«Пройдя такой путь, посетители попадают в зал-базилику Воскресения — светлое пространство, иллюстрирующее торжество добра над злом. На одной из стен высокого, открытого помещения проекторы будут воспроизводить иконы прославленных в лике святых жертв и портреты иных пострадавших от гонений, — рассказывает Игорь Гарькавый. — Кроме того, это еще и зал-трансформер. При необходимости он превращается в лекторий, где также можно организовывать концерты и устраивать временные выставки. Наконец, финальный зал — музей музеев и информационный центр. Здесь мы собираемся представить виртуальные туры по выставкам и музейным экспозициям наших партнеров, связанным с темой Русской Голгофы. Кроме того, благодаря интерактивным панелям посетители тут смогут найти сведения о пострадавших за веру в XX веке». Виртуальный музей: приглашение к сотрудничеству «Но, если быть реалистом, до открытия музея “Русская Голгофа” придется напряженно потрудиться восемь — десять лет, и это при условии бесперебойного финансирования, — рассуждает Гарькавый. — Ведь само здание общей пло­щадью свыше пяти тысяч квадратных метров приход бутовского храма в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской получил в предаварийном состоянии, с частично затопленными подвалами. Конечно, пока там будут продолжаться капремонт и приспособление здания под музейные цели, мы не можем сидеть сложа руки. Уже сейчас мы запускаем два сходных по смыслу, но разных по наполнению и содержанию начинания, направленных на актуализацию памяти о подвиге верующих прошлого века». Первый из них — виртуальный музей «Русская Голгофа». Его пилотная версия уже доступна интернет-пользователям, хотя создатели не устают подчеркивать, что сайт находится в разработке. «Вы скажете, что подобных сайтов сейчас немало. Но наш отличается от наиболее успешных и интересных ресурсов сходной тематики, созданных, к примеру, в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете и в Соловецком монастыре, попыткой системного представления информации в формате виртуального музея», — объясняет Игорь Владимирович.

http://e-vestnik.ru/history/cherez_gefsi...

Санкт-Петербург. Церковь Воздвижения креста Господня в Таврическом дворце. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Таврический дворец построен в 1783 г. архитектором И. Е. Старовым по распоряжению Екатерины II, которая подарила его князю Г. А. Потёмкину. После его смерти Екатерина выкупила дворец у наследников Потёмкина. Архитектор Ф. И. Волков перестроил восточное крыло, предназначенное для наследника престола и его семьи: Концертный зал превратил в Театр, а Малый купольный зал площадью 40 х 10,5 м приспособил под церковь. Церковь расположили в правом крыле дворца, на углу Шпалерной и Таврической улиц, и освятили во имя святой Екатерины. Одноэтажная двусветная церковь представляла собой длинный зал, разделённый на три части. В восточной части, отделённой сплошной стеной, находились алтарь, ризница и библиотека. Алтарный купол поддерживали двенадцать колонн. Иконы для иконостаса написали академики А. Е. Егоров, С. А. Безсонов, Ф. П. Брюлло и А. И. Иванов. Царские врата были резные, золочёные. Образа царских врат написал А. Е. Егоров. На стенах были развешены картины работы итальянских художников, взятые из Эрмитажа. Священные сосуды церкви отличались богатством и изящной работой. Впоследствии церковь была перестроена и освящена во имя Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня. Богослужения в ней проводились с 1793 по 8 июня 1920 года. Ныне церковь не существует, а здание дворца занимает Межпарламентская ассамблея стран СНГ. По материалам сайтов: Совет ветеранов УФСБ по Санкт-Петербургу и Пасха Таврический дворец сначала был построен князем Потемкиным в виде частного дома, но в 1783 г., когда к России присоединились Крым и Грузия, Екатерина II велела архитектору Старову перестроить этот дом в небольшой дворец, на подобие пантеона, великолепно украсила его и с именем Таврического подарила его герою Тавриды. Постройка стоила 100 000 руб. Потом Екатерина купила его у Потемкина за 460 тысяч руб., а когда в феврале 1791 г. Потемкин прибыл из Ясс, императрица опять подарила ему дворец. В нем 28 апреля 1791 г. торжественно праздновалось взятие Измаила (11 декабря 1790 г.). По смерти Потемкина (5 октября 1791 г.), дворец поступил в казну и сделался любимым местопребыванием императрицы весною и осенью. По кончине ее Павел перенес все находящиеся здесь драгоценности в Михайловский замок, а здания Таврического дворца отдал сперва лейб-гвардии конному (1799 г.), а потом гусарскому полку (1801—1802 гг.).

http://sobory.ru/article/?object=29567

Член II Государственной думы Епископ Евлогий в зале заседаний Государственной думы Помню… этот первый мой приезд в Таврический дворец. Великолепное старинное здание. Огромный Екатерининский зал с иконой святителя Николая, вделанной в стене; перед нею уже все приготовлено для молебна. В зале большое оживление —  всюду снуют депутаты… Около нас сгруппировались члены правительства во главе с П.А.Столыпиным и депутаты: священники и крестьяне. Остальные члены Думы не только не присоединились к молящимся, но вели себя так непринужденно, что можно было подумать: они нас не видят и не слышат. По залу продолжали сновать люди: кто-то, хлопая дверями, пробегал с бумагами в канцелярию, слышались разговоры; в конце зала, кажется, даже курили… Молебен прошел без подъема. Чувствовалось, что для большинства он лишь неизбежная формальность; благословения Божия на предстоящий труд как будто никто не искал; молился со слезами только один старичок-крестьянин. По окончании молебствия мы направились в зал заседаний. Епископ Платон и я заняли места на правых скамьях. По своим политическим убеждениям я был монархист. Поначалу «умеренный» (группа «у.п.» — «упокойники», как ее называли), я потом примкнул к группе монархистов-националистов. Открытие Государственной думы состоялось 20 февраля. Открыл ее сенатор, действительный тайный советник Голубев (товарищ председателя Государственного совета), важный старец, похожий на римского сенатора. Он прочитал Высочайшее повеление скрипучим голосом и приступил к выбору председателя. В председатели прошел Федор Александрович Головин, депутат от Московской губернии (председатель Московской губернской земской управы)… В ближайшие дни (23 и 24 февраля) были выбраны президиум и секретариат. Главные посты получили кадеты. Мы, правые, не смогли провести ни одного из наших кандидатов. Прежде чем приступить к работе, Государственной думе предстояло выслушать правительственную декларацию. Она была назначена на 2 марта, но произошло событие, которое этому помешало. В ночь на 2 марта случилась катастрофа — в зале заседаний рухнул потолок… Когда я утром приехал, то увидал на наших местах груды штукатурки. Этот недосмотр архитекторов вызвал в депутатах бурю негодования. А депутаты-крестьяне от радости, что избегли смертельной опасности, просили меня отслужить для них благодарственный молебен. Для заседаний был спешно приспособлен другой зал Таврического дворца — и загремели зажигательные речи…

http://pravoslavie.ru/3485.html

2. Но, когда здание столь непоколебимо, стена столь неразрушима, то посмотрим, как апостолы полагали основания, сколь глубокий выкапывали ров, чтобы здание было непоколебимо. Они не выкапывали в глубину; в таком труде они не имели нужды. Почему? Потому, что нашли прежнее, древнее основание, положенное пророками. Как человек, намеревающийся построить большой дом, нашедши старое основание, крепкое и непоколебимое, не разбирает этого основания, не трогает камней, но, оставив его неподвижным, на нем и воздвигает новое и позднейшее здание, так и апостолы, намереваясь созидать это великое здание, — основанную по всей вселенной церковь, — не выкапывали в глубину, а нашедши древнее основание, положенное пророками, не разбирали его, не трогали их здания и учения, но оставив его неподвижным, на нем воздвигли свое учение, эту новую веру Церкви. А чтобы ты убедился, что они не трогали древнего основания, но на нем созидали, послушай самого премудрого строителя, Павла, который в точности объясняет нам это строение, потому что, он есть премудрый строитель: « как мудрый строитель », говорит он, « положил основание » (1 Кор. 3:10). Посмотрим же, как полагал он основание. На другом, говорит он, древнем основании, положенном пророками. Откуда это видно? « Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым, быв утверждены на основании Апостолов и пророков » (Еф. 2:19, 20). Видишь ли, основание и основание, одно — от пророков, а другое — от апостолов, положенное сверху? И то удивительно, что апостолы пришли не тотчас после пророков, но спустя много времени. Почему? Потому, что так поступают отличнейшие из строителей: когда они положат основание, то не тотчас воздвигают на нем здание, чтобы не отвердевшее и недавно построенное основание не оказалось неспособным вынести тяжесть стен. Поэтому они дают много времени камням окрепнуть, и уже тогда, когда увидят, что камни хорошо скрепились, воздвигают на них и тяжелые стены. Так сделал и Христос: Он дал основанию пророческому окрепнуть в душах слушателей и учению их утвердиться, и когда увидел, что здание непоколебимо и священное учение внедрено так, что может выдержать новое любомудрие, тогда послал апостолов — воздвигнуть стены церкви на основании пророков. Поэтому апостол не сказал: построенные (οικοδομηθντες) на основании пророков, но воздвигнутые (εποικοδομηθντες), построенные сверху. Построим же, как они были воздвигнуты.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Но в конце 20-х годов государство с новой силой ополчилось на церковь, и храм Преображения Господня в Никите был закрыт в сентябре 1927 года. Здание пытались переделать, изменить его облик: разрушили купол и звонницу, сбросили кресты и колокола… В течение долгих лет здание использовали как склад, магазин, научную лабораторию, дом культуры с кинотеатром в бывшей церкви. Не сохранились ни внутренние росписи, ни иконостас, ни иконы. Прекрасный зал с большими окнами и хорошей акустикой превратили в тёмное помещение: заложили окна, уменьшили высоту потолка искусственными плитами, которые поглощали все звуки. Уже мало кто помнил, что здесь раньше был храм. В 1991 году жители Никиты организовали Свято-Преображенскую общину Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Они заключили с Никитским ботаническим садом договор об аренде здания бывшей больницы и церкви и начали ремонт. Всего за месяц, к 19 августа 1992 года привели в порядок большой зал первого этажа. В этот праздничный день Преображения Господня перед входом совершили молебен и освятили здание… 7 апреля 1993 года освятили престол в алтаре и отслужили первую Божественную литургию. Но прихожане и священник стремились как можно скорее восстановить иконостас. Над храмом установили крест, вновь построили звонницу, на которую подняли колокол. В престольный праздник 19 августа 1995 года Божественную литургию в церкви служил Преосвященнейший Лазарь, архиепископ Симферопольский и Крымский. По материалам книги «Крым: православные святыни: путеводитель». – Сост. Е.М. Литвинова. Симферополь, «РуБин», ЧП Бинькин, 2003. В 1812 году на Южном берегу Крыма, в посёлке Никита, был заложен Императорский Таврический казённый ботанический сад - первое на юге России опытное садовое учреждение. В 1881-1887 годах директором сада и Никитского училища садоводства и виноделия был А. И. Базаров - сын известного протоиерея Иоанна Базарова, духовника особ царствующего дома, автора знаменитой " Библейской истории " . Заняв свой пост, Базаров поднял вопрос о строительстве в Ботаническом саду церкви, и в марте 1884 года она была заложена. Однонефную базилику возвели в византийском стиле, но с элементами чисто русской храмовой архитектуры: псковского типа звонницей и куполом (не сохранился). 5 февраля 1887 года свершилось освящение её во имя Преображения Господня.

http://sobory.ru/article/?object=01387

Крестовоздвиженской церкви повезло больше других построек Богородицкого женского монастыря. В советское время к зданию церкви были пристроены гаражи. Долгое время здесь располагалось учебное здание Казанского государственного педагогического института, потом это было студенческое общежитие. В апреле 2005 года здание Крестовоздвиженской церкви было передано Казанской епархии. Масштабная реставрация храма началась в 2004 году, когда стало известно о реальности возвращения в Россию Ватиканского списка Казанской иконы Божьей Матери. Строительно-восстановительные работы продолжались буквально до юбилея Казани. Их вело научно-производственное объединение «Космос» (Москва). Разработчиком проекта реставрации выступил институт «Казгражданпроект» (главный конструктор – Т. Сальникова, главный архитектор – А. Никитин). К юбилею успели восстановить внешний фасад церкви и ее внутреннее убранство. Установлен крест из черного железа, покрытый сусальным золотом, общим весом около 300 кг. Он был изготовлен Казанским трестом инженерно-строительных изысканий. Особую ценность представляет иконостас, выполненный в классическом стиле и украшенный позолотой. Над ним трудились мастера Русской православной церкви из подмосковного поселка Софрино. Справа от него находится киот со знаменитой иконой Казанской Божьей Матери, подаренной Папой Римским Иоанном II. Казанцы хорошо помнят трагическую судьбу оригинала иконы Богородицы, а потому приняты серьезные меры безопасности. Икону поместили в специальный сейф с бронированным стеклом, работает охранная система сигнализации. Круглосуточно здание церкви охраняют 10 работников милиции. Молельный зал восстановлен по существующим границам. Купол и стены расписывали художники А. Беляев и А. Пьянков из Санкт-Петербурга, а также студенты Мухинской художественно-промышленной академии (Санкт-Петербург). В здании планируется разместить праздничный тронный зал, монашеские кельи, трапезную, кухню. В ходе работ строителями обнаружено несколько интересных находок. Так, на глубине двух метров были найдены совершенно чистые берестяные пластины большого размера.

http://sobory.ru/article/?object=06242

ГАВО. Ф. Р-5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 211–212 об. Вечерки Во время январской ярмарки  семинаристы устраивали, с приездом из деревень поповен, «вечерки». В инспекторство П. И. Успенского вечерки эти строго преследовались. Однажды, уже поздно вечером, я получил распоряжение инспектора побывать на ученической вечерке. Указан был адрес дома, где ученики устроили танцевальный вечер. Поручение было не из приятных. Однако я отправился. Вход в дом, сверх ожидания, был открыт, и я свободно вошел в прихожую. Ученики, увидев меня, бросились в разные стороны. Я стоял и не знал, что делать — идти ли в зал, или дожидаться кого-нибудь из воспитанников. Положение выходило довольно глупое. Я решился наконец войти в зал и увидел в полном смысле немую картину. Кавалеров — никого, а барышни сидели с наклоненными головами. Я совершенно растерялся. Но вот из соседней комнаты вышел один из воспитанников и выручил меня из неловкого положения. Я предложил начать танцы и не смотреть на меня, как на какое-нибудь пугало. Одни по-за другому в зал вошли и все остальные. Начались танцы. В соседние комнаты, где может быть устроен был и буфет, я не ходил. Инспектору я сообщил, что на вечерке семинарской все было благополучно и что на ней были и матушки некоторых девиц и т. д. Без нотаций и разных внушений со стороны о. Петра участники вечерки, конечно, не остались, но все участники были довольны, что при докладе инспектору я подчеркнул об их благоповедении. ГАВО. Ф. Р-5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 213 об. – 214. II Исцеление дочери протоиерея Богородичной церкви гор. Тамбова, о. Петра Успенского (Собственноручное заявление) В течение трехлетнего моего пребывания на службе в Тамбове, Господь благословил моему семейству неоднократно испытать на себе, при детских болезнях, благодатное заступление Угодника Божия, Святителя Питирима. По некоторой житейской своей рассеянности и нравственному малодушию, об этих знамениях его чудодейственной силы я медлил сообщением о них в тесном кругу своих близких знакомых. Но в первых числах июля месяца сего года семейством моим пережито новое поразительное заступление со стороны дивного Угодника Божия.

http://bogoslov.ru/article/6174946

В 1938 году здание было перестроено под школу. В основании школы были старинные стены храма, надстроили второй этаж, пристроили спортивный (он же и актовый) зал, а со стороны алтаря сделали вход. Так храм Божий превратился в храм знаний. В качестве подсобного строительного материала использовались могильные плиты с церковного кладбища, которые служили основанием для ступенек в школу. Во время фашистской оккупации здание, теперь уже школы, стало немецким госпиталем. Очевидцы тех событий рассказывали о том, что на территории храма-школы находилось немецкое кладбище. Эта информация сейчас не подтверждена и не опровергнута. Но такое вполне могло быть, поскольку в госпитале многие солдаты умирали, и вряд ли немцы стали бы хоронить своих солдат на русском кладбище, которое находилось недалеко от бывшей церкви. Во время боев за Становой Колодезь в июле 1943 года здание сильно пострадало. Так что сразу после освобождения села пришлось восстанавливать школу. И еще несколько десятилетий здание храма использовалось в качестве школы. Ученики тех лет, теперь уже взрослые люди, рассказывают, что со стен со стороны входа (здесь в храме был алтарь) постоянно осыпалась побелка, и из-под нее проглядывали лики святых. В 1987 году рядом построили новую школу, а здание старой школы оставили сиротствовать. Хозяйственные деревенские мужики унесли из бывшей школы все, что можно было унести, и вскоре от нее остался один скелет, то есть в метр толщиной стены бывшего храма. Возрождение храма началось с того, что жители села стали собирать средства на восстановление церкви. В августе 1992 года жительницы села М. Студенникова и Н. Бухвостова ездили к епископу Орловскому и Брянскому Паисию с просьбой помочь в восстановлении церкви, но он отказал, так как епархия на тот момент не располагала средствами, необходимыми для этого. Тогда жители села обратились с этой же просьбой к оптинскому старцу схиигумену Илию. Схиигумен Илий обещал помочь найти людей и средства для восстановления храма. Особая забота оптинского старца Илия о судьбе Покровской церкви в Становом Колодезе не случайна, ведь он родом из этих мест (сегодня, в 2015 г. старец Илий является духовником Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла). К тому же, как пишет орловский краевед, уроженец села Становой Колодезь Василий Агошков, дед оптинского старца Илия, Иван Ноздрин, был церковным старостой в этой церкви. В 1992 году в Становой Колодезь приехали Владимир и Татьяна Гусевы. В то время это были не «батюшка с матушкой», а просто верующие православные христиане. Они сменили столицу и престижную работу в Московской областной филармонии на орловское село и почти полностью разрушенную церковь. Здесь у них не было ничего, кроме веры в Бога и наказа оптинского старца схиигумена Илия восстановить церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=10087

Всем нужно, наконец, понять, что православие не было принесено в Латвию на советских танках в сорок пятом году, а существует на этой земле с XI века. Данные археологии (древние городища, кладбища, остатки зданий и музейные экспонаты), топонимики (названия ряда латвийских географических объектов), лингвистики (языковые нюансы латышского и русского языков, хроника Генриха Латвийского, Ерсикское Евангелие) - все это неоспоримо свидетельствует о том, что православие существует на этой земле уже порядка десяти столетий. - В СМИ сообщалось о судебной защите Латвийской православной церковью своих прав собственности на Петропавловский храм. Каково сегодня положение дел и можно ли надеяться, что православный храм Церкви возвратят? - Храм Петра и Павла был первым православным кафедральным собором Риги. Он построен еще в царствование императрицы Екатерины II. К концу XIX столетия собор утратил статус кафедрального, оставшись церковью Рижской цитадели. В крипте собора были похоронены два Рижских епископа. В начале XX века собор передали эстонскому православному приходу. К 1920 году приход распался, оставшиеся члены общины ходили молиться в кафедральный Христорождественский собор. Во время первой Латвийской буржуазной республики власть оставила церковное здание за собой. Архиепископу Рижскому священномученику Иоанну (Поммеру) собор не отдали, хотя он неоднократно обращался к латвийскому правительству, напоминая, что собор построен " православными и для православных " . Но даже этому выдающемуся архипастырю, коренному латышу, в просьбе отказали. В советское время собор хотели взорвать, останки епископов были предварительно перезахоронены в Спасо-Преображенской пустыни. А в 1989 году власти окончательно решили не трогать здание, но передали его под концертный зал латышскому национальному хору " Ave sol " . Принятый у нас в республике Закон о реституции и возвращении собственности гласит, что должно быть передано прежним владельцам имущество, принадлежавшее им до 1940 года. Однако никто из претендентов на здание собора не может документально подтвердить, что здание принадлежало именно ему. И сейчас им владеет даже не государство, а Рижская городская дума. Хотя для всех очевидно, что здание культовое - его купол до сих пор венчает крест, а внутри, на парусах купола, сохранились православные изображения четырех евангелистов с надписями на церковнославянском языке. Убрать их новые хозяева не удосужились. Теперь мы апеллируем в том числе к этому факту и к здравому смыслу: в конце концов, ну сколько можно плясать в храме?! Ведь это кощунство, когда на сцене, установленной как раз в алтарной части, ежедневно исполняются светские песни и танцы!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

05 ноября 13:00 – 14:30 05.11.22 Зал 6 Конкурсная программа. Игровое кино (9+) 13:00 – 14:30 05.11.22 Зал 8 Мастер-класс для детей, подростков и семейной аудитории «Мультфильм из чего угодно» (10+) 14:00 05.11.22 Фойе Мастер-класс детского художественного творчества «Мезенская роспись» (6+) 14:00 – 15:30 05.11.22 Зал 9 Специальный показ и обсуждение. Документальное кино (16+) 14:30 – 16:30 05.11.22 Зал 7 Дискуссионная площадка «Школа для Родителей: Мы и наши Дети». Конкурсная программа. Игровое кино (12+) 15:00 – 16:40 05.11.22 Зал 6 Конкурсная программа. Короткометражное кино (16+) 15:00 – 15:45 05.11.22 Зал 8 Конкурсная программа. Анимация (10+) 16:00 – 17:20 05.11.22 Зал 9 Дискуссионная площадка «Школа для Родителей: Мы и наши Дети». Конкурсная программа (16+) 16:15 – 17:50 05.11.22 Зал 8 Конкурсная программа. Документальное кино (12+) 17:00 – 19:00 05.11.22 Зал 7 Конкурсная программа. Игровое кино (16+) 17:10 – 18:40 05.11.22 Зал 6 Премьерный показ «Новое русское кино». Документальное кино (10+) 17:50 – 19:40 05.11.22 Зал 9 Конкурсная программа. Документальное кино (12+) 18:20 – 19:40 05.11.22 Зал 8 Специальный показ «Герои наших дней». Документальное кино (16+) 19:10 – 21:00 05.11.22 Зал 6 Тематический показ. Короткометражное кино (16+) 20:10 – 21:50 05.11.22 Зал 8 Конкурсная программа. Документальное кино (16+) 20:10 – 22:00 05.11.22 Зал 9 Конкурсная программа. Документальное кино (16+) 06 ноября 13:00 06.11.22 Фойе Мастер-класс-квест по созданию анимационных фильмов «В Стране Чудес» (10+) 13:00 – 14:10 06.11.22 Зал 6 Семинар «Использование киноматериала в воспитательной работе с подрастающим поколением» (12+) 13:00 – 14:30 06.11.22 Зал 7 Конкурсная программа. Игровое кино (6+) 13:00 – 14:40 06.11.22 Зал 8 Киноинтенсив «Учимся смотреть кино: Лаборатория юного зрителя». Конкурсный показ. Короткометражное кино (12+) 13:15 – 14:00 06.11.22 Зал 9 Конкурсная программа. Анимация (6+) 14:30 – 16:00 06.11.22 Зал 9 Тематическая программа. Анимация (12+) 14:40 – 16:30 06.11.22 Зал 6 Конкурсная программа. Документальное телевизионное кино. «Жизнь духа» (12+)

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/24/du...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010