В городе Калининграде 46 храмов и часовен, из них 20 зарегистрированных приходов, в 6 из которых строятся храмы, 4 приписных храма, из них 3 строящихся, 4 часовни, из них 1 строящаяся, и 18 храмов в различных учреждениях, из них 1 тоже строится. Должен сказать, что по количеству приходов мы, как и большинство областных центров, не соответствуем нормам, которые существуют для всей нашей Церкви. Среднее количество жителей на один приход должно быть примерно 10 тысяч. У нас с вами в городе Калининграде приходов в два раза меньше, поэтому тема открытия новых приходов, строительства новых храмов не снимается с повестки дня и остается важным приоритетом. На территории городского благочиния расположен также Свято-Никольский женский монастырь в составе 1 храма и 1 часовни, и подворье Свято-Елизаветинского женского монастыря в составе 2 храмов. В епархии служат 77 священников и 10 диаконов. За последние три полных года мы с вами увеличили количество священников на 11 человек, и диаконов — на 9 человек. За штатом 2 священника — иереи Валерий Крючков и Алексий Кликушин. Переведены в другие епархии: 1 священник — игумен Корнилий (Ефимов), и 1 диакон — Сергий Гриднев. Извержены из сана: 1 священник — Леонид Сучилин, и 1 диакон — Александр Афанасьев. По распределению Учебного комитета в клир Калининградской епархии зачислен 1 священник — Александр Бадань. Умерших священников и диаконов за отчетный период у нас нет. Совершены одна диаконская и две иерейские хиротонии. В Смоленской духовной семинарии обучаются на заочном секторе 25 человек, на очном — 11 человек; в других духовных школах обучаются 14 человек, в том числе в Московской духовной академии, Санкт-Петербургской духовной академии, Свято-Тихоновском университете и Свято-Димитриевском училище сестер милосердия в городе Москве. В 2012 году в Калининграде освящены малым чином часовня в честь святителя Николая Чудотворца при доме ветеранов и храм в честь преподобного Илии Муромца при Пограничном институте. Заложены храмы: в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» (поселок Славянск Гвардейского района), храм в честь правв. Иоакима и Анны (поселок Большое Исааково), храм в честь великомученика Георгия Победоносца (поселок Краснолесье Нестеровского района); завершено строительство двух храмов — храма в честь праведного Иоанна Кронштадтского в городе Славске и храма свв. бессребреников Космы и Дамиана в поселке Космодемьяновск. Я хотел бы выразить благодарность всем, кто потрудился для создания этих храмов. Особенно сложная ситуация, как многие из вас знают, была в Славске. Мы начали это строительство очень давно, но по разным причинам трудно было сдвинуть его с места. То, что строительство завершено, — слава Богу. Ну, а что касается храма бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьяновске, то здесь с помощью наших замечательных спонсоров удалось очень быстро построить храм, который отличается и внешним, и внутренним убранством; и радуюсь, что это произошло.

http://patriarchia.ru/db/text/2666717.ht...

Информация с сайта Православные храмы Костромской губернии Домнинский во имя Святых Царственных Страстотерпцев женский монастырь, в с. Домнино Сусанинского р-на Костромской области, основан при храме в честь Успения Пресвятой Богородицы (XIX в.) с. Домнина, первоначально как подворье (с 1991) костромского Богоявленско-Анастасиина мон-ря, с 2004 г. как самостоятельный. Село Домнино связано с событиями Смутного времени нач. XVII в. и подвигом, совершенным в его окрестностях И. Сусаниным. В XVI в. оно являлось центром вотчины дворян Шестовых. В кон. XVI в., когда Ксения Ивановна Шестова (Марфа (Романова)) вышла замуж за боярина Федора Никитича Романова (Филарет (Романов), патриарх Московский), вотчина была дана ей в приданое. Согласно писцовым книгам, на рубеже XVI и XVII вв. в Домнине находился боярский двор (усадьба) с шатровым деревянным храмом в честь Воскресения Христова. По-видимому, до восшествия на престол Домнино неоднократно посещал сын Ксении Ивановны и Федора Никитича Михаил Феодорович - 1-й царь из династии Романовых. 17-20 сент. 1619 г., уже будучи царем, Михаил Феодорович вместе с матерью заезжал в Домнино во время благодарственного паломничества в Макариев Унженский мон-рь в связи с возвращением из польск. плена своего отца. Возможно, тогда же в подклет Воскресенского храма были перезахоронены останки Сусанина. После кончины инокини Марфы (1631) согласно ее завещанию, Домнино и вся вотчина были пожалованы Новоспасскому московскому мон-рю (месту погребения Романовых), где была похоронена и инокиня Марфа. Во владении Новоспасской обители Домнино оставалось до реформы 1764 г., после чего жители села стали гос. крестьянами. В 1810-1817 гг. рядом с Воскресенской церковью по благословению Костромского еп. Евгения (Романова) была построена каменная 5-главая Успенская церковь с приделами во имя свт. Николая Чудотворца и в честь Тихвинской иконы Божией Матери. По преданию, храм возведен на месте усадьбы К. И. Шестовой. На вост. стене в церкви сохранилась памятная доска 1-й пол. XIX в. с надписью: «Во славу Бога храм сей благословил построить Епископ Евгений 1809 года января 16 при иерее Данииле Иванове. Освящен при сыне его протоиерее Алексее 1818 мая 9 и 1827 ноября 30. Сооружен прихожанами на месте дома Ксении Ивановны Шестовой, матери царя Михаила Феодоровича». В 1831 г. обветшавший деревянный Воскресенский храм был разобран, иконы переданы в Успенскую церковь. Среди святынь особым почитанием у прихожан пользовались иконы Воскресения Христова и Казанской Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=04253

С 1763 г. на протяжении более чем 20 лет П. состоял в переписке с настоятелями Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни иеромонахами Ефремом (Коротковым) и Пахомием (Леоновым). В июне 1766 г. П. совершил 2-дневное паломничество в Саровскую пуст., где встретился с иером. Ефремом. В 1767 г. П. избран членом Святейшего Синода, участвовал в заседаниях, в связи с чем подолгу пребывал в С.-Петербурге. 26 июня 1768 г. часть стены Покровского храма Солотчинского монастыря, возведенного на высоком берегу Солотчинской старицы, ушла под воду. Храм накренился и около суток держался на краю берега. Насельники успели снять колокол, вынести иконы, утварь и спасти покоившиеся в нем останки вел. кн. Олега (Иакова) Иоанновича Рязанского и его супруги, вел. кнг. Евфросинии Ольгердовны. Незадолго до происшедшего, зная о возможной опасности, П. ходатайствовал перед Синодом о перенесении останков из склепа Покровского храма в соборный храм Рождества Пресв. Богородицы, к-рое состоялось 4 июня 1770 г. В кон. сент. 1771 г. в г. Переяславле Рязанском (с 1778 - г. Рязань) была вспышка моровой язвы. П. благословил с 29 сент. служить по всем городским церквам всенощное бдение Спасителю и Пресв. Богородице. 30 сент., после литургии, в Успенском соборе Рязанского кремля П. совершил елеосвящение и священники помазывали елеем всех присутствовавших. Затем епископ отслужил у Глебовских ворот молебен с акафистом Феодотьевской иконе Божией Матери и водоосвящением и возглавил крестный ход вокруг кремля. Вечером Феодотьевская икона была отнесена в рязанский в честь Преображения Господня мужской монастырь , где также было совершено всенощное бдение, 1 окт. прошло водоосвящение и отслужен молебен после литургии. Вечером чудотворная икона была перенесена в рязанский мон-рь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов, а затем - в рязанский в честь Казанской иконы Божией Матери женский монастырь и по очереди - во все городские храмы; священники обходили городские слободы с крестным ходом, образ Пресв. Богородицы вносили и в дома обывателей. 19 окт. Феодотьевская икона из Никольского храма в Рыбацкой (Выползовой) слободе была возвращена с крестным ходом в собор. Вскоре после этого эпидемия прекратилась.

http://pravenc.ru/text/2578743.html

Следующие 8 лет Д. жила в г. Тамбове с духовной сестрой Агафией Ивановой, посвятившей себя безмолвию и молитве. Паломничала в Ростов, Муром, Киев и др. города. Отец выстроил для Д. келью близ храма с. Головинщино Раненбургского у., где Д. по благословению Илариона Троекуровского, проживавшего в с. Колычеве, пекла просфоры для окрестных храмов. Во время посещения в дек. 1817 г. задонского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря и иеросхим. Агапита (Болховитинова) познакомилась с юродивым Иоанном Лукичом Быковым. Они вместе отправились в с. Сезёново Лебедянского у., где прп. Иоанн нашел место для затвора. Прп. Иларион (Фокин) поручил Д. заботиться о блж. Иоанне, в 1828 г. Д. построила келью в этом селе и до 1839 г. служила ему в качестве послушницы. По инициативе Д. была основана Сезёновская жен. обитель, в 1838 г. началось строительство храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Но в 1846 г. преследуемая завистниками подвижница удалилась из Сезёнова в Борисовский в честь Тихвинской иконы Божией Матери женский монастырь . У гонителей начались нестроения, и вскоре они вынуждены были просить Д. вернуться. Через 3 года Казанский храм был достроен, украшен присланными из С.-Петербурга 70 иконами, а в окт. 1849 г. полностью освящен еп. Тамбовским Николаем (Доброхотовым). Позже Д. руководила возведением храма в честь Рождества Христова, а келью затворника Иоанна преобразовала в храм Преображения Господня. По инициативе Д. были построены гостиница, каменная ограда, приобретено более 50 дес. земли «для обеспечения быта монашествующих». Своими руками Д. выкопала колодец, воду из к-рого местные жители считали целительной. 1 окт. 1849 г. Д. была официально утверждена начальницей Сезёновской Иоанновской жен. общины, которая 12 июня 1853 г. была преобразована в нештатный общежительный монастырь. Начальницей обители из-за преклонного возраста Д. была избрана ее помощница игум. Серафима (Моргачёва), в схиме Евфимия. Д. имела твердый и решительный характер, но с сестрами и богомольцами была заботлива и гостеприимна. Подвижница стяжала благодатные дары любви к людям и прозрения, для беседы с ней приходили паломники из различных епархий, доступ к старице был открыт всем и всегда, кроме часов келейной молитвы. За 3 года до смерти Д. велела срубить яблоню близ Преображенского храма обители, предсказав, что на этом месте выкопают для нее могилу. По смерти насельницы хотели похоронить Д. под церковью, но не получили на это разрешения. В 1864 г. над Преображенским храмом, ставшим пещерным, был возведен собор во имя Св. Троицы, превышающий по площади Преображенский. Под собором оказалось и захоронение Д. По завещанию преподобной после ее кончины в мон-ре были открыты приют для детей и жен. уч-ще с прогимназическим курсом.

http://pravenc.ru/text/171378.html

Над южным крыльцом - полуциркульный свод с распалубками, над южным приделом - свод сомкнутый. Пространство храма было связано с трапезной арочными проемами. Такие проемы ведут и в апсиды под цилиндрическими сводами, переходящими в конхи. На стенах и сводах храма сохранились фрагменты масляной живописи 19 в. В сводах уцелели голосники. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Москва, «Наука», 2001 г. Монастырь в Вязьме знаменит совершенно уникальной трёхшатровой Одигитриевской церквью, таких осталось в России всего две (вторая – в Угличе). При игумене Гурии, в 1630-1638 годах на пожертвования из царской казны поставлен каменный, трехшатровый храм в честь иконы Божией Матери «Одигитрии» Смоленской, с двумя приделами – южным во имя Иоанна Предтечи и северным во имя Симеона Богоприимца. Храм сильно пострадал в 1812 году и долгое время стоял в запустении. На пожертвования прихожан и вяземских купцов, при архимандрите Вениамине в 1832–1837 годах он был восстановлен и освящен. В 1912 году проведено исследование состояния Одигитриевского храма известным архитектором-реставратором П.Д. Барановским, материалы которого легли в основу реставрационных работ, проведенных в 1960–1980 годы. В 1946 году трапезная храма Одигитрии передана Вяземскому филиалу Смоленского государственного архива. В 1962 году под руководством мастера В.В. Петрова проведены первые реставрационные работы. Реставрация храма проводилась в 1976–1989, 1991–1994, 1999–2000 годах. Первое Богослужение в храме было совершено 10 августа 1994 года. В 1994 году при монастыре был создан Центр духовного просвещения. Храм Вознесения Господня был освящен митрополитом Кириллом, Смоленским и Калининградским 11 августа 1991 года. В 1995 году монастырь был преобразован в женский. В 2001 году 12 августа митрополитом Кириллом был освящен главный престол храма в честь иконы Божией Матери Одигитрия. В настоящее время настоятельницей монастыря является монахиня Лаврентия (Павлюченкова). 26 августа 2010 года Преосвященнейший Феофилакт за понесенные труды на благо Русской Православной Церкви и восстановление благолепия обители возвел ее в сан игумении с вручением игуменского жезла.

http://sobory.ru/article/?object=05775

XVII b. для Богоявленского монастыря стал временем каменного строительства. Деньги на строительство прислали многие, но главными жертвователями были бояре Салтыковы, мать царя Михаила – инокиня Марфа, его отец – патриарх Филарет. Жертвовали на монастырь и другие московские патриархи. В 1610 году была воздвигнута каменная церковь во имя святого Иоанна Богослова, которую освятил патриарх Гермоген – будущий священномученик. В начале XVII b. к Богоявленскому собору были пристроены каменные галереи, затем воздвигнуты Трехсвятительская и Сретенская церкви, звонница с приделом в честь преподобного Сергия Радонежского – в нижнем ее ярусе, и церковь в честь святителей Михаила, Петра и Ионы – над Святыми вратами обители. Особенно благоукрасился монастырь при игумене Герасиме. С 1642 по 1672 год, без какого-либо перерыва, возводил он, одно из другим, каменные здания. В первые шесть лет этого тридцатилетнего срока монастырь был обнесен каменной стеной семиметровой высоты. Монастырь приобрел вид крепости. Шесть башен возвышались над стеной: четыре – угловые и две – надвратные. В 1672 году Богоявленский собор был расписан на средства боярина Петра Михайловича Салтыкова. К этому же времени относится и написание на стене юго-западной башни Смоленской иконы Божией Матери, чудесно сохранившейся во время пожара 1775 года, после чего и началось ее особое почитание. Здесь сначала была построена деревянная часовня, а в 1824 году возведена небольшая церковь, названная в народе «Смоленская часовня». В конце XVIII b. и в первой половине XIX b. Богоявленский монастырь переживал упадок. Сокращалось число братии, здания пустовали. С 1779 года сюда были помещены все присутственные места города, которые находились здесь до 1809 года. В 1814 году в монастырь была переведена Духовная семинария. Пожар, истребивший в сентябре 1847 года почти половину Костромы, не пощадил и Богоявленский монастырь, превратив его в развалины. О восстановлении монастыря в те годы не могло быть и речи: город, посещенный столь страшной бедой, не имел возможности оказать опустошенному и разрушенному пожаром монастырю хоть какую-то помощь.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Толгская икона была обретена в 1314 году. Тогда епископ Прохор, возвращаясь из монастыря Кирилла Белозерского в Ярославль, заночевал на правом возвышенном берегу Волги. Ночью в шатер владыки проник яркий свет. Владыка вышел наружу и увидел огненный столп, поднявшийся на противоположном берегу у устья речки Толги, где в те времена был дремучий бор. Столп отражался в реке световой дорожкой. Пав на колени и помолившись, владыка, опираясь на свой жезл, ступил на эту дивную дорожку и перешел по ней реку как посуху. На другом берегу святитель увидел, что на вершине огненного столпа парит образ Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем. Владыка стал молиться перед этим образом. После молитвы владыка вернулся в шатер, а утром обнаружил, что оставил свой святительский жезл на месте молитвы возле иконы. Вернувшись, святитель обрел и жезл, и икону. Епископ сразу же захотел принести Пресвятой Богородице хоть самые малые труды — он принял решение строить деревянный храм на этом месте и до тех пор, пока его не построит, в город не возвращаться. Узнавшие о чуде Божией Матери и о решении владыки ярославцы толпами устремились на Толгу и присоединились к строителям. Так к полудню храм был уже возведен. Вскоре на этом месте возник монастырь, а Толгская икона прославилась многими чудесами. Свято-Введенский монастырь — один из древнейших на территории Ярославской области. Он был основан как мужской в 1314 году после обретения Толгской иконы Божией Матери на месте впадения реки Толги в Волгу. В 1926 году монастырь был закрыт; изначально он входил в зону затопления будущей ГЭС. Некоторое время в бывшем монастыре размещалась детская колония. Толгскую обитель вернули Церкви в декабре 1987 года. Осенью 1988 года здесь был основан женский монастырь. Возрождение обители проходило под руководством настоятельницы игумении Варвары (Третьяк). В 1988 году в обитель были принесены мощи святителя Игнатия (Брянчанинова), обретенные в Николо-Бабаевском монастыре. В 2003 году в обитель из Ярославского художественного музея передали Толгскую икону Божией Матери, которая с того времени пребывает в монастыре.

http://patriarchia.ru/db/text/6051140.ht...

В соборном храме монастыря хранилась чудотворная икона Божией Матери, подаренная монастырю в 1659 году князем Пожарским, возвращавшимся с войсками в Россию из Литвы. Икона была первоначально помещена в центре Вознесенской церкви, в следующую ночь икона чудесным образом переместилась к стене храма. На поклонение образу в Борколабовский монастырь стекались паломники не только православного вероисповедания, но и униаты и католики. В 1882 году Вознесенский храм сгорел, но чудотворный образ, иконостас и утварь были спасены от пожара. Икона является одним из самых почитаемых образов Божией Матери в Восточной Беларуси. В 1920-е годы Борколабовский монастырь закрыли, в зданиях монастыря размещался клуб, детдом, пионерский лагерь, а в 1990-е годы все монастырские постройки разрушили. К концу ХХ века на месте монастыря не осталось даже руин, а в память о монастыре здесь был установлен поклонный крест. Чудотворная икона пережила все войны XVII — XX веков, и все гонения на религию, включая советские времена. Во время Великой Отечественной войны икону сохранили бывшие инокини (по другим устным сведениям, образ находился в часовне на железнодорожной станции Быхов). В 1953 году перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесен в Свято-Троицкий храм в Быхове, где находился до 2010 года. 13 мая 2010 г. в Свято-Вознесенском женском монастыре был освящен новопостроенный храм в честь Святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, а 25 июля 2010 года состоялось торжественное перенесение чудотворной «Борколабовской» иконы Божией Матери из г. Быхова в возрожденный монастырь. В 2011 году в монастыре завершено строительство колокольни. На территории монастыря построена трапезная, введен в строй хозяйственный блок, дом для общежития монахинь, имеется небольшая гостиница для гостей и волонтеров, идет строительство двухэтажного монашеского корпуса. В перспективе планируется восстановить каменный храм в честь Вознесения Господня. В 2012 году во внимание к культурной и исторической ценности Борколабовской иконы Божией Матери Национальным банком Республики Беларусь были выпущены 4 памятных монеты «Икона Пресвятой Богородицы «Борколабовская».

http://sobory.ru/article/?object=42315

В 1922 году на территории монастыря была размещена детская колония, чуть позже - военный полигон Западного фронта. В 1924 году монастырь был официально закрыт. Многие монахи нашли себе пристанище при храмах г. Карачева. В 1930 году шесть братии Одринского монастыря вместе с бывшим настоятелем, Епископом Агапитом, были осуждены по 58-й статье. Опустевшие храмы постепенно стали ветшать и разрушаться. Органами власти было принято решение разобрать колокольню (1928 г.) и пятипрестольный соборный храм (1930 г.). До наших дней сохранилось лишь два строения середины 19-го века — игуменский дом и братский корпус. Во время Отечественной войны в этих зданиях размещался немецкий военный штаб, после войны здесь был детский дом и средняя школа-восьмилетка. В 1970 г. детский дом закрыли. Некоторое время здесь находилась база отдыха швейной фабрики. Но за 10-12 лет до открытия монастыря здания опустели и были на грани разрушения. 22 июля 1995 года на месте разрушенной обители был открыт Одрин женский монастырь во имя Святителя Николая. Настоятельница монастыря — игумения Мариам (Шагарова). В настоящее время в Одрином монастыре находится чудотворная икона Матери Божией " Споручница грешных " . В 2004 году состоялось освящение вновь построенного храма в честь этого святого образа. Сведения взяты из статьи " Монастыри и храмы Брянской епархии " опубликованной в " Брянском Православном Календаре. 2005 год от Рождества Христова» (Издание Брянского Епархиального Управления) Одрин Николаевский монастырь, заштатный, в 7 верстах от города Карачаева. Первоначально находился при реке Одрине, затем перенесен был за 2,5 версты на берегу реки Песочни. Основан в XIV веке по случаю явления здесь иконы святого Николая чудотворца, которая и находится в монастыре до сего времени. В монастыре находится также прославившаяся в 1844 году чудотворениями икона Богоматери, именуемая «Споручница грешных» (т.е. Поручительница или Посредница между милосердным Богом и согрешающими людьми, неусыпная за них Ходатаица и Молитвенница).

http://sobory.ru/article/?object=07562

Полный текст на форуме сайта http://www.вязники-краевед.рф/forum/23-49-1#268 ... В Мстере есть ... приходская церковь во имя св. Иоанна Милостивого. Церковь эта находится вблизи Богоявленской. В писцовых книгах Суздальского уезда 1628-30 гг. за детьми князя Ромодановского значится: «отца их старинная родовая вотчина погост Богоявленская слободка на реке Мстере, а на погосте церковь Богоявления Господа Нашего Иисуса Христа каменная да другая церковь Ивана Милостивого древяна вверх, а в церквах образы, книги, ризы и колокола и всякое церковное строение вотчинниково, у церкви 2 кельи черных попов, 2 кельи крылошан, келья старца и двор попа Ефима…» Из раздельной описи слободы Мстеры 1710 г. видно, что при церкви Иоанна Милостивого с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери был женский монастырь. Когда и кем основан этот монастырь и та ли эта церковь, что и в 1628 г., или уже новая, сведений о том не сохранилось. Можно думать, что это был как бы домовый монастырь княгинь Ромодановских, из коих в синодике некоторые значатся схимонахинями. В 1710 г. в этом монастыре была еще церковь во имя Филиппа Митрополита. В 1764 г. женский монастырь был упразднен и Иоанновская церковь обращена в приходскую. В 1809 г. вместо деревянной церкви устроен существующий в настоящее время каменный храм во имя св. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон достопримечательны: храмовая икона св. Иоанна Милостивого древнего письма, изображение св. Иоанна украшено жемчужной ризой, а изображения других святых, изображенных на иконе – серебряной вызолоченной; икона Николая, чудотворца Можайского, икона украшена серебряной вызолоченной ризой; икона св. Троицы в серебряной вызолоченной ризе; древняя икона Воскресения Господня в такой же ризе; древняя икона св. Филиппа, митрополита Московского; а также деисус древнего письма и древняя резная из дерева плащаница. Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается около 1200 руб. в год. Дома для членов причта церковные. Приход состоит из части слободы Мстеры, 217 дворов, в коих по клировым ведомостям числится 649 душ муж. пола и жен. пола 722 души.

http://sobory.ru/article/?object=01894

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010