Лучшие современные специалисты, в свою очередь, осуществили, в основном опираясь на эти письменные источники, несколько прекрасных реконструкций всех основных дворцовых залов и переходов, но вдруг неожиданно открытый, недалеко от Голубой мечети, в самом центре бывших дворцовых сооружений изящный перистильный зал с поразительной напольной мозаикой V в. за секунду разрушил точность всех существующих представлений. До сих пор этот восхитительный зал никому не удалось вписать ни в одну из существующих реконструкций Большого Дворца. Все наши огромные знания о, казалось бы, мельчайших деталях дворцовых строений тут же разбились в прах при столкновении с простым археологическим объектом. Мы не знаем, куда его вписать. Наших топографических знаний недостаточно для этого. Оказалось, что это просто «неизвестный зал». Ни в одном из реконструированных планов ему не нашлось достойного места, а ведь это был не просто «зал», а какое-то важное место Дворца, которое берегли и украшали лучшими произведениями искусства. Такое бессилие археологии и топографии, после столетий скрупулезных изучений, обескураживает и поражает. То же можно сказать и о «западной галерее», которую не так давно окрыли при раскопках и которая резко переориентировала вообще все дворцовые помещения. Точно так же до сих пор мы гадаем, что представляет собой целое поле разного рода помещений, недавно раскопанных на юге за св. Софией – то ли это остатки Магнаврского дворца, то ли сооружения Патриархии, то ли здание старого Сената, то ли Квесторий, где заседал знаменитый Трибониан, то ли это вообще армейские казармы или, может, и вовсе какие-то неизвестные объекты технического назначения ? Та же ситуация и с сохранившимися храмами. Да, мы знаем, где находится св. София, св. Ирина, храм свв. Сергия и Вакха, церковь Паммакаристы, Студийский монастырь, а также монастыри Пантократор и Хора. Но на самом деле из сорока византийских храмов, в том или ином виде сохранившихся до наших дней, современной наукой идентифицированы только… двенадцать! И то, многие из этих идентификаций до сих пор оспариваются и меняются .

http://bogoslov.ru/article/1871889

Круглый стол «Православное телевидение» Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан Катасонов Владимир Николаевич 01.02 11.00 Конференц-зал Российского государственного социального университета (РГСУ) (3-й этаж Главного административного здания), ул. Вильгельма Пика, 4; м. «Ботанический сад», выход к гостинице «Турист». «Современные методы миссионерского служения (конкурс миссионерских программ)» Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн игумен Евмений (Перистый) Спирина Елена Анатольевна 31.01 10.00 Зал научных конференций Политехнического музея, Новая пл. 3/4, подъезд м. «Китай-город», «Лубянка». Конференция «Церковь и медицина: от диалога к партнерству» Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий Иером. Серафим (Кравченко) 1.02  10.00 Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата, ул. Николоямская, д. 57, стр. 7;  м. «Площадь Ильича» или «Римская» Конференция «Церковь и армия  " Аспекты военной науки для армейского и морского духовенства " » Архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон прот. Дмитрий Смирнов, игумен Савва (Молчанов) 31.01 10.00 Общевойсковая Академии Вооруженных Сил РФ, пр-зд Девичьего поля 4; м. «Парк Культуры», 10 мин. пешком по Зубовскому б-ру до ул. Зубовская, идти по ней, 1-й поворот направо – пр-зд Девичьего поля Конференция «Учения " Южный щит 2006 " » Архиепископ Львовский и Галицкий Августин прот. Дмитрий Смирнов, игумен Савва (Молчанов) 1.02  10.00 Конференц-зал Синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями РПЦ, ул. Б. Серпуховская 24; м. «Добрынинская», м. «Серпуховская» Духовное просвещение в местах лишения свободы прот. Дмитрий Смирнов, Полозюк Виталий Леонидович иер. Александр Добродеев, Пономарева Наталья Владимировна 2.02  9.30 Конференц-зал Синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями РПЦ, ул. Б. Серпуховская 24; м. «Добрынинская», м. «Серпуховская» Конференция «Новое в законодательстве о религиозных организациях»

http://moral.ru/2007/0130_Rozhd_chten.ht...

С ноября 1917 г. церковь продолжала функционировать независимо от всех событий 1917-1919 гг. Позднее это здание постигла участь всех православных приходов. Церковные ценности и утварь изъяли, здание передали государству. Строение пострадало от пожаров и перестрелок. С конца 1920-х – начала 1930-х годов в СССР была широко развернута атеистическая пропаганда. По всей стране началось разрушение церквей. Не избежала этой участи и Александро-Невская церковь. Ее пытались взорвать, но здание устояло. С храма сняли главы с крестами и шатер колокольни, все росписи на стенах были замазаны краской, чтобы скрыть изображения святых. 4 марта 1930 г. городские власти храм закрыли. Потом в здании находились один из цехов «Челябинского рабочего», склад военного имущества, картинная галерея и хранилище Государственного архива Челябинской области. Позже на первом этаже разместилась станция юных техников Дворца пионеров и шахматная школа. На втором этаже долгое время находился Звездный зал Челябинского планетария. В 1977 г. Александро-Невская церковь по решению исполкома Челябинского областного Совета депутатов от 20.09.1977 признана объектом культурного значения Челябинской области. Только в конце 1981 г. здание получило вторую жизнь. Было принято решение его отреставрировать и оборудовать в нем органный зал. В 1983 г. началась подготовительная работа. Авторами проекта реконструкции выступили московский архитектор Леонид Николаевич Ненаглядкин и архитектор института «Челябгражданпроект» Константин Иванович Гусаров. Они провели уникальную реставрацию здания церкви Александра Невского всего по двум сохранившимся фотографиям. Многое восстанавливали по крупицам. Для этого были использованы чертежи, архивные материалы и личные переписки Померанцева. Обновили фасад здания. Инженерам пришлось заново открыть секрет цепной и крестовой кладки кирпича. Ее вели строго по дореволюционным технологиям на известково-песчаном растворе. Когда старый кирпич заменили на новый, то оказалось, что новый кирпич по цвету отличается от оригинала и здание выглядит пестрым. Тогда было решено соединить молотый кирпич с жидким стеклом и покрасить фасад. Результат превзошел все ожидания – создавалась полная иллюзия натурального цвета. Было установлено 13 куполов на высоте 30 м. Самые крупные луковицы главок – в диаметре 2 м, по высоте – 5 м, диаметр самых маленьких – 1,2 м. Каждая луковица завершается шпилем в 2.5 м. Преобразился интерьер здания – появилась изящная лепнина; стены украшали панно из мрамора, яшмы, змеевика и лабрадорита; из ценных пород древесины были изготовлены панели и полы; заменили оконные рамы и двери и т.д. После распада СССР шпили на луковицах храма были заменены на позолоченные православные кресты.

http://sobory.ru/article/?object=11055

Это было новое здание, красиво отделанное изнутри и имевшее зал на 720 мест. Так в архитектурный ландшафт города вошло его самое «готическое» здание. После долгих скитаний лютеранская община св. Михаила наконец-то приобрела свой дом. Здание сохранилось до сих пор по адресу: Средний проспект Васильевского острова, д.18. Возведенная на углу Среднего проспекта и 3-ей линии, церковь св. Михаила была сооружена по типу немецких однобашенных церквей. Внешне здесь воспроизведены вся структура, все элементы и атрибуты готического храма: перспективный портал и стрельчатые окна, уступчатые контрфорсы и остроконечные фиалы. Но в отличие от подлинных образцов эти детали играют не конструктивную, а декоративно-символическую роль. 633 Храм был великолепно отделан внутри, имел замечательную акустику и один из лучших в городе органов. В 1886 г. по проекту академика архитектуры Р.Б. Бернгарда был оформлен новый, более художественный фасад здания. (Оба архитектора – Бульмеринг и Бернгард – были членами прихода св. Михаила). Именно после этой реконструкции здание стало выглядеть так, как оно выглядит сейчас. Собор построен в псевдоготическом стиле. На здании – остроконечный шатер с высоким барабаном, украшенный стрельчатыми окнами и башенками-пинаклями. Стены облицованы песчаником. Зал был разделен нефы двумя рядами чугунных оштукатуренных колонн. Интересной особенностью церкви святого Михаила является отсутствие крестов в архитектурном оформлении. Вместо них используются характерные для готики крестоцветы. Крестоцвет – стилизованное изображение цветка, образованного ответвлениями от вертикального стержня четырех лепестков-краббов. Для зрителей, глядящих снизу, они имеют форму креста. Примененные в большом количестве и разные по размеру, крестоцветы придают зданию церкви своеобразие и изящество. Главный крестоцвет, установленный на вершине шпиля, имеет полтора метра в высоту и около двух метров в диаметре, его вес достигает 100 килограммов. (При последней реставрации его позолотили, впервые со времён строительства). 634

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

а) Корпус, назначавшийся прежде для помещения наместника и казначея монастыря. Он находится направо от входа в монастырь через западные ворота. Это – древнейшее из монастырских жилых помещений. Построен этот корпус в 1718 г. Две стены его образованы монастырскою оградой и нижним ярусом колокольни; две другие пристроены вновь. На окнах здания сохранились древние наличники. Ныне этот корпус служит для помещения братии. б) Братские кельи, начинающиеся от дороги между соборами колокольней и доходящие почти до церкви арх. Михаила. Первоначально здание это построено было в один этаж в 1779 г. В 1881–2 г.г. оно было удлинено и прибавлено в высоту надстройкой второго этажа. Архитектурную отделку кельи получили по образцу древней отделки келий. Все здание разделено коридором, по сторонам которого и расположены кельи. В середине здания в нижнем этаже находятся трапеза, кухня и комнаты казначея монастыря; вверху – покои наместника и помещение для архиерея. В этом же здании (внизу) находятся просфорня и кладбищенская контора. в) Здание Донского духовного училища налево от входа в монастырь чрез западные ворота. Это здание построено было в 1734 году над находившимися здесь погребами и назначалось для настоятеля. С устройством настоятельского дома в северной части монастыря и освобождением, по этой причине, описываемого здания, в нем (с 1799 г). был помещен Духовно-цензурный комитет. Когда этот комитет был переведен в здание Московской духовной академии (в Сергиевой лавре), здание комитета стояло пустым. В 1835 г. оно было уступлено монастырем для помещения Донского духовного училища. В 1873 г. здание это было совершенно перестроено: своды его были вынуты, устроены потолки, окна расширены, здание прибавлено в длину и ширину, второй этаж, сильно выветрившийся, почти весь переложен вновь и возведен третий этаж. На эту перестройку израсходовано из сумм московской кафедры около 30 тысяч рублей, отпущенных по воле митрополита Московского Иннокентия. Ныне это здание состоит в ведении и распоряжении духовенства московской епархии, дающего средства на его ремонт и содержание.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1895 году «… с благословения… архиепископа Владимирского Сергия при … Гусевской Иоакианской церкви» была открыта церковно-приходская бесплатная библиотека. Священник этой церкви Иоанн Казанский писал Ю.С. Нечаеву-Мальцову: «Я нахожусь в полной уверенности, что открываемая библиотека встретит со стороны Вашего Превосходительства благосклонное внимание. Она… может оказать благотворное влияние на дух и поведение народа». Клировые ведомости 1901 г. наряду с известными нам уже данными за 1872-1874 гг. впервые сообщили о том, что Иоакиманская церковь к этому времени была обнесена четырехугольной каменной оградой с чугунными решетками. Колокольня также каменная, под ней помещается церковная сторожка. Ограда имела центральные ворота, их можно увидеть на фотографии кон. XIX в. Небольшое здание каменной сторожки неподалеку от колокольни, вероятно, было построено в нач. XX в. В 1922 г. церковь Иоакима и Анны еще находилась в ведении общины верующих. К этому времени с 1917 г. властями уже дважды производилось изъятие церковных ценностей (ГАВО, ф.24, оп.1, д.1729). Последняя служба перед закрытием храма предположительно состоялась в 1936 г. В 1941 г. здание храма было занято под механические мастерские Стекольного техникума. Затем здание с 1946 г. по 1948 г. было занято горторгом под складское помещение. Затем в нем располагалась пожарная охрана, а позднее отдел вневедомственной охраны. Дело недействующей церкви Иоакима и Анны в городе Гусь-Хрустальный 1948-1949 гг. Заключение уполномоченного совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров Союза ССР по Владимирской области по ходатайству верующих. На рассмотрение исполкома облсовета представлен материал по ходатайству верующих об открытии церкви Иоакима и Анны в городе Гусь-Хрустальный. Здание церкви каменное, большое, построенное в 1816 г., в 1871 г. закончена отопительная система, церковь имела два престола. Церковь закрыта в 1936 г. В 1941 г. была занята под механические мастерские стекольного техникума, а в 1946 г. здание ее было освобождено ввиду непригодности и согласно акту технического осмотра. Затем здание с 1946 по 1948 гг. было занято горторгом под складское помещение. И в акте технического осмотра 1948 г. говорится, что без капитального ремонта здание церкви использовано быть не может ни под какие нужды. Из всего выше изложенного видно, что: здание церкви Иоакима и Анны сильно разрушено и требует капитального ремонта…, ходатайство об открытии церкви… отклонить. Это решение подтвердил исполком Владимирского областного совета депутатов трудящихся в своем решении за 1422 от 7 декабря 1948 г. В 1949 г. было решено передать здание церкви пожарной охране города по просьбе председателя горисполкома Лаврова на имя председателя облсовета Бранта Г.Р. Решение облисполкома 198 от 19 марта 1949 г.

http://sobory.ru/article/?object=03192

«Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют Ея»... (Спаситель). В глубокой пустыне, среди горячих песков и буранов, где родился один колючий шиповник, строилось огромное здание. Оно было так грандиозно, так величественно, что вызывало у всех одно безмерное удивление. Строили это здание искусные строители и прилагали они к делу все свое старание, все свои силы. Основание имело двенадцать рядов белого мрамора, которое представляло из себя будто один сплошной огромный величественный камень... Здание имело семь больших дверей и завершалось огромным куполом, увенчанным золотым крестом. Это великое здание строилось 5–6 столетий. Так оно было велико и так предивно. И когда это здание было окончательно сооружено, то тысячи, миллионы людей разного возраста и звания ринулись к двери его. Матери несли своих грудных детей, юноши вели своих избранных невест. Братья везли или несли на носилках своих больных и недужных сродников, скорбные семьи везли на катафалках умерших своих отца и мать... Словом, через семь больших дверей, которые были всегда открыты, в этом здании побывали миллионы людей, все они входили с восточной стороны в каждую дверь последовательно, а выходили в западные двери и больше уже не возвращались. Но вот вместе с другими людьми подошли к этому зданию два молодых человека – юноша и девушка. Они остановились около дверей и стали спрашивать у прохожих, что это за здание, в которое все идут с каким-то особым благоговением. Один седоватый человек ответил, что это – Церковь Божия, которую создал Иисус Христос Своею Кровью. Молодые люди подумали, помолчали, а потом... неожиданно рассмеялись. «Ересь одна и ничего больше», – сказал юноша. «Выдумка попов и монахов, чтобы лучше деньги собирать с темного народа», – дополнила девушка. Седоватый человек посмотрел на молодых людей, ничего не сказал и ушел в здание. Однако юноша и девушка не собирались уходить. Нет! Они и внутрь не входили и совсем не уходили, а стояли у тех или иных дверей здания и все одно и то же спрашивали: «Эй, люди, куда вы идете? Зачем вы сюда идете? Здание старое, скоро оно разрушится, вернитесь, идите обратно, так лучше вам будет» и прочее. Народ слушал, иные останавливались, подумав, они возвращались обратно, а иные шли в здание, не обращая никакого внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Находившийся в ведении Псковского государственного музея-заповедника собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря с фресками начала XIV века был передан Церкви. При этом заведующая отделом музея-заповедника, ответственная за сохранность фресок, не была поставлена в известность. Специалисты опасаются, что проведение в храме богослужений окажется для фресок губительным. Руководство области не усмотрело в факте передачи никаких нарушений законодательства, но включило в текст решения о передаче пункт о необходимости создания охранного обязательства. Псковское областное отделение ВООПИиК объявило сбор подписей в защиту собора. Нижегородская епархия направила в Комитет по управлению городским имуществом письмо с требованием передать ей здание бывшего архиерейского дома, занимаемое консерваторией. Власти пообещали выделить консерватории новое здание, а епархия – подождать, пока такое здание подберут. В защиту консерватории был начат сбор подписей. Один из корпусов Свердловского областного музыкально-эстетического педагогического колледжа был передан Екатеринбургской епархии, заявившей свои права на здание на том основании, что до революции в нем размещалась церковно-приходская школа. Помещения на замену колледж не получил. Власти Рязани пообещали к 2015 году передать католическому приходу Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии здание бывшего храма, занятое Рязанским художественным училищем. Однако предложенное взамен помещение не отвечает необходимым для функционирования училища условиям, поэтому переезд отложен на неопределенное время. Санкт-Петербургская епархия вновь потребовала вернуть здание бывшего единоверческого Никольского храма, занятое музеем Арктики и Антарктики. Директор музея Виктор Боярский сообщил, что музей готов освободить здание храма, если ему предоставят подходящее помещение: " На сегодня ясно, что такого помещения в городе нет, и нам его предоставить никто не может " . Владимирская епархия заявила претензии на здание районной больницы в поселке Боголюбово, мотивируя это тем, что там до 1917 года располагалась гостиница для паломников.

http://religare.ru/2_100739.html

Архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет прот. Владислав Цыпин прот. Георгий Студенов 31.01 и  1.02 11.00 Храм Архангела Михаила в Тропареве, Патриаршее подворье, проспект Вернадского 90; м. «Проспект Вернадского» Круглый стол «Москва – Третий Рим» Мельник Александр Владимирович 1.02  10.00 Круглый зал Президент-Отеля, ул. Б. Якиманка 24; м. «Октябрьская»-радиальная, «Полянка» «Информационные технологии, Интернет и мультимедиа на службе Церкви» архим. Тихон (Шевкунов) Максим Массалитин, Александр Дятлов, Иван Мазуренко 1.02  10.00 Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, ул. Красноармейская, дом 2, стр. 4; м. «Динамо», выход из 3-го вагона от центра. Проход пешком направо через Петровский парк. «Возможности Интернета как средства религиозного образования» прот. Игорь Подоситников Александр Дятлов, Иван Мазуренко 31.01  10.00 Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, ул. Красноармейская, дом 2, стр. 4; м. «Динамо», выход из 3-го вагона от центра. Проход пешком направо через Петровский парк Конференция «Проблемы нравственности и российские СМИ» Епископ Магнитогорский Феофилакт Чапнин Сергей Валерьевич 31.01 10.00 Конференц-зал Издательского Совета РПЦ, ул. Погодинская 20, корп. 2; м. «Спортивная» Конференция «Современные проблемы православного книгоиздания» протоиерей Владимир Силовьев Григорьева Жанна Павловна 1.02  11.00 Актовый зал издательского Совета РПЦ, ул. Погодинская 20, корп. 2; м. «Спортивная» «Клуб православных журналистов» иер. Владимир Вигилянский, Полищук Евгений Семенович Григорьева Жанна Павловна 31.01 10.00 Международный фонд славянской письменности и культуры; Черниговский переулок, дом 9/13; м. «Третьяковская» Круглый стол «Проблемы вхождения иммигрантов в духовное и культурное пространство России» архим. Сергий (Чашин), прот. Ростислав Мороз 31.01-1.02 10.00 Конференц-зал Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, ул. Новокузнецкая 23, за храмом святителя Николая в Кузнецах; м. «Павелецкая», «Третьяковская» (далее 1 ост.), «Новокузнецкая» (далее 2 ост.) на любом трамвае до ост. «Вишняковский переулок»

http://moral.ru/2007/0130_Rozhd_chten.ht...

В первом зале посетители узнают о святом благоверном князе Александре Невском. При помощи трехмерной графики посетители перенесутся на Чудское озеро в 1242 год. Второй зал расскажет о святом благоверном Димитрии Донском, противостоянии русских князей и ордынских ханов, политических предпосылках и военных итогах Куликовской битвы. Третий зал — военно-морской. Здесь установят макет парусника, с которого руководил Керченским сражением святой праведный Феодор Ушаков. История Смоленской иконы Божией Матери тесно связана с Отечественной войной 1812 года и Бородинским сражением, инсталляция которого встречает публику в четвертом зале. В пятом зале представлена информация (в основном в интерактивном формате) о Казанской иконе Пресвятой Богородицы. Шестой зал расскажет о современных достижениях российских Вооруженных сил и об их сотрудничестве с Церковью. Седьмой зал, под названием «Воинская духовная слава России», встретит пришедших полумраком, посреди которого постепенно будет «оживать» Стела во­ина, превращающаяся в солдат разных эпох — от богатырей Александра Невского, витязей Димитрия Донского, моряков Феодора Ушакова до бойцов современности. В заключение всей экспозиции скрытый луч прожектора поочередно высвечивает каждого из экскурсантов, словно призывая их встать на ту же дорогу, которой некогда прошли славные защитники Отчизны. Откуда фасады цвета хаки? При обсуждении колористических решений наружной отделки фасадов в интернете развернулась громкая, но не всегда внятная дискуссия. «От заказчика объекта мы получили техническое задание выполнить храм в не совсем привычных в нашем деле материалах — в стекле и металле, оставаясь при этом в канонах православного зодчества, — рассказывает Дмитрий Смирнов. — По мысли представителей оборонного ведомства, металл при этом символизирует несокрушимую броню, а стекло — прозрачность и устремленность ввысь. Я предложил использовать в качестве внешней отделки традиционный для подобных задач сплав — бронзу. На воздухе, окисляясь, она образует зеленоватую патину. Естественно, ее внешний слой строители перед сдачей в эксплуатацию законсервируют. Но фасады при этом останутся зелеными. Именно техническими особенностями, а отнюдь не необходимостью защитной окраски, обусловлен подобный колер; впрочем, зеленый цвет привычен военным, и подобное решение у них вопросов не вызвало». Бронзу, как, кстати, и стекло для прозрачных сводов, поставщик предоставляет на стройку бесплатно, в порядке благотворительного пожертвования. Архитектурное убранство базируется также на металлическом декоре: иконостас предполагается бронзовый с медными вставками, полы — чугунные с бронзовыми вкраплениями.

http://e-vestnik.ru/society/glavnyy_hram...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010