Глава первая. Пророческое служение 1.1 Наименования библейских пророков О, земля, земля, земля! слушай слово Ягве. ( Иер. 22:29 ). Вера Авраама – откровение Бога единого. Закон Моисея и любовь Божия сокрыты в славе Ягве и имени Его. Упование Самуила и пророков – это ожидание открывающегося при искрах пророческого вдохновения грядущего Мессии. Это Он – нерв, пульс и стержень ветхозаветного народа Божия. Это Он – биение сердца и волнение души израильского народа. Израиль надеялся и ждал, ожидая, странствовал по векам истории, устремляясь к ожидаемому им Мессии. Упование Израиля, возбуждаемое и поддерживаемое в нем пророками, давало ему историческую устремленность бытия, некий Божественный вектор от Альфы, от творения мира Богом из ничего, от первого уверовавшего во Единого Бога праотца Авраама к Омеге – к грядущему Мессии и Его царству. У остальных народов, у язычников, не было такого мессианского бега. Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своём, и возвращается ветер на круги свои... Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем ( Еккл. 1, 4–6.9 ). Израиль же, народ Божий. Находясь в ночной тьме он ожидал утра мессианского дня, к нему устремлялся и вопрошал стражей своих ночных пророков. Кричат мне с Сеира: сторож! сколько ночи? сторож! сколько ночи? Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь ( Ис. 21:11–12 ). И так до Симеона Богоприимца, до Иоанна Крестителя, до явления Христа народу. Вера, надежда и любовь Израиля. Каждая из них явлена особым избранником Божиим. Много было верующих в Израиле, но душа каждого из них дышала верою Авраама. Все израильтяне были под законом любви десятословия, под сенью славы Ягве, на всех было наречено Божественное имя, но через одного, через великого Моисея, ходатая Ветхого Завета, любовь Божия явила славу Свою, открыла имя Свое и закон. Много было пророков в Израиле, возбуждавших надежду и упование к грядущему Мессии, но одним была открыта эта чудная плеяда провозвестников – святым Самуилом, ведь так после него всегда и будут говорить: Самуил и пророки. Зри на Самуила и узришь пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Девять веков прошло с того дня, когда великий славяно-русский народ, по милости Божией и по воле киевского вел. кн. Владимира, впервые, на берегах Почайны и Днепра, крестился во имя Отца и Сына и Святого Духа и вышел из этой всенародной купели с именем православного христианского народа. Величайшее событие в жизни великого народа, и прежде всего потому, что оно есть дело Божие; а как такое, оно есть событие историческое по преимуществу. Не девять только, а трижды девять веков прошло с того момента, как было предуказано событие, составляющее предмет настоящего торжественного воспоминания. О деле Божием предсказало слово Божие. Вдали времен, среди холмов святой земли торжественно прозвучал глагол Вседержителя устами величайшего пророка, Исаии: «будет в последняя дни явлена гора Господня, и дом Божий на версе гор, и возвысится превыше холмов: и приидут к ней вси языцы, и пойдут языцы мнози и рекут: приидите, и взыдем на гору Господню, и в дом Бога Иаковля и возвестит нам путь Свой, и пойдем по нему. От Сиона бо изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима ( Ис.2:2–3 )». Прошло девять веков и настали «последние дни» для Иерусалима, император римский Тит взял и разрушил священный город. Но в то время, как уничтожено было политическое значение Сиона, сбылось пророчество Исаии о его всемирном религиозном значении. Апостолы Христа пронесли «Слово от Сиона». Евангельский закон по всем странам греко-римского мира, и «гора Божия», Сион, возвысилась над всеми холмами, где сосредоточивалось язычество во всяких видах. Жители Александрии, Кесарии, Ефеса, Афин, Коринфа и Рима уже шли в «дом Бога Иаковля»: апостол и евангелист Иоанн, приближаясь к концу своей деятельности, восклицает: «Сия есть победа победившая мир, вера наша» ( 1Ин.5:4 ). Но были страны вне древнего государственного мира, отдаленные от него, мало ведомые ему, это – скифские, славянские, финские страны отдаленного севера. Здесь теперь пределы нашего отечества. Тогда на всем обширном пространстве его не было ни государственного строя, ни благодетельного образования.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Для духовного руководства ученым инокам Скачать epub pdf Из творений святых отцов Из устава преп. Венедикта. Относительно поставления Аввы да наблюдается всегда такой закон, чтобы поставлять того, кого изберет согласно все братство, в страхе Божием, по здравому совету. Но внимании при сем иметь достоинство жизни и степень умственного образования, хотя бы кто последнее имел место в числе братий. Если братия, в чаянии поблажки своим порокам, обще все изберут такого себе в аввы, который не чужд и сам пороков тех, – но об этом узнает как-нибудь епископ, в епархии которого находится тот монастырь, или аввы других монастырей, или соседние христиане, то пусть все позаботятся воспрепятствовать исполнению совета злых, и для дома Божия поставят доброго приставника, зная, что за это получат добрую награду, если совершат то чисто, по ревности Божией, как, напротив, согрешат, если понебрегут о том. Поставленный аввою пусть всегда помышляет о том, какое взял он на себя бремя, и кому должен будет дать отчет о своем приставничестве. Да ведает, что ему надлежит заботиться о том, чтобы более делать добра братии и обители, нежели о том, чтобы независимее господствовать. Надлежит ему быть ведающим Закон Божий, чтобы имел откуда износить новое и ветхое в назидание братии, быть целомудренным, трезвым, милосердным, предпочитающим милость правосудию, чтоб и самому некогда сподобиться того же. Ненавидя пороки, да любит он братий. В исправлении неисправных пусть действует со всем благоразумием, избегая чрезмерности, чтоб, когда станет отчищать ржавчину с усиленнейшим напряжением, не разломать самого сосуда. Помня о своей сокрушенности, пусть умудряется трости сокрушенной не доламывать. Этим не то внушается, чтоб он позволял свободно размножаться порокам, но то, чтобы благоразумно и с любовью отсекал их, и усматривал как всякого пользовать, как уже мы сказали. Пусть со всем усердием так ведет дела, чтоб его более любили, чем боялись. Да не будет он суетлив и многозаботлив, да не будет ни в чем чрезмерен и упорен в своих мыслях, да не будет ревнив и слишком подозрителен: иначе никогда не увидит он покойного дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Заключение Принятие и употребление Церковью священных канонов, исполняющих функции нормы и права, соответствует учению Священного Писания. Согласно этому учению закон как выражение благодати есть дар, который Бог даёт Своему народу. Закон – это средство воспитания и пастырского руководства, помогающее верующему восходить в свободу чад Божиих во Христе Иисусе. Уяснение истинного смысла закона в Священном Писании и связи между законом и благодатью способствует правильному пониманию места священных канонов в деле пастырского руководства. Так мы избегаем двух опасных крайностей: с одной стороны – юридического подхода в деле пастырского окормления, свойственного католичеству, а с другой стороны – безначалия, свойственного протестантству. После исследования этого вопроса во введении книги, в первой части дается анализ экклезиологических и канонических предпосылок пастырского служения. Православное пастырское служение экклеэиологично по своему существу, то есть неотрывно от таинства Церкви. Только в Церкви, организме богочеловеческого общения во Христе, возможно истинное пастырское служение. Церковь – это начало и конец пастырского служения. Само пастырское служение предполагает то, что оно совершается в Церкви, но одновременно стремится к тому, чтобы глубже ввести человека в совершенное и теперь уже сознательное общение с Церковью – телом Христовым – для достижения обожения. В священных канонах особо подчёркивается природа Церкви, как общения Бога и людей во Христе, которое совершается в таинствах, особенно же в таинстве Божественной евхаристии и других церковных собраниях. Единство Церкви – это дар Божий, и этим оно отличается от любого другого, человеческого, единства, почему и называется «кафолическим единением». В кафолическом единстве Церкви верующий возрастает в «кафолического», то есть совершенного человека, человека, в котором вновь соединяются вместе все разрозненные части его естества, святого, поистине вселенского, человека. Ещё одной задачей пастырского окормления является усвоение человеку истины, сохраняющейся в Священном Предании. Истина Церкви – это не логические построения, Истина Церкви ипостасна, это Богочеловек Иисус Христос , её Глава. Поэтому служение пастырского руководства, как открывающее и являющее Истину, коренным образом отличается от любых гуманитарных служений.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

Закрыть itemscope itemtype="" > 13 декабря - память апостола Андрея Первозванного 13.12.2005 246 Время на чтение 4 минуты Святой апостол Андрей Первозванный, память коего совершается ныне, один из двенадцати апостолов, был рыбарь из города Вифсаиды. Он первый последовал за Иисусом Христом, почему называется первозванным, и привел к Нему брата своего Симона Петра. По сошествии Святаго Духа на апостолов, святой Андрей проповедовал веру Христову по берегам Чер-ного моря, прошел Понт, Вифинию, Иверию и перенес проповедь свою в Скифию (нынешнюю Россию). По преданию, он доходил до Киева и предсказал, что на горах Киевских и во всей стране той воссияет благодать Божия. Он основал церковь в Византии, для которой поставил епископом Стахия. Около 62 года, в городе Патрасе, в Ахаии, скончался крестною смертью. Пред смертною казнью при виде креста, сделанного, по приказанию проконсула Ахаии Егеата, в виде буквы X (который впоследствии между христианами стал известен под именем андреевского креста), апостол Андрей с радостью воскликнул: " О, благий кресте, давно желанный, страстно любимый, неослабно искомый, и теперь-то приготовленный для желающей души! - Я прихожу к тебе спокойный и радостный: и ты с торжеством прими меня! " Так взывает святой Андрей Первозванный, и в ужасах крестной смерти поставляет свое блаженство! Апостол Андрей Первозванный есть образец духовной радости христианина: при виде страшного орудия своей мучительной смерти - креста, он не только не пришел в уныние и страх, но, напротив, весьма обрадовался, что чрез крест может придти к Господу своему в Его блаженное Царствие. И всякий христианин может всегда радоваться о Господе (Сол. 5, 17), в скорби и в счастье, в страданиях и благополучии, во время жизни и перед смертью. Какие же средства к поддержанию в себе духовной радости? Радость, о которой говорим, может быть поддержана в нас, во-первых, благовременным чтением слова Божия. Радует человека приобретение золота, серебра и других драгоценностей; но слово Божие радует благочестивого несравненно более, сильнее, живее. Испытал на себе это пророк Давид. Он говорит, что закон Господень для него вожделеннее, дороже, приятнее, радостнее паче тысящ злата и сребра (Пс. 118, 72). Действительно, закон Божий - отрада для души. Он возвышает человека от земли к небу, дает ощущать не только праведнику, но и грешнику, великое духовное утешение. Веселится праведник, зря в Священном Писании любовь Божию к людям праведным: утешается грешник, видя в глаголах Господних обещание милосердия Божия грешникам кающимся. Коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим, - восклицает святой царь и пророк Давид (Пс. 118, 103).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Когда послушание спасительно? О ценности добродетели послушания. – Воля Божия открывается человеку в Священном Писании и Предании. – Чем христианское учение о послушании отличается от восточных практик повиновения гуру. – Послушание с рассуждением. – Каким должен быть духовный наставник. – О поисках духоносных старцев. – Если духовник кажется строгим. Сегодняшнюю беседу я хотел бы посвятить добродетели послушания. Какое великое значение имеет для нас эта добродетель, можно понять из слов преподобного Григория Синаита : он говорит, что одной только ступенью послушания мы сразу восходим на небо. Кроме того, многие из вас слышали распространенное выражение: «Послушание выше поста и молитвы». На основании этого выражения также можно сделать вывод о том, как высоко ценится в среде православных христиан добродетель послушания. Но что под ней подразумевается, в какой степени каждому из нас, монаху, мирянину или священнослужителю, нужно ее исполнять, когда слушаться можно и когда нельзя, кого слушаться надо, а кого нет – все эти вопросы часто приводят нас в недоумение. Апостол Павел, а вслед за ним и святые отцы, видят образец послушания, конечно же, в Самом Господе Иисусе Христе, Который был послушлив Небесному Богу Отцу даже до смерти. А образцом преслушания, если можно здесь употребить слово «образец», считают наших прародителей, Адама и Еву. С их преслушания, собственно, и началось падение человеческого рода: они преступили Божественную заповедь и таким образом ввели грех в род человеческий. Сами отпали от Божественной благодати и явились виновниками многих бедствий своих потомков. Из всего сказанного становится ясно, что такое послушание в самом широком смысле. Это следование Божественным заповедям, следование воле Божией. Но каким образом человек может знать волю Божию? Адам и Ева , пребывая еще в раю, знали ее непосредственно от Самого Бога. После грехопадения люди стали удаляться от Бога и постепенно оказались настолько чужды богообщения, что им понадобился письменный закон, который и был дан Богом через Моисея. Когда же человечество удалилось от Бога до такой степени, что этот закон уже ничего не мог сделать с человеческой греховностью, своеволием и непослушанием, тогда в мир был послан Сын Божий. Бог воспринял на себя человеческое естество и общался с людьми как человек: будучи Богом, открывал нам Свою Божественную волю при помощи обыкновенной человеческой речи. И поскольку нужно было донести это откровение до всех следующих поколений людей, то апостолы записали учение Спасителя и описали Его жизнь. Итак, нам, современным людям, воля Божия открыта в Священном Писании и Предании. Теперь никто не может сказать, что он не знает, как ему правильно жить и как спастись.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Луи Дюшен (католик) Глава IV. Христианство апостольских времен  Исконная вера Израиля. – Закон Моисеев и вера в Иисуса Христа. – Влияние Библии. – Конец мира. – Личность Христа: Его божественность. Иисус Христос , Сын Божий, Спаситель. – Христианская жизнь: отречение от мира, объединение в местные братства. – Религиозные собрания на подобие синагог. – Евхаристия, дары Святого Духа. – Устройство нарождающихся церквей. Кто бы он ни был – чистый иудей или язычник, – всякий обращенный евангельской проповедью делался членом церкви чрез веру в Иисуса Христа. Он верил, что Иисус – Мессия, которого ожидал Израиль, что Он умер и воскрес согласно тому, как это было предсказано в священном писании Иудеев 28 . Его вера во Христа была как бы заключена в более обширном веровании, предметом которого было религиозное предание Израиля, какие бы ограничения или толкования ни вносил в него тот или иной проповедник. Самому горячему ученику апостола Павла, если только он оставался верен главной мысли своего учителя, не могло придти в голову представлять христианство, как совершенно новую религию. Закон Моисея можно было смягчить, но оставался Авраам, и с ним целый ряд фактов, лиц, верований, учреждений, которые устанавливали связь Евангелия с древнейшей историей, с происхождением мира и Богом, Творцом его. Это многовековое прошлое воплощалось в глазах новообращенного в набожном народе, полном жизненности в своем центре – Палестине – и в своих колониях, разбросанных по греческому миру. Кроме того, оно было заключено в священной литературе, последние произведения которой принадлежали уже современности. Если смотреть на Ветхий Завет , как на хранилище воспоминаний древнего Израиля, то он кончается Иосифом, который описал читателям своего времени, в сущности главным образом христианам, ту катастрофу, в которой погиб иудейский народ. В последующее время евреи скорее походят на отсталых и отколовшихся христиан; до него, наоборот, христиане были передовыми евреями. Каковы бы ни были однако эти временные отношения, несомненно, что христианство имеет корни в еврейских преданиях, что первые потрясения в его истории можно сравнить с переломом, который наступает при разлуке ребенка с матерью, что на историю иудеев оно само всегда смотрело, как на предисловие к своей собственной, как на свой подготовительный период, что священные книги Израиля священны и для него, и что даже было время, когда у него других и не было вовсе.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Любовь Любовь рождается от веры и страха Божия, возрастает и укрепляется надеждой, приходит в совершенство благостью и милосердием, которыми выражается подражание Богу, как сказано в Евангелии: Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд ( Лк. 6, 36 ) и еще сказано в Евангелии: Милости хочу, а не жертвы ( Мф. 12, 7 ). Милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его – выше жертвы, которая не принимается без мира к ближним, по слову Евангелия: Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой ( Мф. 5, 23–24 ) (2, ч. 2, с. 57). ...Должно знать, что если всякая добродетель приобретается не вдруг, а постепенно и с трудом и понуждением, то кольми паче любовь как начало и конец всех добродетелей требует к приобретению своему и времени, и великого понуждения, и внутреннего подвига, и молитвы, и прежде всего требует глубокого смирения пред Богом и пред людьми. Смирение и искреннее сознание своего недостоинства – во всех добродетелях скорый помощник, равно и в приобретении любви. Итак, начнем каждый с той степени любви, какую кто имеет, и Бог поможет нам. Кого тяготят грехи, тот да помышляет, что любовь покрывает множество грехов; чья совесть возмущена множеством беззаконий, тот да помышляет, что любовь есть исполнение закона ( Рим. 13, 10 ). Ибо любящий ближняго, – говорит апостол, – исполнил весь закон (см. Рим. 13, 8 ). Если бы мы не достигли означенной совершенной любви, по крайней мере, позаботимся и постараемся не иметь зависти, и ненависти, и памятозлобия (2, ч. 2, с. 42). Любовь покрывает все. И если кто делает ближним добро по влечению сердца, а не движимый только долгом, то таковому дьявол мешать не может, а где только по долгу, там он все-таки старается помешать тем или другим (1, ч. 1, с. 101). Ради спасения человека из любви так Пострадавший Единородный Сын Божий и тридневно Воскресший весь закон Свой основал на двух заповедях – на любви к Богу и ближнему, и ни одна из этих заповедей не может совершаться без другой. Святой Иоанн Богослов говорит: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец ( 1Ин. 4, 20 ). Также и любовь к ближнему, если бывает не Бога ради, а по какому-либо побуждению человеческому, то не только не приносит пользы, но нередко причиняет и вред душевный. Признаки же истинной любви христианской апостол Павел выставляет следующие: любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла (и не помнит зла), не радуется неправде, радуется же о истине, все любит, всему верит, всего надеется, все переносит, любовь никогда не перестает ( 1Кор. 13, 4–8 ) (2, ч. 2, с. 42).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Люди воцерковляются, находят поддержку, чтобы жить в нелегких заграничных условиях. Наш приход был основан добрым пастырем епископом Митрофаном (Зноско-Боровским; + 2002 г.). Он начинал свое служение в Бресте, потом оказался в Марокко, где росла моя мама. Она хорошо его помнила, и первая ее исповедь была у отца Митрофана. Мне приятно, что в начале своего служения я познакомился с харбинской стороной моей семьи, а далее – с местами, которые связаны с памятью моей матери. Сам я на этом приходе оказался неожиданно. В храме освободилось место настоятеля, и владыка Лавр попросил меня временно окормлять прихожан. В январе 2005 года, в день преподобного Серафима, я приехал туда и совершил там богослужение. С тех пор приход стал для меня семьей. Это очень важно, потому что если рассматривать прихожан как свою семью, тогда начинаешь их и уважать, и о них заботиться. А если возникают разногласия, то как и в семье люди не перестают любить друг друга, так и в церкви – терпят недостатки и любят до конца. И тогда приход держится вместе. Я сразу почувствовал этот семейный дух. " Друг друга тяготы носите, – сказал апостол Павел, – и тако исполните закон Христов " . На приходе должно быть стремление к этому. Если весь приход будет друг друга тяготы нести и исполнять закон Христов, это будет самой сильной проповедью Православия и христианства вообще. И тогда люди будут чувствовать себя комфортно и приходить в церковь. Христос сказал: " По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою " . И эту любовь надо воспитывать в людях, поощрять и поддерживать. Наш приход с самого начала поддерживал процесс единства с Русской Православной Церковью. На приходе с пониманием относились, когда я вынужден был уезжать на встречи, и конечно, поддерживали владыку Лавра в его служении. – Отец Серафим, Ваше духовное возрастание началось, можно сказать, с благословения Вашего великого дедушки – известного в Китае и Австралии протоиерея Ростислава Гана... – Мой дед, протоиерей Ростислав Ган, родился в 1911 году в на Китайско-Восточной Железной Дороге. Закончив Харбинский политехнический институт, он поступил на богословский факультет Харбинского университета, был рукоположен во священника и служил в Шанхае вместе с будущим святителем Иоанном (Максимовичем).

http://religare.ru/2_77997_1_21.html

Митрополит Антоний (Паканич) – о духовном законе, ключах спасения и пути к любви Как Церковь спасает людей? 9 декабря, 2014 Как Церковь спасает людей? Рождественский пост – особое время, время горения веры, сугубого духовного настроя в преддверии чуда Встречи. Оно, это время, как будто создано для подведения итогов. И любая горечь и грусть в декабре ненадолго – всего лишь до излечивающего все раны Рождества Христова. О том, что нас приближает к Рождеству, – рассказывает Управделами УПЦ. Отвечать на Божественную любовь безразличием — значит уничтожать основы бытия –   Владыка, мы приближаемся в Рождеству. Каждый из нас идёт своей дорогой ко Христу – уникальной и неповторимой. Но путь к Нему – это всегда путь к любви, так как любовь – основной закон бытия. Как Вы понимаете этот закон? – Любовь – это великий дар Божий, которым Господь награждает нас в ответ на наши усилия. Любовь невозможно навязать другому человеку, равно как и невозможно самому искусственно исполнять эту заповедь. Ты либо чувствуешь любовь в своем сердце, либо нет. И парадокс заключается в том, что все мы испытываем недостаток любви в мире, и вместе с тем понимаем, что это то, на чем этот мир все еще держится, а значит любовь присутствует в нашей жизни. И эта любовь – Божественная. Апостол Иоанн, по праву названный апостолом любви, говорит о нашем отношении к Богу: «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4, 19). Это значит, что наша любовь – это всего лишь отклик на любовь Божественную, взаимный ответ Тому, Кто уже любит нас. И ради этой любви к нам Бог не только создал всю вселенную, но и Сам принял наше естество, чтобы на кресте в страшных муках пострадать за нас. Отвечать на эту любовь безразличием — значит уничтожать основы бытия, которые на этой любви держатся. Наш жизненный опыт прямо показывает, что все, что противоречит любви – ненависть, злоба, жадность, похоть и самолюбие, способно повредить личность и даже уничтожить жизнь не только отдельного человека, но и целого общества, народа, а возможно и всего человечества.

http://pravmir.ru/mitropolit-antoniy-pak...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010