1650 г. получил благословение (ГИМ ОПИ. Ф. 17. Оп. 2. Ед. хр. 16. Л. 1-2, на л. 2 об. помета с разрешением). В мон-ре Л. ввел общежительный устав. В Житии святого сообщается, что он обладал особым даром умиления и не мог служить литургию без слез. Кроме того, он был замечательным проповедником. Будучи строителем Лукиановой пуст., Л. постриг в монашество настоятеля Троицкого храма в Александровской слободе свящ. Феодора, вдовую попадью Анну (в монашестве Анисия), вдовицу Феклу (в монашестве Феодора). Инокини жили при приходском храме Рождества Христова в слободе. Благодаря хлопотам Л. в 1650 г. царь Алексей Михайлович разрешил монахиням поселиться при храме Успения Пресв. Богородицы в Буграх на Государевом дворе и создать жен. мон-рь. Имя Л. названо первым в перечне духовников синодика александровского Успенского мон-ря (ГИМ. Епарх. 776. Л. 17 об.; кон. XVII - XVIII в.). После того как число монахинь в обители достигло семи, Л. ввел общежительный устав. Опасаясь нападений на монахинь, подвижник не разрешал им общаться с мирянами, даже пожертвования они принимали через окно. Известны прижизненные чудеса святого. В 1653 г. в Лукианову пуст. привезли больную жительницу с. Авксентьева Александровского у. Антонину. В течение 6 месяцев женщина не могла наступать на больную ногу. Перед чудотворной иконой она молилась, поддерживаемая своими дочерьми. После молебна, совершенного Л., Антонина покинула храм без посторонней помощи и в благодарность пожертвовала убрус на запрестольную Смоленскую икону Божией Матери. Чудо 2-е «Сказания...» о Л. повествует об исцелении бесноватого Иоанна, жителя того же с. Авксентьева. Он оставался в обители несколько дней, все это время Л. с братией непрестанно молились о больном. Чудо 1-е «Сказания о Пресвятой Богородицы Успения...» рассказывает об исцелении по молитвам Л. в александровском Успенском мон-ре иером. Гурия, «одержимого нечистым духом». Л., обладавший даром пророчества, предсказал мор 1653-1654 гг. В «Сказании об Успенском монастыре» сообщается, что после мора в обители осталось только 6 стариц. 15 авг. 1654 г., «в моровой год», как говорится в этом Сказании, Л. освятил Успенский храм Александровского мон-ря, тогда из Лукиановой пуст. в мон-рь была принесена с крестным ходом икона Рождества Пресв. Богородицы (в 1771 традиция совершать крестный ход с чудотворным образом была возобновлена и приурочена к 6-му воскресенью после Пасхи). Л. преставился в праздник Рождества Пресв. Богородицы. В этот день он причастился Св. Христовых Таин и долго молился перед чудотворной иконой. Когда подвижник ослабел, ученики вывели его на монастырский двор и положили на траве, здесь братия простилась с настоятелем.

http://pravenc.ru/text/2110831.html

1808-1885 гг.». За что же была удостоена столь высокой чести внучка И.С. Челищева? Е.И. Отто щедро жертвовала средства на ремонт церкви. Например, на ее деньги торопецкие живописцы исполнили новые иконы для иконостаса третьего этажа. А умерла она от разрыва сердца, которое не выдержало первого звона вновь установленного колокола - настолько он был силен. Кстати, в тихую погоду звон этого колокола слышали жители деревень Ворошилово, Заборье, Семченки, Михайловщина и других. В 1884 году почетный прихожанин храма Святой Троицы штабс-ротмистр в отставке Сергей Андреевич Челищев пожертвовал 500 руб. на строительство Отоловской церковно-приходской школы. Сооружали ее мужики из деревень Кудино, Колпино, Гари и Москва. Потребовалось им на это не более года. Освятили и открыли школу в 1885 году в день Покрова Пресвятой Богородицы. Храм Святой Троицы в Отолово многое повидал за свою 230-летнюю историю. В годы Великой Отечественной войны была разобрана кирпичная часовня, строительный материал употреблен для сооружения аэродрома вблизи деревни Заборье. Была осквернена и могила Е.И. Отто, золотые украшения сняты, плита сворочена набок. Церковь имела много икон в золоченых окладах, запрестольное Евангелие в окладе с чеканкой и золочеными гравюрами (его увезли в Санкт-Петербург еще в 1960 году). А многие древние книги в деревянных, обтянутых кожей переплетах с медными застежками оказались почему-то в Твери, Андреаполе и даже в Минске, Киеве. Редчайшая икона с житием Параскевы Пятницы тоже куда-то увезена. Безвозвратно исчезли огромные хрустальные люстры, украшавшие храм. Бархатные занавески от церковных врат были взяты жителями деревни Торопово, оцинкованное железо с крыши пригодилось для изготовления хлебных форм. В наших краях существует печальная легенда, которую рассказал когда-то мне старожил Николай Муравейник. Женщинам, что носили юбки из церковных занавесок, было наказание Божие, - гласит легенда, - ноги их ослизли, никогда не заживали, доставляя страшные мучения. Только малую часть из того, что принадлежало Свято-Троицкому храму, удалось сохранить нашему музею: большой подсвечник на 100 свечей, около 12 икон, одни царские врата.

http://sobory.ru/article/?object=00328

  Говорят, что : Говорят, что //Фома. - – май 2019. - С.44-45. – (раздел « Вера », рубрика « Говорят, что »). Ответы  на следующие суждения и вопросы: Часто спрашивают: для чего в Церкви освещают оружие, которое создано для того, чтобы убивать людей ? Отвечаем: Фото kosmonavtika.com.  - С.44. Почему в Церкви нет единой позиции по поводу эволюционной теории ? Потому что.  Ил.: Сотворение Богом рыб и птиц. Италия. Венеция. Собор святого Марка; XIII в. -  С.44. Говорят, что в Церкви учат, что во Вселенной нет больше жизни ни на каких других планетах и галактиках, а все, кого люди принимают за инопланетян, - бесы.  На самом деле.  - С.45. [ Ответ священника : ] Как прекратить осуждать ? Спрашивает /Иван.  Отвечает/протоиерей Андрей Ефанов //Фома. - – май 2019. – С.45. – (раздел « Вера », рубрика « Говорят, что »).     ЛЮДИ (раздел). – С.46-65. Александр Рохлин . Как я встретился с Лесным человеком . Невыдуманная история . Рисунки Наталии Кондратовой//Фома. - - май 2019. - С.46-53. - (раздел « Люди »). опубликовано в журнале «Русский пионер». Школа «Фомы». Суть вещей: Пасхальный крестный ход . Что несут в руках его участники . [Инфографика]. Пасха : главный христианский праздник — Воскресение Иисуса Христа после Его распятия на Кресте; Крестный ход: церковный обряд, во время которого верующие совершают шествие с иконами, хоругвями и другими святынями. Крестный ход совершается ради прославления Бога и испрашивания у Него милости и благодатной поддержки; В сам праздник Пасхи крестный ход обычно совершается около полуночи. Духовенство вместе с верующими три раза обходят с песнопениями храм, подходят к его закрытым дверям и поют тропарь «Христос воскрес из мертвых...». Прообраз этого крестного хода — шествие Жен Мироносиц, которые спешили ко гробу Спасителя; Всю следующую неделю — Светлую седмицу — каждый день после литургии также совершаются крестные ходы, но они проходят днем. Крестный ход останавливается по четырем сторонам света возле храма и духовенство читает Евангелие; Пасхальный крестный ход -  с краткими пояснениями, касающимися предметов, которые несут в руках его участники (Артос; Фонарь; Хоругви; Евангелие; Икона Воскресения Христова; Запрестольные крест и икона; Пасхальный трехсвечник). Ил.: Артос; Пасхальный крестный ход. Фото из архива храма Рождества Христова г. Краснодар;  Крестный ход во вторник Светлой седмицы 2018 г., Свято-Троицкая Сергиева лавра. Фото Алексея Куприянова; Пасхальный трехсвечник//Фома. - — май 2019. - С.54-55. - (раздел « Вера» , рубрика « Школа “ Фомы ”. Суть вещей »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-193-...

Алтарный образ – одно дело, а иконостас – другое. Иконостас развивался под влиянием идеи торжествующей церкви Христовой. В состав его входят, кроме местных икон, деисис большой, праздничный ряд, пророческий и праотеческий. Каждый из этих рядов имеет свой особый центр. В центре пророческого ряда находится Богоматерь с Младенцем (ср. композицию «Свыше пророцы»); но и пророческий ряд по своей идее отличается от тех итальянских икон, на которых с обеих сторон и без строгого порядка разбросаны разнообразные иконографические изображения, в том числе все праздники. Какой же это иконостас? Тут нет совсем сходства с православным иконостасом ни по форме, ни по содержанию. Православный иконостас – вещь идейная, глубоко содержательная, до которой очень далеко Сиенским иконам. В частности, та черта итальянских алтарных икон, что они имеют иногда изображения праздников и др. на оборотной стороне, не дает почвы для сравнения её с нашими иконами запрестольными. Последние действительно, имеют часто на оборотной стороне различные иконные изображения, но это не по подражанию готическому обычаю, а просто потому, что икона эта бывает иногда видима с обеих сторон, когда, например, она стоит возле престола или, когда несут ее в крестных ходах. Подобные двусторонние образки – металлические– явились с незапамятных времен; они были уже и в Сирии, и в Палестине, и в Византии и оттуда переходили к нам уже в X – XI вв. Позднее, явились у нас двусторонние походные иконостасы, в которых простой холст плотно залевкашивался с обеих сторон и на обеих сторонах писались изображения. Это важно было для легкости переноски. Можно сказать, что этот прием всеобщий и применялся он главным образом к предметам портативным (кресты, хоругви, путные образки и т. п.) и не предназначенным для постоянного прикрепления левой стороной к тяблу или киоту. Но и это еще не все. «Весьма возможно, – говорит Н. П. Кондаков , – что подобного рода иконы легли в основание тех походных и домашних иконостасов, которые распространились особенно в греко-восточном мире, начиная с XV столетия...».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Благодаря крупным пожертвованиям предусмотренная сметой сумма была в конце концов собрана. Удалось также приобрести кирпич, полученный от разборки поврежденных зданий, и некоторые другие материалы. В 1951 было дано разрешение на строительные работы, которые возглавил техник-строитель Б. Пауламо. Надзор за строительством члены комиссии выполняли безвозмездно. 2 сентября 1951 епископ Гельсингфорсский Александр, совместно с духовенством прихода, торжественно заложил храм. К лету 1953 здание вчерне было готово и 15 июля было освящено малым освящением. Внутренняя отделка осталась незавершенной, - из-за недостатка средств ее пришлось отложить. Несмотря на это, в церкви сразу начались отпевания. Белый оштукатуренный храм возведен в новгородском стиле, поэтому во внутренней отделке требовалось сохранить тот же стиль и высокий художественный уровень. В 1955 было принято решение сделать двухъярусный дубовый иконостас, который вырезал И. В. Репин в мастерской И. Хейнцмана по эскизу автора храма. В Париже в обществе Икона заказали образа Г. В. Морозову и кжн. Е. С Львовой. Кроме икон в Париже были также написаны: запрестольный образ Нерукотворного Спаса, Взятие на небо пророка Илии, Успение Пресвятой Богородицы, Распятие с предстоящими и хоругви. Паникадило взяли из снесенной часовни-памятника, стоявшей около Успенского собора. К лету 1958 работы по внутреннему убранству закончились. Хранившиеся на складе прихода пять колоколов подняли на звонницу, после чего храм был готов к торжественному освящению, которое 28 сентября 1958 совершил Преосвященный Александр в сослужении приходского клира. Благодаря ценным вкладам прихожан внутренний облик храма постепенно стал соответствовать внешнему. Особого внимания заслуживают иконы свт. Николая с житием (дар М.А. Фаберже), древний образ Спаса, складень с Владимирской Божьей Матерью (дар Е.А. Буман) и другие. На северной стене помещен киот в форме креста в память русских моряков, погребенных на кладбище, с указанием имен и дат жизни. Снаружи церковь украсили мозаичные иконы, исполненные и пожертвованные финской художницей Инной Коллиандер.

http://sobory.ru/article/?object=20714

Было ли так в древности? Сами Латиняне отвечают на это отрицательно 10 . После сего, уже само собою разумеется, что в западных Церквах нет такого священного места, которого бы не попирали ногами лица неосвящённые, как напр. у нас место между св. Престолом и царскими вратами. Напротив, там всякий мирянин, будет ли он мужеского, или женского пола, может входить всюду, хотя и по каноническому праву латинскому, женщинам воспрещается приступать к Престолу и стоять или сидеть за перилами, его окружающими 11 . Теперь войдём в самое святилище западной Церкви. Здесь мы замечаем: 1) Престол сделан из камня (это – престол неподвижный), и среди его вделан 12 так называемый священный камень (Petra Sacra) (это – подвижный или переносный престол (altare portabile) 13 , на котором должны стоять во время литургии чаша и дискос и, сверх сего, под ними расстилается антиминс. Явно, что здесь одно что-нибудь лишнее, или священный камень, или антиминс; но Римская Церковь , вероятно, хотела в сем случае соединить чиноположение древнее восточное со своим западным, иметь и восточные антиминсы и вместе удержать и свои переносные алтари. 2) Престол обыкновенно примкнут к стене, тогда как в древности и на западе престолы устроились среди алтаря 14 , как делается и доныне в Православной Церкви. 3) Нет древней сени над престолом 15 и не лежит Евангелие на престоле. 4) Престолы украшены цветами 16 . 5) Среди престола поставлена неподвижная сень (tabernaculum) 17 , венчаемая крестом с дверцами, которые запираются на ключ; в нём расстилается антиминс и ставится ковчег (pixis) 18 с запасными Дарами. 6) Запрестольная икона часто заменяется занавеской. 7) Горнее место, которое так высоко почитается Православной Церковью , что не позволяется на него всходить никому, кроме высших Иерархов, у Латинян, не существует; там, где бы оно должно быть, т. е. за престолом, в их храмах бывает много нечистоты. В одних только соборных Церквах тут устрояется место для каноников, составляющих капитул, а в монастырских Церквах для монахов, отправляющих свою службу в хоре. Между тем в древности и на западе на горнем месте ставили кафедры епископские и сопрестолия пресвитерские, которые теперь там устрояются на левой стороне святилища, ниже престола. Тут же в алтаре за престолом, или перед ним, помещаются, вместе со служащим духовенством, и певчие, если они не стоят на хорах (где орган), или на особенном месте, устрояемом для оркестра. Поэтому на западе и нет наших клиросов.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

В приделе Св. Иоанна Предтечи Господня местные иконы в серебреных же ризах с сребропозлащенными венцами. Храмовой образ Св. Иоанна Предтечи Господня, в золоченой рельефной в виде оклада дске. Внизу ея в клейме надпись: «Сей образ написася 1797 года, месяца Февруария 25 дня иждивением Коренного монастыря монахов ....(имена заглажены). В алтаре настоящей церкви запрестольный образ большого размера, на котором изображено распятие Господне с предстоящими. А в придельном алтаре образ Спасителя стоящего, а по сторонам его внизу группа коленопреклоненных апостолов, оклад серебреный, а на Спасителе риза и венец позолоченные, на полях большие камни жёлтого цвета в гнёздах, на нижнем поле вычеканена надпись: «Тщанием и усердием Александры и Марфы Веревкиных»; клеймо 1813 года. Чудотворная икона Знамения Божией Матери, (мерою: в вышину 9, а в ширину 6 вершков), как известно, бывает ныне лишь временно на месте своего первоначального явления и в это время помещается в вышеупомянутом боковом, нарочно для сего устроенном в виде иконостаса месте. Заимствуем описание сей иконы и бывших на ней царских украшений, из старинной описи Курского Знаменского монастыря 1667 года. Образ местной осмилистовой, Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго ея Знамения, Чудотворной иконы, по искони вечному нарицанию Курская, на полях написан образ Господа Саваофа со пророки. У того чудотворного образа Пречистой Богородицы украшения: венец золот чеканный, в венце в челе камень яхонт лазорев, по сторонам два камени яхонты ж красные; у товож чудотворного образа Пречистыя Богородицы в челе жемчугу 34 зерна бурмицких, а около венца жемчугу 63 зерна, да ожерелье жемчужное низано по атласу; усерязи золотые, а в них в гнёздах два камени небольшие бирюзы, около усерязей 16 жемчужных зерен; две рязы жемчужные, а в них во шти (в 6-ти) плетенках в каменья место 9 прокладец, серебренных позлочены, тощие; у товож образа 3. П. Б. у предвечного Младенца Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа венец золот чеканный. У товож образа Пресвятыя Богородицы поля обложены золотом резным с чернью, а около тех золотых пол, на краях, жемчугу 121 зерно; на придельных полях товож Чудотворного образа Пресвятой Богородицы около Господа Саваофа и пророков оклад серебряный резной позлачен, около тех резных пол, жемчугу 254 зерна, а около всего образа приделанных около края полях, оклад серебряный чеканный позлачен; а около тех от крайних пол со всех четырёх сторон по краям, жемчугу 80 зёрен.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Внутри стены окрашены в светло-голубой цвет, оформлены белыми пилястрами и завершены карнизом, украшенным розетками. Сводчатый потолок не расписан, над алтарной аркой находится орнаментальная роспись с надписью «Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородица». В полуциркульные окна вставлены цветные стекла. Пол, солея и алтарная преграда – мраморные; небольшое паникадило из бронзы. Красивый одноярусный иконостас сделан из белого каррарского мрамора и декорирован изящными колонками и резным орнаментом. Он подражает византийскому иконостасу IX века. Две местные иконы: свт. Николай и блг. вел. кн. Александр Невский происходят из домовой церкви кн. Лопухина и приписываются К. П. Брюллову. Рядом с иконостасом стоят две металлические хоругви русской работы. Запрестольный образ Воскресения Христова исполнил Н. И. Юрасов, русский вице-консул в Ментоне. Справа от иконостаса находится киот с большой храмовой иконой, дар в 1975 полковника А. А. Леонова. Под киотом помещены андреевский флаг и Георгиевский крест. Слева от иконостаса – старинная икона Божией Матери греческого письма, тоже в киоте. Выделяются резные киоты с образом св. Ольги и св. Владимира, более позднего времени, и находящиеся на западной стене – с изображениями Божией Матери, свт. Николая, блг. вел. кн. Алексия и ап. Петра. Иконка св. Александра Невского в металлическом окладе сооружена в память генерала А. А. Куявского (1879–1968). Ризница и золоченая утварь из серебра, а также многие иконы попали из вышеназванной церкви Королевы Ольги Николаевны или были пожертвованы принцессой Евгенией Максимилиановной Ольденбургской, товарищем обер-прокурора В. К. Саблером, бар. В. С. Плессен, А. П. Озеровой и другими лицами. Причт в новую церковь был прислан из Ниццы. Первым настоятелем стал о. Иоанн Херсонский; в 1900 был назначен прот. Николай Петрович Аквилонов. Из Ниццы на содержание церкви ежегодно до 1902 переводилось 6 тыс. франков, которые затем выплачивала российская казна. В 1903 приход получил самостоятельность. До появления храма в Сан-Ремо в Ментону приезжали молиться также русские, отдыхавшие на итальянской Ривьере. В 1912 для духовенства вблизи храма был куплен отдельный дом.

http://sobory.ru/article/?object=23492

Вскор Господь послалъ еще новую жертвовательницу, нкую У. И. Алексеву, которая, проживъ почти всю жизнь на усть и занимаясь бакалейной торговлей, пожертвовала отъ своихъ скудныхъ въ память покойнаго своего мужа новый колоколъ въ тридцать два пуда. Къ этому же времени поступили отъ Е. П. Свшниковой — Дарохрапительница серебряно-вызолоченная; отъ Е. С. Пушкаревой — напрестольный серебряно-вызолоченный, художественной работы крестъ; отъ А. М. Морозовой и Е. В. Чугуновой — запрестольный крестъ и Матерь, храмовая икона Казанской Матери, писанная на золот, для отъ И. И. и Н. А. Зобниныхъ — плащаница, шитая золотомъ; и святцы отъ С. К. Петрова и Н. Н.Якимова массивная художественной работы люстра, сплошь вызолоченная; отъ гг. Кожевниковыхъ напрестольное и серебряно-вызолоченные сосуды, В. Г. Гурьева, А. П. Пушкаревой, 3. В. Журавлева, М. К. и мн. друг. храма съ подобающею совершено было 6-го августа 1900 года, въ праздникъ Господня. Наканун всенощное совершилъ священникъ Макарьевской церкви П. I. Касаткинъ, а на и выходили Архимандритъ Зилантова монастыря о. Никодимъ и священникъ Боголюбской церкви Н. Крестниковъ. Всенощную плъ мстный хоръ подъ Е. Н. Доброхотова. Чинъ храма и божественную 6-го августа совершилъ въ архимандритовъ: Ивановскаго монастыря Зилантова монастыря Никодима, ключаря собора священника А. П. Яблокова, благочиннаго священника П. М. Руфимскаго, священника Макарьевской церкви П. I. Касаткина и священника Боголюбской церкви Н. М. Крестникова. Пли два хора и Въ конц храма слово произнесъ священникь Боголюбской церкви Н. М. Крестниковъ, на текстъ: „Благословенъ Господь Богъ днесь, иже даде покой людемъ своимъ Израилю». (3 Царств. 8, 56). Торжество храма закончилось Государю Императору со всмъ Царствующимъ Домомъ, Святйшему Синоду, Высокопреосвященнйшему строителямъ, благотворителямъ и украсителямъ св. храма сего. Затмъ началась божественная Въ конц по заамвонной молитв, сказалъ проповдь. Всесвятаго Дха, мы храмъ сей Богу живому и истинному (Евр. 9, 14.), такъ началъ Владыка. Се и еще мсто славы Его, мсто труждающихся и обремененныхъ, мсто благодатнаго и душъ алчущихъ и жаждущихъ слова и св. Таинствъ, мсто съ невидимымъ ангеловъ и святыхъ человкомъ. Да будетъ Господу, увнчавшему это благое дло вождленнымъ успхомъ, потому что аще не Гостдь созиждетъ домъ, всуе трудишася (Псал. 126, ст. 1-й).

http://sobory.ru/article/?object=34237

Высококачественная кладка стен выполнялась из кирпича завода М.П. Петрова и Л.А. Витовского. Внутри церковь была отштукатурена с лепными, в два тона окрашенными карнизами. Пол выстлан отличным паркетом. Амвон и хоры обнесены чугунной, бронзированной решеткой. На хоры вела чугунная лестница, пожертвованная Н.В. Латкиным. Под потолком главного зала помещалось бронзовое вызолоченное паникадило на 44 свечи – дар И.П. Лесникова. В церкви были установлены два резных, дубовых иконостаса. Известно, что один из них был выполнен мастерами Лебедевым и Медведевым. Иконы из прежде существовавшего здесь иконостаса, пожертвованные в свое время В.Кн. Марией Николаевной, были помещены в иконостас придела св. Сергия Радонежского. Запрестольным, в главном приделе, был образ Воскресения Христова возженной живописи на стекле с железною рамою (витраж), деньги на который (600 рублей наличными) дал П.П. Вейнер. Икона в память спасения в Борках была последней работой акад. Д.Н. Мартынова. Ко дню освящения храма И.И. Глазунов подарил в ризницу золоченые сосуды, а в Отделение пожертвовал портрет Ее Императорского Высочества Евгении Максимилиановны, принцессы Ольденбургской, написанный маслом, искусной работы. После начала I-oй Мировой войны в одном из помещений Дома Милосердия был устроен лазарет на 100 кроватей для выздоравливающих воинов. Во главе причта перед революцией стоял о. Александр Николаевич Филомафитский. Сведения о жизни храма в первые годы Советской власти крайне скудны, однако есть основания предполагать, что более подробные материалы могут находиться в Центральном Государственном Историческом Архиве (ЦГИА) СПб. Известно, что службы в храме продолжались до 1932 г., однако настоятели всё время менялись. В 1930 г. по решению Леноблисполкома был произведен технический осмотр церкви и составлен перечень необходимых ремонтных работ. Однако ремонтные работы так и не состоялись, а потери в церковном имуществе уже начались. Первыми «исчезли» пять бронзовых колоколов, 20 подсвечников и люстра. Несмотря на это в храме продолжалась насыщенная церковная жизнь.

http://sobory.ru/article/?object=01694

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010