Такое устранение воспоминания святых по именам понятно и естественно. В великие праздники святые не приемлют себе похвал и славословий. ДРУЗЬЯ ЖЕНИХА, САМИ СТОЯ И ПОСЛУШАЯ, РАДУЮТСЯ ЗА ГЛАС ЖЕНИХА ( Ин.3:29 ). Вместе с живущими на земле святыми сами участвуют в прославлении Господа, сами предначинают торжество 254 . Они утешаются тем, что их земные собратий, любя своего Господа, воспоминают дела Его промышления о них, и все мысли, и чувства, и сердца, и уста движут на прославление Его Единого. О себе же святые вместе с Предтечею как бы говорят: «Если когда, то в сии великие праздники по преимуществу ОНОМУ ПОДОБАЕТ РАСТИ, НАМ ЖЕ МАЛИТИСЯ» ( Ин.3:30 ). Только тогда, когда верующие на всенощном бдении исходят в притвор, становясь вместе с кающимися и оглашенными, они прибегают к предстательству святых 255 . Во всех же остальных случаях в эти великие дни они с сыновним дерзновением 256 , помимо всяких предстателей и ходатаев, непосредственно обращаются к своему Отцу 257 . Если так тщательно устраняются с великих праздников всякие другие, даже и торжественные памяти, то тем более не может быть допускаемо в эти дни заупокойных молений. Если возглашение имен даже прославленных угодников Божиих сокращается до минимума, то тем более не может быть гласного поминовения имен усопших, ибо заупокойные моления не соответствуют исключительной торжественности великих праздников. Если сохранению единства и целостности праздничного настроения препятствует присоединение второго праздника, хотя бы и вселенского характера, то тем более воспрепятствуют этому воспоминания частного характера, каковы в большинстве случаев воспоминания заупокойные. Поэтому в великие праздники отлагаются все нарочитые заупокойные моления. В эти дни их не должно быть не только на общественном богослужении, но не должно их быть даже и в виде частных треб во внебогослужебное время. Вселенский характер этих праздников не должен затеняться в сознании верующих какими-либо частными воспоминаниями и прошениями. В праздник, например, Успения Богоматери как можно надолго оставить погребальный одр Царицы Небесной и отвлекаться мыслью хотя бы и к очень любимым усопшим сродникам? 258 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Разделы портала «Азбука веры» Каталог православного видео (6+) ( 3  голоса:  3.7 из  5) Предыдущий Следующий 49. Светильничные молитвы Можно ли читать непосвященным священнические молитвы и ектеньи? Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Мы продолжаем знакомится с частностями Вечернего богослужения. После 103 псалма, который мы рассмотрели на прошлом занятии, полагается Ектенья. Ектения означает и представляет собой «протяжное моление»,возносимое от лица всех. В зависимости от момента и характера службы ектения может принимать разные виды: Великая (Мирная), Малая, Сугубая, Просительная, Заупокойная, Литийная, Заключительная (в конце повечерия и полунощницы) и др. Разница между ними та, что Великая ектенья отличается полнотой, Малая – сокращение Великой, точнее ее окончание, Сугубая просит о лицах, Просительная – об общих нуждах, заупокойная о умерших… Ектению, как правило, произносит диакон в диалоге с хором. Если его нет, то ее совершает священник. Но по сути это единая молитва, прерываемая аккламациями, т.е. ответными словами хора «Господи, помилуй», «Подай, Господи» или «Тебе, Господи» и заканчиваемая возгласом священника, который является громко озвученным окончанием молитвы, читаемой или про себя во время ектении или заранее. Наверное, вы замечали, что в начале Вечерни священник как правило, перед Царскими вратами читает какие-то молитвы, в то время, когда хор или учиненный чтец исполняют 103 пс.! А теперь внимание, вопрос: Что за молитвы читает он в то время, когда согласно Уставу должен читать 103 пс.? — Это так называемые семь светильничных молитв, которые называются так из-за чтения их при светильниках вследствие наступавшей темноты. Указания служебника вопреки требованиям Устава предписывают, чтобы священник их читал непременно во время исполнения 103 псалма! Однако, так было не всегда… Дело в том, что каждая из светильничных молитв тематически связана с определенным местом вечернего богослужения. Первоначально они связывались с определенными псалмами, но постепенно, по мере развития чина вечерни, они выделились в самостоятельные последования и стали связываться с ектеньями и различными обрядовыми действиями, вроде малого входа или выхода на литию. Мы не будем вникать в историю того, как эти молитвы менялись в зависимости от изменения богослужения, укажем лишь на то, какие они занимают места в современном чине Вечерни.

http://azbyka.ru/video/49-svetilnichnye-...

В годовщину Одесской трагедии в храмах Одесской епархии пройдут поминальные богослужения 30 апреля, 2015. Новостная служба Все верующие призываются в этот день к участию в соборной церковной молитве в храмах Божиих перед святым алтарем Господним. 30 апреля. ПРАВМИР. 2 мая во всех храмах Одесской епархии пройдут поминальные богослужения. 2 мая все одесситы со скорбью будут вспоминать трагические события годичной давности, когда столкновение в Доме Профсоюзов вылилось в кровавое противостояние и привело к многочисленным жертвам, — сообщается на сайте епархии По благословению Высокопреосвященнейшего Агафан, Митрополита Одесского и Измаильского во всех храмах и монастырях г. Одессы и Одесской области в этот день будут совершены заупокойные Божественные Литургии, после которых будут отслужены поминальные панихиды по всем погибшим в результате кровавого противостояния в Одессе и на Востоке Украины. Все верующие призываются в этот день к участию в соборной церковной молитве в храмах Божиих перед святым алтарем Господним. Священнослужители храмов г. Одессы по просьбам родственников погибших совершат заупокойные литии на могилах погибших, а также окажут необходимую духовную помощь. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 24 апреля, 2020 28 сентября, 2018 2 мая, 2018 12 января, 2018 16 сентября, 2017 2 мая, 2017 31 января, 2017 27 июля, 2016 2 мая, 2016 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-godovshhinu-odesskoy...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Богослужение – 1) одна из форм богообщения и богопочитания, основными компонентами которой служат чтение и пение просительных, хвалебных и благодарственных молитв , чтение Священного Писания , совершение Таинств и  обрядов ; 2) храмовая служба; 3) служение Богу . Через богослужение православные христиане входят в таинственное общение с Богом, посредством совершения таинств, и именно важнейшего из них – Таинства Причащения (Евхаристии) , таинстве соединения человека с Богом и получают от Бога благодатные силы для праведной жизни. Целью богослужения также является назидание верующих в учении Христовом и расположение их к молитве, покаянию и благодарению Бога. Православное богослужение очень символично, ни одного действия не происходит «для красоты», во всём заключён глубокий смысл, непонятный случайным посетителям. По мере изучения состава и строя службы приходит понимание заключённых в богослужебных действиях глубины, смысла и величия. Все церковные богослужения делятся на  три круга : суточный, недельный и годовой. Богослужебный церковный год начинается 1-го сентября по старому стилю, а весь годовой круг богослужения строится применительно к празднику Пасхи . Как узнать и полюбить церковное богослужение? Начните с литературы, прочтите сначала пособие с объяснением Литургии , можно даже начать с  книги для детей . Потом закрепите прочитанное, участвуя в богослужении. Когда Вы изучите последование Литургии, прочтите другое пособие, более пространное. И каждый раз закрепляйте в храме прочитанное увиденным. Постарайтесь узнать и понять смысл каждого богослужебного действия, песнопений. Обратите внимание на  устройство храма : иконостас, священнические облачения… Далее начните осваивать Всенощное бдение, потом праздничные службы, постовые, заупокойные, требы, последования Таинств. Осмысленное участие в богослужении доставит радость и положит начало более глубокому погружению в христианскую жизнь. Богослужение, как внешнее выражение внутренней устремленности человека к Богу

http://azbyka.ru/bogosluzhenie-sl

В третий, девятый, сороковой дни и годовщины в память усопшего читается панихида. Во все сорок дней после кончины ежедневно читается Последование заупокойных канонов. Все эти последования можно читать как дома, так и на кладбище. В остальные дни можно читать или литии, или панихиды, или отдельно каноны об усопших. Также поминают усопших при ежедневном чтении Псалтири (по второй и, по желанию, по третьей «Славе») и читают помянник на утренних (а по желанию, и на вечерних) молитвах. По пятницам вечером можно читать за всех своих родственников один из канонов об усопших. Великий канон об усопших, читаемый в храме всего два раза в год, – в Мясопустную и Троицкую Вселенские родительские субботы – в домашней молитве можно читать и в любое другое время, когда есть желание и силы. Это – поминовение всех от века усопших православных христиан. Раз в году можно совершать поминовение всех своих сродников домашней молитвой и поминальной трапезой. Когда совершать это поминовение, можно решить самим. Но лучше выбирать для этого день памяти кого-то из родных, приходящийся на такой период, когда по Уставу разрешена домашняя заупокойная молитва, то есть не в праздничные и не в воскресные дни. Для совершения того или иного молитвенного правила за усопших необходимо получить на него благословение духовника, если же такового нет – то приходского священника вашего храма. Поминальная трапеза После того как заупокойное богослужение о усопшем совершено, организовывается поминальная трапеза в его память. Начинается она следующим образом: 1) если в храме было только поминовение на Литургии, а панихида не служилась, или если присутствующие на поминках на службе не были, то перед трапезой нужно прочесть либо последование панихиды, либо канон об усопшем. В случае отсутствия священника панихида заменяется литией, которую миряне могут читать самостоятельно; 2) если все присутствующие были перед этим на панихиде в храме, то после обычных молитв перед вкушением пищи можно приступать к трапезе. Трапеза начинается с вкушения кутии. По обычаю, принято подавать на поминках блины, символизирующие своей круглой формой вечность. В средней России кроме этого подается еще и кисель. В конце трапезы читается заупокойная лития и возглашается «Вечная память». Если поминальная трапеза совершается в постный день, то стол должен быть постным. Поминальная трапеза есть форма милостыни, творимой в память об усопшем. Апостольские правила запрещают употребление вина и других спиртных напитков на поминальных обедах. Как молиться за некрещеных и иноверцев

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Синод утвердил тексты заупокойных прошений обо всех убиенных в годы репрессий 13 июня, 2016. Новостная служба Особые прошения об убиенных в годы репрессий будут включены в заупокойные богослужения 13 июня. ПРАВМИР. Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил тексты заупокойных прошений обо всех убиенных в годы репрессий для включения в богослужебные последования. На заседании Синода был заслушан рапорт митрополита Петрозаводского и Карельского Константина, председателя Синодальной богослужебной комиссии, с предложениями по включению особых прошений обо всех убиенных в годы репрессий для включения в заупокойные богослужения ( журнал 44 ). Синод постановил утвердить следующие тексты заупокойных прошений обо всех убиенных в годы репрессий для включения в богослужебные последования: 17 ноября прошлого года на заседании Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской обсуждался вопрос поминовения всех убиенных в годы репрессий. Синодальной богослужебной комиссии было поручено составить подобающие богослужебные тексты. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 21 сентября, 2015 29 октября, 2015 28 апреля, 2016 25 августа, 2022 7 июня, 2022 9 февраля, 2022 30 октября, 2021 17 июня, 2021 13 апреля, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/sinod-utverdil-tekstyi...

При правильном понимании указаний Служебника, все 747 поданные поминания будут полностью прочитаны на проскомидии 748 , а на литургийной ектении возглашены лишь немногие имена тех только усопших, о которых в данный день совершается нарочитое, особливое поминовение; что на литургийной заупокойной ектении должно быть сравнительно немного имен, – это подтверждается отчасти и строем этой ектении. ЕКТЕНИЯ СУГУБАЯ В ПОСЛЕДОВАНИИ ЛИТУРГИИ На литургии полагается сугубая заупокойная ектения. О небольшом, но характерном отличии ее от малых заупокойных ектений – однократном Господи помилуй – во время чтения тайной молитвы – было сказано. Эта особенность показывает, что на этой ектении, по крайней мере на ее тайной молитве, не должно быть столько имен, сколько может быть на малых ектениях панихиды или заупокойной утрени: назначение для литургии именно сугубой ектении предполагает сокращение произнесения на ней имен усопших. Это будет вполне соответствовать назначению литургии, ее положению в круге суточных служб. На панихиде, после неоднократного чтения синодиков, в конце службы, когда и силы и внимание богомольцев приутомились, в качестве последней ектении назначается ектения сугубая, на которой число поминаемых и сокращается до минимума 749 . Литургия – служба завершительная, конечная в круге суточного богослужения. Предполагается, что и священнослужители, и усердные богомольцы, присутствовавшие при всех дневных службах, довольно уже утомились. Все синодики не раз прочитаны, и на литиях вечерней и утренней, и на проскомидии, может быть, и на панихиде. Вниманию богомольцев и их душевным силам вот сейчас, начиная с Херувимской песни и в особенности во время Евхаристийных молитв, и совершения превысочайшего Таинства предстоит самое большое напряжение за весь суточный круг богослужения. Поэтому-то и назначается здесь не малая заупокойная ектения, а сугубая, на которой из числа многих, помянутых ранее имен возглашаются лишь немногие 750 , именно те, о которых будет нарочитое, по особливому случаю Приношение и память.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Заупокойные богослужения прошли также в Саратове, Златоусте, Томске. 11 декабря. ПРАВМИР. Сегодня отмечается 20-я годовщина начала боевых действий в Чечне. Памятные мероприятия прошли во Владивостоке, Благовещенске, Нижнем Новгороде и других городах. В Москве, в храме Благовещения Пресвятой Богородицы при штабе ВДВ, накануне чествовали матерей погибших десантников, сообщает Православие.ru со ссылкой на пресс-службу Московской епархии. По окончании панихиды офицеры штаба ВДВ вручили матерям героев памятные подарки. Заупокойные богослужения прошли также в Саратове, Златоусте, Томске, а в Пензе открыли мемориал павшим.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 6 мая, 2024 6 мая, 2024 6 мая, 2024 6 мая, 2024 6 мая, 2024 6 мая, 2024 6 мая, 2024 6 мая, 2024 6 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/v-rossiyskih-regionah-...

В храмах Тобольско-Тюменской епархии молятся о погибших во время крушения самолета АТР-72 3 апреля, 2012. Новостная служба Панихиды будут совершаться также в течение следующих двух дней. 3 апреля в 16 часов здесь состоится заупокойное Богослужение, которое совершит духовенство города Тюмени. 3 апреля. ПРАВМИР. Вчера, в день страшной трагедии под Тюменью, в храмах Тобольско-Тюменской епархии прошли панихиды по погибшим в авиакатастрофе пассажирам рейса Тюмень-Сургут, сообщает сайт епархии .  Панихиды будут совершаться также в течение следующих двух дней. 3 апреля в 16 часов здесь состоится заупокойное Богослужение, которое совершит духовенство города Тюмени. Принято решение о установке Поклонного креста на месте трагедии. В понедельник утром в 45 километрах от города Тюмень разбился самолет французской марки АТР-72. Основной версией крушения АТР-72 под Тюменью следствие считает техническую неисправность самолета. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 7 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/v-xramax-tobolsko-tyum...

В XI веке отдельная заупокойная служба для монахов появляется также и на Ближнем Востоке. У нас есть хороший пример этого в рукописи Sinait. gr. 963 824 и в датируемой XII–XIII веками вставке в Евхологий РГБ. Греч. 27 (или Севастьянов. 474) 825 . Первый более точно следует структуре утрени, в то время как второй ближе к итало-греческой модели Евхология Messin. gr. 172. Гимнография Евхологические и гимнографические тексты различаются не только литературными жанрами, но также и содержанием. В молитвах главную роль играют новозаветные категории покоя и упокоения в лоне Авраамовом в надежде Воскресения, в то время как в гимнографии доминирует реализм, порой довольно страшный. Созерцание смерти здесь в некотором смысле является не «богословским», но «антропологическим» (т. е. не слишком опирается на учение о Боге и о человеческом предназначении, содержащееся в Священном Писании). Сам усопший, по которому совершается заупокойная служба, в песнопениях обращается к присутствующим, красноречиво рассказывая им о смерти, о разложении тела и о тщетности человеческих исканий. Таким путем византийский homo religiosus осуществляет свое желание «предупредить своих братьев» – желание богача из притчи о Лазаре и богаче из Лк. 16:19–31 . Эта картина смерти, передаваемая гимнографией, окончательно созрела в рамках средневекового восточного монашества и имеет своей точной параллелью, например, галликанский чин монашеского отпевания 826 . Заключение Любые результаты литургического исследования подразумевают прежде всего два аспекта: 1) результаты, напрямую относящиеся к изучаемому предмету; 2) оценку результатов в более широком контексте истории литургической традиции. Иными словами, существует связь между частным исследованием и общей картиной, каковой в нашем случае является история византийского обряда. 1) В отношении исторической эволюции чинопоследований развитие довольно простое. Мы имеем дело с древним сборником священнических молитв, которые включаются в рамки чинопоследования, смоделированного на основе монастырской утрени студийского типа. В таком контексте история заупокойного богослужения совсем не отличается от параллельной истории вечерни, бдения, или паннихис, и студийской монастырской у трени. В Х веке все еще существует только один чин погребения. Затем эволюция утрени порождает несколько различных типов заупокойного богослужения, в зависимости от категории усопших: духовенство, монахи, миряне. Но эти три вида отпевания являются не тремя совершенно отдельными чинами, а скорее отражают три этапа в эволюции одного и того же исходного, древнего чина погребения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010