Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Законна власть закона, а не власть силы 03.10.2017 Рубрика: Черный октябрь - 93 3—4 октября — 25 лет со дня расстрела Дома Советов Прежде всего, хотелось бы подчеркнуть значение государственного закона как Божественного установления. Церковь учит, что соблюдение государственного закона даже в атеистическом государстве — в том, в чем он не противоречит совести христианина, — обязательно для всех граждан. Как заповеди «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй», написанные в совести всякого, даже не знающего Бога человека, еще не говорят о совершенстве, но определяют последние границы нравственного распада, так и закон ставит предел злу, является Божественным фундаментом справедливости и законности в обществе. Знаменитое «римское право» — порядок, закон, разумные общественные отношения — основа будущей христианской государственности, высшие достижения цивилизации, не знающей еще христианства. Однако существует огромная разница между устремленностью из язычества к христианству и ниспадением из христианства в язычество. Еще Платон говорил, что государство существует для обеспечения справедливости и гарантирует человеку безопасность от диких зверей или дикарей. Политика от греческого слова polis город, то есть люди собирались за стеной, чтобы жить в безопасности. Государство — это, по существу, организация людей, договорившихся между собой поддерживать друг с другом определенные отношения при соблюдении определенных законов. Без этих законов и без их соблюдения стена государства рушится и царствует аморализм. Посредством государственного закона Бог препятствует разнузданному произволу греха и способствует относительно беспрепятственному развитию жизни. Поэтому государственная власть, несмотря на все ее малые и большие недостатки, фактически является «Божиим слугой, отмстителем в наказание делающему злое» (Рим. 13, 4). Люди с нормально развитым нравственным сознанием должны повиноваться государственному закону не только по страху наказания, как говорит апостол Павел, но и по совести, по сознанию долга. «Что значит: не только из-за страха?» — спрашивает, размышляя об этом, святой Иоанн Златоуст. И отвечает: «Ты должен повиноваться не потому только, что не подчиняясь закону, противишься Богу и тем от Бога и от людей сам навлекаешь на себя великие бедствия, но и потому что закон как охранитель мира и гражданского устройства есть величайший твой благодетель. Как скоро упразднить закон, все рассыплется, не устоят ни города, ни селения, ни дома, ни торжища, ни какое другое заведение, напротив, все ниспровергнется от того, что сильнейшие поглотят слабейших». «Итак, если бы неповинующихся не преследовал гнев Божий, тебе и тогда, — говорит святой Иоанн Златоуст, — надлежало бы соблюдать подчиненность закону, дабы не оказаться бессовестным и неблагодарным к Благодетелю» (Беседы на Послание к Римлянам, гл. 23).

http://moral.ru/доклад-парламентских-слу...

Разделение науки о христианской нравственности Часть первая. Религиозная сущность нравственности и Богооткровенный нравственный закон Божий Догматические основы христианского нравоучения Значение веры в нравственной деятельности Христинина Значение церкви для нравственной деятельности христианина Цель христианской жизни Путь христианской жизни Норма нравственной христианской жизни Психологические условия нравственных деяний О психологической природе нравственного чувства О природе нравственного закона вообще Естественный нравственный закон Совесть Недостаточность естественного закона в падшем человеке Понятие об откровенном нравственном законе Откровенный нравственный закон Моисея Евангельский новозаветный нравственный закон Совершенство евангельского нравственного закона Заповеди Христа о блаженстве Сущность евангельских заповедей Основной источник христианской нравственности О побуждениях к исполнению нравственного закона Добро и зло в нравственной природе человека Добродетель Естественная и христианская добродетель Единство добродетели Грех Нравственное вменение Личность Спасителя – как живой идеал нравственного совершенства Основы православно-христианской аскетики Часть вторая. Частное учение об обязанностях и добродетелях христианина Общие соображения об обязанностях христианина Обязанности христианина по отношению к Богу Вера в Бога Надежда на Бога Любовь к Богу Богопочитание. Молитва Общественное Богослужение Нравственное значение церковных таинств Почитание храма и праздников Пост Клятва Обеты Общие обязанности христианина по отношению к самому себе Частные обязанности христианина по отношению к самому себе. Воспитание ума, чувства и воли. Воспитание эстетического чувства Попечение христианина о теле Отношение христианина к своему общественному положению Перенесение скорбей Общие обязанности христианина к ближним Обязанности к ближним, как членам общества О сущности православного русского самодержавия Частные обязанности подданных государства Приложение О православно-христианском нравственном воспитании детей дошкольного возраста Плачьте!... Посвящается памяти Ф. М. Достоевского. Отлучение Льва Толстого от Православной Церкви  

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

4. О божественном законодательстве чрез св. пророка и боговидца Моисея О божественном законодательстве, ходатаем которого ( Гал.3:19 ) был Боговидец Моисей, намерены мы говорить с тою же мыслью, с какою говорили вообще о ветхом завете 21 : хотелось бы помочь любящим истину, и особенно подвизающимся на поприще мысли и слова, – находить в ветхозаветных книгах слова Божия благопотребные указания и руководство по разным вопросам и нуждам нашего времени. В Израиле, которому дан был чрез Моисея Божий закон, явился миру народ, Богоизбранный и Богоправимый в образец для всех верующих народов: в нем образно открывались духовные нужды и опасности вообще спасаемого Богом человека. Только уже надо нам следить не изветшавшую форму, а живой дух и самую силу Богоправления в этом народе. Следует нам раскрыть, в живой силе дела, во-первых – т о , в каком состоянии найден и в какое состояние поставлен Израиль, или вообще спасаемый человек, Богоданным Моисеевым законом, и во-вторых – то, каким для этого орудием и сосудом Божественной премудрости и любви оказался и послужил Моисей. И тогда, в-третьих, Божий закон, начертанный в Пятикнижии Моисеевом, легко может открыться нам в живом значении благодатного руководства, простираемого от Бога и к нашему времени, указующего его опасности и нужды духовные, с выходом из них, и вразумляющего, как каждый из нас, на своем месте, может споспешествовать этому спасительному выходу... 1 часть Итак, мысленно перенесемся ко временам Моисея и вникнем в обстоятельства и потребности тогдашнего человека, в руководство которого ко спасению дан был первоначально закон Божий, содержащийся в Пятикнижии. Само собою разумеется, что этим историческим делом мы должны заняться не так, чтобы у нас вскрылось минувшее, как гробы с костями, имеющее значение уже только археологическое. В отношении к делу спасения в его существе, человек тогдашний и нынешний не имеют существенного между собою различия и не допускают взаимного разрыва; ибо существенные нужды и способы спасения одни и те же для всех времен. Итак, намереваясь раскрыть обстоятельства и потребности человека Моисеевых времен в отношении к делу спасения, мы займемся не совсем чужими нам обстоятельствами и потребностями, но будем как бы припоминать прошлое из нашей же человеческой жизни, относящееся к самому бесценному и важному для всех нас делу спасения нашего. Такую точку зрения, относительно времени Моисеева и вообще прошедшего в церковно-духовной жизни человечества, утверждает для нас Апостол Павел, когда говорит о минувшем в роде человеческом и Церкви, как бы об испытанном и пережитом им самим: аз живях кроме закона иногда: пришедшей же заповеди, грех убо оживе, аз же умрох ( Рим.7:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

В «Разговорах о важном» 27 ноября школьникам расскажут о Родине и о том, какое значение она имеет для каждого человека. Будет уделено внимание и патриотизму — любви к своей стране, которая считается одной из важных составляющих формирования здоровой и взрослой личности. Эта тема является приоритетной во всех сценариях «Разговоров о важном». В каждом сценарии, в соответствии с содержанием, раскрывается многогранность чувства патриотизма и его проявления в разных сферах человеческой жизни. Цель занятия заключается в формировании у школьников целостного представления об исторических событиях, культурных и научных достижениях в России, воспитании патриотизма и ощущения причастности к судьбе Родины, формировании гражданской идентичности и гордости за свою страну. Обучающиеся узнают, что помимо Родины у каждого человека есть и малая родина — это место, где он родился. Об уроке «Разговоры о важном» и о православной миссии в школе рассуждает в интервью «Русской народной линии» директор-хранитель Мемориального Музея-Квартиры св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино протоиерей Геннадий Беловолов: На мой взгляд, именно на уроке «Разговоры о важном» школа выполняет не только образовательную, но и воспитательную функцию. Государство, общество и, в частности, родители ждут от школы выполнения, помимо образовательной, и воспитательной функции. В Российской Империи для этой цели был предмет «Закон Божий», который можно было бы назвать «Разговор о самом важном и самом главном». Теперь в школе нет такого предмета, но потребность в нём очевидна. Иначе школа становится лишь компанией по приобретению суммы знаний. Уроки «Разговоры о важном» вольно или невольно в наше время заменяют предмет «Закон Божий». Когда это понимаешь, тогда легче понять, а что собственно является самым важным на этих уроках? Самое важное в человеке – душа. А в душе – вера и вытекающие из неё надежда и любовь. Понятно, что невозможно каждый понедельник говорить только об одной вере. Ведь «Закон Божий» включал в себя историю, нравственные понятия, Евангельские притчи, Праздники и в целом духовную жизнь.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/10/o_...

Второзаконие Наименование книги в еврейской и греческих библиях Пятая книга Моисеева надписывается в еврейской библии начальными своими словами – «Елле-гаддебарим – сии суть слова»; в греческой же библии называется, по содержанию своему, Второзаконием – Δευτερονμιον, ибо содержит в себе краткое повторение узаконений и событий, изложенных в книгах – Исход, Левит и Числ 980 . Время и место написания книги Второзакония В начале первой главы Второзакония прямо указывается время и место написания сей книги. Там говорится, что Моисей начал повторять и изъяснять закон Божий в земле Моавитской, по сю сторону Иордана, «на равнине против Суфа,... в расстоянии одиннадцати дней пути от Хорива.... в первый день одиннадцатого месяца в сороковом году по исшествии из Египта 981 . Повод и цель написания Так как под конец жизни Моисеевой никого почти не оставалось из тех, которые слышали закон Божий на Синае, и в землю обетованную имело вступить уже новое поколение, народившееся в пустыне: то Моисей, ревнуя о сохранении истинного богопочтения в народе израильском, перед смертию своею вознамерился повторить закон Божий, дабы великими обещаниями и угрозами от имени Божия как можно глубже напечатлеть в сердцах нового израильского поколения решимость ходить в путях закона Господня. Краткий обзор содержания В книге Второзакония примечаются пять главных частей. Первая содержит краткое повторение предыдущей истории странствования Евреев от горы Синая до реки Иордана, с целию – напомнить Израилю его жестоковыйность, несмотря на великие милости Господни, и тем расположить к покаянию и соблюдению законов Господних, хотя в настоящее время. (Часть воспоминательная. Гл. I–III). Во второй части идут самые увещания (в общей однако же форме) к соблюдению закона Божия, подкрепляемые некоторыми нарочитыми и особенно внушительными воспоминаниями (Увещевательная часть. Гл. IV–XI). С третьей части, которая и есть собственно Второзаконие, начинаются подробным повторения тех частных и отдельных законов Иеговы, к соблюдению которых Моисей и хотел расположить народ Израильский (Законодательная часть. Гл. XII–XXVI). В четвертой части описываются последние распоряжения Моисея для утверждения закона Божия в сердцах Израильтян (Распорядительная часть. Гл. XXVII – XXX). В пятой излагаются предсмертные завещания Моисеевы, и описывается смерть его (Завещательно-пророчественная часть. Гл. XXXI–XXXIV). Глава IV. Увещание Моисеем народа Израильского к верному исполнению закона Божия

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Карп Эльб. Фотография. Нач. XX в. Карпович Эльб (5.02.1869, дер. Оло Феллинского у. Лифляндской губ.- 24.09.1937, Ленинград), сщмч. (пам. 11 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Эстонской земли святых), прот. Из семьи правосл. крестьян-эстонцев. После окончания Прибалтийской учительской семинарии в Гольдингене (ныне Кулдига, Латвия) 3 окт. 1889 г. назначен псаломщиком к Георгиевской ц. в г. Балтийский Порт (ныне Палдиски, Эстония). Одновременно преподавал Закон Божий в церковноприходском уч-ще и русский язык в мореходном уч-ще Балтийского Порта. 14 янв. 1896 г. рукоположен во диакона. 28 июня того же года переведен на диаконскую должность в Пюхтицкий в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь . Преподавал Закон Божий в Пюхтицком 2-классном церковноприходском училище. 14 дек. 1899 г. переведен в С.-Петербург диаконом правосл. эст. прихода, к-рый тогда размещался в малоколоменском Воскресенском храме. Стал ближайшим помощником настоятеля прихода свящ. Павла Кульбуша (впосл. Ревельский еп. сщмч. Платон ). Одновременно с этим был законоучителем в эст. церковноприходской школе на Екатерининском канале. С 1900 г. также преподавал Закон Божий в 4-классном Коломенском жен. начальном училище С.-Петербурга, а с 1902 г.- в Коломенском 2-классном уч-ще. Участвовал в деятельности эст. Исидоровского братства. Читал лекции для взрослых прихожан по житиям святых, разъяснению догматов веры, истории Российского гос-ва, описанию земель и народов, трезвому образу жизни, воспитанию детей. С 25 февр. 1903 г. был делопроизводителем и членом комиссии по построению для эст. прихода С.-Петербурга храма во имя св. Исидора Юрьевского, фактически являлся главным распорядителем всех строительных работ. После освящения Исидоровского храма в 1907 г. служил там диаконом. В 1911 г. награжден орденом св. Анны 3-й степени. В 1914 г. получил приглашение быть преподавателем в образцовом приюте барона Штиглица.

http://pravenc.ru/text/1681127.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 11 (24) января Священноисповедник Владимир Хираско Священноисповедник Владимир родился 11 января 1874 года в городе Каменецк-Подольске Подольской губернии в семье священнослужителя Григория Хираско. В 1889 году Владимир окончил Каменецкое духовное училище, в 1895-м — Подольскую духовную семинарию и был направлен учителем сначала в Киевецкую церковно-приходскую школу в Минском уезде, а затем в Туровскую двухклассную церковно-приходскую школу в Мозырском уезде. В этой же школе преподавала и его супруга Мария Хираско. 10 января 1899 года Владимир был рукоположен во диакона, а 17 января — во священника ко храму Вознесения Господня в селе Омельно Игуменского уезда Минской губернии. В Омельно в народном училище и в церковно-приходской школе в соседней деревне Синча он преподавал Закон Божий. В 1901 году отец Владимир был избран членом церковно-приходского попечительства Омельненской церкви, а в 1904 году — его председателем. В 1904 году Минским епархиальным училищным советом ему была объявлена благодарность за усердное преподавание и добросовестное отношение к школьному делу. 2 мая 1906 года согласно своему прошению отец Владимир был переведен служить в церковь Георгия Победоносца в селе Юревичи Хуторской волости того же уезда. 3 февраля 1911 года он был назначен настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в городе Минске при училище слепых, учрежденном в 1897 году по образцу Александро-Мариинского училища слепых в Санкт-Петербурге. В училище он преподавал Закон Божий, самоотверженно служа слепым детям, терпеливо научая их основам христианства. 11 февраля 1913 года состоялся съезд духовенства Минской епархии, на котором делегаты съезда по предложению корпорации Минской духовной семинарии избрали членов правления семинарии от духовенства. В числе избранных был и священник Владимир Хираско. 9 августа 1914 года епископ Минский и Туровский Митрофан (Краснопольский) назначил отца Владимира членом благочиннического совета города Минска. В Минске отец Владимир преподавал Закон Божий в мужской и женской гимназиях, а также был членом Минского епархиального попечительства о бедных духовного звания. В 1915 году он был принят в Свято-Николаевское братство.

http://fond.ru/kalendar/67/vladimir/

Скачать epub pdf О преподавании Закона Божия О пользе и значении знакомства с приемами преподавания Закона Божия для учителя школы Прежде чем начать речь о приемах преподавания Закона Божия, необходимо сказать несколько слов о пользе и необходимости знать эти приемы не только для законоучителя, но и для учителя школы. Правда, преподавать Закон Божий не его прямая обязанность. Но не говоря уже о том, что учителям во многих случаях приходится заменять законоучителя, – потому ли, что его нередко отвлекают обязанности по приходу, или еще по какой другой причине, – учитель уже потому не может считать обучение Закону Божию обязанностью, совершенно стороннею для себя, что Закон Божий есть главный предмет в школе и средоточие всего школьного обучения. Затем, учитель обязан не только учить, но и воспитывать детей. Но ведь для воспитания детей в духе христианского благочестия живые беседы с детьми по Закону Божию составляют одно из наиболее действенных средств. Учитель всегда легче подействует на детей, если будет говорить им, как учил Спаситель, как жили праведные люди, о которых рассказывается в Священной Истории, и т.д. Учить детей нравственности, не одушевив ее началами религии, значит то же, что строить здание на песке, говорит протоиерей Ветвеницкий («Руководство к преподаванию Закона Божия», с. 75). Если учитель не будет обращаться к Закону Божию, его наставления о том, что нужно исправиться, потеряют тогда для детей надлежащую силу и будут бесплодны, подобно тому, как растение не может расти, лишившись своего корня. Да и помимо этого не представляются ли в учительской деятельности постоянные поводы к тому, чтобы обращаться к наставлению в Законе Божием? Так, он присутствует с детьми на молитве пред уроком и после урока, а в иных школах утром и вечером, и в таких случаях иное может исправить, иное разъяснить детям. Или, он ходит с детьми в церковь в дни праздничные или во дни говения на первой и на Страстной седмицах Великого Поста. И здесь как много поводов разъяснить детям многое в церковных чтениях, в песнопениях, обрядах!.. Он должен помнить, что главный предмет и средоточие обучения в церковноприходских школах есть Закон Божий, и потому его прямая обязанность всячески содействовать законоучителю. О характере преподавания Закона Божия в школе

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

I. Сердцам всех правоверных, возлюбленные, хорошо известно, что сегодняшнее торжество должно почитаться наравне с другими особыми праздниками, и не сомневаемся мы в том великом благоговении, которое подобает этому дню, ведь Сам Святой Дух освятил его необыкновеннейшим чудом Своего Дара. Считая с того дня, в который вознесся Господь превыше небес, собираясь воссесть одесную Бога Отца, нынешний день будет десятым, но он воссиял для нас еще в тот день, от которого мы ведем отсчет, - в день Воскресения. Заключены же в нем великие тайны ветхих и новых таинств, в которых ясно показано, что милость была предвозвещена через закон, а закон был исполнен через милость. Ибо как некогда еврейский народ был выведен из Египта, и на пятидесятый день после заклания агнца дан был ему закон на горе Сионе (Исх.19,17 и далее), так и после страданий Христа, когда был умерщвлен истинный Агнец Божий, в пятидесятый день после Его Воскресения сошел Святой Дух на апостолов и прочих уверовавших; поэтому без особого труда усердный христианин может постичь, что начала Ветхого Завета подчинились евангельским началам и что тем же Духом дан второй Завет, каким и первый. II. Итак, как свидетельствует апостольское повествование: При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян.2,1-4). О, сколь стремительно оказалось слово мудрости и сколь легко усваивалось преподаваемое там, где учителем был Сам Бог! Ведь для усвоения здесь не нужно дополнительное разъяснение, опыт исполнения и время для изучения; и так как Дух истины дышит где хочет (Ин.3,8), то присущие отдельным народам языки сделались общедоступными в устах Церкви. Итак, именно с этого дня возвестила труба евангельской проповеди; именно с этого дня потоки благодати, реки благословений напоили всякую пустыню и всю сушу (Ис.35,6 и далее). И как для обновления лица земли (Пс.103,30) Дух Божий носился над водой (Быт.1,2), и для изгнания изначальной тьмы вспыхивали молнии нового света; так и в сиянии огненных языков принимается огненное красноречие и лучезарное слово Господа, к которому для уразумения и для истребления греха добавились способность озарять и сила опалять.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/629/...

святитель Амфилохий, епископ Иконийский А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по решенному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных (Лк. 2, 22-24). По закону Моисееву, родильницы в течение сорока дней не могли являться в церковь Божию; по прошествии же этого времени обязаны были явиться в храм и от священника принять очистительную молитву. Подвергается сему закону и Пречистая Матерь Божия Дева Мария, — не потому, чтобы имела нужду в очищении Родившая бессеменного Источника чистоты и святости, но дабы исполнить закон Божий и показать совершенный образец благочестия и смиренномудренного повиновения воле Божией. Посему Она, подобно прочим женам израильским, вместе со святым обручником Иосифом, приносит предвечного Младенца Иисуса во храм Иерусалимский, чтобы представить пред Господа: ибо, по закону Божию, всякий первенец мужского пола посвящаем был Богу как Ему единому принадлежащий. Родители обязаны были искуплять его, давая в церковь малое количество серебра, и сверх того должны были, в благодарность Богу, принести в жертву: богатые — агнца, а бедные — двух горлиц или двух птенцов голубиных. Смысл этого закона имеет весьма важное значение. Чадородие есть дар Божий: кому же принадлежит первый плод, как не Богу, даровавшему его? Сверх того, закон искупления первенцев напоминал израильтянам чудесное их исшествие из Египта, когда Ангел Господень умертвил всех первенцев египетских, а израильских пощадил (см.: Исх. 13). Дабы исполнить закон и Пресвятая Матерь Божия и Дева Сына Своего Первенца посвящает Богу; Искупителя рода человеческого искупляет; по бедности приносит в жертву двух птенцов голубиных за Того, Которого Отец Небесный отдал в жертву за спасение человеков. В таком смирении приходит в первый раз в Иерусалим Господь и Спаситель наш... И кто Его встречает? Один только благочестивый старец Симеон и восьдесятичетырехлетняя вдовица Анна, в посте и молитве безотлучно пребывавшая при церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/42/h...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010