Если иные религиозные законоустановления (шариат, законы Ману, законы Торы, конфуцианские нормы) даны для отпавшего от Бога человечества и потому социальны и могут быть частью гражданского законодательства, то христианское право принципиально надсоциально. Оно не может быть частью гражданского законодательства, хотя в обществах, желавших быть христианскими, оно является его основой, подобно личной совести в деятельности праведного судьи. Христианские государства легко использовали модифицированное право языческого времени (например, римское право в кодексе Юстиниана), поскольку и в нем пребывала божественная Правда, но все попытки создать христианское гражданское, уголовное или государственное право неизменно кончались неудачей. Ибо без воцерковления полноты жизни, то есть без полной победы над грехом, право Церкви не может стать правом мира. А победа эта возможна лишь в эсхатологическом плане. Именно христианский мир только и мог породить идею неотъемлемых прав человеческой личности. Это – права человека как образа и подобия Божиего, как онтологически свободного существа. А потому и тоталитарные режимы, попирающие свободу человека, в христианских сообществах обязательно должны были стать режимами богоборческими. «Рассмотри окружающее тебя и знай, что начальники и владыки имеют власть над телом только, а не над душою, и всегда содержи сие в мысли твоей. Почему, когда они приказывают, например, убить или другое что сделать неуместное, неправедное и душевредное, не должно их слушать, хотя бы они и мучили тело. Бог создал душу свободною и самовластною, и она вольна поступать как хочет – хорошо или худо» ( прп. Антоний Египетский. Наставления. 2, 21). Христианская социально-государственная этика требовала оставить человеку автономную сферу, где его совесть останется «самовластным» хозяином и от склонения его воли в которой в конечном счете и зависит спасение и гибель, путь ко Христу или путь от Христа. Когда византийский император-монофелит Констант потребовал у преподобного Максима отречения от православного исповедания христианской веры, тот ответил: «Что не повелит мне царь о каком бы то ни было предмете разрушающемся и погибающем вместе с этим веком, охотно сделаю».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

—605— зачем-то придуманного Л. Толстым. История церкви говорит не о компромиссах и обмане, а о другом пути догматического развития христианской церкви. Последнее шло часто путем борьбы с императорской властью, когда эта свое участие к церкви превращала в незаконное вмешательство и выходила из границ своей компетенции. Догматическое развитие церкви совершалось в этом случае в героической борьбе со светской властью, венчавшей истину мученическими венцами. Кому неизвестна борьба церкви с арианствующими императорами, с императорами – монофелитами, монофизитами и иконоборцами? Разве о компромиссах и обмане говорят имена главнейших подвижников за Христову истину, как Василий Великий , Иларий Пуатьесский, Амвросий Медиоланский , Феодор Студит , Иоанн Дамаскин , Максим Исповедник и мн. другие?! И учение, вырабатывавшееся таким мученическим путем, есть истинное христианское учение, – учение церкви, слагавшееся не в потемках тайны, а явно, на виду у всех, —606— на глазах истории. Но беда в том, что у Л.Н. Толстого недостаточно разграничивается то, что принадлежит подлинно церкви, от того, что ей не принадлежит; короче говоря, беда тут в незнании учения церкви и отсутствии правильного понятия о Церкви: за учение церкви выдается часто совсем не церковное учение, (выдается за учение церкви, ее создание, даже само «ложное христианство»! Когда Толстой объявляет учением церкви никейский Символ веры , мы его понимаем; но мы перестаем понимать его, что у него сходит за церковь , когда он в счет церкви ставит всякие низкопробные богословские мнения и разные бредни христиански незрелых умов, младенцев в вере и т. п. Вот примеры. Церковное («ложное») христианство «ничего не предписывает и ничего не запрещает. Все древние законы, как Моисеев и Ману, дают правила, требующие или запрещающие известные действия. Это же делают также буддийская и магометанская религия. Но искаженная христианская вера не дает никаких законов кроме внешнего признания догматов, постов и молитв (причем для богатых людей и тут предусмотрены выходы), но она хвалит (?) и дозволяет все, даже то, что противно элементарнейшим требованиям морали... Эта вера позволяет рабство, и в Европе и Америке церковь была защитницей его». Она позволяет скоплять имущество работой угнетенных братьев. Она одобряет жертвы на церкви и благотворительные учреждения от неправедно приобретенных богатств... Отнимать принадлежащее нуждающимся, заточать людей в одиночное заключение, заковывать в цепи, казнить – все благословляет церковь ... Убийство на войне церковь не только хвалит и дозволяет, но и «требует его», приказывает убивать (sondern befiehlt es...), смотрит на него, как на нечто «не только полезное для людей, но и нечто доброе и Богу угодное» (Gott Wohlgefälliges) 812 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мы признаем правоту революции. Но правы ли мы? Еще раз надо осознать мотивы, по которым обновленчество сделало в области политической то, что сделало. В истории церковь , в подавляющем большинстве, была не только в союзе, но и преступной связи с государством. Так в нехристианских религиях, так и в христианстве. Законы Ману установили в Индии существование каст, ряд христианских писателей за границей и у нас обосновали монархизм. Боссюэ называл королей “богами”. Ришелье требовал держать народ в невежестве, дабы не трогались устои монархизма. Проф. Киреев в “Общих основах социологии” совершенно справедливо пишет: “Обожествление политической власти, в форме ли возведения генеалогии царей к богам или прямого обоготворения царей или учения о божественном происхождении власти, о наделении ею царей свыше – обычное явление в истории догматизации абсолютизма как политической формы. В этом проявлялось отрицательное влияние религии на политику, которое наблюдается и тогда, когда и другие стороны социального и политического быта санкционировались богословскою догматикой, как это было по отношению к рабству и к крепостному праву. Был ли царь и главою религии, или между алтарем и троном существовал только союз, духовенство играло роль реакционной силы, к ущербу не только государства, в котором освящался деспотизм, но и к невыгоде для самой религии, которая из интимного дела индивидуальной души делалась, главным образом, орудием властвования по “Божьей милости” и по своему произволу”. У блаженного Августина мы находим любопытную мотивировку необходимости союза Церкви с государством. Вот отрывок из послания бл. Августина к Викентию: “Те, которые не хотят видеть законов против нечестия, говорят, что апостолы не просили помощи у земных царей. Кто так говорит, тот забывает, что тогда было иное время, а что все должно делаться в свое время. Ибо какой император тогда уверовал в Христа и хотел служить Ему изданием законов в пользу благочестия против нечисти? Тогда исполнялось еще пророческое изречение: “Векую шаташася, языцы, и людие научившася тщетным”. Предсташа цари земстии и князи собрашася всуе на Господа и на Христа Его” ( Пс. 2,1–2 ). Тогда еще не проводилось в действие то, о чем говорится в том же псалме ниже: “И ныне, царие, разумейте, накажитеся вси, судящие земли. Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом”. Каким же образом, если не воскрешая и не наказывая с благовестивой строгостью то, что проверено, а противное сему воспрещая с приличной строгостью “Так Господу служил Иезекия (4 Царств. 18,4), который разрушал и дубравы, и капища языческие”... Аналогичные мысли бл. Августин приводит в послании к Бонифацию!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

374-376 «МАНУ ЗАКОНЫ» древнеинд. сборник (ок. II в. до Р. Х.- II в. по Р. Х.), относится к категории священных писаний индуизма смрити 376-377 377-379 МАНУИЛ (Лемешевский Виктор Викторович; 1884 - 1968), митр. Куйбышевский и Сызранский, историк Церкви 379-383 383-384 384-385 385-386 386-387 387-397 397-401 401-402 402-403 403-405 405-407 МАНУИЛ, ГЕОРГИЙ, ПЕТР, ЛЕОНТИЙ, СИОНИЙ, ГАВРИИЛ, ИОАНН, ЛЕОНТ, ПАРОД И ДРУГИЕ 377 МУЧЕНИКОВ (вскоре после 813), мученики (пам. 22 янв.; пам. визант. 22 и 23 янв.), пострадавшие в Болгарии во время войны с Византией (809-816) 407-408 408-409 МАНУИЛ ЕВГЕНИК греч. художник к-польского происхождения, в 80-90-х гг. XIV в. работал над росписью собора Христа Спасителя в Цаленджихе 409-410 410-413 413-416 416-417 417-418 418-419 МАНЯВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ СКИТ находился близ современного села Манява Богородчанского района Ивано-Франковской области (Украина) 419-421 МАРА Мара [санскр. - умертвитель, разрушитель], в палийской и санскритской буддийской литературе главный персонифицированный демонический противник Будды и его последователей, неизменно терпящий поражение от них 425-426 421-424 424-425 426-427 МАРАЕВА Анна Васильевна (урожд. Волкова; 1845-1928), деятельница старообрядческого федосеевского согласия 427-428 428-431 «МАРГАРИТ» некалендарный гомилетический сборник, состоящий из слов свт. Иоанна Златоуста и приписываемых ему произведений 431-433 МАРГАРИТА (Гунаропуло Мария Михайловна; 1866-1918), игум., прмц. (пам. 9 авг., в Соборе Казанских святых, в Соборе Уфимских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 433-435 МАРГАРИТА (Закачурина Маргарита Ксенофонтовна; 1884-1937), мон., прмц. (пам. 2 дек., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРГАРИТА (ок. 1046 - 1093), св. Римско-католической Церкви и Англиканской Церкви (пам. 16 нояб.), королева Шотландии, супруга шотл. кор. Малькольма III Канмора (1058-1093) 436-440 440-441 МАРДАРИЙ (Ускокович Иван; 1889-1935), свт. (пам. 29 нояб.), еп. Американо-Канадский Сербской Православной Церкви

http://pravenc.ru/vol/xliii.html

То правда, что еще Достоевский метко сказал: «русский человек ищет, у кого бы сапоги почистить”. Но мы не принадлежим к породе чистильщиков хотя бы красных сапог. Лакействующая психология тихоновщины объектируется ими в душу обновленчества с совершенно напрасной затратой энергии. Если тихоновцы нас называют красными (в одиозном смысле этого слова), то надо полагать, что сами тихоновцы красны в квадрате или в кубе. Когда Тихон осенью 1923 года на стенах своей кельи вывешивал: контрреволюционерам вход воспрещается!”, – это квадрат церковной красноты. Когда Иларион на стенах церквей в Москве же вывешивал: «Активным контрреволюционерам вход воспрещается» – это куб церковной красноты. Так что и для тихоновщины оказался прав бессмертный Достоевский. Мы признаем правоту революции. За это – злопыхательство. Мы признаем правоту революции. Но правы ли мы? Еще раз надо осознать мотивы, по которым обновленчество сделало в области политической то, что сделало. В истории церковь , в подавляющем большинстве, была не только в союзе, но и в преступной связи с государством. Так в нехристианских религиях, так и в христианстве. Законы Ману установили в Индии существование каст, ряд христианских писателей за границей и у нас обосновали монархизм. Боссюэ называл королей – «богами». Ришелье требовал держать народ в невежестве, дабы не трогались устои монархизма. Проф. Киреев в «Общих основах социологии» совершенно справедливо пишет: «Обожествление политической власти, в форме ли возведения генеалогии царей к богам или прямого обоготворения царей или учения о божественном происхождении власти, о наделении ею царей свыше – обычное явление в истории догматизации абсолютизма, как политической формы. В этом проявилось отрицательное влияние религии на политику, которое наблюдается и тогда, когда и другие стороны социального и политического быта санкционировались богословскою догматикой, как это было по отношению к рабству и к крепостному праву. Был ли царь и главою религии, или между алтарем и троном существовал только союз, духовенство играло роль реакционной силы, к ущербу не только государства, в котором освящался деспотизм, но и к невыгоде для самой религии, которая из интимного дела индивидуальной души делалась, главным образом, орудием властвования по «Божьей Милости» и по своему произволу».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dela-i-d...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «МАНУ ЗАКОНЫ» [Санскр. Манавадхармашастра, буквально «Наставления Ману в дхарме»], древнеинд. сборник (ок. II в. до Р. Х.- II в. по Р. Х.), относится к категории священных писаний индуизма смрити . В «М. з.» регламентируется поведение индийца в частной и общественной жизни в соответствии с религ. традицией брахманизма. Составление «М. з.» приписывают мифическому прародителю людей Ману. Содержат 2650 двустиший (шлок), разбитых на 12 глав: 1-я глава содержит представления о происхождении Вселенной, человеческого общества, сословий (варн); 2-я - предписания в период ученичества; 3-я - предписания семьянину-домохозяину (брачные обычаи, культовые предписания и проч.); 4-я - установления об образе жизни брахмана; 5-я - о долге женщины; 6-я - о правилах жизни отшельника; 7-я - наставления об обязанностях царя и управлении гос-вом; 8-я - наставления о судопроизводстве и юридической практике; 9-я посвящена семейным отношениям, наказаниям за различные преступления; 10-я - обязанностям сословий; 11-я - предписаниям о покаяниях и обетах для искупления совершённых грехов; 12-я - описанию посмертных воздаяний за дурные дела в земной жизни. Ист.: Законы Ману/Пер. [с санскр.]: С. Д. Эльманович; ред.: Г. Ф. Ильин. М., 1992. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2561866.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Ману» найдены статьи: ЗАКОНЫ МАНУ Законы Ману (инд.) - см. Манавадхармашастра «МАНУ ЗАКОНЫ» древнеинд. сборник (ок. II в. до Р. Х.- II в. по Р. Х.), относится к категории священных писаний индуизма смрити МАНЫ в рим. мифологии боги загробного мира, души умерших Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Ману.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Индуизм ДЖИВА одно из основных обозначений духовного начала в инд. религиях и философиях, имеющее нек-рое сходство с европ. понятием «душа» ДЭВА наименование одного из 2 противоборствующих кланов божеств в мифологиях древних индийцев и древних иранцев КАРМА одна из основополагающих концепций, определившая космологические, антропологические, сотериологические, социально-этические парадигмы всех религиозно-философских систем Индии КРИШНА в индуизме почитаемое в качестве одной из аватар Вишну или же как отдельное (иногда и высшее) божество МАЙЯ инд. религиозно-философское понятие, связанное с восприятием бытия, времени и способа существования явленного мира «МАНУ ЗАКОНЫ» древнеинд. сборник (ок. II в. до Р. Х.- II в. по Р. Х.), относится к категории священных писаний индуизма смрити МУРТИ [фигура, статуя, вид, изображение, обличье, воплощенная форма или проявление, а также изваяние, идол, личина], персонифицированное изображение инд. божества, объект религ. поклонения в индуизме НАСТИКА в инд. традиции обозначение «неортодоксальных» религиозно-философских систем и их представителей, отрицающих авторитет Вед

http://pravenc.ru/rubrics/122594_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Индуизм. Основные понятия ВЕДАНГА букв.- части тела Вед, др. название - шаданга, 6 разделов знания и фиксирующие их тексты, предназначенные для поддержания традиций ведийского ритуала ВЕДАНТА в Индии наиболее популярное философское направление, разрабатывавшееся как истолкование ведийских текстов (прежде всего Упанишад), непосредственно связанное с течениями индуизма ДЖИВА одно из основных обозначений духовного начала в инд. религиях и философиях, имеющее нек-рое сходство с европ. понятием «душа» КАРМА одна из основополагающих концепций, определившая космологические, антропологические, сотериологические, социально-этические парадигмы всех религиозно-философских систем Индии МАЙЯ инд. религиозно-философское понятие, связанное с восприятием бытия, времени и способа существования явленного мира «МАНУ ЗАКОНЫ» древнеинд. сборник (ок. II в. до Р. Х.- II в. по Р. Х.), относится к категории священных писаний индуизма смрити МУРТИ [фигура, статуя, вид, изображение, обличье, воплощенная форма или проявление, а также изваяние, идол, личина], персонифицированное изображение инд. божества, объект религ. поклонения в индуизме НАСТИКА в инд. традиции обозначение «неортодоксальных» религиозно-философских систем и их представителей, отрицающих авторитет Вед

http://pravenc.ru/rubrics/122598.html

См. Л. Н. Загурского. Учение об отцовской власти по римскому праву. «Зап. имп. Харьк. Унив.» 1882, т. III, IV и V вообще, а в частности т. III. Стр. 1–23. 502 Весьма интересные подробности относительно этого см. у Л. Н. Загурского, id., т. III. Стр. 24–29 (право произвесть выкидыш), стр. 29–36 (выбрасывание детей). 503 L. 1 § 8. Dig.38, 8(9); «nondum animax», – по чтению fratres Kriegelii. См. Загурский, 1882, т. III, стр. 27. 509 Аристофан, Птицы, 922. Демосфен, in Baest. de dote, 28. Макробий, Сатурн. I, 17. Законы Ману II, 30 – См. Фюстель де Куланж, id, Гиро, жизнь греков, стр. 41. Ф. Смирнов. Богослужение, стр. 253, 274. Истор. рел., т VI. Стр. 230 и 352. Впрочем, относительно греков нельзя установить дня церемонии с точно­стью. Так, у Смирнова (стр. 253) и в Истор. Рел. (т. VI, 230) этот срок определяется как 5-й день, у Фюстель де Куланжа – как 10-й, у Гиро (стр. 41) как 7-й. Нужно думать, что эта путаница происходит оттого, что греки разделяли различные моменты церемонии и совершали их в разные дни. 517 Terent., Phormio, 1. 1. 14–15 (edit. 1545). См. Загурский, 1882. Стр. 129, прим. 5. Там же литературные указания. 522 Говорю " полуиндивидуальное», а не индивидуальное, потому что в каждом роде было только небольшое число таких praenomina и, стало быть, в конце концов они характеризовали не столько индивида, сколько все тот же всезахватывающий род. 527 Mommsen, Röm. Forsch. B.I, S. 43. Varro de b.l. 9, 60. Auct. de praen. 5, 6. – См. Manquardt, id., S. 10, Anm. 4. 543 Manquardt, id., S. 13, Anm. 5. Другие см. Plut. Coriol. 11; некоторые дает Letronne Jusor de l’Egypte I, p. 421. 564 Цитаты взяты из Фюстеля де Куланжа, id., подробнее см. стр. 42–43, 46, 62–66; Гиро, жизнь греков. Стр. 44–45. 566 См. Manquardt, id., S. 15–16, особенно S. 15, Anm 5. Там же подробности и литературные ссылки. 573 Plin. N.h. 8,65. Acta fr. Arvalium ed. Herzen p. XXIX и p. 185. Klein, Fasti cannul.s.a. 743. Manquardt, id. 586 Материалы для Словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Труд И. И. Срезневского . Издание отд. русск. яз. и слов. Имп. Акад. Наук. т. I, А-К, СПБ. 1893, кол. 1097–1099.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010