Вячеслав Пономарев Скачать epub pdf Заупокойное богослужение Смерть христианина В земной жизни человека бывает порой много испытаний, скорбей, бед и болезней. Но самое серьезное испытание готовит ему смерть. Неизбежный конец жизни – удел всякого человека на этой земле. Только вера открывает человеку те горизонты, которые не являются очевидными в этой жизни. По учению Святой Церкви, усопшие живут по смерти и Господь лишь к жизни другой переселяет рабов Своих, ибо, по слову Христову, Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы ( Лк. 20; 38 ). Поэтому умершие православные христиане не перестают быть членами Церкви, сохраняя с Нею и со всеми остальными Ее чадами действительное, живое общение. Христианин знает, что смерть – это «великое таинство» его нового рождения из земной временной жизни в вечность. Он знает, что оттого, как он пройдет свой жизненный путь, зависит образ его существования за гробом. Поэтому в своем «земном путешествии» он руководствуется заповедями Христовыми, показывающими истинный путь к Небесному Царству. Подойдя к пределам своей жизни, любой человек нуждается в помощи своих близких как физической, так и, в гораздо большей степени, духовной. Смерть человека – испытание не только для него, но и для всех его окружающих. Та молитва , та помощь, которую еще живой человек оказывает своему умирающему близкому, становится исполнением одной из важнейших заповедей Христа: Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки ( Мф. 7; 12 ). Очень важно не только помочь близкому, оказавшемуся на пороге смерти, подготовиться к ней, прибегнув для этого к спасительным Таинствам Церкви, но и сделать все необходимое для того, чтобы Господь улучшил его загробную участь. Канон 18 молебный на исход души Христианин, видя, что дни жизни его родственника либо близкого человека подходят к концу, обязан в этот самый тяжелый и ответственный час привести к одру умирающего человека священника, который совершит над ним Таинства Покаяния, Причащения и Соборования. Значение этих Таинств в последние часы жизни огромно и их принятие может серьезно повлиять на посмертную участь человека, а то и радикально изменить ее. Поэтому надо приложить все усилия, чтобы больной, находящийся в беспомощном состоянии, смог прибегнуть к этим спасительным Таинствам.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

За апостолом следует заупокойное евангелие, в котором Господь Иисус Христос устами Своего возлюбленного ученика-евангелиста Иоанна обещает нам еще большую радость. «Сказал Господь: истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое, и верующий в Пославшего Меня имен жизнь вечную; и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия, и услышав, оживут. Ибо как Отец имеет жизнь в Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын человеческий. Не дивитеся сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу; и суд Мой праведен: ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ев. Иоанна Ин.5:24–32 ). Слова Господа, свидетельствуя о том, что телесной смертью не оканчивается жизнь человека, что последует некогда воскресение мертвых и вечная жизнь: мучительная для нераскаянных грешников и блаженная для веровавших и сотворивших плоды покаяния, проливают великое утешение в сердца лишившихся близкого человека. Рассмотрим подробнее учение Господа. Истинно, истинно, говорю вам: слушающий слово Мое, и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь (24 ст.). В величественной речи Господа, рисующей суд Его, верующие, являющиеся пред вечным Судьей, оправдываются Его милосердием за милость, оказанную ими братьям своим во имя Сына Божия ( Mamф. XXV:31 и след. Матф. Х:40–42 ; Mapka IX:41 ). Вера в Сына Божия не только возрождает к новой, высшей жизни, но есть самая новая жизнь: «эта жизнь есть любовь, переносящая бессмертную часть человека в иной не земной мир, в котором верующая и любящая душа чувствует себя в отчизне своей. Посему она прямо и переходит от смерти в живот». Благая весть, принесенная Господом Богом Словом на землю, после вознесения Его поручена была для распространения по миру апостолам, дабы все люди спаслись, ибо словеса Господа дают жизнь, а «веруяй Пославшему Мя имать живот вечный и на суд не приидет, но перейдёт от смерти в живот». Это именно предрекал и пророк Иоиль ( Uouль II:32 и см. Римл., X:13–15), говоря: «всяк бо, иже аще призовет имя Господа, спасется».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Время и цель совершения заупокойного богослужения Богослужение, связанное со смертью христианина, начинается не тогда, когда человек подошел к неизбежному концу и останки его лежат в церкви в ожидании последнего церковного священнодействия и молитвословия, а родные стоят вокруг, печальные и в то же время непричастные свидетели удаления усопшего из мира живых. Нет, это богослужение начинается каждое воскресенье – в восхождении Церкви на небо, когда «всякое житейское попечение» отложено; оно начинается в каждый праздник, но глубже всего оно коренится в радости Пасхи Христовой. Можно сказать, что вся церковная жизнь – это таинство нашей смерти, потому что вся она – провозглашение Господней смерти и исповéдание Его Воскресения. Быть христианином всегда означало и означает следующее: знать таинственной, сверхразумной, но в то же время абсолютно определенной верой, что Христос – это сама сущность и основа жизни, ибо «в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» ( Ин. 1, 4 ). Все христианские догматы суть объяснения, следствия, а не причины этой веры, ибо, «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( 1Кор. 15, 14 ). Эта вера означает приятие Самого Христа как Жизни и Света, «ибо Жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» ( 1Ин. 1, 2 ). Отправной точкой христианской веры является не «верование», а любовь. Всякое верование неполно и преходяще. «Ибо мы отчасти знаем, а отчасти пророчествуем. Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится...» ( 1Кор. 13, 9–10 ), «и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знания упразднятся», только «любовь никогда не перестает» ( 1Кор. 13, 8 ). Только такое приятие Христа как Жизни, общения с Ним, уверенность в Его присутствии наполняют смыслом провозглашение смерти Христовой и исповéдание Его Воскресения. В мире сем Воскресение Христа никогда не может стать «объективным фактом». Воскресший Христос явился Марии, а та «увидела Иисуса стоящего, но не узнала, что это Иисус» ( Ин. 20, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

7 . Умерший, подобно живым, нуждается в «милости», т.е. в заупокойных ритуалах (ст. 7:36). На представление о смерти как не абсолютном, а лишь относительном окончании жизни, точнее переходе в другое состояние бытия, которое не называется «жизнью» (например, загробной) и «деятельностью» в силу зауженности самих этих понятий по сравнению с их употреблением в современном языке, а не в силу представления об окончательном уничтожении человека, – указывает и понимание автором Премудрости Сираха некоторых библейских сюжетов. Так, видение царю Саулу тени пророка Самуила, вызванного волшебницей в Аэндоре, он интерпретирует следующим образом: «[Самуил] пророчествовал и по смерти своей, и предсказал царю смерть его, и в пророчестве возвысил из земли голос свой, что беззаконный народ истребится» (ст. 46:23). Еще примечательнее истолкование им событий, связанных со смертью пророка Елисея: «Ничто не одолело его, и по успении его пророчествовало тело его; и при жизни своей совершал он чудеса, и по смерти дивны были дела его» (стт. 48:14–15; ср. 3Цар 13:14–21 ). В сущности, все это подразумевает, что Елисея «не одолела» и сама смерть. Эсхатологическим звучанием также наделяется утешение в бездетности: «Лучше один праведник, нежели тысяча грешников, и лучше умереть бездетным, нежели иметь детей нечестивых, ибо от одного разумного населится город, а племя беззаконных опустеет» (ст. 16:3–5). Это высказывание выглядело бы абсурдным, как будто бы от «умершего бездетным» сможет «населиться город», если бы мировоззрение автора не вкючало в себя веры в воскресение и вечную жизнь праведных. Подобный пассаж, подтверждающий нашу интерпретацию, есть и в книге Премудрости Соломона: «Блаженна бесплодная, которая нескверна, ибо не познала ложа в падении; она получит плод при воздаянии святых душ. И скопец, который не сделал рукой беззакония и не помыслил на Господа зла, – дастся ему избранная благодать веры и жребий в Храме Господнем приятнейший» ( Прем 3:13–14 ). Поскольку скопцы не могли даже присутствовать на богослужении, подчеркнуто эсхатологический смысл данного фрагмента вполне очевиден. Причем восходит эта эсхатология к пророку Исайи, который первый делает перспективу вечности утешением для евнухов и язычников: «Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийся к Господу: «Господь совсем отделил меня от Своего народа», и да не говорит евнух: «вот я сухое дерево». Ибо Господь так говорит об евнухах: которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего, – тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится» ( Ис 56:3–5 ). Получение «плода» (καρπν) бесплодной женщиной (στερα) или девой, почему-либо не выданной замуж, «при воздаянии святых душ» – яркое свидетельство того, что за границей истории полагается новая реальность, которая обладает всеми признаками жизни: в ней есть рост, прибавление, плодоношение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

А если говорить о нашем восточно-христианском мире, то мы — может быть, потому, что много страдали, может быть, потому, что никогда не были по-настоящему богатыми, может быть, потому, что скорбей всегда было много, — мы удивительным образом сегодня, несмотря на все тенденции, о которых Вы сказали, не просто сохраняем веру — мы укрепляемся в нашей вере. И в этом, я думаю, особый вклад восточно-христианской цивилизации, особый вклад исторической Святой Руси в жизнь современного рода человеческого. Только дай Бог нам не соблазниться. Дай Бог нам не продать первородство за чечевичную похлебку. — Вы будете в Киеве через несколько дней. Вы будете на мероприятиях, посвященных Чернобыльской трагедии. Расскажите немного, пожалуйста, о Вашем визите. — Богу содействующу намереваюсь прибыть на второй день Пасхи в Киев и ночью в тот самый час, когда произошла трагедия, совершить заупокойное богослужение в одном из храмов, где по традиции поминаются жертвы Чернобыля. А утром мы отправимся в Чернобыль, посетим местный храм, помолимся, возложим цветы и совершим краткую Пасхальную заупокойную молитву у того места, где и произошла эта катастрофа. Чернобыльская трагедия перекликается с тем, что произошло сейчас в Японии. Мы только что говорили с вами о ложных путях развития человеческой цивилизации. Одним из идолов этой цивилизации является безотчетная вера в достижения человеческого разума. Когда мы все имели возможность посредством телевидения увидеть, как волной смывается самая технологическая в мире цивилизация, как рушатся самые передовые достижения человеческого разума, то понимаешь, что все эти достижения — это наши маленькие человеческие игрушки, что все мы предстоим пред Богом и Бог способен во мгновение ока разрушить цивилизацию и потопить нашу греховность, как Он и сделал это во времена великого потопа. Пообещал Господь, что не будет больше никогда великого и вселенского потопа и дал людям возможность исправляться (см. Быт. 9:11). Вот дай Бог, чтобы все-таки — а надежда всегда остается, — чтобы у людей сохранилась способность переосмыслить свой исторический путь.

http://patriarchia.ru/db/text/1461440.ht...

Апостол и Евангелие праздника или святых всегда находятся в связи с соответствующими песнопениями, в частности, с тропарями и кондаками. Поэтому Уставом не допускается чтение на Литургии особых Апостола и Евангелия, не имеющих никакого отношения к службе данного дня и к бывшим на вечерне, утрени и Литургии тропарям и кондакам. Ни для каких особых поминовений, ни для каких «заупокойных» и «заказных» Литургий Устав не предусматривает возможности произвольного прибавления заупокойных молитвословий. Впрочем, прибавление этих молитвословий не является тем решающим фактором, который делает Литургию заупокойной. Вот что говорит об этом епископ Афанасий (Сахаров) : «Литургия становится заупокойной не от пения на ней заупокойных тропаря и кондака, не от чтения заупокойных Апостола и Евангелия, не от возглашения заупокойной ектении. Литургия бывает заупокойной тогда, когда она соединяется с молитвенным трудом священнослужителей и мирян, подъятым ради усопших и по любви к ним, когда она сопровождается милостыней, творимой в память поминаемых. Понимаемая так заупокойная Литургия может быть и в великие праздники, и в первый день Пасхи, хотя ничего заупокойного на ней не будет возглашено». Здесь стоит отметить стремление некоторых верующих к тому, чтобы поминание «их» усопших совершалось отдельно от всех других, либо на особой ектенье на Литургии, либо на отдельной панихиде. Происходит это из-за непонимания цели заупокойного богослужения, которая состоит в облегчении участи умерших посредством живой общей молитвы о нем к Богу. Об этом недвусмысленно свидетельствует Евангелие: Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф.18; 19 ). Как для живых особенно сильны и действенны общие молитвы, так и для усопших особенно полезно, когда имена их поминают не каждое в отдельности, а вместе с другими братьями во Христе. Таким образом, совместное поминовение усопших только усиливает всякую вообще молитву о них. Кроме того, если среди поминаемых есть уже угодившие Богу, но неведомые миру праведники, то своим предстательством ко Господу они усилят молитвы живых о поминаемых вместе с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

«Братие, говорит апостол Павел, не хочу оставить вас в неведении о умерших, дабы вы не скорбели, как прочие не имеющие надежды. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисуса Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе архангела и трубе Божией сойдет с неба и мертвые во Христе воскреснут прежде, потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе и так всегда с Господом будем.» ( 1Сол.4:13–17 ). Вникнем глубже в слова этого глубокопоучительного апостола. Братие, не хочу оставить вас в неведении о умерших, дабы вы не скорбели, как прочие не имеющие надежды (13 ст.). Солуняне, к которым апостол писал это послание, заблуждались касательно участи умерших. Они думали, что Христос явится с неба и составит из верующих, которые доживут до дня Его пришествия, земное царство; а те, которые умерли прежде, лишены будут участия в этом царстве и потому плакали о них, как о несчастных. Такой взгляд их на умерших был сходен со взглядом язычников, которые в смерти видели одно тление и разрушение и за смертью не допускали никакой жизни. Апостол, обличая их заблуждение, восхотел выяснить светлое состояние умерших по смерти их, чтобы они не печалились о них, как язычники, не признающие жизни по смерти. Апостол, впрочем не воспрещает плакать об умерших, он воспрещает только те слезы отчаяния, которые льются без веры и упования на будущую бессмертную жизнь, как плакали язычники. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших во Иисусе Бог приведет с Ним (14 ст.). Основанием для блаженнаго воскресения умерших апостол полагает веру в воскресение Христово. Господь Иисус Христос для того и приобщился плоти нашей и крови, чтобы в человеческом естестве умереть и воскреснуть и тем положить начало нашему воскресению и избавить от страха смерти тех, которые прежде Его воскресения были подвержены рабству ея без надежды и упования на лучшую жизнь по смерти ( Ebp. II, 25 ст.). Вера во Христа воскресшего, совершенного Бога и человека, вводит верующих в тесное общение со Христом и служит верным залогом их воскресения. Не может быть, чтобы соединенные со Христом Богочеловеком в духе веры, усвоив дух Его, как члены своей Главы, остались в узах смерти. Так как умершие, во время жизни своей, жили верой во Христе, отображали в деятельности своей дух Христов и умерли с верою во Христа воскресшего, то и Бог умерших, таким образом во Христе приведёт с Ним в Его царство к вечной жизни. Сказав, что Бог умерших в Иисусе приведет с Ним, апостол имел в виду человеческое естество во Христе; ибо по Божеству Своему Он Сам имеет власть и силу приводить верующих, умерших в вере в Него, в Свое царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

В «воскрешение суда» восстают «сотворшии злая», а «злая творят» потому, что они навистники света, и не идут к свету, ибо свет этот изобличит лукавство сердец их. Итак, суд для злых, для «не сотворивших милости» ( Uak. II:13 ), для отринувших милости Бога; а для истинно верующих и исполняющих волю Отца небесного (Матф. вечная жизнь, царство небесное. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу; и суд Мой праведен: ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца (30. ст.). Смиренно и по-человечески глаголет Господь», замечает св. Иоанн Златоуст . Предстоя пред толпой иудеев в образе человеческом, Он хочется привлечь к Себе, Богочеловеку, эти заблудшия души, а посему настойчиво указует им, что Человек, с ними беседующий, говорит словеса, принадлежащие Богу, и что суд, предсказываемый и творимый, есть суд Божий, и что воля Его человеческая подчиняется воле Божией, которая есть воля Отца и Сына совокупно. Как человек, глаголет Он, говоря: «не могу Аз о Себе творити ничесоже», разъясняя, что «якоже слышу сужду» и «творю волю пославшаго Мя Отца». Но как Богу «Ему дадеся всяка власть на небеси и на земли» ( Мф.28:18 ), и «Отец суд весь даде Сынови» ( Ин.5:22 ). «Поймите, говорит Господь этими словами Своими к иудеям, что если бы Я был человек, то Я бы не мог творить того, что Я творю, и судить людей. Суд мой есть суд Отца Моего». «Итак (объясняет это место св. Иоанн Златоуст , ч. I, бес. 39, стр. 469) Он говорит только вот что: «нет у Меня хотения иного, отдельнаго от Отца, но чего Отец хочет, того и Я, и чего Я хочу, того и Он. Посему как Отцу никто не может противоречить, когда Он судит, так и Мне, ибо суд Тем и Другим произносится с одною и тою же мыслию». «Не удивляйтесь (прибавляет Златоуст), что Он беседует об этом человекообразно, ведь иудеи считали Его простым человеком» 48 . II. О священных действиях, составляющих собственно чин погребения православного христианина После божественной литургии начинается последнее молитвословие об умершем христианине, или совершается чин погребения.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Вот это и изображено в ст. 25: «грядет час и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына Божия и, услышавши, оживут». Ожил человек с пришествием на землю Сына Божия, и глас Его, переданный во уста апостолов и евангелистов, доселе, как во веки, звал, зовет и будет звать к мертвым, да оживут и восстанут. Ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе (26 ст.). И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын человеческий (27 ст.). Единый источник жизни есть Бог; один Бог есть всесовершенная жизнь, единая и нераздельная во Отце и в Сыне, являющем Отца, и в Духе Святом, исходящем от Отца и животворящем все создание, искупленное Сыном. Отец и Сын едино, ибо веруем в Сына Божия, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного. А посему и жизнь всех таинственных Ипостасей Святой Троицы есть жизнь единая, столько же Отца, сколько и Сына. Посему Сын называется имеющим ту же жизнь, которая принадлежит Богу во Святой Троице поклоняемому; посему-то (выше ст. 21) «якоже бо Отец воскрешает мертвыя и живит, тако и Сын ихже хощет живит». Живит же Сын и физически, и нравственно: и воскрешает мертвых после смерти земной, и вводит их в жизнь вечную, и в будущем обещает общее воскресение в телесах всех людей. «Ибо Он (Господь) назначил день, в который будет праведно судить вселенную посредством предопределённого Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых (Деян. XVII:31; русск. синод. перев.). Суд отдан Сыну, «яко Сын человечь есть». Бог , облекшийся в бренную плоть человеческую, понесший во плоти все тягости и страдания человека, есть Судия Своих братьев во плоти. «Господь все измеряет Своими страданиями, аки наукою человеколюбия, дабы мог ведати из Своих и наше, и елико можем истязаны быти, и елико проститися, с разсуждаемой со страданием купно и немощи нашей». (Григ. Богосл. Слово о Сыне, 2-е, изд. 1843 г. ч. II, л. 146). Сей есть Муж, предуставленный, воскресший из мертвых, Который будет судить вселенную, потому что Он Бог и вместе с тем Сын человеческий.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Все повеления Твои признаю справедливыми, всякий путь лжи ненавижу… Правда Твоя – правда вечная, и закон Твой – истина… Правда откровений Твоих вечна: вразуми меня, и буду жить… Услышь голос мой по милости Твоей, Господи, по суду Твоему оживи меня… Жажду спасения Твоего, Господи, и закон Твой – утешение мое… Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне… Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл». После первой половины 118-го псалма звучит, ектенья: «Паки и паки миром Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй» после каждого прошения. «Еще молимся о упокоении души усопшаго раба Твоего (душ усопших раб Твоих, имярек), и о еже проститися ему (им) всякому согрешению, вольному же и невольному». «Яко да Господь Бог наш учинит душу его, идеже праведнии упокояются». «Милости Божией, Царства Небеснаго и оставления грехов его у Христа Безсмертнаго Царя и Бога нашего, просим». Хор: «Подай, Господи». Диакон: «Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй». Между тем священник тайно читает молитву. «Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый и живот миру Твоему даровавый, Сам, Господи, упокой душу раба Твоего (души раб Твоих, имярек) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, соделанное им (ими) словом, или делом, или помышлением, яко Благий Человеколюбец Бог , прости. Яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты бо един кроме (без) греха, правда Твоя – правда во веки, и слово Твое – истина " … и возглашает: «Яко Ты еси Воскресение, и живот и покой усопшаго раба Твоего (усопших раб Твоих, имярек)…». Затем начинается чтение второй статии, перед каждым стихом которой поется прошение: «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (усопших раб Твоих)». Затем поют: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» (Благословен Ты, Господи, научи меня уставам Твоим). При повторении этого псаломского стиха поются новозаветные стихи:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010