Патриарх Кирилл: Призываю духовенство и верующих разделить молитву о погибших 31 октября, 2015. Святейший Патриарх Кирилл Завтра на богослужении я совершу заупокойное поминовение ваших родных и близких. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования родным и близким погибших при крушении пассажирского самолета 31 октября в Египте. Текст соболезнование опубликован на сайте Московского Патриархата : Родным и близким погибших в крушении пассажирского самолета, выполнявшего рейс Шарм-эш-Шейх — Санкт-Петербург Дорогие братья и сестры! С глубокой скорбью узнал о крушении самолета, на котором находились ваши родные, друзья, коллеги. Понимаю, что боль внезапной утраты заполнила ваши сердца, и сейчас невозможно подобрать слова, которые смогли бы утешить вас в этом страшном горе. Но мы знаем точно, что единственным утешением в этой ситуации может быть только молитва к Богу. Призываю вас найти силы для молитвы, на которую обязательно откликнется Господь и даст вам успокоение в вашей скорби. Завтра на богослужении я совершу заупокойное поминовение ваших родных и близких. Призываю также все духовенство и верующих нашей Церкви разделить молитву о погибших, а также об утешении родных и близких. Милостивый Господь да укрепит нас в эти тяжелые дни переживаемой общей беды. +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 18 октября, 2023 29 мая, 2022 16 марта, 2022 31 января, 2022 22 декабря, 2021 17 декабря, 2021 7 октября, 2021 13 апреля, 2021 13 апреля, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-prizyi...

На Кунцевском кладбище на моглие иерея Даниила Сысоева, убитого в храме год назад, с утра были совершены две панихиды. Проститься с погибшим священником пришли около пятисот человек. Со вчерашнего вечера продолжаются заупокойные богослужения об иерее Данииле Сысоеве, убитом год назад в храме предположительно исламским фанатиком. На могиле отца Даниила на Кунцевском кладбище с утра были совершены две панихиды. Проститься с погибшим священником пришли около пятисот человек. Священники и миряне тепло вспоминали об отце Данииле, говорили о его миссионерском служении и мученическом подвиге. После панихиды собравшиеся пели у могилы стихиры Пасхи. По окончании панихиды верующие подходят к могиле иерея Даниила Сысоева Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 7 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/soversheny-zaupokojnye...

вечерни приобретает 2 дополнительных прошения в начале:     и     на утрене эти 2 прошения присоединяются к сугубой Е. лишь раз в году - в Великую субботу ); на вседневном богослужении с «Бог Господь» сугубая Е. помещается в самом конце вечерни и утрени, перед возгласами       и отпустом; на службе с пением «Аллилуия» и земными поклонами сугубая Е. вечерни и утрени отменяется. На литургии сугубая Е. читается после Евангелия и всегда начинается с прошения     (таким же образом сугубая Е. читается не только на полной литургии, но и на литургии Преждеосвященных Даров, даже если на ней нет Евангелия - в этом случае сугубая Е. читается после паремий, «Да исправится молитва моя» и поклонов). Подробнее см. статьи Малая ектения , Мирная ектения , Просительная ектения , Сугубая ектения . Кроме 4 основных видов Е. существуют и иные, напр. благодарственная Е. на литургии после причащения; сокращенная сугубая Е. (читается на утрене в конце двупсалмия, на малой вечерне, на т. н. полунощнице в ночь 1-го дня Пасхи; устав называет эту Е. «малая ектения», т. е. «малая сугубая»); Е., читаемая священником в конце повечерия и полунощницы; мирные Е. при водоосвящениях ; сокращенная мирная Е., читаемая тайно в алтаре при хиротониях ; заупокойные мирная, малая и сугубая Е. при различных поминовениях усопших и т. д. В церковной практике хорошо известны различные дополнительные прошения о тех или иных нуждах (эти прошения выписаны в Требнике и Служебнике, а также составляются заново при необходимости), включаемые в мирную и особенно сугубую Е. Во время произнесения Е. диакон стоит на амвоне, воздевая правой рукой орарь (если Е. читается священником, она произносится без воздеяния рук). Е. в 1-й день Пасхи и во всю Светлую седмицу произносятся диаконом со свечой в руках. Заупокойные Е., а также Е. при водоосвящениях принято произносить, сопровождая провозглашение прошений каждением . В совр. рус. практике обычно на каждое прошение Е. совершаются крестное знамение и поясной поклон, но в древнерус.

http://pravenc.ru/text/189661.html

Исполнение канона в храме святого будет такое. 1-я песнь. Поется ирмос Минеи (без предшествующего пения или чтения библейских стихов) и читается (без стиха, с обычным припевом) первый тропарь Минеи. Затем хор поет библейский стих, имеющий надпись «на 8»: «Тогда потщашася...». Чтец – 2-й тропарь и т.д. Со стиха, пред которым стоит надпись «на 4», читается канон храма. Катавасия – ирмос канона храма. 3-я песнь. Хор – ирмос Минеи. Чтец – 1-й тропарь (с обычным припевом). Хор – библейский стих с надписью «на 8»: «Даяй молитву молящемуся...». Чтец – 2-й тропарь и т.д. Со стиха с надписью «на 4»: «Господь взыде на небеса...» читается канон храма. Катавасия (ирмос канона храма) и обычная малая (не заупокойная) ектения. Кондак и икос святого Минеи. 4-я песнь. Хор – ирмос Минеи. Чтец сразу же – 1-й тропарь, без библейского стиха. Далее хор – библейский стих с надписью «на 8»: «Зане смоквь не плодопринесет...». От стиха, имеющего надпись «на 4»: «Господь Бог мой – сила моя...» – тропари канона храма. Катавасия. 5-я песнь. Ирмос и 1-й тропарь канона Минеи. Хор – стих с надписью «на 8»: «Приложи им...». Со стиха «на 4»: «Воскреснут мертвии...» – тропари канона храма. Пением на катавасии ирмоса 5-й песни канона храма заканчивается чтение канона храма. С 6-й песни по 9-ю песнь канон Минеи и четверопеснец Триоди. Канон храма оставляется. «Песни же 6-я, яже во Псалтири, не глаголем, но поем ю всю в запевах» (Типикон). «Это указание означает, что 6-я песнь не имеет в себе предыдущих стихов до цифры 14 и поэтому все они распределяются по тропарям этой песни канонов. Исполняется 6-я песнь так: сначала поется ирмос канона Минеи и первый библейский стих 6-й песни: «Возопих в скорби моей...». Чтец – тропарь Минеи. Хор: «Из чрева адова...». Чтец – 2-й тропарь Минеи. Хор: «Вся высота Твоя...». Чтец – 3-й тропарь Миней. Хор: «И аз рех...». Чтец – 4-й тропарь; если его нет, то повторяется 3-й тропарь. Хор: «Возлияся вода...». Чтец – Богородичен Минеи. Таким образом, канон Минеи исполняется с ирмосом на 6. Хор – библейский стих, перед которым стоит надпись «на 8»: «Понре глава моя...». Чтец – 1-й тропарь 1-го канона Триоди и т.д. по порядку. Со стиха: «Хранящий суетная и ложная...», перед которым стоит надпись «на 4», чтец читает 1-й тропарь 2-го канона Триоди. Хор: «Аз же со гласом...». Чтец – 2-й тропарь. Хор: «Слава». Чтец – Троичен. Хор: «И ныне». Чтец – Богородичен. Хор: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» или стих: «Дивен Бог во святых Своих...». Чтец – мученичен. Хор: «Души их во благих водворятся». Чтец – покоин. Хор поет на катавасию ирмос 2-го четверопеснца: «Глубина страстей...». Малая заупокойная ектения. Кондак: «Со святыми упокой» и икос: «Сам един еси...».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Сугубая эктения . § 83. Сугубая эктения на обедне употребляется та же самая, какая и на великой вечерне, только а) между 6-м и 7-м сугубыми прошениями 163 вставляется новая особенная молитва: еще молимся о братиях ниших (о всех наших ближних), священницех (о всем чине священном), священномонасех (о чине иноческом), и (о) всем во Христе братстве нашем (о всех правоверующих во Христа – Спасителя); б) в 7-м прошении, после слов: еще молимся о блаженных и приснопамятных, прибавляется: святейших патриарсех православных, и благочестивых царях, и благоверных царицах, и потом то уже следует: создателех... в) 8-е сугубое вечернее прошение оставляется вовсе. Прибавление к эктении сугубой и эктении «заупокойной» § 84. По различным нуждам и печальным обстоятельствам молящихся, напр. или во время войны, или во время засухи, морового поветрия и т. подоб., пред последним сугубым прошением, когда бывает потребность, прилагается по нескольку особенных прошений, примененных к этим обстоятельствам и нуждам 164 . А если совершается поминовение умерших, или отправляется за них целая заупокойная обедня; то, после обычного возгласа за сугубой эктенией: яко милостив.., прилагается особенная заупокойная эктения: Повторение первого обычного сугубого прошения: помилуй нас, Боже…..услыши и помилуй! Господи, помилуй, здесь и за следующими 2-мя прошениями, поется трижды,и тоном скорбным. Собственно заупокойное прошение 1-е: еще молимся о упокоении душ усопших (уснувших сном временной смерти, лишь на время, и, разумеется, уснувших не «душ», а)рабов Божиих таких то (перечисляются т. е. имена поминаемых), и о еже (и о том именно молимся, чтоб) проститися им всякому прегрешению – вольному же (которого можно было избежать, но которого не избежали, по собственному произволу,) и невольному (которого нельзя было избежать и действительно не избежали, по слабости и греховности человеческого естества); Заупокойное 2-е: яко да Господь Бог учинит (введет в чин, среду, – в такое место) души их, идеже праведнии упокояются; Заупокойное 3-е: милости Божия, (для получения) царства небеснаго (а для этого) и оставления грехов их, у Христа безсмертнаго (как победившего смерть и воцарившегося во веки) Царя и Бога нашего просим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

74 Так же точно, при погребении младенцев, раздаются предстоящим возжженные свечи и совершается каждение, как это бывает и при погребении взрослых. 75 В некоторых местах есть обычай – тотчас по смерти священника ударять на исход души в праздничный звон протяжно. 77 В Нов. Скриж. говорится, что елей из напоенной губки принято обычаем Восточной Церкви возливать на умершего священника, покрыв сперва тело его полотном (503 стр., §3). 78 Если погребение совершается после литургии, совершавшейся в присутствии мощей умершего, то, конечно, начало погребению полагается как при погребении мирян. 79 Все чтения на погребении священника, как то: «непорочны», «степенны» и «блаженны» читаются, по преимуществу, священником же, а не клириком. 80 Так указано в употребляемых ныне требниках; но обычно отпуст делается в храме, с возглашением умершему «вечной памяти», а при могиле отпуст также бывает свой – на литии. 81 Чин этот составлен митрополитом Филаретом Московским по случаю отпевания тела Кирилла архиер. Подольск., в понедельник Светлой седмицы (31 марта 1841 г.). Напечатан в чтениях Московск. обществ. любит. духов. просвещ. 1869 г. кн. 7, стр. 93–96 (См. Пособ. к изуч. прав. богослужения Никольск. 752–754 стр.). 82 Порядок погребения мирян на Пасху опущен здесь, так как он достаточно ясно изложен в большом и малом требниках. 83 В Ук. Синод. 1860 г. марта 28, 1770 г. июля 20 и 1821 г. 25 янв. читаем: «Ежели кто из священников находится под следствием за такие дела, за кои подвергаются они своими преступлениями извержению сана своего, до настоящего еще лишения его, между производством следствия, будучи под запрещением священнослужения, а паче обращаясь в пьянстве, умрет, – таковые ясно оказавшиеся уже недостойными своего сана и пр... не будут впредь удостаиваемы... священнического отпевания, а похороняемы простым мирским погребением». Сообразно с сим постановлением и диакон, умерший в запрещении, не облачается в диаконские одежды, без архиерейского разрешения. 84 Так как в Указ. Синод. 24 авг. 1797 г. и 20 февр. 1880 г. не упоминается ни о пении заупокойной литии, ни о возглашении «вечной памяти», то, по букве закона, участие священника в погребении иноверца должно заключаться в следующих пределах: священник должен прийти в дом, где лежит тело умершего и, облачась в священные одежды, не петь заупокойной литии, а начать вынос пением: «Святый Боже...» и сопровождать гроб до могилы с пением того же стиха, притом, конечно, в преднесении креста и с кадильницею, как это делается в Православной Церкви, и опускать гроб в могилу с одним и тем же пением, без возглашения «вечной памяти» (Рук. для сельск. паст. 1872 г. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

Затем пономари становятся лицом к алтарю, а свечи ставят перед аналоем. «Благослови, владыко…». «Бог, молитвами…». «Премудрость, прости. Услышим Святаго Евангелия, мир всем». «И духови твоему», «От… Святаго Евангелия чтение» «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». «Вонмем». Читается Евангелие. Пономари кланяются священнику и поворачиваются лицом друг к другу. «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Сугубая ектения. Пономари отставляют свечи в стороны, затем один из них убирает аналой, после чего оба уходят в алтарь каждый со своей стороны. «Яко милостив…». Заупокойная ектения. Ектения об оглашенных, ектении о верных. Если есть заупокойная ектения, то подать кадило диакону, после ектении взять кадило. В начале пения Херувимской песни подать кадило. После каждения алтаря зажечь выносные свечи. Херувимская песнь. Великий вход. Пономари несут свечи перед диаконом и священником, выходят северной дверью на солею друг за другом и становятся со свечами у подножия амвона. «Великаго господина…». 2-я половина Херувимской песни ( «Яко да Царя всех подъимем…» ). После входа духовенства в алтарь пономари подходят к царским вратам и ставят свечи посреди царских врат, сами становятся рядом лицом к алтарю. После того как диакон покадит пономарей, они кланяются ему и друг другу и уносят свечи в алтарь каждый со своей стороны (через разные двери). Гасить свечи следует в алтаре. Просительная ектения. «Двери, двери, премудростию вонмем» . «Верую…». Евхаристический канон. В конце пения «Тебе поем…» подать кадило. «Достойно есть…». Включить чайник (в зависимости от модели чайника включить его можно раньше или позже с тем расчетом, чтобы вода закипела после «Отче наш…»). После каждения алтаря забрать кадило. «В первых помяни, Господи…». Ектения «Вся святыя помянувше…». «Отче наш…». «Святая святым». Причастны. Причащение духовенства. Поднести диакону теплоту. Причащение народа. При необходимости пономарь вместе с диаконом держит плат и отирает им уста причастников. «Спаси, Боже, люди Твоя…». «Видехом свет истинный…».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

послужить в военной Владимирской церкви. Послал известить главного начальника порта... они предпочитают священническое служение. Так Преосвященный и не служил. – 22–24.06.1902 г. в Севастополе прошли торжественные мероприятия по случаю столетия со дня рождения адмирала П.С. Нахимова. Всех жителей города пригласили принять участие в праздновании, убрать свои дома флагами и коврами, а вечером зажечь иллюминацию. В субботу, 22 июня, в храме св. Владимира (верхнем) в 10 часов утра началась торжественная заупокойная литургия по адмиралу П.С. Нахимову, а по ее окончании – панихида на могиле адмирала в нижнем храме. Литургию и панихиду совершил протоиерейо. Верольский. На богослужении присутствовали главный командир Черноморского флота С.П. Тыртов, чины морского ведомства с семействами, чины севастопольского гарнизона, господа консулы, представители севастопольского общественного управления, прибывшие на торжества защитники Севастополя и участники Синопского боя, а также учащиеся местных учебных заведений и родственники покойного. 23 июня, в воскресенье, в день рождения адмирала, была отслужена торжественная заупокойная литургия поадмиралу П.С. Нахимову в храме св. Владимира защитником Севастополя протоиереем о. Сокальским, бывшим священником Белостокского полка, ив Михаиловской церкви на Екатерининской улице, где отпевали адмирала. После ее окончания состоялся парад войск морского ведомства и севастопольского гарнизона на площади у памятника адмиралу П.С. Нахимову с провозглашением многолетия Их Императорским Величествам, производством императорского салюта и расцвечиванием флагами судов, стоявших на рейде,с молебном и прохождением церемониальным маршем войск – участников парада – мимо памятника адмиралу Нахимову и дома, где он проживал; надоме была установлена мемориальная доска. Командовал парадом генерал-лейтенант К.В. Церпицкий, начальник 13-й пехотной дивизии. В параде участвовали ветераны – защитники Севастополя и Синопского боя, а также представители от семи экипажей Черноморской флотской дивизии, ходившей под началом Нахимова; две роты от Брестского и Белостокского полков 13-й пехотной дивизии, входивших в эскадру вице-адмирала Нахимова всентябре 1853 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Вопрос: «Недавно был благословлен и введен в практику чин отпевания некрещенных младенцев. В связи с этим возникают разногласия относительно поминовения таковых за другими богослужениями. Действительно ли одобренный чин дает нам право поминовения младенцев умерших без Святого Крещения, за Божественной литургией, на панихидах и заупокойных литиях?» В самом этом вопросе содержится ошибка. Никакого «чина отпевания некрещенных младенцев» не существует. В прошлом году Священным Синодом было благословлено к употреблению «Последование о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения». Это последование содержит в основном молитвы об утешении скорбящих родственников умершего младенца, а также две фразы, в которых мы просим о благой участи для младенца. В чем может быть благость этой участи? Мы не знаем. Учение Церкви не дает ответа на вопрос о том, что уготовано справедливым и милосердным Богом для младенцев, умерших без крещения. Если же прямо ответить на заданный вопрос, то: нет, одобренный чин не открывает возможность поминовения младенцев, умерших без Святого Крещения, за Божественной литургией, на панихидах и заупокойных литиях. Вопрос или, вернее, реплика: «На сегодняшний день мы не имеем общепринятых указаний о степени поста для людей, живущих в миру. А те указания, которые предписаны в наших богослужебных книгах, являются частью монастырского уклада жизни». Эта реплика призывает нас к серьезным размышлениям. Формально действующий на сегодняшний день устав постов содержится в Типиконе, соответствующие главы которого восходят к ближневосточной монастырской практике, включающей не только воздержание от скоромных продуктов, но и многие дни так называемого сухоядения и даже некоторые дни полного воздержания от пищи. Очевидно, что современный человек, особенно если он не приучен к посту, и, тем более, в условиях мегаполиса, не способен соблюдать пост в полной мере согласно упомянутым предписаниям. Ситуация усугубляется тем, что популярные газеты и светские сайты, желающие как-то осветить тему поста, размещают перед Великим постом «постные календари» именно в изложении упомянутой ближневосточной практики.

http://patriarchia.ru/db/text/5550814.ht...

За ангелов, не нуждающихся в искуплении, частицу не вынимают, а только за людей, которых Господь «искупил...» от клятвы законныя честною кровию» и даровал бессмертие (Седален «Последования святых Страстей»). К глубокому сожалению, чувство исключительного значения литургийного поминовения усопших в наши дни у очень многих утрачено. Недооценивается самый главный, основной момент – принесение бескровной Жертвы за усопшего. С каким упорством люди добиваются служения заупокойных парастасов, отдельной заупокойной ектеньи или «индивидуальной» панихиды, заявляют претензии, что не слышали имени своего усопшего на поминовении, устраивают много раз шумные поминки с выпивкой и все это делается ради любви к почившему. И как редко слышит священник просьбу вынуть на литургии частицу за усопшего. А ведь в этой малой частице вся глубина поминовения и в ней должна заключаться полнота любви к усопшему. Поминовение усопших на проскомидии и по освящении Св. Даров, хотя негласное, по своему значению, силе и действенности не может быть сравниваемо ни с какими другими молитвенными поминовениями (например, за панихидой или гласным поминовением на ектеньях). Примечательно, что это негласное поминовение усопших никогда не отменяется и даже на Пасхе, среди ликующей радости, воссылается молитва о упокоении ушедших из Церкви земной. Дело священника объяснить своим прихожанам сущность и силу молитвы Церкви за усопших. Потерей подлинной церковности следует считать установившиеся в некоторых епархиях новшество придавать Литургии Преждеосвященных Даров то значение и характер, которых она не имеет. Известно, что за Преждеосвященной Литургией проскомидия не совершается, заупокойной ектеньи в служебнике не положено, частицы на дискос не возлагаются, в чашу они не опускаются и омовения их в Св. Крови не происходит. Как же можно вынимать частицы из просфор, когда на Литургии Преждеосвященных даров нет главных духовно-мистических элементов полной литургии? Ведь, идя дальше, таким путем приспособленчества, придется вынимать частицы и в понедельник, и во вторник, и в четверг. Принципиальной разницы во днях нет. Сама идея копить и держать вынутые частицы несколько дней не церковная и литургически необоснованная.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010