В отношении треб необходимо общие интересы, интерес большинства предпочитать потребностям частным. Перед литургией, например, богослужением общественным, неуместно исполнять частные требы, молебны, панихиды и прочее вопреки назначенному часу, задерживая этим остальных молящихся. Заупокойные поминовения в этих целях с воскресной литургии следует переносить на субботу. Нужно ли говорить о том, что пастырь Церкви должен строго беречь чистоту и духовный строй в своей семейной и домашней жизни? Посты церковные соблюдать обязательно. Нечего нам смотреть на светскую среду, которая всё себе разрешает. Если скудновата постная пища, то и потерпеть нужно – на то пост. Теперь и врачебная наука стала признавать предпочтительные преимущества пищи растительной перед пищей из животных материалов. Нужно священнослужителям в порядке держать и свои хозяйственные дела. Не годится так часто менять приходы, что у нас очень водится. Кто не рассчитывает на данном приходе долго жить, тот легко относится к местным людям и к делу. Получается прямой вред нравственный и материальный. Занимая данный приход, священник должен понимать, что он принимает духовное поручение от Самого Главы Церкви Христа. Так в старину отцы наши и понимали дело, почему на бедных приходах сидели десятки годов и даже всю жизнь. Сколько бы ни судил Господь пробыть на приходе, нужно так в нем трудиться, как если бы пришлось в нем прожить всю жизнь. 2) Переходим к положению прихожан. В связи с войной усилилось в народе благочестие. Больше стали посещать богослужение, просят совершить заздравные и заупокойные молитвословия. В письмах с мест военных действий часто просят молитв. Нам нужно не только надлежаще удовлетворить этот запрос духовный, но добрым удовлетворением всячески закрепить в сознании народном такое доброе настроение. Нужно всё сделать, чтобы прихожанина сердце влекло в храм Божий к богослужению, чтобы он получал там не только духовное благодатное утешение, но чтобы это доставляло ему радость и утешение в обыкновенном смысле. Для этого нужно сделать прихожанина ближайшим участником храмовых дел. Всякое благоустроение в храме и для богослужения производить после беседы и по совещанию с прихожанами. Образовать из них кружки усердствующих для чистки и уборки храма. Почтенным старикам поручать наблюдение за поведением в храме детей и подростков. Совершать по хуторам всенощные, обедницы, молебны, панихиды и другие общественные молитвословия возможно чаще. Заводить церковные хоры. Привлекать к чтению и пению школьников и школьниц. Допускать к прислуживанию в алтаре, по общему благословению архиерейскому, в стихариках достойных школьников. Применять при богослужении общенародное пение.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

поминать, сверх этого, все эти имена, если о том не было нарочитой просьбы подавших поминание, на самой литургии, за ектинией не следует, ибо от этого внимание молящихся утомляется и отвлекается от сосредоточенного молитвенного участия в главной евхаристической части Божественной литургии. Совершенным произволом, противным самому духу нашего церковного устава, является вставка за воскресной и вообще праздничной литургией заупокойной ектении и пение каких бы то ни было заупокойных песнопений, как, напр., «Со святыми упокой» или «Вечная память». Для этого существуют специальные заупокойные литургии в дни так называемых «родительских суббот». «Заупокойной» может быть литургия и в любой будничный день, когда нет никакого праздника, предпразднства или попразднства, и когда по уставу в конце всех положенных тропарей и кондаков, после малого входа, поётся на «Славу» «Со святыми упокой». Почему в праздничные дни неуместно гласное поминовение усопших за Богослужением, прекрасно объясняет наш выдающийся и высокоавторитетный канонист Матфей Властарь , автор известной «Синтагмы», который говорит так: «в Господские праздники не благочестиво поминать умерших и не благолепно совершать память мучеников. Ибо когда торжествуется царская победа, тогда нет обычая плакать о падших на брани». Ввиду этого 169-ое правило Номоканона при Большом Требнике гласит: «В дванадесятодневном (то есть в период времени между Рождеством Христовым и Богоявлением), в первую седмицу Четыредесятницы, и в Великую Седмицу (то есть Страстную), и в Светлую Неделю, в недельные (то есть воскресные) дни, и в великие праздники, помины не бывают: прочее же всё лето поминаются православные христиане». Этим сила и значение моления за усопших нисколько не умаляются, ибо за проскомидией усопшие поминаются ежедневно в течение целого года, а поминовение за проскомидией и есть как мы уже сказали самое важное и существенное. Соединять же торжественные, ликующие воскресные и праздничные песнопения с заупокойными в одном Богослужении само по себе звучит каким-то диссонансом, не говоря уже о прямом запрещении Церкви это делать.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В 5-м номере «Церковного вестника» 1888 г. на этот вопрос дается отрицательный ответ, так как в Служебнике прямо сказано, что «при соборном служении действо проскомидии один иерей токмо да творит и глаголет изображенная; прочие же служители ничтоже проскомидии особно да глаголют». Но в 31-м номере того же журнала помещена по данному предмету обширная заметка другого автора, который находит, что такое решение нельзя признать окончательным, не допускающим никаких возражений. Вопрос заключается в том, может ли и имеет ли право и власть каждый из соборно служащих священников во время совершения одним из них проскомидии подойти к жертвеннику и, взяв просфору заздравную или заупокойную, вынимать из нее частицы, поминая, «их же хощет, живыя же и умершия»? Не спрашивается, может ли он самое «действо» проскомидии совершать и изображенная глаголать, а только может ли сам, своею властию, поминать, «их же хощет», и вынимать частицы за здравие и за упокой? Вопрос этот взят, без сомнения, из новой церковно-богослужебной практики и поставлен в число вопросов недоуменных именно потому, что в Служебнике иерейском находится правило, по-видимому, совершенно противоречащее этой практике. Правило гласит: «При соборном служении действо проскомидии един иерей токмо да творит и изображенная глаголет, прочие же служители ничтоже проскомидии особно да глаголют». А повсеместная и общепринятая практика наглядно указывает, что все соборно служащие или каждый порознь или один за всех (особенно при архиерейских богослужениях, во время часов, когда проскомисавший иерей находится на средине храма) поминают живых и умерших, вынимая частицы из просфор заздравной и заупокойной, а равно и из тех, которые в это время подаются на проскомидию усердствующими христианами. Откуда же могло возникнуть такое, во всяком случае, прискорбное, противоречие между существующим правилом и его исполнением, между теорией и практикой? Очевидно, что противоречие это (имеется в виду вынимание частиц из заздравной или заупокойной просфоры соборно служащими священниками, вопреки правилу Служебника, запрещающему им такое священнодействие, кроме проскомисующего священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/n...

ЛИТУРГИЯ ЗАУПОКОЙНАЯ    Когда литургия совершается специально для поминовения и когда на ней возносятся нарочитые моления об усопших, у нас обычно усваивается ей наименование ЛИТУРГИЯ ЗАУПОКОЙНАЯ.    Литургия — важнейшая из служб. Она завершение, венец круга суточного богослужения. На ней совершается величайшее таинство. Устав церковный, устанавливая чин и порядок литургии, имеет в виду прославить на ней, как службе всеобъемлющей и завершительной, еще раз все священные памяти данного дня, но сделать это с наибольшей краткостью, чтобы не задерживать надолго на этих воспоминаниях молящихся, чтобы не отвлекать его от важнейшего на литургии: «Твоя от Твоих» и «Святая святым».Поэтому на литургии, кроме чтений из Священного Писания, которых не может быть больше чем по два из апостола и Евангелия , и предваряющих их кратких стихов из Писания же (прокимнов и аллилуариев), употребляются лишь важнейшие и притом почти всегда сравнительно краткие песнопения — только тропари и кондаки, да в некоторые дни на блаженных краткие же или нарочитые стихи или тропари (иногда и ирмосы) канона. При указании того, что из изменяемых песнопений может быть допущено на литургии, Устав еще более точен и определенен, чем в других случаях. В частности это должно сказать о заупокойных песнопениях. Лишь в две вселенские субботы — мясопустную и Пятидесятницы — на блаженных полагаются все тропари заупокойные из канона триоди, и по входе поется в качестве тропаря и кондака «дне» тропарь «Глубиною мудрости»и кондак «Со святыми упокой»,заключаемые своим богородичным «Тебе и стену».В три другие поминальные субботы Великого поста, как не имеющие такого исключительного характера, равно как и вообще в субботы «егда поется аллилуйя» —блаженны уже не нарочито заупокойные, а субботние из октоиха рядового гласа, где всего один заупокойный тропарь из шести, и по входе поется тропарь «Помяни Господи»,а не «Глубиною мудрости»,ибо последний является тропарем «дне» только для двух вселенских суббот, и в других случаях ни на вечерне, ни на литургии не может быть употребляем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Известны и другие случаи плодотворного действия чтения Св. Евангелия для тех, за кого оно было читаемо. Чтение же его за усопших находит свое основание и оправдание и в обычае, твердо установившемся у нас: читать Св. Евангелие у гроба архиереев и священников, а в некоторых местах — и у гроба мipяh, особенно на Пасхальной Седмице. СИНОДИК, СИРЕЧЬ ПОМЯННИК    Кроме заупокойных канонов для общего поминовения на домашней молитве главным образом в субботу Мясопустную или в прочие субботы, в нихже творится поминовение о всех усопших,употреблялся в старину особый синодик,сиречь помянник,где с подробностью, больше даже, чем в каноне субботы Мясопустной, совершается поминовение всех преждепочивших православных христиан, разнообразно потрудившихся в жизни и всяким многоразличным отшествием преставльшихся, везде и повсюду во всех языцех и по всем странам и во всяких местах, всех правоверных мужей и жен, православных христиан, умерших многообразно.За общественным богослужением все усопшие объемлются такой формулой: всех преждепочивших отец и братии наших, зде лежащих и повсюду православных.В специально поминаемых случаях формула эта может быть несколько расширена, но вообще очень расширять ее не следует, ибо в общественном богослужении кроме заупокойных молений много и других, которые также не могут быть опущены и которые все нужно расположить так, чтобы не нарушать меру и не утомить чрезмерно молящихся. Поэтому, напр., при общественном богослужении не следует даже присоединять к именам усопших каких-либо эпитетов вроде «воина, убиенного, скорбящего». Если же кто имеет особое усердие, кто хочет показать свою любовь к собратиям, разнообразно в жизни потрудившимся, отметив характер их земного служения, или показать свое братское сочувствие к собратиям, разнообразно по Божию изволению или по Божию попущению скончавшихся,— и се не в церкви, но в келии и в дому особне да исправляют . Такому желанию православных вполне удовлетворяет названный синодик, сиречь помянник.    Древняя Русь при всей строгости своего отношения к умершим, находила возможным молиться не только об обращении живых к истинной вере, но и об избавлении от мук в иноверии умерших.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Но на праздничной литургии не должно быть заупокойной ектении, даже и в виду предстоящего погребения 730 . ЗНАЧЕНИЕ ПОДАЧИ ПОМИНАНИЙ Любимый православными и широко распространенный обычай подачи поминаний имеет значение, конечно, не сам по себе, и даже не потому, будет ли поминание гласное прочитанное священнослужителем или почему-либо случайно не будет прочитано совсем 731 . Значение подачи поминаний в том, что оно является выражением любви к вписанным в помянник: любви, побуждающей просить священнослужителей и собратий о молитве за них; любви, побуждающей непременно соединять с подачей поминаний милостыню в память поминаемых, приносимую в пользу Церкви 732 , священнослужителей 733 и бедных людей, любви, ограничиваемой послушанием Церкви и самым этим ограничением возвышающей и усиливающей свою действенность. Но истинная любовь не может ограничиться только тем, чтобы так или иначе побудить других молиться о наших близких. Любовь не в том, чтобы только подать поминание, заказать молебен или панихиду, и самому успокоиться. Не все на священника возверзем, но сами яко же об общем теле, о Церкви всей тако да печалуем 734 , говорит Типикон вообще об участии молящихся в богослужении. Также, в частности, должно рассуждать и о молитве за братии наших живых и усопших. Подавшие поминание должны и сами, по возможности одновременно со священнослужителями, молитвенно поминать своих близких и во время проскомидии, и по освящении Святых Даров и в других случаях гласного или тайного поминовения живых и умерших. При служениях, напр. общих панихид, особенно в родительские субботы, священнослужители иногда не имеют физической возможности прочитать хотя бы по разу все поминания и принуждены бывают ограничиваться прочтением лишь нескольких имен в каждом помяннике. ЧТЕНИЕ ПОМЯННИКОВ САМИМИ БОГОМОЛЬЦАМИ Долг самих богомольцев разделить и восполнить труд священнослужителей. Каждый богомолец может во время каждой ектении, во время каждого возгласа, значит, неоднократно во время панихиды или заупокойной утрени помянуть своих близких, прочитать свой помянник.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Первосвятительский визит в Японию. Заупокойное богослужение на могилах соотечественников на Иностранном кладбище г. Хакодате 14 сентября 2012 года 14 сентября 2012 года Святейший Патриарх Кирилл, совершающий Первосвятительский визит в Японскую Автономную Православную Церковь , посетил могилы соотечественников, похороненных на Иностранном кладбище города Хакодате. Перед памятным крестом, который был установлен в центре русского участка кладбища, Святейший Владыка совершил заупокойную литию, после чего освятил крест. Памятный крест высотой два метра изготовлен из белого камня по образцам новгородских поклонных крестов XI-XII веков. Проект реализован в архитектурной мастерской «Товарищество реставраторов» под руководством заслуженного архитектора России А.А. Анисимова на средства Благотворительного фонда святителя Григория Богослова . Могилы российских соотечественников на иностранном кладбище города Хакодате существуют со времен прибытия на остров святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского. Здесь погребены российские дипломаты, моряки, члены их семей — в частности, супруга первого начальника Российской дипломатической миссии Иосифа Гошкевича. Патриархия.ru Первосвятительский визит в Японию. Заупокойное богослужение на могилах соотечественников на Иностранном кладбище г. Хакодате Первосвятительский визит в Японию. Заупокойное богослужение на могилах соотечественников на Иностранном кладбище г. Хакодате Первосвятительский визит в Японию. Заупокойное богослужение на могилах соотечественников на Иностранном кладбище г. Хакодате Первосвятительский визит в Японию. Заупокойное богослужение на могилах соотечественников на Иностранном кладбище г. Хакодате Первосвятительский визит в Японию. Заупокойное богослужение на могилах соотечественников на Иностранном кладбище г. Хакодате Первосвятительский визит в Японию. Заупокойное богослужение на могилах соотечественников на Иностранном кладбище г. Хакодате Первосвятительский визит в Японию. Заупокойное богослужение на могилах соотечественников на Иностранном кладбище г. Хакодате Первосвятительский визит в Японию. Заупокойное богослужение на могилах соотечественников на Иностранном кладбище г. Хакодате Первосвятительский визит в Японию. Заупокойное богослужение на могилах соотечественников на Иностранном кладбище г. Хакодате Первосвятительский визит в Японию. Заупокойное богослужение на могилах соотечественников на Иностранном кладбище г. Хакодате Наверх

http://foto.patriarchia.ru/church/sinoda...

В конце литургии вместо «Видехом свет истинный» поется тропарь «Христос воскресе...» (один раз). По возгласе: «Слава Тебе, Христе Боже...» – «Христос воскресе...» (трижды). (Только в конце литургии поется трижды тропарь Пасхи). Отпуст: «Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог...». Этот же отпуст бывает и на утрени во все дни до отдания Пасхи. Неделя Антипасхи имеет попразднство, которое продолжается до субботы, в субботу – отдание. В течение всей Фоминой седмицы тропарь, кондак, прокимен и причастен – праздника (Недели Антнпасхи) и святого. В Фомино воскресенье вечернее богослужение предваряется 9-м часом. После начального возгласа чтец читает (трижды) тропарь: «Христос воскресе...», Трисвятое по «Отче наш», «Приидите, поклонимся...» и прочее последование 9-го часа. На вечерне кафизмы нет. Вход с кадилом. После «Свете тихий» поется великий прокимен: «Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса». После прокимна – сугубая ектения, «Сподоби Господи...» и просительная ектения. Далее – обычное последование великой вечерни. По «Ныне отпущаеши...» – тропарь святого Минеи, «Слава, и ныне» – тропарь праздника: «Запечатану гробу...». В прочие воскресные дни вечером (до Пятидесятницы) вечерня бывает без входа (если служба не полиелейная) и великого прокимна. Во вторник (или в понедельник) Фоминой седмицы бывает служба с поминовением усопших (этот день известен под названием « Радоница »). В Триоди нет специального последования этой службы. Обычно после вечернего богослужения и после литургии совершается великая панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. В храме Московской Духовной академии, по установившейся практике, в этот день на утрени, по 6-й песни канона и малой ектении, священнослужители выходят на середину храма и поминают усопших, а после утрени совершается заупокойная лития. По окончании литургии бывает великая панихида. Порядок ее следующий. Начальный возглас: «Благословен Бог наш...», «Христос воскресе...» (трижды), стихи: «Да воскреснет Бог...» с пением тропаря Пасхи и малым каждением. Затем – мирная заупокойная ектения и пасхальный канон (ирмосы без тропарей, без припева: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих»). После 3-й песни: – малая заупокойная ектения и ипакои: «Предварившия утро...». По 6-й песни – малая заупокойная ектения, кондаки «Со святыми упокой...» и «Аще и во гроб...». По 9-й песни – малая заупокойная ектения. Затем – «Плотию уснув...» и воскресные тропари: «Благословен еси, Господи...», «Ангельский собор...». Совершается полное каждение. Далее – стихиры Пасхи, сугубая заупокойная ектения, «Премудрость», «Христос воскресе...» (трижды). Затем священнослужители запевают до середины «Христос воскресе...», а хор заканчивает, и бывает отпуст: «Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш...». Далее диакон возглашает: «Во блаженном успении...». Пением «Вечной памяти» служба заканчивается.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/l...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010