После своего первоначального воспитания в доме своих родителей и, вероятно, рано их лишившись, Иоанн в молодых летах удалился в пустыню близ западного берега Мертвого моря, называвшуюся пустыней Иудейской. Она всегда была суровою и страшною. В ней почти нет ни человеческих жилищ, ни растительности. Даже диких зверей в ней мало. Здесь Иоанн до тридцатилетнего возраста проводил жизнь отшельника и готовился в пустынном уединении к великому своему служению. Он одевался в самую суровую одежду, сотканную из верблюжьего волоса, и опоясывался кожаным поясом. А пищею его были акриды (род летающей саранчи) и дикий пчелиный мед, который в изобилии можно было находить среди Иудейской пустыни. Во время этой жизни Иоанна в пустыне был к нему глагол Божий, повелевавший ему проповедать людям покаяние и совершать крещение покаяния для отпущения грехов. Иоанн впервые явился пред народом со своею проповедью в пустыне Иудейской, в местностях близ впадения Иордана в Мертвое море. Это было в пятнадцатый год правления Тиверия кесаря, или в 26 году по Рождеству Христову (по нашему счету) и в 779 году от основания Рима. Неизвестно, совершал ли Иоанн одновременно со своей проповедью и крещение в Иордане поблизости от Мертвого моря, и долго ли продолжалась там его деятельность. Через несколько времени после своего первоначального появления он перешел в Вифанию (по некоторым – в Вифавару; этой Вифании не следуете смешивать с местечком того же имени около Иерусалима). Иоанн говорил народу: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». И выходили к нему жители всей страны Иудейской, Иерусалима и всей окрестности Иорданской, и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Увидев многих фарисеев и саддукеев, приходивших к нему креститься без внутреннего покаяния и лицемерно, Иоанн высказывал им грозные обличения, называл их злыми порождениями ядовитых змей, ехидн, и обличал их за то, что они поставляли себе в заслугу свое происхождение и думали, что оно будет иметь значение в наступающем Царстве Небесном «Порождения ехиднины, – говорил им Иоанн, – кто внушил вам, что вы можете, если не покаетесь, избежать будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния. И не думайте говорить о себе: отец у нас Авраам; ибо говорю вам, что Бог можете из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchebni...

«Пределы двух морей» (12 ст.) – здесь имеются ввиду два главных рукава р. Нила (Astaboras и Astapus), называемые у арабов – белое и голубое море. Иудиф.1:13 И в семнадцатый год он ополчился со своим войском против царя Арфаксада и одолел его в сражении и обратил в бегство все войско Арфаксада, всю конницу его и все колесницы его, Иудиф.1:14 и овладел городами его, дошел до Екбатан, занял укрепления, опустошил улицы города и красоту его обратил в позор. Иудиф.1:15 А Арфаксада схватил на горах Рагава и, пронзив его копьем своим, в тот же день погубил его. Иудиф.1:16 Потом пошел назад со своими в Ниневию,– он и все союзники его – весьма многое множество ратных мужей; там он отдыхал, и пировал с войском своим сто двадцать дней. 13–16. Приготовления к войне с Арфаксадом, начатые в 12-й или 13-й год царствования Навуходоносора, заняли несколько лет; значительная часть этого времени отнята была посольствами к обитателям запада, давшими столь безуспешные результаты. Это, однако, не охладило намерений Навуходоносора, и он в 17-й год царствования расправился с Арфаксадом собственными силами. Надо полагать, что Навуходоносор даже и не имел вовсе нужды обращаться для борьбы с Арфаксадом к содействию западных обитателей, и посольство его к ним имело в виду не смиренную просьбу о помощи, а то же высокомерное и с сознанием своей силы приглашение – покориться и какими-нибудь демонстрациями не мешать задуманному им делу. Последняя цель посольствами была, как видно, все-таки достигнута, по крайней мере, настолько, что отказавшихся от союза с Навуходоносором не видим и на стороне Арфаксада, предоставленного в борьбе со врагом так же своим собственным силам. Перевес в силах был, несомненно, на стороне Навуходоносора, около которого все же сгруппировались «очень многие народы» (6 ст.), составившие «весьма многие множества ратных мужей» (16 ст.). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 2: Исторические книги. - 1054 с./Книга Иудифи. 992-1052 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Пророчествовать» на библейском языке не всегда означает «предсказывать». В данном случае, как и нередко в Библии (напр., 1Цар.10:5, 6, 10, 13 ; 1Цар.19:20 ), выражение «пророчествовать» можно понимать в смысле – прославлять Бога и Его чудные дела в восторженных хвалебных гимнах, что предполагает, разумеется, особенный подъем духовных сил человека. С временным прекращением этого подъема старейшины переставали и «пророчествовать». Чис.11:26 .  Двое из мужей оставались в стане, одному имя Елдад, а другому имя Модад; но и на них почил Дух [они были из числа записанных, только не выходили к скинии], и они пророчествовали в стане. Двое из 70 избранных старейшин могли не явиться к скинии по случаю какой-нибудь законной нечистоты или болезни, оставаясь внутренне достойными сообщения им Духа Божия. Чис.11:31 .  И поднялся ветер от Господа, и принес от моря перепелов, и набросал их около стана, на путь дня по одну сторону и на путь дня по другую сторону около стана, на два почти локтя от земли. Стаи птиц, несомых ветром в таком количестве, что они затмевали собою солнце, были неоднократно наблюдаемы путешественниками. Чис.11:32 .  И встал народ, и весь тот день, и всю ночь, и весь следующий день собирали перепелов; и кто мало собирал, тот собрал десять хомеров; и разложили их для себя вокруг стана. 10 хомеров равняются приблизительно 180 четверикам. Чис.11:33 .  Мясо еще было в зубах их и не было еще съедено, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ весьма великою язвою. «Язва " , т. е. какая-нибудь резко выраженная желудочная болезнь, как последствие неумеренного потребления испортившегося от лежания мяса, к тому же после продолжительной диеты. См. прим. к Чис.11:20 . Чис.11:34 .  И нарекли имя месту сему: Киброт-Гаттаава , ибо там похоронили прихотливый народ. Чис.11:35 .  От Киброт-Гаттаавы двинулся народ в Асироф, и остановился в Асирофе. Станы Киброт-Гаттаава и Асироф отыскивают на с.-в. от Синая. Вообще нужно заметить, большинство географических предположений, отождествляющих пункты еврейских остановок с известными ныне местностями, суть не более, чем предположения. Известно лишь главное направление движения еврейских полчищ. Из сборного египетского пункта Раамсеса евреи двинулись на восток, по направлению к северной оконечности Суэзского залива, где совершился известный переход «через Чермное море». По выходе из моря и вступлении на Синайский полуостров пошли на юг, по направлению к группе Синайских гор, придерживаясь западного берега полуострова. От группы Синайских гор пошли на с.-в., по направлению к северной оконечности залива Акаба. Отсюда – на север, к южным пределам Ханаана (Кадес-Варни). После известного осуждения на 40-летнее странствование – обратное возвращение в пустыни Синайского полуострова; новое прибытие в Кадес-Варни; обходное движение около юго-восточного угла земли обетованной; занятие восточного Заиорданья; расположение близ Иерихона; занятие Ханаана.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Прошло 40 лет. Однажды в пустыне Моисею было видение – куст, который горел не сгорая. Будущий вождь понял: с ним будет говорить Бог. Бог повелел ему вернуться в Египет и просить фараона, чтобы тот позволил израильтянам покинуть страну. Фараон отказал Моисею, и Египет подвергся ужасным бедствиям. Только тогда фараон разрешил Моисею вывести евреев из Египта, но вскоре передумал и преследовал израильтян вплоть до Красного (Чермного) моря. Евреи перешли море, а войско фараона утонуло. Через три месяца израильский народ достиг горы Синай, где Бог дал Моисею Десять Заповедей. Затем Моисей привел народ к оазису в Кадесе и послал оттуда в Ханаан лазутчиков. Десять из двенадцати вернулись со сведениями о могуществе обитающих в Ханаане народов. Позабыв о силе Божией, народ возопил и восстал против Моисея. Отвергнув Бога, евреи были осуждены блуждать в пустыне, пока не умерли все бунтовщики. В конце своего длительного странствия народ снова стал роптать, и в наказание ему были посланы ядовитые змеи. Когда народ раскаялся, Господь повелел для их уврачевания воздвигнуть медного змия на древе. За идолопоклонство, в которое были вовлечены евреи моавитянами и мадианитянами, а также за прелюбодеяния с женщинами Моава погибли 24 тысячи человек, а другие по повелению Божиему были повешены. Виды Святой Земли, открывающиеся с горы. Так как сам Моисей не удостоен был войти в Обетованную Землю, он попросил Господа указать ему своего преемника, которым стал Иисус Навин. «И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги… и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана, и всю (землю) Неффалимову, и (всю) землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря, и полуденную страну и равнины долины Иерихона, город Пальм, до Сигора. И сказал ему Господь: “Вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку, и Иакову, говоря: " Семени твоему дам ее " ; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь”. И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню». (Втор. 34: 1–5). Зрение 120-тилетнего Моисея «не притупилось, и крепость в нем не истощилась» (Втор. 34: 7). Тело Моисея навсегда сокрыто от людей, «никто не знает места погребения его даже до сего дня», говорится в Священном Писании. Народ почтил кончину Моисея тридцатидневным плачем.

http://pravoslavie.ru/3621.html

Пс.71:7 .  во дни его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна; «Доколе пребудут солнце и луна, в роды родов». Солнце и луна, переживающие поколения людей и всегда неизменные, являются символами прочности, вечности. Пусть царствование этого царя будет вечным и неизменным, как неизменно и вечно светят солнце и луна; пусть начала его царствования (законность, мир и правосудие) нерушимо переходят из поколения в поколение, во все роды. Пусть его царствование будет таким же знаком Божественного благоволения к царю и народу, каким было руно для Гедеона; пусть его царствование будет так же благотворно, как полезен дождь для растительного и животного мира. – «Процветет праведник, и будет обилие мира» – пусть его царствование своей преобладающей, господствующей чертою будет иметь правосудие и полноту мира ( «обилие мира»). Пс.71:8 .  он будет обладать от моря до моря и от реки 3 до концов земли; Пс.71:9 .  падут пред ним жители пустынь, и враги его будут лизать прах; Пс.71:10 .  цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; «От моря до моря» – от Средиземного моря, западной границы Палестины, до «моря», вероятно, Индийского на востоке, «от реки», так называется обыкновенно Евфрат – северная граница известного тогда древнему еврею мира, «до концов земли» – до крайней, конечной границы мира с юга. Смысл тот – пусть владения этого царя обнимут весь мир. – «Падут пред Ним жители пустынь», – т. е. дикие народы, независимые ни от каких повелителей и самоуправляющиеся племена. – «Лизать прах». У восточных народов (ассириян, египтян и индусов) был обычай в знак особенного почтения целовать на земле следы ног правителя. Пусть враги будут оказывать царю знаки самого глубокого почтения. – «Цари Фарсиса» – Фарсис – город в Испании, «островов» – острова финикийских владений в Средиземном море, на запад от Палестины. «Сава» – с евр. Шева. Одни эту местность находят в счастливой (южной) Аравии (что, по параллелизму противоположения речи вероятней), другие – в Африке, именно в нынешней Абиссинии. Власть этого царя да распространится не только на земли народов, но и на самые народы; пусть все народы и цари подчинятся ему. Здесь берутся географические пункты востока и запада как крайние точки, для изображения стран всего света.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пятый Ангел вострубил, и упала с неба звезда, которой дан ключ от бездны. Реформа была сначала звездой, которая должна была рассеять мрак средних веков; но вскоре дан был ей ключ от бездны. Устье бездны отверзто, война религиозная, как огонь в горниле, распалила весь западный мир; дух возмущений есть последствие ее правил. В то же время, и из того же дыма, вышла на землю саранча с лицом человеческим и венцами, похожими на золотые, вооружена она как на битву и соединяет в себе женское любострастие с львиной яростью; укушение ее производит мучения как от скорпиона; у саранчи этой броня как бы железная, а шум от крыльев ее как шум колесниц, когда множество коней бежит на войну. Со всеми хотят они сражаться, а царем их Аваддон, Губитель. Предпочтительным учением их – насилье, а постоянным занятием – борьбы. 753 Шестой Ангел вострубил, и разрешены были четыре ангела, связанные на берегах Евфрата; двести миллионов воинов устремились, истребила третью часть людей, живших в странах этих. Это народ мусульманский, господствующий на Востоке. Ангел, сильный и могущественный, сошел затем с неба и поставил правую ногу свою на море, а левую на землю; в руке у него была раскрытая книжка, громким голосом воскликнул он, как лев, и на голос его отозвалось семь громов. Он возвестил, во имя Божие, что когда вострубит седьмой Ангел, течение времени окончится. Между тем Тайновидцу, который изображал собой Церковь , повелено было съесть отверстую книжку, содержавшую судьбы Божии. Сладка была она в устах его, но произвела горечь во чреве. По повелению Божию, измерил он Храм Божий, за исключением внешнего двора, предназначенного для язычников. Некоторое время, Храм был попран язычниками; два свидетеля Церковь и Синагога, каждая по своему, свидетельствовали об истине; их всячески оскорбляли и полагали даже, что умертвили, но вдруг они воскресли, и седьмой Ангел вострубил, возвещая, что все язвы излечатся и что царство Иисуса Христа истребить их. Здесь начинается третье пророчество. 754 Это общая картина Церкви. Второе было о борьбах внешних, а третье изображает борьбы внутренние. Являются две Церкви, одна против другой и обе выдают себя за Церковь Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Разделы портала «Азбука веры» После воскресения произойдет суд : «человекам положено однажды умереть, а потом суд» ( Евр.9:27 ), «все мы предстанем на суд Христов» ( Рим.14:10 ) Сид Христов оттого, что «Отц и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» ( Ин.5:22 ). Вот как его описывает Иоанн Богослов: «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим» ( Откр.20:11-13 ). На этом последнем суде решится окончательная участь каждого человека — к вечной блаженной жизни, либо к вечной богооставленности. Последнее описывается в богословской литературе в виде учения о вечности мучений . Оно очень часто не понимается и не принимается в миру: «Учение о вечности мучении принадлежит к числу таких откровений, против которых восстают с особенным упорством. Казалось и кажется невероятным, чтобы за кратковременную жизнь Господь подвергал вечным мучениям» 1 . Одни из противников вечного мучения утверждают совершенное уничтожение непризванных к блаженной жизни, другие, наоборот, говорят о апокатастасисе. Фактически учение об апокатастасисе ( греч. «восстановление») и создавалось для того, чтобы по-своему решить проблему вечного мучения грешников. Сущность его состоит в том, что грешники и даже демоны будут терпеть мучения; не вечно, а только пока не очистятся от грехов своих, ибо и сами мучения назначаются им правдою Божиею не для наказания лишь, но для нравственного их уврачевания. Очистившись же от зла мучительным действием гееннского огня, все грешники и все демоны сделаются участниками вечной жизни. Таким образом, рано или поздно, но совершится устроение всех, т. е. восстановление всей твари в состоянии совершенства и блаженства 2 . Наиболее видным представителем этого воззрения был Ориген , в настоящее время оно принимается некоторыми протестантскими сектами, чаще встречаясь вне христианства: в теософии антропософии и новых западных оккультно-мистических учениях.

http://azbyka.ru/o-posmertnoj-uchasti-lu...

Рыбаки новой деревни на древнем острове буквально расстилают свои сети на песке, которым покрыта поверхность плотины, образующей с обеих сторон место для расстилания сетей среди моря. Идя вдоль берега, бывшего некогда берегом острова, писатель, достигнув до юго-западной оконечности плотины, приблизился к пяти или шести рыбакам, сидевшим на каких-то колоннах, лежавших на краю плотины среди моря, со своими в недальнем расстоянии растянутыми на песке сетями. По возвращении нашем, некоторых из них там уже не было, но сети были еще на тех же местах. Самый город, который был брошен в море, а теперь погребен в воде, и который послужил исполнению намерения завоевателя, при переправе его к Тиру, бывшему прежде островом, сделался местом для расстилания сетей среди моря. Так писано словами Иеговы: «И разобьют стены Тира, и разрушат башни его; и я вымету из него прах, и оставлю его голой скалой. Местом для расстилания сетей будет он среди моря, ибо Я говорю, сказал Господь Иегова» 876 . Писано также о городе Тире на материке, который был, осаждаем Навуходоносором: «И они разграбят богатство твое и расхитят товары твои, и разрушат стены твои, и разобьют красивые дома твои и камни твои и дерева твои и землю твою бросят в воду. И прекращу шум песней твоих, и звук цитр твоих уже не будет слышен. И сделаю тебя голой скалой: будешь местом для расстилания сетей, не будешь вновь построен, ибо я Иегова говорю, сказал Господь Иегова 877 . И в сетовании своем подняли плачевную песнь о тебе, и так поют о тебе: кто подобен был Тиру, покоившемуся среди моря?» И действительно, судьбу древнего Тира ни с чем нельзя сравнить, ничему нельзя уподобить. Тир на острове, хотя и лишился своих прежних обитателей, однако ж, вскоре был восстановлен как город, и снова завладел почти всей прежней торговлей. Он был многолюден и цветущ в начале христианской эры. Он заключал в себе много учеников Иисуса в дни апостолов. Красивый собор и много церквей было здесь построено впоследствии. Он был епархией первого епископа при патриархе иерусалимском.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

С западной стороны она упирается в море (Средиземное), с восточной и полуденной в пустыни, а с северной в высокие, покрытые снегом на вершинах своих горы (Ливанские). На этих горах в старину росли леса огромных дерев кедров. Скажу несколько слов об этих великанах, потому что о них часто упоминается в св. писании и в церковных песнях. Образчики кедрового дерева попадаются во многих садах и парках. Кедры похожи на сосну с иглами вместо листьев, сходными с можжевеловыми; зеленеют круглый год. Плоды кедров, известные мелкие орешки, растут в шишках, похожих на сосновые. Дерева эти долго живут, растут ветвисто и высоко. Бревна их толсты, крепки и долго не гниют; кедровыми досками и теперь украшаются в св. земле святые церкви. Из-под надрезанной или треснувшей коры дерева вытекает белая, душистая смола. Кедры Ливанские славились своею громадностью, росли чрезвычайно раскидисто и красиво; они были украшением Ливанских гор. Вот что говорит о них Сам Господь во святом писании: «кедр на Ливане красовался ветвями и тенист как лес, высок ростом, его маковка среди толстых сучьев. Воды растили его, бездна питала его.... От того рост его перевысил все дерева полевые, и сучьев на нем много, и ветви его простирались далее больших вод, когда он раскинулся. На сучьях его вили гнезда всякие птицы небесные, под ветвями его выводили детей всякие звери полевые.... Кедры в саду Божием (в лесах св. земли) не заслоняли его; ели не равнялись сучьям его, и тополи не были величиною с ветви его, ни одно дерево в саду Божием не равнялось с ним красотою своею, все дерева Эдемские завидовали ему» (Иезек. 32 гл). Говорит ли Господь в своем св. писании о могущественных и славных людях или о гордых и самохвальных, ставит их похожими на кедры Ливанские; или говорит о Своей силе и всемогуществе, опять указывает на кедры ливанские, которые падают как соломинки по Его мановению; обещает ли кому славу и благополучие, ставит в пример этого их же. Они составляли дорогой строительный материал: древний еврейский славный царь Соломон украшал ими дворцы свои и храм Божий, построенный им в г. Иерусалиме. Теперь от старинных кедров осталась небольшая роща; тамошние жители берегут ее как святыню. Уцелевшие дерева эти имеют до 15 саженей вышины и до 6 в обхвате. Ветви их раскидываются саженей на 16; зеленеют они круглый год. Некоторым из этих дерев насчитывается до 3.000 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

С того дня, когда первые люди, признавшие в плотнике из Назарета обещанного пророками Христа, стали возвещать Радостную Весть, началась драматическая история распространения христианства по земле. Первые его шаги описаны в Книге Деяний Апостолов, примыкающей к рассказам евангелистов. Ее метко называли «христианской Одиссеей». Это удивительная повесть о том, как горстка иудеев, сирийцев и греков, за которыми не стояло никакой политической силы, не имевших ни оружия, ни власти, двинулась на духовное завоевание Римской империи. На утлых суденышках они бороздили Средиземное море, шли по горным дорогам, пересекали пустынные плоскогорья, посещали центры культуры и шумные портовые города. Их травили, преследовали, бросали в тюрьмы, подвергали бичеванию, убивали. Но ничто не могло остановить зарождающегося потока, ничто не могло угасить светлой радости этих путешественников, веривших в необоримую силу Евангелия. Одно из центральных мест в книге занимает фигура апостола Павла, уроженца Малой Азии, в прошлом правоверного фарисея, гонителя христиан. Уверовав в Иисуса в результате внезапного внутреннего переворота, он стал проповедником Евангелия, основателем многих общин («церквей»), разбросанных от сирийского побережья до западных окраин империи. Важной особенностью этих общин было то, что они состояли в основном из обращенных в христианство язычников. Павел объяснял им, что Ветхий Завет был лишь подготовительной ступенью к откровению Нового, что в нем уже содержалось пророчество о приходе к Богу людей из всех народов. Покидая созданные им общины, апостол продолжал пристально следить за их жизнью, обменивался с ними письмами. Его послания (как и послания других апостолов) составляют следующий раздел Нового Завета. В них мы видим несгибаемую натуру, для которой вера была равнозначна жизни. Павел не встречался с Иисусом, однако с необычайной силой переживал внутреннее единство с Ним. Для него назаретский Учитель был высшим откровением. В своем исследовании об ап. Павле Альберт Швейцер подчеркивает, что «просветитель язычников» был первым из христианских мистиков, сумевшим рассказать об этом опыте, который затем сыграл большую роль в христианской духовности на протяжении веков. Во внутренней жизни Павла опыт единения с Христом был тождествен жизни с Богом, жизни в Царстве Божием, прежде чем оно всецело утвердится в мире. Но мистицизм ап. Павла не означал бегства от жизни. Он считал веру подлинной только тогда, когда она воплощается в действенное служение, в любовь к людям. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, – писал он в 57 г. христианам Коринфа, – то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, – нет мне в том никакой пользы».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010