Август 1356 года. Одинокий корабль направляется от Константинополя к северным берегам Черного моря. Поднимается грозная буря на море, страшном и ныне для мореплавателей. Яростные волны каждую минуту готовы поглотить поврежденный уже корабль. Но на нем находился тот, кому Промыслом вверено было кормило православной земли русской, – то был первосвятитель церкви русской митрополит Алексий. Твердая вера его не мало уже выдержала бурь духовных и возвела его на степень первого иерарха нашего отечества. Новые волнения в церкви русской заставили его обратиться к патриарху константинопольскому. Русские юго-западные князья ходатайствовали в Константинополе о поставлении особого митрополита для западной России. Поставленный, по желанию их, в Константинополе митрополит Роман изявил притязания свои не только на Киев, но и на Тверь. Не принятый в Киеве, Роман получил отказ и от тверского епископа. Тем не менее смиренный святитель Алексий, незадолго пред сим (1354 г.) возвратившийся из Константинополя, где поставлен был в митрополита киевского и всея России, вскоре (в 1356 г.) должен был снова отправиться туда, дабы положить конец волнениям в церкви русской. Патриарх константинопольский Каллист утвердил святителя Алексия в митрополита киевского и всея России, а Романа, также прибывшего в Константинополь, в митрополита литовского и волынского. 1 Укротив бурю, подъятую на церковь русскую, и возвращаясь в свое отечество, святый Алексий застигнут был на море страшной бурей. Но твердая вера спасла его и в настоящую минуту испытания. Среди всеобщего смятения он возносит молитвы свои к Сотворшему море и сушу, и дает обет создать храм во имя того, кому православной церковью назначено праздновать в тот день, в который нога его ступит на твердую землю. Буря утихает. Ужас мореплавателей сменяется всеобщею радостью. Вот уже виднеются и северные берега Черного моря. Святитель выходит на твердую землю. То было 16-е августа. В сей день святая православная церковь празднует нерукотворенному образу Того, о Коем с недоумением спрашивали избавленные от гибели на море Тивериадском: кто есть сей, яко ветры и море послушают его? ( Мф. 8 ) Стечение событий по истине чудное: ибо и самый нерукотворенный образ Спасителя святый Алексий вез с собою на корабле из Царьграда. 2 Обрадованный сим знамением бодрствующего над ним Промыслителя, святитель положил создать не только храм, но и обитель во имя Всемилостивого Спаса. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Примечания к части первой К оглавлению См. Послание патриархов восточно-кафолической церкви о православной вере, чл. 10. Так, из Херсонеса Таврического принесена была св. вера равноапостольным Владимиром сперва в Киев, потом и во всю Россию; епархия готфская, существовавшая в Крыму с четвертого века, в прошлом столетии подчинилась власти Святейшего всероссийского Синода, и одна из древнейших Церквей — грузинская, в наши уже дни присоединилась к Русской Церкви. Древняя, геродотовская Скифия простиралась от устья Дуная (Истра) или даже от Балканских гор (Гемуса) до Азовского моря и Дона (Танаиса). Южной ее границей были частью Дунай и Черное море, восточной — Азовское море и Дон на неопределенное пространство, западной — Прут или несколько далее, также на неопределенное пространство к северу. Так понимали эту Скифию и в первом веке по Рождеству Христову (см. в Археографическом атласе Европ. России, Потоцкого,— Географию Геродота, затем Географию Помпония Мелы, Тацита, и снес. Hist. natur. Plinii lib. 4, cap. 12, pag. 216, Paris, 1723). Следовательно, древняя Скифия заключала в себе нынешние Бессарабию и губернии Херсонскую, Таврическую и Екатеринославскую, т. е. весь наш Новороссийский край, простирающийся от Дуная и Прута до Дона. Впрочем, мы говорим о пределах древней Скифии только приблизительно, считая излишним для нашей цели входить в разбор разных мнений о сем предмете (см. Надеждин. Геродотова Скифия, объясненная чрез сличение с местностями, в Записк. Одесского Общества Истории и древностей, том I, Одесса, 1844). Древняя Сарматия (которую иногда называли азиатскою Скифиею, в отличие от европейской, считая Азовское море и Дон границею между Европою и Азиею), по Геродоту, простиралась на восток от реки Дона и Азовского моря на расстояние трех дней пути, а отсюда к северу на пятнадцать дней пути (Herodot. lib. 4, cap. 21 et 116). Последующие писатели точнее определяют ее границы, хотя не во всем согласно, полагая с запада реку Дон, с востока Каспийское море, с юга Кавказские горы, а с севера Волгу или приблизительно (Cellarii Geograph. antiqu. lib. 3, cap. 24).

http://sedmitza.ru/lib/text/435780/

Шотландские встречи — Как? Ты ушел из англиканской Церкви? — удивился тот. Отец Джон долго рассказывал ему о своей радости обретенного православия, о полноте Литургии, о монашестве. Питер, тоже англиканский священник, кивал головой и вежливо улыбался, но очень быстро распрощался. 25 августа, 2011 — Как? Ты ушел из англиканской Церкви? — удивился тот. Отец Джон долго рассказывал ему о своей радости обретенного православия, о полноте Литургии, о монашестве. Питер, тоже англиканский священник, кивал головой и вежливо улыбался, но очень быстро распрощался. Отец Джон Зима в Шотландии — это не сугробы снега и не замерзшее море. Зима в Шотландии — это опустевшие пастбища, пожухлая, но все еще зеленеющая трава на газонах, обнаженные деревья, бурное море, постоянный проливной дождь и ветер, ветер, ветер. Он непрестанно гонит воду в море и тучи по небу, порой тучи разрываются и появляются радуги.Именно радуги: не одна, не две, а много, в разных местах, огромные, красочные — удивительный контраст с «вечным ноябрем» бесснежной шотландской дождливой зимы.Ветер настолько силен, что поздним вечером приходится идти, придерживаясь за ограды домов, а машины не могут проехать по прибрежной трассе: от ветра море наступает на берег. В тот день, когда мы решили поехать в Эдинбург, на Литургию в греческую церковь святого апостола Андрея Первозванного, погода была именно такой. Мы направились с западного побережья на восточное: от Ирландского моря на Атлантический океан. Всего за два часа на машине можно пересечь узкий перешеек и попасть из Глазго, второй столицы Шотландии, в Эдинбург — первую столицу. Отчего-то вспоминались дети капитана Гранта, которые тоже начинали свое путешествие из этого знаменитого порта. Но радуги, сияющие над зимней Каледонией,— так поэтически зовется эта земля — заставляли забыть о капитане Гранте и вспомнить о знаменитом святом Мунго или Кентигерне, кельтском святом Николае, который без устали заботился о своей пастве полтора тысячелетия тому назад. Греческая церковь святого Андрея приютила все этнические группы эмигрантов, исповедующих православие. Здесь не только греки, но много сербов, есть грузины и, конечно, наши соотечественники. Есть эфиопы, бежавшие с родины от огня гражданской войны, которым Константинопольский патриархат разрешил посещать богослужения в своих приходах. Есть и копты. Греческие церкви в Великобритании в основном относятся к Константинополю, епархия или диоцез называется Фиатирской.

http://pravmir.ru/shotlandskie-vstrechi/

Закрыть itemscope itemtype="" > Шкурный интерес Как норвежцы захватывают зверобойный промысел в Белом море 05.07.2018 788 Время на чтение 6 минут После нашумевшей на всю Европу компании против добычи тюленя минуло ровно десять лет. Было это давно, в кризисном 2008 г. А запомнилось хорошо, как будто было вчера... В конце прошлого года двое моих старых друзей из Хедмарка и Эстфола скинули мне email, приложив ссылку на короткий пресс-релиз, размещенный на одном из малоизвестных норвежских СМИ: «В эти дни в Архангельске по инициативе компании «Norsk Marin As» (Норвегия) проходит встреча с Сергеем Самойловым - руководителем рыболовецкого предприятия «Беломор» (Архангельск). Новость для маленькой Норвегии, основа благосостояния которой нефть и морские промыслы, нетривиальная. Мы же под шумок Сирии и новогодних приготовлений все как всегда проморгали... Нерпа ваша будет наша... Повестка встречи - создание в районе Соловецких островов, совместного предприятия по добыче взрослых особей беломорского тюленя. Совместного, разумеется, только на словах... Почему на словах...? И почему спустя десятилетие...? Формально, предприятие конечно под российской юрисдикцией. Все тот же рыбколхоз «Беломор». Но вот деньги и технологии норвежские. А раз так - шкура и жир - главные продукты промысла пойдут в Вардё и Тромсё. Нам же остается довольствоваться тюленем из камня, тем что украшает набережную Архангельска. И благодарить за это... Нет, не скульптора. А бывшего губернатора Архангельской области Николая Киселева. Того самого, что с подачи Макаревича, Вайкуле и Свиридовой поставил жирную точку в истории многовекового промысла. Постарались и зоозащитники. Малоизвестная в 2008 г. экологическая организация «Вита» устроила громкий пиар и заявила об очередной победе веганов над живодерами... Схема, давно отработанная западными фондами: экологи - социальный конфликт - дискредитация (в нашем случае целой отрасли) на международном уровне. Вообще-то, справедливости ради, стоит сказать: отрасль к тому времени находилась в смертельном состоянии. Причины как всегда экономические. Правда, еще были прежние кадры - мужики зверобои с советской закалкой. Из той же Летней Золотицы. Кое-какой хозяйственный уклад и отраслевые связи... Мы за десять лет отрасль угрохали. Спасибо Киселеву. О наших соседях этого никак не скажешь...Технологию переработки сохранили, специализированные суда строят, экспедиции по оценке биоресурсов до недавнего времени снаряжались регулярно. В Баренцево море с заходом в Белое. Пока в 2016-м не выдворили из своих территориальных вод наших ученых. В ответ Россия закрыла доступ норвежским исследовательским судам. Варяги раздули скандал...Как всегда, под благонамеренным предлогом с подачи экологов...

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/06/...

Глава 1 Блаженный Иона изрек и другие пророчества; но не содержатся оные в сей книге. Знаем же о них из четвертой книги царств. Ибо об Иеровоаме, который, быв третьим от Ииуа, царствовал над десятью коленами, писание объявляет следующее: «той преврати предел Израиля от входа Емафова даже до моря западного, по глаголу Господа Бога Израилева, его же глагола рукою раба Своего Ионы сына Амафиина, Пророка, иже от Гефаховера» ( 4Цар.14:25 ). А сие же имя отцу Ионы находим и в пророчестве его. Ему-то Бог всяческих повелел идти в город Ниневию, и возвестить Ниневитянам за великое их беззаконие грядущую на них пагубу. Сказано: Ион.1:2 . Яко взыде вопль злобы их ко Мне . То есть, совратились они в великие пороки, так что превзошли пределы долготерпения. Но Пророк, выслушав слова сии, послушанию предпочел бегство, и отважился бежать в Фарсис. О Фарсисе же, иные, по созвучию названия, заключали, что это Тарс; а иные утверждали, что так наименована Индия, не захотев вникнуть, что царство Ассирийское сопредельно Индийскому, обычно же бегущим от стран восточных идти на запад, и удаляющимся от стран южных поспешать на север. Притом же Иона пришел в Иоппию, приморской город в Палестине, чтобы оттуда плыть морем. А Иоппия находится при море, лежащем к западу; и этим морем не возможно на корабле пройти в Индию; потому что между сим нашим морем и морем Индийским лежит обширная твердая земля, частью обитаемая, частью же совершенно пустынная; на ней много весьма высоких гор, и за сими горами тот залив Чермного моря, с которым соединяется Индийское море. Но чтобы не подумал кто, будто бы своими рассуждениями извращаем истину, приведу священное писание свидетелем в том, что Фарсис есть Кархидон 1 , первенствующий город Африки. Ибо у Пророка Исаии, где семидесятью сказано: «плачитеся корабли кархидонстии, яко погибе твердыня ваша» ( Ис.23:14 ), Акила, Симмах и Феодотион вместо Кархидона поставили Фарсис; потому что имя сие читается в еврейском подлиннике. Так, когда и божественный Иезекииль делает упоминание о Кархидонянах: и в еврейском и сирском находим Фарсис. Руководствуясь же сим, утверждаем, что блаженный Иона предпринял бегство, не в Индию, но в Кархидон.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Литургия в Чукотском море 17.08.2005 520 Время на чтение 12 минут Справка: Епископ Петропавловский и Камчатский Игнатий (Пологрудов) - первый священнослужитель РПЦ, который участвовал в подводном переходе (длительностью в один месяц) в 1998 г. на АПЛ " Томск " . Второй переход владыки Игнатия состоялся в 2003 г. на АПЛ " Святой Георгий Победоносец " ). Епископ так же нес служение на пограничном сторожевом корабле " Воровский " во время похода на боевые учения у берегов Аляски. Напомним, что учебно-боевом подводном походе в июле 2001 года на атомном ракетном крейсере " Смоленск " (аналог - АПЛ " Курск " ) так же участвовал православный священнослужитель. Это наместник Трифонов-Печенгского монастыря игумен Аристарх (Мурманская и Мончегорская епархия). Знакомство с экипажем - Владыка, почему все-таки вы решились отправиться в подводное путешествие на атомном ракетоносце? - В подводном переходе (на АПЛ " Томск " - прим. ред.) участвовала моя паства - служащие на Камчатке моряки. Господь дал их мне в окормление для Царства Небесного. Но если точнее, то я не принимал решение идти в этот поход. Мне предложили это сами моряки, члены экипажа, когда я проводил очередную беседу на военно-морской базе в пос. Рыбачий. Мы говорили о патриотизме, о жизни и служении священников в войсках царской армии, когда один моряк спросил: " А Вы, владыка, пошли бы в подводный поход? " . Я ответил, если было бы благословение Божие - то пошел бы. " Ну что ж, - сказал моряк,- у нас намечается переход из Западной Лицы (Кольский полуостров - прим. ред.) в Петропавловск-Камчатский, у Вас есть возможность участвовать в нем " . Накануне моего первого перехода мы встретились со Святейшим Патриархом и он помог мне во многих вопросах будущего служения на субмарине: как служить там литургию, как исповедовать, как соблюдать пост, как морякам готовиться к причастию. Его Святейшество подарил экипажу икону Николая Чудотворца. - Как моряки восприняли ваше присутствие на борту ракетоносца?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Красивый план монастыря встречает паломников в трапезной архондарика ЖМП 5 май 2016 /  12 мая 2017 г. 17:59 Десять веков Русского Афона От расположившейся в центре Македонии материковой части Халкидик в Эгейское море Творец бросил три полуострова-«пальца». Западная Кассандра — скопление молодежных курортов, пристанище любящих вольный морской ветер серферов. Центральная Ситония, еще несколько десятков лет назад сплошь покрытая рыбацкими деревушками, теперь превратилась в облюбованное немецкими, сербскими и русскими отпускниками место для спокойного семейного отдыха. Восточный Афон, отделенный от Ситонии заливом Святой горы, — удел Пресвятой Богородицы, единственное в мире монашеское государство и один из центров мирового Православия. Перед празднованием тысячелетнего присутствия русских на этой земле корреспондент «Журнала Московской Патриархии» совершил краткое паломничество в Пантелеимонов монастырь, которое, впрочем, едва не затянулось. Путешествие на «палец», или Граница на борту Пятибалльные волны мерно атакуют пристань болгарского монастыря Зограф. Нам надо на северо-запад, а единственная проезжая дорога туда пролегает прямо по усыпанному галькой бечевнику — узкой полосе меж берегом и крепостной стеной старой приморской обители. Впрочем, где тут берег, угадывается с трудом: шторм вместе с приливом сделали свое мокрое дело, и море плещется прямо у фасада здания. Присвистнув, молодой водитель Костас останавливает джип метров за 20 до перешейка и, почесывая затылок, идет убирать самые большие камни, принесенные штормом. Критически взглянув на дорожный просвет (как будто он мог узреть там нечто новое!), Костас на ломаном английском объясняет пассажирам: «Сейчас нам надо попытаться проскочить между волнами. Когда большая вода схлынет, командуйте мне и молитесь!» При этом он умудряется одновременно включить передачу, поддать немного газу и перекрестить руль. «Жми!» — несется с пассажирских сидений на нескольких языках, и спрятанные под капотом сотни лошадиных сил несут наш «Хайлюкс» вперед, на залитый участок гальки и песка.

http://e-vestnik.ru/church/panteleimonov...

Площадь, занимаемая монастырем, представляет некоторые особенности, заслуживающие внимания по своему важному гигиеническому значению. Саженях в 7 от западной стены монастыря находится морская бухта – гавань Благополучия. К восточной стене, оставляя только узкую дорогу сажени в 3, прилегает Святое озеро. Саженях в 9-ти от южной стороны устроен док и прорыта канава. Таким образом монастырь с 3 сторон окружен водой. Разстояние между озером и морской бухтой в разных местах от 75 до 90 саженъ; в общем это пространство представляет наклон, легкую покатость, от озера к морю – от востока к западу. Только в северной части площади, особенно близ стены, замечается пологий холм, тоже постепенно опускающийся к югу и западу. Уровень воды в озере выше уровня воды в море на 3 сажени. Только восточная и отчасти северная части монастырской площади выше уровня озера, а остальные – ниже. Отсюда видно, что монастырская площадь представляет как бы природную плотину, задерживающую сток воды из озера в море и состоящую из крупного песка и камней разной величины. Чрез такую порозную наклонную почву, несомненно, идет обильный ток почвенной воды от озера к бухте и притом ток этот в силу разницы уровня между озером и морем должен быть поверхностным и довольно быстрым; окончательно убедиться в этом можно следующими данными. В средине монастырской площади, близ храмов, находятся два колодца, из которых в одном уровень воды ниже уровня почвы на 2 аршина, в другом на 1 арш. 6 вершк.; в обоих уровень воды приблизительно (по глазомеру) или ровен или немного ниже уровня воды в озере и, по словам монахов, колеблется в зависимости от последнего. Далее, за доком, саженях в 40 от южной стены монастыря (но все же между озером и бухтой), находится монастырское кладбище, занимающее отлогий холм приблизительно сажени на 1 1/2 выше площади монастыря. Почва здесь нисколько не разнится от монастырской. При таких условиях весьма трудно ожидать на вершине холма высокого подъема почвенной воды, а на самом деле оказывается не так. Я разсматривал могильные ямы на вершине холма в августе месяце после 2-хнедельного бездождия – в них стояла вода на аршин от поверхности почвы. Могильщики говорят, что когда они роют здесь яму (обыкновенно 2 арш. глубины), то почти с самой поверхности находят песок влажным; по мере углубления влажность увеличивается, так что на глубине 7 четвертей всегда уже находится вода; если её вычерпать, то она довольно быстро (часа в 2) снова накопляется, не доходя до поверхности почвы приблизительно на аршин (впрочем, в разных местах холма не одинаково). Такая почва, промерзнув зимой, делается тверда как гранит, прорыть ее топором или киркой становится делом невозможным, а поэтому монахи летом запасают несколько могильных ям для зимы – тогда эти ямы приходится освободить только от снега и льда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

прот. Александр Прокопчук Двадцать Первая Глава Так как наряду с первым заключением – о цели написания «книги сей» (20:30 – 31) Евангелие от Иоанна содержит второе – со ссылкой на тех, кто готов поручиться за истинность написанного любимым учеником (21:24 – 25), в западной библеистике распространилось мнение, что 21–я глава является дополнением к первоначальному евангельскому тексту. Однако никаких объективных доказательств этому никогда не существовало. Поэтому задача последующего рассмотрения двадцать первой главы – показать, что она не приложение, возникшее спустя годы, а органическое смысловое завершение четвёртого Евангелия. Явление Воскресшего при море Тивериадском Сравним начало 21–й гл. с первым стихом 6–й гл.: «После этого ушел Иисус на ту сторону моря Галилейского, или Тивериадского» (6:1); «После этого явил себя снова Иисус ученикам на море Тивериадском» (21:1). Дело здесь не только в том, что оба эти события происходят на берегу Тивериадского озера, которое только евангелист Иоанн называет морем. В первом стихе 6–й гл. есть очевидное историческое и географическое несоответствие, так как из Иерусалима нельзя уйти на ту сторону Галилейского озера. Очевидно, что события, описываемые в пятой и шестой главах, разделены между собой значительным промежутком времени. Тоже можно сказать и о двадцатой и двадцать первой главах. Только что мы узнали о явлении Иисуса Христа апостолам в Иерусалиме на восьмой день после Воскресения (20:24 – 29), а теперь они уже в течение какого–то времени находятся в Галилее и решают вместе половить рыбу. Ниоткуда не следует, что они ждут повторного явления воскресшего Учителя. Впервые за прошедшие три года Иисуса Христа нет С ними, и они возвращаются к тому, чем занимались всю свою жизнь до встречи с Ним. Поэтому упоминание Каны Галилейской (21:2) ассоциируется не только с двумя чудесами, совершёнными там Иисусом, но и с тем обстоятельством, что они происходят, когда он вернулся из Иудей в сопровождении учеников (2:2, 4:43). Теперь они возвратились в Галилею одни.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Россия - центр мира. Православие - последняя скала в бушующем море апостасии и нечестия. Поэтому вся история человечества и особенно ее финал связаны с Россией и Православием. Замечательный русский мыслитель И.Л.Солоневич (1891-1953) считал политический и духовный строй Московского Царства 15, 16 и 17 веков непревзойденной вершиной в истории человечества. «Стиль московской государственности - очень схематически - можно определить, как исключительный в истории человечества пример внутреннего единства, добивавшегося прежде всего полной самостоятельности и выдвинувшего два основных принципа государственности: САМОДЕРЖАВИЕ и САМОУПРАВЛЕНИЕ. С западно-европейской точки зрения, эти принципы не совместимы никак. ... В Москве эти принципы совмещались» (И.Л.Солоневич «Народная монархия», М. 2002, стр. 413). У нас было широчайшее и всесословное местное самоуправление. «Самоуправления, равного московскому, не имела тогда ни одна страна в мире ...» (Там же, стр. 383). И далее: «... такой системы в мире не существовало никогда, даже в лучшие времена Рима и Великобритании, ибо Рим и Великобритания были построены на принципе неравноправности включенных в эти империи побежденных племен: «Разделяй и властвуй». Москва властвовала, не разделяя, а соединяя». (Там же, стр. 371). Наш незабвенный философ и богослов А.С.Хомяков (1804-1860) писал: «... но за то, что Европа лукава, горда, что для нее «мирская слава/Выше Божьего суда», что церковь там стала подчиняться суетной мирской власти, пройдет и ее блеск, как сон. При таком состоянии не Россия сама по себе стремится к мировому лидерству, а «Бог отдаст судьбу Вселенной» ей за то, что она смиренная и полная веры и чудес ...» История не только «призывает Россию стать впереди всемирного просвещения», но она «дает ей на это право за всесторонность и полноту ее начал, а право, данное историей народу, есть обязанность, налагаемая на каждого из ее членов». Хомяков называет Россию надеждой мира. Выдающийся поэт Ф.И.Тютчев (1803-1873) рассматривал как осуществление своего пророчества, начало неизбежной гибели, всеобщего разрушения европейской культуры и цивилизации. Единственной серьезной силой, противостоящей революционной стихии, считал Тютчев Россию. (Стихотворение «Море и утес», 1848 г.). Именно противостояние России и революции, исход неминуемого поединка между ними ... и определит судьбу человечества.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/22/vs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010