Поучение на Обрезание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, месяца января, в 1 день («Дали Ему имя Иисус» (Лк. 2:21)) Благочестивые слушатели! Как Новый Завет , так и новое лето начинается с имени Иисусова. Все ветхое, дойдя до имени Иисусова, закончилось, все же новое от Иисусова имени получило свое начало: «Древнее прошло, теперь все новое» ( 2Кор. 5:17 ). Сделалось новым, ибо и имя это «Иисус» новое, как сказано: «Напишу имя Бога моего, имя новое» ( Откр. 3:12 ). Это новое имя принесено с неба и наречено Ангелом прежде зачатия во чреве (см. Лк. 1:31 ). Это новое имя записано и в книгах церковных, и в книгах гражданских при самом обрезании и наречении. Записано в книгах церковных, ибо по совершении обычного действия обрезания в храме, архисвященник тотчас взял вписную книгу и написал в ней следующее: в первое число месяца, называемого по-еврейски «севат», по-гречески «лидинеос» и по-римски «януарий», обрезан Сын Иосифа и Марии, из племени Давидова, и наречено имя Ему Иисус. Записано это имя и в книгах гражданских, ибо, по причине бывшей тогда по повелению кесаря Августа переписи народа и взимания с каждого лица дани, в Вифлееме записано было следующее: в первые январские календы Иосиф с Марией и новорожденным Младенцем Иисусом, принадлежащие к царскому роду, внесли дань кесарю. Это новое преславное имя Иисус хотел бы и я, грешный, вписать ныне на новое лето не только в книге моего сердца, но и в сердцах всех, как бы в книгах мирских и духовных, и притом написать не какими-либо простыми чернилами, но различными красками и цветами. В надежде на помощь Божию я и начинаю сие задуманное дело: любовь же ваша да отверзет книги сердец ваших. Ты же, соприсносущный и соестественный Сыну Душе Святый, будь для меня «тростью книжника скорописца» ( Пс. 44:2 ). Прежде всего пусть напишется это новое преблагословенное имя Иисус, как имя царское, в книгах царских. Иисус – имя царское, ибо царствует и на небе, и на земле: на небе соцарствует Отцу, на земле принимает дары от царей с титулом царским, ибо вопрошали о Нем: «Где родившийся Царь?» ( Мф. 2:2 ). Пусть написано будет это царское имя на новое лето прежде всего в великой книге сердца Пресветлейшего и державнейшего Государя, Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя, и Белыя России Самодержца. И да будет оно написано буквами золотыми по примеру древнейших веков, когда, по свидетельству Иеронима, не позволено было писать имени Божия иначе, как только золотом. Но и то известно, что в сердце одного из богоносцев, которого еще в детстве Христос Бог держал на руках Своих, после кончины найдено было написанным золотыми буквами имя Иисус. А так как и «сердце царя в руках Божиих» содержится ( Притч. 21:1 ) и управляется Богом, то и в сердце царя, как богоносном, имя Иисус пусть будет написано золотом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Эти особенности достигают высшей степени развития в колонне Коринфского ордена. Высота её около десяти диаметров, 1112 а капитель имеет форму, опрокинутого колокола и украшается рядами листьев». 1113 По этим особенностям в колоннах разных орденов, устрояемых в храмах, 1114 Греческая архитектура отличалась от других стилей. Кроме того, в ней преобладали тонкие и прямые линии и симметрия, не замечалось сводов и арок. Общая типичная форма вообще храмов Греческой архитектуры представляется в следующем виде: «все здание храма разделялось на две части: святилище νας и собственно храм πρναος. Святилище занимало средину или конец здания и по пространству было незначительно. Здесь: стояла статуя божества, которому посвящен был храм, и жертвенник, – и здесь совершали свои действия жрецы». 1115 Сюда народ не входил для принесения жертв. Он отправлял свое Богослужение среди колонн, где стояли и жертвенники, т. е., во 2-м отделении храма. Это отделение, занимая переднюю часть храма, представляло из себя как бы залу и окружалось со всех сторон портиками. В Христианстве памятником подобной архитектуры явился Софийский собор, построенный Юстинианом (с 536–563) во имя Премудрости Божией, где второе отделение представляло лес колонн, а арки путаются, плетутся и выступают все в новых сочетаниях в аллеи и группы колонн. 1116 Черты своего устройства Софийский храм заимствовал от греко-римской архитектуры, 1117 план же всего здания был предначертан по образцу базилик, устройство коих более представлялось удобным для христианского Богослужения, чем храмы, мало представлявшие места для алтаря. 1118 Древние базилики имели следующий вид: «план базилик имел продолговатую форму: широта базилики, обыкновенно, была не менее трети и не более половины всей длины. Внутри базилика состояла из трех продольных зал, отделенных одна от другой колоннами. Средняя зала самая большая, – втрое шире каждой из боковых. Колонны, отделявшие её от боковых зал, длиною равнялись широте последних. Над первым рядом высоких колонн высился другой ряд меньших и образовал сверху боковых зал галереи, окруженные балюстрадою.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

IV в. был существенно расширен (65×17 м). По-видимому, это монументальное здание служило усыпальницей состоятельных горожан и, возможно, придворных. Его строительство могло быть связано с тем, что между кон. III и кон. IV в. в Треверах неоднократно находилась имп. резиденция; город был также центром префектуры Галлия ( Neyses. 1999). Высказывалось предположение, что поблизости от «зала» находился мавзолей имп. Констанция I Хлора ( Binsfeld W. Wo ist der römische Kaiser Constantius Chlorus beigesetzt?//Funde und Ausgrabungen im Bezirk Trier. 2003. Bd. 35. S. 60-61). В кон. IV в. «зал» был вновь расширен: его длина достигла почти 100 м. Целью перестройки было включить в состав сооружения 2-ярусную гробницу, находившуюся примерно в 25 м к востоку. В этой гробнице, украшенной росписями, скорее всего были похоронены епископы Агриций и М. Благодаря их почитанию существенно увеличилось количество захоронений «ad sanctos»: в «зале» обнаружено более 1 тыс. погребений в саркофагах, расположенных в 2 яруса. По мнению А. Найзеса, «зал» служил только «крытым кладбищем», но не церковью. Так, в здании, вероятно, не было пола: почти все пространство занимали надгробия с эпитафиями. Не позднее VI в. «зал» был превращен в церковь. Это могло произойти при еп. Ницетии (525/6-566), к-рый был похоронен рядом с Агрицием и М. ( Neyses. 2001. Bd. 1. S. 54-61; Weber. 2006). В кон. VI в. Григорий Турский упоминал о почитании М. как заступника за жителей Треверов. По его словам, во время эпидемии чумы демоны не смогли проникнуть в город, чтобы принести в него моровую язву: с одной стороны Треверы оберегал св. Евхарий (он был похоронен на юж. кладбище), с другой - М., а в центре города находился «живой святой» еп. Ницетий ( Greg. Turon. Vit. Patr. XVII 4). У гробницы М. совершались чудеса. Во время посещения святыни кор. Теодебертом I (543-547/8) некий пресв. Арбогаст произнес ложную клятву на гробнице святого и был наказан за это внезапной смертью. Архидиакон, к-рого еп. Ницетий обвинил в развратном поведении, решил очистить себя от подозрений клятвой над мощами М.

http://pravenc.ru/text/2561674.html

Зайцева Наталья Викторовна Зал Коллегии Министерства образования и науки РФ, ул. Тверская 11; м. «Тверская», «Чеховская», «Пушкинская», «Охотный ряд» 2.02, 10.00 III Фестиваль духовной культуры. Конференция «Православная культура как новая научно-образовательная область». Симпозиум «Поддержка детского духовного досуга в каникулярное время». Симпозиум «Пути возрождения кинематографа для детей и юношества: новые формы и традиционное духовное содержание». Выставка детских рисунков «Божий мир глазами ребенка». архиепископ Верейский Евгений Соколов Александр Сергеевич игумен Георгий (Шестун), иеромонах Киприан (Ященко), Круглов Юрий Георгиевич, Расторгуев Валерий Николаевич, Венцковская Полина Константиновна Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя; м. «Кропоткинская» 2.02, 10.00 III Всероссийская конференция «Развитие духовно-нравственной основы образования в контексте программы «Истоки»: взаимодействие семьи и школы» архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, архиепископ Костромской и Галичский Александр, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий Кузьмин Игорь Алексеевич Соловьев Алексей Юрьевич Московский городской Дом учителя, ул. Пушечная 4, стр. 2; м. «Кузнецкий мост», «Лубянка» 2.02, 10.00 1.18       1.18. а Церковно-славянский язык – преломление традиций в современной культуре Журавлев Владимир Константинович, протоиерей Василий Строганов Шестакова Светлана Михайловна     Макарова Елена Владимировна, Гусев Алексей Владимирович Конференц-зал Российской государственной библиотеки, ул. Воздвиженка 3; м. «Боровицкая», «Библиотека им. Ленина», «Арбатская»   Школа 981, ул. Кантемировская 22, к. 5; м. «Кантемировская» 1.02, 10.00       2.02, 10.00 Круглый стол «Классические языки в системе духовного образования» Шичалин Юрий Анатольевич, иером. Дионисий (Шленов), диакон Михаил Асмус Иванова Оксана Викторовна Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина. Орлово-Давыдовский пер. 5; м. «Проспект мира» (кольцевая), идти в правую сторону, второй перекресток, 4-этажное школьное здание

http://pravoslavie.ru/418.html

Лютеранкой была будущая супруга Александра Бенуа, о чем он пишет в своей книге «Мои воспоминания»: «Весной 1887 г. религиозность моей невесты получила особую крепость после того, что она прошла катехизис у доброго пастора Мазинга и 6ыла конфирмована в лютеранской церкви св. Анны на Кирочной. То, что моя невеста была лютеранкой, тогда как я был тогда убежденным, как мне казалось, католиком, не вносило между нами какого-либо разлада. Ведь и у нас в доме царила полная веротерпимость. Мы могли отдаваться с Атей беседам на религиозные темы без того, чтобы наталкиваться на какие-либо догматические разногласия». 533 К началу 60-х гг. XIX в. разросшейся Анненшуле стало тесно в прежних помещениях. Поэтому в 1868 г. по проекту архитектора А. И. Дютака в непосредственной близости от существующих было возведено монументальное трехэтажное каменное здание. А в 1889 г. по проекту В. А. Шретера к этому зданию был пристроен большой гимнастический зал, многие годы считавшийся лучшим в С.-Петербурге (золотая медаль Всероссийской гигиенической выставки 1893 г.). 534 Питомцем Анненшуле был Трагоут Яковлевич Бардт (Bahrdt) (1873 – ок. 1942). Сын заведующего школой для бедных детей евангелическо-лютеранского исповедания, Бардт окончил Анненшуле и Академию художеств (1903 г.). В С.-Петербурге в 1912 году он построил Большой зал Консерватории (Театральная площадь, д. 3) и общежитие Общества попечения о девицах евангелического вероисповедания. 535 Что касается Анненкирхе, то в те годы она представляла собой украшение бывшей Литейной части. « Церковь имеет 22 сажени длины и 12 саженей ширины, и стоила 30 500 рублей; главный вход в нее на Форштадтской улице, – отмечалось в церковной печати в 1863 г. – Церковь обведена железной решеткой и окружена каменными зданиями; внутри украшена просто, но со вкусом; лучшее украшение ее – прекрасный орган, работы Валькера в Лудвигсбурге. Церковь эта в настоящее время довольно богатая». 536 В интерьере церкви вытянутый прямоугольный зал был окружен по периметру изящной ионической колоннадой, поддерживавшей балкон, на котором, как и внизу, размещались скамьи для прихожан. 537

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

" В отделке фасадов храма применён натуральный камень, основание облицовано гранитом, а шатёр выполнен в керамике. Эта керамическая черепица, сложная по цвету. Храм получился нарядный и в то же время торжественным. В убранстве применена керамическая мозайка, декоративные вставки, где присутствует христианская символика " , - подъитоживает Юрий Иванович Харитонов. Собор представляет собой одноглавый храм с шатровой кровлей и встроенной колокольней. Высота составляет 68,5 метров. На 30-ти метровой высоте оборудована смотровая площадка, с которой открывается прекрасный вид на центральную историческую часть города, на побережье Волги и просматривающиеся вдали за рекой Жигулёвские горы. Вместимость собора 1312 человек. Софийский собор - это прямоугольное трёхъярусное здание с размерами в плане 43 х 40 м имеет несущие монолитные железобетонные каркасы с частичным заполнением кирпичными стенами. В силу особенностей спускающейся к Волги местности, предусмотрены разноуровневые входы в храм. Церковь спроектирована так, что максимально доступна для людей с ограниченными возможностями. Храм получился очень просторным и буквально пронизан светом. Розовые мраморные колонны, белый мраморный алтарь, расписанные стены - всё это буквально завораживает. В состав храмового комплекса на территории 7237 кв. м, входит сам храм, звонница, зал трапез, зал хорового пения, зал заседаний " Церковного совета " , вспомогательные помещения для детского творчества, воскресная школа на 40 учеников. Благоустроенная площадка соединена с прогулочной зоной набережной Волги лестницей-амфитеатром, в её центре установлен памятник святому равноапостольному Великому князю Владимиру, крестителю Руси. С сайтов: и http://ria.ru/20140106/988071607/Русская свеча на византийском подсвечнике: новый собор строят в Самаре Комментарии и обсуждение 27 сентября 2019 года Патриарх Кирилл провел божественную литургию и великое освящение Софийского собора в Самаре. Прямая трансляция велась по телевизионным каналам " Союз " и " ГИС " (г. Самара).

http://sobory.ru/article/?object=27232

Посвятительная надпись еп. Феодору. Мозаика пола соборной базилики в Аквилее. IV в. Искусство Изучение античных и средневек. руин А. началось уже в XVI в. План древностей был снят в 1693 г.; в 1-й пол. XVIII в. Г. Бертоли раскопал древний баптистерий, часть кладбища, ц. св. Илария Аквилейского и трехнефную ц. святых Феликса и Фортуната. Особенно успешны были работы австр. археологов кон. XIX - нач. XX в. АКВИЛЕЙСКИЙ ПАТРИАРХАТ АКВИЛЕЙСКИЙ ПАТРИАРХАТ Епископский комплекс А. лежит в стороне от форума и порта. Его центр - соборная базилика (IX-XI вв., окончена Патриархом Поппо в 1031), в к-рой в 1908/09 гг. был открыт мозаичный пол прямоугольного трехнефного зала (37 ´ 20 м). В древности параллельно этому залу с севера располагался второй зал такой же длины. Они соединялись с запада нартексом, образуя П-образный план, не имели апсид, но были сориентированы осью на восток. Сев. зал был значительно расширен ок. 345 г. (79 ´ 31 м), но в 452 г. уничтожен. Мозаика юж. зала сохранила изображения животных, рыб и рыбаков в спокойном море (композиция «Иона»), имеет посвятительную надпись еп. Феодору (участнику Собора в Арле в 314); др. части образуют орнаментальную решетку со вписанными в медальоны портретами донаторов и изображениями животных. Юж. здание, согласно символике сюжетов, трактуют как зал собраний и баптистерий, а в сев. видят собственно церковь. Комплекс относят к предконстантиновскому периоду, считая древнейшим специально возведенным городским храмом Италии, предшественником городских соборов. Существует мнение (Дж. Брузин, П. Зоватто), что резиденция построена на месте дома еп. Феодора: ниже уровня мозаик обнаружены кладки, в к-рых видят остатки «дома собраний» (что сомнительно, т. к. вблизи есть целый ряд домов, мозаичные полы к-рых также включают христ. сюжеты). На др. конце порта раскопана еще одна базилика, также с мозаичным полом. В комплексе существующего собора выделяются романские фрески в круглой крипте кон. XII в. (жития святых Марка, Ермагора и аквилейских мучеников, сцены из жизни Христа и Богородицы); росписи свода апсиды XIII в. (Богородица со святыми, аквилейскими мучениками и донаторами, среди к-рых имп. Конрад II с сыном Генрихом III и женой Гизелой, герц. Альберт Каринтийский, Патриарх Поппо; сцены жития св. Ермагора); «модель» Гроба Господня - мраморная ротонда, с аркосолием и «погребальной скамьей» внутри, нач. XII в.

http://pravenc.ru/text/63826.html

«Пройдя такой путь, посетители попадают в зал-базилику Воскресения — светлое пространство, иллюстрирующее торжество добра над злом. На одной из стен высокого, открытого помещения проекторы будут воспроизводить иконы прославленных в лике святых жертв и портреты иных пострадавших от гонений, — рассказывает Игорь Гарькавый. — Кроме того, это еще и зал-трансформер. При необходимости он превращается в лекторий, где также можно организовывать концерты и устраивать временные выставки. Наконец, финальный зал — музей музеев и информационный центр. Здесь мы собираемся представить виртуальные туры по выставкам и музейным экспозициям наших партнеров, связанным с темой Русской Голгофы. Кроме того, благодаря интерактивным панелям посетители тут смогут найти сведения о пострадавших за веру в XX веке». Виртуальный музей: приглашение к сотрудничеству «Но, если быть реалистом, до открытия музея " Русская Голгофа " придется напряженно потрудиться восемь — десять лет, и это при условии бесперебойного финансирования, — рассуждает Гарькавый. — Ведь само здание общей пло­щадью свыше пяти тысяч квадратных метров приход бутовского храма в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской получил в предаварийном состоянии, с частично затопленными подвалами. Конечно, пока там будут продолжаться капремонт и приспособление здания под музейные цели, мы не можем сидеть сложа руки. Уже сейчас мы запускаем два сходных по смыслу, но разных по наполнению и содержанию начинания, направленных на актуализацию памяти о подвиге верующих прошлого века». Первый из них — виртуальный музей «Русская Голгофа». Его пилотная версия уже доступна интернет-пользователям по веб-адресу rusgolgofa.ru , хотя создатели не устают подчеркивать, что сайт находится в разработке. «Вы скажете, что подобных сайтов сейчас немало. Но наш отличается от наиболее успешных и интересных ресурсов сходной тематики, созданных, к примеру, в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете и в Соловецком монастыре , попыткой системного представления информации в формате виртуального музея», — объясняет Игорь Владимирович.

http://patriarchia.ru/db/text/5850566.ht...

В 1759 году случился пожар, при котором пострадала Троицкая церковь и сгорел стоявший неподалеку деревянный храм Иоанна Златоуста. В 1836 году сильной бурей сорвало главу с одного из барабанов, деформировало другой барабан, отчего образовались трещины в сводах. Несколько лет храм стоял в таком виде и его состояние ухудшалось. В 1853 году «последовало Высочайшее соизволение на починку оной церкви с соблюдением характера древней ее архитектуры». Работы велись долго, закончены были лишь в 1860 году и сопровождались крупными перестройками. Руководил строительством Константин Андреевич Тон. В дальнейшем кардинальных перестроек не было, и в таком виде церковь существовала до Великой Отечественной войны. Еще в 1932 году храм действовал, затем был закрыт и перешел на баланс горисполкома, видимо, в 1937 году. Колокольня была уничтожена еще до войны. Один из документов 1931 года сообщает, что «колокольня, за невозможностью ее использовать под культурно-общественные нужды, разбирается на строительство». Разрушения военных и послевоенных лет были значительны. После реставрации в советское время здесь предполагали оборудовать читальный зал и шахматный клуб, но эти планы не были реализованы. В проекте зон охраны памятников истории и культуры Старой Руссы, составленном в 1980-х годах, предлагалось приспособить церковь под выставочный зал или зал органной музыки и пения. В 1996 году храм вернули епархии. К этому приходу приписаны две часовни: во имя Святителя Николая на вокзале и во имя Архистратига Михаила в центральной районной больнице. В Старой Руссе, на пересечении Крестецкой улицы с Троицкой (ныне улицей Тимура Фрунзе), располагается церковь Живоначальной Троицы. Нынешнее здание датируется XVII веком, со значительной перестройкой в веке девятнадцатом; хотя храм на этом месте появился значительно раньше. У него богатая и интересная история... Уже в писцовых книгах 1497 года в числе прочих приходов Старой Руссы называется " Троицкая улитцкая церковь " . В дальнейшем храм на пересечении Крестецкой и Троицкой улиц упоминается в источниках XVI и начала XVII века.

http://sobory.ru/article/?object=00485

И вот осенью 1901 года начинается странное мероприятие, честь создания которого принадлежит именно Дмитрию Сергеевичу Мережковскому. На Фонтанке есть зал Географического Общества — узкое здание, где в свое время выступал Семенов–Тян–Шанский и другие знаменитые путешественники. Был там узкий длинный зал, где стояла огромная статуя Будды, подаренная кем–то из восточных людей. И вот там поставили длинный стол, покрыли его зеленым сукном (как это делали в присутственных местах). Во главе сидел архиерей, недавно ставший епископом, 40–летний, в очках, с длинной бородой. Это был Сергий, будущий наш патриарх, которого избрали уже во время войны, в 1943 году, — патриарх Сергий Старогородский. Рядом с ним ректор Академии, молодой доцент Академии Антон Карташов, будущий министр культуры Временного правительства, впоследствии заграницей — крупнейший историк русской Церкви (умер в 1960 году). Зал был полон. Официально на эти … диспуты могли ходить только члены Общества (но, конечно, ходили все, кто хотел). Главное, что не было пристава, а в старину, в те времена (не забывайте, что это начало нашего столетия) пристав должен был находиться в каждом общественном собрании, и если оратор стал бы вдруг что–то не то говорить, он имел право его перебить и заставить замолчать. Здесь не было пристава. Был только Будда, которого, чтобы не было соблазна у православных, замотали коленкором, и он стоял, как некое такое чучело завернутое. Прения открыл епископ Сергий, который сказал, что он пришел сюда для того, чтобы найти общий язык с интеллигенцией. Потом Тернавцев произнес блестящую речь. Тон всему задавал Дмитрий Сергеевич Мережковский, он вопрошал Церковь. Уже не просто абстрактную Церковь, а конкретных богословов, конкретных епископов и архимандритов. Но интересен тон этих выступлений: диалог был доброжелательный, это была великая встреча, великое событие в истории. Бердяев впоследствии вспоминал: вдруг, в уголке Петербурга — свобода слова, свобода совести! — хоть ненадолго. Чуть больше года длились эти собрания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010