1101 2°. Опровержение исторических аргументов, приводимых в пользу дровности человека Показавши, что естественные науки не доказывают слишком глубокой древности человека на земле, должно восстановить, что светская история тем более не доказывает этого. 1102 Между древними народами есть четыре, приписывающие себе очень высокую древность: это – халдеи, египтяне, индусы и китайцы. 1 . Халдеи, по фрагментам Бероза, сохранившимся до нас, возводят начало своей истории к 500.000 лет до нашей эры. Десять царей царствовали до потопа на пространстве 432.000 лет, восемьдесят царей после потопа в продолжение 33.091 года. 1103 Все знают, что эти цифры баснословны. Равнина Сеннаарская, т. е. Вавилония, как сообщает нам Библия и как подтверждают это в свою очередь новейшие открытия, была колыбелью первых великих человеческих обществ. На берегах нижнего Евфрата Здесь пропущены страницы 508 и 509 в исходном тексте ной литературы индусов, то ее представляли также крайне древнею; но, по Лассену, авторитет которого в этих предметах единогласно признан, Веды составлены не ранее XV века до нашей эры. 1104 Законы Ману или Monarva-Dharma-Sastra принадлежат к XI или к X веку до P. X. 4 . Китайцы 1105 относят происхождение своих учреждений к трем миллионам двумстам семидесяти тысячам лет до P. X. – Автор древнейших летописей Китая, книги Chou-King, есть Конфуций, живший в V или VI веке до P. X. Двести лет спустя после своего издания, Chou-King Конфуция была сожжена по императорскому приказу. Приказ был столь точно выполнен, что не могли отыскать позднее ни одного экземпляра этой книги. Воспроизвели ее, говорят, под диктовку одного старца, который утверждал, что знает ее наизусть. Авторитет подобного документа, следовательно, очень сомнителен. Приписываемая Китаю древность не покоится, однако, на других основаниях. Авель Ремузат возводит историю китайцев к 2637 году до P. X. 1106 Итак, мы можем заключить, что ни хронология китайская, ни хронологии индийская, египетская или халдейская не находятся в действительном противоречии с Библией.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

" Таким образом, — поясняют " Законы Ману " , — он неизменяемый, попеременным пробуждением и сном непрерывно оживляет и разрушает все это движимое и недвижимое творение " . Что же такое вся эта философия бытия, как не обобщение наблюдаемого нами круговорота явлений природы? Встает солнце, эманирует свет и тепло, природа оживляется, все начинает работать, происходит Ряд созиданий и разрушений отдельных тел природы. Затем, однако, утомляется действующая сила, день склоняется к вечеру, наступают " сумерки богов " . Наконец все засыпает. Так точно засыпает все сущее и в " ночи Брамы " . Но после отдохновения, продолжающегося, как видит наблюдатель природы, столько же времени для восстановления силы, сколько пришлось на ее истощение в творчестве, энергия движения снова закипает, творение начинается снова, в новый " день Брамы " , как у нас, в нашем малом масштабе, оживляется природа после отдохновения ночи. Сами явления природы далее подсказывают наблюдательному уму, что энергия постепенно растрачивается, и тогда процесс приходит к остановке. Но то же наблюдение указывает, что энергия не исчезает совсем, а только переходит в иное, " невидимое " состояние (скрытой энергии), а потому является уверенность, что когда все предметы, ее впитавшие в разных метаморфозах, снова соберутся в недрах спящего Брамы, то после долгого тихого брожения, когда " Единое дышит само собой, не дыша " , снова потом произойдет толчок " силой тепла " , и тогда снова завихрится новая эволюция, выделение движущей силы и ее метаморфозы. Эта философия бытия очень проницательно прослеживает последовательность причин и следствий, форм и их разрешений, наблюдаемых в природе. Индус в своем псевдооткровении созерцает то, что ему подсказывает его знание. Он проделывает нечто подобное открытиям Штейнера, который в своей " Летописи Акаши " рисует картины, заложенные в его мозгу всем читанным по истории развития организмов и по эмбриологии. Восходя к понятию о Боге из наблюдения процессов материальных, индусы, разумеется, теряли представление о Личном Боге, отдельном от природы. Однако у них все-таки бывали и исключения, бывали попытки сохранить личность в мире. Такова школа Рамануги в XII веке после Р. X (Макс Мюллер. Шесть систем индийской философии. М, 1901, с. 163, 164, 165).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2191...

Религиозным письменным памятникам Индии многие приписывали чрезвычайную древность, возводя происхождение их за три и более тысяч лет до Р. Хр. Но более внимательное их изучение показывает, что они составлены в очень различные времена, и что древнейшая часть Вед (Риг – Веда) не восходит далее 1400 лет до Р. Хр.; а соединение различных частей Вед в одно целое произошло не раньше VII столетия до Р. Хр. Несколько раньше VI столетия до Р. Хр. составлен другой замечательный памятник Индийской письменности, – законы Ману. За Ведами, по времени происхождения, распространение и завершение полагают от первого до третьего века по Р. Хр. Затем являются философские системы, частью основанные на религиозном учении, отчасти враждебные ему, и наконец, исторические сочинения (Пураны). Образование Индийской литературы простирается до XII и XIII – го столетия по Рождестве Христовом. 219 Как ни трудно точно определить взаимную преемственность различных письменных памятников Индии, по недостатку достоверной истории, но, тем не менее, сличая религиозные понятия в различных сочинениях, которых относительное последование известно, мы отчасти видим постепенное движение самой религии. Сначала ясное почитание единого верховного начала, хотя и окруженного низшими божествами, но не затемняемого ими. Потом, в эпоху процветания эпической поэзии, постепенное забвение служения верховному божеству, усиление почитания низших богов и сильное распространение мифических сказаний. Наконец, с появлением философии, изменение древних простых верований в пантеистические понятия у людей образованных, и распространение грубых суеверий в народе. Но, при всем многообразии поэтических сказаний и философских понятий о божестве, всегда и везде остается неизменным основное учение Индийской религии. По этому учению, началом всего признается единое, верховное и духовное существо. Это существо, называемое Парабрамой, Брамой Ишварой (Брамой – владыкой), Маган – Атмой (великим духом) и другими именами, производит три главные божества, олицетворяющие зиждительную, хранящую и разрушительную силы божества, – это: Брама, Вишну и Шива. От них происходят все другие, как божественные, так и небожественные существа.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Kudryav...

Мертвые считались священными существами; к ним относились с таким же благоговением, как и к богам. И обоготворялись все без исключения умершие, а не одни только герои и великие люди. Погребение умерших, приношения им и возлияния на их могилах считались обязательными. И за такое почтительное отношение к душам умерших, души эти охраняли живых членов своей семьи от разных бед, принимали участие в земных делах их и вообще покровительствовали им. Поклонение мертвым было свойственно всем арийцам; с ними перешло оно и в Индию, о чем свидетельствуют священные книги «Веды» и «Законы Ману»; в последних сказано, что культ мертвых – самый древний по своему происхождению. Но если тело умершего человека осталось без погребения, то душа его, по понятиям древних, как не имеющая своего жилища, оставалась вечной скиталицей; она вечно бродит, как призрак, привидение, нигде не останавливаясь даже для отдыха, вечно скитается, нигде не находя покоя; озлобленная на людей за лишение ее подземного жилища и приношений, она нападает на живых, мучает их, насылает на них всевозможные болезни, опустошает их поля и вообще служит причиною многих бедствий. Возникло также в древности, но несколько позднее, предположение о том, что души всех умерших людей живут в мрачном подземном царстве. Что же касается вопроса о переселении душ, то, судя по дошедшим до нас самым древним памятникам письменности, можно с полною уверенностью сказать, что о переселении душ первобытные люди и народы глубокой древности не имели никакого представления. 2. Самым древнейшим народом, оставившим по себе памятники письменности, считается теперь народ, известный под именем шумиро-аккадьян. Народ этот в глубочайшей древности, не менее как за пять тысяч лет до Р.Х., пришел в равнину Сеннаар, расположенную между реками Тигром и Евфратом, и поселился там; и оставил по себе много памятников письменности. Писали тогда на сырых глиняных плитках, которые затем обжигались и потому сохранились до нашего времени. Найдены они в прошлом столетии при раскопках местности, где был расположен древний город Ниневия. Благодаря этой находке, мы имеем возможность ознакомиться с мировоззрением народа, достигшего высокой степени развития, по крайней мере, за пять тысяч лет до Р.Х. Древнее этих книг мы не знаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

После того как мужчина родил и воспитал детей, дал им соответствующее образование, устроил их брак и дождался внуков, он мог отойти от активной деятельности. Теперь он мог стать ванапрастхой (санскр. vanaprastha – букв. «отшельник»). Несмотря на громко звучащее наименование, далеко не всегда человек становился отшельником в непосредственном смысле слова. Часто он оставался жить в своем доме, устранившись от семейных забот и посвящая время чтению религиозных текстов, совершению ритуалов и медитациям. И наконец, на склоне своих дней благочестивый индус мог стать санньясином (от санскр. sanysa – «отречение»). Данная фаза жизни предполагала оставление всех благ мира и полное сосредоточение на духовных предметах. Индус должен сделаться нищим странником, питающимся подаянием и постоянно пребывающим в медитациях. Суровость четвертой ступени такова, что Законы Ману предполагают возможность избежать последнего этапа и позволяют человеку остаться жить под опекой своего сына-домохозяина. Иначе говоря, данная схема жизненного пути имеет, скорее, желательный, чем обязательный характер. Это некий духовный идеал, а не строгая норма для каждого. И действительно, на практике большинство индуистов ограничивались и ограничиваются третьей ашрамой, не решаясь вступить на путь предельной аскезы. Живущий достойно, следующий своей дхарме человек по возможности проходит все этапы личного пути. В результате он обретает последовательно на каждой из четырех ступеней следующие четыре блага: 1) на первой ступени – кама (санскр. kma – «любовь») – приобщается к чувственному наслаждению; 2) навторойступени- артха (санскр.агтна-букв. " значение», «смысл», «цель», «суть», «благосостояние») – достигается материальное благополучие; 3) на третьей ступени – собственно дхарма , стяжается праведность; 4) на четвертой ступени – мокша , наступает освобождение от уз сансары. Ритуалы Вся жизнь последователя индуизма насыщена ритуалами, помогающими ему исполнить свой долг, следовать дхарме. Индуизм сохранил частные обряды – санскары (saskra), сопровождающие переход своих адептов от одного статуса к другому 451 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

рождений и «припоминать»: «Тогда-то у меня было такое-то имя, такой-то род, такая-то варна, жил я тем-то, испытывал такие-то удовольствия и страдания и дожил до такого-то возраста. И тогда я прекратил то существование и перешел в другое. И потом у меня было такое-то имя, такой-то род, такая-то варна, жил я тем-то, испытывал такие-то удовольствия и страдания и дожил до такого-то возраста. И тогда я прекратил то существование и перешел в другое…» См.: The Digha Nikaya. Ed. By T.W. Rhis Davids and J. E. Carpenter. Vol. 1. L., 1967, P. 13. Вопрос поэтому стоит не в связи со способностью «припоминать» прежние рождения, но в связи с тем, как подобные «опыты» интерпретировать. Йогический опыт воспроизводит ту «программу», которая заложена в менталитет практикующего «трансы» и «концентрацию сознания» и визуализирует определенные модели, а вовсе не открывает их путем эксперимента. Обычные же «интуиции» людей, которые, например, попав в какой-то неизвестный им город, «вспоминают», что они там уже были, вполне могут быть объяснимы самими вселенскими измерениями души, которая является, говоря языком патристики, микро-космом или, говоря языком Лейбница, монадой, «постоянным живым зеркалом вселенной». 394 В авторитетном индуистском тексте «Законы Ману» четко указано, что за похищение драгоценных камней предстоит возрождение среди золотых дел мастеров, но за хищение зерна уже положено возродиться крысой, за латунь — лебедем, за воду — водяной птицей, за мед — комаром, за молоко — вороной, за сок — собакой, за коровье масло — мангустой и т.д., тогда как женщинам за те же проступки предстоит стать женами названных живых существ (XII. 61-69). 395 По существу египетский старец выразил новыми словами то, о чем было сказано уже у Аристотеля в «Никомаховой этике»: «Итак, добродетель есть сознательно избираемый склад (души), состоящий в обладании серединой по отношению к нам, причем определенной таким суждением, каким определит ее рассудительный человек. Серединой обладают между двумя (видами) порочности, один из которых — от избытка, другой — от недостатка» (1107а7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Религиеведение МАЗДАКИЗМ религиозно-философское учение, возникшее в Персии (на территории совр. Ирана) на рубеже V и VI вв. МАЗХАБ [араб.- путь], технический термин, широко используемый в исламе - в богословии, фикхе, хадисах, философии, суфизме МАЙМОНИД [ивр. Моше бен Маймон, акроним Рамбам; араб. Муса ибн Маймун] (1135/38204), талмудист, врач, разносторонний ученый, философ, знаток евр. Закона, чьи толкования приобрели силу учительного авторитета МАЙТРЕЯ бодхисаттва и одновременно будда буд. мира, призванный восстановить окончательно деградировавшую в мире дхарму МАЙЯ инд. религиозно-философское понятие, связанное с восприятием бытия, времени и способа существования явленного мира МАЛИКИТЫ последователи мазхаба, названного по имени его основателя - факиха и мухаддиса Малика ибн Анаса (ок. 713 - 795), считают Коран и Сунну единым (насс) и главным источником права, трактуют Сунну как продолжение Корана МАНИХЕЙСТВО религ. система, возникшая в III в. в Персии и получившая распространение на территории Римской империи, позднее - Арабского халифата, Ср. Азии и Китая; являлось офиц. религией Уйгурского каганата «МАНУ ЗАКОНЫ» древнеинд. сборник (ок. II в. до Р. Х.- II в. по Р. Х.), относится к категории священных писаний индуизма смрити МАРА Мара [санскр. - умертвитель, разрушитель], в палийской и санскритской буддийской литературе главный персонифицированный демонический противник Будды и его последователей, неизменно терпящий поражение от них МАРДУК [аккад. «телец солнца (бога солнца)»/«телец бури (грозы)»], в шумеро-аккад. мифологии главный бог вавилонского пантеона МАРС древнейшее божество в мифологии италийских племен, изначально бог плодородия и войны, впосл. исключительно бог войны МАСОНСТВО [франкмасонство], интернациональное тайное религиозно-этическое и политическое движение со сложной иерархией и особой системой мистических знаков и обрядов «МАХАБХАРАТА» («Великая Бхаратиада», или «Сказание о великой битве потомков Бхараты»), древнеинд. эпическая поэма, написана на санскрите МЕККА [араб. Макка или Макка ал-Муккаррама, т. е. Св. Мекка], город на западе Саудовской Аравии; главный священный город мусульман на запретной для немусульман территории (аль-харам), где родился и начал свою проповедь основатель ислама прор. Мухаммад МЕСОПОТАМИИ РЕЛИГИЯ мифологические представления и верования народов, населявших долин рек Тигр и Евфрат (греч. Месопотамия - Двуречье/Междуречье),- шумеров, аккадцев, вавилонян, ассирийцев с сер. IV тыс. по 539 г. до Р. Х. МЕЧЕТЬ культовое здание, место молитвы и собрания; центр религ., политической и общественной жизни мусульман

http://pravenc.ru/rubrics/122520_12.html

Так, например, несмотря на очевидно местный характер рассказа о наводнении, сохранившегося в племени муискас в Южной Америке, легенда воплощает в лице Бошика сказание о Ное, спасшемся на высоких горах от истребления, вызванного развратом населения 67 . Конечно, замечательнейшее предание, относящееся несомненно к библейскому потопу, есть предание халдеев, записанное Берозом и близко напоминающее библейский рассказ, хотя лишённое нравственного значения, которое даёт ему Библия, т. е. характера наказания за растление нравов. В Берозовском рассказе мы заметим одну особенность, что Ксисутрус (халдейский Ной), предвидя всеобщее разрушение, скрывает в Зипаре (городе Солнца) скрижали, на которых начертывает сказание о сотворении мира и религиозные законы, которые и служат основанием халдейской мудрости. Мы останавливаемся на этом, потому что рассказ Бероза не только содержанием своим напоминает библейское сказание, но предание иудеев удержало даже рассказ о скрижалях каменных, якобы начертанных Сифом и сыном его Еносом (Antiq. Jud. lib. I, c. III), что доказывает, что и библейское сказание, и рассказ Бероза вместе с преданием иудейским несомненно имели один общий источник, т. е. изустную передачу от Ноя и его сыновей рассказа о всемирном потопе в поколениях их, разошедшихся по лицу земли. В Египте Тот, или Гермес, также начертывал на столбах каменном и плинфяном (глиняном) основания всех знаний перед катаклизмом 68 . В арийской расе сохранены многие предания о потопе, из которых известнейшее о Ману и рыбе, ведущей его корабль, носит отпечаток библейских воспоминаний; фригийское предание о Нанахусе есть прямое воспоминание даже имени Ноя, а медаль, выбитая в Апамее с изображением ковчега, доказывает, как свято чтилось это воспоминание в некоторых родах и семьях человечества. «Замечательно, – говорит Maury (ссылка Ленормана, Manuel, p. 26), – что мы встречаем в Америке предания о потопе, необычайно близкие к библейскому сказанию и к халдейским преданиям». Почти не сомневаются теперь, что материк Америки населён туранским племенем, ранее других отделившимся от рода Иафетова, шедшим преимущественно на Восток и дошедшим до берегов Кореи и Китая, откуда он Курильскими, Алеутскими и, может быть, даже островами архипелагов Тихого океана достиг Мексики и западного берега Южной Америки.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

35 Пылкость индийского воображения не остановилась и тут. Индийцы символизировали и это отношение к Богу, и вот у них молитва скоро получает значение живого конкретного предмета и является под формой бога молитвы Бригаспати или Браманаспати. Lassen, S. 766. 36 Lassen, S. 767. Wuttke, S. 250. Яма, царствующий на небе – жилище праведных – впоследствии перенес это царство под землю и сделался богом смерти и ада. 40 Это слово «ом» имело великое значение у индийцев. Оно представляло собой суть всей религиозной мудрости индийца, и заключало в себе сверхъестественную, чудесную силу. Постижение верховного существа, дающего всему жизнь и всюду присущего, условливалось произнесением этого таинственного слова. Каждое проявление религиозной жизни индийца, молитвы и т. п. должно предваряться произнесением этого слова. Это слово, как увидим впоследствии, играло такую же роль и в буддизме. 51 Ману – книги законов. После Вед – это важнейшая из священных индийских книг. Законы, касающиеся религиозно-гражданской жизни индийцев и вошедшие в кодекс Ману, принадлежат различным временам и лицам. Ману (человек) находился в родстве с самим Брамой, по верованию индийцев, и представляет собой личность легендарную. Индийцы думают, что законы, находящиеся в этом кодексе, получил Ману от самого бога. Этот памятник священной литературы индийцев, полагают ученые, несомненно моложе Вед и должен быть отнесен в VII или VI в. до Рождества Христова. 56 Брамины – это жреческая каста в Индии, организовавшаяся, как увидим, мало-помалу и заправлявшая религиозной мыслью и жизнью индийцев. 57 Хотя непоследовательно, по-видимому, было бы говорить, с пантеистической точки зрения браманистов, о промышлении Брама о мире, тем не менее это факт, хотя и странно понимаемый. Это промышление выражается в «бодрствовании» Брама над миром, в неисчислимых откровениях и воплощениях – Аватарах. В последнем случае, божество рождается на земле в форме не только человека, но и животного, и живет видимым и осязаемым образом между людьми. Эти воплощения, получившие, хотя и в иной форме, такое громадное значение в буддизме, суть лишь новое и ощутительное излияние божественной сущности в мире и существенно ничем не отличаются от обыкновенного рождения человека или животного...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

И действительно, во время появления Спасителя на земле мир походил на тюрьму и сумасшедший дом; не только походил, но и в самом деле был подлинной тюрьмой для отчаявшихся и домом для сумасшедших. Весь мир «лежал во зле» 42 . А о чем-нибудь лучшем мир не знал. Ведь ни индийская нирвана, ни эллинский гадес 43 не были для отчаявшихся людей никаким утешением. Потому и говорили некоторые греческие философы, в согласии с сивиллами 44 , пророчицами римскими: «Лишь некий Бог может спасти мир». 2 «Аз есмь земля и пепел» (ср.: Быт. 18, 27 ) – слова из последования священнического погребения. После 9-й песни канона и малой ектении поются восемь самогласных стихир преподобного Иоанна Дамаскина , пятая из которых (глас 5-й) звучит так: «Помянух пророка вопиюща: аз есмь земля и пепел, и паки рассмотрих во гробе, и видех кости обнаженны, и рех: убо кто есть царь, или воин, или богат, или убог, или праведник, или грешник? Но упокой, Господи, с праведными раба Твоего». 3 Общее между мылом и жиром то, что мыло традиционно варят из животных жиров: говяжьего, бараньего и т.д. сала или из костного, китового и рыбьего жира. Даже самые изысканные сорта мыла изготавливают из жира, но только кокосового.– Ред. 4 Брамины, жрецы, высшая каста в Индии. Парии, неприкасаемые, низшая категория людей, не входящая даже в самую низшую касту. 6 Джаба, вероятно, имеется в виду Медина, священный город мусульман в Саудовской Аравии, где находится гробница Мухаммеда. 7 Веды (санскр.: знание, ведение), совокупность наиболее древних праиндийских текстов (VI-II тыс. до Р.Х.), содержащих общие знания, из которых впоследствии выделились отдельные науки и религии. 8 Ману (санскр.: мыслитель, человек), мифический мудрец, которому приписываются так называемые законы Ману, составленные во II-I веках до Р.Х. и являющиеся для индийцев тем же, что закон Моисеев для иудеев. 9 Вальмики (санскр.: муравейный), легендарный автор древнеиндийской эпической поэмы «Рамаяна» (IV-III вв. до Р.Х.). 10 Будда Гаутама родился в княжеской семье в Индии. Точная дата его рождения неизвестна (от IX до III в. до Р.Х.), единой общепризнанной биографии его не существует. Бросив любящую молодую жену и маленького сына, он семь лет скитался. По другой версии, он имел двух жен. Разочаровавшись после долгих скитаний и нищенствования в аскетическом образе жизни, поняв тщетность самоистязания, он, сидя под деревом бодхи (познания), внезапно прозрел, стал буддой (санскр.: просветленный) и несколько дней просидел под этим деревом, будучи не в силах сдвинуться с места. Близ Бенареса он прочел свою первую проповедь , в которой изложены основы его учения. Последующие 40 лет он скитался по Индии проповедуя и умер в возрасте 80 лет. При всей легендарности и возвышенности образа Будды поразителен тот факт, что последователи не приукрашивают причину его смерти, а именно несварение желудка, случившее в результате объедения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010