соединяется: то благоустройство и благобытие Церкви во многом зависите от её состояния в обществе, от тех прав, которыми она пользуется в нем, тех способов, какие общество предоставляет ей для развития её внутренних сил, как напр. для свободного исповедания веры, для духовного влияния на народ, и проч. Но Церкви, как царству духовному и благодатному, не свойственно употребление каких либо насильственных мер к своему самосохранению (как напр. оружия). Церковные правила лишают даже священства клириков, которые взаимно поражают нападающих на них разбойников; а убийц, даже невольных, ни в каких случаях не допускают в клир (Васил. В. прав. 55. Григ. Нисс. 5). Такого рода меры, когда бы они и представлялись необходимыми для защиты Церкви (напр. от внешних врагов), она предоставляет в распоряжение гражданского христианского общества, которое защищая ими себя, защищает вместе и Церковь, и защищая Церковь, спасает себя. Божественный Основатель Церкви Сам не хотел и своим ученикам не позволял защищаться силой и оружием ( Мф. 26: 52 ). Главное непобедимое оружие Церкви – духовное; сила Божия, никогда не оставляющая Церкви; собственное же её оружие к самосохранению внутреннему, напр. против ересей и расколов: слово, обличение, убеждение, запрещение, отлучение; а к сохранению себя внешнему, напр. против нападения или гонения внешних врагов: молитва, мужество веры, терпение во имя Христово, любовь ко Христу, всепобеждающая ( Рим. 8:35–39 ). В крайних случаях Спаситель дозволил своим ученикам спасаться бегством от врагов, – впрочем более для того, чтобы неуспехи проповеди их в одном месте вознаградились успехами в другом ( Мф. 10:25 ). А самые разительные опыты того, как Церковь и без оружия может, даже среди гонений, сохранять себя и оставаться непобедимой, представляются нам в первых веках Христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010