Санкт-Петербург. Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Волковом православном кладбище. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. · Волковское православное кладбище было устроено императрицей Елизаветой Петровной сенатским указом от 11 мая 1756 г. Отведенное место предписано было отгородить и построить в ограде при заложенном кладбище деревянную часовню. К концу 1759 г. была построена первая здесь однопрестольная деревянная церковь, освященная 3 декабря во имя Спаса Нерукотворного Образа в присутствии Елизаветы Петровны. Где находилась эта церковь, определить трудно, т.к. не сохранилось или просто не было планов кладбища этого времени. Все, что известно о первой церкви, так это то, что она была небольшая и деревянная, на каменном фундаменте, однопрестольная и холодная. Записей о внутреннем убранстве церкви практически нет. Можно только предположить, что иконы, впоследствии находившиеся в деревянной Воскресенской церкви (построенной в 1777 г.), принадлежали Спасской церкви. При императоре Александре I сильно обветшавший деревянный Спасский храм был в 1812 году отреставрирован, и принято решение о постройке нового храма, проект которого разработал В. И. Беретти. Однако, заложена была церковь только в 1837 году, когда Николай I приказал разобрать старый, тесный и холодный, деревянный храм. Большой кладбищенский храм был построен по упрощенному и значительно удешевленному проекту, выполненному архитектором Ф. И. Руска. Величавый четырехпрестольный храм освятил 15 ноября 1842 года экзарх Грузии митрополит Иона. Главный престол был освящен в честь Нерукотворного образа Спасителя, второй - во имя святых царей Константина и Елены, третий - во имя Казанской Божией Матери и четвертый - во имя архистратига Михаила. В облике здания отчетливо прослеживалось влияние классицизма. Его пять куполов покоились на дорических колоннах. В 1865 г. Спасская церковь была отремонтирована: стены украсили иконы, хранившиеся до того времени в ризнице, были сменены лампады и подсвечники, облачения, заменен жертвенник. Церковь засияла новыми красками. В 1880 г. сделан мраморный стол для запрестольного ковчега и тумба для запрестольного креста. Перед революцией это был главный и самый большой, постоянно действующий храм единого прихода Волковского кладбища. Достоянием Спасского собора была икона " Анна Пророчица " работы К. П. Брюллова. В его ограде были похоронены писатели Д. В. Григорович, К. Д. Кавелин, Г. И. Успенский; рядом с храмом находились могилы М. Е. Салтыкова-Щедрина и И. С. Тургенева. В мае 1936 года церковь была закрыта, и в конце 1930-х годов здание храма было частично перестроено под цех завода " Монументскульптура " , который продолжает занимать изуродованное здание и в настоящее время. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=01528

Антон и Екатерина Дайнеко Христос Вседержитель, запрестольный образ, 210 х 120 см. Свято-Покровский кафедральный собор, Гродно. Беларусь The Pantocrator, the altarpiece, 210 x 120 cm, the metropolitan church or the Patronage of the Mother of God. Hrodna. Belarus Образ Христа, местный ряд иконостаса, 140 х 80 см. Свято-Никольский храм, с Кувекино, Московская обл. The icon of the Christ, the veneration tier, 140 x 80 cm, the church of St. Nicholas, Kuvekino, Moscow Region Икона Божией Матери, 120 х 80 см, Свято-Покровский кафедральный собор. Гродно. Беларусь The Icon of the Mother of God, 120 x 80 cm, the metropolitan church of the Patronage of the Mother of God, Hrodna, Belarus Икона Божией Матери, 140 х 80 см. Свято-Никольский храм, с. Кувекино, Московская обл. The Icon of the Mother of God, 140 x 80 cm. the church of St. Nicholas. Kuvekino, Moscow Region Архидиакон Никанор, 120 х 70 см, иконостас Свято-Никольского храма, с Кувекино, Московская обл. The Archdeacon Nikanor, 120 х 70 cm, the iconostasis of the church of St. Nicholas, Kuvekino, Moscow Region Св. Иоанн Предтеча, 120 х 80 см. Свято-Покровский Кафедральный собор. Гродно. Беларусь St. St. John the Baptist, 120 x 80 cm, the metropolitan church of the Patronage of the Mother of God. Hrodna. Belarus Священномученик Гермоген (Долганов) епископ Тобольский, 120 х 80 см. Свято- Покровский Кафедральный собор. Гродно. Беларусь St. Hermogenes the Martyr, the Bishop of Tobolsk and Siberia, 120 x 80 cm, the metropolitan church of the Patronage of the Mother of God, Hrodna. Belarus Священномученик Серафим (Шахмуть) архимандрит Жировицкий, 120 x 80 см. Свято-Покровский Кафедральный Собор, Гродно, Беларусь St. Seraphim (Shahmut) the Martyr, the archbishop of Zhyrovichy 120 x 80 cm, the metropolitan church of the Patronage of the Mother of God. Hrodna, Belarus Собор Белорусских новомучеников, 140 х 120 см. Свято-Никольский храм. Гродно, Беларусь Synaxis of New Martyrs of Belarus, 140 x 120 cm, the church of St. Nicholas. Hrodna, Belarus Духовно-образовательный Центр Белорусской Православной Церкви, Минск The wall-painting the spiritual and educational center of Orthodox Church of Belarus. Minsk Духовно-образовательный Центр Белорусской Православной Церкви, Минск The wall-painting the spiritual and educational center of Orthodox Church of Belarus. Minsk Читать далее Источник: Современная православная икона=Modern orthodox icon : [Альбом]/[Авт.-сост.: Кутейникова Н.С.]. – Санкт-Петербург : ИЦ Коломенская Верстка, 2013. - 165 с., цв. ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/modern-o...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Павел Борисоглебский, прп. Описания иконы Павел Борисоглебский, прп. - житие ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНЫХ ФЕОДОРА И ПАВЛА БОРИСОГЛЕБСКИХ (память 22 сентября/5 октября) Когда преподобный Сергий Радонежский в 1363 году приходил на родину для примирения ростовских князей с великим князем, два пустынножителя, Феодор и Павел, просили у богоносного старца благословения для устройства обители и указания места. Первый из них пришел из Новгородской стороны в Черный лес на реке Устье, построил себе из хвороста хижину, а на большой дороге, из Белозерска в Москву, повесил на дереве кузовок, чтобы принимать от про­ходящих милостыню для своего пропитания. Проходящие усердно клали в этот кузовок хлеб и «овощие». Феодор жил, как птица небес­ная, без забот о земном, проводя время в молитвах. Спустя три года пришел к нему Павел, и оба старца вместе обратились к великому от­цу пустынножителей, бывшему тогда в Ростове. Прп. Сергий избрал прекрасное местоположение на берегу реки Устьи, в 15 верстах от го­рода, и сказал пустынникам: «Призри Бог и Пре­свя­тая Богородица на место сие[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Ростов. До 2005.] Казанская с прпп. Феодором и Павлом Борисоглебскими. Борисоглеб. До 2005 года. Икона иконостаса придела собора Борисоглебского монастыря. Файл 9084.jpg:   Размер: 414x1200, 0.5 MPix, 47 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (168) , (0) . Описание: [Москва. 2006.] Собор Ростовских святых (фрагмент). Полещук А. (выпускник Иконописной школы 2006 г.). Икона. Сергиев Посад. 2006 г. Дипломная работа. Свято - Троицкий Варницкий монастырь. Ростов Великий. Файл 9085.jpg:   Размер: 1139x1200, 1.37 MPix, 194 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (121) , (0) . Описание: [Русь. XVII.] Крест запрестольный (фрагмент). Русь. Конец XVII в. Из Ростовского Борисо-Глебского монастыря на Устье. Государственный музей-заповедник " Ростовский кремль " . Файл 9086.jpg:   Размер: 843x1200, 1.01 MPix, 216 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (123) , (1) . Описание: [Россия. XIX.] Икона на раке над мощями прпп. Феодора и Павла Борисоглебских (фрагмент). Россия. XIX век. Собор Борисоглебского монастыря. Файл 9087.jpg:   Размер: 727x1200, 0.87 MPix, 117 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (135) , (0) .

http://pravicon.com/icon-2624

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРГУНОВ Спаситель. Икона из иконостаса ц. Воскресения Христова Воскресенского Новоиерусалимского мон-ря. 175(3?) г. (ГРМ) Спаситель. Икона из иконостаса ц. Воскресения Христова Воскресенского Новоиерусалимского мон-ря. 175(3?) г. (ГРМ) Богородица с Младенцем. Икона из иконостаса ц. Воскресения Христова Воскресенского Новоиерусалимского мон-ря. 175(3?) г. (ГРМ) Богородица с Младенцем. Икона из иконостаса ц. Воскресения Христова Воскресенского Новоиерусалимского мон-ря. 175(3?) г. (ГРМ) Иван Петрович (1727 или 1729-1802, усадьба Кусково Московской губ.), рус. живописец, иконописец, педагог; крепостной кн. А. М. Черкасского, с 1743 г.- гр. П. Б. Шереметева, на протяжении мн. лет был управителем городскими домами графа в С.-Петербурге и Москве (с 1788). Обучался живописи у нем. худож. Г. Х. Гроота, работавшего в 40-х гг. XVIII в. в России при высочайшем дворе. С 1753 г., еще до образования Академии художеств , А. начал преподавать живопись в С.-Петербурге, его учениками были А. П. Лосенко, К. И. Головачевский, И. С. Саблуков. В последние годы жизни обучал живописи своих сыновей; впосл. Николай и Яков стали художниками, Павел - архитектором. В 1747 г. вместе с Гроотом А. писал иконы для церкви Большого Царскосельского дворца (в наст. время - Екатерининский дворец-музей, г. Пушкин), в т. ч. запрестольный образ св. Иоанна Дамаскина. Сохранились 2 подписные иконы 1753 г. (?) из иконостаса собора Воскресенского Новоиерусалимского мон-ря - «Спаситель» и «Богоматерь» (ГРМ), др. иконописные работы в наст. время не известны. В творческом наследии А. преобладают портреты имп. особ и представителей дворянских родов России, прежде всего Шереметевых Б. П. и В. А. (1760, оба портрета - Московский музей-усадьба «Останкино»). В 1762 г. он написал портрет императрицы Екатерины II (ГРМ) по заказу Сената. А. является создателем нового в России типа камерного портрета (К. А. и X. М. Хрипуновых (1757; Московский музей-усадьба «Останкино»)), а также он один из первых обратился к написанию портретов простых людей. Среди поздних работ А. наиболее знаменит в этом направлении «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784; ГТГ). Лит.: Станюкович В. Семья Аргуновых. Л., 1926; Данилова И. Е. И. Аргунов. Русский крепостной художник XVIII века. М.; Л., 1948; Антонова Л. В. Крепостные таланты в усадьбе Шереметевых. Л., 1964 Антонова Л. В. Крепостные таланты в усадьбе Шереметевых. Л., 1964; Селинова Т. И. П. Аргунов. М., 1973; Шарандак Н. П. И. Аргунов. Л., 1977; Вдовин В. Г. Становление «я» в русской культуре XVIII века и искусство портрета. М., 1999. Е. И. Столбова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/75872.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 1 окт.), чтимый образ из барского в честь Покрова Божией Матери жен. мон-ря, расположенного в г. Баре Подольской епархии (в настоящее время Винницкая и Барская епархия; Винницкая обл., Украина). О времени появления иконы в мон-ре свидетельств не сохранилось. Известно, что на момент возвращения в 1837 г. Барского мон-ря из унии в лоно РПЦ икона имела широкое почитание. Празднование иконе установлено в 1887 г. в честь 50-летия со времени этого события. В кон. XVII - нач. XVIII в. с Б. и. был сделан список Подольской иконы Божией Матери. Иконография этого образа восходит, согласно предположению Н. П. Кондакова, к рим. иконе из ц. Санта-Мария Маджоре и является ее поздним повторением, подобным итал. копии XVI в. в Витербо. Богоматерь Одигитрия с Младенцем на левой руке изображена поколенно, руки скрещены на груди. Господь правой ручкой благословляет, в левой держит Евангелие. На главах серебряные венцы, нимбы выполнены в виде лучеобразного сияния, нимб у Богородицы украшен 12 звездами. Размер иконы 124 ´ 84 см. В 10-х гг. XX в. Б. и. находилась в алтаре монастырского храма, в запрестольной нише, была украшена серебряной позолоченной ризой, отданной насельницами мон-ря (монахинями Серафимой, Амвросией и Гавриилой) представителям советской власти города ради спасения святыни. Чудотворный образ был спрятан в подполе одного из домов Бара, где поселились монахини. Гавриила, последняя из монахинь, перед своей кончиной испросила благословение на передачу Б. и. свящ. Владимиру Минаеву, служившему в городском храме. Свящ. Владимир, переведенный настоятелем ц. Покрова Пресв. Богородицы в с. Дачное Одесской обл., поместил Б. и. в киот и установил в отдельной комнате своего дома, перед ней ежедневно совершался акафист. В наст. время под строительство часовни для Б. и. выделен земельный участок. Лит.: Историческое описание заштатного города Бара Подольской губ. Могилевского у.//Подольские ЕВ. 1863. 18. С. 727-730; Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 179-180; Снессорева. С. 335 (2-е изд.); http://www.rusk.ru [Электр. ресурс]. Рубрики: Ключевые слова: БОЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. Рождества Пресв. Богородицы Боянской иконы Божией Матери жен. мон-ря (Черновицкая епархия Украинской Православной Церкви)

http://pravenc.ru/text/77600.html

Бродницы. Часовня Иоакима и Анны. Поклонная часовня на месте разрушенной Иакимо-Анненской церкви Часовня. Действует.   Освящена в честь: Иоакима и Анны Год постройки:2001. Архитектор:А.Н. Трофимов Адрес: Владимирская область, Суздальский район, д. Бродницы Координаты: 56.225783, 40.412403 Проезд:Дорога из Владимира на Суздаль, левый поворот на пос.Садовый. При въезде поворот направо в д. Бродницы. Часовня находится в центре деревни Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Часовня приписана к Никольской церкви с. Брутово Надпись на табличке: " Во имя Отца и Сына и Святого духа установлен сей Поклонный Крест в память о разрушенном храме свв. Иоакима и Анны д. Бродницы при Патриархе Московском и Всея Руси Алексии II, при святительстве Высокопреосвященнейшего Евлогия, архиепископа Владимирского и Суздальского, в лето от Рождества по плоти Бога Слова 2001-е. Поклонный крест выполнен на средства ОАО Владимирсельхозхимия " . Церковь в селе Бродницах выстроена в первый раз в 1673 г. и освящена в честь св. прав. Богоотец Иоакима и Анны. Существовавшая позже деревянная, с таковою же колокольнею, церковь построена старанием прихожан в 1859 г. Престол в ней один - в честь Богоотец Иоакима и Анны. Утварью, ризницей, иконами и богослужебными книгами церковь была снабжена достаточно. Из числа св. икон пользовалась особенным уважением древняя запрестольная икона Божией Матери, именуемой Одигитрия. Церковные документы, хранившиеся в церкви: метрические книги с 1802 г. и исповедные росписи с 1856 г. Приход состоял из одного села Бродниц, в коем было 126 душ муж. пола и 174 жен. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» выпуск 1. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1893 г. Комментарии и обсуждение Координаты по снимку Google   56.225867°   40.412318° --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=19031

Трояново. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Богородицкая /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:1707. Год утраты:1935 (снесена) Адрес: Россия, Смоленская область, Рославльский район, урочище Трояново Координаты: 54.203106, 33.223733 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Среди многих замечательных мест Рославльского уезда Иван Иванович Орловский в своей книге «Краткая география Смоленской губернии» упоминал и Троянову Слободу. Название этого села он связывал с народными преданиями о древнем мифическом Трояне, популярном в Древней Руси. Когда было основано это село и построен в нем первый храм – неизвестно. В 1707 г. помещик Станислав Лешевич-Бородулич построил в селе деревянную церковь во имя Богородицы. Сейчас мы не можем сказать, как эта церковь выглядела и сколько лет она просуществовала. Неизвестно также, в честь какой иконы Божьей Матери был освящен этот храм. В XIX столетии в селе существовала уже новая Богородицкая церковь. Прихожане в 1888 г. на ремонт церкви пожертвовали 245 рублей. С 1904 по 1907 гг. церковным старостой состоял местный дворянин Н.Н. Наумов. Любя всей душей свою приходскую церковь, он не жалел для нее ни средств, ни трудов. Наиболее ценными пожертвованиями Наумова были: серебряный вызолоченный евхаристический набор, серебряная дарохранительница, запрестольные крест и икона, хоругви, ковры. Кроме того, он пожертвовал 250 рублей на иконостас. Живя в трех верстах от храма, старичок Наумов всегда пешком являлся к каждой службе. За свою доброту он заслужил любовь всех прихожан. 1 марта 1907 г. Н.Н. Наумов был вторично избран на должность церковного старосты, к большому неудовольствию местного священника, который почему-то не любил старика и стремился от него избавиться. Но приход отверг всех предложенных священником кандидатов и единогласно выбрал Н.Н. Наумова, который еще несколько лет заботился об украшении приходского храма. Церковь в Трояновой Слободе закрыта в 1931 г., и ее здание передано под школу. Ныне село не существует. Источник: Рафаил (Ивочкин), иеромонах. Рославльская земля: православные храмы. – Смоленск, 2011, с. 197 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=49789

Духа в киоте, на золоте; икона местная Пречистая Богородица Одигитрия, на золоте; двери царские, сень и столпцы на празелени; икона местная - образ Илии Пророка в киоте на празелени; икона местная - Образ Афанасия Великого и Кирилла Александрийского на празелени. А в церкви вмч. Христа Никиты – икона местная Образ св. вмч. Христова Никиты, на золоте, в киоте; икона местная - Образ Николы Чудотворца с деяньем, на золоте; икона местная Николы чудотворца на празелени; икона местная Пречистой Богородицы Одигитрии на золоте; двери царские, сень и столпцы на празелени, где Иисус на золоте; три свечи поставные, одна пуд весом, а две по полпуда, да во алтаре Образ Пречистой Богородицы, запрестольная на золоте… Колокольница на столбах, а на ней два колокола четыре пуда, три колокола три пуда. В 1889 г. церковным старостой вяземской градской Афанасьевской церкви вяземским мещанином Иваном Ефимовичем Чемизовым пожертвовано на обновление внутри и снаружи приходской церкви 1000 рублей. Литература: Смоленские Епархиальные ведомости 1882 г. 21 С.572-573 Смоленские Епархиальные ведомости 1889 г. 2 С.65 В Вязьме было 27 церквей, разбросанных по всему городу. За площадью в фруктовом саду стояла маленькая Дворцовая церковь, белая с зелеными куполами. Очень старая церковь была в Кремле, но там был женский монастырь, и я никогда ее не видел. На Торговой площади под горой Большой Московской стояла Богородицкая церковь, совсем провинциальное " барокко " , выкрашенная синим да коричневым, а купола — темно-синие со звездами. Была Никитская церковь на горе в конце Большой Московской. В ней с обеих сторон Царских Врат стояли какие-то нерусские деревянные статуи. Говорили, что это с того времени, как поляки заняли Вязьму и превратили церкви в костелы. Отец Алексей говорил: " Не по порядку в православных церквах статуям стоять, но уж давно они там, теперь убрать нельзя " . За Смоленским мостом — миленькая Смоленская церковка, была и большая Троицкая церковь, очень красивая, красная с белым, — да много, много было церквей, всех не перечесть. Волков-Муромцев Н.В. Юность. От Вязьмы до Феодосии (1902–1920). Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=34508

Крестный ход в обычном порядке идет вокруг храма при непрерывном трезвоне. Войдя в притвор, крестный ход останавливается пред закрытыми западными дверями храма. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу в следующем порядке: фонарь (по центру, непосредственно перед дверями), затем (от южной стороны к северной) запрестольный Крест, Евангелие, икона Воскресения, запрестольный образ Божией Матери, по сторонам становятся хоругвеносцы и свещеносцы. Предстоятель и сослужащие священники становятся пред святынями по чину. Трезвон прекращается. Настоятель, приняв от диакона кадило, при полной тишине совершает каждение святынь, духовенства, певцов и предстоящих и, в заключение, диакона. Диакон принимает кадило, кадит предстоятеля и возвращает ему кадильницу. Предстоятель, трижды (а не один раз) крестообразно назнаменовав кадилом затворенные церковные двери, возглашает велегласно: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно, и во веки веков». Певцы: «Аминь». Далее следует пасхальное начало, которым начинается вечерня, утреня и Литургия во все дни Светлой седмицы. Священнослужители «велегласно» поют тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» (трижды). Певцы повторяют то же «со сладкопением» (трижды). Священнослужители поют стихи : 1. «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его». 2. «Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня». 3. «Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся». 4. «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся во-нь». 5. «Слава». 6. «И ныне». На каждый стих певцы поют тропарь: «Христос воскресе из мертвых...» (единожды). В завершение предстоятель или все священнослужители поют высшим гласом: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы заканчивают: «И сущим во гробех живот даровав». Отверзаются церковные двери (по Уставу, самим настоятелем), и крестный ход шествует в храм.

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-05/

Святыней П.-З. Н. м. считалась чтимая икона свт. Николая Чудотворца, происхождение и датировка к-рой не установлены ( Меморский. 1851. С. 67; Косаткин. 1906. С. 298; Делекторский. 1904. С. 23). К 2019 г. ее местонахождение неизвестно. В настоящее время чтимой иконой обители является житийный образ свт. Николая кон. XVIII в. Др. святыня - выносной запрестольный Корсунский крест, принесенный, по монастырскому преданию, из Киева в Ростово-Суздальскую землю в кон. X - нач. XI в. Как и когда крест оказался в обители, неизвестно. Скорее всего он появился здесь не ранее кон. XVII в. По художественным особенностям крест относится к памятникам 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. ( Сукина Л. Б. «Корсунский» запрестольный крест из переславского Никольского монастыря//Ставрографический сб. М., 2003. Кн. 2. С. 157-163). Из П.-З. Н. м. происходят иконы письма Кирилла (в монашестве Корнилия) Иванова Уланова, с 1926 г. хранящиеся в Переславль-Залесском музее-заповеднике: «Спас Вседержитель на престоле» 1716 г. (ПЗИХМЗ. Инв. 2529), «Димитрий Прилуцкий» 1719 г. (Инв. 2534), «Богоматерь Владимирская с чудесами» кон. XVII - нач. XX в. (Инв. 2530), «Богоматерь Владимирская» кон. XVII - нач. XX в. (Инв. 2531), «Николай Чудотворец» кон. XVII - нач. XX в. (Инв. 5589). В музей из Никольского собора поступили также иконы письма Стефана Довментиева (Дементьева) Нарыкова: «Святые Ирина, Агафья и Иония» 1706 г. (Инв. 1683), «Богоматерь Иверская» 1707 г. (Инв. 1685), «Вседержитель поясной» нач. XVIII в. (Инв. 1658), «Богоматерь Одигитрия» нач. XVIII в. (Инв. 1659). С 2000 г. в монастырском Никольском соборе находятся мощи святых, перенесенные из прежних мест их почитания (Никольской ц. у городских ворот и Смоленско-Корнилиевской ц. Переславля): св. блгв. кн. Андрея Переяславского и прп. Корнилия Переяславского. Библиотека Библиотеку мон-ря составляли книги XVII-XVIII вв.- времени материального благополучия обители. Из П.-З. Н. м. происходят рукописные книги: «Житие Димитрия Прилуцкого» XVII в. (ПЗИХМЗ.

http://pravenc.ru/text/2580000.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010