Б. В некоторых местах на литургии после заупокойного кондака возглашают «Во блаженном успении» и поется «Вечная память». По мнению епископа Афанасия (Сахарова) возглашение «Вечной памяти» на Литургии есть следствие охлаждения к строгому руководству Типиконом и «должно избегать этого анти уставного заупокойного дополнения». В. Несколько заупокойных ектиний на одной Литургии. Практика недавнего времени произносить несколько заупокойных ектений подряд возникла из чувства человеко-угодничества. Забывается, что перед Господом все усопшие находятся в «равном достоинстве» (В храмах Ленинграда допускалось на Литургии за особую плату до десятка отдельных заупокойных ектений). Нельзя поощрять выделение кого-либо из братского общении, из братской любви. Совместная молитва всей Церкви, усиливает и делает ее Соборной. Отдельная ектенья допустима, если в храме находится тело ново-представившегося. Г. Поминовение усопших на великом ходе Литургии указано в иерейском молитвослове, но по словам епископа Афанасия оно «отвлекло бы мысль молящихся от самого главного на Литургии – от величайшего таинства Тела и Крови Христовых больше, чем это имеет в виду Церковный Устав. (Еп. Афанасий «О помиловании усопших по Уставу Православной Церкви» стр. 199). 2. Заупокойные всенощные (парастасы) Церковный Устав предусматривает служение парастасов перед днями общего поминовения усопших или перед заупокойной Литургией, за которой следует отпевание покойника. В некоторых приходах прихожане любят заказывать парастасы во все поминальные даты (на 20-ый и 40-й дни, полгода, на годовщины). Иногда священники такое «усердие» поощряют. В связи с этим приходилось встречать, что перед обычной (рядовой или праздничной) всенощной служится еще другая «заказная» с чтением шестопсалмия, славословия и прочее. Второй всенощной служить не положено, да на деле она выливается в безграмотный набор несовместимых по духу песнопений. Лучше отслужить полную панихиду, чем допускать литургически неполноценные службы. 3. О записи поминовения усопших

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Разделы портала «Азбука веры» священника Константина Пархоменко ектения После сугубой ектении диакон, с кадилом в руках, произносит заупокойную ектению. Сегодня сложно представить себе Литургию без заупокойной ектении, хотя вошла она в состав Литургии лишь в XV веке. Эта ектения была взята из чинопоследования поминовения усопших. В Родительские субботы на Литургии произносилась лишь одна ектения – сугубая ектения заменялась заупокойной. Но в последние столетия за богослужением стали произносить обе ектении, опуская заупокойную только в большие праздники. Строго говоря, эту ектению нельзя произносить в воскресный день, так как в воскресенье вслух не поминают усопших. Но по снисхождению к тем верующим, которые только в воскресенье могут прийти в храм (а сегодня это большинство наших прихожан), в России эту ектению возглашают и в воскресенье. Опускают ее только в дни больших праздников. Но некоторые благочестивые старушки и этим недовольны и даже в день Пасхи спрашивают батюшек: «А чёй-то о покойничках не помолились?» Диакон: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй. Хор: Господи, помилуй (трижды). Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих (имена) и о еже проститися им всякому прегрешению, вольному же и невольному. Господи, помилуй (трижды). Яко да Господь учинит души их, идеже праведнии упокояются. (Да устроит Господь их души там, где покоятся праведники. –/i> Рус.) Господи, помилуй (трижды). Милости Божия, Царства Небеснаго и оставления грехов их у Христа, Безсмертнаго Царя и Бога нашего, просим. Подай, Господи. Господу помолимся. Господи, помилуй. Священник во время диаконской ектении тайно молится словами древней молитвы, в которой просит Господа принять души всех усопших, о ком здесь молятся, в Свои объятия и поселить их «в месте светле [светлом], в месте злачне [изобильном], в месте покойне [спокойном], отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание [там, откуда ушла всякая болезнь, всякая печаль и тоска]». И после ектении священник возглашает:

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/bogosl...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АЛЛИЛУИЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Аллилуия (евр. hallelu + yah — Хвалите Яхве), торжественная литургическая аккламация , содержащая 2 первые буквы открытого Моисею Имени Божия (YaHWeH — Сущий). Авторы 1-й Книги Паралипоменон возводят начало употребления «Аллилуия» за богослужением в ветхозаветном Храме ко времени царя Давида (1 Пар 16. 36) — «Аллилуия» служила припевом народа к стихам некоторых псалмов. Наряду с некоторыми другими аккламациями (« Аминь », « Осанна » и др.) «Аллилуия» заняла важнейшее место в иудейском богослужении межзаветного периода и, оставшись непереведенной, была воспринята христианской Церковью с самого начала ее существования. В качестве самостоятельного гимна «Аллилуия» используется за Божественной литургией , причем не только в византийской традиции, но и в латинском и нехалкидонских обрядах. Как самостоятельное песнопение Божественной литургии «Аллилуия» поется, как правило, перед чтением Евангелия, перемежаясь стихами (меняющимися от праздника к празднику); такое исполнение «Аллилуия» называют аллилуиарием . Смысл исполнения аллилуиария перед Евангелием состоит в том, чтобы подчеркнуть ликование, которым сопровождается слушание Слова Божия. Во время аллилуиария или до него (во время чтения Апостола), согласно богослужебному уставу Православной Церкви, совершается каждение . Кроме литургии, особые заупокойный или постовой аллилуиарии могут исполняться на утрене вместо обычного «Бог Господь». Это может происходить только в особые дни церковного года; причем если «Бог Господь» заменяется аллилуиарием в субботу, служба носит заупокойный характер (это т.н. родительские субботы ); если же «Бог Господь» заменяется аллилуиарием в седмичный (будний) день, служба носит постовой характер — совершаются земные поклоны и проч. Тип службы с заменой «Бог Господь» аллилуиарием называется «службой с Аллилуия». «Аллилуия» сохраняет также свое значение припева к псалмам. В частности, в православной традиции «Аллилуия»: Вопрос о том, сколько раз следует произносить «Аллилуия» в составе славословия в конце групп псалмов — дважды или трижды — был предметом споров в Русской Церкви в XV – XVII вв.; неприятие «трегубой» (троекратной) «Аллилуия» стало во 2-й половине XVII в. одним из основных пунктов разногласия деятелей старообрядческого раскола с начатой царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном церковной реформой. Источники Редакция текста от: 22.10.2006 17:33:11 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/738.html

В день поминовения усопших — Радоницу, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил заупокойную литию на станции метро «Лубянка», где 29 марта этого года был совершен терррористический акт. 13 апреля, в день поминовения усопших — Радоницу , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил заупокойную литию на станции метро «Лубянка», где 29 марта этого года был совершен терррористический акт . Скачать Перед началом богослужения к месту гибели десятков людей был возложен венок с изображением креста из цветов и с надписью на ленте: «Невинно убиенным от скорбящего Патриарха Кирилла». «Сегодня день поминовения усопших — Радоница, — сказал перед началом литии Предстоятель Русской Православной Церк ви. — Тысячи и тысячи людей сегодня приходят в храмы, на кладбища. Мы молимся о упокоении тех, кто ушел от нас. С совершено особым чувством сегодня в Кремле, в  Архангельском соборе, где находятся могилы руководителей государства Российского, царей, великих князей, где находятся могилы Первосвятителей земли Русской,  мы молились о тех, кто невинно, по злой человеческой воле, был убит в московском метро. И была потребность сердца спуститься сюда, на место, где пролилась эта невинная кровь, и здесь вознести Господу наши молитвы. Молитва имеет огромную силу, и каждый человек, который молится, это знает. Я всегда жалею людей, которые не умеют молиться, потому что молитва вооружает человека огромной силой, в том числе способной оградить его от несчастного случая. Мы знаем, как в атаку поднимались наши бойцы, часто люди почти нерелигиозные, мало верующие, но с одним только словом «Господи, помоги». Мы знаем, как они зашивали в свои пояса слова 90-го псалма, или это делали их родители, жены, сестры, и даже слова молитвы помогали. Вот если мы научимся сопрягать нашу жизнь с молитвой, хорошо работать, трудиться, обеспечивать безопасность, порядок, высокую дисциплину труда и жизни, тогда мы победим не только терроризм, но и многое другое, что сегодня мешает нашему разумному и динамичному общественному развитию.

http://pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-k...

Примечание. Относительно окончания первой и второй статии 17-й кафизмы при заупокойном богослужении существуют следующие мнения: 1) каждый из двух последних стихов первой и второй статии поется по трижды с соответствующим припевом ; 2) в каждой статии два последних стиха объединяются «за един» и поются с припевом трижды . Затем произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом): «Паки и паки...», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих праотец, отец, и братий наших, зде лежащих, и повсюду православных христиан, и о еже проститися им всякому прегрешению вольному же и невольному», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Яко да Господь Бог учинит души их...», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Милости Божия...», певцы: «Подай, Господи». «Господу помолимся», певцы тихо: «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духов и всякия плоти...». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение...». Певцы: «Аминь». По возгласе: «Яко Ты еси Воскресение...» правый лик начинает петь вторую статию: «Твой есмь аз...». Иерей с диаконом (или диакон) совершают, по традиции, малое каждение (тетрапод окрест, иконостас, лики, народ, местные иконы иконостаса, тетрапод спереди, то есть с западной стороны). Последние стихи: 175-й и 176-й – «Жива будет душа моя и восхвалит Тя, и судьбы Твоя помогут мне»; «Заблудих, яко овча погибшее: взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых» – поются (с припевом) по трижды, и тотчас – тропари по Непорочных, глас 5-й: «Святых лик обрете...», во время которых священник с диаконом совершают, по обычаю, полное каждение всего храма. Затем произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом; см. по 1-й статии). По возгласе поется седален Триоди, глас 5-й: «Покой, Спасе наш...». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «От Девы возсиявый...» . Псалом 50-й. Каноны: храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Триоди на 8. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия Триоди: «Песнь возслем...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-22/

По прочтении священством входных молитв (см. стр. 75) и по облачении (или до него) пономарь подает приготовленные вино, просфоры и теплую воду диакону, приготавливающему св. жертвенник для совершения проскомидии. Перед совершением проскомидии, при умовении священнослужителями рук (см. стр. 81), пономарь подает им полотенце. Все время проскомидии пономарь наблюдает за своевременным получением из храма просфор и поминаний. Получив священническое благословение, пономарь может, вычитывая поминания, помогать при служении проскомидии. После того, как священник помянет себя (вынимая частицу из четвертой просфоры) – пономарь подает Диакону кадило (см. стр. 89). По окончании каждения храма (см. стр. 92) – забирает кадило. При окончании 3–го антифона, когда совершается малый вход (см. стр. 100), пономарь предшествует духовенству с горящей свечой. При начале чтения Апостола (см. стр. 107) – подает диакону кадило, по окончании же каждения забирает его. К чтению Евангелия (см. стр. 110) – ставит на солее аналой, а сам становится возле него с горящей свечой, где и стоит все чтение Евангелия. Перед произнесением заупокойной ектении (см. стр. 113) – подает диакону кадило. Во многих местах принят обычай на ектениях поминать по синодику имена, тогда пономарь выносит синодик и подает диакону. По произнесении заупокойной ектении (см. стр. 114) – забирает у диакона кадило. При пении второй ектении верных (см. стр. 118) пономарь приготавливает возле северной двери, в алтаре, подсвечник со свечой и подает диакону кадило. Когда диакон покадит алтарь и солею (см. стр. 118), пономарь забирает кадило. После перехода священнослужителей от престола к жертвеннику (см. стр. 120) вновь подает кадило диакону, а затем отходит к северным дверям, где зажигает свечу и приготавливается к великому входу. При великом входе (см. стр. 121) пономарь предшествует со свечой духовенству. По окончании великого входа (см. стр. 123) – забирает у диакона кадило. Когда, после пресуществления Св. Даров, священнослужители будут совершать земной поклон (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Поэтому в храмовые праздники, как и в великие, не только исключаются все нарочито заупокойные моления со всех решительно служб, даже и с полунощницы, если бы по какой-либо исключительной причине не было в этот день бдения, но и во внебогослужебное время в течение всего дня до отдания, которое совершается на вечерне, в этом храме не должно быть никаких заупокойных последований. Не должно быть их в этот день и во всем приходе, празднующем свой престольный праздник, справляющем как бы именины своего храма. Совершение в этом случае заупокойных последований будет так же несоответственно, неблаговременно и неудобно, как неблаговременно и неудобно было бы пение похоронных песнопений на чьих-либо именинах 232 . Во всех перечисленных до сих пор случаях сокращение и удаление из богослужения поминального, заупокойного, стоит в зависимости, главным образом, от степени торжественности, которая назначается Церковным Уставом богослужению данного дня, и не всегда от характера самых воспоминаний. Но есть еще ряд празднеств, когда по самому существу священных воспоминаний тех дней, имеющих вселенское значение, в богослужении их не должно быть ничего заупокойного, как пробуждающего в молящихся скорбь, главным образом личного характера, частного значения, как вообще несоответствующего светлой праздничной радости и торжеству. К числу таких праздников прежде всего относятся дни воскресные. ВОСКРЕСНЫЕ ДНИ Строй службы воскресных дней исключает всякую возможность присоединения к нему гласных заупокойных молитвословий и в какой-либо форме гласного поминовения усопших, как не соответствующих праздничному торжеству ежеседмичной Пасхи. Сохраняются лишь краткие общие поминальные формулы на сугубой ектении вечерни, утрени и литургии и на заключительной ектении полунощницы и повечерия 233 . Указатели при апостоле и евангелии и в Типиконе совсем не назначают заупокойных чтений для воскресного дня. Поминовение в Великом посте возможно лишь в субботу и невозможно в воскресенье. В чине литургии Василия Великого , совершаемой лишь в воскресные и немногие другие дни, когда гласное поминовение усопших не разрешается, совсем нет и упоминания о заупокойной ектении.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Итак, что же христианин обязательно должен знать о поминовении усопших? В первую очередь то, что заупокойная молитва является его христианским долгом, долгом его любви. Ведь они сами уже ничего в своей жизни изменить не могут, но наша молитва что-то в их нынешнем загробном бытии и их участь в вечности, до момента Страшного Суда, может изменить. Как и в какой степени, мы не знаем, но как дело любви к ним мы творим о них молитву. Еще нужно знать о том, каковы бывают виды вот этой заупокойной молитвы. Прежде всего и самое главное – это поминовение за проскомидией и за Божественной Литургией. Это может быть записка, поданная перед конкретной Литургией, либо «сорокоуст» – то есть поминовение на сорока проскомидиях и Литургиях. Это может быть полугодовое подобное поминовение, годовое, в некоторых случаях это может быть какое-то даже бессрочное, если в храме таковое совершается. Еще один вид заупокойного поминовения – это панихида, она практически каждый день совершается в наших храмах. Для этого тоже нужно прийти в храм, подать записку с именем усопшего, и священник, совершающий панихиду или литию, помолится о нем. Конечно, лучше всего, чтобы мы не просто приносили записки, и уходили, как будто это дело нас не касается, а принимали участие в этих богослужениях: постояли на Литургии, на панихиде и вместе со священником помолились о близких. Заупокойная лития – краткое заупокойное моление – как правило, оно совершается на кладбищах или в период Великого поста, в будние дни. Хороший также способ поминовения усопших – Псалтири, которую человек может сам читать дома. В некоторых монастырях также принимаются записки для поминовения на Псалтири, которая читается по здравствующим и усопшим. Мы можем за близких читать и канон об усопшем – он есть во многих молитвословах, и в интернете его можно найти. И, наконец, так называемый, акафист о единоумершем. Этот акафист читается не о разных людях, а об одном человеке, как правило, он читается сорок дней после смерти, и есть традиция читать его за сорок дней до годовщины смерти человека. Но в принципе, наверное, ничто не возбраняет читать его в какое-то другое время. Этот акафист очень глубокий, трогательный, умилительный, и он огромным утешением, безусловно, является для тех, кто скорбит об ушедших, а также и для самих ушедших.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Moroz...

Она, как и всё в богословии, исполнена антиномий и апофатических положений. Она вневременна и в своей вневременности охватывает в одном моменте и прошлое, и настоящее, и будущее. Мы в ней «воспоминаем» и творение мира, и искупление человечества Сыном Божиим, и Его Крест, и Воскресение, Его вознесение и имеющее еще быть Второе и Страшное Пришествие. Она универсальна и охватывает весь мир и соединяет в одном Жертвоприношении Единого Тела все разрозненные части вселенной. B ней Жертва является и Первосвященником, Он и Приносяй и Приносимый. Это есть жертва нашей благодарности Богу, нашей евхаристичности за все благодеяния, явленные Им роду человеческому и неявленные, благодеяния нам известные и неизвестные. B словах, «благодарим Господа», должно быть сосредоточено все напряжение благодарности всего молитвенного собрания. B эту минуту все должны осознать всю свою евхаристичность, т. е. благодарность Богу. Поэтому таким отрицанием этой евхаристичности, т. е. самого смысла Литургии является просьба человека, присутствовавшего на Литургии и слышавшего эти слова, отслужить ему благодарственный молебен, потому что он ему понятнее, ближе и говорит ему больше, чем самая возвышенная благодарственная служба — Евхаристия. Так невыразимо грустно слышать эти просьбы о благодарственном молебне после Литургии, т. е., иными словами, вместо Литургии, которая, следовательно, ничего не говорит душе желающего поблагодарить Бога человека. Кстати сказать, вообще, служение каких-либо треб после Литургии так противоречит духу нашего богослужения! После заупокойной Литургии, на которой совершилось поминовение усопших, и на проскомидии и на ектении, после отслуженного накануне парастаса просьба о совершенно частной, моей собственной, моей личной панихиды, т. е. исковерканной заупокойной утрени, сведенной на 10-минутную требу, звучит опять-таки таким непониманием сущности евхаристического Жертвоприношения за упокоение душ усопших. Еще, может быть, большим литургическим противоречием является вообще служение молебна после Литургии, молебна сегодняшнему святому.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Заказ молебнов или панихид сразу после литургии теми, кто в ней участвовал, является непониманием сущности Евхаристии. Ниже мы приводим несколько авторитетных мнений по этому вопросу.  Из постановления заседания Священного Синода от 26 декабря 2019 года: «Полностью исключить практику совершения молебнов после Божественной литургии до ее отпуста и целования верными креста». На епархиальном собрании Москвы 23 декабря 2009 года Патриарх указал на недопустимость совершения общего молебна после Божественной литургии и напомнил, что молебен – это краткая утреня. Служение молебна как части Литургии противоречит церковному уставу, сказал Патриарх и отметил, что практика совершения общих молебнов возникла в советское время, когда было «мало храмов, а просьбы отслужить молебен поступали, и чтобы на все просьбы ответить, объединяли все прошения в общий молебен». Патриарх призвал отходить от этой практики и служить молебны, когда их заказывают: «Заказывают – послужи, заказали с акафистом – надо отслужить с акафистом», – сказал Патриарх. – Отходить от практики. Заказывают – послужить. А делать частью литургии – против церковного устава  (патриарх Московский и всея Руси Кирилл) . Отрицанием евхаристичности, т. е. самого смысла Литургии является просьба человека, присутствовавшего на Литургии и слышавшего эти слова, отслужить ему благодарственный молебен, потому что он ему понятнее, ближе и говорит ему больше, чем самая возвышенная благодарственная служба – Евхаристия. Так невыразимо грустно слышать эти просьбы о благодарственном молебне после Литургии, т. е., иными словами, вместо Литургии, которая, следовательно, ничего не говорит душе желающего поблагодарить Бога человека. Кстати сказать, вообще, служение каких-либо треб после Литургии так противоречит духу нашего богослужения! После заупокойной Литургии, на которой совершилось поминовение усопших, и на проскомидии и на ектении, после отслуженного накануне парастаса просьба о совершенно частной, моей собственной, моей личной панихиды, т. е. исковерканной заупокойной утрени, сведенной на 10-минутную требу, звучит опять-таки таким непониманием сущности евхаристического Жертвоприношения за упокоение душ усопших.

http://azbyka.ru/moleben

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010