Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 2  голоса:  4.0 из  5) Оглавление Настоящая книга содержит основные понятия о христианской вере, краткое изложение библейской и церковной истории, сведения о богослужении Православной Церкви. Основой для нее послужило издание «Закона Божия», осуществленное в 2008 году Киевской Духовной Академией и издательством «Пролог». Оно было переработано и исправлено, с тем чтобы по возможности наиболее полно охватить новейшие достижения богословской науки. Учебник Закона Божия будет полезен всем интересующимся вероучением, историей и литургической традицией Православной Церкви. Предисловие С первых веков христианства каждый желающий принять Крещение должен был прежде изучить основы вероучения. Святые отцы сознавали, что без прочного фундамента знаний человек может уклониться от истинного учения Спасителя, поэтому всегда заботились о просвещении паствы. С распространением христианства верующих становилось всё больше, особенно ощутимым было умножение числа христиан после прекращения гонений. Вместе с тем начали распространяться лжеучения. Поэтому многие пастыри Церкви стали составлять вероучительные символы: в одних случаях это были достаточно пространные писания, в других — краткие изложения основ вероучения. Первым наиболее полным учебником, объемлющим все аспекты церковной жизни, стал «Закон Божий» прот. Серафима Слободского. Долгое время этот труд был учебным пособием для всех тех, кто стремился узнать больше о Церкви, ее Священной истории и вероучении. С течением времени труд о. Серафима стал нуждаться в серьезном пересмотре. Это было связано с новыми достижениями науки, новыми открытиями в области археологии и естествознания. В 2008 году Киевская духовная академия совместно с Издательским отделом УПЦ и издательством «Пролог» подготовили новое издание «Закона Божия» под общей редакцией архиепископа Бориспольского Антония (Паканича), ректора КДАиС. Оно было приурочено к празднованию 1020-летия Крещения Руси. Книга отличалась от подобных изданий: содержание ее было тщательно продумано с целью дать систематизированные знания как тем, кто уже давно находится в церковной ограде, так и тем, кто делает первые шаги на пути постижения Истины.

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 3 (16) июня Священномученик Михаил Марков Священномученик Михаил родился 4 ноября 1881 года в селе Горетово Можайского уезда Московской губернии в семье священника Михаила Маркова. В 1899 году Михаил окончил Звенигородское духовное училище, в 1905м – Вифанскую Духовную семинарию . В течение двух лет, с 1905-го по 1907 год, он был учителем церковно-приходской школы в Гуслицком округе Богородского уезда; с сентября 1907-го по январь 1909-го – преподавал Закон Божий в Московской Даниловской церковно-приходской школе при Обществе трезвости. 15 декабря 1908 года митрополит Московский Владимир (Богоявленский) рукоположил его во священника к Троицкой церкви села Горетово на место почившего отца. В 1909 году отец Михаил был назначен заведующим Авдотьинской и Горетовской церковно-приходскими школами, с 1912-го по 1914 год он преподавал Закон Божий в Хотиловской и Троицкой земских школах, был членом благочиннического совета 3-го округа Можайского уезда. В 1913 году прослушал миссионерские курсы в городе Можайске . Прихожане Троицкой церкви хорошо знали его отца-священника, знали с детства и его самого, и с молодым священником у них вскоре сложились добрые отношения, и они готовы были откликнуться на любую его просьбу. А просьбы во время все жесточающих гонений с приходом к власти безбожников становились все более серьезными. В 1929 году местные власти попытались закрыть храм. Они потребовали от священника уплаты страховки за здание храма, предполагая, что тот не сумеет собрать нужных средств. Но отец Михаил обратился к прихожанам с просьбой о помощи, и требуемая сумма была выплачена. Тогда священника арестовали и обвинили в том, что он занимается принудительным сбором «в пользу церковных и религиозных групп» . Законодательство предполагало за такого рода преступления исправительные работы до шести месяцев или штраф до трехсот рублей, но отец Михаил был приговорен к восьми годам ссылки. Приговор, однако, как формально не соответствующий закону, вскоре был отменен, и наказание ограничено выплатой трехсот рублей штрафа.

http://fond.ru/kalendar/462/mihail/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 9 (22) марта Священномученики Сергий Лебедев, Сергий Цветков, Алексий Смирнов  и Димитрий Гливенко В январе 1938 года власти арестовали священников Ухтомского благочиния Московской епархии, и среди них протоиереев Сергия Лебедева, Сергия Цветкова и Алексия Смирнова и священника Димитрия Гливенко и заключили в Таганскую тюрьму в Москве. Священномученик Сергий родился 3 июля 1875 года в Москве в семье диакона Павла Лебедева, служившего в Екатерининском храме на Большой Ордынке. Семья с семидесятых годов XIX века жила в Замоскворечье и поддерживала тесные отношения с диаконом Феодором Соловьевым – будущим затворником Смоленской Зосимовой пустыни иеросхимонахом Алексием, который служил тогда в церкви святителя Николая в Толмачах. В 1895 году Сергей Павлович окончил Московскую Духовную семинарию и с 1896 года преподавал Закон Божий в Мароновской церковноприходской школе, а с 1897-го – в Перервинском духовном училище в Москве. В 1898 году он был рукоположен во священника ко храму Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего монастыря. С этого времени отец Сергий стал преподавать Закон Божий в одноклассной церковной школе при монастыре. С 1900 года он стал законоучителем в воскресной школе Хамовнического попечительного училища, с 1902 года – помощником заведующего церковноприходской монастырской школой, с 1910 года – законоучителем в детском приюте. В 1901 году скоропостижно скончалась супруга отца Сергия София, с которой они прожили около четырех лет, и он остался с трехлетним сыном Борисом. С этого времени в дом близ Новодевичьего монастыря, где жил отец Сергий, перебрались его сестры Екатерина и Прасковья, а чуть позднее – его мать, Мария Павловна, которая, похоронив мужа, взяла на себя заботы по воспитанию внука. После смерти жены отец Сергий отправился в Зосимову пустынь к своему духовному отцу иеромонаху Алексию, чтобы посоветоваться, как жить дальше, остаться ли духовником в женской обители (в то время в женских обителях, как правило, служили женатые священники) или перейти в другое место. Отец Алексий сказал ему: «Оставайся в монастыре, лучше быть среди голубиц, чем среди волков».

http://fond.ru/foto/320/Aleksiy/

СЛОВО БОЖИЕ Как называется слово Божие? СЛОВО БОЖИЕ содержится в книгах пророческих и апостольских, которыя по греческому наречию называются: «Библия», то есть книги. Сии книги иначе называются «писания», якоже глаголет Христос, «испытайте писаний», и проч. И Павел апостол к Тимофею написал: «из млада священная писания умееши», и проч. ( 2Тим. 3, 15 ). Называются же и «книги ЗАКОНА БОЖИЯ», яко в них закон Божий содержится, и проч. (2:5). Слово Божие разделено на части Священная Библия , или книги, в которых содержится Божие слово, разделяются на книги Ветхаго и Новаго Завета. «Ветхаго Завета книги» вси тии разумеются, которыя написаны до пришествия Христова, как-то: книги Моисеевы, Пророческия и проч. «Новаго Завета книги» тии суть, которыя написаны от Апостолов по пришествии Христовом, и содержится в них учение и проповедь святая о спасительном Христовом пришествии, как-то: четыре Евангелия, Апостольския Послания и проч. (2:6–7). Слово Божие – как делится и что содержит (2:7, см. ЗАКОН БОЖИЙ, 383). О чем говорится в Священном Писании Всем людям, так мне и тебе, христианине, Бог в Писании Своем глаголет. Мне и тебе глаголет о создании мира сего, о создании прародителей наших, о падении их, о незлобивом Авеле и враждебном Каине, о патриархах и житии их, о нечестивых и благочестивых, о нечестии и благочестии их, о казни нечестивых и сохранении благочестивых; глаголет о преселении Израильтян во Египет и о чудесном их освобождении от работы его, о странствовании их по пустыне и пришествии в землю обетованную, и о прочем. Такожде глаголет о имевшем приити Спасителе мира и Пророками предвозвещенном, показует Его мне и тебе уже пришедшаго, от Девы плотию рожденнаго, на земле пожившаго, учившаго пути истины, чудодействовавшаго, от злых людей отверженнаго, уничиженнаго; похуленнаго, поруганнаго, обезчещеннаго, оплеваннаго, уязвленнаго, на древе крестном распятаго, умершаго, погребеннаго, из мертвых воскресшаго, на небо вознесшагося, прославленнаго и паки грядущаго со славою судити живым и мертвым. Объявляет нам в слове Своем, что Он не ради чего инаго пришел в мир, как нас ради и нашего ради спасения, и велит Его слушать во всем, когда хощем от Него вечный живот получити (3:196–197).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Слово о содеявших в 1754 году убийство над материю и сестрою своими, а ныне преданных церковному покаянию пред народом, 1766 года в Мае Православные церкви чада! Церковь Божия видит теперь пред очами своими печальное зрелище, которым матернее ее сердце внутренно прободается. Се вам предстоят два злодея к тяжчайшей смерти осужденные. Убийцы, муж и жена, матери и сестры своей. О страшного злодеяния! о зверского терзания! таковою едва слыханною дерзостию восстали они против самого естества. Внутреннее совести чувствие погасили. Попрали кровь Нового Завета, обесчестили Евангелие, оскорбили Духа Божия, от тела церкви Христовой самовольно себя оторвали. О какая лютая для церкви язва! Ведаете вы, что церковь есть священное духовных овец стадо: но се ее козлища. Церковь есть тихое спасения пристанище: но се ее буря и волны. Церковь есть мать в недрах своих согревающая чад своих: но се ее изверги. Кто даст главе нашей воду и очам нашим источник слез, да возможем оплакать бедное сих преступников состояние? Известно вам, православные Христиане! сколь страшное закон Божий издает на человекоубийцев определение. В слове Божием написано тако: Проливаяй кровь человечу, в ея место его пролиется, яко во образ Божий сотворих человека; глаголет Господь Саваоф . 37 А сих слов сила есть та, что человекоубийца согрешает против самого величества Божия, и власть, которую Бог над жизнию человеческою имеет, злодерзский сей у него похищает. Но что можем мы сказать о отцеубийстве? какую заслуживает оно казнь? Божественный законодатель о отцеубийце ничего и не помянул; как будто не надеялся он, чтоб такое могло быть чудовище, которое бы против давших ему жизнь вооружилося. Ибо в законе гласит тако: иже злословит отца своего или матерь свою, смертию да умрет, и иже биет отца своего или матерь свою, смертию да умрет. 38 Видите, что закон тому, кто злословит или биет родителей, определяет смерть: а о тех, которые родителей убивают, ничего не упоминает: не для того, аки бы они недостойны были всякой казни, но для того, что будто не вероятно казалось быть такой ехидне, которая б утробу своей матери растерзала. И ежели тот, кто злословит своих родителей: подлежит смерти и временной и вечной, то какой уже казни повинен есть , который свои несчастливые руки омочил в крови своей матери и сродства своего? в такой грешной душе самая совесть есть жесточайшим и непрестанным мучением. И сей совести суд тем страшнее, что он есть некоторым преддверием будущего праведного суда. О коль страшно есть впасть в руки Бога жива! ярость и гнев, скорбь и теснота на всяку душу человека творящаго злое. 39

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Служили священник и псаломщик. С 15 октября 1902 года до дня своей смерти 12 апреля 1903 года здесь служил священник Василий Николаевич Успенский. Он скончался в возрасте 28 лет. Сохранилась его могила возле церкви. Священник Сергий Иоаннович Карзов (4 июля 1876 - 1937), сын священника этого прихода Иоанна Карзова, скончавшегося 13 августа 1902 года. В 1896 году Сергий окончил курс Псковской духовной семинарии. В 1897-1903 годах служил псаломщиком в церкви Александровского посада Псковского уезда, преподавал Закон Божий в Талабском училище Министерства народного просвещения. С 19 июля 1903 года служил в погосте Гористо, преподавал Закон Божий в земской школе села Гористо, с 1904 года - в Спиридоновской женской сельскохозяйственной школе в имении Марьино Дуброво Порховского уезда, с 1910 года в школе в селе Выскод, с 1912 года в школе села Скново. С 1 сентября 1906 года по 15 сентября 1914 года состоял членом благочиннического совета. В 1909 году о. Сергий открыл в погосте народную библиотеку. В 1908 году о. Сергий награжден набедренником в воздаяние усердной и полезной службы и отличного поведения. В 1912 г. за заслуги по епархиальному ведомству удостоен наградой бархатной фиолетовой скуфьёй. Порховским уездным училищным советом в 1914 году ему выражена благодарность за усердное и успешное ведение преподавания Закона Божия в начальных училищах. О его братьях известно следующее: Николай (1880 г.р.) учился в Харьковском университете, Димитрий был священником погоста Вышегород, Михаил (1885 г.р.) служил преподавателем в двухклассном училище в городе Кандава Курляндской губернии, Нил (1890 г.р.) был учителем Талабского двухклассного училища Псковского уезда. Впервые о. Сергия арестовали 3 февраля 1930 года, однако дело было прекращено. В 1937 году, 13 августа, его арестовали вновь. 23 сентября 1937 года о. Сергий приговорен к расстрелу. Реабилитирован 6 мая 1958 года. Псаломщиком служил Александр Александрович Опоцкий Он учился в Псковской духовной семинарии, уволен по собственному прошению из V класса. В погосте Гористо служил псаломщиком с 11 августа 1900 года. Был вдов, воспитывал дочь Пелагею (1894 г.р.). Других сведений о нем не выявлено.

http://sobory.ru/article/?object=19946

Беседа 14. Социальные проблемы – дело рук вампиров-богачей. Нищета как свидетельство святости. Конь бледный: гнев Божий. О «зверях земных». Падение «звезд» и «смокв» Сегодня мы продолжаем наше занятие по Книге Откровение Иоанна Богослова. И мы начинаем наше чтение с 6 стиха 6 главы. Здесь сказано следующее: «И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий» ( Откр.6:6 ). Голод – это серьезная проблема. По данным ООН, только 1/3 населения земного шара получает достаточное в количественном и качественном отношении питание, тогда как 1/3 недоедает и еще 1/3 голодает. По данным Всемирной организации здравоохранения, «каждый год в течение первого года жизни умирает 12 миллионов». Сегодня голод принял совершенно новый размах… не менее 400 миллионов живет изо дня в день на грани голодной смерти. По статистике, на земле за один час умирает от голода более 200 человек. Начиная с 1993 года в России и Украине стали регистрироваться случаи голодной смерти. За XX век умерло от голода людей в тысячи раз больше, чем за предыдущую историю человечества. И это несмотря на то, что уровень науки и техники возрос в такое же количество раз. Святой Андрей Кесарийский так истолковывает рассматриваемый текст: «Хиникс – мера пшеницы за динарий, может быть, означает чувственный голод, который тогда будет, как указано далее. И это весьма достоверно. В переносном же смысле мера пшеницы, оцениваемая в динарий, означает всех законно подвизавшихся и сохранивших данный им образ Божий». Как вы видите, Андрей Кесарийский предлагает два истолкования. Одно – фактическое, другое – духовное истолкование. В православном христианстве существовали две доминирующие в богословии школы – это Александрийская богословская школа и Антиохийская. Антиохийская придерживалась буквального или исторического восприятия любого текста Писания. А вот Александрийская школа использовала аллегорический, или духовный способ истолкования Библейских текстов. И тот и другой подход верный, потому что Писание – оно многогранно. Древние говорили, что Закон Божий имеет семьдесят ликов. То есть, имеется семьдесят разных способов истолкования, прочтения одного и того же текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вступая в великий пост Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 27, 2000 22 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 27, 2000 Воскресенье 20 Февраля 1983 Г. Неделя о Закхее Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мы вступили сегодня во вторую подготовительную неделю к Вели-кому посту. На первой неделе образом слепого нищего Вартимея, исце-ленного Христом, нам напоминалось о том, что все мы духовно слепы, что все мы ослеплены видимым и неспособны видеть невидимое, которое является единственной всеконечной реальностью жизни: Бога. Сегодняшнее Евангелие говорит нам о Закхее-мытаре; о человеке, ко-торый сумел победить самое, может быть, трудное и самое постоянное искушение нашей жизни, а именно тщеславие. И через это, повергши себя на суд Божий и презрев мнение и суд человеческий, он стал способным быть чадом Царства Божия… Гордыня — это утверждение, что мы самодостаточны, что нам не нужен ни Бог — Творец, Промыслитель, Су-дья, ни человек. Это утверждение, что мы сами себе закон, начало и ко-нец. Но в тщеславии, как говорит преподобный Иоанн Лествичник, мы делаемся наглыми перед Богом и трусливыми перед людьми; потому что тщеславный человек ищет одобрения от людей, предает себя человече-скому суду, забывая о том, что над ним есть суд Божий, суд вечной прав-ды. Тщеславный человек боится того, что о нем подумают и скажут люди; это человек, который готов купить их одобрение любой ценой; готов стать недостойным себя само¬го, недостойным Бога, лишь бы его не от-вергли, лишь бы его не осудили, не осмеяли, лишь бы его похвалили. И повод для по¬хвалы тщеславный человек ищет не в самом великом, что в нем самом есть, но в чем угодно, самом низменном, самом ничтож-ном, чем он может купить человеческое одобрение или отвести от себя человеческий суд. И что еще хуже: этот суд добрый, это одобрение, эту поддержку он ищет от людей, которых сам презирает в тайне своей души, от людей, которые часто в его собственных глазах не имеют никакого права произнести суд над ним или над кем бы то ни было, над чем бы то ни было, потому что их мерки слишком низменны, слишком ничтожны. И через тщеславие человек мельчает, унижается, делается недостойным собственного своего уважения; и одно¬временно он отстраняет Божий суд: потому что Божий суд требует от него величия, требует, чтобы он никогда себя не прода¬вал человеческому суду.

http://pravmir.ru/vstupaya-v-velikiy-pos...

О третьем члене Символа Веры 3 . Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. В третьем члене Символа Веры говорится о воплощении Сына Божия, то есть о том, как Сын Божий сошел с небес на землю, принял на Себя плоть человеческую (тело), кроме греха, и вочеловечился , то есть принял не только тело, но и душу человеческую и сделался совершенным человеком, не переставая в то же время быть Богом. – Стал Богочеловеком . Сын Божий сошел с небес и стал человеком (Богочеловеком) для того, чтобы спасти нас – людей – от власти диавола, греха и вечной смерти. «Грех есть беззаконие» ( 1Ин.3:4 ) то есть преступление Закона Божия. Грех появился в людях от диавола, который соблазнил в раю Еву, а через нее Адама, и уговорил их нарушить заповедь Божию, то есть согрешить. Грехопадение первых людей – Адама и Евы расстроило природу человеческую. Грех в людях помрачил ум, волю и в тело внес болезни и смерть. Люди стали страдать и умирать, и сами, своими силами, уже не могли победить в себе грех и его последствия: исправить ум, волю, сердце и уничтожить смерть. Это мог сделать только Сам Бог – Творец всего. Милосердный Господь дал обещание (обетование) людям, что на землю придет Спаситель мира, Который избавит людей от власти диавола и вечной смерти. Когда настало время спасения, Сын Божий вселился в пренепорочную Деву Марию и, при наитии Святого Духа, принял от Нее человеческую природу – родился сверхъестественным образом «от Духа Свята и Марии Девы». Пресвятая Дева Мария происходила из рода Авраама и царя Давида. Была Она дочерью праведных Иоакима и Анны. Пресвятая Мария называется Девою , потому что Она, из любви к Богу, дала обет не выходить замуж. Приснодевою называется потому, что Она всегда пребыла девою – прежде рождения Спасителя, во время рождения и после рождения. Св. Православная Церковь называет Деву Марию Богородицею и почитает Ее выше всех сотворенных существ, не только людей, но и ангелов, – как «честнейшую херувим и славнейшую без сравнения Серафим», – так как она Матерь Самого Господа. Так, по внушению Святого Духа, назвала Ее праведная Елизавета: «и откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне» ( Лк.1:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 111. О нечестии и неправде. В среду 1й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению) Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. ( Рим.1:18 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодняшнее Апостольское чтение (см. Рим.1:18-27 ) предостерегает нас от тех беззаконий, которые творило человечество, не знающее Святого Евангелия. Воистину в бедственное положение попадает тот, кто отрицает Бога и на первое место ставит удовлетворение собственных страстей и пороков. С тех самых пор, когда люди начали грешить, открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Гнев Божий не относится к одной какой-то определенной эпохе, хотя, безусловно, в своем Послании к римлянам апостол Павел говорит о страшных духовных и нравственных преступлениях язычников. Ослепленные многобожием, поклоняющиеся идолам, они не давали свету истины воссиять в их душах. Потому-то Бог попустил им дойти до крайней степени нравственной распущенности и греховного падения. Язычники попирали Божественную правду и пребывали в духовном забвении. Апостол пишет о том, что Бог гневается на всякое нечестие и неправду человеков. Попробуем разобраться в том, а что же есть на самом деле нечестие и неправда? Жить нечестиво — значит не признавать Истинного Бога, намеренно, в угоду собственным порокам, нарушать закон Божий, руководствоваться не волей Господа, а своим злым волеизъявлением. В результате такого нечестия, человеческое «я» ставится выше Бога. А это и есть неправда человеков, когда нет ни желания, ни стремления отказаться от греховных страстей. Не Бог отдалялся от людей, а человечество, своими бесконечными прегрешениями отрывало себя от Богопознания и Богообщения. Ведь, казалось бы, весь мир, столь разумно и прекрасно устроенный Творцом, должен был свидетельствовать о Божией силе, благости и мудрости, о свойствах Божиих. И хотя люди осознавали это, они пребывали в делах тьмы и не взывали к Создателю. Более того, апостол Павел так пишет о людях беззаконных: …они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010