СОВЕСТЬ Бог насадил в душу СОВЕСТЬ, как некое правило руководства Бог, созидая человека, насадил в души его совесть, дабы тою аки правилом управлялся и, что творить и от чего уклоняться, наставлялся. Совесть не иное что, как закон естественный или природный; почему и с законом Божиим написанным совесть сходна. Чего бо научает закон Божий, того изучает и совесть. Закон Божий велит единаго Бога знать: того научает и совесть. Откуда и самые язычники, совестию убеждаемые, единаго Бога признавали. Закон Божий повелевает Бога паче всех созданий ПОЧИТАТЬ и Ему единому высочайшую честь отдавать: тое повелевает и совесть... Закон Божий запрещает вредить человека, и живот у него отнять: запрещает и совесть. Закон Божий повелевает в случае и нужде помогать человеку: повелевает тое и совесть. Закон Божий запрещает прелюбодействовать и блудодействовать: слышит человек тое и в совести, и она внутрь человеку гремит, дабы не осквернял себе нечистотою. Закон Божий запрещает касаться чуждаго добра, без воли хозяина: тоежде вопиет и совесть. Закон Божий повелевает просящему давать: слышит тое человек и от совести своей. Закон Божий запрещает лгать, льстить, обманывать: запрещает и совесть... Тако ЗАКОН Божий и СОВЕСТЬ между собою сходны суть, и к единому концу, то есть к ближнему нашему намеревают. Откуда и самые язычники, философским учением просвещенные, много полезных установлений написали: сие не отъинуды, как от совести, или естественнаго закона, многим трудом и обучением просвещеннаго, произошло. – Сего ради всяк, кто против совести грешит, – грешит и противу закона Божия и самого Законодавца – Бога. Не слушает кто совести: не слушает и закона Божия и Самого Бога (5:214–215). Совесть свидетельствует о бытии Создателя и Судии Свидетельствует совесть человеческая о Бозе Создателе нашем. Верный сей свидетель никогда не молчит, но всегда вопиет человеку: «есть Бог, есть и праведный суд Его; есть Бог, Который награждает добродетель, и казнит грех». Откуду за грех обличает человека, безпокойствует и мучит: за добродетель утешает и увеселяет (4:347).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

ЗАКОН Творец закона – Бог (3:6, см. ЕВАНГЕЛИЕ , 334). Закон Божий – что есть Под именем закона Божия разумеются заповеди Божии, в которых Бог или повелевает, или запрещает нам что делать, как-то: «уклонися зла и сотвори благо» ( Пс. 33, 15 ) (2:7). Закон Божий есть в Библии , слове Божием (2:5, см. СЛОВО БОЖИЕ , 890). Закон Божий дан в раю, затем Моисею Евангелие принес Христос Закон Божий, хотя прародителям нашим АДАМУ и ЕВЕ в РАИ дан, и написан был на СЕРДЦАХ их, но потом МОИСЕЮ святому на горе Синайской, на двух скрижалях от Бога написанный, предан, и чрез него всем людям объявлен, якоже о том пишется в книге Исхода ( Исх. 32 и 34). ЕВАНГЕЛИЕ же ХРИСТОС Сын Божий от недр Отца Своего небеснаго на землю принесл и проповедал (2:7). Закон на сердцах прародителей написан был, а писанный был дан Моисеем (3:6, см. ЕВАНГЕЛИЕ, 335). Закон был вложен в душу при творении, затем на двух скрижалех. Человеколюбец Господь Бог наш, когда создал человека по образу Своему и по подобию, насадил в душе его закон, которым он мог все, что до должности его касается, знать и по тому поступать. Он по тому закону мог знать, в чем его состояла должность к Богу, Создателю своему, к себе и ближнему своему. Но по падении человеческом тот закон сей попортился, что едва малые следы его остались. Откуду воспоследовало, что люди вместо добра, зло избирали и тьмою неведения помрачены, пороки вместо добродетелей почитали. Чего ради милосердый Творец наш, по своей естественной благости, изобразил закон тот на двух скрижалех, которыя чрез Моисея, вернаго Своего раба, предал избранному Своему народу – Израилю, а по нем и всем народам и языкам (1:84–85). Закон и ПРОРОКИ были посланы для исправления человека Послан был к нему с небесе Божий «Закон»: но той обличал его только, и язвы его ему показывал, а не исцелял; смертию ему грозил, а не помогал. Посланы были «Пророки»: но и тии ничего не успели. Лежал бедный человеческий род неисцеленный: лежал ураненный, уязвленный, умученный, обезчещенный, обруганный от разбойника диавола! лежал «еле жив» ( Лк. 10, 30–32 ) (4:136).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Норман Л. Гайслер (протестант) З Закон: сущность и виды (LAW, NATURE AND KINDS OF) Нравственный закон есть мерило человеческого поведения. Это первичный принцип (см. первичные принципы) человеческой деятельности. Закон, после того как провозглашён, становится обязательным. Сторонники теономизма (примата Божьего закона), утверждая, что единственно легитимный закон – это Божий закон, настаивают на том, чтобы всякое земное правительство основывалось на библейском законе (Bahnsen). Сторонники ситуативной этики настаивают, что нравственных абсолютов не существует и все законы сводятся к человеческому закону. Моралисты рассуждают о соотношении между Божиим законом и человеческим законом. Трактовка этой темы у °Фомы Аквинского относится к числу самых глубоких и значительных в истории вопроса. Светские, протестантские и католические учёные, в том числе Жан °Кальвин, Джон °Локк и Томас °Джефферсон, а также Уильям Блэкстон (Blackstone, 1723–1780), основывались на его анализе проблемы. Сущность закона . Закон есть норма или правило, которые предписывают нам совершать или не совершать определённые действия. Закон есть первичный принцип наших действий. Это основополагающее правило или принцип, которым и регулируются действия человека. Правилом и нормой для человеческих действий выступает разум, функция которого – направлять их как средства для достижения цели (Aquinas, Summa Theologlca, 1а2ае.90,1). Гражданский закон – это предписания разума для общественного блага, установленные общественным деятелем (или деятелями), который уполномочен на это обществом. Этот закон обнародуется (ibid., 1а2ае.90,4). Закон как первичный принцип. В каждой сфере человеческой деятельности есть свои °первичные принципы. Существуют первичные принципы человеческого мышления, такие как закон непротиворечивости. Аналогичным образом, существуют первичные принципы бытия, такие как «сущее существует». И есть первичные принципы человеческих действий, такие как «делай добро и избегай зла». Последний принцип называется также естественным законом. Для практического разума предписания естественного закона – то же, что первичные принципы мышления для философских построений. Первичный принцип практического разума – это достижение нашей высшей цели, счастья. Закон прежде всего занимается планированием действий для достижения этой цели. Говоря вкратце, закон есть правило, нацеленное на достижение общего блага (счастья) (ibid., 1а2ае.90, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Поучение 121. О нерадении нашем на пути спасения Братие! В древние времена христиане не разлучались со словом Божим – книги св. писания всегда имели при себе и в доме и на пути; от того они все действия свои в жизни поверяли словом Божим. Ныне не встречаем мы книг св. писания в домах христианских, не слышим божественных изречений из уст и не усматривали присутствия оных в сердце человеческом: не преступно ли это? Если мы обязаны знать закон граждански и иметь его в памяти; то не в сердце ли должен занимать место закон Божий? «В сердце моем скрых словеса Твоя, Господи " 106 , говорит Давид. Думаю, что это место самое приличное для закона Божия. Но его, говорю, нет в сердцах наших, потому что нет его в уме, нет его на языке. Для исполнения какой-либо обязанности общественной, для устранения чего-либо полезного в жизни мы делаем собрания, учреждаем комитеты, делаем совещания и составляем приговоры; нечему же мы не делаем этого для выполнения обязанностей Евангельских, предписываемых законом Божим? И неужели для нас повеления Божии менее важны, нежели учреждения государственные и законы гражданские? Почему не делать нам всенародных собраний для того, чтобы возобновлять нам в памяти закон Божий? На это ответ у нас готов: «закон Божий известен всем и каждому». Если бы он был известен всем и каждому; то все мы и каждый из нас знали бы его и исполняли бы его. Разве закон Божий менее обязателен, нежели закон гражданский? Не более ли? Здесь законодатели цари земные, а там законодателем Сам Бог – Судия всего мира. Мы говорим, что мы знаем закон Божий, но отчего же мы не исполняем его? И если он возвещается нам в храме, то надобно еще знать: часто ли мы бываем в храме? Часто ли слышим поучения? И кто из нас по выходе из храма исправил свои поступки, переменил свою жизнь? Кто из нас соделался новым творением, человеком святым, человеком обновленным? А закон Божий именно этого от вас требует. Не этого, быть может, требуют законодатели других вероисповеданий, а наш законодатель Христос именно этого от нас требует: и обновления и всецелого общения с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Учебные предметы «Закон Божий» и «Основы православной культуры»: цель одна, но задачи разные Беседа с архиепископом Берлинско-Германским и Великобританским Марком (Арндтом) – Ваше высокопреосвященство, на последних Рождественских чтениях вы выступали на секции, работа которой была посвящена воскресным школам. На ваш взгляд, чем должен отличаться предмет «Основы православной культуры», преподаваемый в обычной школе, от предмета «Закон Божий», который преподается в школах воскресных, при храмах? – Мне кажется, что курс «Основы православной культуры» по преимуществу должен касаться более общих тем, чем предмет «Закон Божий». «Закон Божий», как мы его преподаем в воскресных школах, это предмет, который все-таки связан с духовным руководством молодежи со стороны преимущественно священника или же мирянина, который твердо строит жизнь свою на учении Церкви, таинствах и т.д. А «Основы православной культуры» охватывают более широкую область и не должны касаться чисто духовных вопросов и, таким образом, могут преподаваться учителями, которые не обязательно настолько тесно связаны с церковной жизнью. Конечно, хотелось бы, чтобы они также стояли крепко в духовной традиции нашей Церкви, но мы не можем этого ожидать от каждого учителя. Потому, учитывая это различие, в общеобразовательных школах преимущество отдается курсу «Основы православной культуры». А на этих уроках можно подвести молодежь и к церковным вопросам, даже ту молодежь, которая по своему домашнему воспитанию стоит далеко от Церкви. От предмета же «Закон Божий» школьники просто откажутся или же их с самого начала не будут пускать туда, их родители не будут это поощрять. Между тем, на занятиях по курсу «Основы православной культуры» есть возможность большее широкой миссионерской деятельности. – Какой предмет, связанный с изучением религии, преподается в немецких школах? – Этот предмет в Германии называется «Закон Божий», но на самом деле он скорее похож на то, что в России называют «Основы православной культуры». Потому что в Германии на этих занятиях большей частью обсуждаются общие вопросы, связанные с их религиозной и культурной основами, даются сведения из сравнительного богословия и сведения о тех понятиях, на которой стоит их церковная жизнь. То, что я называю собственно законом Божиим, если и преподается в школах, то ксендзами и пасторами, подобно тому, как у нас преподают этот курс исключительно священники, которые, естественно, должны иметь соответствующее образование.

http://pravoslavie.ru/33955.html

протоиерей Владислав Свешников Скачать epub pdf 5. Закон божий Если закон так необходим, необходимо же рассмотреть вопрос о допустимости и о границах применения самого понятия «закон» к области нравственной жизни, так же, как оно применяется к реальностям природным, физическим или в юридической практике. Само понятие нравственного закона в точном смысле слова применимо только к системам ветхозаветной и новозаветной нравственности. Кажется это «только» противоречит переживанию закономерностей нравственной жизни у людей, ориентирующихся на иные религиозные воззрения, и даже у людей вовсе нерелигиозных и живущих только в соответствии с субъективными ощущениями и воззрениями. Но их совесть «то обвиняющая, то оправдывающая их» является, по крайней мере, отголоском такого закона. Тем более это утверждение, по-видимому, противоречит различным сводам нравственных систем, особенно же систем религиозных, в которых сама системность носит закономерностный характер. Это все правда; но это означает, что понятия нравственного закона вообще и закона, данного в Божественном откровении Ветхого и Нового Заветов, имеют не вполне совпадающие смыслы. Закон Богооткровенный, как любой закон физического мира, материальной реальности, дан Богом, как алгоритм построения: в одном случае мира физической, в другом случае мира нравственной природы. Различие между ними лишь в том, что второй принимается человеком свободно, неприятие же его ведет к неизбежному разрушению личности. Если бы представить, что мир природной реальности «не захотел бы» принять закон своего построения – он бы разрушился совершенно. Что же касается так называемого «естественного» нравственного закона, включая и религиозные, но не богооткровенные его виды, он, имея основание в переживании образа Божия, приобретает, как и все у ветхого человека – неизбежно неполные содержания и искаженные формы. Закон ветхий. Его величие и недостаточность Рассматривать новозаветный нравственный закон невозможно помимо знания ветхозаветного нравственного закона, хотя бы потому, что о последнем Сам Христос сказал, что Он пришел не нарушить его, а исполнить. Ветхозаветный нравственный закон был дан для избранного народа Богом пророку Моисею «в третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской ( Исх. 19,1 ). Он представлял собою некий перечень нравственных и иных норм, исполняя которые избранный народ хранил верность Богу своему; это исполнение свидетельствовало о том, что люди, осуществляя божественную заданность в нравственной области, воплощали тот идеал человека (образ Божий), который существенно затмился грехопадением и веками греховной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

Скачать epub pdf II. Таинства жизни Иисус Христос – Исполнитель Закона и пророков Тема моего выступления – Христос – Исполнитель Закона и пророков. Иисус Христос сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить Закон. Не нарушить пришел Я, но исполнить». То, что Он приносит, – конечно, ново, однако не нарушает прежнего. В чем же заключается исполнение Закона, которое Иисус приносит на землю? Закон свят и духовен, но сам по себе он не может спасти плотского человека, который предан греху, ибо закон дает лишь знание добра, но не силу уклониться от греха. Как детоводитель и опекун народа Божьего во время его младенчества, Закон вызывал в народе желание невозможной праведности – с тем, чтобы дать ему лучше понять абсолютную для него необходимость в единственном Спасителе. Когда же Спаситель пришел, народ Божий перестал быть в подчинении детоводителю. Христос Своей жизнью исполнил Закон, который стал Законом Христовым. Закон уже не является внешним по отношению к человеку. Дух Божий запечатлевает его в наших сердцах, вызывая в них любовь. Христос – конец Закона. Закон не мог достигнуть поставленной ему цели, то есть освящения людей. Закон ничего не довел до совершенства. В нем была только тень будущих благ. Был только несовершенный образ жертвы Христа. Новое же домостроительство содержит реальность этих благ, ставшую нам доступной в образе, передающем их в ощутимом выражении. Его вершина – царственный закон любви. Только Христу присуще единение с Богом и со всеми людьми. В Нем обитает вся полнота Божества телесно. Вся Библия свидетельствует об исполнении Христом Своих замыслов. «Исполнить» означает больше, чем сделать. Слово это выражает идею полноты. Весь Ветхий Завет был обращен к откровению Иисуса. Исполнения, указанные там, были лишь долгой подготовкой к полному осуществлению замыслов Божьих в земной жизни Иисуса. Смерть Иисуса на Кресте исполнила все об Иисусе до самого конца. Итак, все исполнения Священной истории обращены к пришествию Христа, а в жизни Христа сосредоточиваются в Его жертве. Так во Иисусе Христе исполняются обетования Божьи – в Нем «Да» и в Нем «Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Mamonto...

Действительно, Ветхий Завет , как обветшавший, устаревший и притом нарушенный евреями, был отменен, а вместо него был установлен новый, утвержденный на лучших основаниях и свободный от его недостатков, – «ибо, если бы первый завет был без недостатка, говорит ап. Павел, то не было бы нужды искать места другому» ( Евр. 8:6 – 13 ). С наступлением Нового Завета был дан людям и новый Божий закон – евангельский, который выше, совершеннее закона Моисеева. Так, ветхозаветный закон был дан одному только народу – еврейскому, а новый закон –для всех народов ( Мф. 28:18–19 ; Мк. 16:15 ; Деян. 1:8 ); первый определял, по преимуществу, внешнее поведение человека, или, как говорит ап. Павел, был «законом заповедей» ( Еф. 2:15 ), «заповеди плотской» ( Евр. 7:16 ), законом «буквы» ( Рим. 7:6 ), а второй останавливает свое внимание, главным образом, на нравственном усовершенствовании человека и есть «закон духа» ( Рим. 8:2 ). Определяя почти каждый шаг человека, ветхозаветный закон требовал, под угрозой проклятия, исполнения всех содержащихся в нем заповедей и предписаний ( Гал. 3:10 ), чего никто из людей сделать не мог, а отсюда – и спастись, «потому что делами закона не оправдается никакая плоть» ( Рим. 3:20 ; Гал. 2:16 ). С помощью его человек только сознал свою греховность: –«ибо законом познается грех» ( Рим. 3:20 ), – свое бессилие освободиться от греха ( Рим. 7:15–21 ) и пришел к мысли, что спасение можно получить только от Мессии, почему ап. Павел и говорит: «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование... до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верой ( Гал. 3:19, 23–24 ). Евангельский закон, напротив, имея в виду внутреннюю сторону человека, желает от него добрых, сердечных расположений, положительного добра, причем не грозит ему ничем, а располагает его к добру и выполнению христианских обязанностей, указывая преимущественно на любовь к Богу и к самому добру ( Ин. 3:16 – 17; 15:9, 13– 15 ), а также на воздаяние за гробом. Вследствие этого жившие под законом Моисеевым действовали, подобно рабам, по побуждениям страха, водились, по выражению апостола, «духом рабства» ( Рим. 8:15 ) и находились «под игом рабства» ( Гал. 5:1 ); живущие же по евангельскому закону «не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли духа усыновления» ( Рим. 8:15 ) и действуют свободно, как дети и наследники Божии, почему и самый закон называется законом свободы ( Иак. 1:25 ). 682 Выясняя это различие на примере детей Авраама: одного от рабы, а другого от свободной, ап. Павел говорит: «который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета, один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь... Мы, братья, дети обетования по Исааку... мы дети не рабы, но свободной» ( Гал. 4:22–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

О законе христианском (нравственном) I. Православное учение о законе христианском Рассматривая нравственный закон, данный Богом чрез Моисея и выраженный сокращенно в десятословии, мы легко можем открыть, что все требования его не суть что-либо чуждое и незнакомое человеческой душе, но давно знакомое и родное, ибо в существе своем нравственный закон, данный Богом на Синае, есть ни что иное, как ясное и определенное изложение требований совести человеческой, данной Богом человеку при его создании. Совесть есть голос Божий, указывающий правильные отношения человека к Богу и людям. Если бы человек не отпал от Бога и не заглушал пороками, злом и забвением своей совести, то никогда бы не предстояло надобности в сообщении велений ее путем внешним (объективным), так чтобы человек видел авторитет, из которого они исходят, и обязывался этим божественным авторитетом к исполнению требований своей совести. Человек, получив внешним образом от Самого Бога нравственный закон и найдя его согласным со своею совестью, после сего не мог уже на эту последнюю не обращать внимания и считать ее как нечто необязательное и малозпачущее. При законе, человек сделался более повинным пред Богом за свои грехи, чем прежде, до закона. Таково происхождение и значение нравственного закона, данного на Синае. Итак, нравственный закон дан вместе с существом и сущностью самого человека, он создан вместе с человеком, принадлежит к существу его и прирожден ему вместе с самой его жизнью. Но вот иудейские книжники, различавшие в законе большие и меньшие заповеди, при чем одни считали наибольшей заповедь о жертвах, другие – заповедь об обрезании, иные – заповедь об очищениях и проч., спрашивают ИисусаХриста: какая наибольшая заповедь в законе? Господь отвечал: «Возлюби Господа Бога твоего», и более всего должно любить Бога и любить всем сердцем и всею душою, «Вторая же подобна ей (первой): «возлюби ближнего» и проч. Эти слова взяты из книги Левит (19:18). Любовь эта состоит в том, чтобы делать ближнему добро, как себе самому, и проч. Эта заповедь дана Самим Богом чрез Моисея ( Втор. 6:5 ). Не делать другому того, чего не желал бы себе, ни зла, ни неприятности. Отсюда вытекает и весь закон Божий и закон христианский, исполнение которых для спасения так же необходимо для человече ского духа, как необходима пища для тела. II. Как учит слово божие о законе христианском

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

О законе Божием Поучение 38. 1) Любовь к Богу должна сопровождаться исполнением закона Божия. 2) Закон естественный. 3) Закон откровенный. 4) Десять заповедей 1) Довольно, братия, слышали вы о любви к Богу и о любви к ближнему. В следующих поучениях будем говорить о делах, которыми должна обнаруживаться истинная любовь к Богу и ближним. Чтобы могли мы правильно выражать свою любовь к Богу делами, для этого надобно знать закон Божий, показывающий, что мы должны делать, чтобы, питая любовь к Богу в душе, делать угодное Ему, и также чего мы не должны делать, чтобы не оскорблять Бога. Несомненное доказательство того, что мы любим Бога, есть исполнение закона Божия. Таково свойство истинной любви, что, кого любим, о том не только помним, размышляем, говорим, но и стараемся делать угодное ему, и не делать того, что неприятно ему. Это свойство по преимуществу принадлежит истин­ной любви к Богу: кто истинно любит Бога всем сердцем, тот старается делать только угодное Богу, испол­няя заповеди Божии. Так учит Иисус Христос: буди­те в любви Моей. Аще заповеди Моя соблюдете, пре­будете в любви Моей: якоже Аз заповеди Отца Моего соблюдох, и пребываю в любви Его ( Ин. 15:9,10 ). Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя. Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет. Не лю­бяй Мя, словес Моих не соблюдает ( Ин.14:21–24 ). Иоанн Богослов пишет: чадца моя не любим словом ниже языком, но делом и истиною ( 1Ин.3:18 ). Сия бо есть любы Божия, да заповеди Его соблюда­ем ( 1Ин.5:3 ). Итак, братия, видите, что, питая в душе истинную любовь к Богу, мы необходимо должны соблюдать запо­веди Божии. Какие это заповеди Божии? 2) В начале человек в самой природе своей души получил ясное начертание заповедей Божиих, или зако­на Божия. Это закон Божии естественный. Этот закон и доныне сообщается человеческой природе, но не в первобытной ясности, полноте и силе; чрез грехопадение прародителей и чрез умножение грехов в потом­стве их, он помрачился и ослабел в своем действо­вании. О естественном законе, начертанном в душе че­ловека, апостол Павел говорит: егда бо язицы не имуще закона естеством законная творят, сии за­кона не имуще, сами себе суть закон: иже являют дело законное написано в сердцах своих, спослушествующей им совести, и между собою помыслом осуждающим или отвещающим ( Рим.2:14,15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010