Из икон старинного письма достойна внимания икона Св. Пророка Илии с житием. Позолота на иконостасе и икона в нем поновлена в 1901 году вологодским живописцем Василием Шаховым. В алтарях на восточной стене две художественные картины, по одной в каждом, в Святодуховском - " Тайная вечеря " , в Успенском - " Воскресение Христово " . На потолке в самой трапезе написаны больших размеров три картины с оригиналов храма Христа Спасителя в Москве, именно: в центре - Преображение Господне, на правой стороне - Сошествие Св. Духа на Апостолов; на левой - Успение Божией Матери. В простенках между окнами направо изображение притчи о блудном сыне, на лево - Мытаря и Фарисея. Вокруг всех картин сделаны цветные рамы. В арке, ведущей из трапезы в церковь на правой стороне художественное изображение во весь рост преподобного Феодосия Тотемского Чудотворца, а на левой - преподобного Вассиана, чудотворца тиксенского. Вся стенная живопись в трапезе работы вологодского живописца Василия Шахова. 2. Алтарь Преображенской церкви Главный алтарь Преображенской церкви пятистенный, небольших размеров, в нем три окна. Святой престол и жертвенник узаконенной меры. Одежда на престоле медная, посеребренная с изображениями: на западной стороне Тайной Вечери, на южной - Преображения господня, на северной - Рождества Пресвятой Богородицы. На углах изображения четырех евангелистов; одежда устроена в 1852 году за 200 рублей мастером Иваном Кузминым Верховским на пожертвованные от прихожан деньги. Одежда на жертвеннике шелковая, полосатая, голубого цвета. Святой антиминс на престоле атласный, священнодействован преосвященным вологодским Палладием в 1870 году. Запрестольный крест медный, резной, вызолоченный с изображением распятия Иисуса Христа с предстоящими Богоматерью и Иоанном богословом, а над главою Спасителя изображение Господа Саваофа. По правую сторону креста запрестольная " Казанская " икона Божией Матери, икона медная вызолоченная; по краям резная, весьма искусного письма; на противоположной стороне ее изображение Св. Николая чудотворца; запрестольные крест и икона приобретены в 1892 году приходским попечительством за 114 рублей в память чудесного избавления царской семьи 17 октября 1888 года. На потолке художественное изображение Славы Божией, а на простенках между царскими вратами и окнами в 7 картинах изображены явления Христа Спасителя по Воскресении. Пол в алтаре сделан под паркет.

http://sobory.ru/article/?object=41439

Над каждым киотом поставлена икона Господа Вседержителя, и по сторонам четыре иконы, по две рядом, все в ризах. Довольно икон и в алтаре, но мы начнем обозрение его с престола. По драгоценности и искусству работы, кроме священнослужебных сосудов, замечательно особенно напрестольный сребропозлащенный (вес. 6 ф. 17 зол.) ковчег или дарохранительница в виде седмиглавой церкви 5 . В знаменование седми таинств, седми даров Св.Духа, седми вселенских соборов. Одно из напрестольных евангелий печатано при патриархе Филарете 7135–1627 г., а другое при патриархе Иосифе 7152–1644 г. На лицевой их стороне – чеканное из серебра распятие Христово (на одном с предстоящими) и по углам четыре евангелиста; на обратной стороне – на одном Рождество Христово и на серебряных застежках апостолы Петр и Павел, на другом осмиконечный крест с наугольниками. Из напрестольных крестов по древности замечателен писанный на древе, в сребропозолоченной оправе; а крест новый запрестольный истинно красота церкви 6 , писан со всеми страстями превосходно. По сторонам его две запрестольные древнего письма иконы Божией Матери: а) Владимирская, на обороте ее: Не рыдай Мене Мати. Пречистая Богоматерь представлена здесь рыдающею, с рассыпанными по персям власами, и без покрывала на главе. б) Смоленская, на обороте Покров. На них с лицевой стороны жемчужная по сребренной фольге вынизанная риза с яхонтами (на первой), стразами и другими камнями; оклад оплечья и венец с короной сребропозолоченные, древней чеканной работы. Перед жертвенником крест Господень с предстоящими. На горнем месте в киоте красного с позолотой дерева-икона Спасителя, давно писанная, и по сторонам ее шесть малых икон, все в ризах. Над ними три иконы древнего письма, каждая в 12 вершков: Господа, Матери Божией и Иоанна Предтечи (деисус), венцы серебряные; а поверх деисуса в средине изображение многоглавой церкви, знаменует церковь первородных на небесах написанных ( Евр.12:23 ); по сторонам икона Богоматери: Нечаянная радость и другая в жемчужной ризе икона св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

30 июня 1840 г., по случаю пожара, иконостас был разобран, престол сдвинут, антиминс, иконы, сосуды, ризница, богослужебные книги, самый престол и жертвенник были вынесены и сохранены от пожара, а свод церковный и иконостас сгорели. После пожара в училище не было церкви до 14 мая 1847 г., и богослужение, кроме литургий, совершалось в зале. Так как в это время училищу нужно было увеличивать свои помещения, то предположения об устройстве вновь церкви могли осуществиться не ранее 1844 г., когда, согласно высочайше утвержденному плану, приступлено было к перестройке училища и к устроению в нем церкви. 29 июня 1844 г. была закладка алтарной части храма во имя св. апостолов Петра и Павла, а 14 мая 1847 г. обновленная церковь была освящена преосвященным Нафанаилом, бывшим викарием С.-Петербургской епархии. Храм этот находится в 3 этаже каменного училищного дома и алтарем обращен внутрь двора, на северо-восток. На главном фасаде выведен каменный свод в виде надстройки 4 этажа, с полукруглым окном на улицу и с покатою, поперек дома, железною крышею, на гребне которой утвержден семиконечный, вызолоченный через огонь, бронзовый крест, которого вышина с шаром и чашкою 3 с четвертью аршина. Антиминс священнодействован епископом Нафанаилом, а подписан митрополитом Антонием. Престол и жертвенник дубовые. Под престолом - дубовый крест, в котором, при архиерейском освящении этого храма, вложены частицы св. мощей. Запрестольная икона " Взятие Божией Матери на небо " , писанная на полотне неизвестным художником, приобретена архитектором и пожертвована в церковь в 1847 г. плотником Ефимом Федотовым. Икона над жертвенником " Явление Иисуса Христа Марии Магдалине " , по преданию, есть вклад императрицы Марии. Солея возвышается на одну ступень. Иконостас деревянный, резной, вызолоченный, двухярусный, с 4 колоннами, вдающийся уступом в алтарь. В нем находятся иконы Спасителя, Божией Матери, Архистратига Михаила и архангела Гавриила; на царских вратах - Благовещение и 4 евангелиста; по бокам клиросов отдельно стоят иконы апостола Павла и св. князя Александра Невского. Все эти иконы взяты из прежней церкви и писаны на полотне художником Васильевым. Во 2 ярусе иконостаса находятся вновь написанные сыном прежнего художника, также Васильевым, иконы апостолов Петра и Павла, равноапостольных Константина и Елены, Владимира и Ольги, св. Николая Чудотворца и царицы Александры. Икона Тайной вечери также из прежней церкви, писана на полотне и поновлена тем же художником Васильевым. На вершине иконостаса находится крест с распятием, устроенный в 1859 г. по рисунку архитектора Макарова и пожертвованный бывшим церковным старостою купцом Василием Якимовым. Стоящие у клиросов, отделанные малиновым штофом с золотою бахромою и кистями хоругви пожертвованы плотником Федотовым в 1847 г. Им же пожертвовано бронзовое, вызолоченное паникадило о 48 свечах. Иконы дванадесяти праздников в одной деревянной вызолоченной раме писаны на холсте учителем рисования Александром Беллером.

http://sobory.ru/article/?object=10714

В иконостасе правого придела - иконы Спасителя, Богоматери, направо Архидиакона Филиппа, налево Архидиакона Никанора. Над царскими вратами -Тайная вечеря. В иконостасе левого придела - иконы Спасителя, Богоматери, направо Архидиакона Стефана, налево Архидиакона Лаврентия. Над царскими вратами - Тайная вечеря. В киотах у правых колонн - иконы св. великомученицы Екатерины и свт. Николая Чудотворца. В киотах у левых колонн – Казанская икона Божией Матери и икона святых празднуемых 17-го октября. По старинной традиции все новые храмы, освещавшиеся именем небесного покровителя кого-либо из Российских императоров, получали в подарок от Царствующего дома икону. В Ревельский собор Александра Невского была пожертвована икона в честь пророка Осии, преподобного мученика Андрея Критского и других святых, память которых празднуется 17 октября. Выбор иконы не случаен, так как именно 17 октября 1888 года в железнодорожном крушении царского поезда у станции Борки чудесным образом не пострадали император Александр III и его семья. Иконы за клиросами : за правым - Вселенских святителей: Василия Великаго, Григория Богословаи, Иоанна Златоуста и за левым - угодников Павла, Димитрия и Иоанна. Запрестольный образ главного придела - Таинство Евхаристии- был написан на линолеуме художником М.М.Васильевым по образцу мозаичного изображения 11 века, находящегося в главном алтаре киевского Софийского собора. Изображения четырех Евангелистов на парусах центрального купола созданы художником А.П. Блазновым. Внутренние стены храма расписал по эскизам М.Т. Преображенского Г.П. Прокофьев. По эскизам А.Н. Новоскольцева в окнах алтарной апсиды установили витражи с изображениями Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи. Фасады собора украсили большими мозаичными панно работы архитектора-академика А.Н. Фролова. Над главным входом водружен образ Знамения Пресвятой Богородицы и выше - Нерукотворного Спаса, над южным входом помещено изображение св. благоверного князя Александра Невского и выше, в кокошнике – прп. Сергия Радонежского и св. равноапостольного князя Владимира, над северным входом возвышается образ свт. Николая Чудотворца и в кокошнике - лики св. князя Всеволода Псковского и смч. Исидора Юрьевского. Фасадные мозаики собора до сих пор остаются уникальными для всей архитектуры Эстонии как по своим масштабам, так и по мастерству исполнения.

http://sobory.ru/article/?object=00141

Запрестольная икона Б. М. «Знамения» (с Николаем Чудотворцем на другой стороне) в собрании Н.П. Лихачева относится к обычным новгородским иконам XVI в. и ничего общего не имеет ни с Дионисием, ни с его последователями. Что же касается встретившейся на этой иконе формы цветного кружка, обычной вокруг символических образов и эмблем в иконописи XV–XVI столетий, то при крайней распространенности этой формы излишне приводить подобный пример для характеристики особого направления в иконописи, представляемого Дионисием. Тем более, нельзя не считать совершенно неприемлемой догадку (стр. 54), что эта икона может принадлежать кисти учеников Дионисия. Икона сама по себе интересна и хороша, но ее снимок в данной монографии излишен и мешает характеристике мастера и школы. То же самое приходится сказать о помещении рисунков: 31 – иконы письма Рублева, 32, 36, 37, 38, 41 и других. Напротив того, приведенные в снимках миниатюры (рис. 22–25) письма Феодосия, сына Дионисия, в Евангелии 1507 года, изданном Обществом Люб. Др. Письменности, оставлены без достаточного стилистического их рассмотрения, хотя должны были бы лечь в основание характеристики дионисиевой школы (на стр. 67 сделана только ссылка на доклад об этих миниатюрах, прочитанный в заседании Общества Письменности). Таким образом, характеристика дионисиевой школы ограничена в сочинении исключительно разбором самих фресок Ферапонтова монастыря, вследствие чего, этот разбор лишен самой могущественной основы: сравнительного метода. Все, принимавшие на себя тяжелый труд стилистического анализа памятников восточных и древне-русских, более или менее, ясно сознают трудности, получающиеся при отсутствии памятников для сравнения, но мы не помним, чтобы при этом была пока определена трудность этой задачи. Кратко же говоря, при отсутствии памятника для сравнения, анализ данного предмета не может указать сразу той существенной разницы в стиле, которая отличает его от ему подобных современных или близких. Взамен этого приходится, как то делает и г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Источник: http://ppb-uvao.ru/index.php? option=com_content&view=article&id=79&Itemid=68 Петра и Павла, апостолов, при Генеральном госпитале в Лефортове церковь (Госпитальная площадь, дом 1; уничтожена). Здание госпиталя было выстроено по указу императора Петра I для лечения нижних чинов и обучения лекарей. Госпиталь открыли в 1707 г. вместе с первой в России госпитальной школой. Первоначально он был рассчитан на двести больных, а в 1756 г. расширен до тысячи мест. Коренная перестройка центральной части госпиталя производилась в 1798 г. архитектором И.В. Еготовым, угловых же частей здания – в начале XIX в. при императоре Александре I. На обширной госпитальной территории существовало три храма – апостолов Петра и Павла, иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и Московских святителей. Первую церковь Воскресения Словущего выстроили одновременно с госпиталем. В 1738 г. она сгорела и была возобновлена. После перестройки здания храм перевели в центр психиатрического отделения, выходящего на Яузу, и освятили 20 июля 1801 г. во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. В нем находились иконостас в стиле ампир начала XIX в. с иконами в ризах, запрестольная икона начала XVIII в. (с одной стороны – Смоленский образ Божией Матери, с другой – святителя Николая), запрестольный деревянный золоченый крест начала XVIII в., икона Божией Матери «Трех радостей» XVIII в. в бисерной ризе, Смоленская икона Божией Матери первой половины XVII в., образ святителя Николая конца XVIII в., четыре украшенных драгоценными окладами Евангелия XVII–XVIII вв. В храме находилось немало серебряных предметов: три комплекта богослужебных сосудов XVIII – начала XIX века, две дарохранительницы XVIII в., напрестольный чеканный крест 1717 г., крест XVIII в. с мощами, два заклиросных киота XVIII в., потир с надписью 1733 г., четыре подсвечника начала XVIII в. Петропавловский храм обновили в 1896 г. на средства ктитора Гаврилова в память предстоящего коронования императора Николая II. Иконостас вновь вызолотили, иконы отреставрировали.

http://sobory.ru/article/?object=05806

— Сейчас в Церкви идет много споров о внутреннем убранстве храма, а как обстоит с этим дело в Толмачевском храме? Если у вас музейный статус, то и спрос больше. — Многие композиции сохранились почти полностью, поэтому удалось восстановить систему росписей. Все росписи отличает стилистическое единство, они исполнены в традициях академической живописи XIX века. Значительным достижением реставраторов Третьяковской галереи явилось создание иконостаса главного придела, также завершенного в 1997 году. В нем соединены образа из иконостасов Никольской церкви и другого известного храма Замоскворечья — Рождества Богоматери на Полянке, более известного под названием Космы и Дамиана в Кадашах. Все они датируются концом XVII столетия и созданы мастерами Оружейной палаты Московского Кремля. Воссозданный иконостас достаточно точно воспроизводит первоначальную схему пятиярусного иконостаса Никольского храма, соединив иконы из разных храмов, стилистически он представляет единое художественное целое, являясь уникальным памятником церковного искусства XVII века и мастерства реставраторов. В " местном " ряду — сохранившиеся иконы из Никольской церкви: храмовая икона " Сошествие Святого Духа на апостолов " (1697), " Спас Вседержитель " (1692), " Богоматерь " Одигитрия " , " Святитель Николай Чудотворец " (1692). Иконостасы приделов также были восстановлены при реконст­рукции. Более того, галерея передала храму более 200 икон из запасников, а также запрестольные кресты, литургическую утварь. Процесс передачи святынь продолжается все эти годы. Так, в 2005 году в Покровском приделе было установлено старинное распятие — Дмитровский крест. Исследователи расходятся в его датировке: одни, следуя сказанию, относят его к XIII веку, другие на основе живописных особенностей считают временем его создания конец XIV — начало XV века. В Третьяковскую галерею Дмитровское распятие поступило из Государственного исторического музея в 1930 году. А с 2009 года в Никольском приделе храма находится Иверская икона Божией Матери. В 1929 году Иверская часовня Красной площади была закрыта, а икона изъята, долгое время о ее местонахождении ничего не было известно. Недавно, опять же благодаря усилиям искусствоведов и реставраторов, удалось установить, что в Третьяковской галерее, скорее всего, хранится именно этот чудотворный список из Иверской часовни. Он поступил в музей в 1933 году без указания происхождения, размер липовой доски, характерные утраты красочного слоя, другие детали свидетельствуют в пользу этого предположения. Было решено передать эту икону в наш храм, и сегодня верующие могут молиться перед ней в своих скорбях и печалях.

http://e-vestnik.ru/church/tretyakovka_p...

Так, в 1302 году, по завещанию Переславского князя Иоанна Дмитриевича, Переславль был отказан Московскому князю; а в 1474 году, при великом князе Иоанне III, и Ростов присоединился к Москве. В 1579 году был вновь построен и освящён 27 знаменитый, доселе существующий Московский Успенский собор. В этот вновь построенный и освящённый Московский собор стали собирать важнейшие святыни из других городов России или в подлинниках, или в точных копиях. Так были принесены из Новгорода – Корсунская икона Всемилостивого Спаса, из Владимира – Владимирская икона Богоматери, из Пскова – Псково-Покровская икона Богоматери, из Устюга (1507 г.) – образ Благовещения Пресвятой Девы Марии. Можно с вероятностью полагать, что и Московский Корсунский Крест принесён был из Киева сперва в Ростов или Суздаль, а потом уже и в Москву, например, на освящение Успенского собора в 1479 году. 28 Влияние ростовских святынь сказывается на стенной живописи Московского Успенского собора; например, над северными дверями (снаружи) изображены Ростовские иерархи. Имел ли Переславский Корсунский Крест какие украшения на себе при перенесении его из Киева – неизвестно. Но то несомненно, что нынешние украшения Креста, состоящие в ковчежцах с мощами святых угодников и разноцветных крестиках из камней, сделаны усердием благоверных князей и княгинь северной России. Об этом свидетельствуют, во-первых, царские короны на ковчежцах с мощами и русские надписи над изображениями праздников и святых угодников, во-вторых, ковчежцы с мощами русских святых Ростовской земли. Что же касается времени, когда сделаны украшения Креста, то, принимая во внимание, что в Кресте нет ковчежцев с изображениями и мощами святителей Московских – Петра (1326 г.), 29 Алексия (1354–1378 гг.), 30 Ионы (1449–1471 гг.), 31 Филиппа (1566–1569 гг.) и святого Сергия Радонежского чудотворца (1391 г.) 32 ; а есть ковчежцы с изображениями и мощами святых князей Феодора Смоленского (его мощи открыты в 1463 году) и Василия Ярославского (мощи открыты в 1501 году) и, останавливаясь на том, что ковчежцы с мощами русских святых стоят на линии Креста последними, а ковчежец в форме креста с мощами святого князя Феодора Смоленского не походит на другие изящные ковчежцы, нельзя не прийти к заключению, что ковчежцы с мощами греческих святых и разноцветные крестики были устроены ранее ковчежцев с мощами русских святых, именно до 1472 года – до открытия мощей святителя Московского Ионы, и что полное завершение украшений Креста с ковчежцами мощей русских святых последовало не позднее времён царствования Иоанна Грозного (1533–1584 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Утварь для церкви пожертвовали частные лица: купеческая вдова Д. Салтыкова - серебряную дарохранительницу, запрестольный серебяный крест и две хоругви, гельсингфорсский купец Н. В. Табунов - плащаницу большого размера и гробницу к ней. Бронзовое позолоченное паникадило на 144 свечи было изготовлено по заказу графа Адлерберга. Московские купцы А. И. Хлудов и Н. Ф. Шубин подарили собору восемь колоколов, из коих самый большой весит 300 пудов (около пяти тонн) и т. д. В 1872 Успенская церковь стала кафедральным собором, а Троицкая - приписной к нему. В первые годы в соборе было мало икон. Они поступили, главным образом, после 1918 и накануне последней войны. Среди них обращает на себя внимание икона прп. Серафима Саровского с мощами, старинные иконы: вмч. Варвары и свт. Николая Чудотворца и чудотворная Козелыцанская икона Божией Матери. Последняя икона - молитвенное благословение св. прав. о. Иоанна Кронштадтского родителям тяжело больной девочки, которая выздоровела по его молитвам. В 1940 она была привезена из Успенской церкви в Выборге, вместе с тремя вышеназванными. Сегодня в приходе Успенского собора насчитывается около 17 000 зарегистрированных членов. Настоятелем служит прот. Вейкко Пурмонен. Ему помогают 9 священников, 2 дьякона и 7 регентов-псаломщиков. Один из священников окормляет только русскоязычных прихожан и служит на церковно-славянском языке, один занимается с молодежью и детьми. Кроме собора на территории прихода в самой столице действуют следующие храмы: старейший в Хельсинки храм Пресвятой Троицы, домовая церковь ап. Иакова и вмц. Екатерины, церковь прор. Илии на кладбище, в новых кварталах Хельсинки - церковь Вознесения Господня в Вантаа, прп. Германа Аляскинского в Эспоо, в других городах: в Ханко равноапп. кн. Владимира и Марии Магдалины, в Порвоо - Преображения Господня, в Ярвенпяя - Казанской иконы Божией Матери. Построенная в 1827 г. гельсингфорская Троицкая церковь с увеличением православного народонаселения в городе оказалась тесною, и православные стали чувствовать настоятельную нужду в построении новой, более обширной и более благолепной церкви, которая могла бы с подобающим достоинством занять место в главном городе Финляндии. Желание такого храма еще более было усилено тем, что вблизи православной церкви, в сороковых годах, была воздвигнута новая лютеранская церковь, громадность и величественность которой представляла совершенную противоположность скромному виду Троицкой православной церкви.

http://sobory.ru/article/?object=07932

Это - красивый храм, отчасти в тосканском стиле, с наружными украшениями; со всех четырех сторон поставлены каменные круглые колонны, поддерживающие конусообразные навесы, с южной и северной - по восьми колонн, с восточной и западной по четыре, такие же колонны находятся по сторонам большого фонаря, малые фонари окружены полуколоннами. В храм ведет небольшое входное крыльцо с двумя дверями на север и юг; на западной стене его, снаружи, в раме за стеклом, помещается икона Великомученика Димитрия, писанная на цинке, с лампадою пред ней; она пожертвована в 1871 году прихожанином Д. А. Борисовым. На восточной стене храма находится живописное изображение того же Св. Димитрия. В 1897 г. храм окрашен светло-желтою краскою, при чем колонны и впадины сделаны белыми. Внутренность храма имеет следующий вид. Алтарь четырехугольный, с четырьмя окнами, длиною 8 12 аршин, шириною 8. В нем Св. Престол обычного размера. Запрестольные иконы художественного письма, приобретены в 1893 году. На передней стене в золоченой раме помещена икона благословляющего Спасителя, больших размеров, хорошей работы; написана живописцем М. Алексеевым в 1896 году. Предалтарый иконостас поставлен в 1886 году, делан в Москве, освящен Преосвященным Израилем, бывшим Епископом Вологодским и Тотемским, трехъярусный, резной, с колоннами, золоченый по полименту. Это - видный и дорогой иконостас (7500 р.), с новыми иконами греческого письма. Всех икон в иконостасе 45, в нижнем ярусе 12 икон, во втором 20 - с изображениями двунадесятых праздников и некоторых священных событий, в третьем 13 икон - Господа Саваофа и Апостолов. Из икон достойны примечания две, находящиеся в нижнем ярусе иконостаса: Божией Матери " Неопалимой Купины " (копия с находящейся в холодном храме) и Великомученика Димитрия с чудесами (храмовая), - обе древние, бывшие еще в прежней церкви, вышиною по 2 аршина, шириною по 1 арш. 9 вер.; последняя икона замечательна, кроме того, ценностью ризы, - она серебряная, 84 пробы, золоченая, хорошей работы, весом 23 фунта 67 1/2 зол.; в венце на Великомученике 493 французских страза; на иконе " Неопалимая Купина " риза медная, высеребренная, пожертвована в 1890 году прихожанкой А. А. Бураковой. Все прочие иконы в иконостасе без риз, фон на них чеканный по золоту, поля украшены эмалью.

http://sobory.ru/article/?object=22962

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010