Н.П. Розанов О, бездна богатства, и премудрости, и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его, и неизследимы пути Его ( Рим. 11:33 )! Какое исключительное, по своей близости к Богу, положение занимал некогда еврейский народ! Господь возлюбил его еще прежде того, как он стал настоящим народом, и заранее предназначил ему для жительства роскошную землю Ханаанскую. Он постоянно оказывал этому народу чудесную помощь в затруднительных обстоятельствах его жизни. Моисей сравнивает в этом отношении Израиля с драгоценным растением, которое лелеял Великий Садовник, его насадивший, а Бога – с орлом, который, уча своих птенцов летать, зорко за ними смотрит и спасает их от падения с высоты, подставляя свои крылья ( Втор. 32:11 ). Бог даровал Израилю закон, помогавший ему упорядочить свою жизнь, и посылал пророков, которые этот закон разъясняли Израилю. Если, по временам, Бог карал Израиля разными наказаниями, то эти наказания были воспитательными средствами, которые должны были возвратить на путь истины отпадавший от закона Божия народ. Словом, Израиль был возлюбленным, избранным из всех народом Божиим, в котором одном только сохранялось истинное Боговедение и благосостояние которого было обезпечено особым заветом или договором, заключенным между ним и Богом. Но вот над избранным народом разразилась страшная катастрофа. Он отверг Христа Спасителя и вскоре затем потерял ту землю, которою владел в течении многих веков. Отказавшись войти, как народ, в Церковь Христову, Израиль пошел своею собственной дорогой, отверженный и как бы навсегда забытый Тем Богом, Который в прежние времена осыпал его Своими благодеяниями. Этот сын-первенец Иеговы, этот избранник Божий превратился в нацию презренную среди народов и стал в очах всех народом Богопротивным. Политическая жизнь его прекратилась, завет с Богом – расторгся – и несчастный народ бродит из одной страны в другую, ища себе приюта и часто не находя его. Господь, согласно с предсказанием Моисея, дал этому народу трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души, и, по слову того же пророка, Израиль, от трепета сердца своего и от того, что видят глаза его, утром говорит: «о, если бы пришел вечер!» а вечером: «о, если бы наступило утро!» ( Втор. 28:65, 67 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/budushh...

Об организации внутреннего устроения монастырей Элладской Церкви Скачать epub pdf Содержание Исторический экскурс Наблюдения и выводы Трудности в деле создания единого устава Цели и задачи устава Общие положения устава Заключение Для меня это великая честь и удобный случай, но в то же время и историческая ответственность, благословение и послушание для членов настоящей синодальной комиссии – работать над подготовкой Устава внутреннего устроения греческих монастырей, то есть стоять у истоков возрождения греческого монашества, составлять «канонические положения для общежительных монастырей Востока», выявлять необходимые для соединивших себя с Богом, блаженных по избранию монахов, средства к достижению добродетели. И поскольку предоставляется эта возможность и удобный случай, они не должны пропасть, сегодня, когда Церковь заботливо взглянула на высоту этого жития вне суетных попечений, на эту Божественную помолвку – монашескую жизнь. Прежде, чем исследовать тему составления Устава, мне бы хотелось, во-первых, совершить краткий экскурс в прошлое и дать вам обзор уставов православного монашества, сделать на их основании определенные выводы; во-вторых, рассмотреть цели обсуждаемого нами Устава, выявить трудности, которые могут возникнуть в ходе работы; в-третьих, обсудить основные положения Устава. Исторический экскурс Всякое братство людей Божиих, избранных Самим Господом, вдохновляется Духом Святым, но при этом неизбежно руководствуется Богом начертанными законами. Так, Моисей оставил сынам Израилевым Закон, полученный от Самого Бога. После этого Иисус Христос повелительно передал новому Израилю Свои заповеди, которые восполнили Закон, а апостолы в своей проповеди распространили и разъяснили эти заповеди. И через них говорил Дух Божий (см.: 1Кор. 7:40 ). От апостолов дошли до наших дней так называемые «Апостольские постановления». Антоний Великий , позднее, услышав в храме апостольский призыв и восприняв его как обращенный лично к нему, оставил мир и предпринял первую попытку собрать воедино рассеянных повсюду отшельников, для которых стал возлюбленным учителем. Ему приписывают восемьдесят правил, которые соответствовали ему по духу и являлись итогом жизненного опыта тех первых учеников пустыни. В начале этих правил сказано: «Я записываю правила, которые глаголет моими устами Господь».

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " 2 мая 1999 года при большом стечении народа состоялся чин канонизации блаженной старицы Матроны, подвижницы благочестия XX века, всенародной утешительницы в скорбные для Церкви годы безбожия. Особым светом сияет блаженная угодница Христова среди великого сонма русских святых, предстоящих Престолу Божию. От рождения лишенная возможности видеть, она обладала благодатным духовным зрением, даром прозорливости. Понимаем ли мы, что значит быть слепым от рождения, жить всегда в беспросветной тьме? От этого нельзя убежать — нет ничего и никого, и есть только тьма без конца, за которой вечная тьма после смерти. Матронушка была не просто слепая, у нее совсем не было глаз. Глазные впадины закрывались плотно сомкнутыми веками, как у той белой птицы, что видела ее мать во сне перед ее рождением. В шестую неделю по Пасхе в Неделю о слепом мы можем услышать объяснение Господа, что значат страдания блаженной Матроны. «Кто согрешил, он или родители его»? — спрашивают с тревогой ученики Господа о человеке, слепом от рождения. Все беды связаны с грехом, даже землетрясения, наводнения и засухи — из-за наших грехов, и есть таинственный закон правды, по которому наказание за грехи бывает до третьего и четвертого рода, а милость Божия праведнику простирается в тысячу родов. Однако закон этот всегда — сокровенный и таинственный, и мы должны остерегаться делать прямолинейные выводы. Разве напрасно сетует Екклесиаст о том, что столь часто праведники претерпевают бедствия, а нечестивые благоденствуют! Здесь — точка преткновения для очень многих людей, не только для вчерашних профессиональных атеистов, отрицающих существование Бога из-за страшных страданий и несправедливости в мире, хотя в самом их возмущении можно увидеть порой добрую слепоту, неосознанное стремление к Богу — наше желание совершенства, высшей справедливости есть уже некий свет Божий внутри нас. «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии», — говорит Господь. И это не значит, что кто-то из людей рождается безгрешным, а значит, что Бог бесконечно милостив. История праведного Иова многострадального вся — свидетельство этой же тайны. И то же самое в полноте относится к блаженной Матроне. Высший Промысл Божий — приобщение Богу, и он может касаться пути человека, начиная с самых глубин рождения. «Бог наказал его», — выносят скорый приговор равнодушные окружающие, не видя, что Господь посетил его или, иначе сказать, — с особенной любовью взглянул на него. Как говорит блаженный Августин, мы видим, потому что Бог видит нас. Бог видит нас, и Он хочет, чтобы мы видели Его.

http://moral.ru/sv_matrona/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Понимаем ли мы, что значит быть слепым от рождения, жить всегда в беспросветной тьме? От этого нельзя убежать — нет ничего и никого, и есть только тьма без конца, за которой вечная тьма после смерти. «Кто согрешил, он или родители его»? — спрашивают с тревогой ученики Господа о человеке, слепом от рождения. Все беды связаны с грехом, даже землетрясения, наводнения и засухи — из-за наших грехов, и есть таинственный закон правды, по которому наказание за грехи бывает до третьего и четвертого рода, и милость Божия праведнику простирается в тысячу родов. Однако закон этот всегда — сокровенный и таинственный, и мы должны остерегаться делать прямолинейные выводы. Разве напрасно сетует Екклесиаст о том, что столь часто праведники претерпевают бедствия, а нечестивые благоденствуют! Здесь — точка преткновения для очень многих людей, не только для вчерашних профессиональных атеистов, отрицающих существование Бога из-за страшных страданий и несправедливости в мире, хотя в самом их возмущении можно увидеть порой добрую слепоту, неосознанное стремление к Богу — наше желание совершенства, высшей справедливости есть уже некий свет Божий внутри нас. «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии», — говорит Господь. И это не значит, что кто-то из людей рождается безгрешным, а значит, что Бог бесконечно милостив. История праведного Иова свидетельство этой тайны. Высший Промысл Божий — приобщение Богу, и он может касаться пути человека, начиная с самых глубин рождения. «Бог наказал его», — выносят скорый приговор равнодушные окружающие, не видя, что Господь посетил его или, иначе сказать, — с особенной любовью взглянул на него. Как говорит блаженный Августин, мы видим, потому что Бог видит нас. Бог видит нас, и Он хочет, чтобы мы видели Его. Один тяжелобольной молодой человек рассказывал, как в детстве он был благочестивым мальчиком, часто ходил в церковь, и ему дано было узнать, что такое благодать, как милостив Господь.

http://moral.ru/o-slepom/

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Протоиерей Александр Классен 968 . ИСТОРИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ В КНИГУ ПРОРОКА АВВАКУМА 969 «На стражу мою встал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне и что мне отвечать по жалобе моей?» 970 – эти дей­ствия пророка Аввакума ставят его в редкий ряд людей-богоборцев, таких как патриарх Иаков и многострадальный Иов. Пророк высказывает Богу свою жалобу, а затем, взойдя на башню, ждет ответа. Жалоба Аввакума – это не смиренное обращение просителя. Пророк требует от Бога ответа на мучи­тельный для него вопрос: почему Бог допускает зло в мире, и, в частности, среди его собственного народа? Римский поэт Децим Юний Ювенал сказал когда-то: facet indignatio versum (лат.) – негодование рождает красноречие. Боль и переживание за свой народ, страдающий от нечестивых злодеев, горе­ние в костях и сердце пророка в сочетании с собственным поэтическим скла­дом ума породили книгу пророка Аввакума – произведение оригинальное по стилю и литературным качествам, и необыкновенно сильное в плане религи­озном. Пророчество Аввакума содержит описание двух этических проблем и песнь-псалом, завершающий книгу. Первые четыре стиха первой главы формируют первую проблему. Бог, Аввакум и злодейство – вот персонажи этой драмы. Почему Ягве терпит не­терпимое? Как можно терпеть злодейство, разрушающее закон и суд? «До­коле, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о на­силии, и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда, и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит пре­вратный» 971 . Похоже, что у пророка свой взгляд на проблему нече­стия, и она отличается от той, что у Ягве. Пророк чувствует, что его взгляд на эту проблему – правильный, и хочет услышать Божий ответ. Орудие Божие – халдеи, поднимутся, чтобы наказать нечестивых. Еще не раз­решена первая проблема, как возникает вторая. Пророческому взору представ­ляется, как народ жестокий и необузданный разрушает страну его. Возмездие слишком жестоко и ужасно. Оно простирается не только на злодеев, но и на пра­ведных. «Для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечес­тивец поглощает того, кто праведнее его, и оставляешь людей как рыбу в море, как пресмыкающихся, у которых нет властителя?» 972 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Псалом 90 Хвала песни Давиду. Не надписан у евреев. О ненадписанных псалмах мы сказали в 5-й главе предисловия к псалмам. В сем псалме излагается учение о том, что надежда имеет непреодолимую силу (1). (1) Григорий Нисский говорит: Этот псалом не надписан у евреев потому, что они не хотели такой надписи, которая указывает на пришествие Христово. Впрочем по этому надпись не должна быть отвергаема; ибо она принадлежит 70 переводчикам, которые своим согласием друг с другом показали, что ими руководствовал Дух. Для нас этот псалом есть хвала песни, ибо всякая хвала относится к Богу. Слова Феодорита: Сей псалом учит, что сила упования на Бога есть необорима: ибо блаженный Давид, прозря издали духовными очами, что имело быть при блаженном Езекии и, увидев, как он в надежде на Бога истребил войско Ассириан, написал сей псалом в наставление людям о том, сколько благ доставляет упование на Бога. Пс.90:1 .  Живый в помощи Вышняго, в крове Бога небеснаго водворится Кто говорит, живет в подаваемой ему от вышнего Бога помощи, как в доме своем, то есть, кто не находится вне помощи Божией, и кто только на нее надеется, тот, говорю, будет сохранен под покровом Божьим или будет покрыт Богом, где Богом небесным называет Бога как Творца и Владыку неба. А если Он есть Бог неба, то явно, что есть и Бог земли и вообще всех тварей. Под помощью же Божиею надобно разуметь, по словам Афанасия, закон божественных заповедей, данный Богом людям в помощь, то есть, для вспомоществования в брани против демонов; почему и Исаия сказал: закон дал Бог в помощь ( Ис. 8:20 ). А живет в законе, по словам того же Афанасия, тот, кто живет согласно с целью закона(1). (1) Слова Евсевия: Акила и пятое издание содержат: Седящий в тайном месте Всевышнего; a сие означает твердость и неустрашимость духа в подвизающемся во Христе божественном муже, так что в тайне души его возседит обитатель и есть помощник ему Всевышний. Исихий: Видишь ли какое имеет дерзновение к Богу живущий в помощи Всевышнего; он, как бы всего себя возложив на Него, имеет в Нем всю надежду своего спасения. И весьма блажен таковой; он исполнится всякого благоденствия. Так блаженный Давид поет и в другом месте: Господи Боже сил! блажен человек, уповающий на Тебя; сей-то, по словам Афанасия, водворится под покровом Бога небесного. Но само собою разумеется, что это в будущей жизни он будет сожитель Божий и будет обитать в одних и тех же обителях с Творцем неба.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Разделы портала «Азбука веры» ( 6  голосов:  4.3 из  5) 59. Учитель Израилев В Евангелиях Иисус из Назарета называется по-разному: например, Сын Человеческий, Сын Давидов, Сын Божий, Христос и даже Господь – все эти именования указывают на Него как на Мессию, праведного Царя и Спасителя. В Его поступках можно найти нечто от священнодействия, в Его речах – нечто от пророчества, но Он больше, чем священник или пророк, поэтому Евангелия не называют Его этими словами. Зато почему-то самые разные люди – от апостолов до фарисеев! – обращались к нему как к Учителю, и Евангелисты сохранили такое именование. Такое отношение к учительству восходит еще к Ветхому Завету, где оно играет одну из главных ролей. Главное в Ветхом Завете, разумеется, Закон, на древнееврейском языке называемый словом «тора». Но наш перевод не совсем точен: на самом деле это слово означает не столько свод правил (для их обозначения есть свои слова), сколько Учение – то, что передается от одного человека к другому, что дает ему наставление и ориентиры в этой жизни. В самом деле, закон ставит нам внешние рамки и не заботится об остальном, тогда как учение прежде всего устанавливает некий внутренний стержень – а внешние ограничения служат лишь логическим выводом, применением его главных принципов на практике. В Ветхом Завете мы видим целую группу книг, говорящих о Премудрости, прежде всего это Притчи Соломона. Премудрость изображена у Соломона как царица, которая созывает людей на пир, чтобы преподать им свое учение – и речь, конечно, идет не просто о некоем наборе научных знаний, но о целой жизненной программе. Мудрость, приобретаемая прежде всего с наставлениями отца и матери (здесь, кстати, используется то же самое слово «тора») – это путь, по которому человек идет к Богу, и житейские практические советы оказываются тут неотделимы от важнейших духовных наставлений. Когда израильтяне вернулись из вавилонского плена, они сделали две вещи: восстановили Храм, в котором стали заново совершать положенные жертвоприношения, и открыли в своих городах и поселениях синагоги – дома собраний, в которых не приносились жертвы, но зато возносились молитвы к Творцу. Центральное место в иудаизме занимает текст Библии, поэтому молитва была неотделима от его чтения и изучения, которое также происходило в синагоге, как во время самого богослужения, так и во время особых школьных занятий, ведь при синагогах в новозаветные времена уже существовали школы, называемые «бейт-мидраш», т.е. «дом учения».

http://azbyka.ru/fiction/v-poiskax-smysl...

Речь воспитанникам Харьковской Духовной Семинарии в день храмового праздника Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. 1883 г. Любезные юноши! Помолившись вместе с вами и о вас, мне желательно оставить вам на память и добрый совет относительно вашего воспитания. В воспитании самое трудное дело – направление свободы человеческой. С нею часто, особенно в наше время, не могут справиться воспитатели, при руководстве своих воспитанников; гибнут и сами воспитанники при неумении владеть ею. Очевидно, здесь главная часть задачи принадлежит самим воспитанникам; что может сделать воспитатель для блага человека, который имеет свободу не принять этого блага? И так, какие же условия находятся в ваших собственных руках для правильного развитая вашей свободы, от которого зависит все ваше будущее – на земле и в вечности?.. Во-первых, требуется с вашей стороны должное внимание и уважение к самой свободе вашей, как неоценен- ному дару Божию, которым на земле обладает один человек, и которым нельзя злоупотреблять безнаказанно. Поэтому берегитесь быстро решаться на что бы то ни было, – в чем часто погрешает юность, – а привыкайте зрело обдумывать каждый шаг свой. Моисей, повторивши израильскому народу пред вступлением в землю обетованную Закон Божий, сказал: „жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое“ ( Втор. 30, 19 ). Избери, – значит, – подумай, осмотри пути, которые предлежат твоему избранию, и вступай на тот, который ведет к жизни, а не к смерти. Трудно и для зрелого человека в каждом частном случае с уверенностью определить, в какому исходу ведет то, или другое наше решение; тем более это трудно для молодости. Но Господь, даровавший свободу человеку при сотворении его, и восстановляющий ее после его падения, указал нам путь жизни в виде общего закона, или начала, из которого при нашем размышлении должно исходить определение каждого частного случая нашей жизни. В чем же состоит этот закон? „Чтобы ты любил – продолжает Моисей в указанном нами наставлении, – Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих“ (20).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

священник Николай Рудинский Первое благовестническое путешествие святого Апостола Павла с Варнавой и Иоанном-Марком 45–46 годы (Деян.13:14) Остров Кипр (Деян. 13:1–13) Судя по человечески, миссия Варнавы и Савла – обращение к вере Христовой и нравственно-духовной жизни иудеев и язычников, казалась почти невыполнимой. Между тем, она подвергала миссионеров бесчисленным скорбям и бедствиям, как душевным, так и телесным, от причин физических, от трудности и необеспеченности путешествия в гористых местностях, едва проходимых, от опасности в пути, от зверей и разбойников, от недостатка содержания, от возмущения и злобы людей в городах, раздражаемых проповедью о Распятом. Одним словом, им угрожали всякие беды (см. 2Кор. 11:23–27 ), а успех проповеди не мог не казаться сомнительным. Иудеев трудно было убедить в двух основных истинах, из которых одна до глубины души оскорбляла их национальную гордость, другая была противна, всосанным ими с молоком матери, убеждениям, и чужда их самым закоренелым предрассудкам. Чтобы стать христианином, еврей должен был допустить, что все прежние, излюбленные им мечты о Мессии, были материальны и ошибочны, и что когда после многих веков ожидания Его прихода, этот Мессия внезапно явился в Свой храм, иудеи не только отвергли, но и распяли Его. Ужели этот Распятый есть действительно, так томительно долго ожидаемый, тот славный Царь их, Который покорит для них всю вселенную, как думали они, им это было обещано через пророков? Далее, чтобы стать христианином, еврей должен был признать, что не только его наследственные обычаи, но даже его дивный закон, сказанный Самим Богом с пылающей вершины Синая, был предназначен (кроме его нравственных положений) к замене более высоким, более духовным и совершенным откровением Распятого Мессии. Наконец, еврей должен был отказаться без ропота, от всех исключительных привилегий, даже от религиозного превосходства, служившего ему утешением при оскорблениях противников, так как он видел в Боге Существо, взирающее на лица, а в самом себе особенного любимца небесного. К его опасениям нарушить закон Божий, должна была примешаться еще та ненависть к проповедникам христианства, особенно к Савлу, как отступнику от отеческих преданий. Вот какова была иудейская почва, для посева на ней семян христианства! Можно ли было, судя по-человечески, ожидать добрых плодов?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Скачать epub pdf Апрель Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на пророка Осию [Ос.7:16–1 0:12]/Пер. П.И. Казанского и А.А. Жданова; под. ред. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1892. Т. 2. 4. С. 207–238 (1-я пагин.). (Продолжение) —207— ( Ос.7:16 ) Сие ругание их в земли Египетстей, ( Ос.8:1 ) в недре их. Яко земля 612 … яко орел в дому Господни; понеже преступиша завет мой, и на закон мой нечествоваша. Сии слова очень неясны: потому что, как я думаю, еврейский язык представляет большое затруднение для толкователей. Но мы, следуя порядку мыслей, скажем для их понимания, что придёт на ум. Итак, сие ругание, – говорит, – их на земли Египетстей; то есть, поскольку Меня, всегда спасающего, руководящего и делающего их неодолимыми для противников (ибо я укреплял их), они нечестиво опозорили, совершая служение демонам, возлагая упование на землю Египетскую и думая, что тамошней помощи достаточно им для благоденствия: то по сей самой причине предприятие их возвратится в недро их и за своё безрассудство они не получат добрых наград, но как бы в недро получат возмездие. Придёт, говорит, придёт опустошивший их тиран Ассирийский, имеющий неисчислимое множество воинов. Придёт к ним как бы вся земля, и страна, и отечество, так что можно подумать, что вся страна Персов и Мидян всецело переселилась и пришла в Самарию. Это и значит выражение: яко земля. Придёт же и яко орел в дом Господень, то есть, жестокий и страшный устремится и на самый храм Божий и сделает нападение на царство Иудейское и на Иерусалим, без труда расхищая всё и унося в свою землю. Первою же опустошена была страна Самарянская и в ней всецело Израиль. На последок же взят был —208— и славный город, о котором и пророк Иеремия плакал, говоря: како седе един град умноженный людми?... владяй странами бысть под данию? ( Плач.1:1 ) А что в городе был сожжён и храм, это не подлежит никакому сомнению. Это случится с ними, говорит, потому что они преступили божественный завет и нечествовали против изреченного Богом закона. Всецело пренебрегая изречениями премудрого Моисея, они старались проводить жизнь по своим похотям и каждый из них по своему усмотрению измышлял и образ Богослужения и закон.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010